Проведение запроса предложений

Ни в коем случае нельзя путать с запросом предложений по 223-фз !
Заказчик 44-ФЗ имеет право проводить запрос предложений только в исключительных случаях:

  • 8) если электронный аукцион или повторно проведённый конкурс или не выявили поставщика;
  • 6) закупки товара, работы или услуги, являющихся предметом контракта расторгнутого в одностороннем порядке заказчиком. При этом если предыдущий поставщик частично исполнил обязательства, количество и цена поставляемого должны быть пропорционально уменьшены.
  • 2) поставки спортивного инвентаря для сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта;
  • 3) контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ;
  • 5) если заказчики осуществляют деятельность за пределами территории РФ и если НМЦ контракта не превышает 15 млн. рублей;
  • 7) закупок лекарств индивидуального назначения пациенту по решению врачебной комиссии.
  • 9) закупок изделий народных художественных промыслов, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном ФАС;
  • 10) осуществления закупок услуг по защите интересов РФ в иностранных судах.

От размещения запроса предложений заказчиком в ЕИС до ОПЗ (дата вскрытия конвертов) проходит не менее 5 дней, при этом нельзя отменять или вносить изменения.
Заказчик устанавливает критерии оценки заявок и величины их значимости. Для ознакомления с этими понятиями прочитайте статью открытый конкурс.
По тем же принципам конкурса осуществляется определение победителя (подсчёт баллов как первого так и окончательного предложения).

Участники подают заявки на участие в запросе предложений заказчику в письменной форме (возможность электронной формы на данный момент предельно замутнена юридическими разногласиями).
Заказчик обязан произвести аудиозапись вскрытия и предоставить всем участникам, подавшим заявки, возможность присутствовать и осуществлять аудио-видеозапись.
Заявки оцениваются на основании критериев, фиксируются в виде таблицы и прилагаются к протоколу проведения запроса, после чего оглашаются условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке, признанной лучшей.
В ЕИС в течение одного часа размещается выписка из протокола проведения, содержащая перечень отстраненных участников с указанием оснований, и условий исполнения в лучшей заявке, без указания единственного участника.
Переторжка (уторговывание) — второй этап запроса предложений, на котором участник может улучшить своё предложение (речь идёт о снижении цены).
Участникам предлагается направить окончательное предложение не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения запроса предложений, а в случае их отказа окончательными предложениями признаются первичные заявки.

Вскрытие конвертов с окончательными предложениями, осуществляются на следующий день после даты завершения проведения запроса предложений и фиксируются в итоговом протоколе. Участники запроса вправе присутствовать.
Контракт заключается на условиях, окончательного предложения победителя запроса, не ранее чем через 7-мь дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, и не позднее чем через 20-ть дней с даты его подписания.
При уклонении победителя от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, и заключить контракт с участником занявшим второе место, но тот имеет право отказаться.
Заключение контракта с единственным подавшимся участником необходимо согласовывать в ФАС

Извещение о проведении любой открытой (не относящейся к секретным) закупки это страница заказа в ЕИС, куда заказчиком внесены основные параметры тендера, они имеет полную юридическую силу.
«Размещение извещения» заказчиком означает ввод данных закупки в ЕИС, нет никакой необходимости готовить и загружать отдельный документ с названием «извещение».
Более того, подобные некомпетентные действия несут в себе дополнительный риск ошибки и двойного информирования — когда в одном месте указаны одни условия, а во втором — другие.
Юридически грамотно все условия закупки указывать единожды, а в случае необходимости ссылаться на это место.

Далее рассматривается не вся документация, сопровождающая аукцион, а один из её кусков (сокращённо называемый АД)- нелепый аппендикс, порождённый несовершенством законодательства и нюансы его составления заказчиком. Обратите внимание на отсылки к другим документам, их подготовка и изучение — гораздо более существенная часть закупки.

В 99% случаев заказчики полностью копируют в АД статьи закона целиком, это ошибка.
Закон един и опубликован там, где следует. Никаких дополнительных, «ценных» указаний для его соблюдения участникам не требуется. Попытки же придать документации «умный, государственный вид как у всех» набивая её пафосными абзацами — грубая имитация работы с предсказуемой потерей её сути.

Действительно необходимо указать лишь конкретные опции выбора, предложенные законом и сделанные заказчиком.
Пример: если заказчик имеет право выбирать размер обеспечения контракта, то он обязан осознанно выбрать и указать это в документации,
а если сроки заключения контракта жёстко установлены законом — нет никакого смысла копировать в документацию всю статью, о том, сколько же там должно пройти дней,
во всех подобных «дырках», которые заказчику приходится заполнять на ЕИС для размещения, достаточно написать «в соответствии с действующим законодательством».

Также, при рациональном подходе, нет ни смысла, ни обязательств формировать так называемую «карту аукциона» — таблицу , в которой якобы собраны все основные параметры закупки. Они итак компактно помещаются в «извещение» (то есть на страницу заказа) безо всяких «карт».

Два года назад законодатели дали право заказчикам проводить запрос предложений в электронной форме. А с 1 января 2019 года стал возможен только электронный формат этой процедуры.

При запросе предложений, как и при других видах закупок, соблюдается принцип конкуренции, который помогает определить будущего исполнителя. Заказчик размещает в ЕИС извещение и документацию о госзаказе, и информацию получает неограниченный круг лиц.

Из новой статьи вы узнаете, как сегодня проводится электронный запрос предложений.

Основания для проведения электронного запроса предложений

Весь алгоритм организации и проведения запроса предложений в электронной форме подробно описан в 44-ФЗ. Согласно ст.83.1 данное закупочное мероприятие начинается с размещения извещения в ЕИС. Побеждает участник, который подал выгодное для заказчика ценовое предложение. В этом суть торгов.

Заказчики проводят запрос предложений в ЭФ в соответствии с ч.2 ст.83.1 44-ФЗ, когда нужно приобрести следующие категории товаров/работ/услуг:

  • спортивные товары (инвентарь, оборудование, экипировку), необходимые для подготовки и дальнейшего участия сборных команд Российской Федерации в Олимпиаде, Паралимпиаде;
  • товары, работы, услуги, которые были предметом контракта, расторгнутого по ч.9 и ч.15 ст.95 44-ФЗ;
  • лекарственные средств для будущего назначения их пациентам после прохождения врачебной комиссии;
  • услуги по защите интересов РФ с привлечением российских или иностранных специалистов при подаче физическими или юридическими лицами исков к России в зарубежные судебные органы или международные суды;
  • товары, работы или услуги по факту признания несостоявшимися некоторых других электронных процедур согласно ч.4 ст.55.1 (конкурс) и ч.4 ст.71 (аукцион) 44-ФЗ;
  • изделия народных художественных промыслов, зафиксированных в особом порядке, утвержденном российским правительством;
  • жилье у собственников-физлиц для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Важный момент! Согласно ч.5 ст.83.1 44-ФЗ заказчик не может отменять электронный запрос предложений и вносить корректировки в опубликованное извещение. Поэтому ответственные за подготовку документации и извещения лица не должны допускать ошибок.

Подготовка документов

Итак, заказчик решил провести запрос предложений в электронной форме. В этом случае вместе с извещением и проектом контракта он размещает в ЕИС закупочную документацию. При этом он обязан соблюдать сроки, указанные в ч.3 ст.83.1 44-ФЗ. Если мы говорим об извещении, то размещать его необходимо не позднее 5-ти рабочих дней до мероприятия.

В этот же 5-дневный период размещается документация электронного запроса предложений. В этом отличие этой процедуры, например, от электронного аукциона, при котором документация о закупке публикуется за 7 дней при НМЦК до 300 млн. руб. и за 15 дней при НМЦК более 300 млн. руб.

В извещении указывается информация, регламентированная ч.4 ст.83.1 44-ФЗ:

  • адрес электронной площадки;
  • критерии электронного запроса предложений;
  • требования для предполагаемых исполнителей и список документов и выписок, которые нужно подавать в составе заявки;
  • сроки мероприятия — день и время окончания подачи заявок и дата окончания их рассмотрения и оценки.

В техническом задании в первую очередь следует обращать внимание на то:

  • сколько времени отводится на контрактные обязательства;
  • сколько нужно поставить товара/выполнить работ;
  • каким требованиям должен соответствовать исполнитель (например, представить лицензии, допуски и т.д.).

Направление приглашений

Отличительной особенностью запроса предложений в ЭФ является то, что заказчик может разослать поставщикам, в которых он уверен, приглашения принять участие в процедуре (ч.3 ст.83.1 44-ФЗ).

Потенциальные исполнители должны соответствовать условию – иметь за последние полтора года заключенные контракты по аналогичному виду работ. Эти контракты не должны быть расторгнуты из-за несоблюдения исполнителем контрактных условий и обязательств.

Когда основанием проведения запроса предложений в ЭФ является приобретение товаров/работ/услуг в соответствии с п.2 ч.2 ст.83.1 (расторжение контракта по ч.9 и 15 ст. 95 44-ФЗ), заказчик имеет право письменно пригласить поучаствовать в торгах тех предполагаемых исполнителей, которые ранее были участниками госзаказа, по итогу которого и был расторгнут контракт. Закупочная комиссия не может отклонить их заявки.

Письменно приглашать участников нужно не позднее 5-ти рабочих дней до даты проведения электронного запроса предложений.

Составление заявки на электронный запрос предложений

Участнику следует внимательно и безошибочно готовить данный документ. К заявке (она подается на ЭТП в электронной форме) следует прикладывать всю информацию и документы, которые требует заказчик, в противном случае поставщик будет отстранен от участия в процедуре.

Состав заявки:

  • сведения об участнике: адрес нахождения, ИНН;
  • документальное подтверждение, что ТРУ соответствуют требованиям законодательства;
  • документальное подтверждение, что участник соответствует требованиям заказчика, указанным в закупочной документации;
  • документальное подтверждение соответствия нормам ст. 31 44-ФЗ;
  • принадлежность к СМП или СОНКО;
  • стоимость и документы согласно закупочной документации.

Оператор электронной площадки должен в течение 1 часа уведомить участника о получении заявки и присвоить ей идентификационный номер.

Рассмотрение поступивших заявок

Заказчик получает заявки потенциальных исполнителей от оператора ЭТП в течение 1 рабочего дня после окончания срока подачи заявок на участие в электронном запросе предложений (ч.15 ст.83.1).

Следующим шагом является рассмотрение заявок и их оценка членами закупочной комиссии. Все заявки должны соответствовать установленным требованиям.

Заявка может не пройти дальше на основании норм ч.18 ст.83.1 44-ФЗ в следующих случаях:

  • предполагаемый исполнитель не соответствует требованиям, прописанным в извещении и документации к мероприятию;
  • участник подал ложные сведения;
  • нарушена структура заявки согласно ст.14 44-ФЗ.

В качестве примера неправильно составленной заявки согласно ст.14 44-ФЗ можно привести лекарства из списка ЖНВЛП, закупаемые для удовлетворения государственных и муниципальных нужд. Такие участники не проходят на основании п.1 Постановления Правительства РФ № 1289 от 30 ноября 2015 г. (кроме пункта 5 данного Постановления).

Специалисты заказчика не могут отклонить участника:

  • за отсутствие документов, указанных в п.5 ч.9 ст.83.1 (кроме запретов по положениям ст.14 44-ФЗ).
  • за непредставление в составе заявки документов, подтверждающих право предполагаемого исполнителя на преимущества для ведомств уголовно-исполнительной структуры или объединений инвалидов, согласно п.4 ч.9 ст. 83.1, ст. 28-29 44-ФЗ. Это указано в ч.18 ст.83.1 44-ФЗ.

После того, как заявки были рассмотрены, специалисты заказчика обязаны оценить их по критериям электронного мероприятия, которые указывались в извещении и документации о закупке (ч.19 ст.83.1 44-ФЗ).

Оформление протокола проведения и выписки

После проведения электронного запроса предложений и рассмотрения заявок комиссией требуется подготовить протокол проведения закупки (ч.19 ст.83.1 44-ФЗ).

Данный протокол имеет следующую структуру:

  • вся информация по отклонению заявок с обязательным указанием оснований для отстранения участников;
  • информация о заявке участника, который подал наилучшее предложение по исполнению контракта;
  • все критерии исполнения госзаказа, в том случае, если на участие в запросе предложений в ЭФ поступила только одна заявку.

К протоколу обязательно должна прилагаться таблица с оценкой всех участников мероприятия.

Затем нужно оформить и опубликовать в ЕИС выписку из протокола проведения.

В выписке содержится информация о выбывших участниках с указанием причины их отстранения, а также условия исполнения госзаказа из наилучшей заявки или же контрактные условия из единственной. Если поступило только одно предложение, то этот участник в выписке не указывается.

Срок размещения – до конца срока окончания рассмотрения и анализа поступивших заявок (ч.20 ст.83.1).

Протокол проведения размещается одновременно с итоговым протоколом согласно ч.24 ст.83.1 44-ФЗ.

Рассмотрение окончательных предложений участников

Сотрудники заказчика рассматривают окончательные предложения участников на следующий рабочий день после того, как они были отправлены (ч.23 ст.83.1). Если окончательное предложение предполагаемого исполнителя ухудшило изначальную подачу запроса, то его отстраняют. В этом случае и в случае, когда участник не направил окончательное предложение, первоначальное предложение и будет считаться окончательным для такого участника.

В запросе предложений в ЭФ побеждает участник, который представил наилучшее окончательное предложение по критериям, указанным в извещении и документации к закупке (ч.24 ст.83.1 44-ФЗ).

Если несколько окончательных представлений содержат идентичные условия, то побеждает то, которое было подано раньше. Победителем признается более расторопный участник.

Оформление итогового протокола

После прохождения всех этапов требуется подготовить итоговый протокол (ч.24 ст.83.1 44-ФЗ).

Содержание итогового протокола:

  • условия, указанные в окончательных представлениях всех участников;
  • решение, вынесенное после рассмотрения и оценки окончательных предложений;
  • порядковые номера, назначенные сотрудниками комиссии после анализа окончательных предложений;
  • итоги рассмотрения сведений, поданных участниками мероприятия.

Публикация протоколов

В соответствии с положениями ч.24 ст.83.1 44-ФЗ в ЕИС публикуются одновременно два документа: и протокол подведения, и итоговый протокол.

Сроки заключения контракта

После публикации итогового протокола заказчик переходит к размещению проекта контракта в ЕИС, на это ему дается 5 дней.

Если у участника возникают разногласия по проекту контракта, то сроки подписания меняются. Что это значит?

  1. При наличии разногласий в 5-дневный срок участник направляет заказчику протокол разногласий. Протокол разногласий можно отправить только 1 раз (ч.4 ст. 83.2 44-ФЗ).

Если заказчик согласен с замечаниями, то в течение 3-х дней он публикует исправленный проект контракта, если не согласен – то публикует прежний документ с указанием причин, почему отказывается от внесения изменений.

Далее исполнитель в течение 3-х дней подписывает документ и представляет заказчику подтверждение перечисления обеспечения исполнения контракта. Заказчик подписывает проект так же в течение 3-х дней.

  1. При отсутствии разногласий выигравший торги участник подписывает контракт и отсылает заказчику подтверждение перевода ОИК.

Заказчик в свою очередь подписывает документ в течение 3-х рабочих дней.

После проведения электронного запроса предложений контракт заключается в промежуток 7-20 дней со дня подписания итогового протокола.

При обнаружении нарушений в ходе мероприятия, или, если участник считает, что его заявку отклонили неправомерно, то он вправе обратиться с жалобой в ФАС в течение 5-ти дней со дня подписания итогового протокола.

Причины признания запроса предложений в электронной форме несостоявшимся, и действия заказчика в этом случае

  1. Подана только одна заявка, соответствующая требованиям, указанным в извещении и закупочной документации или из всех поступивших заявок комиссия признала только одну соответствующей требованиям. В этом случае заказчик может провести процедуру у единственного поставщика согласно п.25 ч.1 ст.93 44-ФЗ.
  2. Не поступило ни одной заявки или все заявки не соответствовали требованиям, указанным в извещении и закупочной документации. В этом случае заказчик (при необходимости) вносит соответствующие корректировки в план-график и проводит новую процедуру или осуществляет закупку у единственного поставщика согласно п.25 ч.1 ст.93 44-ФЗ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *