Содержание
Учет материалов. Учет основных средств и нематериальных активов. Учет процесса производства (учет затрат). Учет продаж, страница 3
— акты о приемке оборудования (ф. N ОС-14). Применяется для оформления и учета поступившего на склад оборудования, требующего монтажа (специальной установки), с целью последующего использования его в качестве объекта основных средств. После монтажа основное средство приходуют на основании акта о приеме-передаче (формы N ОС-1)
Единицей бухгалтерского учета ОС и НМА является инвентарный объект. На каждый объект основных средств открывается инвентарная карточка учета объекта основных средств (ф. N ОС-6) в одном экземпляре, где отражают все сведения о данном основном средстве: полную первоначальную стоимость, восстановительную стоимость по результатам переоценки, сведения о внутреннем перемещении или выбытии основных средств, реконструкции или модернизации основного средства, ремонта.
(для НМА – аналогичная документация, без шифров ОС).
I. Поступление ОС и НМА по видам поступлений
ОС и НМА могут поступать в порядке приобретения, безвозмездно, строительства, в счет вклада в уставный капитал от учредителей, по товарообменные операциям, в аренду, в лизинг и др. Рассмотрим основные виды поступлений:
1. Покупка. Фактические затраты, связанные с приобретением ОС и НМА, за исключением НДС, отражаются по дебету счета учета капитальных вложений (08) в корреспонденции со счетами учета расчетов:
Дт 08 Кт 60, 76 — учтены затраты по приобретению ОС и НМА.
Дт 19 Кт 60, 76 — отражена сумма НДС на основании счетов-фактур.
Дт 60, 76 Кт 51 — перечислено с расчетного счета поставщикам в погашение задолженности.
Дт 08 Кт 10, 23, 69, 70… — отражены собственные затраты организации, связанные с приобретением объекта и доведением его до пригодного к использованию состоянию.
Дт 08 Кт 76 — учтены затраты на регистрацию права собственности объекта ОС и НМА, подлежащих государственной регистрации (например, здание или автомобиль).
Дт 76 Кт 51 — оплачены расходы по регистрации имущества (в Регистрационной Палате).
При принятии объекта основных средств, нематериальных активов к бухгалтерскому учету фактические затраты, учтенные на счете учета капитальных вложений, относятся на дебет счета учета ОС (НМА):
Дт 01, 04 Кт 08 — введен в эксплуатацию (принят к учету) объект основных средств или нематериальных активов. При этом счет 08 закрывается. Для принятия к учету объекта, удовлетворяющего всем условиям, составляется акт приемки-передачи основных средств или нематериальных активов (форма ОС-1).
Дт 68/НДС Кт 19 — отражается вычет по НДС после принятия на учет объекта ОС или НМА.
Дт 91/2 Кт 19 — списан НДС по объектам ОС и НМА непроизводственного назначения
2. При поступлении ОС и НМА от учредителей составляются проводки:
1) Дт 75 Кт 80 – отражается задолженность учредителей по взносам в уставный капитал;
2) Дт 08 Кт 75; Дт 01,04 Кт 08 – отражено поступление ОС, НМА от учредителей в счет вклада в уставный капитал организации по согласованной стоимости на основании общего собрания учредителей.
3. При поступлении ОС и НМА безвозмездно:
Дт 08 Кт 98 – отражен безвозмездно полученный объект ОС или НМА на основании договора дарения по рыночной стоимости. Под рыночной стоимостью ОС или НМА в б.у. понимается сумма, которая может получить организация, продав данный объект в данном регионе. Рыночная стоимость должна быть документально подтверждена (справками и др. документами, полученными от торговых инспекций, органов ценообразования, статистики и т. п.).
Дт 08 Кт 71, 76 – отражены дополнительные затраты, связанные с доставкой и доведением объекта ОС или НМА до рабочего состояния. Дт 01, 04 Кт 08 – принят объект ОС или НМА на учет по первоначальной стоимости.
Закрытие сч.98 осуществляется по мере их использования ОС (НМА):
Дт 20, 23, 25, 26 Кт 02,05 – начислена амортизация по объектам ОС, НМА
Дт 98 кт 91/1 – списана соответствующая доля доходов будущих периодов на доходы отчетного периода пропорционально начисленной амортизации.
II. Использование ОС и НМА
1. Эксплуатация ОС и НМА. ОС и НМА используются более одного года, поэтому, в отличие от материалов, переносят свою стоимость на затраты не целиком, а постепенно, в виде начисленной амортизации:
Дт 20, 23, 25, 26, 28 Кт 02, 05 — начислена амортизация по ОС и НМА производственного назначения. Рассчитывается амортизация согласно принятому в учетной политике методу (Всего 4 метода: 1. — линейный; 2. — способ уменьшаемого остатка; 3. — способ списания первоначальной стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, или кумулятивный метод; 4. — способ списания первоначальной стоимости пропорционально объему продукции, работ, услуг). Для учета амортизации по нематериальным активам кумулятивный метод не применяется
2. Ликвидация ОС и НМА. Составляется ф. ОС-4 «Акт о списании объекта основных средств»
Дт 91/2 Кт 01 – списана остаточная стоимость основных средств;
Дт 02 Кт 01 – списана ранее начисленная амортизация основных средств (т.к. по мере эксплуатации в производстве ежемесячно начисляется амортизация основных средств: Дт 20 Кт 02). Счет 02, 01 закрываются.
Дт 91/2 Кт 23 (20, 25…) – списаны расходы, связанные с ликвидацией основных средств;
Дт 10 Кт 91/1 – оприходованы материалы, лом, утиль, полученные при ликвидации объекта основных средств.
Дт 91 Кт68/НДС – восстанавливается сумма НДС в части, приходящейся на остаточную стоимость ликвидируемого ОС
Дт 99 Кт 91/9 – отражен убыток от ликвидации объекта основных средств.
Расходы на ликвидацию основных средств уменьшают налогооблагаемую прибыль фирмы (п. 1 ст. 265 НК РФ).
Субсчета счета 08
К этому счету могут быть открыты субсчета:
- 08.1 «приобретение земельных участков» — собираются затраты по приобретению организацией земельных участков;
- 08.2 «приобретение объектов природопользования» — учитываются затраты по приобретению организацией объектов природопользования;
- 08.3 «строительство объектов основных средств» — аккумулируются затраты по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство;
- 08.4 «приобретение объектов основных средств» — обобщаются затраты по приобретению оборудования, машин, инструмента, инвентаря и других объектов основных средств, не требующих монтажа;
- 08.5 «приобретение нематериальных активов» — учитываются затраты на приобретение нематериальных активов;
- 08.6 «перевод молодняка животных в основное стадо» — учитываются затраты по выращиванию в организации молодняка продуктивного и рабочего скота, переводимого в основное стадо;
- 08.7 «приобретение взрослых животных» — обобщается стоимость взрослого и рабочего скота, приобретенного для основного стада или полученного безвозмездно, включая расходы по его доставке;
- 08.8 «выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» — учитываются расходы, связанные с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.
Проводки по счету 08
Типовые бухгалтерские проводки по дебету счета 08:
- Д08 К02 — начислена амортизация по основным средствам, используемым при строительстве, реконструкции или модернизации других основных средств.
- Д08 К05 — начислена амортизация по нематериальному активу, используемому при создании других нематериальных активов;
- Д08 К10 — списаны материалы на строительство, реконструкцию или модернизацию объекта основных средств;
- Д08 К60, 71 — приняты к оплате счета поставщиков, подотчетных лиц за приобретенные внеоборотные активы;
- Д08 К66, 67 — начислены проценты по краткосрочным, долгосрочным кредитам и займам, полученным для приобретения внеоборотных активов;
- Д08 К70, 69 — начислена заработная плата работникам, взносы в фонд социальной защиты населения, занятым в создании или приобретении внеоборотных активов.
Бухгалтерские проводки по кредиту счета 08:
- Д01 К08 — объект основных средств введен в эксплуатацию или стоимость объекта увеличилась в результате реконструкции, модернизации;
- Д04 К 08 — нематериальный актив принят к использованию;
- Д91К08 — вложения во внеоборотные активы, выбывшие в результате продажи, списания или частичной ликвидации, учтены в составе прочих расходов.