Проверки прокуратура

Государственная прокуратура РФ – очень серьезный орган, который контролирует все другие надзорные организации и координирует их работу. На сайте генпрокуратуры находятся годичные графики плановых проверок предпринимателей всеми другими контролирующими органами. Именно с прокурором должны быть согласованы все остальные внеплановые проверки. Зато прокуратура, в свою очередь, уполномочена контролировать исполнение законов абсолютно в любой сфере. Вот почему прокурорская проверка – одно из самых ответственных испытаний для любого предприятия.

Впрочем, прокурор никогда не приходит просто так: для этого нужен веский повод, определенная негативная информация о бизнесе, для проверки которой и является представитель государственного органа.

Чем отличается прокурорская проверка от всех остальных? Какими рисками она может угрожать предпринимателю? Безграничны ли полномочия прокурора? Вся информация для предпринимателей – в этой статье.

Прокурорской проверке регламент не писан

Проверку прокуратуры можно назвать непредсказуемой и потому наиболее опасной для ИП. Причина кроется в том, что правовое регулирование для прокуратуры как надзорного органа фактически отсутствует. Более 10 лет назад (18.02.2000 г.) Конституционный суд РФ принял Постановление № 3-П, в котором отметил, что сроки и процедура прокурорских проверок законодательно не утверждены. Новых документов по этому поводу с тех пор не принималось. Поэтому остается руководствоваться косвенными правовыми актами:

  • Федеральный закон «О прокуратуре РФ»;
  • разъяснения Конституционного суда РФ;
  • документы, изданные самой Генеральной прокуратурой.

Из этих документов следуют лишь 3 момента, касающиеся регламента проверки, которые прописаны четко и однозначно.

  1. Служащие прокуратуры при проведении проверки должны рассматривать только то, что касается подозреваемого ими правонарушения. В основную деятельность предприятия вмешиваться им не положено.
  2. Срок проверки не превышает 30 дней. Но не потому, что таково положение о сроках, а по причине того, что именно в месячный срок прокуратура должна дать заявителю ответ на обращение, послужившее поводом для этой проверки.
  3. Реакция прокурора в случае, если проверка установила нарушение, может быть выражена в следующих формах:
    • постановление;
    • протест;
    • представление;
    • предостережение.

Прокурорская проверка плановой не бывает

Догадаться о предстоящем посещении прокурора практически невозможно, поскольку такая проверка назначается по факту обращения. Пожаловаться на предпринимателя прокурору может:

  • недовольный клиент;
  • ваш контрагент;
  • правоохранитель;
  • любой бдительный гражданин.

Инициировать проверку также может обнародование «горячих» фактов в СМИ.

ВАЖНО! Если предприниматель сомневается в законности прокурорской проверки, он может сделать письменный запрос в прокуратуру насчет ее оснований. Ему должны ответить, какой именно сигнал стал поводом для визита прокурора. Результаты проверки, проведенной безосновательно, предприниматель вправе обжаловать.

Повод для визита

ФЗ «О прокуратуре», а также п.6 Приказа Генеральной прокуратуры № 195 от 07.12.2007 г. ограничивают основания для прокурорских проверок поводами, подведомственными исключительно прокуратуре, то есть такими, которые не являются компетенцией других надзорных органов. Это могут быть подозрения:

  • в экстремистской деятельности;
  • в действиях, угрожающих безопасности государства;
  • в нарушении миграционных законов и т.д.

Таким образом, прокуратура не может подменять своим контролем другие госорганы. Однако, поскольку в законе полномочия прокурора четко не ограничены, он может обратить внимание на любые нарушения законодательства – хотя бы для того, чтобы в результате передать их в соответствующее ведомство для последующего контроля и наложения наказания.

Можно ли воспользоваться жалобой в прокуратуру в личных целях?

Довольно часто прокурорские проверки являются «по душу» тех предпринимателей, которые не смогли договориться со своими контрагентами. Для последних жалоба в прокуратуру становится отличной альтернативой судебному иску:

  • обращение в прокуратуру для заявителя бесплатно;
  • гарантирована быстрая реакция (максимум в месяц);
  • ответ прокурора должен быть обоснован, а значит, будет проведено серьезное разбирательство.

Если нарушение будет доказано, работники прокуратуры самостоятельно инициируют судебное разбирательство.

К СВЕДЕНИЮ! Просто так свести счеты с конкурентом, «натравив» на него прокуратуру, не стоит надеяться. За необоснованное заявление, которое не подтвердится в ходе проверки, можно привлечь клеветника к ответственности. А если в его заявлении намеренно используются обтекаемые формулировки по типу «есть основания предполагать», то ничто не мешает противнику, в свою очередь, подать жалобу, которая повлечет встречную проверку.

Полномочия прокуратуры непосредственно при проверке

Что может делать представитель прокуратуры, явившись к вам с проверкой?

  1. Предъявив свое удостоверение, он может свободно перемещаться по всей территории проверяемой организации, входя в любые помещения.
  2. Получить для изучения требуемые материалы и документы.
  3. Запрашивать документы для более глубокого изучения.
  4. Беседовать с ответственными лицами и специалистами по поводу предмета проверки.
  5. Вызывать нужных лиц для дачи объяснений.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Прокурор обязан уважать банковскую, налоговую и другие охраняемые законом тайны.

Советы проверяемым

Кроме служебного удостоверения, никаких других документов проверяющий предъявлять не обязан. Разъяснение по поводу предмета проверки может быть дано им в устной форме.

Однако, предприниматель может запросить письменный документ, который вызвал проверку (жалобу, поручение от прокурора). Если такой документ показать ему отказываются, он может запросить его в прокуратуре письменно, сославшись на упоминавшееся выше постановление Конституционного Суда, в котором говорится, что прокурорская проверка должна быть гласной.

Не стоит препятствовать прокурору в осуществлении его требований, иначе можете попасть под уголовное преследование. Если вы считаете, что проверяющий интересуется тем, что не имеет отношения к предмету проверки, можно действовать одним из следующих способов:

  • предъявить требуемые материалы, а затем обжаловать действия прокурора в суде;
  • отказать в предъявлении, а когда прокуратурой будет возбуждено дело о препятствовании проверке, доказывать, что требования были незаконными, так как не относились к предмету проверки;
  • прежде чем предъявлять или отказывать в материалах, попросить прокурора уточнить, какие материалы и на каких основаниях ему требуются, а одновременно с этим направить в прокуратуру письменное обоснование невыдачи материалов, отметив, что требования будут исполнены после их конкретизации.

Передавая прокурору оригиналы документов, составьте их реестр под подпись.

Любое неисполнение или частичное исполнения требований проверяющего обязательно оформляйте письменно – обосновывайте объективные причины и уточняйте, что выполните требования после их устранения.

Не лишней будет видеосъемка процесса проверки или ведение аудиозаписи.

Что в итоге?

Результаты проверки, в лучшем случае, выявят отсутствие нарушений, подозрения в которых стали поводом для визита. Но на практике такое случается нечасто. Предприниматель может получить от прокурора:

  • представление с требованиями об устранении нарушений;
  • предостережение (если есть подозрение, что правонарушение только готовится);
  • инициацию судебного разбирательства (о приостановке деятельности или ликвидации);
  • переадресацию к другому органу (если обнаруженные нарушения не в компетенции прокурора).

Форма составления этих документов не закреплена законодательно, прокурор может оформить результаты проверки в виде акта или простого письма.

ВАЖНО! Если предприниматель не согласен с реакцией прокурора, надо подать заявление в суд в течение 90 дней с даты получения решения (ст. 254 ГПК РФ). Внесудебные меры оспаривания действий прокуратуры неэффективны: можно пропустить сроки обращения в суд, ожидая решения вышестоящих органов прокуратуры.

(Ергашев Е. Р., Фирсова А. А.) («Российский юридический журнал», 2013, N 1)

К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ

Е. Р. ЕРГАШЕВ, А. А. ФИРСОВА

Ергашев Евгений Рашидович, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой прокурорской деятельности Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург).

Фирсова Анастасия Анатольевна, аспирант кафедры прокурорской деятельности Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург).

Рассматривается понятие прокурорской проверки, описаны три стадии проверки: предпроверочные, проверочные и постпроверочные действия. Уточняется, что действия прокурора на каждой стадии проверки должны соответствовать определенным требованиям. Раскрывается содержание общих требований и требований, предъявляемых к действиям прокурора на отдельных стадиях проверки.

Ключевые слова: прокурорская проверка, стадии прокурорской проверки, требования к прокурорской проверке.

Key words: prosecutor’s inspection, stages of prosecutor’s inspection, prosecutor’s inspection requirements.

Социальная ценность и значимость деятельности прокурора заключается в обеспечении им законности, которая достигается благодаря выявлению нарушений закона и реагированию на эти нарушения предусмотренными законом средствами. Нарушения выявляются в ходе ежедневной работы прокурора с помощью действий, которые в совокупности представляют собой самостоятельное направление деятельности прокурора. Главное правовое средство выявления нарушений закона и установления обстоятельств, им способствующих, — прокурорская проверка. Среди ученых нет единого мнения по поводу определения понятия «прокурорская проверка», часто ее называют «основным способом выявления нарушений закона» <1>. В. Д. Ломовский писал, что «проверка — наиболее распространенное правовое средство прокурорского надзора, связанное с обнаружением любых правонарушений и применяемое во всех его направлениях» <2>. ——————————— <1> Трикс А. В. Справочник прокурора // URL: http://www. iworld. ru/attachment. php? barcode=978546901252&at;=exc&n;=0. <2> Ломовский В. Д. О понятии и содержании прокурорской проверки // Правоведение. 1988. N 5. С. 89.

Прокурорская проверка также трактуется как широко используемое на практике полномочие прокурора по надзору за точным и единообразным исполнением законов должностными лицами, как метод осуществления надзора. Однако уже неоднократно высказывалось мнение, что «полномочия (возможности) прокурора шире правовых средств, поскольку ими охватывается более широкий круг прокурорской деятельности» <1>. ——————————— <1> Ергашев Е. Р. Предостережение о недопустимости нарушения закона как надзорный акт прокурорского реагирования. Екатеринбург, 2009. С. 10.

Между тем прокурорская проверка всегда связана с осуществлением комплекса действий, направленных на установление, выявление обстоятельств нарушений закона, выявление и привлечение к ответственности виновных лиц, и изначально не может рассматриваться наравне с полномочиями прокурора. Как справедливо отмечал В. Д. Ломовский, «среди всех иных средств прокурорская проверка выступает в качестве родового и, следовательно, более значимого» <1>. В полной мере можно согласиться с ученым в том, что проверка стоит особняком среди иных средств прокурора, выступает основным и наиболее сложным средством. ——————————— <1> Ломовский В. Д. Указ. соч. С. 92.

Прокурорская проверка — правовое средство прокурора, представляющее собой совокупность взаимосвязанных интеллектуальных, организационных, технических, управленческих действий, проводимых в установленный законом срок при наличии сведений о фактах нарушения закона и направленных на выявление нарушений закона, виновных лиц и привлечение их к установленной законом ответственности. Проверка с точки зрения последовательности совершаемых действий подразделяется на три составляющих, которые называют также стадиями или этапами. Первая стадия — предпроверочные действия прокурора. Данная стадия состоит из таких действий, как: 1) изучение законодательства; 2) анализ данных о поднадзорном прокуратуре субъекте, в отношении которого будет проведена проверка; 3) планирование действий прокурора. Вторая стадия — проверочные действия, действия прокурора, непосредственно нацеленные на выявление нарушений закона. Она включает: 1) действия по осмотру территории, помещений проверяемого субъекта; 2) взятие объяснений с должностных и иных лиц; 3) изучение документации поднадзорного субъекта; 4) получение заключений специалистов, их объяснений; 5) действия по установлению нарушений закона с помощью технических и иных средств, органов чувств прокурора (зрения, осязания, обоняния). Третья стадия — постпроверочные действия прокурора, направленные на устранение нарушений закона, причин и условий, им способствующих. В данную стадию входят подготовка и написание актов прокурорского реагирования, применение иных правовых средств для устранения нарушений закона и недопущения их в будущем, привлечение к ответственности виновных в нарушении закона лиц, контроль за исполнением законных требований прокурора, изложенных в актах прокурорского реагирования. На каждой стадии проверки действия прокурора должны соответствовать определенным требованиям. Такие требования выступают основополагающим началом любых действий прокурора, нормой и правилом поведения. Требования к прокурорской проверке подразделяются на общие требования, предъявляемые к действиям прокурора на всех стадиях проверки, и требования к действиям на отдельной стадии проверки: организационные (предпроверочные) требования, требования к проверочным действиям и требования к постпроверочным действиям. Рассмотрим общие требования к организации и проведению прокурорской проверки. Ими признаются требования: законности, гласности, открытости проверки, равенства всех перед законом, объективной истины, полноты, субъектности, императивности, результативности. Для требования законности характерна двойственная направленность: внешняя и внутренняя. Внешняя направленность касается взаимоотношений органов и должностных лиц прокуратуры с органами, организациями, учреждениями и должностными лицами и гражданами при осуществлении своих полномочий. Эти отношения возникают и развиваются только по поводу исполнения законов и подзаконных нормативных правовых актов, что означает, что прокурор проводит проверку поднадзорных ему субъектов и оценивает их действия только с точки зрения закона. Внутренняя направленность данного требования сводится к тому, что органы прокуратуры должны в своей деятельности руководствоваться требованиями закона. Требование гласности также проявляется двояко. С одной стороны, органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит законодательству России о государственной и иной охраняемой законом тайне, не нарушает права и свободы граждан. С другой стороны, органы прокуратуры информируют органы государственной власти и управления, а также население о состоянии законности в стране <1>. ——————————— <1> Черепанов М. М. Принципы организации и деятельности российской прокуратуры: Дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2008. С. 67 — 68.

Требование открытости проверки необходимо отличать от требования гласности. Открытость в данном случае понимается как предупреждение прокуратурой поднадзорного субъекта о проведении проверки в будущем, заблаговременное направление требований прокуратуры о предоставлении различной документации, необходимой для проверки. В настоящее время продолжается дискуссия по поводу соотношения требования открытости прокурорской проверки и требования внезапности, согласно которому поднадзорные субъекты не должны знать о предстоящей проверке. Думается, необходимо с осторожностью исполнять требование внезапности, поскольку внезапная проверка может повлечь материальные и нематериальные убытки для поднадзорного субъекта, вмешательство органов прокуратуры в его административно-хозяйственную деятельность. Равенство всех перед законом подразумевает равенство перед прокуратурой граждан, органов власти, организаций всех организационно-правовых форм, учреждений и должностных лиц. Требование объективной истины обусловливает, что выводы органов прокуратуры должны соответствовать действительным обстоятельствам дела. Требование полноты проверки означает необходимость сбора всего объема материальных и документальных носителей информации о фактических действиях субъектов, реализацию всего комплекса правовых средств по выявлению нарушений закона. Данное требование имеет два критерия: содержательный и временной. Каждая проверка должна быть полной и завершенной по содержанию, должна выполнить поставленные задачи, проверка не должна проводиться в упрощенном или сокращенном виде. При проведении проверки нужно получить необходимые данные, поэтому прокурор вправе требовать представления документов в таком объеме, чтобы он мог дать объективную оценку их достоверности или недостоверности. Все стадии проверки обязательны. Под субъектностью проверки понимается участие в проверке, во-первых, прокуроров, во-вторых, субъектов, которые могут дать информацию о состоянии законности (специалисты, работники поднадзорных организаций), и поднадзорных субъектов. Требование императивности выражается в двух формах: правовые средства прокурора могут обладать полной или частичной императивностью (иметь властный или полувластный характер). При проведении проверки требование императивности проявляется в полной мере, независимо от области применения. Требование прокурора, содержащееся в таком правовом средстве, обязательно для исполнения. Требование результативности проверки подразумевает получение определенного позитивного для прокуратуры результата — выявления фактов нарушений закона. Представляется, что содержание данного требования раскрывается также через обязанность прокурора осуществлять проверку там, где факт нарушения закона будет обнаружен, иное будет означать, что либо прокурор, осуществляющий проверку, пришел «не туда», либо он некомпетентен. На первой стадии прокурорской проверки — стадии предпроверочных действий прокурора — предъявляются такие требования, как требование предметности проверки и требование планирования проверки. Требование предметности проверки должно пониматься как проведение прокурором проверки только по очерченному кругу вопросов определенной отрасли права либо отдельного закона. Установление предмета проверки на законодательном уровне необходимо, поскольку его чрезмерное расширение может привести к тому, что прокуратура превратится в контролирующий орган. Предмет проверки следует охарактеризовать как выявление соответствия действий проверяемого субъекта закону. Планирование проверки позволяет выявить потенциальные проблемы, с которыми столкнется прокурор, определить предстоящие кадровые и технические затраты. Планирование дает возможность эффективно распределять работу между прокурорами, специалистами, участвующими в проверке, а также координировать такую работу. В результате составляется план, из которого видно, что и как именно нужно сделать, когда, где и кто этим будет заниматься. К требованиям ко второй стадии прокурорской проверки — стадии проверочных действий — относятся требования объективности, оперативности, невмешательства прокуратуры в деятельность хозяйствующих субъектов. Содержание требования объективности прокурора при проведении проверки сводится к тому, что прокурор, реализуя свои полномочия, должен руководствоваться внутренним убеждением, основанным на фактических обстоятельствах и совокупности имеющихся доказательств, а также требованиями закона. Требование оперативности на данной стадии проверки означает осуществление проверки в предусмотренный законом срок. Требование невмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных субъектов подразумевает, что в предмет прокурорской проверки входит лишь исполнение поднадзорными субъектами законов. При этом органы прокуратуры оценивают деятельность только с точки зрения ее законности, а не целесообразности. Прокуратура не должна решать административно-хозяйственные вопросы, входящие в компетенцию иных государственных органов. Данное требование содержит две составляющие: недопустимость подмены государственных органов и невмешательство органов прокуратуры в административно-хозяйственную деятельность поднадзорных субъектов <1>. ——————————— <1> Ергашев Е. Р. Принципы прокурорского надзорно-охранительного права: Моногр. Екатеринбург, 2007. С. 121.

Требования третьей стадии прокурорской проверки — стадии постпроверочных действий — включают требования убедительности, письменности, субъектности, оперативности, результативности, опосредованности, целесообразности. Требование убедительности заключается в том, что изложенные в средствах прокурорского реагирования аргументы и доказательства должны быть неопровержимы для адресата <1>. ——————————— <1> Прокурорский надзор в РФ. Общая часть: Учеб. пособие / Отв. ред. Е. Р. Ергашев. Екатеринбург, 2010. С. 66 — 67.

Требование письменности позволяет контролировать исполнение актов прокурорского реагирования. Результативность означает необходимость фактически устранить выявленные нарушения закона, восстановить нарушенные права субъектов, привлечь виновных лиц к предусмотренной законом ответственности. Это требование на третьей стадии проверки подразумевает исполнение поднадзорным субъектом акта прокурорского реагирования. Требование опосредованности проявляется в том, что прокурор не вправе самостоятельно устранять нарушения закона, а обязан обратиться с помощью соответствующего правового средства к компетентным государственным органам или должностным лицам с требованием об устранении выявленных правонарушений <1>. ——————————— <1> Ергашев Е. Р. Принципы прокурорского надзорно-охранительного права. С. 131.

Требование целесообразности обусловливает возможность выбора одного из предусмотренных в законе правовых средств в целях осуществления возложенных на органы прокуратуры полномочий <1>. ——————————— <1> Там же. С. 69 — 70.

Подводя итог, необходимо отметить, что требования, предъявляемые к прокурорской проверке, предопределяют действия прокурора на каждой стадии проверки. Представляется, что повысить эффективность действий прокурора при проведении проверки позволят определение предъявляемых к ней требований, выработка системы требований и их закрепление в правовых актах Генерального прокурора РФ.

О результатах проверки исполнения законодательства в сфере образования
Проведена проверка исполнения жилищного законодательства
Прокуратурой области выявлены нарушения в деятельности Государственной жилищной инспекции Сахалинской области
В первом полугодии 2019 года выявлено свыше 600 нарушений закона о противодействии экстремизму и терроризму
В первом полугодии 2019 года прокурорами в суды направлено свыше 6 тысяч исков
Результаты работы прокуратуры Сахалинской области по обеспечению достоверности уголовно-правовой статистики в 1-м полугодии 2019 года
Прокурорская проверка показала, что 9 из 10 детских площадок не соответствует предъявляемым законом требованиям
Об итогах работы прокуратуры Сахалинской области в сфере исполнения законодательства о безопасности дорожного движения в 2018 году
В Сахалинской области прокурорами выявлено более 200 нарушений законодательства о социальной защите инвалидов
Итоги работы прокуратуры области за 2018 года в сфере осуществления надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних на территории региона
Прокуратурой Сахалинской области проведены проверки исполнения законодательства об охране здоровья граждан
Более четырех тысяч нарушений выявлено органами прокуратуры в жилищно-коммунальной сфере
Прокуратура защищает права несовершеннолетних
Органами прокуратуры выявлено более 1800 нарушений законодательства о противодействии коррупции
В прокуратуре области подведены итоги надзорной деятельности при исполнении законодательства о размещении заказов
Прокуратурой области обобщены результаты надзорной деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения
Органами прокуратуры Сахалинской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности внутридомового газового и лифтового оборудования
«Прокуратурой области подведены итоги надзорной деятельности за исполнением законодательства о государственной и муниципальной собственности»
«О результатах проверки соблюдения на территории Сахалинской области законодательства о противодействии терроризму «
Прокуратурой области подведены итоги надзорной деятельности за исполнением законодательства о несостоятельности (банкротстве)
О результатах надзорной деятельности по соблюдению миграционного законодательства на территории Сахалинской области
Прокуратурой области в 2015 году выявлено более тысячи нарушений законодательства о государственной и муниципальной службе
О результатах надзорной деятельности по соблюдению законодательства о противодействии экстремистской деятельности на территории Сахалинской области
В прокуратуре Сахалинской области подведены итоги проверки исполнения законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг многофункциональными центрами предоставления таких услуг
В Сахалинской области прокурорами выявлено 200 нарушений прав предпринимателей в сфере земельных отношений
Прокурорами в первом полугодии 2015 года выявлено более 500 нарушений законодательства при обращении с отходами производства и потребления
«Прокуратурой области обобщены результаты надзорной деятельности за исполнением законодательства в сфере лесопользования, охраны лесов от пожаров, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 1-ом полуг
В Сахалинской области органами прокуратуры выявлены нарушения прав граждан – участников долевого строительства жилья
Прокуратурой области подведены итоги первого полугодия 2015 года в сфере соблюдения трудовых прав граждан на оплату труда
В Сахалинской области прокуратурой выявлены нарушения при переводе земельных участков из категории «земли сельскохозяйственного назначения»
Органами прокуратуры Сахалинской области выявлены нарушения в деятельности автозаправочных станций, связанных с производством, хранением и реализацией автомобильного топлива ненадлежащего качества
Прокуратурой Сахалинской области проведены проверки исполнения законодательства о физической культуре и спорте
Прокуратурой области обобщены результаты проведенных в 2014 году проверок соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд
В 2014 году прокурорами выявлено более 600 нарушений законодательства в сфере водно-биологических ресурсов
Прокуратурой Сахалинской области обобщены результаты надзорной деятельности в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений в 2014 году.
Прокуратурой области подведены итоги надзора за соблюдением жилищных прав граждан Сахалинской области в 2014 году
В Сахалинской области в 2014 году выявлены многочисленные нарушения трудовых прав граждан
Прокуратурой Сахалинской области подведены итоги результатов надзорной деятельности в 2014 году за исполнением законодательства при использовании, охране лесов и обороте древесины.
Прокурорами в 2014 году выявлено более 3 тысяч нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства
Прокуратурой области обобщены результаты надзора за состоянием законности в жилищно-коммунальной сфере
Прокуратурой области обобщены результаты надзорной деятельности за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности и землепользовании в 2013 году
Предлагаем предпринимателям ознакомиться с памяткой о полномочиях органов прокуратуры по защите прав и интересов субъектов малого и среднего предпринимательства.
Прокуратурой области обощены результаты надзорной деятельности за 9 месяцев 2013 года по защите трудовых прав граждан.
Прокуратурой области обобщены результаты надзорной деятельности в сфере соблюдения требований законодательства при модернизации системы общего образования Сахалинской области.
Прокуратура области обобщила результаты надзорной деятельности за состоянием законности по рассмотрению обращений граждан.
Прокуратура области обобщила результаты надзора за исполнением законодательства о безопасности дорожного движения, дорожной деятельности, транспортной безопасности.
Прокуратура Сахалинской области обобщила результаты работы по выявлению и устранению нарушений коррупционной направленности.
Прокуратурой области подведены итоги надзорной деятельности за первое полугодие 2013 года в сфере защиты прав предпринимательской деятельности.
Прокуратурой Сахалинской области проанализирована судебная практика по рассмотрению в первом полугодии 2013 года заявлений прокуроров в сфере противодействия экстремизму.
Прокуратурой области обобщены результаты проверки соблюдения органами государственной власти и местного самоуправления земельного требований действующего законодательства при предоставлении земельных участков и выдаче разрешительных документов.
Прокуратурой области обобщены результаты проверки соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения при осуществлении транспортного обслуживания населения легковым такси.
Прокуратурой Сахалинской области проведена проверка соблюдения Региональной энергетической комиссии Сахалинской области требований законодательства при установлении тарифов на товары и услуги в сфере ЖКХ.
Прокуратурой Сахалинской области обобщены результаты работы в сфере нормотворчества органов государственной власти в 1 квартале 2013 года.
Прокуратурой области обобщены результаты надзорной деятельности в сфере соблюдения бюджетного законодательства
Прокуратурой области обобщены результаты прокурорского надзора за исполнением законодательства об обеспечении безопасности на предприятиях энергетического комплекса и гидротехнических сооружений.
Прокуратурой области обобщены результаты работы по осуществлению надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний в 2012 году
Прокуратурой области обобщены итоги надзорной деятельности за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности.
В ходе осуществления прокурорского надзора органами прокуратуры области восстановлены нарушенные трудовые права многих сахалинцев и курильчан.
Прокуратура области обобщила результаты работы с обращениями граждан
Прокуратура области обобщила результаты надзорной деятельности в сфере защиты прав предпринимательской деятельности.
Прокуратурой области проанализировала результаты прокурорского надзора по исполнению законодательства о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
По результатам комплексной прокурорской проверки принимаются меры по устранению нарушений прав подследственных, содержащихся под стражей.
Прокуратура области обобщила результаты надзорной деятельности надзор в сфере охраны атмосферного воздуха.
Прокуратура области обобщила результаты проверки в сфере обращения с отходами.
Прокуратурой Сахалинской области подведены итоги работы по надзору за исполнением законов при подготовке муниципальных образований и объектов жилищно-коммунального комплекса к прохождению отопительного периода 2012/2013 годов.
При полноте финансирования областным бюджетом мер социальной поддержки детей школы и местные администрации все еще не могут организовать надлежащее школьное питание.
Прокуратура области обобщила результаты надзора за исполнением законодательства о безопасности дорожного движения, дорожной деятельности, транспортной безопасности.
Прокуратура области проанализировала состояние законности в сфере муниципального нормотворчества.
Прокуратурой области подведены итоги надзорной деятельности за 2009 год в сфере защиты прав субъектов малого и среднего предпринимательства.
Прокуратурой области подведены итоги работы по надзору за исполнением Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Требования прокурора удовлетворены. Выявленные в ходе проверки нарушения законов в учреждениях УФСИН России по Сахалинской области при привлечении осужденных к труду устранены.
Прокуратура области обобщила результаты проверки законности отчуждения и перепрофилирования детских садов.
Прокуратура проанализировала состояние законности и прокурорского надзора в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Прокуратура области подвела итоги работы по рассмотрению обращений граждан.
Прокуратурой области обобщены результаты надзорной деятельности в сфере реализации приоритетных национальных проектов.
Прокуратура области проанализировала состояние законности и прокурорского надзора за исполнением законодательства, направленного на противодействие терроризма и экстремизма.
Прокуратурой области проведена проверка исполнения требований законодательства в ОГУ «Центр занятости населения г. Южно-Сахалинска».
Прокуратурой области проведена проверка исполнения законодательства при оказании платных медицинских услуг населению, в том числе инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
Прокуратурой Сахалинской области приняты меры прокурорского реагирования по фактам нарушений должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Сахалинской области законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при о
Прокуратурой области проведена проверка исполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления федерального законодательства по обеспечению жильем ветеранов и участников Великой Отечественной войны.
По результатам прокурорских проверок выявлено 376 фактов выдачи водительских удостоверений лицам, состоящим на учете у врача-нарколога.
По результатам прокурорских проверок выявлено 376 фактов выдачи водительских удостоверений лицам, состоящим на учете у врача-нарколога.
Прокуратурой области подведены итоги надзорной деятельности за 2010 год в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.
Прокуратура области обобщила результаты проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения.
По результатам прокурорских проверок выявлено 117 фактов выдачи и использования водительских удостоверений лицам, состоящим на учете у врача нарколога, психиатра.
Прокуратура области проанализировала результаты надзорной деятельности в сфере соблюдения требований законодательства о наркотических средствах и психотропных веществ.
Прокуратура области обобщила результаты проверки законодательства о воинской обязанности и военной службе.
Прокуратурой области обобщены результаты проверки исполнения законодательства при задержании, хранении, транспортировке задержанных транспортных средств на специализированные стоянки.
ПРОКУРАТУРА: В ходе проверок выявлены многочисленные нарушения требований федерального законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Прокуратура области обобщила результаты надзора по соблюдению прав сахалинских ветеранов Великой Отечественной войны при обеспечении их жильем
ПРОКУРАТУРА: В первом полугодии 2011 года органами прокуратуры Сахалинской области в порядке надзора выявлено свыше одной тысячи нарушений в жилищно-коммунальной сфере.
Организованные прокуратурой Сахалинской области проверки выявили многочисленные нарушения угледобывающими предприятиями и организациями, законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов, охране и технике безопасности.
Прокуратурой Сахалинской области проведено обобщение итогов надзорной деятельности в сфере защиты прав предпринимательской деятельности в первом полугодии 2011 года.
По требованию прокурора три должностных лица Федерального агентства по управлению государственным имуществом привлечены к дисциплинарной ответственности за нарушение требований федерального законодательства о размещении заказов.
Прокуратурой области обобщены итоги прокурорского надзора за законностью областных и муниципальных нормативных правовых актов за 2010 год.
ПРОКУРАТУРА: За первое полугодие 2011 года органами прокуратуры области выявлено более 750 нарушений законодательства о правах инвалидов и престарелых.
В ходе проверок исполнения миграционного законодательства, проведенной прокуратурой Сахалинской области с привлечением городских и районных прокуроров, выявлены массовые нарушения действующего законодательства.
Прокуратурой Сахалинской области проведена проверка соблюдения законодательства при определении органами исполнительной власти Сахалинской области потребности в привлечении иностранных работников.
Органами прокуратуры Сахалинской области проведены проверки исполнения законодательства о транспортной безопасности.
Организованнае прокуратурой области проверка выявила не готовность к пожароопасному периоду 10 населенных пунктов и 7 садоводческих некоммерческих товариществ, расположенных на территории 6 муниципальных образований Сахалинской области.
Организованные прокуратурой Сахалинской области проверки выявили многочисленные нарушения законодательства в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий.
ПРОКУРАТУРА: Проверки показали, что в четырех муниципальных образованиях нарушаются требования федерального законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
ПРОКУРАТУРА: За истекшее полугодие прокурорами выявлено 338 нарушений законодательства о размещении заказов, по результатам прокурорских проверок возбуждено пять уголовных дел.
Прокуратура подвела итоги работы с обращениями граждан за 1 полугодие 2011 года.
Прокуратурой области с привлечением прокуратуры города Южно-Сахалинска проанализирована работа ОГУ «Сахоблнаркодиспансера».
Прокуратура проанализировала состояние законности и прокурорского надзора в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Прокуратура области проанализировала результаты работы органов прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законодательства о здравоохранении.
Прокуратура области обобщила результаты надзорной деятельности по защите прав инвалидов.
Прокуратура области проанализировала результаты надзорной деятельности в сфере соблюдения конституционных прав граждан на получение вознаграждения за труд.
Прокуратура области проанализировала состояние законности в период подготовки и проведения избирательных кампаний.
Прокуратурой области обобщены итоги надзора по участию прокуроров в правотворческой деятельности органов местного самоуправления.
Прокуратурой области подведены итоги надзорной деятельности за соблюдением прав при отбывании осужденными уголовного наказания.
Прокуратура области подвела итоги работы с жалобами граждан за 2008 год.
Прокуратура области обобщила результаты осуществления надзорной деятельности за исполнением законов в сфере реализации приоритетных национальных проектов.
Прокуратура области обобщила результаты работы по противодейтвию коррупции за 2008 год.
Итоги работы органов прокуратуры области по работе с жалобами и обращениями в 2007 году.
Обобщение о результатах надзорной деятельности за исполнением законов о несовершеннолетних в 2007 году
О результатах прокурорского надзора за исполнением пенсионного законодательства об охране прав инвалидов и престарелых.
О результатах работы органов прокуратуры области в 2007 году по исполнению законодательства о государственном регулировании алкогольной продукции.
Прокуратурой области обобщены результаты надзорной деятельности в 2007 году в сфере соблюдения конституционных прав граждан на получение вознаграждения за труд.
Прокуратура области обобщила результаты прокурорского надзора за соблюдением уголовно-исполнительного законодательства в учреждениях УФСИН России по Сахалинской области.
О результатах исковой работы органов прокуратуры по итогам 2007 года
О результатах работы органов прокуратуры области по надзору за соблюдением земельного законодательства
Обобщение о результатах работы органов прокуратуры области в 2007 году по надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Обощение об итогах работы за 2007 год по надзору за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе, противодействии коррупции
О результатах проверки законности распоряжения государственными и муниципальными учреждениями закрепленным за ними на праве оперативного управления недвижимым имуществом.
О результатах работы органов прокуратуры в 2007 году по надзору за соблюдением природоохранного законодательства.
Прокуратура области обобщила результаты проверки соблюдения федерального законодательства по лицензирвоанию отдельных видов деятельности и требований Федерального закона » Об отходах производства и потребления».
О результатах проверок соблюдения природоохранного законодательства в деятельности автозаправочных станций
Анализ состояния законности в сфере соблюдения законодательства о государственной, муниципальной службе, противодействию коррупции.
О результатах прокуроской проверки исполнения возложенных на органы местного самоуправления обязанностей по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Прокуратура области проанализовала состояние законности в сфере обеспечения противопожарной безопасности школ и больниц.
О результатах проверки медико-социального обеспечения осужденных в исправительном учреждении ФГУ ЛИУ-3 УФСИН России по Сахалинской области.
Прокуратура области обобщила результаты проверки при осуществлении надзора за реализацией приоритетного национального проекта «Здоровье».
Информационное письмо губернатору и председателю Сахалинской областной Думы о ситуации с организацией бесплатного школьного питания в школах области
О результатах проведения проверки в учреждениях УФСИН России по Сахалинской области соблюдения требований законов при привлечении осужденных к труду

Как надзирают на следствием

Суть нашей работы такова, что прокурор проверяет законность действий. И если в регионе много историй попадают в прессу, это говорит не о том, что все плохо, а что работают все органы — не только на выявление преступлений, но и на противодействие преступлениям в правоохранительных органах.

Объем работы огромный, если кратко, то это надзор за возбуждениями уголовных дел, за отказами в возбуждении и ходом следствия, то есть за сроками . В Сибири я в шесть часов вставал и в шесть уходил с работы, а в Московской области постоянно до одиннадцати сидел и в выходные радовался, что могу поспать подольше перед тем, как пойду на работу. Это отчеты, проверки административно задержанных — надо в милицию ездить. Днем я обычно решал насущные задачи, а вечером уже проверял уголовные дела.

Прокурорам поступает много жалоб на незаконное преследование, на милицейский беспредел. Надо проверять, обоснованы они, или нет, запрашивать дела. Но здесь вопрос статистики: если, например, в прошлом году мы удовлетворили семь жалоб, можно сделать небольшой прирост. Но если будет большой — с нас спросят, куда мы смотрели и почему допустили нарушение. И прокурора поднимут на совещании, где все областные прокуроры и начальники отделов собираются и слушают отчеты.

Политика здесь такая: удовлетворенные жалобы означают отсутствие надзора. Если полицейские кого-то избили, значит, профилактика не проводилась, мы должны были представления вносить и требования. Почему-то все спрашивают с прокуратуры.

Иногда жалобы приходится удовлетворять. Вот, допустим, человек через год пожаловался на отказ в возбуждении дела — нельзя же написать, что я вчера, перед жалобой, его отменил, пишешь — ваша жалоба удовлетворена, постановление отменено.

Как проверяют отказ в возбуждении дела

А так — поступает, допустим, постановление об отказе в возбуждении дела, мы смотрим материалы, а там неполная проверка. Нужно провести еще какие-то действия и тогда уже можно будет говорить, что проверка проведена в полном объеме и оснований для возбуждения дела нет. Или они есть. Но ведь бывает, что надо опросить свидетеля, а его просто нет. Все же ограничены по срокам , бывает, что по несколько раз решения отменяется по таким основаниям. Бывает, что просто не успевают провести проверку из-за большого объема работы.

У прокуратуры есть еще такой показатель — выявление укрытых преступлений. И вот отказ в возбуждении дела — один из способов их укрыть. Тогда мы смотрим основания для отказа и проводим встречную проверку: обзваниваем людей или вызываем их к себе и проверяем, действительно ли они говорили, что написано . Бывает, человек говорит, что его попросили так сказать. Это вопиющие случаи, но они имеют место. Тогда прокуратура выносит требование возбудить уголовное дело, но следствие его может и не выполнить, и придется это решение обжаловать у их руководства.

Вообще следователи могут лениться, нет инициативы из-за маленькой зарплаты, в каждом случае это индивидуально. Ну почему вот это дело расследуется плохо, а это — хорошо? У полицейского часто стоит задача — закрыть квартал, какой-то отчетный период. Вот у них какие-то дела уходят, они ими занимаются, а долгоиграющие перекидывают на следующий месяц. При этом в УПК же есть статья 6.1 — разумный срок уголовного судопроизводства. В Европейский суд по правам человека пошли иски из-за нарушения этих разумных сроков, и после этого по ведомствам пошло: вносите требования по этой статье.

Иллюстрация: Ольга Аверинова / Медиазона

Коррупцию мы не выявляем, у нас нет оперативных подразделений, этим занимается их внутренняя служба собственной безопасности. Если и кажется по документам, что может быть какая-то коррупционная составляющая, то… Ну, там сидят люди с высшим юридическим образованием, голословно человека обвинять в коррупции некорректно — ты его не поймал за руку. Но можно написать представление или информационное письмо, связаться с МВД, сказать что есть проблема. Но это уже на уровне прокурора района минимум решается.

«Все будут работать, чтобы был обвинительный приговор»

Со следователями мы лично контактируем. Они заходят, на какие-то вопросы отвечают, чтобы нам не писать бумагу, или хотя бы для себя — разобраться. Указания им можно давать и карандашом на постановлениях. Это экономит время, вот представьте: прокурору принесли сто материалов, допустим, все — незаконные. Он садится их печатать и теряется на сутки минимум, а если на половине быстро карандашом раскидать: здесь доделайте, тут, то сильно быстрее получается. Но тут страдает статистика, прокурор уже не сможет написать, что отменил сто постановлений — получается, немного жертвует карьерой ради продуктивности.

Если дело возбуждено, то закрывать его уже никому не выгодно — все будут бороться, даже если есть основания для прекращения. Система правосудия такова, что если нет состава , то все равно не надо прекращать дело.

Думаю, это такая политика: вот человека преследовали, может, даже посадили в СИЗО, а потом общественные защитники скажут, что он просто так сидел. И пока есть силы и возможности, все будут работать, чтобы был обвинительный приговор. Потому что оправдание будет значить, что не было прокурорского надзора: спросят, куда вы смотрели, товарищи? Возбуждения ведь проходят через прокуратуру, она же в суде представляет обвинение.

Если следователь прекратил дело за отсутствием состава преступления, его же и накажут — столько проверок будет, даже по его линии: почему человека преследовал, почему не сделал нужные выводы в самом начале? На такие вопросы и не ответишь. Принципиально надо найти виноватого. У МВД и СК это будет следователь, у прокуратуры — прокурор из-за отсутствия надзора.

Хотя вообще в идеале дела и возбуждаются, чтобы установить все обстоятельства и прийти к обоснованному решению, прекращать их или нет. Уголовно-процессуальный кодекс вообще написан шикарно, но закончить все дела в соответствии с ним невозможно. Понятно, что они обычно более или менее приведены в порядок, но чтобы полностью — я таких дел не знаю. Вот протокол допроса должен быть: вопрос-ответ, вопрос-ответ, а у нас все допросы идут сплошным текстом, и это плохо.

Я уже как адвокат прихожу к следователю, он такой — рассказывайте. Я говорю: мы не будем, вы задавайте вопросы, и наше право потом — обжаловать, может у вас вопросы наводящие будут или у вас обвинительный уклон, а вы же должны устанавливать обстоятельства, не обвинять. В этом плане, наверное, ФСБ лучше всех работает, у них четко: вопрос-ответ и вопросы продуманные.

За ФСБ редко надзирать приходится, как правило, этим занимается прокуратура субъекта , там у них есть отделы по надзору за спецслужбой с соответствующим доступом к секретности.

Карьера прокурора

Какое подразделение лучше — это индивидуально, платят одинаково. Гособвинение завязано с судом — до скольки суд работает, столько они и работают. А надзор — сколько жалоб тебе пришло, столько ты и разгребай.

Карьерный рост — вообще провокационный вопрос, даже для анонимного разговора. Думаю, если посмотреть родственные и другие связи прокуроров районов, то все станет понятно. Бывает, в прокуратуре сын генерала карьеру делает, бывает, кто-то по объявлению пришел. В остальном это еще и вопрос команды, насколько я знаю, если меняется прокурор области, то его люди становятся прокурорами районов, а те, кто был на их местах, уходят в аппарат и теряют реальную власть, занимаются статистикой. Это было бы хорошо на начальном уровне: уйти в аппарат и там карьеру делать. А с должности прокурора района — уже нет.

Про взятки тоже надо спрашивать минимум у прокуроров района. Я свечку не держал, наверное, какие-то вопросы решаются, но это на уровне предположений. Хотя из моих коллег я единственный на работу пешком ходил. На прокурора района есть смысл выходить, он скажет , и никто спрашивать не будет. А на помощника прокурора же и могут доложить, та же милиция скажет, что с ним что-то не так.

Иллюстрация: Ольга Аверинова / Медиазона

«У Следственного комитета все совсем безобразно»

Сейчас, со стороны, кажется, что беспредела намного больше, что он везде. Когда я работал в прокуратуре, казалось — ну, у нас почти все законно, сейчас подравняем. Но там ты не сталкиваешься с людьми, тебе приходят бумаги, ты бумаги и оцениваешь, тебе люди не говорят, в какую ситуацию они попали и что претерпели от полиции и Следственного комитета.

Надзор еще иногда участвует в заседаниях по мере пресечения. И я ходил, и, бывало, выступал против ареста, которого требовал следователь. В Сибири еще судья был классный — и профессионал, и как мужик рассуждал правильно. В Москве же на процессе прокурор бубнит «считаю обоснованным, бу-бу-бу», и я тоже такой тактики изначально придерживался. А тот судья спрашивал — а чем обосновано-то все это? Вы хоть обоснуйте, говорил, поддержите. И это приятно, так сам процесс правильно построен. Даже арестант понимает — прокуратура не просто мямлит, а что-то обосновывает.

Иногда кажется, что в полиции уровень профессионализма выше, чем у СК, эти вообще наобум дела загоняют, очень много беспредела, на них и жаловаться сложнее — у них меньше статистики, которую им прокуратура может подпортить. Хотя, насколько я знаю, в одной из прокуратур в Московской области был такой конфликт, что даже заместителя прокурора не пускали в комитет, приходилось из областной прокуратуры приезжать и разбираться.

Как адвокат уже могу сказать, что у Следственного комитета все совсем безобразно. Ведь если человека осудили и все грамотно сделали, даже если он вину не признает, в душе-то он понимает — все доказали и деваться некуда. А если по беспределу посадили, человек не понимает, за что. Комитет вообще сильно изменился после выделения из прокуратуры. Раньше на совещаниях как было: надзор свободен, следствие — останьтесь. Был большой коллектив, много направлений, и не хотелось за одно из них краснеть. А теперь там начальник помогает своим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *