Процедура банкротства наблюдение

1. Что такое банкротство и как долго оно идет?
C юридической точки зрения, банкротство — это специальный правовой режим существования юридического лица, возникающий после признания арбитражным судом невозможности рассчитаться со всеми кредиторами. Банкротство, как оно используется в деловом обороте — это неспособность заплатить по требованиям. Регулируется банкротство федеральным законом № «О несостоятельности (банкротстве)» от с изменениями и дополнениями. Кроме закона, есть достаточно много Постановлений Президиума Высшего арбитражного суда РФ, поясняющих и толкующих отдельные вопросы.
Когда юридическое лицо считается неспособным выполнить свои обязательства перед кредиторами? Если размер его долга превышает 100 000 рублей и долг просрочен более чем 3 месяца. В законе о банкротстве говорится о различных процедурах банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешние управление, конкурсное производство, мировое соглашение. Они отличаются друг от друга целями. Процесс банкротства начинается с заявления о банкротстве, поданном в арбитражный суд по месту регистрации юридического лица. Чаще всего (в 90% случаев) порядок следования процедур друг за другом такой: заявление о банкротстве — наблюдение — конкурсное производство с ликвидацией юридического лица.
Сколько времени обычно проходит от подачи заявления о банкротстве до момента ликвидации юридического лица?
1. От момента подачи заявления до рассмотрения его арбитражным судом и введения процедуры наблюдения — 1 месяц.
2. Процедура наблюдения длится в среднем шесть месяцев.
3. После процедуры наблюдения вводится процедура конкурсного производства на шесть месяцев, затем она продляется еще на шесть месяцев, итого 12 месяцев.
Получается, что в среднем стандартное банкротство длится 1 год 7 месяцев.
2. Может ли предприятие само подать на свое банкротство?
Большинство заявлений о банкротстве подают кредиторы предприятия и налоговые органы. Но законом о банкротстве предусмотрена возможность для предприятия подать собственное заявление о собственном банкротстве. В некоторых случаях это даже является обязанностью руководителя предприятия. Почему так важно, кто именно подал в арбитражный суд заявление о банкротстве? Потому что арбитражный управляющий, от которого очень многое зависит в любой процедуре банкротства, назначается из первого рассмотренного судом заявления о банкротстве. Хотите контролировать банкротство — подайте заявление о банкротстве первыми!
3. Что нужно писать в заявлении о банкротстве?
Подробно содержание заявления о банкротстве описано в статьях 37-41 закона «О несостоятельности (банкротстве)». Есть два вида заявления о банкротстве: заявление кредитора и заявление должника. Они сильно отличаются по объему требуемых документов. Главное требование к заявлению кредитора — доказать наличие перед ним задолженности. Доказательство — вступившее в силу решение суда или решение о взыскании недоимки для налогового органа. Должник в своем заявлении должен доказать, что он не может одновременно заплатить всем кредиторам.
4. Как и где найти арбитражного управляющего? Может ли арбитражный управляющий быть из другого региона?
Все арбитражные управляющие являются членами какой-либо саморегулируемой организации, которых сейчас около 50. Список саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и их состав размещен на сайте Федеральной службы по государственной регистрации. В заявлении о банкротстве обязательно указывается либо саморегулируемая организации, из числа членов которой должен быть назначен арбитражный управляющий, либо непосредственно фамилия, имя, отчество арбитражного управляющего. Арбитражный суд направляет запрос в саморегулируемую организацию, чтобы она представила в суд документы на арбитражного управляющего.
Здесь будет существенная разница при выборе конкретной кандидатуры арбитражного управляющего: если указана только саморегулируемая организация, то правом выбора конкретного арбитражного управляющего обладает она, и вы как заявитель этот процесс не контролируете. Если указана конкретная кандидатура, то саморегулируемая организация представит документы именно на нее, т.е. вы процесс назначения арбитражного управляющего контролируете. Лучше всего найти арбитражного управляющего по рекомендациям ваших знакомых. Но обязательно предварительно пообщайтесь с арбитражным управляющим сами. Ограничений на работу в конкретных регионах у арбитражных управляющих нет, он может работать в любом субъекте РФ. Конечно, издержки работы в регионе, где постоянно проживает арбитражный управляющий, ниже. Однако, в ряде случаев, гораздо важнее профессионализм и независимость от местных воздействий. Например, такой модели придерживается Сбербанк России по крупным банкротствам — назначаются лучшие арбитражные управляющие из других регионов.

5. Отвечают ли собственники и руководители, если предприятие – банкрот не рассчиталось со всеми кредиторами?

Возможность такой ответственности законодательством о банкротстве предусмотрена. Такая форма ответственности называется «субсидиарная ответственность», к ней могут быть привлечены лица, по чьей вине задолженность перед кредиторами оказалась непогашенной — руководитель и контролирующие лица. Как их определить — есть норма закона о банкротстве. Контролирующим должника лицом признается компания или физическое лицо, которое имело возможность давать должнику обязательные для исполнения указания или иным образом оказывать влияние на деятельность банкрота в течение не более двух лет до момента подачи заявления о признании должника банкротом.

Закон о банкротстве прямо называет некоторые категории лиц, которые могут быть признаны контролирующими. Среди них:
— члены ликвидационной комиссии;
— акционеры и участники, обладающие пятьюдесятью и более процентами голосующих акций и долей;
— лицо, которому были делегированы полномочия на совершение от имени должника сделок на основании доверенности.
Этот список не является исчерпывающим, поэтому любое отвечающее приведенным требованиям лицо может оказаться контролирующим, и в первую очередь — руководитель организации-банкрота.
Для привлечения к субсидиарной ответственности необходимо доказать, каким образом действия или бездействия должностных, контролирующих лиц должника довели до банкротства. В целях установления причинно-следственной связи между действиями ответчика (субъекта субсидиарной ответственности) и несостоятельностью должника, как правило, используют данные бухгалтерской отчетности, материалы финансового анализа, позволяющие оценить сроки и динамику уменьшения имущества юридического лица. Кроме того, исследуются вопросы того, является ли банкротство непосредственным следствием действий ответчика, или к банкротству привели какие-либо иные причины.
6. Как контролируются действия арбитражного управляющего (временного, внешнего, конкурсного)?
Основной орган принятия решений в процедурах банкротства – это собрание кредиторов, на котором чем больше у кредитора размер задолженности, тем больше голосов (по аналогии с собранием акционеров). Иногда избирается комитет кредиторов (аналогия – совет директоров акционерного общества). Компетенция собрания кредиторов, комитета кредиторов и арбитражного управляющего подробно описана в законе о банкротстве. В разных процедурах банкротства их компетенция различается. Однако в любой процедуре банкротства предусмотрен периодический отчет арбитражного управляющего перед собранием или комитетом кредиторов о своей деятельности и ходе процедуры банкротства.
Кроме того, заинтересованное лицо, чаще всего им является кредитор, может обжаловать решения собрания кредиторов, комитета кредиторов, решения и действия арбитражного управляющего в арбитражный суд. Именно арбитражный суд в конечном итоге определяет правильность или неправильность действий и решений участников процедуры банкротства, отстраняет арбитражного управляющего.
7. Когда в банкротстве руководитель предприятия теряет свои полномочия? Как он передает свои полномочия арбитражному управляющему?
В наблюдении органы управления юридического лица и его руководитель свои полномочия не теряют, но их полномочия ограничиваются. Ограничения – запрет на совершение ряда действий и необходимость согласования некоторых действий с временным управляющим. Руководитель и органы управления полностью теряют свои полномочия в момент введения процедур внешнего управления и конкурсного производства. По закону о банкротстве, после введения конкурсного производства и назначения конкурсного управляющего, руководитель должника обязан в течение 3-х дней передать конкурсному управляющему дела, печати и штампы, материальные ценности.
8. Что происходит с имуществом предприятия-банкрота?
В подавляющем большинстве случаев имущество предприятия-банкрота начинает продаваться в процедуре конкурсного производства. Организует продажу имущества арбитражный управляющий. Конкурсный управляющий в обязательном порядке проводит оценку имущества с привлечением независимого оценщика, и начальная цена продажи не может быть ниже размера оценки. Продажа имущества осуществляется электронно через специальных операторов – электронные площадки. Продажа проводится на открытых торгах на повышение. Если двое таких торгов не состоялись, начинается продажа имущества путем публичного предложения с периодическим снижением цены имущества. Конечно, у процесса продажи имущества в процедурах банкротства есть много нюансов, которые описаны в соответствующих местах закона о банкротстве.
9. Как вернуть «уведенное» перед банкротством имущество предприятия?
Часто в преддверии банкротства начинаются действия по обеспечению безопасности наиболее ценных активов для бизнеса: вклад их в уставный капитал в дочерние общества, купля-продажа, погашение задолженностей путем зачета требований и т.д. Законом «О несостоятельности (банкротстве)» установлены критерии «подозрительных» сделок и сроки их обжалования – есть и до трех лет до введения банкротства. Основное лицо, кто обжалует сделки – внешний или конкурсный управляющий. Оценка законности таких сделок в банкротстве – вопрос очень тонкий, и сильно зависит от квалификации арбитражного управляющего.
Ответьте на вопрос: какие слабые места имеют совершенные за последний год сделки, если посмотреть на них из гипотетической процедуры банкротства? Ответьте на такой же вопрос относительно планируемых сделок. Оформите до конца юридическую и документальную сторону сделок: подпишите все необходимые документы, передайте их стороне сделки или заберите у нее свой экземпляр, зарегистрируйте документы по правилам внутреннего документооборота. Обратите особое внимание на то, что документы по сделке не должны допускать возможности истолковать ее как незавершенную или завершенную частично.
10. Можно ли спланировать банкротство?
Многие думают, что процедуру банкротства спрогнозировать нельзя. Это не так – она прогнозируeтся на 90%, 10% — непредсказуемость участников процедуры (должника, кредиторов, арбитражного управляющего и других) и арбитражных судов. Надо быть готовым к различным сценариям развития ситуации и тогда ничто не сможет выбить вас из колеи. Вашу готовность обеспечит прогнозирование процедуры банкротства: исходные данные по ситуации, что делать, в какой последовательности, сколько, когда и какие ресурсы нужны. Основные ошибки при прогнозировании процедур банкротства возникают из-за:
— неполноты исходных данных для анализа и прогнозирования;
— неправильной интерпретации исходных данных;
— неправильной интерпретации результатов анализа данных;
— неправильной интерпретации установленных законодательством о банкротстве алгоритмов и процедур.

Процедура наблюдения при банкротстве — это одна из стадий, проводимых при признании юридического лица банкротом, то есть неспособным выплатить имеющиеся долги всем кредиторам. Основная цель этого мероприятия — сохранение имущества компании-должника, анализ его дел и возможностей для восстановления дальнейшей деятельности.

Оставить заявку

  • Подробнее об услуге можно узнать в разделе банкротство Казань.
  • О полной процедуре рассказано в разделе процедура банкротства юридического лица.
  • С ценами можно ознакомиться в разделе стоимость банкротства.

Процедура наблюдения начинается с начала рассмотрения судом дела о банкротстве и по общим основаниям длится в течение нескольких месяцев. Не производится в отношении юридических лиц, прибегнувших к упрощенной процедуре банкротства, так как в данном случае подразумевается ликвидация компании (мероприятия по сохранению имущества уже излишни).

Суть процедуры наблюдения

Процедура наблюдение при банкротстве юридического лица позволяет понять:

  • возможно ли наладить финансовые дела фирмы,
  • рассчитаться с кредиторами без продажи оборудования и недвижимости,
  • восстановить деятельность.

Юридическому лицу предоставляется возможность временно осуществлять свою работу без необходимости делать выплаты в этот период. То есть организация функционирует в обычном режиме, что позволяет:

  • Полностью изучить положение дел компании, оценить ее финансовые возможности и имущество, проверить активы.
  • Установить возможности возвращения учреждению платежеспособности.
  • Разработать план мероприятий по возвращению платежеспособности и возвращению нормального функционирования.
  • Установить реальные сроки восстановления, необходимые для этого ресурсы.
  • Провести полный анализ деятельности компании и установить причины, приведшие к неплатежеспособности.
  • Принять решение относительно дальнейшей судьбы фирмы.

На этот период арбитражный суд назначает временного управляющего, в обязанности которого входит ведение дел организации, проведение всех необходимых процедур и мероприятий. Результаты этого этапа являются важным основанием для дальнейшего рассмотрения дела о банкротстве и принятия решения относительно фирмы-должника.

Реестр кредиторов на стадии наблюдения при банкротстве

Составление реестра всех кредиторов и их требований — еще одна важная задача наблюдения при банкротстве. Для этого после обращения в суд по вопросу признания юридического лица банкротом делается сообщение в СМИ, чтобы все кредиторы могли выдвинуть свои требования. На это организациям дается 30-дневный срок.

Процедура включения кредиторов в реестр выглядит следующим образом:

  • Кредитор узнает о подаче заявление на признание своего должника банкротом или узнает, что такое заявление было подано самим должником или другим кредитором.
  • Предъявляет свои требования к юридическому лицу в арбитражный суд.
  • Суд рассматривает заявление и признает/не признает требования правомерными. В первом случае кредитор включается в общий список.

Если требования будут направлены по истечении 30-дневного срока, то они рассматриваются только в следующей процедуре банкротства, идущей за наблюдением. Они не имеют права участвовать в первом собрании кредиторов и принимать решения относительно принимаемых в отношении должника мер.

Создание данного реестра необходимо для того, чтобы временный управляющий получил максимально полные сведения о долгах организации. В зависимости от этого оцениваются возможности юридического лица и принимается решение относительно дальнейших действий.

Первое собрание кредиторов в период наблюдения

Первое собрание кредиторов — основной этап процедуры наблюдения при банкротстве. Это мероприятие, на котором решается, какая процедура последует после: внешнее управление, финансовое оздоровление или конкурсное производство. Также возможно принятие мирового соглашения.

В нем участвуют кредиторы, успевшие предъявить свои требования за отведенное время и включенные судом в реестр. Проводится оно не позднее, чем за 10 дней до окончания срока, отведенного на процедуру наблюдения.

На рассмотрении собрания могут находиться следующие вопросы:

  • Создание комитета, состоящего из кредиторов, определение его членов и полномочий.
  • Определение кандидатуры арбитражного управляющего, выдвижение дополнительных требований к нему, а также к внешнему и конкурсному управляющему (в зависимости от того, какая процедура последует).
  • Необходимо ли проводить процедуру финансового оздоровления или внешнего управления для компании-должника.
  • Решение об обращении с ходатайством для инициализации процедуры конкурсного производства.
  • Обсуждение прочих вопросов, важных для дела о банкротстве и предусмотренных ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Все решения принимаются на основании отчета о делах организации-должника и ее дальнейших перспективах. Если сохранение деятельности компании целесообразно, то далее следует финансовое оздоровление или внешнее управление.

При невозможности восстановления деятельности и платежеспособности, принимается решение об обращении в судебный орган с ходатайством об инициализации конкурсного производства. Данная процедура почти всегда приводит к ликвидации компании и, следовательно, ее исключение из Единого гос. реестра юридических лиц.

Окончание этапа наблюдения при банкротстве юридических лиц

Процедура наблюдения при банкротстве юридического лица заканчивается с направления в арбитражный суд ходатайства о проведении следующей процедуры банкротства на основании решения, принятого на первом собрании кредиторов. Но оно не может длиться более, чем 7 месяцев со дня принятия судом заявления о банкротстве или со дня рассмотрения судом оснований для признания юридического лица банкротом.

Также на этапе наблюдения может быть выявлена возможность погашения долгов без дальнейшего задействования суда. В этом случае ранее поданное заявление о банкротстве признается недействительным, а компания продолжает свою деятельность в обычном режиме.

При выявлении преднамеренного разорения компании и хищения средств управляющими фирмы следует судебное разбирательство по факту ложного банкротства (владельцам компании грозит уголовная ответственность).

Стадия наблюдения: особенности и проблематика

А.Л. Баранников, канд. тех. наук, доцент, Н.Ю. Миронюк

Руководитель информационно-методического отдела ПАУ ЦФО, Е. Цуканова,

помощник руководителей ПАУ ЦФО по г. Москве и Московской области

Объективным процессом в рыночной экономике является постоянное перераспределение капиталов от более убыточных в более доходные сферы производства, от более слабых в более развитые хозяйствующие субъекты страны, которые могут улучшить доходность своего региона и пополнить казну на региональном и на федеральном уровнях. В любой стране мира ключевым элементом в этом вопросе является процедура банкротства. Поэтому в каждой экономически развитой стране одним из основных составляющих механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве).

В настоящее время основным нормативным документом, регламентирующим данную процедуру, является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», принятый 26 октября 2002 г. В законе содержится четкое определение понятия самого банкротства: это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Проблема банкротства является довольно актуальной, так как в настоящее время удельный вес российских убыточных предприятий превысил 45%. Только в 2007 г. было зафиксировано 44 255 заявление о признании должника банкротом, из которых к производству было принято 30 015 (согласно данным Высшего Арбитражного суда Российской Федерации) (рис. 1, 2).

Сам процесс банкротства состоит из ряда сменяющих друг друга процедур: наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, мирового соглашения, конкурсного производства.

О первой процедуре и пойдет речь в данной статье, поскольку она является строго обязательной и помогает арбитражному управляющему выбрать дальнейшую тактику управления предприятием для удовлетворения требований кредиторов соразмерно или в полном объеме.

В Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» дается четкое определение наблюдения: это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

В отличие от таких процедур, как финансовое оздоровление, мировое соглашение, внешнее управление, процедура наблюдения является обязательной при рассмотрении дел о банкротстве. Исключение же составляют случаи рассмотрения дел должника-гражданина, ликвидируемого и отсутствующего должника, где процедура наблюдение не применяется.

Арбитражный суд в течение пяти дней с момента поступления заявления о признании должника банкротом выносит определение о принятии его к производству. В данном определении должна указываться информация о введении процедуры наблюдения и утверждении временного управляющего.

Временный управляющий в течение пяти дней с момента назначения его арбитражным судом обязан опубликовать в официальном издании, определенном Правительством РФ, сведений о введении процедуры банкротства на данном предприятии, а также полную информацию об утвержденном арбитражном управляющем и саморегулируемой организацией, в которой он состоит.

После вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия:

— по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. В данном случае кредитор может предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»;

— на основании определения арбитражного суда о введении наблюдения приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям. Также снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства.

Но это — в идеале. В реальности же арбитражные управляющие сталкиваются с проблемой приостановления исполнительных документов и трудностями во взаимодействии с судебными приставами, поскольку приставы не всегда признают императивность нормы п. 1 ст. 63 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и считают, что исполнительное производство в отношении должника может быть приостановлено по рассмотрению отдельного судебного слушания. На практике это происхо-

Экономика, Статистика и Информатика

№3, 2008

дит только в виде жалобы на действия судебного пристава. Это надолго отдаляет приостановление исполнительных документов, из-за чего нарушается сохранность имущества предприятия-должника. Есть также случаи списания со счетов должника денежных средств по инкассовым поручениям ИФНС.

Рассмотрим пример проведения процедуры наблюдения на одном из фармацевтических предприятий Московской области, где временный управляющий столкнулся с проблемой сохранности имущества, которое было практически выброшено на улицу.

Было подано ходатайство в Арбитражный суд Московской области о принятии обеспечительных мер по сохранности имущества. В период проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности было выявлено незаконно проданное имущество третьими лицами. Подано заявление в прокуратуру на действия руководителя должника и возврат незаконно переданных материальных средств. Финансовые документы, переданные временному управляющему, не отражали полной картины финансовой деятельности должника. в связи с чем фактически не представлялось возможным выявить наличие или отсутствие признаков преднамеренного банкротства. Все вышеперечисленное значительно затруднило проведение процедуры наблюдения на данном предприятии. Впоследствии по инициативе должника на первом собрании кредиторов было принято решение о введении процедуры конкурсного производства. Продолжаются мероприятия, направленные на поиск и возврат имущества должника. Возбуждено уголовное дело на руководителя должника.

После введения наблюдения запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам, а также запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей, выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости пая. Разумно для обеспечения сохранности имущества должника в процессе наблюдения уведомить ТУ ФРС по месту нахождения должника.

Требования кредиторов по денежным обязательствам и по уплате обяза-

тельных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» порядка предъявления требований к должнику.

Следует обратить внимание, что при введении наблюдения не может быть приостановлено исполнение исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения по авторским договорам, о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также о возмещении морального ущерба.

Остановимся поподробнее на правах и обязанностях временного управляющего. При осуществлении процедуры банкротства временный управляющий обладает целым комплексом прав, которые помогают ему наиболее эффективно осуществлять свои должнос-

тные полномочия. Так, например, временный управляющий может предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными некоторых сделок и решений должника, заявлять возражения относительно требований кредиторов, обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, а также об отстранении руководителя должника, в том случае если он чинит препятствия временному управляющему при исполнении его обязанностей. Кроме того, временный управляющий имеет доступ к любой информации и документам, которые касаются деятельности должника.

Одной из основных функций временного управляющего является проведение анализа финансового состояния должника. Благодаря этому документу принимается решение о дальнейшей судьбе предприятия — инвестирование денежных средств, реорганизация или возможная ликвидация. Задачи, цели и

Рис. 1. Количество поступивших заявлений в арбитражные суды РФ о признании должников банкротами

2004 год

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2007 год

10 093

25 643

2005 год

83 068 2006 год

Рис. 2. Количество заявлений, принятых к производству о признании должников банкротами

методы проведения данного анализа подробно описаны в постановлении Правительства РФ «Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа» от 25 июня 2003 г. № 367.

Финансовый анализ проводится временным управляющим в целях подготовки предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника. Основной информационной базой для проведения анализа финансового состояния предприятия является бухгалтерская отчетность, а также материалы аудиторской проверки, отчеты оценщиков.

Временный управляющий может использовать нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность должника, положения об учетной политике, учредительные документы, протоколы общих собраний участников организации, заседаний совета директоров, реестр акционеров, договоры, сметы, планы и калькуляции.

Возможности проведения аналитических расчетов теснейшим образом связаны с количеством и качеством данных, находящихся в распоряжении аналитика. Поэтому при проведении финансового анализа арбитражный управляющий должен руководствоваться принципами полноты и достоверности информации, для чего в ходе финансового анализа должны использоваться только документально подтвержденные данные, а все заключения и выводы должны основываться на расчетах и реальных фактах.

Конечный вариант анализа финансово-экономического состояния имеет четкую структуру. В отчете обязательно указываются дата и место проведения, полная информация о временном управляющем, наименование арбитражного суда, в производстве которого находится дело о несостоятельности должника, номер дела и прочая информация, дающая полное представление о должнике. При проведении финансового анализа временным управляющим обязательно должно проверяться соответствие деятельности должника нормативно-правовым актам, ее регламентирующим.

Временный управляющий на основе анализа финансового состояния подготавливает предложения о возможности или невозможности восстановле-

ния платежеспособности должника и обосновывает целесообразность введения последующих процедур банкротства. Согласно п. 3 ст. 70 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», если в результате анализа финансового состояния должника устанавливается, что стоимость принадлежащего ему имущества недостаточна для покрытия расходов на проведение процедуры наблюдения, кредиторы могут принять решение о введении внешнего управления только при определении источников покрытия судебных расходов. Если же источники не определены, а кредиторы принимают решение о введении внешнего управления, то в таком случае они несут солидарную ответственность по покрытию указанных расходов.

Также на основе анализа финансового состояния должника арбитражный управляющий делает выводы о наличии признаков фиктивного банкротства предприятия. Согласно ст. 197 Уголовного кодекса РФ под фиктивным банкротством понимается — преступление, которое состоит в заведомо ложном объявлении руководителем или учредителем (участником) юридического лица, а равно и индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки платежей или скидки с долгов. Важно отметить, что руководитель организации заведомо ложно сообщает о своей неплатежеспособности и самое главное делает это публично, в большинстве случаев информация о банкротстве публикуется в официальных изданиях, руководитель фирмы дает различные интервью.

Причины распространения таких противоправных действий понятны. Руководителю организации кажется довольно заманчивой идея быстро «распрощаться» с накопившимися долгами, не погашая их. К тому же в современной ситуации организациям не нужно прилагать особых усилий, чтобы соответствовать признакам банкротства и обратиться и арбитражный суд.

Если же должник подает заявление в арбитражный суд о признании его банкротом при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме или если должник не принимает меры по оспариванию необоснованных требований со стороны кредиторов, то в таком случае должник

несет перед кредиторами ответственность за убытки, которые были причинены возбуждением дела о банкротстве.

Существует следующая проблематика, связанная с рассматриваемой ситуацией. Первая группа проблем состоит в противоречиях в действующих правовых актах. Вследствие этого для каждого вида ответственности, будь то административная, гражданская или уголовная, требуются свои доказательства и свои условия, что замедляет процесс привлечения собственников организации к ответственности в целом.

Вторая группа проблем связана со сложностями в получении информации. Поскольку часто при подготовке банкротства собственник намеренно искажает или уничтожает ее. Практически каждый арбитражный управляющий сталкивался со случаем исчезновения, например, бухгалтерской отчетности, что очень сильно затрудняет выполнение им своих должностных обязательств и затягивает сбор необходимой ему информации.

Третья группа проблем заключается в мягкости наказания, хотя в Уголовном кодексе РФ одним из видов наказания может являться лишение свободы на срок до 6 лет.

Помимо проведения анализа финансового состояния, в функции временного управляющего входит выявление всего круга кредиторов должника, установление размера их требований, а также проведение первого собрания кредиторов.

Для целей участия в первом собрании кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати дней с момента опубликования временным управляющим сообщения о введении наблюдения. Если временный управляющий, другие кредиторы или представитель уполномоченного органа возражают относительно требований, то они могут в течение пятнадцати дней, с момента истечения срока предоставления требований, обратиться в арбитражный суд с возражениями относительно включения данных требований в реестр кредиторов.

Требования кредиторов, по которым поступили возражения, и требования, по которым не имеется возражений со стороны временного управляющего и других лиц, имеющих на это право, рассматриваются в арбитражной

Экономика, Статистика и Информатика 19 №3, 2008

суде для проверки обоснованности требований и наличия оснований для включения их в реестр.

Требования же кредиторов, которые были предъявлены по истечению срока для предъявлений, будут рассматриваться в арбитражном суде после введения процедуры, следующей за процедурой наблюдения.

Первое собрание кредиторов проводится по инициативе временного управляющего, который определяет место, дату и время его проведения. Временный управляющий обязан уведомить об этом всех лиц, перед которыми должник имеет денежные обязательства. Первое собрание должно состояться не позднее, чем за десять дней до даты окончания наблюдения. Участниками первого собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых были предъявлены в порядке и сроки, которые предусмотрены ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», и были включены в реестр.

Помимо конкурсных кредиторов в первом собрании без права голоса могут принимать участие руководитель должника, представитель учредителей (участников) должника или представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия, а также представитель работников должника. Если же эти лица не присутствовали на собрании, это не является основанием для признания его недействительным. Собрание кредиторов считается правомочным, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр и обладающие более чем половиной голосов от общего числа голосов, включенных в реестр. Повторное собрание правомочно в том случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, обладающие более чем тридцатью процентами голосов.

К сожалению, на практике арбитражные управляющие часто сталкиваются со случаями, когда в реестре требований имеется кредитор, обладающий более чем 70 % голосов и игнорирующий проведение собрания кредиторов. В таком случае оно считается недействительным, и поэтому временному управляющему приходится обращаться в арбитражный суд, что затрудняет проведение процедуры наблюдения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В случае, если в деле о банкротстве участвует единственный конкурсный кредитор или уполномоченный орган, решения, которые относятся к компетенции первого собрания, принимает такой кредитор или уполномоченный орган.

Конкурсный кредитор и уполномоченный орган обладают на собрании числом голосов, которые пропорциональны размеру их требований к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, которые включены в реестр требований на дату проведения собрания кредиторов.

Согласно ст. 73 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», к компетенции собрания кредиторов относится принятие решений о выборе дальнейшей процедуры банкротства, об образовании комитета кредиторов, определении его количественного состава, избрании его членов, выборе реестродержателя. На первом собрании могут определяться требования к кандидатуре арбитражного управляющего в последующей процедуре банкротства.

После проведения первого собрания кредиторов временный управляющий представляет в суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления его платежеспособности, а также протокол первого собрания кредиторов.

В случае, если иное не установлено законом о банкротстве, арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии в его отношении конкурсного производства.

Если же на собрании не принимается решение о выборе дальнейшей процедуры, то тогда арбитражный суд выносит определение об отложении рассмотрения данного дела и обязывает кредиторов решить спорный вопрос в определенные сроки. Но иногда в судебной практике встречаются случаи невозможности отложить рассмотрение дела. В этом случае суд может вынести определение о введении финансового оздоровления. Для этого должно иметься ходатайство учредителей (участников) должника, собственника

имущества должника, уполномоченного органа и кредиторов, а также третьих лиц при условии, что будет предоставлено обеспечение исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности, размер которого обязательно должен превышать размер обязательств должника не менее чем на 20%.

Согласно п. 2 ст. 75 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц с момента вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашении требований кредиторов ежемесячно, равными долями, в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов.

В случае, если нет оснований для введения финансового оздоровления, арбитражный суд выносит определение о введении внешнего управления при условии, что у суда есть основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена. Если же обнаружено наличие признаков банкротства, то суд выносит определение о введении конкурсного производства.

С момента вынесения арбитражным судом определения о введении внешнего управления или финансового оздоровления, либо открытии конкурсного производства процедура наблюдения прекращается.

Рассмотрев положения Федерального закона № 127-ФЗ и изучив практические моменты данной процедуры, хотелось бы обратить внимание на основную проблематику, связанную с ведением процедуры наблюдения. Основные проблемы возникают при:

1) формировании реестра требований кредиторов;

2) отсутствии бухгалтерских документов, подтверждающих данные по кредиторской и дебиторской задолженности;

3) учете имущества должника.

В довершение хотелось бы отметить, что процедура наблюдения является самой распространенной процедурой банкротства и определяет — возможно ли провести мероприятия по санации предприятия-должника (финансовое оздоровление, внешнее управление) либо потребуется применить процедуру конкурсного производства.

Самым первым этапом в ходе рассмотрения судом дел о несостоятельности является наблюдение. Эта стадия вводится в случае положительного рассмотрения поданного заявления о признании компании-должника неплатежеспособной (п. 1 стат. 62 Закона № 127-ФЗ от 26.10.02 г.). Какой срок наблюдения процедуры банкротства в соответствии с законодательными нормами РФ? Как производится окончание наблюдения, и какие решения могут быть приняты по итогам? Обо всех правовых особенностях – далее.

Что такое процедура наблюдения

Четкий регламент признания банкротства определен в соответствующем федеральном Законе РФ № 127-ФЗ от 26.10.02 г. (далее – Закон). Именно в этом нормативно-правовом документе утвержден последовательный механизм введения обязательных этапов банкротства юрлиц. Одной из значимых и первой стадий признано наблюдение, по итогам которого выносится решение об официальном запуске дела о несостоятельности или же об отказе в его возбуждении. Во втором случае предполагается, что финансовые трудности организации носят временный характер и имеются возможности для реабилитации платежеспособности.

Введение наблюдения предполагает, что юрлицо соответствует критериям несостоятельности, то есть имеет неисполненные обязательства со сроком задолженности свыше 3 мес. (п. 2 стат. 3 Закона). Подача в суд заявления может быть выполнена самим юрлицом или же по инициативе его кредиторов, включая банки, налоговые органы, социальные фонды и других заинтересованных лиц. Однако провоцирование неплатежеспособности, а точнее намеренное создание признаков фиктивного банкротства, строго карается и преследуется уголовным законодательством РФ.

Максимальный период рассмотрения поданного заявления равен 1 мес. По итогам проверки обоснованности документа, то есть изучения признаков несостоятельности и реального финансового положения предприятия, суд или отказывает в инициировании дела или же выносит решение о запуске процесса банкротства и вводит первый его этап – наблюдение. Для чего проводится это мероприятие?

Основные цели стадии наблюдения:

  • Сохранение активов фирмы-должника – обеспечивает максимальную сохранность имущества и ресурсов юрлица при их наличии на момент введения наблюдения.

  • Анализ сложившегося финсостояния, расчет общих долгов и отдельных, определение возможностей для последующего ведения бизнеса.

  • Разработка и составление реестра кредиторских требований – в ходе этих действий выявляется общий долг фирмы, определяется характер задолженности и обоснованность.

  • Созыв и проведение первого кредиторского собрания.

Последствия введения наблюдения – наступают со дня вынесения судебного определения:

  • Предъявление кредиторских требований возможно только при соблюдении установленного Законом порядка.

  • Дела по взысканию долгов с фирмы-должника приостанавливаются, равно как и исполнение имущественных взысканий – на практике это подразумевает снятие ареста с активов, а также других наложенных ограничений по распоряжению собственностью компании, кроме тех исполнительных документов, которые были выданы до начала стадии наблюдения.

  • Запрещается выделение доли в уставном капитале по причине выхода участников, выдача дивидендов, иное распределение прибыли.

  • Запрещается проведение зачетов требований для исполнения нетто-обязательств, если такая сделка выполняется с нарушением установленной очередности.

  • Запрещается изъятие владельцем УП собственного имущества.

  • Прекращается начисление различных штрафных и финансовых санкций на сумму неисполненных долгов.

Обратите внимание! Судебные органы в лице управляющего публично информируют всех заинтересованных лиц о введении в действии этапа наблюдения путем размещения сообщений в ЕФРСБ и других государственных специальных изданиях. В соответствии со стат. 28 Закона такая информация является открытой и общедоступной.

Срок процедуры наблюдения

Как ясно из норм закона, задачи и цели наблюдения имеют важное значение для фирмы- должника и его кредиторов. Именно на этой стадии принимается решение о дальнейшей судьбе бизнеса, и точно определяется размер и характер долгов. А на какой срок вводится процедура наблюдения? Для ответа обратимся к п. 3 стат. 62 Закона, где сказано, что эта стадия должна быть завершена с учетом норм стат. 51, в которой регулируется общий срок банкротства. Следовательно, максимальный период наблюдения не может превышать 7 мес. от момента принятия судом заявления.

Как правило, процедура наблюдения вводится арбитражным судом на срок, обозначенный как дата следующего заседания. Соответствующее сообщение доводится до сведения персонала компании-должника, ее руководства, собственников УП. Срок, отведенный для информирования, составляет 10 дн. от момента вынесения судебного определения (п. 3 стат. 68 Закона). Какие данные подлежат отражению в сообщении? В публикации указываются следующие сведения:

  • Точное название фирмы-должника или предпринимателя, а также его адресные данные.

  • Точное название территориального судебного органа, который вынес определение с указанием его даты и № дела о несостоятельности.

  • Полные ФИО выбранного управляющего (временного) и его почтовые данные для отправки корреспонденции.

  • Определенную арбитражем дату заседания по делу о неплатежеспособности.

Окончание стадии наблюдения

Мы выяснили, что срок процедуры наблюдения составляет 7 мес. максимально. А что происходит по завершении подобных предварительных мероприятий? Как заканчивается этот этап? Подробные действия суда описаны в стат. 75 Закона, где сказано, что судебное решение принимается только после проведения первого кредиторского собрания. Вариантов развития событий два – или выносится определение по применению финоздоровления (либо внешнего управления), или же должник сразу признается банкротом и начинается конкурсное производство для распродажи активов в целях покрытия долгов. Также возможно, как и на любой другой стадии, подписание мирного соглашения.

Но может быть и так, что кредиторское собрание по каким-либо причинам не в состоянии прийти к единому мнению и откладывает утверждение решения. Такое не исключено, тогда законодательство дает отсрочку, но с учетом срока по стат. 51, то есть опять же в пределах 7 мес. Если повторно отведенные сроки истекают, а решение собранием так и не принято, суд вправе самостоятельно:

  • Вынести решение о переходе к санации, то есть финоздоровлению – при этом обязательно должны быть ходатайства учредителей фирмы-должника, или же собственников активов УП, или госорганов, или третьих лиц. Кроме того, исполнение обязательств должны быть обеспечены по графику погашения долгов, а начало расчетов состоится не позже месяца с введения санации.

  • Вынести решение о переходе к внешнему определению – такая мера принимается, если есть возможности по реабилитации должника и восстановлению его платежеспособности.

  • Вынести решение об окончательном признании несостоятельности – такие крайние меры принимаются, если возможностей для оздоровления должника нет.

К кому не может применяться наблюдение

Подобная стадия обязательно проводится при рассмотрении дел о неплатежеспособности. Но есть и исключения. Так, введение наблюдения недопустимо по отношению к должникам, которые уже находятся в процессе ликвидации; отсутствуют по различным основаниям; ведут хоздеятельность незаконно (без оформления официального статуса); не являются юрлицами или ИП. Регламент банкротства физлиц регулируется отдельным параграфом Законом. Пока выполняется наблюдение должник продолжает функционировать, но с рядом ограничений и под контролем управляющего (временного). Права и обязанности этого должностного лица приведены в стат. 65-67 Закона.

Вывод – в этой статье мы разобрались, на какой период может вводиться судебными инстанциями стадия наблюдения в отношении фирмы-должника и к каким последствиям приводит. Максимальный срок составляет 7 мес. Отсчет ведется от момента передачи в суд заявления для инициирования дела о неплатежеспособности. Точный регламент проведения этапа наблюдения и других обязательных стадий описан в Законе № 127-ФЗ.

Кто такой арбитражный управляющий, что он делает и как им стать

Арбитражный управляющий — это ключевая фигура при банкротстве предприятия.

К моменту написания этой статьи Федеральному закону от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в дальнейшем «закон о банкротстве») уже 13 лет.
За это время он претерпел 68 редакций с учётом 3-х последних, которые ещё не вступили в силу.

Но для многих людей арбитражный управляющий остаётся загадочной, непонятной фигурой, чуть ли не кем-то, кто пытается «наловить рыбу в мутной воде».

В этой статье кратко даны ответы на вопросы:

  • каковы функции арбитражного управляющего?
  • Каковы «разновидности» этих участников банкротства предприятия?
  • Каковы требования к арбитражным управляющим в России?
  • Каков порядок их назначения?
  • Что такое саморегулируемая организация арбитражных управляющих?

Функции арбитражного управляющего во время процедур, применяемых при банкротстве

Самой общей, основной задачей арбитражного управляющего является цивилизованное решение проблемы, вызванной несостоятельностью должника.

Во время проведения процедур, применяемых при банкротстве (часть 1 статьи 27 закона «О банкротстве»), арбитражные управляющие осуществляют различные функции. Эти функции зависят от конкретной процедуры.

На стадии наблюдения арбитражный управляющий имеет статус временного управляющего (статья 2 закона «О банкротстве»). Его обязанности прописаны в части 1 статьи 67 закона «О банкротстве». Если обобщить, то временный управляющий обязан выяснить, есть ли возможность поправить финансовые дела должника, восстановить его платежеспособность.

На стадии финансового оздоровления арбитражный управляющий именуется административным управляющим (статья 2 закона «О банкротстве»). Основная функция арбитражного управляющего на этой стадии — контролирующая. Он:

  • ведёт реестр требований кредиторов,
  • контролирует выполнение плана финансового оздоровления, графика погашения долга, перечисления средств кредиторам и другое (часть 3 статьи 83 закона «О банкротстве»).

Внешний управляющий — арбитражный управляющий, который фактически руководит должником после введения внешнего управления (часть 1 статьи 94 закона «О банкротстве»). Особенность этой процедуры в том, что прежнее руководство должника отстраняется от работы (часть 1 статьи 94 закона «О банкротстве»). Внешний управляющий:

  • ведёт бухгалтерский, финансовый, статистический отчёт,
  • разрабатывает план внешнего управления,
  • ведёт реестр требований кредиторов (часть 2 статьи 99) и другое.

Основная цель этой стадии — восстановить платежеспособность должника.

Если кредиторы принимают решение обратиться в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом (часть 3 статьи 118 закона «О банкротстве») и суд удовлетворяет это ходатайство, то открывается конкурсное производство (часть 1 статьи 124 закона «О банкротстве»). Арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего (часть 1 статьи 127 закона «О банкротстве»).

Конкурсный управляющий руководит должником (часть 1 статьи 129 закона «О банкротстве»). В статусе конкурсного управляющего арбитражный управляющий наделён очень широкими полномочиями:

  • распоряжаться имуществом должника;
  • увольнять работников;
  • искать, выявлять и возвращать имущество должника, которое находится у третьих лиц;
  • требовать возврата задолженности перед должником и другое (часть 2 статьи 129) и т.д.

Интересно: в статье 2 закона «О банкротстве» прописан также финансовый управляющий, но он участвует в деле о банкротстве физического лица, гражданина. Поэтому финансовый управляющий в этой статье не рассматривается.

Как стать административным управляющим в России

Эти требования установлены статьёй 20 закона «О банкротстве». Требования к арбитражному управляющему следующие:

  • он должен быть гражданином Российской Федерации;
  • должен быть членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (часть 1 статьи 20 закона «О банкротстве»).

На этом требования к арбитражному управляющему заканчиваются. А вот для того, чтобы стать членом СРО арбитражных управляющих , придётся выполнить ещё несколько условий, а именно:

  • иметь высшее образование;
  • иметь стаж работы руководителем не менее 1 года;
  • стажироваться в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее 2-х лет;
  • сдать теоретический экзамен по специальной программе;
  • не иметь дисквалифицирующего наказания за совершение административного правонарушения;
  • не иметь судимости за умышленное преступление;
  • не быть исключённым из СРО арбитражных управляющих в течение 3-х лет до момента подачи заявления на членство (часть 2 статьи 20);
  • заключить договор обязательного страхования ответственности;
  • уплачивать установленные СРО взносы, в том числе взносы в компенсационный фонд (часть 3 статьи 20).

Порядок назначения арбитражных управляющих

Этот порядок установлен статьёй 45 закона «О банкротстве».

В Арбитражный суд подаётся заявление о признании должника банкротом. В этом заявлении указывается наименование и адрес СРО, из числа членов которой нужно определить временного управляющего (часть 2 статьи 37 закона «О банкротстве»).

Указанная СРО получает определение арбитражного суда о принятии заявления и представляет суду информацию: соответствует кандидатура арбитражного управляющего требованиям или нет. СРО обязана сделать это в течение 9-ти дней (часть 4 статьи 45 закона «О банкротстве»).

Если кандидатура управляющего удовлетворяет установленным требованиям, арбитражный суд утверждает этого кандидата (часть 5 статьи 45 закона «О банкротстве»).

Если в течение 14-ти суток с момента получения определения арбитражного суда СРО не подаст в суд информацию о кандидатуре, суд откладывает рассмотрение вопроса на 30 дней. Заявитель имеет право в течение этого времени обратиться в другую СРО (часть 7 статьи 45 закона «О банкротстве»).

Если же кандидатура управляющего не представлена в течение 3-х месяцев, то арбитражный суд прекращает производство (часть 9 статьи 45 закона «О банкротстве»).

Обратите внимание: порядок назначения арбитражного управляющего описан в общих чертах. Ситуация осложняется, если, например, арбитражному управляющему требуется допуск к государственной тайне.

Требования к СРО арбитражных управляющих

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих — это некоммерческая организация (часть 1 статьи 21 закона «О банкротстве»). СРО включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. При этом СРО должна выполнить несколько требований:

  • у неё должно быть не менее 100 членов;
  • её участники должны в сумме провести не менее, чем 100 процедур банкротств;
  • она должна иметь компенсационный фонд;
  • должны быть разработаны стандарты и правила профессиональной деятельности арбитражных управляющих;
  • она должна иметь органы управления и специализированные органы (часть 2 статьи 21).

Что ещё нужно знать об арбитражном управляющем

В редакции закона «О банкротстве» от 03 декабря 2008 года было требование о том, что арбитражный управляющий обязан иметь регистрацию индивидуального предпринимателя. Однако в редакции закона от 1 января 2014 года этого требования уже не имелось. В настоящее время арбитражный управляющий может не быть индивидуальным предпринимателем.

Законодательство России о банкротстве развивается. К ключевой фигуре этого процесса — арбитражному управляющему — предъявляются всё более серьёзные требования.

Это позитивные изменения, поскольку они отсекают от рынка неквалифицированных лиц. Благодаря строгим требованиям закона «О банкротстве» на рынке услуг арбитражных управляющий остаются честные и достойные профессионалы.

Леонид Мелихов — юридический копирайтер

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *