Путевой лист без медосмотра штраф

Документ : Путевой лист служебного легкового авто без отметки медработника: что делать; будут ли ВЗ по ГСМ; ответственность

Путевой лист служебного легкового авто без отметки медработника:
что делать; будут ли ВЗ по ГСМ; ответственность

ВОПРОС: На нашем предприятии недавно проводилась налоговая проверка. Не найдя никаких явных нарушений, налоговики прицепились к транспортной документации, в частности к путевым листам служебного легкового автомобиля. В результате их тщательного изучения проверяющие обнаружили отсутствие в них подписи врача. Это действительно так, поскольку такая должность на нашем небольшом предприятии просто-напросто отсутствует.

При этом налоговики заявили, что в связи с тем, что путевые листы не подписаны медработником, предприятие не имело права на валовые затраты и налоговый кредит по израсходованным ГСМ.

Просим разъяснить:

1) обязательно ли в путевых листах служебного легкового автомобиля должна быть подпись врача?

2) как решить вопрос с подписью, если в штате предприятия медработника нет?

3) влияет ли отсутствие такой подписи на налоговый учет списанных ГСМ?

4) какая ответственность может быть за отсутствие подписи медработника в путевом листе?

ОТВЕТ: Прежде всего напомним о том, что использование путевых листов для служебных легковых автомобилей является обязательным. Согласно п. 1.1 Инструкции о порядке применения путевого листа служебного легкового автомобиля и учета транспортной работы, утвержденной приказом Госкомстата от 17.02.98г. № 74 (далее — Инструкция № 74), путевые листы служебных автомобилей обязательны к применению предприятиями всех форм собственности, которые:

— предоставляют служебные легковые автомобили для транспортного обслуживания юридических лиц;

— используют служебные легковые автомобили для собственных нужд;

— заказывают транспортное обслуживание на служебных легковых автомобилях.

Путевой лист служебного легкового автомобиля (типовая форма № 3, утвержденная Инструкцией № 74) является основанием для: учета транспортной работы; списания израсходованного горючего; взаиморасчетов между перевозчиком и заказчиком за предоставление транспортных услуг.

Пункт 2.3 Инструкции № 74 гласит:

«Заполнение путевого листа до выезда автомобиля из гаража производится в такой последовательности:

— медицинский работник, осуществляющий предрейсовый медицинский осмотр, подписью подтверждает возможность допуска водителя по состоянию здоровья к управлению автомобилем».

Таким образом, «допускающая» подпись медработника в путевом листе служебного автомобиля является обязательной. Этой подписью удостоверяется проведение ежесменного предрейсового медицинского осмотра водителей, обязательность которого установлена действующим законодательством (см. ст. 18, 34 Закона от 05.04.2001 г. № 2344-ІІІ «Об автомобильном транспорте», с изменениями, и ст. 45 Закона от 30.06.93 г. № 3353-ХП «О дорожном движении», с изменениями).

Во исполнение ст. 45 Закона «О дорожном движении» приказом МЗО и МВД Украины от 05.06.2000 г. № 124/345 утверждено Положение о медицинском осмотре кандидатов в водители и водителей транспортных средств (далее — Положение о медосмотре).

Пунктом 5.1 Положения о медосмотре установлено следующее:

«Ежесменныйпредрейсовь/й медицинский осмотр проводится для водителей транспортных средств предприятий, учреждений и организаций до их выезда на смену».

Право на проведение такого медосмотра имеют медицинские работники после периодического (один раз в три года) обучения методам его проведения в Государственном предприятии «Украинский медицинский центр безопасности дорожного движения и информационных технологий» МЗО Украины и его филиалах (п. 1.9 Положения о медосмотре).

Как же быть, если на предприятии отсутствует должность л/едработника, ведь не каждое предприятие может позволить себе роскошь в виде штатного врача/среднего медработника?

Ответ на этот вопрос можно найти в ст. 46 Закона «О дорожном движении», в которой написано, что если предприятие имеет водителей численностью 100 и более человек, то для медицинского контроля обслуживания таких водителей создаются ведомственные специализированные медицинские, фельдшерские и оздоровительные пункты, медико-санитарные част, поликлинические отделения и заведения здравоохранения. Если численность водителей менее 100 человек — предприятия заключают договоры с территориальными медицинскими заведениями на медицинское обслуживание.

Таким образом, небольшое (по численности водителей) предприятие может заключить договор с медицинским заведением, в штате которого находится работник, имеющий право проводить ежесменные предрейсовые медосмотры*

В соответствии с п. 5.3 Положения о медосмотре указанный медработник фиксирует результат проведенного ежесменного предрейсового и иослерей-сового медицинских осмотров** в соответствующем журнале ф. № 137-2/0 (приложение 4 к п. 5.3 Положения о медосмотре), после чего в путевом листе ставится штамп с заключением о пригодности к управлению транспортом. Штамп выдается медицинскому работнику в Украинском медицинском центре безопасности дорожного движения и информационных технологий.

Перейдем к проблемам налогового учета ГСМ, списанных по путевым листам без подписи врача.

Ранее мы занимались поиском ответа на вопрос, как нарушения норм хозяйственного законодательства влияют на налогообложение предприятия-нарушителя. В результате поиска критериев для разграничения нарушений, имеющих и не имеющих значение для налогообложения, был предложен следующий подход.

Во-первых, не включаются в ВЗ те расходы, осуществление которых Закон О Прибыли прямоут-зывает с соблюдением определенных правил.

Во-вторых, не могут быть включены в ВЗ расходы, произведенные по операциям, признанным не имеющими юридических последствий.

В-третьих, не включаются в ВЗ по прямому указанию Закона О Прибыли расходы, возникающие вследствие нарушения норм другого законодательства.

В-четвертых, мы можем предложить такой критерий невключения в ВЗ расходов: если в результате нарушения законодательства создается ситуация, когда понесенные расходы невозможно использовать в хоздеятельности и они не приводят к возникновению валовых доходов.

В-пятых, отсутствие у предприятий необходимых расчетных, платежных и других документов, позволяющих включать расходы в ВЗ, вследствие нарушения норм хозяйственного законодательства. Таким образом, это нарушение влияет на налогообложение «при посредничестве» п/п. 5.3.9 Закона О Прибыли. Например, отсутствие путевых листов дает основания для непризнания ВЗ по использованному бензину.

В то же время, по нашему мнению, отсутствие отметки медработника не влияет на юридическую силу и доказательность путевого листа. Дело в том, что такая отметка не относится к обязательным реквизитам*** первичного документа, определенным в ч. 2 ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине». Фактически она относится к дополнительным реквизитам****, о возможности включения которых в первичные документы говорится в п. 2.4 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете.

И действительно — .медработник только удостоверяет возможность допуска водителя по состоянию здоровья к управлению автомобилем (п. 2.3 Инструкции № 74).

Во всех же остальных случаях ограничения ВЗ (или амортизируемых расходов), связанные с нарушениями норм действующего неналогового законодательства, являются, по нашему мнению, необоснованными.

Данный вывод подтверждается в письме Комитета ВР по вопросам финансов и банковской деятельности от 23.05.2000г. № 06-10/328, в котором сказано, что нормы Закона О Прибыли являются нормами прямого действия, кроме случаев, непосредственно определенных данным Законом. И никакие ведомственные инструкции, правила, рекомендации и т. п. не могут иметь приоритет перед нормами Закона О Прибыли как специального акта для целей налогообложения.

Не будем спорить по поводу того, что отсутствие отметки медработника в путевом листе является нарушением автомобильного законодательства. Однако на налоговый учет такое нарушение влияния не оказывает.

Расходы на ГСМ, несомненно, участвовали в хозяйственной деятельности плательщика и привели к увеличению его валовых доходов. Так что условия, выдвигаемые в п. 5.1 и п/п. 5.2.7 Закона О Прибыли, соблюдаются.

Кстати, согласно п/п. 5.4.10 Закона О Прибыли плательщик налога освобождается от обязанности доказывания связи ГСМ-расходов с его хозяйственной деятельностью. А вот для права на налоговый кредит по НДС подтверждение хозяйственного использования ГСМ, залитых в легковое авто, на самом деле необходимо (п/п. 7.4.1 Закона об НДС).

И наконец — об ответственности.

За отсутствие отметок медработника в путевом листе возможна административная ответственность.

Водителю за отсутствие таких отметок угрожает штраф от 25 до 50 нмдг (425-850 грн) согласно ст. 126 КоАП за отсутствие на момент проверки (органами ГАИ) надлежащим образом оформленного путевого листа.

В соответствии со ст. 128 КоАП выпуск на линию транспортных средств, техническое состояние и оборудование которых не соответствует требованиям правил/стандартов, без отметок в путевом листе о прохождении ежесменного медицинского осмотра и т. п. влечет наложение штрафа на руководителей или других должностных лиц предприятий от 40 до 50 нмдг (680-850 грн), а при повторном нарушении в течение года — штраф от 50 до 80 нмдг (850-1360 грн).

Протоколы об административных правонарушениях по ст. 128 КоАП составляют должностные лица органов ГАИ, а рассматривают дела об этих правонарушениях и налагают административные взыскания начальник или заместитель начальника отделения (отдела, управления, департамента) ГАИ, командир или заместитель командира отдельного подразделения ГАИ, начальник отдела внутренних дел (ст. 222 КоАП).

Говорят, что по жизни на такие нарушения, как отсутствие отметок о прохождении медосмотра, работники ГАИ действительно обращают внимание. Видимо, уж очень серьезные это нарушения…

* Кстати, деятельность субъектов хозяйствования, связанная с проведением таких медосмотров, является медицинской практикой и подлежит лицензированию. Так считает Госкомпредприниматель-ства (письмо от 16.03.2010 г. № 3259), на мнение которого ссылается и «Вестник налоговой службы Украины» № 22’2010, с. 7.

** В случае выявления признаков болезни в течение смены водители подлежат лослерейсовому медицинскому осмотру.

*** Напомним, что к обязательным реквизитам относятся: название документа (формы); дата и место составления; наименование предприятия, от имени которого составлен документ; содержание и объем хозяйственной операции, единица измерения хозяйственной операции; должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления; личная подпись или другие данные, позволяющие идентифицировать лицо, участвовавшее в осуществлении хозяйственной операции.

**** О том, что дополнительным реквизитом путевого листа является маршрут легкового автомобиля, в связи с чем этот маршрут указывать совсем необязательно.

«Бухгалтер» № 37, октябрь (I) 2010 г.
Подписной индекс 74201

Опубликовано18 февраля 2019 в 01:49

Путевые листа и правила их заполнения регулируются приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.10.2008 N 12414). В соответствии с данным приказом обязательными реквизитами путевого листа являются :1) наименование и номер путевого листа;2) сведения о сроке действия путевого листа;3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;4) сведения о транспортном средстве;5) сведения о водителе.4. Сведения о сроке действия путевого листа включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день — даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован.5. Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают:1) для юридического лица — наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона;2) для индивидуального предпринимателя — фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона.6. Сведения о транспортном средстве включают:1) тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства, а в случае если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом, кроме того — модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа;2) государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса;3) показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо);4) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку.7. Сведения о водителе включают:1) фамилию, имя, отчество водителя;2) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.8. На путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом или городским наземным электрическим транспортом.там же в приказе, пункт III, указано, что «даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий,за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя».Отсюда — нигде не указано, что должна быть обязательно подпись механика. И есть ли у Вас в штате механик? Но журнал учета регистрации путевых листов должен быть. Следовательно, при обжаловании постановления Вы должны предъявить путевой лист, приказ о наличии или отсутствии должности механика, который кроме своих обязанностей, также исполняет обязанности проставления/контроля одометра либо приказ о том, что уполномоченным лицом является иное лицо (например, совмещение ИП и водителя), а также журнал учета и регистрации путевых листов, в котором перечислены не только путевые листы, но и факт разрешения в данный день выезда автомобиля на линию.

Согласно статье 214 Трудового Кодекса РФ, в обязанность работников большинства предприятий вменено прохождение медицинских осмотров: как предварительных (перед устройством на работу), так и периодических (на протяжении трудовой деятельности). К ним присоединяются и другие медосмотры, к примеру, внеочередные по направлению работодателя. Исчерпывающий список предпосылок содержится в Трудовом кодексе и иных федеральных законах. Если работодатель не организовал медицинский осмотр персонала, компания может быть наказана.

Какое наказание за непройденный медосмотр

Новые штрафы за нарушения, допущенные в охране труда, были введены в 2015 году. В понятие «охрана труда» входит целый комплекс мероприятий, в том числе и организация обязательных медосмотров. В соответствии с частью 2 статьи 212 ТК РФ, работодатель обязан организовывать их проведения за собственные средства. Если этого не сделать, к руководителю предприятия применяются санкции, обычно это штраф за непрохождение медосмотра на предприятии. Контролеры уделяют повышенное внимание этим моментам, поскольку недочеты в данной области выявляются достаточно легко.

Размер штрафов существенно увеличился, поэтому организации и своевременному прохождению медосмотров необходимо уделять должное внимание. Итак, согласно части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ наказание в виде штрафов с 2015 года будет следующим:

  • для руководящей категории лиц – от 15 000 до 25 000 рублей;
  • для провинившейся компании – от 110 000 до 130 000 рублей.

Как правильно организовать медосмотр на предприятии

Контрольные проверки за соблюдением требований трудовых законодательных актов организуют инспектора труда, в то время, как выполнение санитарно- эпидемиологического законодательства проверяют сотрудники Роспотребнадзора. К компании сложно будет предъявить претензии, если ее руководитель планирует медосмотры, учитывая действующие нормативные акты в этой сфере деятельности либо касающиеся конкретной категории сотрудников.

Наиболее известным актом, устанавливающим порядок и периодичность медицинских осмотров, признан приказ Министерства здравсоцразвития России № 302 н от 12.04.2011 Нарушение этого порядка, к примеру, отсутствие списков сотрудников, согласованного с Роспотребнадзором (согласно пункту 21), работодателя ожидает наказание, если не прошел медицинский осмотр контингент предприятия. Нормы об обязательности медосмотров содержатся также в санитарных правилах и Трудовом кодексе РФ. Невыполненные требования любого из нормативных актов грозят компании привлечением к административной ответственности.

Какая предусмотрена ответственность за непроведение медицинских осмотров для ИП в 2017 г. Если в компании работает 60 человек, то какой будет размер штрафа? За каждого сотрудника, который не прошел медосмотр или штраф по совокупности?

Допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательного предварительного и периодического медосмотра может повлечь административную ответственность в соответствии с ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, а именно наложение штрафа:

— на должностное лицо — в размере от 15 000 до 25 000 руб.;

— на индивидуального предпринимателя — в размере от 15 000 до 25 000 руб.;

— на юридическое лицо — в размере от 110 000 до 130 000 руб.

Привлечение к административной ответственности организации по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ за каждого из ее работников, допущенных к работе без прохождения обязательного предварительного и периодического медосмотра, неправомерно.

Правовое обоснование:

Статья 213 ТК РФ устанавливает, что работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время.

Согласно ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2017 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *