Публично правовая компания

X5 Retail Group (Х5 Ритейл Груп) – вторая по размеру и прибыли (после Магнита) крупнейшая сеть розничных магазинов России. В компанию входит три отдельных сети, каждая собственной направленности: Пятерочка – универсамы масс-маркет, Перекресток – супермаркеты более высокой ценовой позиции и гипермаркеты Карусель по продаже широкого спектра товаров.

На начало 2020 года в состав всех трех сетей входит почти 17,5 тысяч магазинов, а общая численность сотрудников X5 Retail Group составляет около 280 тысяч человек. Наибольшая из сетей – Пятерочка – насчитывает 16343 магазина и почти 180 тысяч сотрудников. Сети Перекресток и Карусель состоят из примерно 850 и 90 магазинов и насчитывают по 90 тысяч и 10 тысяч сотрудников. Магазины X5 Retail Group представлены в 389 городах России – на большей части Европейской части России и Сибири.

На март 2020 года X5 Retail Group занимает 41 место в топ-50 крупнейших ритейлеров мира по версии агентств Делойтте и Kantar Consulting. X5 Retail Group в 2019 году вошла в топ-50 лучших работодателей России по версии журнала Forbes.

Также X5 Retail Group в 2019 году входила в 25 лучших компаний для карьеры для женщин по версии журнала Forbes Woman. В магазинах этой сети более 280 000 сотрудников, из которых 73% — женщины, а в правлении Х5 Retail Group доля женщин 45%.

О работе и процессе набора персонала в магазины сети X5 Retail Group

Все три сети, входящие в состав X5 Retail Group – Перекресток, Пятерочка и Карусель имеют как общие детали, так и различия, как в работе, так и в плане набора персонала. Рассмотрим их более детально.

Пятерочка: работа, трудоустройство, тесты и собеседование

Пятерочка является наиболее крупной сетью магазинов холдинга X5 Retail Group, и ей мы уделим наибольшее внимание. Это продуктовые магазины, рассчитанные на среднего покупателя, площадью до 1000 кв.метров и командой в 10-15 человек.

Условия работы в Пятерочке

В таком огромной коллективе, как у Пятерочки, а это почти 180 тыс. человек, условия работы могут сильно отличаться в различных местах и на различных позициях. В целом, работа в продуктовых магазинах – это довольно требовательная работа, как в физическом, так и эмоциональном плане. От сотрудников требуется долгие часы стоять, переносить тяжести, работать в не самых комфортных условиях, общаться с самыми различными людьми, а оплачивается это очень скромно.

Среди плюсов, которые называет сама компания Пятерочка, следующие:

  • кроме фиксированной зарплаты, выплачиваются регулярные премии
  • гибкий график работы
  • обучение
  • возможность быстрого карьерного роста

Среди минусов, которые называют сотрудники Пятерочки, такие:

  • низкая оплата труда, даже с учетом премий
  • нестабильный график работы – частые переработки (12-часовой рабочий день как норма)
  • тяжелые условия труда
  • сильная текучка кадров

Очень многое в магазине зависит от того, насколько адекватны и квалифицированы конкретные директор и его заместитель. В магазинах, где дирекция профессиональна, сотрудники тоже работают эффективно и долго. В них складывается хорошая и дружная команда. А в тех магазинах, где дирекция не умеет работать с людьми и не стремится улучшить их условия труда, наблюдается постоянная нехватка персонала и общее недовольство работой. Мы рекомендуем искать в интернете отзывы про конкретные точки и конкретных директоров, а также наблюдать – в какие магазины постоянно требуются сотрудники. Если о каком-то магазине негативных отзывов много, и вы видите множество открытых вакансий, которые постоянно обновляются, то это явный признак проблем.

Как устроиться в Пятерочку

В Пятерочке используется стандартный способ набора новых сотрудников. Если вы хотите работать в этой сети, вам надо заполнить анкету на официальном сайте Пятерочки, пройти собеседование и тесты на интеллект.

Наш ресурс посвящен тестам при приеме на работу и в первую очередь мы рассматриваем те вакансии в Пятерочке, которые подразумевают тестирование. Это следующие позиции:

  • директор магазина
  • заместитель директора магазина
  • администратор магазина
  • офисные вакансии в головном управлении Пятерочки в X5 Retail Group

К кандидатам, претендующим на вакансии Пятерочки в торговом зале, охране, складе и кухне обычно тесты при приеме на работу НЕ применяются. Единственным испытанием при трудоустройстве для них является собеседование с дирекцией магазина. Также иногда устанавливается испытательный срок.

Если вы претендуете на должность директора магазина (ДМ), зам.директора (ЗДМ), администратора (АДМ) или на офисную вакансию в Пятерочку, что вам предстоит пройти тесты Пятерочка перед тем, как попасть на собеседование. Тесты для всех этих позиций – ДМ, ЗДМ, АДМ и офис одинаковые, но состав их меняется для каждого соискателя в случайном порядке.

В Пятерочке применяются тесты от разработчика Talent Q. Особенностями тестирования в Пятерочке являются следующие:

  • тестирование всегда очное – не через интернет, а в офисе компании, иногда в другом городе
  • в тестах нельзя пропускать вопросы и возвращаться назад
  • тесты адаптивные и могут изменяться в зависимости от уровня способностей кандидата
  • большое количество ответов (до 25), невозможно угадать ответ

Тесты Talent Q, применяемый в Пятерочке, это довольно сложные тесты. В Пятерочке применяются 2 типа тестов: числовые и вербальные. Рассмотрим их примеры.

Числовой тест Пятерочка

В Пятерочке числовые тесты применяются для оценки того, как вы можете быстро понимать и анализировать большие объемы данных из таблиц и графиков.

Вербальный тест Пятерочка

Вербальные тесты в Пятерочке используются для того, чтобы оценить, как быстро и точно вы сможете понимать сложные тексты в виде инструкций, объявлений и мануалов.

Абстрактно-логический тест Пятерочка

Эти тесты применяются не для всех вакансий. Обычно ДМ, ЗДМ и АДМ их не должны проходить, но другие офисные вакансии также требуют прохождения логического тестирования. Абстрактно-логические тесты в Пятерочке применяются для оценки общего интеллектуального развития соискателя: его способности замечать общие правила и отличия в фигурах.

Ответы и объяснение всех данных тестов смотрите в конце статьи. Постарайтесь сначала определить верные ответы самостоятельно. На каждый тест отводится по 60 секунд.

Если вы претендуете на вакансию Пятерочки в качестве директора магазина, зам. директора или администратора магазина, то мы рекомендуем подготовиться к тестам в Пятерочку и это значительно усилит вашу позицию.

Читайте больше о тестах Talent Q в нашей специальной статье. На HRLider вы найдете большой блок тестов этого разработчика.

Тесты Talent Q: особенности, виды, примеры, прохождение

Собеседование в Пятерочке

То, как проходит собеседование в Пятерочке, не сильно отличается от собеседования в любой другой крупной компании. По сути, даже не в крупной, а в мелкой, потому что собеседование проводится дирекцией конкретной точки и одним представителем HR.

Обычно данное собеседование включат вопросы двух разделов: о вашем опыте работы и рабочей квалификации, и о ваших личностных характеристиках.

Как мы писали выше, собеседование — это единственное отборочное испытание для работников торгового зала, склада, кассиров, поваров и охранников. Собеседование в Пятерочку не является сложным, это скорее беседа, чем допрос. При наличии необходимого опыта и компетенций, вы легко его пройдете.

Мы рекомендуем прочитать наши статьи об успешных тактиках собеседования, которые помогут вам и при собеседовании в Пятерочку:

10 простых советов для успешного собеседования

3 простых способа запомниться на собеседовании

Перекресток: работа, трудоустройство, тесты и собеседование

Перекресток позиционируется как супермаркет более высокого ценового класса и уровня обслуживания по сравнению с Пятерочкой. В плане оформления торговых точек это выглядит как более просторные магазины, более широкий ассортимент продуктов, товары более высокой ценовой позиции и больший выбор продуктов, готовых к употреблению, то есть собственная кухня и пекарня в магазине.

Перекресток — это самая крупная сеть супермаркетов в России. На начало 2020 года общее количество магазинов составляло 853, а количество сотрудников – более 60 тысяч человек.

Условия работы в сети Перекресток не сильно отличаются от условия работы в Пятерочке. Тоже имеют место частые переработки, эмоциональное и физическое напряжение за небольшую зарплату. Как и в других сетях, в Перекрестке многое в условиях работы конкретных магазинов зависит от действий и компетенции их директора и администрации. И точно также, как и с Пятерочкой, мы рекомендуем внимательно изучать отзывы сотрудников конкретных торговых точек и то, как быстро открываются новые вакансии в этих магазинах. Чем меньше текучки и чем меньше отзывов о работе вообще – тем лучше. А о проблемных магазинах всегда много негативных отзывов и там всегда есть открытые вакансии, которые долго не закрываются.

В перекрестке зарплаты немного выше, чем в Пятерочке. И система оплаты труда более продумана – переработки оплачиваются. Зарплаты кассиров, охранников, работников торгового зала и поваров составляют от 27 до 40 тысяч рублей, в зависимости от опыта работы и часов. Дирекция магазинов зарабатывает от 40 до 90 тысяч рублей. В Москве эти цифры выше на 15-20%.

Как устроиться в Перекресток

Перекресток использует точно такую же систему отбора новых сотрудников, как и Пятерочка. Для работников торгового зала и всех базовых вакансий – это только собеседование. Для администрации – добавляются тесты Перекресток.

Анкету на вакансию Перекрестка мы рекомендуем отправлять на официальном сайте сети магазинов Перекресток https://rabota.perekrestok.ru/

Расскажем подробнее о тестах в Перекрестке.

Тесты Перекресток

В отличие от Пятерочки, в сети Перекресток используются тесты не только Talent Q, но целого ряда разных провайдеров в зависимости от уровня позиции. Обычно это тесты более сложного уровня, чем тесты Пятерочки. Как и в Пятерочке, тесты используются только для кандидатов на офисные позиции и на вакансии директора, заместителя директора и администратора, и, как и в Пятерочке, используются 2 типа тестов – числовые и вербальные. Логические тесты обычно не используются, или используются только для вакансий в офис или IT.

Числовые тесты Перекресток пример

Вербальные тесты Перекресток пример

Ответы и подробное объяснение решения этих тестов вы найдете в конце статьи. Сначала попробуйте решить их самостоятельно, чтобы проверить свои способности. На решение такого теста на реальном тестировании в Перекресток дается 60 секунд.

Если вам предстоит пройти тесты в Перекресток, мы рекомендуем уделить наибольшее внимание числовым и вербальным тестам от всех доступных на HRLider разработчиков.

Перекресток собеседование

Собеседование в Перекресток не отличается от собеседований в Пятерочку или в другие торговые сети. Оно не отличается трудностью или провокационными вопросами, а проходит больше в стиле беседы. Директор или представитель отдела кадров Перекрестка расскажет вам о предлагаемых условиях работы и покажет рабочее место. Мы рекомендуем не стесняться задавать вопросы о точных условиях работы – это может значительно помочь вам более точно понимать особенности работы: 8 умных вопросов для работодателя

Карусель: работа, трудоустройство, тесты и собеседование

На март 2020 года сеть гипермаркетов Карусель насчитывает около 90 магазинов и около 10 тысяч сотрудников. В 2019 году руководство компании X5 Retail Group сообщило, что было принято решение о постепенном выводе из деятельности данного бренда – Карусель – и перевод существующих магазинов этой сети под управление Перекрестка. Это связано, во многом, с тем, что все три сети – Пятерочка, Перекресток и Карусель – отчасти конкурируют между собой. Особенно это касается сетей Перекресток и Карусель. Возможно, сеть Карусель будет переориентирована под другой формат работы – с продуктового на товарный ассортимент, или что-то иное.

Если вас интересуют условия работы в сети Карусель, мы рекомендуем прочитать то, что мы написали выше о Пятерочке и Перекресток – отличий практически нет.

То же мы скажем про процесс набора новых сотрудников. Он состоит из тех же этапов и проверок для тех же вакансий в Карусель. То есть, работники торгового зала, повара, охранники и другие линейные сотрудники только проходят собеседование, а директор, заместитель директора, администратор и офисные работники перед собеседованием обязаны пройти тесты сети Карусель на определение интеллектуальных способностей – числовые и вербальные тесты от SHL (также как в Перекрестке).

Уровень тестов в Карусель одинаковый с тестами в Перекресток. Это довольно сложные тесты, и мы рекомендуем к ним готовиться. 3-4 дня подготовки будут достаточными, чтобы вы могли ознакомиться с основными типами тестов на интеллект, их принципами решения и наработать навыки быстрого ориентирования в таких тестах. Мы считаем, что за 3-4 дня качественной подготовки это абсолютно реально.

Если вы хотите работать в сети магазинов X5 Retail Group (Пятерочка, Перекресток, Карусель) на должности директора, зам.директора или администратора, то вы можете качественно подготовиться ко всем тестам в эти сети и к собеседованию на HRLider.ru Всего за 3-4 дня подготовки вы значительно усилите свои позиции и гарантированно получите работу.

Пройти примеры тестов

Начать подготовку

Ответы и объяснение тестов

Числовой тест Пятерочка

Вербальный тест Пятерочка

Логический тест Пятерочка

Числовой тест Перекресток

Вербальный тест Перекресток

Начать подготовку

УДК 347.191.12

ПУБЛИЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ В СВЕТЕ РЕФОРМЫ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

© Попова Д. Г., 2012

Освещаются теоретические проблемы, связанные с выделением юридического лица публичного права. Дается определение понятия «публичное учреждение». Делаются выводы о недопустимости использования конструкции юридического лица-несобственника для частного учреждения.

Ключевые слова: юридическое лицо публичного права; публичное учреждение; государственное (муниципальное) учреждение; юридическое лицо-несобственник.

Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» было положено начало впечатляющей по своему размаху реформы гражданского законодательства, ожидаемым итогом которой должен стать модернизированный, в большей степени отвечающий реалиям времени Гражданский кодекс РФ. Одобренная Советом по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при Президенте РФ 7 октября 2009 г. Концепция развития гражданского законодательства вобрала в себя ряд фундаментальных предложений, ранее сформулированных в Проекте Концепции развития законодательства о вещном праве и Концепции развития законодательства о юридических лицах, направленных на пересмотр действующей системы вещных прав, а также совершенствование гражданско-правового положения предприятий и учреждений. Анализ Проекта федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую ГК РФ …» , внесенного на рассмотрение в Государственную Думу Президентом РФ, дает основание полагать, что ряд обсуждаемых и по-своему радикальных предложений, направленных, с одной стороны, на отказ от такого наследия советской эпохи, как право оперативного управления и сопутствующей ему конструкции юридического лица-несобственника, а, с другой стороны, на заимствование чуждой отечественному правопорядку концепции юридического лица публичного права, останутся за рамками будущего текста ГК РФ. Современная концепция развития гражданского законодательства исходит из того, что

закрепленные в ГК РФ 1994 г. вещные права хозяйственного ведения и оперативного управления должны быть приведены к модифицированному и более гибкому праву оперативного управления, субъектами которого становятся не только учреждения, но и государственные (муниципальные) предприятия . Учитывая положения ст. 113, 115, 120, 120.1, 120.2 ГК РФ, гл. 20.7 ГК РФ в редакции Проекта, в ближайшей перспективе данный правовой институт, равно как и конструкция юридического лица-несобственника, будет сохранена. Другой новеллой, предлагаемой к рассмотрению законодателем, стало выделение общих (основных) положений об учреждениях в отдельную ст. 120 ГК РФ, а также появление двух дополнительных статей, одна из которых посвящена государственным и муниципальным учреждениям, а другая частным учреждениям (ст. 120.1, 120.2). Думается, что такое структурное деление норм, посвященных двум различным видам учреждения, — это еще один важный шаг на пути формирования концепции публичного учреждения и его оформления в отдельную организационно-правовую форму юридического лица. Впрочем, данный вывод может показаться неожиданным, а потому нуждающимся в дальнейших пояснениях.

Действующий ГК РФ не именует государственную и муниципальную собственность «публичной» и не знает такой разновидности учреждений, как «публичные». Вместе с тем термины с указанной составляющей уже прочно вошли в научный оборот. Постановка вопроса о публичных учре-

ждениях берет свое начало в давней дискуссии о возможности выделения в отечественном законодательстве публичных

и частных юридических лиц по примеру зарубежных стран. В отличие от права других стран, отечественное законодательство никогда не выделяло юридические лица публичного права (далее — ЮЛПП). Хотя некоторые предпосылки к этому можно обнаружить в российском дореволюционном законодательстве, где гражданско-правовое регулирование отношений собственности пересекалось с публичным порядком управления имуществами, переданными из казны правительственным богоугодным заведениям и некоторым другим правосубъектным образованиям для реализации ими определенных социальных задач. При этом указанное имущество обособлялось от казны и составляло собственную принадлежность созданных и (или) финансируемых государством правосубъектных образований . Однако российское дореволюционное гражданское законодательство не использовало даже термина «юридическое лицо» . Представления о юридическом лице как субъекте права еще только формировались в российской правовой доктрине по примеру других стран романо-германской правовой семьи. Этим можно объяснить появление в ней упоминаний и о ЮЛПП . Впрочем, по данному вопросу существуют диаметрально противоположные точки зрения . Как и классики российской цивилистики, современные исследователи не только не приходят к единой точке зрения по существу поставленного вопроса, но и используют разную терминологию. В одном случае речь идет о выделении частных и публичных юридических лиц. В другом случае выделяются юридические лица публичного и частного права. Сообразно названиям могут смещаться акценты в проводимой классификации: от характера осуществляемой деятельности и значения этой деятельности для государства к характеру правового регулирования (нормами каких отраслей права осуществляется регулирование их деятельности). Независимо от этого учреждения, создаваемые публично-правовыми образованиями и функционирующие на базе публичной собственности, оказываются в центре названной дискуссии. На сегодняшний день существуют как сторонники, так и противники выделения категории ЮЛПП или публичного юридического лица, и значительное количество публикаций на заданную тему .

Большой заслугой сторонников ЮЛПП является выявление ими недостатков в правовом регулировании отдельных юридиче-

ских лиц, таких, например, как государственная корпорация, а также особенностей участия в гражданских правоотношениях публично-правовых образований, органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий и учреждений.

Первой особенностью указанных образований является то, что их правовой статус определяется как нормами частного, так и публичного права. Публично-правовые образования, органы государственной власти и местного самоуправления являются, прежде всего, субъектами конституционного права. Они не созданы специально для участия в гражданском обороте, хотя могут также выступать субъектами гражданского права и участвовать в гражданских правоотношениях, наделяясь специальной правоспособностью . Вопросы участия указанных субъектов в гражданском обороте регулируются нормами ГК РФ. Специфика правового статуса государственных и муниципальных учреждений также обусловлена распространением на сферу их деятельности не только частноправового, но и публично-правового регулирования . Однако то обстоятельство, что деятельность юридических лиц регулируется нормами различных отраслей права, не означает, что юридическое лицо — это межотраслевой правовой институт. С. Н. Братусь отмечал, что «деление юридических лиц на частные и публичные с точки зрения гражданско-правовых последствий является бесплодным», поскольку «понятие юридического лица имеет теоретическую и практическую ценность только как гражданско-правовое понятие» . С последним утверждением соглашаются и современные авторы , включая сторонников конструкцию ЮЛПП. Так, В. Е. Чиркин не отрицает, что понятие юридического лица «возникло из потребностей гражданского оборота» . А сторонник доктринального выделения ЮЛПП А. Курбатов указывает, что «смыслом образования юридического лица является имущественное обособление, то есть разделение имущества создавших его лиц и имущества, которое эти лица передали юридическому лицу» . Представляется, что сущность цивилистической конструкции юридического лица заключается во введении в гражданский оборот определенной части имущества, с тем, чтобы обеспечить в нем собственное существование этого имущества как правоспособного лица, по

примеру лица физического. Создавая юридическое лицо, собственник персонифицирует какую-то часть своего имущества в созданном субъекте, снижая собственные риски, связанные с возможной утратой этого имущества или несения имущественной ответственности. Трактовка юридического лица как персонифицированного имущества встречается в трудах ученых начиная со времен средневековья и по настоящее время . Вовлечение государственной и муниципальной собственности в гражданский оборот сопряжено с теми же рисками, которые нивелируются в российском гражданском праве конструкцией юридического лица-несобственника, обособляющего на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления собственность публичноправового образования. Наконец, институт юридического лица, как верно замечает И. В. Елисеев, создает основания для более гибкого использования капитала, в том числе принадлежащего государству . Иными словами, институт юридического лица является одним из инструментов управления публичным имуществом в частной сфере.

Второй особенностью названных образований является то, что все они задействованы в вовлечении в гражданский оборот государственной или муниципальной (публичной) собственности. Непосредственное участие государства в гражданском обороте ограничивается редкими случаями. В частности, РФ, субъекты РФ и муниципальные образования как субъекты гражданского права учреждают на базе принадлежащего им на праве собственности имущества предприятия и учреждения, которые обособляют эту часть публичного имущества на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления для участия на базе этого имущества в гражданском обороте от собственного имени. Таким образом, после создания государственного предприятия или учреждения на базе государственной или муниципальной собственности в обороте уже участвует не само публично-правовое образование, а новое лицо — предприятие или учреждение. Государственные органы и органы местного самоуправления также оказываются вовлеченными в этот процесс, действуя от имени и в интересах публично-правового образования в указанных правоотношениях. Особое место занимает государственная корпорация, которая также осуществляет свою деятельность на базе государственного иму-

щества. Но в отличие от таких государственных юридических лиц, как предприятия и учреждения, за ней признается право собственности на принадлежащее ей имущество, осуществление которого ограничено целями создания государственной корпорации. Последнее на указанный период как бы приостанавливается, но не утрачивается безвозвратно .

В-третьих, все они обязаны реализовывать в гражданских правоотношениях публичные интересы. Особенно хорошо это можно наблюдать на примере учреждений, которые на базе государственной и муниципальной собственности реализуют важнейшие государственные функции в социальной сфере (образования, здравоохранения, социальной защиты и др.), сфере управления и т. п.

Но даже эти особенности, которые присущи выделяемой группе, не являются, на наш взгляд, основанием для объединения в единую категорию разнородных по своей правовой природе субъектов, каждому из которых в гражданских правоотношениях отведена собственная роль и определено свое место в системе субъектов гражданского права.

Категория ЮЛПП не может быть введена в действующее гражданское законодательство без существенного пересмотра одного из древнейших институтов гражданского права — юридического лица, и внесения значительных изменений в ГК РФ и другие нормативно-правовые акты. Очевидно, что для этого нужны очень веские основания. Поскольку до настоящего времени в науке не выработаны четкие критерии для выделения данной категории, не определен круг субъектов, входящих в число ЮЛПП, а также не обоснована сама необходимость такого серьезного шага, предложения о внесении изменений в действующее законодательство в этой части, полагаем, преждевременны.

В российском гражданском законодательстве по-прежнему существует две организационно-правовые формы юридического лица, которые выбиваются из общей массы юридических лиц: предприятия и учреждения. В отличие от других юридических лиц, указанные субъекты, создаваемые на базе государственной или муниципальной собственности, наделяются специфическими вещными правами на принадлежащее им имущество. Обособляя государственное (муниципальное) имущество на праве опе-

ративного управления (хозяйственного ведения ), они сохраняют особую правовую связь с собственником имущества, порождающую их взаимные права и обязанности. И те и другие учреждаются особыми субъектами гражданского права — публично-правовыми образованиями. Наконец, они создаются и наделяются имуществом для осуществления ими деятельности в публично-правового значения.

Между тем предприятия всегда создаются на базе государственной и муниципальной собственности, образуя государственные либо муниципальные предприятия, в то время как в рамках единой организационно-правовой формы учреждения объединены и те, которые функционируют на базе частной собственности, и те, которые обособляют на праве оперативного управления «публичную» (государственную или муниципальную) собственность.

Особенности правового режима имущества государственных и муниципальных учреждений обусловлены публичным характером обособляемой ими на праве оперативного управления собственности, которая вводится в гражданский оборот для реализации публичных интересов. Публичная собственность подлежит разграничению между публично-правовыми образованиями: РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями в целях осуществления эффективного управления этой собственностью в общественных и публичных интересах. Конституция РФ устанавливает уровни управления публичной собственностью, в зависимости от которого можно выделить федеральную собственность, собственность субъектов РФ, муниципальную собственность. ГК РФ признает за указанными субъектами управления публичной собственностью право собственности. За РФ и ее субъектами — право государственной собственности, за муниципальными образованиями — право муниципальной собственности. В зависимости от субъекта права собственности на его имущество учреждение получает финансирование из бюджета соответствующего уровня и соответствующий статус федерального учреждения, учреждения субъекта РФ, муниципального учреждения. Частная форма собственности не предполагает уровней управления ею между субъектами одноименного вещного права. В отличие от частных учреждений, публичные учреждения создаются особыми субъектами гражданского права — РФ,

субъектами РФ, муниципальными образованиями. Как и другие субъекты конституционного права, публично-правовые образования специально не предназначены для участия в гражданских правоотношениях. Эта деятельность носит для них «вспомогательный» и «вынужденный» характер. Признание их субъектами гражданского права не освобождает публично-правовые образования от основной деятельности, продиктованной их конституционно-правовым статусом. В том числе от обязанности управления публичной собственностью, переданной предприятиям и учреждениям в порядке ее распределения по уровням управления. Публичная власть, по мнению Д. В. Пятко-ва, является сущностным признаком государства, неотделимым от последнего, в связи с чем в гражданских правоотношениях и возникает второй самостоятельный субъект — хозяйственная публичная организация . Частные учреждения создаются обычными субъектами гражданского права — гражданами и юридическими лицами.

Конструкция юридического лица-несобственника, разработанная в условиях единства фонда государственной собственности и единого субъекта права государственной собственности, не предназначена для юридического лица, создаваемого на базе частной формы собственности. Указанная конструкция позволяет ввести в гражданский оборот юридически обособленную от казны массу имущества публично-правового образования, для использования ее сообразно сделанному назначению, ограничивая или полностью освобождая его от имущественной ответственности по долгам созданного лица. А конструкция права оперативного управления (хозяйственного ведения), опосредующая правовую связь между публичным собственником (носителем права государственной или муниципальной собственности) и созданным им юридическим лицом (субъектом права хозяйственного ведения или оперативного управления), позволяет обеспечить соблюдение публичных интересов и сохранность имущества, выделенного на эти цели, а также непосредственный контроль и быстрое реагирование публичной власти на нарушение ее воли. Учитывая изложенное, признание за частным учреждением права оперативного управления, исторически создаваемого для обоснования имущественных прав и обеспечения участия в гражданском обороте юридических лиц, функционирующих на базе публичной соб-

ственности, с позиции современного гражданского права, выделяющего частную форму собственности, необоснованно.

Деятельность государственных и муниципальных учреждений всегда подчинена публичным интересам, поскольку через конструкцию «публичного» учреждения имущество публично-правового образования в обозначенных им некоммерческих целях вовлекается в гражданский оборот, образуя самостоятельный субъект права, и служит реализации его интересов в управленческой и социальной сферах. Учреждение как тип юридического лица, выделяемый на заре формирования самой правовой конструкции, характеризуется тем, что переданное ему имущество может быть употреблено только на определенные учредителем цели, и эти цели применительно к учреждениям исторически носили социальный характер. В их создании были заинтересованы не только те лица, на которые была направлена их социальная деятельность, но и само государство, которое посредством учреждений выполняло возложенные на него функции. Поэтому уже в дореволюционной России наряду с частными учреждениями существовала система государственных («казенных», «правительственных») учреждений, создаваемых на базе публичной собственности и (или) финансируемых полностью или частично за счет казны, и управляемых особым образом. Причем под публичное управление попадало и само имущество такого заведения. Особый порядок управления собственностью «казенного» учреждения был связан с наличием у государства публичного интереса в использовании переданного такому субъекту имущества. Поэтому характер интереса в использовании имущества учреждения можно считать одним из первых достоверных критериев выделения частных и публичных учреждений. Под публичным интересом современные исследователи понимают интерес, который служит цели обеспечения существования общества как единого целого. Частный интерес — это охраняемый правом интерес, присущий гражданам и юридическим лицам, тогда как публичный интерес — это «официально признанный государством и обеспеченный правом интерес социальной общности, удовлетворение которого служит приоритетным условием и гарантией ее существования и развития» . Отсюда следует закономерный вывод о том, что частные учреждения, создавае-

мые по воле частных субъектов гражданского права — граждан и юридических лиц на базе частной собственности, не обязаны служить публичным интересам. Например, оказывать гарантируемые государством социальные или другие публичные услуги. По общему правилу деятельность частного учреждения не должна противоречить публичным интересам. Современные исследователи, занимающиеся проблематикой учреждения, также нередко используют понятие «интерес» для разграничения частных и государственных (муниципальных) учреждений. Например, С. А. Соменков указывает на то, что «создание частного учреждения определяется исключительно частным интересом тех или иных физических или юридических лиц», в то время как «создание государственного или муниципального учреждения определяется интересами населения соответствующего публично-правового образования» . Отталкиваясь от категории интереса, можно выделить частную и публичную собственность. Публичная собственность, в отличие от частной собственности, призвана служить не узким, сугубо частным интересам ее обладателя, а интересам государства, общества, значительного числа лиц. Например, интересам лиц, живущим или находящимся на территории конкретного публично-правового образования, определенной социально не защищенной группе лиц, такой как: дети-сироты, инвалиды, лица пенсионного возраста, матери-одиночки, многодетные семьи, безработные и т. д. Целевое предназначение публичной собственности — служить интересам значительного круга лиц, вплоть до интересов всего общества. В современном гражданском законодательстве соблюдение государственными и муниципальными учреждениями публичного интереса в определенном использовании выделенной учреждению части публичного имущества обеспечивается сохранением за публично-правовыми образованиями права собственности на него. Основная деятельность публичных (государственных и муниципальных) учреждений, как некоммерческих организаций, направлена на выполнение ими работ или оказание государственных (муниципальных) услуг в различных социальных сферах в целях обеспечения реализации конкретных полномочий государственных и муниципальных органов. Казенные учреждения могут непосредственно исполнять государственные (муниципальные) функции. По-^^^

этому вслед за перераспределением полномочий между федеральными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления следует перераспределение публичного имущества между субъектами его управления, а значит, изменяются статус учреждения и уровень его финансирования.

Таким образом, частным учреждениям, выделяемым наряду с государственными и муниципальными учреждениями в рамках единой организационно-правовой формы, не присущи те особенности, которые характерны и позволяют объединить в единую группу государственные и муниципальные учреждения.

Частное учреждение может быть и должно быть противопоставлено учреждению публичному, как: 1) базирующееся на принципиально иной форме собственности; 2) учреждаемое по воле обычных субъектов гражданского права (граждан и юридических лиц), не являющихся носителями публичной власти; 3) создаваемое и преследующее частные интересы и не обязанное по общему правилу осуществлять деятельность публично-правового значения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предлагаем следующее определение понятия «публичное учреждение»: «Публичное учреждение — это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием на базе государственного (муниципального) имущества для осуществления некоммерческой деятельности публично-правового значения, в том числе: для выполнения работ и оказания гарантированных государством услуг в сфере образования, здравоохранения, социально-культурной сфере, осуществления государственного (муниципального) управления и иной подобной деятельности, полностью или частично финансируемой за счет средств соответствующего бюджета. Публичное учреждение обладает на закрепленное за ним собственником или приобретенное имущество правом оперативного управления».

Указанное определение, предлагаемое как доктринальное, может быть использовано законодателем в дальнейшем при положительном решении вопроса о выделении частного учреждения в отдельную организационно-правовую форму юридического лица. Однако в настоящее время следует с осторожностью подходить к вопросу о введении в законодательный оборот термина «публичное учреждение», поскольку это на-

рушит существующую систему законодательной привязки вида учреждения к субъектам права собственности и формам собственности, выделяемым в ст. 212 ГК РФ и Конституцией РФ . Следовательно, важным аспектом данного вопроса является научная разработанность категории публичной собственности, интерес к которой возобновился относительно недавно и нуждается в дальнейших исследованиях и предварительном научном обсуждении. Существующие в настоящее время учреждения уже сейчас можно теоретически разделить на публичные и частные. Дальнейшая градация публичных учреждений по критерию принадлежности имущества учреждения на праве собственности тому или иному субъекту права собственности приводит к выделению уже известных видов учреждений. Публичные учреждения представлены государственными и муниципальными учреждениями. Государственные учреждения, в свою очередь, подразделяются на федеральные учреждения и учреждения субъектов РФ. Последующее деление частных учреждений на виды не имеет практического значения, поскольку все они создаются на базе частной собственности равноправными и независимыми друг от друга субъектами, что не предполагает существования уровней управления этой собственностью между ними и отличий между указанными лицами как субъектами права собственности. И

1. О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации : указ Президента РФ от 18 июля 2008 г. № 1108 // Рос. газ. 2008. 23 июля.

2. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации / вступ. ст. А. Л. Маковского. М. : Статут, 2009. 160 с.

3. О внесении изменений в части первую, вторую,

третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации : проект федер. закона. URL: http://www.rg.ru/

2012/02/07^к-8ке^ок.^т1

4. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации. С. 69, 99.

7. Шершеневич Г. Ф. Курс гражданского права. Тула, 2001. С. 119.

8. Голубцов В. Г. Государство как частноправовой субъект: правовая природа и особенности // Журн.

12. Братусь С. Н. Юридические лица в советском гражданском праве. М., 1947. С. бЗ.

14. Чиркин В. Е. О понятии и классификации юридических лиц публичного права // Журн. рос. права. 2010. № б. С. 90.

15. Курбатов А. Указ. соч. С. 78.

18. Концепция публичной собственности еще толь-

С. 34—37; и др.

20. Проектом федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского Кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указанное право упраздняется.

21. Пятков Д. В. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в гражданских правоотношениях. СПб., 2003. С. 9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Соменков С. А. Правовое положение автономных учреждений // Цивилист. 2008. № 1. С. 41.

24. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. 1993. 25 дек.

Public Institution in View of Civil Legislation Reform

© Popova D., 2012

2 октября вступят в силу нормы, позволяющие создавать в России юридических лиц особой организационно-правовой формы – публично-правовые компании (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – закон о публично-правовых компаниях). Ими будут называться унитарные некоммерческие организации, осуществляющие свою деятельность на основании специального федерального закона, или создаваемые в силу указа президента. Соответственно, в роли учредителя таких организаций может выступать исключительно государство (ч. 1-2 ст. 2 закона о публично-правовых компаниях).

Между тем такие организации могут быть также созданы и путем реорганизации уже существующих государственных корпораций и компании, а также акционерных обществ, где единственным участником является Россия, за некоторым исключением. Так, не могут стать преобразованными в публично-правовую компанию госкорпорации «Внешэкономбанк», «Агентство по страхованию вкладов», «Ростех», «Росатом» и «Роскосмос». Такие ограничения прямо закреплены в законе (ч. 3-4 ст. 2 закона о публично-правовых компаниях).

Таким образом, можно предположить, что препятствий законодательного характера для преобразования, например, АО «Роснано» или госкорпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в форму публично-правовой компании нет.

НАША СПРАВКА

Унитарными называются такие юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства. Помимо публично-правовых компаний к унитарным относятся ГУП и МУП, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организаци и религиозные организации (абз. 2 п. 1 ст. 65.1 ГК РФ).

Следует добавить, что в ГК РФ в рамках реформы гражданского законодательства уже сейчас внесены необходимые для создания и начала работы публично-правовых компаний изменения. В частности, в перечень предусмотренных ГК РФ организационно-правовых форм некоммерческих организаций включены и компании нового вида (подп. 11 п. 3 ст. 50 ГК РФ, подп. «б» п. 3 ст. 1 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»).

Для чего будут создаваться публично-правовые компании

Среди основных целей создания и функционирования публично-правовых компаний законодатель выделяет несколько. Эти организации будут учреждаться для:

МНЕНИЕ

Саяфарова Снежана, юрист Коллегии адвокатов «Юков и партнёры»:

«Как отмечают разработчики закона о публично-правовых компаниях, он направлен, в первую очередь, на создание более эффективного механизма регулирования деятельности госкорпораций и госкомпаний. Ранее такой контроль осуществляется точечно, посредством принятия законов о создании той или иной корпорации, что является довольно обременительным и трудоемким процессом, так как любое изменение положений о госкорпорации или госкомпании требовали принятия по каждому частному случаю федерального закона. Закон о публично-правовых компаниях позволяет снять эту проблему посредством закрепления общих правил для всех публично-правовых компаний. При этом более детальное регулирование будет осуществляться не только федеральными законами о создании конкретной организации, но и актами президента и правительства, вносить изменения в которые значительно проще».

  • проведения государственной политики;
  • предоставления государственных услуг;
  • управления государственным имуществом;
  • обеспечения модернизации и инновационного развития экономики;
  • осуществления контрольных, управленческих и иных общественно полезных функций и полномочий в отдельных сферах и отраслях экономики;
  • реализации особо важных проектов и государственных программ, в том числе по социально-экономическому развитию регионов;
  • выполнения иных функций и полномочий публично-правового характера (ч. 5 ст. 2 закона о публично-правовых компаниях).

Перечисленные цели говорят о том, что, как инструмент реализации государственной политики, публично-правовые компании способны выполнять намного более широкий спектр задач по сравнению с деятельностью ныне действующих госкорпораций и госкомпаний, которые учреждаются в целях осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Напомним, правовой статус этих юридических лиц закреплен ст. 7.1-7.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Возможности, которыми будут обладать публично-правовые компании, также заметно отличаются от предоставленных сегодня госкорпорациям и госкомпаниям полномочий. Так, новые компании смогут приобретать активы и учреждать коммерческие и некоммерческие организации, а также создавать филиалы и открывать представительства не только на территории России, но и за рубежом. Кроме того, они смогут участвовать в различных ассоциациях и союзах. При этом собственность этих компаний, будет защищена от возможных исков, заявленных к государству – публично-правовые компании не будут отвечать по государственным обязательствам. Также законом предусмотрена специальная процедура защиты особо ценного имущества компаний – правительством может быть установлен перечень имущества на которое не может быть обращено взыскание по обязательствам публично-правовой компании (подп. 1-3 ч. 4, ч. 8 ст. 5, ч. 2 ст. 6 закона о публично-правовых компаниях).

Следует отметить, что приведенный в законе перечень прав не является закрытым – вновь образуемая публично-правовая компания сможет быть наделена дополнительными правами, предусмотренными актом об ее создании (ч. 5 ст. 5 закона о публично-правовых компаниях).

Имущество публично-правовых компаний будет формироваться, в основном, за счет государственного имущественного взноса. В то же время этим компаниям может быть передано и имущество преобразуемых юридических лиц, а также добровольные имущественные взносы иных субъектов. В связи с этим внешний аудит этих организаций будет осуществлять Счетная палата РФ и другие компетентные органы. При этом доходы, полученные публично-правовой компанией от осуществления своей деятельности будут переходить в ее собственность (ч. 9 ст. 5, ч. 1 ст. 6 закона о публично-правовых компаниях).

Добавим, что публично-правовые компании будут являться заказчиками в сфере регламентированных закупок и осуществлять их на основании Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». А положение о закупке будет утверждаться наблюдательным советом компании (ст. 27 закона о публично-правовых компаниях).

Как будет осуществляться управление публично-правовыми компаниями

В первую очередь авторы закона предусмотрели возможность осуществления Президентом РФ различных полномочий в отношении публично-правовых компаний напрямую. Правда, конкретных полномочий в законе о публично-правовых компаниях не названо, они могут быть определены опять же в учредительных документах, в ходе создания компании (ч. 10 ст. 5 закона о публично-правовых компаниях). Отметим, для госкорпораций и госкомпаний возможность непосредственного участия в их деятельности президента не предусмотрена. В связи с этим можно сделать вывод, что самые затратные и ответственные государственные проекты будут реализовываться именно такими публично-правовыми организациями – деятельность которых будет контролировать глава страны.

Органами непосредственного управления публично-правовой компании будут выступать наблюдательный совет и также генеральный директор. В то же время, решением о создании публичного юрлица может быть предусмотрено создание правления публично-правовой компании (ст. 7 закона о публично-правовых компаниях).

Председатель и члены наблюдательного совета назначаются правительством, при этом сам орган управления наделяется довольно широкими полномочиями, среди которых:

  • утверждение стратегии развития компании;
  • утверждение бюджета и годового отчета компании;
  • выработка рекомендаций для других органов управления компании;
  • утверждает порядок использования доходов и т. д. (подп. 1, 3-5, 7 ч. 1 ст. 9 закона о публично-правовых компаниях).

При наблюдательном совете будет сформирован также комитет по аудиту, в задачи которого входит, в том числе, контроль финансовой дисциплины в публично-правовой компании. Одновременно члены наблюдательного совета наделяются довольно широкими индивидуальными правами. Так, они смогут получать информацию о деятельности компании, знакомиться со всеми без исключения документами организации, в том числе касающимися ее финансовой деятельности. Они будут вправе также оспаривать сделки и требовать применения последствий их недействительности (ч. 5-6 ст. 9 закона о публично-правовых компаниях).

Между тем генеральный директор, также назначаемый на должность правительством, будет выполнять функцию единоличного исполнительного органа публично-правовой компании. К его компетенции будут относиться вопросы руководства текущей деятельностью организации (ст. 12 закона о публично-правовых компаниях).

Экономическая эффективность деятельности

Разработчики закона о публично-правовых компаниях, проанализировав опыт работы госкорпораций и госкомпаний, большое внимание уделили вопросам планирования и финансовой дисциплины публично-правовых компаний. В частности, в законе, помимо закрепления непосредственно обязанности этих организаций разработать стратегию собственного развития, прописаны и принципы ее определения. В частности, предусмотрена обязанность наблюдательного совета проконтролировать, что в основу документа легли конкретные финансовые и инвестиционные показатели, анализ достижения которых станет основой оценки эффективности выполнения стратегии развития компании по итогам отчетного периода (ч. 1-2, ч. 4-5 ст. 14 закона о публично-правовых компаниях).

Кроме того законом о публично-правовых компаниях предусмотрен порядок ведения отчетности в этих организациях, в том числе прописаны общие правила составления годового отчета, а также раскрытия информации об их деятельности. Следует отметить, что годовой отчет компании будет направляться на рассмотрение президенту, в парламент, правительство и Счетную палату РФ. Добавим, что разработчики не обошли вниманием и общественность – годовой отчет подлежит опубликованию также на официальном сайте публично-правовой компании, одновременно экземпляр документа будет направляться в ОП РФ (ч. 1-2, ч. 7-8 ст. 15 закона о публично-правовых компаниях).

Также законодатель урегулировал вопросы использования временно свободных средств публично-правовых компаний. Так, инвестирование временно свободных средств публично-правовых компаний предписывается осуществлять на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых активов. А перечень разрешенных активов, порядок и условия инвестирования временно свободных средств, порядок и механизмы контроля за их инвестированием будет определять правительство (ст. 18 закона о публично-правовых компаниях).

***

Публично-правовые компании как новый тип некоммерческих организаций будут представлять собой довольно сложные юридические образования, наделенные компетенцией, далеко выходящей за пределы возможностей обычных бизнес-структур, в том числе и компаний с государственным участием. Создание и деятельность таких организаций потребует особо взвешенного подхода.

Как отмечают разработчики закона, документ был принят во исполнение поручения Президента РФ Владимира Путина в целях пересмотра подходов к созданию и функционированию государственных корпораций и создания унифицированных правил их деятельности. Поэтому можно предположить, что со временем такая организационно-правовая форма компаний с государственным участием станет преимущественной.

Описание

Публичная финансовая компания Решение работает с частными и корпоративными клиентами. Среди направлений деятельности банка представлены возможность открытия вкладов, выдача кредитов, обмен валют и многое другое. В отделении Публичная финансовая компания Решение вас встретят консультанты, которые ответят на ваши вопросы.

Решение оказывает помощь физическим лицам в получении займа. В зависимости от требующейся суммы консультанты подберут для вас выгодные условия выплаты. Также эксперты организации смогут грамотно оценить возможные риски исходя из вашего кредитного прошлого.

Воспользоваться всем списком услуг банкомата Решение можно при наличии банковской карты. Для вас доступны выдача и внесение средств, оплата коммунальных услуг и пошлин, и другие операции с безналом.

Решение осуществляет деятельность по всем основным направлениям добровольного и обязательного страхования. Учитывая пожелания каждого клиента, сотрудники фирмы готовы предложить регулярно обновляющуюся линейку страховых программ.

Если вы хотите узнать больше об актуальных предложениях компании, обратитесь по номеру 79192448908 или посетите сайт pfcr.ru. Публичная финансовая компания Решение находится по адресу Бакунинский переулок, 1 и открывает свои двери ежедневно: 09:00 — 18:00.

Рейтинг публичная финансовая компания на Zoon — 5.

В этом же здании находятся: студия ремонта Ярус, компания 1С: БухОбслуживание СИСТЕМА № 1, салон красоты TEMI, кафе Колибри в Бакунинском переулке, туристическое агентство MaxTour.

ПУБЛИЧНОСТЬ – открытость, доступность и коллективность. Понятие «публичность» характеризует открытую пониманию и вниманию общественную политику и иные виды деятельности (напр., творческую), доступные наблюдению и контролю процедуры принятия решений, гласность дискуссий, открытость «политической сцены» («театрократии» у Платона), выступлений лидеров и т.д.

Публичность образует сферу коллективности, ассоциативное пространство, в котором по разным признакам группируются члены общества, коллективизируются взгляды, эмоции, возникают и функционируют партии политические, общественные организации, творческие и иные союзы (публичное пространство, по определению Ю.Хабермаса). В этом пространстве встречаются и взаимодействуют либо противостоят друг другу организованные, институциональные, формализованные и спонтанные общественные формирования (общественные движения, «народные фронты» и т.п.). В нем сочетаются процессы организации и самоорганизации, управления и самоуправления.

В публичном пространстве расположена периферия центральной государственной власти – «правящие силы», «политические элиты», аппараты государственных учреждений, партий, органы местного самоуправления, вся совокупность властей «среднего уровня» (мезовласти), связывающей микропроцессуальные отношения приватной сферы (см. Приватность) с высшими уровнями государственной макровласти.

Характер публичности, ее облик определяются интенсивностью ассоциативной жизни общества, ее организованностью, демократической открытостью самого общества. Минимальная в авторитарных и тоталитарных политических системах публичность выразительнее, многообразнее, ярче в демократических странах. Жизнь публичной сферы включает спонтанные и организованные формы. Публичность – предмет борьбы за права человека (за право собраний). Ассоциативная жизнь общества гарантируется демократическими конституциями и законами (закон 1832 в Англии, 1902 во Франции и т.д.).

Литература:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *