Проверка роскомнадзора

Для представления по требованию ИФНС документов, содержащих персональные данные физических лиц, получать согласие субъектов этих персональных данных оператору не требуется

14.03.2013 Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Ерин Павел, Золотых Максим

Вправе ли налоговые органы при проведении выездной налоговой проверки требовать у организации персональные данные ее клиентов при условии, что клиенты не давали свое согласие на обработку их персональных данных для налоговых органов? Сведения истребуются в связи с проводимой в отношении организации выездной налоговой проверкой на основании ст. 93 НК РФ. В тексте запроса налоговых органов не указано обоснование требований, а также не указано с исчислением и уплатой какого именно налога запрашиваются персональные данные клиентов.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Если организация считает, что истребуемые документы не связаны с исчислением и уплатой проверяемого налога, то представлять их она не обязана, однако в этом случае свою точку зрения, вероятнее всего, придется отстаивать в суде.

Обоснование вывода:

Обработка персональных данных, под которой понимается в том числе их предоставление (действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц), как правило, требует согласия субъекта персональных данных (п.п. 3, 6 ст. 3, п. 1 ч. 1 ст. 6, ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон N 152-ФЗ)). Однако обработка персональных данных с согласия их субъекта является лишь одним из предусмотренных законом случаев, когда допускается обработка персональных данных. Как следует из ст. 6, ч.ч. 2, 3 ст. 9 Закона N 152-ФЗ, при наличии оснований, предусмотренных п.п. 2-11 ч. 1 ст. 6 этого федерального закона, согласия субъекта персональных данных на их обработку не требуется. При этом обязанность предоставить доказательства наличия этих оснований закон возлагает на оператора — орган или лицо, организующее и (или) осуществляющее обработку персональных данных (п. 2 ст. 3 Закона N 152-ФЗ).

Одним из упомянутых выше оснований является обработка персональных данных, необходимая для достижения целей, предусмотренных международным договором РФ или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей (п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ).

По смыслу этой нормы она затрагивает любые функции, полномочия и обязанности, возлагаемые законом на лицо, обрабатывающее персональные данные, в связи с осуществляемой им деятельностью.

Подпункт 6 п. 1 ст. 23 НК РФ возлагает на налогоплательщиков обязанность представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

В соответствии с п. 12 ст. 89, п. 1 ст. 93 НК РФ при проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ. Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ (п. 4 ст. 93 НК РФ).

НК РФ не ограничивает полномочия налоговых органов по истребованию документов, содержащих сведения, относящиеся к персональным данным согласно Закону N 152-ФЗ.

Отсюда следует, что предоставление по требованию налогового органа документов, содержащих персональные данные, является обязанностью оператора в силу п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ и не требует получения согласия субъекта персональных данных.

Обратим внимание, что нормы НК РФ не позволяют определить, какие именно документы налоговый орган вправе запрашивать при проведении налоговой проверки в каждом конкретном случае. Минфин России в письме от 09.10.2012 N 03-02-07/1-246 пришел к выводу о том, что к таким документам относятся любые документы, содержащие информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

Таким образом, на практике вопрос о правомерности предъявления налогоплательщику требования о представлении тех или иных документов в рамках налоговой проверки (равно как и по иным основаниям, предусмотренным ст. 93.1 НК РФ) решается в зависимости от конкретных обстоятельств. При этом налоговый орган определяет перечень истребуемых документов по своему усмотрению, в зависимости от предполагаемого наличия связи сведений, содержащихся в этих документах, с предметом налоговой проверки или иных мероприятий налогового контроля.

Вместе с тем, учитывая положение п. 12 ст. 89 НК РФ, можно прийти к выводу о том, что на основании ст. 93 НК РФ налогоплательщик обязан представлять только документы, которые связаны с исчислением и уплатой определенного налога, правильность исчисления которого проверяется в ходе проверки. На это указывает и пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ, который предоставляет налоговым органам право требовать от налогоплательщика не любые документы, а лишь те, которые подтверждают правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

Отметим, что законодательство о налогах и сборах не обязывает налоговые органы каким-либо образом обосновывать в требовании о представлении документов (информации) необходимость представления налогоплательщиком отдельных документов. Не содержит указания на такое обоснование и форма требования о представлении документов (информации), утвержденная приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@, поскольку речь идет об истребовании документов при проведении налоговой проверки на основании ст. 93 НК РФ. В этом случае подлежащие представлению документы, разумеется, должны быть связаны с предметом налоговой проверки, то есть с теми налогами, правильность исчисления и уплаты которых исследуется в рамках данной проверки. Если требование предъявляется на основании ст. 93.1 НК РФ (то есть в рамках «встречной» проверки или в порядке получения информации о конкретной сделки вне рамок проведения налоговых проверок), в требовании о представлении документов (информации) указываются, помимо прочего, реквизиты лиц, деятельности которых касаются истребуемые документы, а также мероприятие налогового контроля, в связи с проведением которого возникла необходимость в представлении документов (информации).

Однако изложенное выше не означает, что налоговые органы вправе в связи с проведением налоговой проверки истребовать документы, не относящиеся к предмету этой проверки.

Таким образом, право налоговых органов на истребование документов, связанных с проводимой в отношении организации налоговой проверкой, не ограничено тем фактом, что в истребуемых документах имеются персональные данные физических лиц. Получать согласие этих лиц на обработку их персональных данных, если они представляются по требованию налогового органа, оператор не обязан. Вместе с тем вопрос об обоснованности представления тех или иных документов должен решаться в каждом случае индивидуально, в зависимости от объективной возможности установить наличие или отсутствие связи истребуемых документов с предметом проверки. Непредоставление или отказ налогоплательщика в предоставлении документов может повлечь за собой применение к нему санкций, предусмотренных ст. 126 НК РФ. Однако, если в конкретной ситуации у налогоплательщика есть основания полагать, что истребуемые на основании ст. 93 НК РФ документы не имеют отношения к проводимой в отношении него налоговой проверке, он вправе их не представлять. При этом есть вероятность того, что в спорной ситуации суд поддержит такую позицию налогоплательщика (смотрите в связи с этим постановления ФАС Московского округа от 30.10.2012 N Ф05-12430/12 и от 13.02.2012 N Ф05-14916/11, ФАС Западно-Сибирского округа от 13.05.2011 N Ф04-1221/11, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2011 N 18АП-11769/11).

Считаем необходимым также отметить, что, по нашему мнению, основания для применения к оператору санкций согласно ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях (предусматривающей ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) в рассматриваемом случае отсутствуют. Независимо от наличия объективной связи истребуемых документов с предметом налоговой проверки оператор, исполняя требование налогового органу, действует в рамках обязанностей, которые возложены на него законом. При этом законодательство не обязывает оператора проверять фактическое наличие оснований истребования документов налоговым органом и отказывать в представлении документов при отсутствии таких оснований.

Подписка Разместить:

IT ManagerБезопасностьУправление ИБ

Ксения Шудрова | 19.12.2017

В первой части мы определились с тем, кто может проверять юридические лица в сфере персональных данных, и выяснили, что наиболее вероятна проверка со стороны Роскомнадзора. Также в статье были обозначены права контролирующего органа, подробно описаны виды наказаний по статье 13.11 КоАП и выделены основные нарушения за 2016–2017 гг. Во второй части мы поговорим о том, как проходят проверки и что они собой представляют, а затем составим примерный перечень документов, необходимых для разработки.

Для начала нужно определиться, чем регламентировано проведение проверок и какими они бывают. В 2009 году был издан первый «Административный регламент проведения проверок Федеральной службой в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных» (утвержден приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 1 декабря 2009 г. № 630). В 2011 году он был заменен на ныне действующий «Административный регламент исполнения федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства российской федерации в области персональных данных» (утвержден приказом Минкомсвязи России от 14 ноября 2011 г. № 312). В 2014-м в него дважды вносились изменения (приказами Минкомсвязи России от 08.10.2014 № 340 и от 24.11.2014 № 403). Действующую версию документа можно найти в открытом доступе, в первую очередь на сайте Роскомнадзора в разделе «Правовая информация — Административные регламенты».

Давайте кратко ознакомимся с содержимым регламента. В нем сказано, что предметом контроля являются как документы, содержащие персональные данные, так и информационные системы персональных данных, и деятельность по их обработке в целом. При проведении проверок Роскомнадзор имеет право самостоятельно составлять протоколы об административном правонарушении и направлять в правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях и о возбуждении уголовных дел.

Права контролирующего органа, прописанные в регламенте, раскрывают положения ст. 23 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных». В ходе проведения проверки Роскомнадзор может запрашивать документы, касающиеся обработки персональных данных, а также получать доступ к информационным системам персональных данных. Роскомнадзор может проверить даже эффективность технических мер по обеспечению безопасности персональных данных в негосударственных информационных системах персональных данных. Для этой цели привлекаются эксперты и экспертные организации.

По результатам проверки оформляется акт, если выявлены нарушения, то выдается предписание об их устранении. В ходе проверки или по ее итогам может быть принято решение о возбуждении дела об административном или уголовном правонарушении.

Существует только два типа проверок — плановые и внеплановые (таблица 3).

Таблица 3

Для того чтобы понять, насколько вероятно проведение Роскомнадздором проверки в отношении вашей организации, давайте обратимся к статистике. Согласно данным официальных отчетов Роскомнадзора, в 2016 году было проведено 1307 плановых проверок по персональным данным. Причем нарушения были выявлены в 49% случаев. Внеплановых проверок прошло лишь 99, нарушения выявлены в 24% случаев.

В 2015 году проведено 1160 плановых проверок (из них 132 пришлось на государственные и муниципальные организации) и 104 внеплановые. Проверки государственных и муниципальных органов представлены отдельно: в 2015-м их было 132, в 2016-м — 333. В первой половине 2017-го Роскомнадзор провел 532 плановые проверки и 32 внеплановые.

Если с плановыми проверками все понятно — о них известно заранее, то наибольший интерес представляют внеплановые мероприятия, которые в большинстве случаев проводятся по запросам субъектов. Основные жалобы субъектов персональных данных относятся к следующим категориям организаций:

  • кредитные организации;

  • организации ЖКХ;

  • организации — владельцы интернет-сайтов;

  • коллекторские агентства.

Кроме плановых и внеплановых проверок, Роскомнадзор осуществляет систематическое наблюдение в сфере персональных данных. Только за первое полугодие 2017-го проведено 1088 мероприятий, из них 25 внепланово. Такое наблюдение включает всего проверку информации в сети Интернет, выявление точек продаж баз персональных данных, проверку размещения информации в общественных местах (например, наружной рекламы). По данным отчета Роскомнадзора, за первое полугодие 2017-го основными нарушителями, выявленными в результате систематического наблюдения, являются:

  • государственные и муниципальные органы государственной власти — 66 нарушений;

  • учреждения высшего, среднего, начального и общего образования — 66 нарушений;

  • учреждения здравоохранения — 62 нарушения;

  • организации в сфере ЖКХ — 51 нарушение;

  • финансово-кредитные организации — 28 нарушение;

  • операторы связи — 26 нарушений.

Как видно, многие организации попадают в категорию риска, поэтому готовиться к проверке желательно всем.

Что нужно будет сделать?

  • разработать документы, определяющие правила работы с персональными данными, а также способы обеспечения их безопасности.

  • защитить информационные системы.

  • определить помещения для обработки персональных данных и установить порядок доступа в них.

  • обучить сотрудников, занимающихся обработкой и защитой персональных данных.

Основной этап подготовки к проверке — разработка документов. Очень важно определиться с необходимым и достаточным комплектом документов. В первую очередь можно выделить три важных документа, на которые следует обратить особое внимание: уведомление об обработке персональных данных, письменное согласие субъекта на обработку персональных данных и политика обработки персональных данных. Первые два из них необязательны, но более подробно об этом мы поговорим в третьей части.

Официального перечня, что должно входить в полный комплект документов для информационной системы персональных данных, нет. Поэтому нужно составить список самостоятельно на основании фрагментов разрозненной информации. Так, согласно положениям административного регламента Роскомнадзор может проверить следующие документы:

  • уведомление об обработке персональных данных — есть исключения, когда такое уведомление подавать не нужно;

  • документы, необходимые для проверки фактов нарушений при внеплановой проверке (если они были);

  • документы, подтверждающие выполнение предписаний об устранении ранее выявленных нарушений — в случае повторной проверки;

  • письменное согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных — во многих случаях не требуется;

  • документы, подтверждающие соблюдение требований законодательства при обработке специальных категорий и биометрических персональных данных;

  • документы, подтверждающие уничтожение персональных данных субъектов персональных данных по достижении цели обработки;

  • локальные акты оператора, регламентирующие порядок и условия обработки персональных данных.

Таким образом, если организация обрабатывает персональные данные исключительно своих работников (одно из исключений, когда уведомление можно не подавать), проверка плановая (фактов нарушения нет) и ранее предписания не выдавались, теоретически можно ограничиться предоставлением положения об обработке персональных данных и формы согласия на обработку персональных данных.

В законе «О персональных данных» можно найти косвенные упоминания о необходимости разработать документы (таблица 4).

Таблица 4

Не стоит забывать, что для бумажной обработки нужно руководствоваться положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. № 687 г. Москва «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации» и разработать порядок обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации.

Также примерный перечень документов можно найти в Постановлении Правительства РФ от 21.03.2012 № 211 «Об утверждении перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами». Если убрать привязку к государственной службе и немного адаптировать названия документов, получится следующий список:

  • правила обработки персональных данных, устанавливающие процедуры, направленные на выявление и предотвращение нарушений, а также определяющие для каждой цели обработки персональных данных содержание обрабатываемых персональных данных, категории субъектов, сроки их обработки и хранения, порядок уничтожения;

  • правила рассмотрения запросов субъектов персональных данных или их представителей;

  • правила осуществления внутреннего контроля соответствия обработки персональных данных требованиям к защите персональных данных;

  • правила работы с обезличенными данными в случае обезличивания персональных данных

  • перечень информационных систем персональных данных;

  • перечни персональных данных;

  • перечень должностей, ответственных за проведение мероприятий по обезличиванию обрабатываемых персональных данных, в случае обезличивания персональных данных;

  • перечень должностей, которые предусматривают осуществление обработки персональных данных либо осуществление доступа к персональным данным;

  • должностная инструкция ответственного за организацию обработки персональных данных;

  • типовое обязательство работника, непосредственно осуществляющего обработку персональных данных, в случае расторжения с ним трудового договора прекратить обработку персональных данных, ставших известными ему в связи с исполнением должностных обязанностей;

  • типовая форма согласия на обработку персональных данных

  • порядок доступа в помещения, в которых ведется обработка персональных данных

В третьей части статьи мы более подробно остановимся на основных видах документов и непосредственной подготовке к прохождению проверке.

Включенные в установленном порядке в реестр граждане и организации, привлекаемые Роскомнадзором в качестве экспертов, экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю.

Роскомнадзор проверяет соблюдение законов в области СМИ и информационных технологий. На основании ФЗ №293 проверка этим органом проводится раз в три года. Чаще осуществлять проверки без достаточных на то оснований запрещено. Эти временные промежутки позволят предпринимателю понять, когда примерно будет проводиться мониторинг. К проверке следует подготовиться.

Полномочия Роскомнадзора

У Роскомнадзора имеется целый ряд полномочий, установленных нормативными актами:

  1. Осуществление контроля за соблюдением законов в области СМИ и массовых коммуникаций.
  2. Надзор над предоставлением услуг в области связи.
  3. Аккредитация компаний, которые осуществляют экспертизу информационных продуктов.
  4. Ведение информационной системы, реестров операторов связи.
  5. Регистрация СМИ.
  6. Защита информации, являющейся государственной тайной.

Роскомнадзор осуществляет комплексную проверку всех направлений, связанных с информационными технологиями.

Разновидности проверок

Роскомнадзор осуществляет следующие формы проверок:

  • Плановая. О таких проверках руководитель предупреждается заблаговременно. За трое суток до проведения мероприятия компании отправляется уведомление, в котором указана дата проверки. Кроме того, план контрольных мероприятий расположен на сайте Роскомнадзора. На сайте руководитель может проверить, входит ли он в перечень ЮЛ, подлежащих проверке.
  • Внеплановая. Назначается в том случае, если в отношении компании поступили жалобы. Жалобы эти могут быть связаны, к примеру, с постоянными телефонными звонками. О внеплановом контрольном мероприятии фирма предупреждается за сутки.
  • Документарная. Роскомнадзор отправляет запрос в фирму с перечнем документов, которые нужно направить на проверку. Руководитель при получении такого запроса должен отправить в государственный орган копии бумаг.
  • Выездная. Проверка осуществляется на месте. То есть инспекторы сами приезжают в фирмы.

Даже в том случае, если проверка будет плановой, у руководителя остается очень мало времени на подготовку. По этой причине нужно готовится заблаговременно.

Что именно будут проверять

Государственный орган осуществляет надзор над операторами персональных данных. Также Роскомнадзору подконтрольны компании, которые выполняют сбор и обработку информации о лицах: посетителях, работниках, клиентах. Проще говоря, под надзор попадают все субъекты, в штате которых работают люди.

СПРАВКА! Персональные данные – это информация, нужная для исполнения служебных обязанностей. К примеру, это могут быть паспортные данные, сведения об образовании, семейном статусе.

Роскомнадзор осуществляет контроль над следующими направлениями:

  • Документы, в которых содержатся персональные данные. Также выполняется контроль над условиями их хранения.
  • Системы, осуществляющие обработку данных (ПК и программы).
  • Наличие локальных нормативных актов.
  • Исполнение положений этих актов.
  • Сайт организации.

Относительное нововведение – проверка сайтов. Нарушением, к примеру, будет являться сбор персональных данных без указания информации о том, как они будут использоваться.

Точного перечня бумаг, подлежащих надзору, не существует. Однако можно назвать примерный ряд бумаг:

  • Учредительная документация (ИНН, устав и прочее).
  • Уведомление о том, что фирма работает с ПД.
  • Перечень ПД, сбор которых осуществляется.
  • Перечень работников, у которых есть доступ к данным.
  • Приказ о допуске таких сотрудников к ПД.
  • Инструкции для специалистов, которые работают с данными.
  • Положение об ответственности сотрудников за разглашение ПД.
  • Документ об обработке ПД.
  • Бумаги, свидетельствующие о защите информации (план мероприятий и прочее).
  • Соглашение о неразглашении ПД.
  • Письменное согласие лиц на обработку.
  • Журналы инструктажей относительно мер безопасности.
  • Журналы учета носителей сведений.

Роскомнадзор также может затребовать и другие документы.

Продолжительность проверки

Мероприятие длится на протяжении 20 рабочих дней. При наличии сопутствующих обстоятельств этот срок может быть продлен еще на 20 дней. Однако продление актуально только для тех случаев, когда на это есть серьезные основания. Плановые выездные проверки не могут длиться более 50 часов в отношении компаний, в которых работает до 100 сотрудников. Продолжительность этих проверок для малых фирм со штатом до 15 сотрудников составляет 15 часов.

Особенности подготовки к проверке

Для успешного прохождения проверки рекомендуется нанять сотрудника, который будет отвечать за верность оформления всех документов, связанных с информационным направлением. Необходимость эта связана с тем, что для подготовки нужно проверять правильность огромного объема документации. Проще озаботиться этим вопросом заранее. Однако вариант с наймом сотрудника актуален только для больших предприятий.

Маленьким компаниям можно воспользоваться услугами стороннего эксперта. Рассмотрим план по подготовке к проверке:

  1. Установление наличия уведомления о работе с ПД, направленного в Роскомнадзор. Отправлять это уведомление нужно перед началом работы с данными.
  2. Проверка соответствия деятельности информации, прописанной в едином реестре.
  3. Назначение лица, ответственного за работу с ПД.
  4. Составление Политики фирмы в отношении обработки ПД.
  5. Подготовка сотрудников к контрольному мероприятию. В ходе нее работники знакомятся с бумагами, касающимися обработки данных, устанавливаются правила поведения.
  6. Проверка правильности хранения документов, ограниченности доступа к ним.
  7. Проверка системы безопасности: наличие замков и сейфов.

Для подготовки бумаг можно использовать специальные онлайн-сервисы.

Как осуществляется проверка

Сначала в компанию направляется уведомление о предстоящей проверке. В документе нужно указать сроки проведения, а также реквизиты приказа, на основании которого осуществляется мероприятие. Сначала инспекторы проверяют документы, связанные с информационным направлением. Затем в компанию направляется запрос. Ответить на него нужно на протяжении 10 дней. Руководитель должен направить в контролирующий орган копии документов. Их требуется заверить подписью.

Если в процессе проверки были обнаружены недочеты, назначается выездная проверка. В компанию приезжает минимум два инспектора. Они должны предъявить удостоверение, а также копию приказа, на основании которого проводится мероприятие.

Результаты проверки

В результате проверки оформляется акт. Если в ходе мероприятия были обнаружены ошибки, информация о них включается в документ. Ответственное лицо компании лично знакомят с актом. Альтернативный вариант – отправка документа заказным письмом. Об итогах проверки руководитель может узнать на сайте надзорного органа.

Можно ли обжаловать результаты проверки?

Результаты контрольного мероприятия можно обжаловать в течение 15 дней. Для этого в Управление отсылаются возражения. Руководителю для успешного исхода дела нужно подготовить обоснованные аргументы в защиту своей позиции. Он может сослаться на отсутствие уведомления в срок, привлечение к мероприятию специалистов без аккредитации, нарушение сроков проведения. Жалоба будет рассмотрена в течение 30 дней.

Деятельность по оказанию услуг в области связи и телекоммуникаций является одной из тех, где государство придерживается политики активного контроля и надзора. Во- первых указанная деятельность в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи» является лицензируемой.

Получение необходимых лицензий является первым этапом для легального осуществления деятельности по оказанию услуг связи юридическим и физическим лицам.

После получения соответствующей лицензии оператору связи необходимо подготовить проект объекта связи и произвести государственную экспертизу указанного проекта в ФГБУ «МИР ИТ» в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса РФ и Положением «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145.

Для некоторых сооружений связи не требуется проектная документация, перечень таких объектов связи установлен в Приложении А «Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи», утвержденных Приказом Минсвязи РФ от 09.09.2002 N 113. Например, без разработки проектной документации, подлежащей государственной экспертизе, возможно ввести в эксплуатацию распределительные системы приема телевидения и КТВ до 2500 абонентов, сооружения связи всех видов телематических служб, АТС емкостью до 512 номеров на городских телефонных сетях с линейными и межстанционными сооружениями. Вместо нее могут быть представлены такие документы как типовые проекты, заводская документация оборудования или иные технические документы.

После разработки проектной документации и получения положительного заключения экспертизы оператор связи приступает к строительству сооружения связи в соответствии с проектной документации. Срок строительства объекта связи ограничен датой начала оказания услуг согласно выданной лицензии связи, т.е. 2 годами. Для соблюдения требований законодательства оператору необходимо направить уведомление в территориальный орган Роскомнадзора о начале строительства объекта связи. Построенное сооружение связи необходимо ввести в эксплуатацию, для этого оператор уведомляет территориальное управление Роскомнадзора (по местонахождению сооружения связи) о завершении строительства объекта связи.

В течение 10 дней, после получения уведомления, территориальный орган Роскомнадзора принимает решение о целесообразности проведения выездной приемочной комиссии, и в случае положительного решения согласовывает с оператором точную дату.

В случае, если принято решение о вводе в эксплуатацию без выезда приемочной комиссии, оператор в течение указанного срока, предоставляет в территориальный орган Роскомнадзора необходимый для ввода сооружения связи пакет документов, предусмотренный нормативно-правовыми актами Минкомсвязи РФ.

После проверки приложенной документации, оператор получает Акт КС-14 с приложением, свидетельствующие о разрешении ввода объекта связи в эксплуатацию.

В случае принятия территориальным органом Роскомнадзора решения о приме сооружения связи с выездом приемочной комиссии, в назначенный день на объект прибывает выездная комиссия. Специалисты Роскомнадзора проводят измерения, сверяют фактические данные с данными в заявленной документации, изучению подвергаются, также, схема построения и присоединения сети электросвязи.

Ввод в эксплуатацию сооружения связи также оформляется Актом КС-14.

После получения разрешения на ввод в эксплуатацию, оператор связи может полностью легально оказывать услуги связи.

Плановые проверки Роскомнадзора.

По истечении двух лет оператору связи предстоит пройти плановую проверку соблюдения оператором лицензионных условий.

О времени проведения можно узнать из плана проверок, публикуемого на сайте Роскомнадзора или в более удобной форме с поиском — у нас на сайте. Кроме того, о проведении плановой проверки соблюдения лицензионных требований оператор связи письменно уведомляется Роскомнадзором.

Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О связи» от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ плановая проверка проводится не чаще одного раза в два года.

Помимо этого, Роскомнадзор или его территориальные органы имеют право провести внеплановую проверку. Основанием для проведения внеплановой проверки в соответствии с ч. 5 ст. 27 Федерального закона «О связи» от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ является:

  1. истечение срока исполнения выданного органом государственного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
  2. поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети электросвязи Российской Федерации по перечню таких нарушений, установленному Правительством Российской Федерации;
  3. выявление органом государственного надзора в результате систематического наблюдения, радиоконтроля нарушений обязательных требований;
  4. наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Кроме того, в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», общим для всех органов государственной власти основанием проведения внеплановой проверки является нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Порядок осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи регламентируется Постановлением Правительства от 02.03.2005 г. № 110.

Непосредственной целью надзора является проверка соблюдения лицензионных условий по выданным оператору лицензиям связи, и выявление лиц осуществляющих деятельность по возмездному оказанию услуг связи без соответствующих разрешений. В последнем случае, действия оператора попадают под Статью 171, УК РФ «Незаконное предпринимательство».

В случае выявления нарушения лицензионных условий оператор связи несет ответственность в соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), указанные действия влекут ответственность в виде предупреждения (при отсутствии отягчающих обстоятельств, таких как повторное совершение однородного правонарушения в течение одного года) либо наложение административного штрафа на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Кроме того, при проведении проверок, как плановых так и внеплановых, выявляются нарушения иные нарушения законодательства в сфере связи, такие как самовольное подключение к сети электрической связи оконечного оборудования, самовольные проектирование, строительство, изготовление, приобретение, установка или эксплуатация радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, нарушение правил проектирования, строительства, установки, регистрации или эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, нарушение правил охраны линий или сооружений связи, использование несертифицированных средств связи либо предоставление несертифицированных услуг связи, несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и сооружений связи, самовольные строительство или эксплуатация сооружений связи, которые влекут административную ответственность в соответствии с главой 13 КоАП РФ.

Необходимо знать, что контрольные мероприятия на объекте связи могут быть проведены не ранее чем через год после сдачи объекта в эксплуатацию. Но при этом, время проведения может быть скорректировано, с учетом даты начала действия лицензий оператора. Так, проверка на объекте может быть проведена в течении 3 месяцев с начала действия лицензии при условии, что объект связи не был сдан в эксплуатацию.

По итогам, плановой или внеплановой проверки комиссия, в случае выявления нарушений законодательств в сфере связи, выдается предписание об устранении выявленных правонарушений и составляет протокол об административном правонарушении, который либо передается на рассмотрение в Арбитражный суд либо рассматривается Роскомнадзором самостоятельно в зависимости от того, какое правонарушение выявлено.

Срок выполнения предписания об устранении правонарушения обычно составляет 30 дней.

В случае если оператор не исполнит предписание в установленный срок, Роскомнадзор имеет право инициировать процедуру приостановления лицензии и последующего аннулирования, а также составляет протокол об административном правонарушении в соответствии со ст. 19.5 КоАП РФ, которой предусмотрено наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В качестве документа о прохождении проверки, как плановой, так и внеплановой, как документарной, так и выездной, оператор получает акт проверки (в двух экземплярах). При этом заключение по результатам по каждой лицензии, выдается отдельно.

Вы можете проверить ожидает ли вашу организацию плановая проверка на официальном сайте Роскомнадзора или в нашем реестре составленном на основе открытых данных.

Если вам предстоит плановая проверка мы можем вам помочь с ее прохождением, свяжитесь с нами прямо сейчас:

Напишите нам, мы в онлайне! Оставьте сообщение!

Настоящим в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «С-Тест» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу исключительно в целях продажи программного обеспечения на Ваше имя, как это описано ниже, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «С-Тест» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией ООО «С-Тест» в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на ваше имя, вы даёте согласие на передачу ваших персональных данных. Компания ООО «С-Тест» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие Ваши персональные данные: фамилия, имя и отчество, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.

Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомления на адрес: 248000, г. Калуга, ул. Декабристов, д.15 с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с Интернет-сайта http://s-test.pro/, а также уничтожение записей, содержащих ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «С-Тест», что может сделать невозможным пользование интернет-сервисами компании ООО «С-Тест».

Гарантирую, что представленная мной информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вся представленная информация заполнена мною в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Использование электронных адресов, которые являются персональными данными, также требует согласия субъектов персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *