Профессионально должностная подготовка военнослужащих

4. Руководящие документы

1. Наставление по боевой подготовке в ВС РФ, утвержденное приказом 2013 года № 760дсп МО РФ (издание
второе, исправленное и дополненное).
2. Приказ МО РФ 2013 года № 878 «О правовом обучении в ВС РФ».
3. Приказ МО РФ 2005 года № 170 «Об организации общественно-государственной подготовки в ВС РФ».
4. Приказ МО РФ 2013 года № 255дсп «О совершенствовании работы по обеспечению безопасности военной
службы в ВС РФ».
5. Приказ МО РФ 2000 года № 277 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок военно-учебных
заведений МО РФ».
6. Приказ командующего Войсками ВКО 2015 года № 69 «Об организации профессионально-должностной
подготовки и внутренней службы в Командовании Войск ВКО в летнем периоде обучения 2015 учебного года».
7. Наставление по боевой подготовке Войск ВКО, введенное приказом командующего Войсками ВКО 2012 года
№ 82дсп.
8. Организационно-методические указания по оперативной и боевой подготовке органов военного управления и
Войск ВКО в 2015 учебном году.
9. Программа мобилизационной подготовки военнослужащих органов управления и войск (сил) Западного военного

округа на 2015 учебный год.
10. Приказ начальника академии от 2015 года № 31дсп «Об итогах профессионально-должностной подготовки
постоянного состава академии в 2014/2015 учебном году и задачах по профессионально-должностной
подготовке на 2015/2016 учебный год».

9. Подготовка лиц гражданского персонала по специальности

Подготовка лиц гражданского персонала по специальности организуется и проводится
согласно плану подготовки, разрабатываемому на учебный год.
Цель подготовки гражданского персонала – повышение уровня профессиональных
знаний, умений и навыков, обеспечивающих своевременное и качественное исполнение
обязанностей в соответствии с должностным предназначением.
Основное внимание должно уделяться: освоению профессиональной деятельности;
усвоению знаний по общественно-государственной подготовке, безопасности труда, подготовке
к работе в критических условиях оперативно-тактической обстановки.
Подготовка лиц гражданского персонала проводится в ходе плановых занятий не менее
6 часов в месяц, кроме месяцев подготовки к новому учебному году (периоду обучения), в
составе учебных групп под руководством непосредственных начальников и самостоятельно по
следующим предметам подготовки:
• общественно-государственная подготовка;
• профессиональная подготовка в сфере деятельности;
• охрана труда;
• специальная подготовка.

11. Перечень планирующей и отчетной документации по подготовке гражданского персонала

Академия
Перечень планирующей и отчетной документации по подготовке гражданского персонала
Документы
Год
Планирующие
1. Раздел «Организация ПДП постоянного
состава ВУЗа» в решении начальника ВУЗа
на организацию образовательной
деятельности
2. Тематический план подготовки ГП по
специальности
Группа
Отчетные
Планирующие
Гражданский
персонал
Отчетные
Месяц
План-календарь основных
мероприятий
Приказ об итогах ПДП за 2014/2015 год и
задачах на 2015/2016 год
Тематический план подготовки ГП по
специальности в структурных
подразделениях с учетом уровня
образования и профессиональных знаний
обучаемых
Журнал учета
Планирующие
Отчетные
Семестр (период)
Тетради подготовки ГП
1. План календарь основных
мероприятий.
2. Расписание занятий
подготовки ГП на месяц
3. План проведения занятия
подготовки ГП
Ведомости по итогам сдачи
Подведение итогов за месяц
контрольных занятий (зачетов)

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 9/1993, стр. 48-52

Профессиональная подготовка офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации

Генерал-лейтенант В.А.САПОЖИНСКИЙ,

кандидат военных наук, профессор

СОВРЕМЕННАЯ система подготовки офицерских кадров в Воору-женных Силах Российской Федерации сложилась исторически и дей-ствует с определенной отдачей. Потому было бы ошибкой ставить под сомнение буквально все аспекты ее деятельности, не учитывать накоп-ленный опыт, научные школы и имеющуюся учебно-материальную базу. Эта проблема не впервые поднимается на страницах журнала, и мы имеем достаточно примеров, подтверждающих, что объем и содержание подготовки военных специалистов не в полной мере отвечают современ-ным требованиям развития военного дела. Основная причина этому, на наш взгляд, — крупные издержки самой системы, отсутствие научно обос-нованной концепции: чему, в каком объеме и на каком уровне учить. Для решения этих проблем предлагаются различные, чаще всего субъектив-ные подходы. Одни придерживаются мнения, что военные училища и академии должны готовить офицеров к исполнению конкретной долж-ности. Другие считают, что вузы должны давать лишь фундаменталь-ные знания теоретических основ, а специализация будет завершаться че-рез систему офицерских курсов. Думается, что, как и в любом многопла-новом процессе, крайности здесь неприемлемы.

Сложившаяся в последние годы система военного образования пред-ставляет собой непрерывный образовательный процесс. При этом ее ос-новными составляющими являются: начальная военная подготовка; военно-профессиональная подготовка в период срочной службы в рядах Вооруженных Сил (в том числе в учебных подразделениях); подготовка в суворовских и Нахимовском училищах; обучение в военных училищах и на военных кафедрах гражданских вузов с последующей службой в вой-сках или прохождением сборов в запасе; командирская подготовка; по-вышение квалификации на офицерских или академических курсах; обу-чение в военных академиях. Кроме этого, можно выделить подготовку военнослужащих запаса на различного рода сборах.

Однако при рассмотрении содержания обучения мы не можем отме-тить такого «разнообразия». Так, подготовка офицеров проходит преи-мущественно в целевых военно-учебных заведениях. В учебных про-граммах видовых (родовых) военных училищ и академий существенного различия не наблюдается. Как правило, многочисленные вузы парал-лельно готовят специалистов одного профиля с некоторой долей спе-циализации, что ведет к дублированию, распылению средств на созда-ние идентичной материальной базы, увеличению расходов на управлен-ческую деятельность. Не отвечают своему предназначению по совер-шенствованию профессиональной подготовки офицеров и офицерские курсы. На сегодняшний день существующие в системе военного образо-вания курсы повышения квалификации офицерского состава в какой-то мере потеряли свою значимость. Основные причины этого кроются в первую очередь в оторванности учебных программ от содержания обуче-ния в военных училищах и академиях, а главное в том, что они практиче-ски не влияют на продвижение офицера по службе.

На наш взгляд, важным звеном в подготовке офицерских кадров является командирская подготовка. Но действующие в настоящее время программы не предусматривают наращивания знаний, умений и навы-ков: из года в год изучаются одни и те же темы, повторяются занятия, не учитываются опыт и уровень профессиональной подготовки обучаемых, се это приводит к выводу, что при видимом единстве различные эле-менты системы профессиональной подготовки офицеров функциони-руют без должной связи друг с другом. Причем эти недостатки концепту-ально уже рассматривались в Положении о строительстве ВС РФ в раз-деле «Подготовка военных кадров». Однако в нем, по нашему мнению, больше внимания уделено организационным вопросам.

Передовая педагогика в институциальном аспекте рассматривает систему образования как совокупность формальной и неформальной под-систем. В формальную входят такие институты обучения, как общеобра-зовательные школы, высшие и средние специальные заведения, различ-ные курсы (официальные учреждения); в неформальную — семья, цер-ковь, музеи, клубы и т.д. Формирование всесторонне развитой личности, в том числе военного профессионала, условно осуществляется по двум направлениям: первое — приобретение профессиональных качеств, т.е. обучение; второе — формирование гражданских и общечеловеческих ка-честв, т.е. воспитание.

В рамках теории непрерывного образования исследования под эги-дой ЮНЕСКО были начаты четверть века назад. В России этим вопросом занимаются лишь последнее десятилетие. В общем виде идея непрерыв-ного образования отражает назревшую общественную потребность в упорядочении вертикальной структуры образовательного процесса и его достройки новыми элементами. И по содержанию, и структурно предла-гаемая система непрерывного образования предусматривает два основ-ных вида подготовки: фундаментальную (общетеоретическую) и при-кладную (по специальности, согласно должностного предназначения). Вместе с тем необходимо учитывать особенности создания системы не-прерывного образования: возможность его получения в течение всей ак-тивной жизни человека; стимулирование самого факта приобретения, обновления и повышения уровня знаний; удовлетворение потребностей в специализации знаний только на старших курсах вузов на основе про-фотбора.

Таким образом, непрерывное образование военных кадров необходимо, на наш взгляд, понимать как процесс их подготовки, состоящий из базового и последующего образования. В дальнейшем это предполагает последовательное чередование практической деятельности в сфере про-фессионального труда и учебы по повышению теоретических (базовых) знаний.

Анализируя некоторые положения концепции непрерывного образо-вания, можно сделать вывод, что основными направлениями образова-тельной реформы в ВС РФ могли бы быть: по структуре — создание строй-ной, взаимосвязанной системы непрерывной подготовки офицерских ка-дров не только в военных училищах и академиях, но и на различных офи-церских курсах (академических, повышения квалификации и т.п.), а также в войсках в системе командирской подготовки и самостоятельной учебы; более тесная интеграция системы подготовки офицерских кадров с элементами гражданского (среднего специального) образования; по со-держанию — усиление фундаментальности вузовского образования, осо-бенно на младших курсах. При этом в военных училищах командного профиля основное внимание в течение трех-четырех лет обучения должно быть сосредоточено на освоении базовых наук, основ военной теории и общеобразовательной программы, дающих право на получение дипломов общегосударственного образца, на завершающем курсе — на прикладных науках. При подготовке специалистов инженерного про-филя возможна и более тесная связь с общегосударственной программой подготовки инженеров конкретных специальностей. Военные академии, на наш взгляд, должны не только расширять знания по основам военной теории, но и готовить офицеров управленческой деятельности опера-тивно-тактического и даже оперативно-стратегического профиля с при-своением им новой квалификации. Подготовка офицера к исполнению конкретной должности в сфере профессионального труда должна осу-ществляться в вузах МО или на военных кафедрах при гражданских выс-ших учебных заведениях на завершающем этапе обучения, а также в си-стеме обязательных офицерских курсов перед назначением на выше-стоящую должность.

Кроме того, учитывая потребность войск в специалистах различного уровня подготовки, представляется правомерным выдача одним и тем же вузом разных дипломов. Для специалистов первого уровня — о сред-нем военно-специальном образовании. Его должны получать выпуск-ники после окончания только первых двух-трех курсов военных училищ, если они не способны или по какой-либо причине не желают продолжать учебу, а также на некоторых военных кафедрах при гражданских вузах. Это будет тот уровень образования, при котором офицер (прапорщик) сможет исполнять первичные должности командного и инженерного со-

става. Второй — о высшем военном образовании первой ступени (высшее военно-специальное образование) будут получать выпускники военных училищ и институтов родов войск, большинства военных кафедр при гражданских инженерно-технических вузах (по соответствующим специ-альностям для исполнения командных и инженерных должностей до от-дельной части включительно, а также офицеров штабов соединений). Третий — о высшем военном образовании второй ступени — (элитный) да-вать только выпускникам военных академии, специалистам командно-штабного и инженерного профиля, предназначенным для исполнения соответствующих командных должностей оперативно-тактического уровня и должностей офицеров в оперативных и стратегических объеди-нениях, в Центральном аппарате Министерства обороны, на преподава-тельской работе в вузах и в научно-исследовательских учреждениях.

На первый взгляд нет ничего нового. По форме у нас именно так и ве-дется подготовка офицерских кадров. Однако принципиальное отличие непрерывной от традиционной системы обучения состоит в том, что представляется возможность получения образования любого уровня в соответствии со способностями; право выбора на старших курсах специ-альной ориентации; преимущественно личная ответственность обучае-мого за результаты своей учебы; значительный удельный вес фундамен-тальной (не менее 50%) подготовки и самостоятельной (порядка 25%) ра-боты; обязательное стимулирование качества образовательного уровня.

Практически уже сейчас необходимо осуществлять переход на мно-гоуровневую структуру подготовки военных специалистов. Для этого на-бор в военные училища следует проводить на конкурсной основе и обу-чение начинать с фундаментального курса. Затем по результатам экзаме-нов за два-три курса (в зависимости от выявленных по рейтингу профес-сиональных качеств) не более двух третей обучаемых отбирать для про-должения учебы по полной программе и получения диплома о высшем военном образовании. Остальных (30-40% обучаемых), показавших поло-жительные результаты в учебе, целесообразно направлять на годичные (но не менее шести месяцев) курсы для целевой подготовки на конкрет-ную первичную должность по избранной ими специальности. В данном случае они будут выпускаться командирами взводов или техниками рот в звании младший лейтенант (прапорщик). Им может вручаться диплом о среднем военном образовании. В этой должности они остаются до завер-шения контракта, однако в последующем могут продвигаться по службе (на офицерские должности) до командира роты (батареи) и им равных, но при условии обязательного обучения на специальных курсах или при военных училищах перед назначением на каждую должность и положи-тельной сдаче соответствующих экзаменов.

Назрела, на наш взгляд, необходимость пересмотра Положения о сроках увольнения военнослужащих из Вооруженных Сил. Предельный возраст службы, естественно, должен быть 60 лет (как установлено в За-коне РФ «Об обороне»). Однако связывать жестко срок увольнения со зва-нием офицера не совсем правильно. Ведь главное — деловые качества и личное отношение к службе. По ряду должностей (в штабах, вузах, НИИ, административных органах) не требуется присваивать высшее звание, но офицер может отлично исполнять обязанности до 50-55 лет. Увольнение офицера лишь по причине предельного возраста по воинскому званию просто расточительно.

Кроме того, социальная защита профессиональных военнослужащих — выпускников военных училищ невозможна без вручения им по оконча-нии полного курса обучения диплома общегосударственного образца как специалисту с высшим специальным образованием. Это касается в первую очередь офицеров командного профиля, так как для военных ин-женеров уровни подготовки, безусловно, могут и должны определяться аналогично соответствующим гражданским инженерным вузам. Требу-ется на законодательном уровне определить, к каким управленческим или другим специальностям народного хозяйства приравнивается дип-лом военного специалиста.

При обучении в военных академиях видов Вооруженных Сил необхо-димо давать высшее военное образование для управления деятельно-стью объединений (соединений, частей) данного вида в мирное и воен-ное время, а Академия Генерального штаба должна готовить военных специалистов в сфере совместного применения объединений видов Booруженных Сил. При этом в академиях также целесообразно иметь два уровня подготовки и проводить дифференциацию слушателей по ито-гам первых двух-трех семестров обучения. В зависимости от результатов учебы и профессионального отбора по рейтингу порядка 25-30 % слуша-телей предлагается переводить на ускоренную (не более одного семе-стра) доподготовку с последующим направлением их в войска для про-хождения дальнейшей службы офицерами штабов, частей и соединений, а также командирами батальонов и им равных подразделений. При по-следующем их продвижении по службе они могут обучаться на курсах усовершенствования. Слушателям, завершающим учебу в академии по полной программе, необходимо вручать дипломы специалистов управ-ленческой деятельности как в военной области, так и в сфере народного хозяйства. Все выпускники могут служить в штабах соединении и объе-динений, командирами полков, бригад, их заместителями и на равных им должностях. Часть офицеров, проявивших склонность к штабной и исследовательской деятельности, может сразу поступать в адъюнктуру или направляться в Военную академию Генерального штаба, продолжи-тельность учебы в которой для них не должна превышать один год. Есте-ственно, что в ВАГШ офицеры и генералы из войск будут отбираться пре-жним порядком, а ее выпускники назначаться для замещения командных должностей в оперативно-тактическом звене и для последующей работы в Генеральном штабе, Центральном аппарате МО, главкоматах видов ВС, штабах военных округов.

Эти предложения, бесспорно, потребуют качественной переработки не только учебных программ, но и изменения самой идеологии военного образования, внедрения новых технологий в учебный процесс; создания системы объективного контроля (по рейтинговому принципу), оценки и отбора достойных для дальнейшего обучения по расширенной про-грамме на каждом этапе этой многоуровневой системы; изменения под-ходов к рассмотрению кандидатов для выдвижения на вышестоящие должности и персонального учета прохождения службы выпускниками военных академий в целом. Главное в том, что такой вариант обучения офицеров позволит избежать дублирования, существенно повысит мо-тивацию обучения. При этом вузы, готовящие специалистов по заявкам различных заказчиков, должны стать самостоятельными исполнителями заказа и не быть, как это имеет место сейчас, напрямую подчиненными своим заказчикам. На наш взгляд, заказчик может ограничивать вузы по трем аспектам: определять количество выпускников по годам; предъя-влять научно обоснованные квалификационные требования по их подго-товке; участвовать в контроле качества обучения. Все остальное вузы должны решать самостоятельно.

Думается, можно согласиться с мнением, что выпускники военных училищ, получая фундаментальную подготовку по основам теории воен-ного искусства, одновременно могут подготовиться к исполнению кон-кретной должности. При этом программы академий должны компенси-ровать пробел в получении фундаментальных знаний и в методике их применения. Подготовка же офицеров с академическим образованием к назначению на конкретную должность (их узкая специализация), по на-шему мнению, является прерогативой кратковременных офицерских курсов, прежде всего академических. При этом система командирской подготовки должна быть постоянным связующим звеном между фунда-ментальной и практической подготовкой по специальности в соответ-ствии с должностным предназначением. Ее необходимо согласовывать с учебными программами соответствующих офицерских курсов и прово-дить по категориям в прежних объемах, но не по два дня в месяц, а двух-трехнедельные сборы в полугодие. Формы совершенствования методи-ческой подготовки офицеров — командиров подразделений и частей це-лесообразно оставить прежними.

В числе первоочередных задач реформирования военного образова-ния следовало бы уточнить систему подготовки самих преподавателей, в том числе и в связи с переходом на непрерывную систему обучения. Пока же военных преподавателей назначают на должности без необходимой подготовки. Слабо решаются вопросы обмена педагогами между граж-данскими и военными вузами; единичны случаи командирования воен-ных преподавателей за опытом в другие страны. Все это приводит к низ-кому качеству преподавания и в целом снижает эффективность обучения. Решение проблемы видится в создании военного педагогического вуза или отдельных факультетов. Это далекая перспектива, но уже се-годня требуется подготовка профессорско-преподавательского состава, которая может осуществляться в специальных педагогических группах в рамках существующих военных академий. Возглавить и вести эту работу смогли бы соответствующие кафедры: тактики, вооружения и стрельбы, технического обеспечения и др. Определенный опыт в этом имеет Воен-ная академия имени М.В.Фрунзе по подготовке преподавателей истории войн и военного искусства. Целесообразно также продолжить обучение военных ученых и педагогов через систему адъюнктур и докторантур. При этом нет необходимости ограничивать количество докторантов для кафедр, а стоит лишь установить для вуза общую численность адъюн-ктуры и докторантуры. Кроме того, молодых докторов военных наук сле-довало бы обучать по единой программе при ВАГШ или на ее академиче-ских курсах.

В заключение необходимо отметить, что предлагаемые меры по со-вершенствованию системы военного образования хотя в чем-то и совпа-дают с положениями концепций непрерывного военного образования в армиях некоторых стран мира, но в то же время отражают специфику Рос-сийских Вооруженных Сил.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ДОЛЖНОСТНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ТЕХНИЧЕСКОЙ УЧЕБЫ ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА ВОЕННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ

Обучение офицеров в системе профессионально-должностной подготовки и технической учебы гражданского персонала военного представительства организуется и проводится в соответствии с требованиями приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, директив Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, организационно-методических указаний начальника Управления военных представительств Министерства обороны Российской Федерации.

Главной задачей профессионально-должностной подготовки военнослужащих и учебы гражданского персонала в военном представительстве является поддержание на должном уровне боевой и мобилизационной готовности, укрепление правопорядка, воинской и трудовой дисциплины, гарантированное выполнение задач по предназначению. При этом особое внимание должно уделяться повышению профессионализма, требовательности к индивидуальной подготовке личного состава, его компетентности, всемерному стимулированию личной ответственности и заинтересованности в совершенствовании профессионального мастерства, а также обеспечению систематической самостоятельной подготовки, как важнейшего условия профессионального роста личного состава.

В военном представительстве профессионально-должностную подготовку военнослужащих и учебу гражданского персонала организует начальник военного представительства, который обязан постоянно контролировать ход и качество занятий, а также лично проводить занятия по отдельным (важным) темам. Учеба гражданского персонала организуется исходя из возложенных на военное представительство задач и увязывается с персональными должностными обязанностями, перечень предметов обучения и тем определяются начальником военного представительства.

На каждый учебный год разрабатываются планы профессионально-должностной подготовки офицеров и учебы гражданского персонала, в которых отражаются распределение учебного времени по предметам обучения и темам, последовательность их изучения.

На основании утвержденных планов разрабатываются индивидуальные планы подготовки личного состава с указанием обязательных тем при изучении в составе учебных групп, а также тем для изучения в ходе самостоятельной подготовки.

Ежемесячно разрабатываются расписания занятий совместной и самостоятельной подготовки личного состава, которые вывешиваются в помещениях для совместной подготовки учебных групп.

Учет профессионально-должностной подготовки офицеров осуществляется по учебным группам в журналах учета. Журнал учета профессионально-должностной подготовки офицеров учебной группы должен включать следующие разделы:

список учебной группы;

учет проведенных занятий по предметам обучения с указанием даты проведения, количества учебных часов, формы и темы занятия, должности и фамилии руководителя;

учет самостоятельной подготовки с указанием тех же параметров;

учет индивидуальных заданий офицеров учебной группы на год с указанием воинского звания и фамилии исполнителя, темы задания, сроков исполнения, оценки и краткой характеристики выполненного задания руководителем учебной группы (начальником военного представительства);

замечания и указания старших начальников.

Журналы должны проверяться начальниками военных представительств с отметкой о результатах проверки не реже 1 раза в период обучения.

В каждом военном представительстве назначается офицер (группа офицеров), осуществляющий планирование, контроль за состоянием учета в учебных группах, анализ и подготовку докладов (выводов, предложений) начальнику военного представительства, а также офицер (группа офицеров) ответственный за ведение журнала учета профессионально-должностной подготовки.

К отчетным документам относятся:

приказы начальника военного представительства по организации профессионально-должностной подготовки офицеров и учебы гражданского персонала, а также по итогам подготовки в учебном году (полугодии);

материалы по результатам проведенных в течение учебного года проверок (акты проведенных комиссий, оценочные ведомости);

расписания занятий с приложением материалов проведенных занятий;

заполненные журналы учета профессионально-должностной подготовки учебной группы (учебных групп);

выполненные индивидуальные задания.

31. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И КАДРОВОЙ
РАБОТЫ В ВОЕННОМ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВЕ

31.1 Организация воспитательной работы
в военном представительстве

Воспитательная работа проводится со всеми категориями военнослужащих, гражданского персонала, считается важным средством формирования здорового морального климата в военных представительствах и строится на основе приказов, директив Министра обороны Российской Федерации и организационно-методических указаний по воспитательной работе.

Главным содержанием воспитательной работы является проведение в военных представительствах государственной политики, формирование у личного состава качеств гражданина-патриота Российской Федерации, защитника Отечества, высокого профессионального уровня, личной ответственности за выполнение поставленных задач.

Системный характер воспитания в военном представительстве должен проявляться в целенаправленном, организационно оформленном взаимодействии всех членов коллектива, а по возможности и членов семей, регулируемым действующим законодательством, педагогическими принципами и направленным на обеспечение выполнения поставленных задач.

Для качественного решения проблем воспитания подчиненных начальнику военного представительства, который является ключевой фигурой в этом процессе, необходимы знания в различных областях науки и прежде всего в педагогике и психологии, а также жизненный и служебный опыт. При этом начальнику следует сосредоточить основные усилия на таких направлениях воспитательной работы, как информационно-воспитательное, социально-правовое, психологическое, укрепление воинской и трудовой дисциплины, правопорядка и др. Данные мероприятия подлежат отражению в планах подготовки военного представительства.

Большое значение в укреплении правопорядка играет индивидуально-воспитательная работа, направленная на воспитание дисциплинированности всего коллектива военного представительства. В случае обнаружения дисциплинарных нарушений подчиненных, выявления негативных тенденций в коллективе начальник военного представительства обязан принимать все законные меры, в том числе и принуждение. Неукоснительным требованием является принципиальная и твердая оценка каждого проступка. Причем должны быть устранены не только негативные последствия выявленных нарушений, но и, что более важно, их причины.

Необходимым элементом деятельности является профилактика нарушений. Начальник военного представительства обязан создавать условия, необходимые для дисциплинированного поведения подчиненных. Необходимо чуткое отношение, своевременное и адекватное реагирование на возникшие проблемы. С этой целью в регламенте служебного времени необходимо предусмотреть время для приема личного состава, а также членов семей по личным вопросам.

Основными направлениями деятельности начальника военного представительства по обеспечению правовой и социальной защиты являются:

организация правовой подготовки личного состава;

организация работы по разрешению жалоб, заявлений и предложений;

осуществление контроля за исполнением законодательства в социальной сфере.

Являясь единоначальником, начальник военного представительства несет личную ответственность за все стороны жизни: материальное, медицинское, финансовое, социально-правовое и жилищное обеспечение.

Начальник военного представительства обязан регулярно, не менее 1 раза в месяц, проводить совещание с личным составом по доведению приказов и директив вышестоящего командования, подведению итогов работы и постановке задач, анализу состояния воинской и трудовой дисциплины.

В военном представительстве особое внимание должно уделяться работе с вновь прибывшими, молодыми и призванными из запаса офицерами, а также при приеме на работу гражданского персонала. Должны проводиться соответствующие обучения, инструктажи и другие мероприятия по подготовке и обучению кадров.

31.2 Организация кадровой работы
в военных представительствах

Организация кадровой работы в военном представительстве регламентируется Наставлением по учету личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, введенным в действие приказом Министра обороны Российской Федерации 2005 года № 085 и указаниями начальника Управления военных представительств Министерства обороны Российской Федерации по учету личного состава в военном представительстве.

В военном представительстве на личный состав ведутся следующие учетные документы:

книга алфавитного учета личного состава;

книга штатно-должностного учета личного состава;

книга учета временно отсутствующего и временно прибывшего в воинскую часть личного состава по форме № 5;

книга учёта личных дел военнослужащих военного представительства;

личные дела на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и офицеров, проходящих военную службу по призыву;

личные карточки (форма № Т-2) и трудовые книжки на лиц гражданского персонала. Кроме того, в целях систематизации учета сведений о гражданском персонале, рекомендуется на каждое лицо гражданского персонала, за исключением государственных гражданских служащих, вести дела. К этим делам приобщаются трудовые договоры, заявления по вопросам трудового законодательства Российской Федерации, соглашения лиц гражданского персонала с работодателем по изменению существенных и других условий труда, копии документов об образовании и др.;

журнал контроля за состоянием учета личного состава.

Учет личного состава в военных представительствах по книгам алфавитного учета ведется в следующем порядке:

все военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и по призыву, учитываются в книге алфавитного учета;

лица гражданского персонала учитываются в отдельной книге алфавитного учета.

Штатно-должностной учет всего личного состава ведется в одной книге. При необходимости разрешено ведение книг штатно-должностного учета всего личного состава по категориям учета.

Основным документом персонального учета военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, офицеров, проходящих военную службу по призыву, является их личное дело.

В военных представительствах по месту военной службы офицеров ведутся первые экземпляры личных дел, за исключением личных дел на начальников военных представительств, оба экземпляра которых ведутся в Управлении военных представительств.

При увольнении в запас или отставку военнослужащих, изъявивших желание выехать на постоянное место жительства в другое государство Содружества Независимых Государств, на основании первого экземпляра личного дела формируется пенсионное дело.

Зачисление в списки личного состава военного представительства и исключение из списков личного состава военного представительства осуществляется только на основании приказов по строевой части, издаваемых в установленном порядке.

Внесение в учетные документы изменений персональных учетных данных военнослужащих и лиц гражданского персонала осуществляется на основании соответствующих документов в соответствии с приказами по строевой части.

Сведения об образовании (за исключением сведений об окончании военно-учебных заведений), о заключении и расторжении брака, рождении вносятся в учетные документы на основании дипломов, аттестатов, свидетельств об окончании общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений профессионального образования и свидетельств, выдаваемых органами записи актов гражданского состояния (далее именуются – органы ЗАГСа).

В случае изменения фамилии, имени, отчества и даты рождения военнослужащего, лица гражданского персонала об этом объявляется в приказе по строевой части на основании свидетельств, выдаваемых органами ЗАГСа. При этом приказ по строевой части об изменении фамилии, имени, отчества и даты рождения офицера, прапорщика (мичмана) издается только после того, как об этом будет объявлено в приказе по личному составу.

Изменения в учетных данных личного состава, объявленные в приказе по строевой части, должны быть занесены в учетные документы не позднее следующего дня после подписания приказа.

Зачисление в списки военного представительства прибывшего личного состава (прием на работу лиц гражданского персонала) осуществляется, как правило, в день прибытия личного состава в военное представительство.

Основанием для издания приказа о зачислении личного состава в списки личного состава военного представительства (о приеме на работу лиц гражданского персонала) являются:

для военнослужащих – именные списки команд и предписания;

для лиц гражданского персонала – трудовой договор, заключенный начальником военного представительства и лицом гражданского персонала.

В списки личного состава военного представительства приказами не зачисляются лица, временно прикомандированные из других воинских частей, а также временно прибывшие в военное представительство по различным причинам.

Исключение из списков личного состава военного представительства осуществляется в следующие сроки:

лиц, уволенных с военной службы, назначенных для прохождения военной службы в другие воинские части, зачисленных на учебу в военно-учебные заведения, переменный состав которых является штатным, – в день их убытия из воинской части (военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, которым при увольнении после сдачи дел и должности предоставляется основной отпуск пропорционально времени, прослуженному в году увольнения, исключаются из списков личного состава военного представительства в день окончания отпуска);

лиц, не прибывших в установленный срок из командировок, отпусков, лечебных учреждений, военно-учебного заведения после обучения, а также самовольно оставивших место военной службы, розыскные мероприятия в отношении которых не дали положительных результатов и место нахождения которых неизвестно, после признания их в установленном порядке безвестно отсутствующими или объявления умершими – со следующего дня после вступления в законную силу соответствующего решения суда, а тех, место нахождения которых известно, – после принятия решения вышестоящим командованием о дальнейшем прохождении ими военной службы (при переводе к новому месту военной службы или увольнении с военной службы). До этого времени указанные военнослужащие во всех книгах учета числятся как самовольно оставившие место военной службы. В случае если в ходе проведения розыскных мероприятий место нахождения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и офицеров, проходящих военную службу по призыву, не установлено, но не позднее чем через месяц со дня оставления (неприбытия в срок) ими места военной службы, эти военнослужащие зачисляются в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказа по личному составу, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает данный военнослужащий;

лиц, осужденных за совершенные преступления к отбытию наказания в дисциплинарной воинской части, к лишению свободы и находящихся к моменту вступления приговора в законную силу под стражей, – с указанного в приговоре суда дня начала отбывания наказания; лиц, находящихся к моменту вступления приговора в законную силу на свободе, – со дня вступления приговора в законную силу; осужденных к пожизненному заключению – со дня предварительного заключения под стражу. При этом приказ по строевой части издается после получения извещения суда о вступлении приговора в законную силу;

лиц, умерших (погибших), – со следующего дня после дня смерти (гибели) на основании свидетельства о смерти.

Военнослужащие, направленные в военно-учебные заведения для сдачи вступительных экзаменов, исключаются из списков личного состава военного представительства со дня зачисления на учебу только по получении из военно-учебного заведения выписки из приказа о зачислении их на учебу.

Не исключаются из списков личного состава военного представительства и учитываются как временно отсутствующие:

лица, направленные на учебу в военно-учебные заведения и учебные воинские части без освобождения от занимаемых воинских должностей;

лица, направленные в учебные воинские части на должности переменного состава, содержащегося за счет численности войск (сил);

лица, направленные на излечение в лечебные учреждения всех видов, независимо от срока лечения;

личный состав, временно выбывший из военного представительства по различным причинам (в командировку, отпуск, на сборы, временно прикомандированный к другим воинским частям и т.п.);

лица, находящиеся под следствием, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, – до окончательного решения по делу или отмены указанной меры пресечения.

Запрещается:

зачислять в списки личного состава лиц, прибывших без именных списков команд или предписания, не имеющих документов, удостоверяющих личность. Лица, прибывшие без документов, зачисляются в списки военного представительства только после установления их личности и получения документов, подтверждающих направление их в данное военное представительство для прохождения военной службы. До получения подтверждающих документов эти лица учитываются как временно прикомандированные;

зачислять в списки личного состава военного представительства или исключать из них общим числом без поименного перечисления в приказе по строевой части каждого военнослужащего, лица гражданского персонала;

вносить изменения в документы персонального учета личного состава без объявления в приказе по строевой части;

вносить в документы персонального и штатно-должностного учета изменения и дополнения со слов военнослужащих, лица гражданского персонала.

На всех офицеров, прапорщиков (мичманов), у которых изменяются учетные данные, соответствующие военные представительства представляют в отдел кадров и строевой Управления военных представительств донесения.

Донесения составляются на каждого офицера, прапорщика (мичмана) в отдельности по следующим изменениям в учетных данных:

об изменении в семейном положении и составе семьи;

об изменении уровня образования с указанием даты окончания образовательного учреждения;

о присвоении ученой степени или ученого звания с указанием номеров диплома, аттестата;

о написании научных трудов и изобретениях;

об изменениях классной квалификации, о допуске к самостоятельному управлению кораблем, о присвоении квалификации военного переводчика;

о наложении (снятии) дисциплинарных взысканий с указанием причин;

о присвоении почетных званий;

о награждении иностранными орденами и медалями;

об избрании в представительные, исполнительные органы власти;

об изменениях в степени владения иностранными языками;

о ранениях и контузиях;

о выданных удостоверениях личности военнослужащего;

о выданных паспортах гражданина Российской Федерации.

В военном представительстве ведется учет погибших (умерших) военнослужащих и лиц гражданского персонала. При этом учету подлежат погибшие (умершие):

военнослужащие в период прохождения военной службы;

лица гражданского персонала, выполнявшие работу на должностях, предусмотренных штатом военного представительства.

Для обеспечения учета погибших (умерших) в вышестоящих органах, начальник военного представительства обязан доложить в порядке подчиненности о гибели (смерти) военнослужащего, а также известить семью или ближайших родственников погибшего (умершего) и военный комиссариат района (города) по месту жительства семьи погибшего (умершего) установленным порядком.

Погибшие (умершие) военнослужащие и лица гражданского персонала исключаются из списков личного состава военного представительства приказом по строевой части со следующего дня после дня смерти или гибели.

Приказ по строевой части является основанием для направления в военный комиссариат района (города) извещения о гибели (смерти) военнослужащего, а также для внесения в учетные документы сведений о времени и причине исключения военнослужащего из списков личного состава военного представительства.

Извещения о гибели (смерти) военнослужащих составляются в двух экземплярах по форме № 21/БП. Первый экземпляр извещения вместе со свидетельством о смерти высылается в установленном порядке военному комиссару района (города) по месту жительства семьи (родственников) погибшего (умершего) военнослужащего.

Одновременно с извещением в военный комиссариат района (города) на погибшего (умершего) военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, высылаются личное дело и выписка из приказа об исключении из списков личного состава военного представительства.

Вторые экземпляры извещений о гибели (смерти) хранятся в делах военного представительства.

На погибших (умерших) военнослужащих и лиц гражданского персонала составляются именные списки безвозвратных потерь личного состава по форме № 18/БП для представления их в Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации (Главное организационно-мобилизационное управление).

Кроме извещений о смерти (гибели) на умерших (погибших) офицеров, прапорщиков (мичманов) военное представительство представляет в отдел кадров Управления военных представительств донесения о смерти (гибели). Донесения составляются в двух экземплярах. Первые экземпляры представляются по команде, вторые хранятся в делах военного представительства.

На основании приказа по строевой части в книгах алфавитного учета указываются следующие сведения: дата и причина гибели (смерти) военнослужащего, номер приказа об исключении из списков личного состава военного представительства, когда, кому и за каким номером выслано извещение о гибели (смерти), место погребения.

Учет погибших (умерших) лиц гражданского персонала, проведение расследования в случае, если гибель (смерть) произошла при исполнении трудовых обязанностей, отправка их собственных вещей, ценностей и личных документов производятся в порядке, установленном для военнослужащих.

Личные документы лиц гражданского персонала отправляются (передаются):

паспорта – в органы ЗАГСа, осуществляющие государственную регистрацию смерти;

трудовые книжки – семье (родственникам) погибших (умерших).

В случае гибели (смерти) лиц гражданского персонала при исполнении трудовых обязанностей семья или родственники погибшего (умершего) извещаются, как правило, в устном порядке.

Подлежат учету в военном представительстве письменные (телеграфные) извещения о гибели (смерти) лиц гражданского персонала, если семья или родственники погибших (умерших) проживают в других районах или когда военное представительство, где работали погибшие (умершие), дислоцируются за границей Российской Федерации.

Эти извещения составляются применительно к форме извещения, установленной для военнослужащих, и высылаются в соответствующие военные комиссариаты района (города) по месту жительства семьи (родственников) погибшего (умершего).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *