Профстандарт младшего медицинского персонала в здравоохранении

Изучение профессионального стандарта «Врач — судебно-медицинский эксперт» (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 марта 2018 г.) показало наличие такой обобщенной трудовой функции специалиста, как: «Соблюдение врачебной тайны, клятвы врача, принципов врачебной этики и деонтологии в работе с лицами (их законными представителями), в отношении которых проводится судебно-медицинская экспертиза, и коллегами…». В трудовых действиях указано «Использование в работе персональных данных лиц, в отношении которых проводится судебно-медицинская экспертиза, и сведений, составляющих врачебную тайну» и умения «Работать с персональными данными лиц, в отношении которых проводится судебно-медицинская экспертиза (исследование), и сведениями, составляющими врачебную тайну». На базе современного законодательства и иных официальных документов составлена программа модуля, включающая:

— Профессиональный стандарт «Врач — судебно-медицинский эксперт». Требования к соблюдению принципов врачебной этики и деонтологии в работе с персональными данными участников судебно-медицинской экспертизы. Проблемы этического поведения и конфликтов в сфере судебно-медицинской деятельности. Управление конфликтами.

— Новая стратегия в здравоохранении — «Пациент-ориентированный подход», возрождение этики и деонтологии медицины. VII Всероссийский конгресс пациентов.

— Медицина 4П — новая модель здравоохранения, медицина будущего. Основополагающие принципы: персо-нализации, предикции, превентивности, и партисипатив-ности.

— Эволюция понятия «врачебная тайна». ФЗ от 21.11.2011 г. № 323-ф3 (ред. от 27.12.2018 г.)»Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» о врачебной тайне.

— Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017 г. № 498-ФЗ).

ВЫВОДЫ

Своевременное включение в систему нмо судебно-медицинских экспертов разработанного правового модуля позволяет актуализировать изучение не только современных проблем здравоохранения, но и грядущих преобразований в институте охраны здоровья.

■ НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ВНЕДРЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «МЛАДШИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ» НА ПРИМЕРЕ АО «ГК «МЕДСИ»_

М. А. Шарочева

МА АО «ГК «Медси», Москва Доклад посвящен проблемам и опыту внедрения профстандарта «Младший медицинский персонал» на примере АО «ГК «Медси». Изучение опыта внедрения профстандарта в аналогических медицинских организациях. Разработка плана внедрения. Разработка программы и методического материала. Контроль и анализ внедрения. Актуальность доклада: медико-экономическая эффективность аттестации младшего медицинского персонала при внедрении профстандартов. Ценностно-ориентированный подход для формирования корпоративной

культуры медицинской организации. Суть доклада формирование единого мнения при внедрении профессионального стандарта «Младший медицинский персонал».

Ключевые слова: профстандарт, проблемы, организация, младший медицинский персонал, опыт, анализ, перспективы

Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Необходимость разработки и введения профессиональных стандартов определена Указом Президента РФ № 597 от 7 мая 2012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Профессиональный стандарт является новой формой определения квалификации работника по сравнению с единым тарифико-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих.

Профессиональный стандарт (ПС) — ключевой механизм саморегулирования рынка труда.

Это многофункциональный нормативный документ, устанавливающий в рамках конкретного вида (области) профессиональной деятельности требования: к содержанию и качеству труда; к условиям осуществления трудовой деятельности; к уровню квалификации работника; к практическому опыту, профессиональному образованию и обучению, необходимому для соответствия данной квалификации.

Профессиональные стандарты формируются на основании следующих документов: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, инструкции, инструктивные письма и постановления ведомств и министерств РФ.

Профессиональный стандарт «Младший медицинский персонал был утвержден Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации 12 января 2016 г. Приказ № 2н «Об утверждении профессионального стандарта «младший медицинский персонал».

Основная цель профессионального стандарта для младшего медицинского персонала: создание благоприятных и комфортных условий пребывания пациента в медицинской организации.

К категории младший медицинский персонал относят младших медицинских сестёр, сестёр-хозяек и санитарок.

Младшая медицинская сестра (сестра по уходу за больными) помогает палатной медицинской сестре в уходе за больными, проводит смену белья, обеспечивает содержание в чистоте и опрятности самих больных и больничных помещений, участвует в транспортировке больных, следит за соблюдением пациентами больничного режима.

Сестра-хозяйка занимается хозяйственными вопросами, получает и выдаёт бельё, моющие средства и уборочный инвентарь и непосредственно контролирует работу санитарок.

Санитарки: круг их обязанностей определяется их категорией (санитарка отделения, санитарка-буфетчица, санитарка-уборщица и пр.).

В функциональные обязанности младшего медицинского персонала входит:

— регулярная влажная уборка помещений: палат, коридоров, мест общего пользования и др.;

— оказание помощи медицинской сестре в осуществлении ухода за больными: смена белья, кормление тяжелобольных, гигиеническое обеспечение физиологических

отправлений тяжелобольных — подача, уборка и мытьё суден и мочеприёмников и пр.;

— санитарно-гигиеническая обработка больных и умерших;

— сопровождение больных на диагностические и лечебные процедуры;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— транспортировка больных и груза.

На данный момент во всех медицинских организациях проходит оценка квалификации (аттестация) младшего медицинского персонала на предмет соответствия выполняемых трудовых функций требованиям профессионального стандарта. В профстандарте определены квалификационные требования, каким должны соответствовать младший медперсонал: младшая медицинская сестра (брат) по уходу за больными, санитар.

Чем руководствоваться, если работник не прошел аттестацию?

Расторжение трудового договора: Если во время оценки квалификации младшего мед. персонала выяснится, что выполняемые им трудовые функции не соответствуют требованиям к квалификации профстандарта, то с этим работником может быть расторгнут трудовой договор на основании пункта 3, части первой, статьи 81 Трудового кодекса. Важно иметь ввиду, что расторжение договора происходит на основании:

— несоответствия работника занимаемой должности,

-несоответствия сотрудника выполняемой работе

в силу недостаточной квалификации.

Перевод на должность уборщика служебных помещений: Если работник только убирает помещения, то его можно перевести на должность уборщика. Для этого работодатель вносит изменения в штатное расписание. Тоже самое делается, если в организации идет сокращение численности и штата работников: младшему персоналу, согласно части третьей статьи 81 Трудового кодекса, предлагается должность уборщика.

Итак, каким требованиям должен соответствовать младший медицинский персонал?

Согласно Приказу Министерства труда и социального развития от 12 января 2016 г. № 2н «Об утверждении профессионального стандарта «Младший медицинский персонал», данные специалисты могут иметь одну из 2 квалификационных категорий: 2-ю и 4-ю.

Правление АО ГК «Медси» поставили перед нами задачу провести обучение и аттестацию младшего медицинского персонала.

Наша кафедра подошла к решению данной задачи следующим образом.

Были внимательно изучены примерные программы и учебный материал по профессиональному стандарту «Младший медицинский персонал» Проанализировав опыт и методический материал было принято решение разработать программу обучения «Организация работы младшего медицинского персонала. Принятие решения обосновано следующими факторами:

— неэффективность обучения отдельно сестер-хозяек, санитарок с разными функциональными обязанностями, младших медицинских сестер по уходу;

— цикл «Организация работы младшего медицинского персонала» позволяет обучить весь младший медицинский персонал медицинской организации;

— эффективное внедрение модульного обучения;

— формирование ценностно-ориентированного подхода к корпоративной культуре;

— формирование единого подхода к аттестации рабочих мест и сотрудников.

Внедрение профессионального стандарта состоит из пяти этапов.

Первый этап: изучение и анализ нормативно-правовых документов, методического материала и разработка программы «Организация работы младшего медицинского персонала». Апробация программы. Второй этап: модульное обучение младшего медицинского персонала. Третий этап: разработка программы и обучение младших медицинских сестер по уходу. Четвертый этап: анализ и оценка программ обучения младшего медицинского персонала. Пятый этап: издание учебного пособия для образовательных учреждений.

Какие вопросы решаются при внедрении профстан-дарта: аттестация всего младшего медицинского персонала в целом, аттестация младшего медицинского персонала по функциональным обязанностям, разработка схемы профессиональный рост младшего медицинского персонала, актуализация профессионального ухода и издание учебных пособий для преподавателей.

Для контроля и оценки полученных знаний и умений слушатели отрабатывают навыки на практике, оформляют отчеты в дневник практических занятий, проходят тестирование и сдают экзамен.

В настоящее время обучен 121 сотрудник. Из них пять сотрудников из отдаленных активов. Обучение их было организованно в онлайн режиме. Самая высокая оценка -отзыв потребителей образовательной услуги.

«Имея 10-летний стаж работы санитаркой медико-диагностической лаборатории ГК Медси города Барнаула не относила свою должность к разряду медицинских. Пройдя обучения, освоив профессиональный стандарт и выполнив все условия для успешного прохождения аттестации, появилось понимание своей причастности к категории медицинских работников».

Организация медицинской академии — это повышение квалификации врачей, среднего и младшего медицинского персонала в системе непрерывного медицинского образования; профессиональная переподготовка и ежегодная аттестация медицинских специалистов; оперативное восполнение дефицита кадров по наиболее востребованным специальностям; непрерывное повышение уровня подготовки среднего и младшего медицинского персонала в соответствии со стандартами современной медицины и формирование кадрового резерва.

ВЫВОДЫ

Необходим научный подход к внедрению профстан-дарта «Младший медицинский персонал», необходимо создание модульной программы по обучению, необходимо пропагандировать профессиональный уход, издать учебное пособие в соответствии с модульной программой. Ценностно-ориентированный подход формирует корпоративною культуру в медицинских организациях.

ПИРАМИДА МОТИВАЦИЙ КАК

ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ

МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА БЮРО СМЭ_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Э. С. Наумов

ГБУЗ Республики Коми «Бюро СМЭ», Сыктывкар

Инструмент оценки мотивации персонала «Мо-тивационная пирамида», разработанная по результатам обследования десяти Бюро СМЭ регионов России, позволяет грамотно подойти для выработки управленческих кадровых решений. Ключевые слова: мотивация, управление, кадровый маркетинг

Организация — это система взаимозависимых людей. Поведение членов организации заметно влияет как на ее

Новый профстандарт «Врач-инфекционист»

Согласно Приказу Минтруда от 14 марта 2018 года №135н, врачу-инфекционисту вменяется 8 основных трудовых функций:

  • проведение обследования с инфекционными заболеваниями и состояниями;
  • назначать лечение и контролировать его эффективность и безопасность;
  • проводить и контролировать эффективность медицинской реабилитации;
  • проводить медэкспертизу, освидетельствование и медосмотры,
  • проводить и контролировать профилактические мероприятия;
  • оказывать паллиативную помощь,
  • анализировать медико-статистическую информацию, вести документацию,
  • оказывать экстренную медицинскую помощь.

Требования к уровню базового образования врачей-инфекционистов

Согласно требованиям Приказа Минздрава №707, врач – инфекционист должен иметь высшее образование – специалитет по направлениям «Лечебное дело» или «Педиатрия» + интернатура / ординатура по специальности «Инфекционные болезни».

Курсы переподготовки на врача – инфекциониста

Второй способ получить допуск к профессиональной деятельности по профилю «врач-инфекционист» заключается в прохождении курса профессиональной переподготовки по специальности «Инфекционные болезни» при наличии подготовки в интернатуре / ординатуре по направлениям «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Терапия», «Педиатрия», «Фтизиатрия». Другими словами, пройти курсы переподготовки по направлению «Инфекционные болезни» могут терапевты, врачи общей практики, педиатры, фтизиатры.

Учебный план обучения врача включает 527 академических часов.

Условия к допуску к работе врачей-инфекционистов

Согласно Приказу Минздрава от 29 ноября 2012 г. № 982н » Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста «,

а также Приказу Минздрава от 6 июня 2016 года №352н » Об утверждении порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, формы свидетельства об аккредитации специалиста и технических требований к нему «

специалисты врачи-инфекционисты должны иметь на руках сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации по направлению «Инфекционные болезни». Также медработник должен проходить курсы повышения квалификации не менее 1 раза в 5 лет.

Когда говорят о необходимости проведения реабилитации пациентов, перенесших ковидную инфекцию, речь идет о восстановлении функции кардиореспираторной системы. Гораздо меньше внимания обращается на высокие риски специфических психических осложнений: снижение интеллектуальной, познавательной и мыслительной деятельности у переболевших. Отдельно следует упомянуть о негативных постстрессорных переживаниях людей, потерявших своих близких в период пандемии. Значительные психосоциальные потрясения связаны и с режимом самоизоляции.

Осознание того, что человечеству придется привыкать жить в новых условиях соседства с коварным вирусом, повышает психологическую напряженность в обществе. После завершения инфекционно-реанимационной фазы борьбы с ковидной инфекцией нас может ожидать длительная и трудоемкая «психолого-реабилитационная» фаза, в которой на первый план выйдут специалисты-психотерапевты и психологи.

В здравоохранении эти две функции осуществляют медицинские психологи. Среди них абсолютное большинство имеют образование по клинической психологии. В последние год-полтора значительно изменились требования к подготовке клинических/медицинских психологов: разработан профессиональный стандарт, на днях был утвержден новый Федеральный образовательный стандарт серии 3++ и активно развиваются различные формы дополнительного профессионального образования в этой сфере. Как следствие, начиная с 2021 года, система и содержание подготовки и профессиональной деятельности клинических/медицинских психологов существенно изменится.

Будучи сопредседателем комиссии по разработке стандартов специальности «Клиническая психология» в Федеральном учебно-методическом объединении по психологии, заведующий кафедрой клинической психологии Высшей медико-биологической школы ЮУрГУ, кандидат медицинских наук, главный внештатный специалист по медицинской психологии Минздрава России в Уральском федеральном округе Михаил Беребин является известным в Российской Федерации специалистом в области подготовки по клинической психологии.

Мы попросили Михаила Алексеевича рассказать о современной ситуации в сфере образования и профессиональной деятельности клинических/медицинских психологов.

На фото Михаил Беребин

– Какова роль медицинских психологов в современном здравоохранении?

– Преодоление пандемии происходит не только за счет коренного преобразования организации здравоохранения, но и в результате по-настоящему напряженного и самоотверженного труда медицинского персонала. У руководителей, врачей, медсестер и других медицинских работников наблюдаются симптомы не только профессионального утомления, усталости и психоэмоционального выгорания медицинских работников, но и определенные психологические изменения в коллективах, во взаимодействии с пациентами не только «ковидного профиля».

Основная нагрузка по устранению этих последствий пришлась на медицинских психологов, что дополнительно укрепило понимание необходимости работы таких специалистов в больницах и поликлиниках. Как следствие, расширяется запрос работодателей на данные кадры. Однако можно понять позицию главного врача, которому нужен не просто молодой специалист, чтобы «закрыть» вакантную ставку медицинского психолога, а грамотный, хорошо подготовленный работник с хорошими навыками профессиональной деятельности, способный без особого периода адаптации выполнять свои обязанности. Министерство науки и высшего образования России и Министерство здравоохранения России сегодня обращают особое внимание на вопросы образования и профессиональной деятельности в этой сфере.

– Можете ли пояснить, в чем это выражается?

– Не секрет, что во всем мире и у нас в стране медицинское образование является одним из самых фундаментальных, а врачебная практика, к сожалению, больше за рубежом, – уважаемым и хорошо оплачиваемым видом деятельности. Поэтому оба министерства взяли курс на максимальное приближение образования и практики в области клинической психологии к требованиям подготовки врача, сохраняя при этом исключительно гуманитарно-гуманистическую, «душеведческую» природу этой профессии, в отличие от медицины, которая все больше в настоящее время является биологически ориентированной.

Поэтому клиническая психология осталась «университетской», а не «медицинской» специальностью, с широкой подготовкой выпускников в области как общей («нормальной») так и клинической («абнормальной») психологии. Продолжительность обучения по этой специальности является одной из самых долгосрочных (5,5 лет), приближаясь к таковой при получении врачебного диплома (6 лет). В отдельных случаях для работы в должности медицинского психолога требуется дополнительное профессиональное образование, объем и содержание которого сопоставимо с подготовкой врача в клинической ординатуре, дающей право работать в той или иной медицинской специализации.

Чтобы работать врачом, необходимо пройти достаточно сложные процедуры аттестации и аккредитации, в которых проверяются «рабочие» навыки и компетенции претендента. В настоящее время аналогом таких требований для медицинского психолога являются положения проекта профессионального стандарта, с которым можно ознакомиться на сайте Российского психологического общества. Он был разработан недавно с участием сотрудников нашей кафедры.

Очень важным является и отбор нового содержания высшего образования по клинической психологии. Еще Гераклит 2500 лет назад сказал: «Все течет, все изменяется». Изменяется и содержание клинической психологии, которая вбирает в себя новые достижения отечественной и особенно зарубежной, причем не только психологической науки. Именно это обосновывает необходимость подготовки клинических психологов именно в стенах «классических» университетов.

С другой стороны, резко увеличилось число вузов, начавших подготовку по клинической психологии, а также современные подходы к «либерализации» выбора содержания обучения, давшие право вузу самому определять, чему и как обучать своих студентов. Это привело к резкому уменьшению доли классического, базового, так называемого «пропедевтического» образования. В итоге стала реальной угроза замены серьезного научного образования по клинической психологии этаким набором дежурных, пригодных для всех случаев техник, методик и приемчиков, использование которых не опирается на какую-либо научную психологическую базу. В итоге произошло не только «размывание» единого образовательного пространства, как минимум, в пределах нашей страны, но и появление экзотических дисциплин. Я своими глазами видел в программе одного из вузов предмет «вокалопсихотерапия». Или же дисциплин явно непсихологического либо достаточно далекого и эклектического по отношению к психологии содержания: в учебных планах одного из вузов нашего региона есть такие дисциплины, как «Виктимология» (чисто юридическая дисциплина) и «Психогенетические особенности клиента».

Поэтому очень большая работа проводилась по созданию Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения по нашей специальности. К его разработке привлекались сотрудники и нашей кафедры как одной из наиболее профильных компетентных кафедр нашей страны. Минобрнауки России 26 мая этого года приказом № 683 утвердил этот стандарт, первым среди всех других психологических специальностей и направлений.

В стандарте обращает на себя внимание два очень важных для современного состояния клинической психологии обстоятельства. Во-первых, во избежание того самого «размывания» образовательного пространства, одно из основных положений стандарта – требование соответствия содержания образования в том или ином вузе положениям Примерной основной образовательной программы (ПООП). В настоящее время рассматривается проект такой ПООП, разработанный кафедрами нейро- и патопсихологии Московского государственного университета, медицинской психологии и психофизиологии, Санкт-Петербургского государственного университета и нашей кафедрой клинической психологии Южно-Уральского государственного университета. Уже сейчас можно сказать, что поступившие к нам студенты одни из первых в стране будут обучаться в соответствии с этой программой.

Во-вторых, стандарт предусматривает достаточно высокие требования к кадрам преподавателей, ведущих подготовку будущих клинических психологов. Так, в документе указано, что не менее 70% преподавателей должны иметь российские и зарубежные ученые степени и ученые звания, причем не менее 45% должны иметь «психологические» ученые степени и вести научную, учебно-методическую и практическую деятельность по клинической/медицинской психологии. Последнее особенно важно и очевидно: учить психологии будущих психологов должны настоящие психологи-педагоги. Аналогично, учить клинических психологов клинической психологии должны остепененные клинические психологи. Однако при кажущейся бесспорным в своей очевидности, это положение просто не выполняется, и во многих вузах нашей страны есть еще много кандидатов педагогических, медицинских, биологических и даже технических наук, преподающих «клиническую психологию» в таком виде, как они себе это представляют. В этом плане с гордостью могу сказать, что на нашей кафедре работает 6 кандидатов наук по специальности «медицинская психология», и в этом плане мы единственная в регионе Южного и Среднего Урала, Зауралья и Западной Сибири кафедра с таким кадровым составом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *