Профстандарт для секретаря

Трудовые функции секретаря руководителя в соответствии с профессиональным стандартом

Чубова Е. П., Шаповалова Е. В. Трудовые функции секретаря руководителя в соответствии с профессиональным стандартом // Молодой ученый. — 2016. — №28.1. — С. 32-35. — URL https://moluch.ru/archive/132/36796/ (дата обращения: 17.05.2018).



В статье рассматриваются отдельные трудовые функции секретаря, зафиксированные в профессиональном стандарте специалиста по организационному и документационному обеспечению управления организацией. Проводится анализ соответствия практических навыков с необходимыми знаниями в данной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: трудовые функции секретаря, профессиональный стандарт, информационная составляющая работы секретаря руководителя.

Требования к деятельности современного секретаря меняются достаточно активно. Факторы, влияющие на данный процесс, формируются как во внешней среде, так и в пределах самой организации.

До недавнего времени знания и умения секретаря были зафиксированы в должностной инструкции, разработанной на основе ряда квалификационных справочников.

Регулярная актуализация нормативных документов хотя и производится, но по некоторым группам направлений все еще есть наблюдается расхождение с текущими моделями организации труда.

В 2007–2008 гг. появились первые профессиональные стандарты. Уже через три года Правительством РФ было учреждено Агентство стратегических инициатив, приступившее к разработке дорожной карты «Создание Национальной системы квалификаций и компетенций». Следующим шагом в данном направлении было утверждение Плана разработки профессиональных стандартов на 2012–2015 годы.

Профессиональный стандарт содержит требования к тому, что работник должен уметь и знать в определенной профессиональной области. В стандарте идет четкая привязка практических навыков работника к тем знаниям, которые и позволяют ему сформировать теоретическую основу для наработки профессиональных умений.

С момента введения профессиональных стандартов требования приобрели четкую практическую направленность.

Именно работодатели стали инициаторами разработки и внедрения профстандартов с целью максимального сближения квалификационных требований специалиста с теми знаниями, которые студент получил за время обучения, формированию у них компетенций, удовлетворяющих потребностям рынка труда.

Профессиональный стандарт «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ в 2015 г. содержит характеристику обобщенных и трудовых функций таких профессий, как секретарь руководителя и помощник руководителя.

На примере должности секретаря руководителя рассмотрим отдельные функциональные обязанности с учетом требований работодателей.

В качестве обобщённой трудовой функции обозначено организационное, документационное и информационное обеспечение деятельности руководителя организации. По содержанию данная функция содержит три основных направления, которые соответствуют традиционной функциональной классификации секретарской деятельности.

Если в документационном и организационном направлении деятельности секретаря большинство функций понятны изначально и не содержат «белых пятен», то информационная составляющая требовала четкого раскрытия того, чем должен заниматься секретарь.

В профессиональном стандарте данный аспект раскрывается двумя трудовыми функциями, а именно обеспечением руководителя информацией и организацией информационного взаимодействия руководителя с работниками.

Для реализации первой трудовой функции секретарь должен уметь осуществлять сбор, обработку и анализ информации в соответствии с требованиями краткости, четкости формулировок, своевременности поступления, точности и достоверности, оптимальности систематизации, непрерывности сбора и обработки информации; составлять и оформлять сводные, отчетные, статистические документы; производить поиск информации в существующих базах данных, вести информационно-справочную работу на основе различных комбинаций поисковых признаков. Данная функция соотносится с определенными знаниями таких вопросов, как принципы формирования внешних и внутренних информационных потоков, их состав; особенности создания баз данных в организации, а также современные научные методы и технические средства, способствующие сбору, обработке, сохранению и передаче информационных потоков.

При обеспечении взаимодействия руководителя с должностными лицами разных уровней подчиненности помимо базовых навыков, а именно, — умение работать с офисным пакетом (текстовым редактором, таблицами), необходимо осуществлять систематизацию получаемых и передаваемых данных, проверять их достоверность, полноту и непротиворечивость, предоставлять данные в едином и удобном для восприятия формате, а также обеспечивать оперативность информационных потоков. С этой целью секретарю необходимо знать нормативно-правовые и нормативно-методические документы, государственные стандарты в сфере профессиональной деятельности организации; структуру и направления деятельности организации, а также компетенции структурных подразделений и должностных лиц. Кроме того, секретарь должен владеть вопросами информационного обеспечение организации для интегрирования инструментов управления, а также для соединения системы управления с системой исполнения. Без знания форм предоставления управленческой информации, ее источников и методов отбора источников информации невозможно осуществить качественное информационное взаимодействие всех должностных лиц организации.

В заключении стоит отметить, что профессиональные стандарты нацелены не только на конкретизацию трудовых функций работников, но и на понимание того, какие знания необходимы для наработки практических навыков.

Литература:

Профстандарты секретаря | Статьи | Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»

С 1 июля 2016 года в силу вступили новые профстандарты секретаря. Об изменениях, которые за ними последуют, а также о новых обязанностях секретаря – читайте в статье.

Из этой статьи вы узнаете:

  • что включает в себя профстандарт секретаря руководителя с 2016 года;
  • какие требования к секретарю предъявляются по профстандарту;
  • следует ли вводить пофстандарты секретаря.

С 1 июля 2016 года вступил в законную силу Федеральный закон от 02.05.2015 №122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон №122-ФЗ).

В ТК РФ начали действовать введенные Законом статьи 195.2 и 195.3. Статья 195.2 ТК РФ устанавливает порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов (далее – ПС, профстандарты), а вот статья 195.3 – порядок их применения.

Об изменениях, которые они принесут в работу секретаря, мы расскажем подробнее.

Профстандарт секретаря руководителя с 2016 года

Смысл разработки профстандартов заключается в том, что их применение к сотрудникам, занимаемым особые должности, становится обязательным. Для остальных работников применение профессиональных стандартов носит рекомендательный характер и остается на усмотрение руководителя.

Изначально планировалось введение профессиональных стандартов обязательным для государственных и муниципальных учреждений, а также для тех компаний, в которых более половины доли участия принадлежит государству.

Однако было принято решение применить профстандарты 2016 года ко всем видам организаций без исключения. Таким образом, если закон (нормативные акты, Трудовой кодекс и т.д.

) устанавливает обязательное соответствие стандартам сотрудника, то руководитель обязан их применить. Но как это отразится на сотрудниках секретариата?

Профессиональные стандарты в Российской Федерации

На данный момент Трудовой кодекс не требует строгого соответствия секретаря руководителя профессиональным стандартам.

Это означает, что в этом случае профстандарты секретаря руководителя 2016 года носят лишь рекомендательный характер.

Следовательно, каждый руководитель может сам решать, требуется ли использовать на практике профстандарты для секретаря с 2016 года. Также можно учитывать лишь некоторые разделы профессиональных стандартов.

Требования к секретарю по профстандарту

Требования, предъявляемые к секретарю руководителя, могут варьироваться в зависимости от должностных обязанностей. Согласно уровню квалификации, обозначенному в профессиональных стандартах, в полномочия секретаря входят:

  • деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих анализа ситуации и ее изменений;
  • планирование собственной деятельности и/или деятельности группы работников, исходя из поставленных задач;
  • ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников.

Согласно данным полномочиям должностная инструкция секретаря по профстандарту включает в себя следующие трудовые функции:

  • оказание помощи руководителю в планировании рабочего времени;
  • формирование плана рабочего дня секретаря;
  • организация телефонных переговоров руководителя;
  • организация командировок руководителя;
  • организация работы с посетителями в приемной руководителя;
  • организация подготовки, проведения и обслуживания конферентных мероприятий (совещаний, заседаний, переговоров, конференций и т.п);
  • осуществление контроля исполнения поручений руководителя;
  • организация и поддержание функционального рабочего пространства приемной и кабинета руководителя;
  • составление и оформление организационных документов;
  • составление и оформление управленческой документации;
  • организация работы с документами;
  • организация текущего хранения документов в организации;
  • организация обработки дел для последующего хранения.

Психологическая совместимость секретаря и руководителя (Школа практической психологии)

Также профстандарты для секретаря не устанавливают наличия особых условий допуска к работе. Для работы секретарем необходимо наличие среднего специального либо неоконченного высшего образования.

Помимо этого, в профстандартах секретаря 2016 года указано, что необходим опыт практической работы.

Именно наличие опыта работы для секретаря является обязательным условием, в виду того, что планирование и организация деятельности руководителя в каждой компании по своему уникальна и во многом зависит от деятельности и направленности предприятия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *