Проводки начисления пени по налогам

Пени по налогам: понятие и порядок расчета

Пеня — одно из средств обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (п. 1 ст. 72 НК РФ). Это сумма, которую налогоплательщик должен внести в бюджет при просрочке уплаты налога, сбора или авансового платежа по налогу (п. 1 ст. 75 НК РФ).

В общем случае пеня начисляется за каждый календарный день просрочки начиная со дня, следующего за сроком уплаты, по день погашения недоимки, включительно. Рассчитывается она в процентах от неуплаченной суммы исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 4 ст. 75 НК РФ).

Расчет можно представить в виде формулы:

П = Н × Дн × 1/300 Среф,

где:

Н — неуплаченная или несвоевременно уплаченная сумма налога;

Дн — календарные дни просрочки;

Среф — ставка рефинансирования ЦБ РФ.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 27.12.2018 размер пеней ограничивается суммой недоимки, на которую их начисляют. Подробнее см. .

Эта формула применяется для физлиц, а также для юрлиц при просрочке уплаты налога до 30 календарных дней. Если просрочка более длительная, то начиная с 31-го дня нужно брать не 1/300, а 1/150 ставки рефинансирования (по недоимкам, возникшим после 30.09.2017). То есть полная формула расчета пеней для организаций выглядит так:

Подробнее о расчете пеней читайте в статьях:

  • «Как правильно рассчитать пени по налогу (нюансы)?»;
  • «Как правильно рассчитать пени по НДС?».

А рассчитать пени для конкретной ситуации можно с помощью нашего сервиса «Калькулятор пеней».

Уплатить пени по просроченному платежу налогоплательщику стоит самостоятельно (либо одновременно с налогом, либо после его уплаты). Если этого не сделать, пени начислит инспекция. И не только начислит, но даже может взыскать их в принудительном порядке за счет денег или имущества налогоплательщика (п. 6 ст. 75 НК РФ).

Как учесть пени в бухгалтерском и налоговом учете

Правила бухгалтерского учета расходов организаций регламентированы ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н). Однако конкретных указаний по порядку бухучета налоговых пеней данное ПБУ нам не дает. А это значит, что организация может определить его самостоятельно, закрепив в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н).

Очевидно, что пени по налогам в бухучете следует относить в состав прочих расходов, поскольку непосредственно с производством продукции, продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг они не связаны.

Что касается налогового учета, то здесь все однозначно: уменьшать прибыль пени по налогам не могут, т. к. это прямо запрещено п. 2 ст. 270 НК РФ.

Каковы проводки по начислению пени по налогам

Для налогоплательщика пени представляют собой расход, отражать который нужно на счете 99 или на счете 91 — в зависимости от вида налога. То есть варианта начисления пеней в бухучете возможно два:

  • через счет 99 по аналогии с налоговыми санкциями — проводкой Дт 99 Кт 68;
  • через счет 91 по аналогии с пенями договорными — проводкой Дт 91-2 Кт 68.

По каким налогам пени Минфин требует отражать на счете 99, а по каким на счете 91, узнайте из Типовой ситуации от КонсультантПлюс, получив бесплатный пробный доступ.

А проводка по уплате пеней будет выглядеть так: Дт 68 Кт 51.

О том, как возникающие разницы отразятся в бухотчетности, читайте в статье «Как рассчитать бухгалтерскую прибыль (формула)?».

Итоги

Пени представляют собой вид санкций, налагаемых на налогоплательщика, задерживающего оплату налога в бюджет. Их начисление может быть отражено в бухучете одним из 2 способов: через счет 99 или 91. Выбор способа зависит от вида налога, уплата которого просрочена.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

ИА ГАРАНТ

Как учитывать пени и штрафы, начисленные за неуплату, несвоевременную уплату страховых взносов, как в течение отчетного года, так и после утверждения годового отчета?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Пени и штрафы, начисленные за неуплату, несвоевременную уплату страховых взносов, учитываются в бухгалтерском учете в порядке, определенном учетной политикой организации.

Варианты учета приведены ниже.

Обоснование вывода:

Страховые взносы и штрафные санкции, связанные с исчислением страховых взносов, подлежат зачислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ (ст. 146 БК РФ).

Отметим, что порядок учета расходов по оплате пеней и штрафных санкций как в бюджет, так и внебюджетные фонды в ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99) прямо не урегулирован.

В соответствии с п. 12 ПБУ 10/99 к прочим расходам относятся в том числе штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; прочие расходы.

То есть п. 12 ПБУ 10/99 есть лишь указание на штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров.

При этом если суммы доначисленных налогов (взносов) могут относиться к прошлым периодам, то суммы штрафов и пеней к ним не относятся.

Начисление штрафов и пеней отражается в том периоде, в котором было вынесено решение по акту проверки (или судебное решение). Соответственно, пени и санкции также не могут быть учтены в качестве убытков прошлых лет.

При этом перечень расходов, относимых к прочим расходам организации, является открытым (п. 12 ПБУ 10/99).

То есть теоретически организация может использовать для учета штрафных санкций, связанных с исчислением страховых взносов, счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Причем согласно п. 15 ПБУ 10/99 прочие расходы подлежат зачислению на счет прибылей и убытков организации, кроме случаев, когда законодательством или правилами бухгалтерского учета установлен иной порядок.

Согласно п. 83 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее — Положение N 34н), в бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), то есть конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством РФ налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее — Инструкция), на счете 99 «Прибыли и убытки» в течение отчетного года отражаются наряду с прибылью и убытками от обычных видов деятельности в том числе суммы причитающихся налоговых санкций.

Кроме того в Инструкции также указано, что по кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» в корреспонденции со счетом прибылей или убытков отражается начисленная сумма пеней за несвоевременный взнос платежей.

Следовательно, исходя из положений Инструкции в совокупности с нормами Положения N 34н, полагаем, что пени и штрафы, начисленные (признанные) за неуплату, несвоевременную уплату страховых взносов, как в течение отчетного года, так и после утверждения годового отчета отражаются на счете 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счетом 69.

При этом согласно п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (в редакции, действующей с 6 августа 2017 года) (далее — ПБУ 1/2008) учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным федеральным стандартом бухгалтерского учета.

Согласно п. 7.1 ПБУ 1/2008 в случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация разрабатывает соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. При этом организация, основываясь на допущениях и требованиях, приведенных в п.п. 5 и 6 ПБУ 1/2008, использует последовательно следующие документы:

а) международные стандарты финансовой отчетности (МСФО);

б) положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;

в) рекомендации в области бухгалтерского учета.

Однако, как было указано выше, в ПБУ 10/99 конкретный порядок учета штрафных санкций, связанных с исчислением налогов (сборов), взносов, не установлен.

Следовательно, в этом случае организация разрабатывает соответствующий способ учета, исходя в первую очередь из МСФО. Перечень МСФО и разъяснений, признанных на территории РФ, приведен в приказе Минфина России от 28.12.2015 N 217н.

Заметим, что МСФО, регулирующий учет налоговых и внебюджетных санкций, признанный на территории РФ, обнаружить не удалось.

Следовательно, при разработке учета налоговых и внебюджетных санкций организация последовательно может использовать Положение N 34н и Инструкцию, то есть выбрать способ учета, рекомендованный выше.

В целях применения Рекомендации под фискальными санкциями понимаются штрафы, пени и другие аналогичные обременения, налагаемые государством на организацию в связи с несвоевременной или неполной уплатой ею налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет, а также другими нарушениями законодательства, регулирующего уплату таких платежей (п. 1 Рекомендации).

Согласно Рекомендации фискальные санкции, признанные до окончания отчетного года или после окончания этого года, но до истечения периода событий после отчётной даты, относятся на ту же статью отчёта о финансовых результатах за отчётный период, на которую относится соответствующий налог, сбор или иной аналогичный платёж в бюджет (п. 3 Рекомендации).

В случае если фискальная санкция признана после указанного времени, она признаётся в составе прочих расходов (п. 4 Рекомендации).

Иными словами, применительно к рассматриваемой ситуации из Рекомендации следует, что санкции по страховым взносам, признанные в отчетном периоде, относятся к расходам по обычным видам деятельности (то есть учитываются на счетах затрат), а признанные после утверждения годового отчета — в составе прочих расходов (то есть учитываются на счете 91).

При этом напомним, что в соответствии с п. 7.1 ПБУ 1/2008 Положение N 34н является приоритетным по сравнению с Рекомендацией. А как было уже отмечено, согласно п. 83 Положения N 34н конечный финансовый результат отражается за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством РФ налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.
Кроме того, в соответствии с п. 5 ПБУ 10/99 расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

На наш взгляд, штрафные санкции, связанные с несвоевременной уплатой, либо неверным исчислением налогов, взносов, учитываемых в составе расходов по обычным видам деятельности, не отвечают понятию расходов от обычных видов деятельности, приведенному в ПБУ 10/99. Учет штрафных санкций в составе расходов по обычным видам деятельности, по нашему мнению, может привести к необоснованному завышению себестоимости продукции (работ, услуг). Особенно это актуально в отношении товаров (работ, услуг), цены на которые регулируются государством.

Также необходимо отметить, что согласно п. 7.3 ПБУ 1/2008 в исключительных случаях, когда формирование учетной политики в соответствии с п.п. 7 и 7.1 ПБУ 1/2008 приводит к недостоверному представлению финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения ее денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности, организация вправе отступить от правил, установленных данными пунктами, при соблюдении всех условий, указанных в п. 7.3 ПБУ 1/2008.

Таким образом, в данном случае возможны несколько вариантов учета указанных в вопросе санкций.

Либо в соответствии с Положением N 34н и Инструкцией — на счете 99 «Прибыли и убытки», либо в соответствии с Рекомендацией, либо на счете 91, как прочие расходы (учитывая, что перечень прочих расходов, приведенный в п. 12 ПБУ 10/99, не является закрытым).

Соответственно, организация должна самостоятельно определить порядок учета таких санкций с учетом предоставленных разъяснений и закрепить порядок в учетной политике в целях бухгалтерского учета.

На наш взгляд, в случае, если организация будет учитывать рассматриваемые санкции в соответствии с Рекомендацией, то в этом случае в бухгалтерском учете возникнет постоянное налоговое обязательство (п. 7 ПБУ 18/02), так как в налоговом учете такие расходы не признаются (п. 2 ст. 250 НК РФ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

— Энциклопедия решений. Учет пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет;

— Энциклопедия решений. Пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджет и т.п. (в целях налогообложения прибыли).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 25 февраля 2020 г.

Если организация или ИП не уплатили вовремя свои налоги, помимо просроченной суммы задолженности таким налогоплательщикам придется заплатить пени. Пеня – это денежная сумма, которая подлежит уплате сверх суммы просроченных налогов (п. 1 ст. 75 НК РФ). Но бывает, что уплата пени предусматривается и в хозяйственных договорах (например, договоре купли-продажи). О том, какая при начислении пени проводка формируется в бухгалтерском учете, расскажем в нашей консультации.

Учет пеней в бухгалтерском учете

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н) суммы причитающихся налоговых санкций отражаются по Дебету счета 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счетом учета расчетов с бюджетом по налогам.

Поэтому если организации были начислены пени по налогам, то бухгалтерская проводка будет такая:

Дебет счета 99 – Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»

При этом, поскольку аналитический учет по счету 68 ведется по видам налогов, то по кредиту этого счета указывается вид налога, по которому пени были начислены.

Так, при начислении пени по налогу на добавленную стоимость проводка будет такая:

Дебет счет 99 – Кредит счета 68, субсчет «НДС»

Соответственно, перечисление суммы начисленных пеней отразится бухгалтерской записью:

Дебет счета 68, субсчет «НДС» — Кредит счета 51 и др.

А при начислении пени по налогу при УСН бухгалтерская проводка, соответственно, будет:

Дебет счета 99 – Кредит счета 68, субсчет «УСН»

При начислении пени по взносам бухгалтерские проводки будет также состоять из дебета счета 99, а вот по кредиту нужно указывать счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

Пени по договорам

При начислении пени в бухгалтерском учете проводки могут быть другие, если речь идет не о нарушении налогового законодательства, а о неисполнении условий хозяйственных договоров, заключенных между контрагентами.

Ведь санкции за нарушение условий договора (штраф, неустойка, пеня и т.д.) – это прочий доход или расход в зависимости от того, к начислению или уплате причитаются эти суммы (п. 7 ПБУ 9/99, п. 11 ПБУ 10/99). Поэтому в проводках по начислению пени за просрочку платежей по договору будет задействован не счет 99, а счет 91 «Прочие доходы и расходы» (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н).

Так, на причитающиеся к уплате пени за просрочку платежа по договору проводки у должника будут такие:

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» — Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям»

А, к примеру, на причитающиеся к получению лизингодателем пени по договору лизинга проводку необходимо отразить такую:

Дебет счета 76 – Кредит счета 91, субсчет «Прочие доходы»

Вопрос: Организация в состав затрат и внереализационных расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, не включает штрафы, пени по платежам в бюджет, пени по расчетам с ФСЗН <*>.

Верно ли будет в бухгалтерском учете отражать данные расходы на счете 99 «Прибыли и убытки»?

Ответ: Неверно. Пени, штрафы по платежам в бюджет и по расчетам с ФСЗН следует учитывать на счете 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» субсчет 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности».

Обоснование: Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетом по налогам, сборам и иным платежам.

Причитающиеся к уплате в бюджет штрафы, пени отражаются по дебету счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» предназначен для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию и обеспечению, в том числе пенсионному, работников.

Причитающиеся к уплате штрафы, пени по расчетам по социальному страхованию и обеспечению отражаются по дебету счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» и кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» <*>.

В состав прочих расходов по текущей деятельности, учитываемых на счете 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности»), включаются штрафы, пени по платежам в бюджет, по расчетам по социальному страхованию и обеспечению <*>.

Таким образом, рассматриваемые расходы должны учитываться в бухгалтерском учете организации:

Д-т 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» субсчет 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности»

К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам»,

69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

Счет 99 «Прибыли и убытки» при отражении в бухгалтерском учете таких расходов не может быть применен.

Отметим, что организация может уточнять содержание отдельных субсчетов, приведенных в типовом плане счетов, исключая или объединяя их, а также вводить дополнительные субсчета <*>.

Таким образом, для бухгалтерского учета прочих расходов по текущей деятельности, не учитываемых при налогообложении прибыли, организация может ввести дополнительный субсчет, например, к счету 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» либо субсчет второго порядка к субсчету 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности» счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности».

Штрафы и пени по налогам: учет и проводки

Практически любая компания хотя бы раз получала от ФНС требование на уплату штрафа за несвоевременно сданную декларацию или на уплату пеней за просрочку платежа. Как самостоятельно рассчитать сумму пеней и проверить расчеты налоговой службы, какими проводками отразить налоговые санкции, расскажем в данной статье.

Учет штрафов по налогам

Определение налогового штрафа можно найти в ст. 114 НК РФ. Согласно нормам Налогового кодекса, штраф относится к категории налоговых санкций. Применяется он в случае совершения налогового правонарушения и исчисляется в денежном выражении.

Размер штрафа зависит от вида нарушения (гл. 16 НК РФ). Самые распространенные налоговые санкции, с которыми сталкивается бухгалтер, это штрафы за несвоевременную уплату налогов и сдачу отчетности.

Например, при подаче декларации по НДС позже установленного срока компанию ждет штраф в размере от 5 до 30 % суммы налога, указанного в декларации. При этом минимальный штраф составит 1000 рублей (ст. 119 НК РФ). А если бухгалтер забыл перечислить налог, придется заплатить еще и пени за каждый день просрочки.

Все штрафы по налогам выносятся на основании решения ФНС и подлежат уплате виновной организацией, а не должностным лицом. Иногда штрафы по отчетности удерживают из зарплаты исполнителя (например, главбуха) — такие действия должны быть закреплены в локальных нормативных актах (в положении об оплате труда, в порядке о премировании работников и т. п.).

Штрафы отражаются по дебету счета 99 и кредиту счетов 68 или 69. Для подробной аналитики можно открыть дополнительные субсчета к счету 68 в разрезе видов налогов. Например, счет 68 субсчет «Штрафы по НДС». Такая аналитика позволит бухгалтеру отследить, штрафы по каким налогам уже уплачены.

Дебет 99 Кредит 68 — начислен штраф по налогу.

Дебет 68 Кредит 51 — перечислен в ФНС штраф по налогу.

Дебет 99 Кредит 69 — начислен штраф по страховым взносам.

Суммы налоговых санкций не уменьшают налогооблагаемую прибыль (п. 2 ст. 270 НК РФ).

Как отразить в учете пени по налогу

Пени не относятся к налоговым санкциям, а поэтому их учет мы рассмотрим отдельно.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством днем уплаты налога или сбора. Если срок уплаты налога выпадает на 25 января, то пени нужно начислять с 26 января.

Начислять ли пени за день, в который погашена задолженность, — вопрос спорный. На протяжении многих лет контролирующие органы и суды отстаивают разные точки зрения. Минфин России считает, что пени не нужно начислять за день, в котором произошла уплата недоимки (письмо от 05.07.2016 № 03-02-07/2/39318). Суды также соглашаются с указанным мнением. А вот ФНС нередко настаивает на том, что пени нужно начислить даже за день, когда недоимка была уплачена (Разъяснения ФНС РФ от 28.12.2009). Если сумма пеней за один день не велика, безопаснее поступить согласно позиции налоговой службы. Если речь идет о существенных суммах, нужно быть готовым к тому, что свою позицию придется доказывать в суде.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от долга. Процентная ставка пени равна 1/300 действующей ставки рефинансирования. Ставка рефинансирования приравнена к ключевой ставке, по состоянию на 01.03.2017 она равна 10 % (Информация ЦБ РФ от 16.09.2016).

Пени = Не уплаченная в срок сумма налога x Количество календарных дней просрочки x 1/300 ставки рефинансирования.

С 01.10.2017 пени будут считаться исходя из 1/150 ставки рефинансирования, если просрочка по уплате превысит 30 дней (Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ).

На практике пени учитывают по-разному: одни специалисты относят пени по налогам на счет 91, а другие — на счет 99. Ни один нормативный акт не дает четкого ответа, на каком счете нужно учитывать пени. Решение нужно принять самостоятельно и закрепить его в учетной политике предприятия.

Вариант № 1. Пени учитываются на счете 91

Если прочитать определение пени, то можно сделать вывод: пени не относятся к налоговым санкциям, а значит, не могут быть учтены на счете 99. Характеристика счета 99 представлена в плане счетов и дословно звучит так: «на счете 99 отражаются суммы начисленного условного расхода по налогу на прибыль, постоянных обязательств и платежи по перерасчетам по этому налогу из фактической прибыли, а также суммы причитающихся налоговых санкций». Про пени тут речи нет.

Так как пени не учитываются при налогообложении (п. 2 ст. 270 НК РФ), для их учета остается лишь счет 91-2. Однако в плане счетов разъясняется, что по счету 91 можно учитывать лишь пени за нарушение договорных условий. Перечень расходов раскрыт в ПБУ 10/99, и среди перечисленных также нет пеней по налогам. Но в ПБУ 10/99 есть статья «прочие расходы», и пени можно отнести к ней. Главное, закрепить отражение пеней на счете 91 в учетной политике организации.

Учитывая пени на счете 91, придется начислять постоянное налоговое обязательство (ПБУ 18/02).

Пример. Компания «Сила» получила требование на уплату пеней по налогу на прибыль в размере 1 450 рублей. В организации учет пеней ведут на счете 91.

Бухгалтер сделал проводки:

Дебет 91-2 Кредит 68 1 450 — начислены пени;

Дебет 99 Кредит 68 290 — отражено постоянное налоговое обязательство (1 450 x 20 %).

Вариант № 2. Пени учитываются на счете 99

Учитывать пени на счете 99 гораздо удобнее. Тогда бухгалтеру не придется начислять ПНО.

В инструкции по применению плана счетов для учета пеней напрямую не подходит ни счет 91, ни счет 99. Однако по своему экономическому содержанию понятие пеней очень близко к налоговым санкциям, которые нужно учитывать на счете 99. Операции в бухучете нужно отражать исходя из их экономического содержания, которое находится в приоритете перед правовым статусом операции (п. 6 ПБУ 1/2008).

Пример. Компания «Небо» получила требование на уплату пеней по налогу на прибыль в размере 421 рубль. В организации учет пеней ведут на счете 99.

Бухгалтер сделал проводки:

Дебет 99 Кредит 68 421 — начислены пени.

Независимо от выбранного варианта отражения пеней нужно помнить, что пени не уменьшают прибыль в целях налогообложения. В бухгалтерской отчетности пени отражаются в зависимости от выбранного счета учета. В конечном итоге чистая прибыль будет одинаковой при любом варианте учета пеней. Если сумма пеней существенна, желательно раскрыть информацию о ней в пояснительной записке.

Пример расчета пеней. ООО «Весенний ветер» отправило декларацию по НДС за IV квартал 2016 года 30.01.2017 вместо установленного срока 25.01.2017. Налог к уплате согласно декларации равен 360 000 рублей. Компания заплатила причитающийся налог только 30.03.2017. ФНС выставила требование № 4587 от 05.04.2017, согласно которому нужно уплатить штраф в размере 5 % от суммы налога — 18 000 рублей. Бухгалтер рассчитал суммы пеней и отразил все санкции проводками. Учет пеней в компании «Весенний ветер» ведется на счете 99. За день оплаты пени также начисляются.

Дебет 99 Кредит 68 18 000 — отражен штраф согласно требованию № 4587 от 05.04.2017.

Бухгалтер рассчитал пени. НДС можно платить по 1/3 в квартал. Таким образом, 25.01.2017 компания должна была заплатить 120 000 рублей (360 000 : 3). По 120 000 рублей следовало отправить в бюджет 27.02.2017 и 27.03.2017 (из-за выходных дней срок уплаты переносится). Ставка рефинансирования равна 10%.

Пени по первому платежу считаются за 64 дня (с 26.01.2017 по 30.03.2017).

120 000 х 64 дн. х 10 % : 300 = 2 560 рублей.

Пени по второму платежу считаются за 31 день (с 28.02.2017 по 30.03.2017).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *