Публикация извещения о закупке у единственного поставщика

Летом 2019 года начали действовать основные поправки к Закону № 44-ФЗ, которые серьёзно повлияли на работу компаний. Чтобы вы не допустили ошибок при проведении закупок, заключении контрактов и их исполнении, эксперт-юрист Ксения Антоновская ответила на наиболее актуальные вопросы по теме.

Начиная с 2019 года Закон о контрактной системе (далее по тексту – Закон № 44-ФЗ) претерпел масштабные изменения. Основные поправки начали действовать в июле 2019 года, а очередные нововведения вступят в силу уже в январе 2020 года. У заказчиков и участников закупок появляется большое количество вопросов, связанных с изменениями.

Вопрос № 1

На какую сумму можно проводить «малые» закупки у единственного поставщика с июля 2019 года?

Теперь можно заключать контракты по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ на сумму до 300 тыс. рублей. Годовой лимит таких закупок не изменился. А предельный размер одной закупки по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона вырос до 600 тыс. рублей.

Для годового лимита таких закупок предусмотрели два варианта:

  • не более 5 млн руб.;
  • не более 50 % совокупного годового объёма закупок (размер этой доли не должен превышать 30 млн руб.).

К примеру, заказчик, у которого СГОЗ не превышает 7 млн руб., может заключить все контракты в рамках данного пункта и п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, соблюдая требования о цене контрактов.

Отметим, что расширился и перечень заказчиков, установленный пунктом 5 ч. 1 ст. 93 Закона. В него включили дома (центры) народного творчества, дома (центры) ремёсел.

Вопрос № 2

В течение какого срока можно начать закупку после изменения плана-графика?

Если заказчик корректирует план-график, исправляя данные о закупке или добавляя новую закупку, то начать процедуру или заключить контракт с единственным поставщиком можно уже через день во всех ситуациях. Ранее этот срок составлял десять дней.

Вопрос № 3

Что изменилось в процедуре закупки у единственного поставщика?

Заказчику больше не нужно:

  • размещать извещение о закупке у единственного поставщика, а также отчёт с обоснованием выбора такого способа и существенных условий контракта;
  • проводить внешнюю экспертизу исполнения контрактов до тех пор, пока Правительство не установит, при каких обстоятельствах она необходима (ч. 4.1. ст. 94 Закона).

Вопрос № 4

Когда не нужно включать обоснование цены в контракт с единственным поставщиком?

Перечень случаев, когда обоснование цены не нужно, дополнен контрактами:

  • на поставку культурных ценностей для пополнения государственных фондов;
  • на закупку произведений искусства определённых авторов и исполнителей и прав на них;
  • на закупку печатных или электронных изданий определённых авторов у издателей, если им принадлежат исключительные права или исключительные лицензии;
  • на услуги по созданию, исполнению произведений литературы или искусства, изготовление или поставку декораций, костюмов, театрального реквизита, необходимых для исполнения произведений.

Вопрос № 5

Какие особенности осуществления закупок с неизвестным объёмом?

Если заказчик не может рассчитать потребность в любых товарах, работах или услугах, то он может провести закупку с неопределённым объёмом. В этом случае заказчик должен рассчитать три вида цен:

  • начальную цену единиц,
  • сумму цен единиц,
  • максимальное значение цены контракта.

В извещении о закупке заказчик должен указать все цены: начальную цену единицы, начальную сумму цен единиц и максимальное значение цены контракта. В документации информация о ценах дублируется, а также обосновывается начальная цена единицы посредством тех же методов, с помощью которых определяется НМЦК.

И в извещении, и в документации следует указать, что оплата осуществляется по цене единицы исходя из фактического исполнения, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта.

А в контракте отражается условие о том, что объём товаров, работ или услуг, подлежащих передаче или исполнению, определяется на основании заявок заказчика. Кроме того, требуется указать цену каждой единицы и максимальное значение цены контракта. Рассчитать цену за единицу можно разделив сумму цен, предложенную участником, на начальную сумму цен единиц и умножив результат на начальную цену единицы.

Участники делают предложения не о цене контракта, а о сумме цен единиц. Именно эту величину заказчик использует как критерий оценки заявок и окончательных предложений. Нельзя подать предложение, которое превышает начальную сумму цен.

Антидемпинговые меры заказчик применит, если участник предложит сумму цен, которая меньше начальной на 25 % и более. Прочие правила применения мер такие же, как при обычных закупках.

Обеспечение заявки и обеспечение исполнения контракта заказчик рассчитывает от максимального значения цены контракта.

Вопрос № 6

Какие сроки применяются при проведении аукционов?

При проведении аукционов с НМЦК не более 300 млн руб. можно размещать извещение по-прежнему за 7 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок. Максимальный срок рассмотрения первых частей заявок составляет 3 рабочих дня вместо 7 календарных. Для «коротких» аукционов срок не изменился.

Назначить дату проведения аукционов нужно на следующий рабочий день после рассмотрения первых частей заявок.

Вопрос № 7

Что учитывать при проведении строительных аукционов?

При закупке работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства с НМЦК не более 2 млрд руб. нужно опубликовать извещение за 7 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок.

Проектную документацию нужно включать в документацию о закупке, кроме случаев, когда проектирование входит в предмет контракта или проект не обязателен.

Если проектная документация размещена, то в первых частях заявок участник должен дать только согласие на выполнение работ. Комиссии заказчика не нужно рассматривать первые части заявок и составлять протокол. Участника автоматически допустит к аукциону площадка. Аукцион пройдёт через 4 часа после окончания срока подачи заявок.

Вопрос № 8

Как изменились требования к обеспечению исполнения контракта?

Срок действия банковской гарантии, обеспечивающей обязательства по контракту, должен превышать срок исполнения контракта как минимум на месяц.

Победитель сам определяет продолжительность действия гарантии с учётом этого условия. Если исполнитель получит отсрочку для завершения работ, услуг или поставки, ему придётся договориться с банком о продлении гарантии или предоставить другое обеспечение.

Поправки закрепили предельный срок, в который заказчик должен вернуть исполнителю денежные средства, внесённые в качестве обеспечения исполнения контракта. Срок возврата не должен превышать 30 дней с даты исполнения обязательств, а для закупок у СМП и СОНКО – 15 дней. Конкретный срок нужно по-прежнему указывать в контракте.

Более того, срок возврата средств надо указать и для случаев уменьшения размера обеспечения из-за частичного исполнения обязательств.

Если у банка-гаранта отзовут лицензию, исполнителю придётся предоставить новое обеспечение. Сделать это нужно в течение месяца со дня получения уведомления от заказчика, так как за просрочку начисляются пени.

Гарантийные обязательства получили собственное обеспечение.

Теперь заказчики должны требовать обеспечить гарантийные обязательства, предусмотренные контрактом, если должны быть обеспечены основные обязательства. Размер обеспечения не может превышать 10 % НМЦК.

Участник самостоятельно выбирает способ обеспечения (банковская гарантия или деньги). Но заказчик должен получить обеспечение гарантийных обязательств до подписания итогового документа о приёмке.

А для СМП и СОНКО появились новые льготы.

Так, если закупка проводится только среди СМП и СОНКО, размер обеспечения контракта рассчитывается от цены контракта, а не от НМЦК. Но обеспечение не должно быть меньше аванса.

У победителя есть возможность вовсе не предоставлять обеспечение. Для этого нужно направить заказчику информацию из реестра контрактов, подтверждающую, что в течение трёх лет до подачи заявки победитель исполнил три контракта без штрафов и пеней. Общая сумма контрактов должна быть не менее НМЦК.

Вопрос № 9

Как уменьшить обеспечение исполнения контракта при частичном исполнении обязательств?

Размер обеспечения снижается пропорционально стоимости своевременно выполненных обязательств. Обеспечение не подлежит уменьшению, если исполнитель:

  • не отработал аванс;
  • не выплатил неустойки по контракту.

Если препятствий для уменьшения нет, то заказчик возвращает исполнителю лишние деньги в срок, предусмотренный контрактом.

В случае, когда обеспечением служит банковская гарантия, заказчик отказывается от части прав по ней.

При любом варианте оформлять дополнительные документы не нужно, заказчику достаточно направить в реестр контрактов информацию об исполнении обязательств (ч. 7.2 ст. 96 Закона 44-ФЗ).

Несмотря на то что эти правила действуют с 1 июля 2019 года, по соглашению сторон их можно распространить и на контракты, заключённые ранее.

Вопрос № 10

Почему к закупкам с дополнительными требованиями нужно готовиться заранее?

Потому что в закупках с дополнительными требованиями можно участвовать, только направив оператору площадки документы, подтверждающие соответствие таким требованиям. Теперь операторы проверяют соответствие участников дополнительным требованиям.

На рассмотрение документов у оператора есть 5 рабочих дней. В размещении документов будет отказано, если участник нарушит порядок направления документов либо пришлёт не все или не те документы.

Для заказчиков ничего не поменялось. Комиссия по-прежнему должна проверять документы, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям.

Вопрос № 11

Какие появились новые возможности для пересмотра условий контракта?

По соглашению сторон можно менять существенные условия контракта с единственным поставщиком, если закупаются, в частности:

  • услуги естественных монополий;
  • коммунальные услуги, услуги по газоснабжению, подключению к сетям;
  • услуги по управлению многоквартирным домом;
  • услуги по содержанию, ремонту, охране помещений, переданных заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление;
  • электроэнергия или услуги по энергоснабжению;
  • аренда нежилых зданий и помещений.

По строительным контрактам можно изменить не только объём, но и вид выполняемых работ. При этом цена не должна вырасти или уменьшиться более чем на 10 %. Данное основание необходимо указать в документации о закупке и контракте.

Также появилась возможность продлить любой строительный контракт, если сроки нарушены по вине подрядчика или по независящим от сторон обстоятельствам. Дополнительное время не должно превышать исходного срока. Сторонам придётся согласовать новый срок возврата суммы, предоставленной в обеспечение контракта. Если в нарушении первоначального срока виноват подрядчик, до заключения дополнительного соглашения он должен выплатить все начисленные неустойки и предоставить обеспечение на новый срок.

В строительных контрактах со сроком исполнения более года можно увеличить на 30 % цену и срок исполнения, если возникли независящие от сторон препятствия: например, потребовалось доработать проектную документацию. Первоначальная цена контракта не должна превышать предела, установленного Правительством. Для изменения условий необходимо решение правительства, высшего исполнительного органа региона или местной администрации.

Вопрос № 12

Как после расторжения контракта заключить «новый»?

После расторжения контракта «новый» можно заключить без проведения конкурентных процедур.

Контракт заключается с участником, которому при проведении закупки был присвоен второй номер, с соблюдением требований ч. 1 ст. 34 и ч. 18 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. От участника нужно получить согласие на заключение контракта и обеспечение его исполнения (при необходимости).

Если контракт расторгнут заказчиком в одностороннем порядке, новый можно заключить только после включения исполнителя в РНП. Это правило не распространяется на поставку товара для нормального жизнеобеспечения (ч. 17.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Вопрос № 13

Может ли заказчик запретить привлекать субподрядчиков?

Заказчик может включить в контракт условие о личном исполнении обязательств, если будет проводить закупки по п. 2 ч. 2 ст. 56, п. 2 ч. 2 ст. 56.1, п. 3 ч. 2 ст. 84 Закона № 44-ФЗ. Такое условие можно включить, например, в проект контракта на выполнение работ (оказание услуг) по сохранению объектов культурного наследия, реставрации музейных предметов, коллекций и иных ценностей.

При наличии такого условия подрядчик (исполнитель) должен выполнить работы (оказать услуги) самостоятельно, без привлечения других лиц.

Это право действует для закупок, объявленных после 31 июля 2019 года.

Вопрос № 14

Должна ли в извещении об осуществлении закупки содержаться информация об авансе?

С 1 октября 2019 года в извещении о закупке заказчик должен указывать размер аванса, если предусмотрена его выплата.аванса, если предусмотрена его выплата.

Вопрос № 15

Каким документом оформлять планы?

С 1 октября 2019 года составлять план закупок не нужно. Для планирования закупок на 2020 и последующие годы заказчики формируют только план-график по новым правилам.

Состав информации, которую нужно включать в план-график, изменился. В законе предусмотрен такой перечень:

  • идентификационные коды закупок;
  • наименования объектов закупок;
  • объём финансового обеспечения закупок;
  • сроки (периодичность) осуществления закупок;
  • информация об обязательном общественном обсуждении.

План-график нужно оформлять на срок, равный сроку действия закона или муниципального акта о бюджете. В документ также придётся включать информацию о закупках, которые в соответствии с бюджетным законодательством будут осуществлены по истечении планового периода.

Вопрос № 16

Какие изменения ожидают заказчиков в 2020 году?

С 01 апреля 2020 года окончательно уйдёт в прошлое план закупок. Вместе с этим изменится и система контроля документов. Документы не будут проверяться на соответствие законодательству и друг другу, как это происходит сейчас.

Начиная со второго квартала 2020 года контроль в ЕИС всех документов (от планов-графиков до проектов контрактов) будет касаться двух параметров:

  • соответствия информации об идентификационных кодах закупок;
  • непревышения объёма финансового обеспечения для закупок.

Таким же образом изменяется и содержание контроля, осуществляемого Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований, органами управления государственными внебюджетными фондами в соответствии с ч. 5 ст. 99 Закона № 44-ФЗ. Указанные контрольные органы будут осуществлять контроль:

  • за непревышением объёма финансового обеспечения, включённого в планы-графики, над объёмом финансового обеспечения для осуществления закупок, утверждённым и доведённым до заказчика;
  • за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и непревышением объёма финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащихся в сведениях и документах, не подлежащих формированию и размещению в ЕИС.

В статье мы осветили наиболее актуальные вопросы, возникающие при проведении закупок и исполнении контрактов. Как видно, большинство изменений вызваны практической необходимостью и направлены на упрощение закупочных процедур.

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 31.07.2020)
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020)2. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.

Определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цены единицы товара, работы, услуги

Начальная (максимальная) цена контракта, рублей 642 447 410,00

Наименование метода определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цены единицы товара, работы, услуги Обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цены единицы товара, работы, услуги Обоснование невозможности применения для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методов, указанных в части 1 статьи 22 Федерального закона №44-ФЗ
Метод, не предусмотренный ч.1 ст.22 44-ФЗ
иной метод расчета и обоснования цены контракта
Согласно ч. 12 ст. 22 44-ФЗ цена контракта может быть определена и обоснована иным методом. Для определения цены контракта заказчиком применен ресурсный метод расчета с использованием сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве. В связи с проведением негосударственной экспертизы проектной документации и достоверности определения сметной стоимости работ использование проектно-сметного метода обоснования цены контракта, предусмотренного ч. 1 ст. 22 44-ФЗ, не представляется возможным.

Практически каждый представитель отечественного бизнеса хорошо уяснил для себя одну простую вещь – без участия в тендерах и победы в них не видать крупных заказов. А оно и не удивительно. Многие «маститые» заказчики создают собственные платформы по проведению закупок, руководствуясь в основном предписаниями 223-ФЗ, а «бюджетники», в свою очередь, опираются на Федеральный закон 44-ФЗ.

По каким бы правилам не проходили торги, компании уж больно часто испытывают непреодолимое желание стать так называемым «единственным поставщиком» – по сути, тем, кто сможет продать свою продукцию или оказать услугу без проведения конкурса.

Отчасти это связано с нежеланием компаний вступать с кем-то в конкурентную борьбу (вдруг, проиграем), а также с тем, что «единственный поставщик» в какой-то мере «защищает» компанию от коррупционных схем, возникших в результате сговора представителя конкурента с конечным заказчиком. Там есть еще много нюансов, но сегодня мы не об этом.

На повестке дня у нас несколько основных вопросов:

  1. От чего зависит максимальная сумма закупки, которая позволяет «включать режим» единого поставщика?

  2. Выигрывает или проигрывает заказчик от подобных закупок?

  3. Каково отношение 44-ФЗ и 223-ФЗ к данной процедуре.

Попробуем соотнести то, что есть в нормативной базе с тем, что происходит в реальной жизни.

Чем они отличаются?

В прошлом году мы уже писали заметку о том, с какими трудностями сталкиваются поставщики, если ему приходится изучать «нормативку» по закупкам. Исходя из этого, мы сделали вывод, что без грамотного юриста участвовать в тендере не всегда представляется возможным. И если с 223-им законом все более-менее понятно, то 44-ФЗ – это настоящая мука, особенно для субъектов малого бизнеса.

Причина здесь достаточно проста: «Бюджетники» предъявляют более строгие требования по отношению к поставщикам, нежели большинство «частников». И это совершенно не удивительно: как ни крути, а любой муниципалитет, госструктура распоряжается не своими, а «народными» деньгами, если так вообще можно выразиться. Продать товар или услугу в бюджетное или казенное учреждение в качестве единого поставщика практически всегда невозможно.

  • Во-первых, даже для самых «маленьких» закупок они разыгрывают конкурс.

  • Во-вторых, не факт, что, даже выиграв тендер, поставщик получит свои деньги сразу после подписания акта выполненных работ. Государство деньги принимает охотно, а вот отдает их с большим трудом.

Еще одним камнем в огород 44-ФЗ можно считать то, что этот закон предусматривает торги только на определенных площадках. Все они хорошо известны (например, Сбербанк-АСТ, Электронные торговые системы, РТС-тендер и т.д.). Для индивидуального предпринимателя может быть экономически не выгодно регистрироваться на этих площадках, платить деньги за попытку принять участие в торгах, а затем, не получив ничего, прекращать попытки наладить отношения с «госбюджетом».

Куда проще вести дело с крупным, но частным бизнесом, ориентируясь на более «лояльные» формулировки в 223-ФЗ, где преимущественно описана сама необходимость проведения торгов, но не как не жесткие требования, предъявляемые к участнику тендера.

Сам себе режиссер

Исходя из этого, можно сделать вывод, что продать бюджетнику в качестве единственного поставщика возможно, но для этого нужно иметь «белоснежную» репутацию и возможность ждать оплаты около месяца, а то и больше, например, у РЖД так вообще отсрочка платежа может достигать 180 дней. Какой ИП на это согласится? В свою очередь, другой закон дает более реальные возможности проявить себя.

У многих организаций, которые проводят закупки через официальные площадки, заведено устанавливать лимит, не превышая который можно обойтись без рассмотрения сторонних коммерческих предложений. Большинство компаний предпочитают установить его на уровне 100 тысяч рублей. Формально, на площадке создается заказ, где указана потребность заказчика в приобретении продукции только у одной компании. Понятное дело, что желающих получить «быстрые» деньги появится достаточно много и, по сути, каждый из них также будет слать КП представителю заказчика.

Эти коммерческие предложения он имеет право не публиковать, а рассматривать в спокойной для себя обстановке. После того, как решение будет принято, наиболее удачливый поставщик будет извещен о намерении купить у него товар. Здесь не требуется оформление каких-либо бумаг, кроме как уставных документов (и то не всегда) и банковских реквизитов.

При этом при всем есть довольно много ситуаций, когда заказчики не ограничиваются одной сотней рублей, а в исключительных случаях увеличивают лимит до 500 тысяч или даже одного миллиона. Насколько это законно – не решаемся судить. Во всяком случае, такой подход к делу может вызвать у проверяющих органов подозрения.

  • Согласитесь, что выглядит это немного странно. Складывается впечатление, что заказчик договорился со своим хорошо знакомым поставщиком и организовал для него такую возможность. Что ж, на наш взгляд, есть и куда более безопасные методы работы.

Составлять и вести учет коммерческих предложений, как неотъемлемой части тендерных процедур, удобнее всего в сервисе 1С облако. Привычный интерфейс программы, а также интуитивно понятный функционал, делают его незаменимым в работе коммерческой организации. Проведите бесплатный тест-драйв в течение 14 дней и оцените всего его преимущества!

Единственный поставщик «по факту», а формально – тендер

Нельзя с уверенностью утверждать, что только поставщики заинтересованы в «быстрых» продажах. Довольно часто случается так, что сами компании, искреннее желая как можно скорее обеспечить себя необходимой продукцией, идут навстречу продавцам и предлагают им довольно занимательную сделку. Те, кто давно работает с тендерами, хорошо знают эту фишку с «несколькими коммерческими предложениями». Как это выглядит на практике?

Предположим, существует некая организация под названием ЗАО «Тагилнефтепром». Их отдел снабжения остро нуждается в нескольких сотнях ремкомплектов для реконструкции резервного газопровода. Ранее они делали несколько закупок у двух организаций: ООО «Снабстроймаш» и ООО «Уралтехподдержка».

В последних продукция оказалась более высокого качества и по оптимальной цене. Более того, с ними у «Тагилнефтепрома» сложились доверительные партнерские отношения. Реконструируем диалог между представителями двух компаний:

«Скажите, а почем у Вас сейчас ремкомплекты для реконструкции газопровода»?

– Сейчас посмотрю… Так… Вам на резервный нужно, ведь правильно?

«Все верно».

– Ну, с учетом того, что в прошлом году вы делали у нас хорошую закупку, можем предложить по стоимости 56000 рублей за штуку. Вам сколько нужно и к какому сроку?

«Нужно 230 комплектов. Желательно сделать поставку через 4 месяца»

– У нас где-то половина из этого объема лежит на складе. За несколько месяцев недостающие довезем. Будете брать?

«Да, мы хотим сделать закупку у вас. Ваши конкуренты называют, куда большую цену. Дело в том, что у нас будет открытый тендер, но мы бы хотели работать с Вами. Будьте так добры, вышлите, пожалуйста, ваше коммерческое предложение и еще несколько КП от других компаний с чуть большей стоимостью. Где-то через месяц вы выиграете этот тендер».

– Да, конечно, организуем. Ожидайте в течение недели.

Это достаточно популярный способ обхода требований 223-ФЗ, когда сам заказчик становится инициатором не совсем честной «схемы» – такое можно встретить сплошь и рядом. Отчасти ее существование и широкое распространение можно объяснить тем, что у двух компаний сложились очень «теплые» отношения.

Также это может быть связано с тем, что заказчик просто не хочет «запариваться» с проведением тендерных процедур, изучением предложений и соответствием заявленной продукции с ТЗ. Поставщикам это только на руку, т.к. получается, что официально разыгрываемый тендер, но на деле оказывается закупкой у того же самого единственного поставщика – не больше и не меньше.

27% от общего числа закупок в России осуществляется у единственного поставщика. Можно сделать вывод, что предельные суммы тендеров варьируются в среднем до 100 тысяч рублей, не считая аукционов, доля которых составляет 56%.

На основании всего вышеизложенного мы можем сделать выводы, что приобретение товаров или услуг у единственного поставщика является наиболее удобным инструментом в закупках. В ней могут быть одновременно заинтересованы обе стороны партнерских отношений, что отчасти может привести к формированию мошеннических схем.

Если говорить о «вреде» и «пользе» двух законов, посвященных закупкам, то можно с большей уверенностью сказать, что именно 223-ФЗ является, своего рода, «рассадником» не совсем честных и прозрачных платежей. Но при этом также можно утверждать, что он является основанием для движения торговли по вертикальной плоскости, в отличие от «строгого» 44-ФЗ.

В любом случае, каждый из них имеет свои положительные стороны и очевидные недостатки.

Удачи Вам в торгах, дорогие читатели! До скорого!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *