Радиационная авария потеря управления источником ионизирующего излучения

В целях обеспечения защиты граждан и охраны окружающей среды от радиационного воздействия, превышающего пределы, установленные нормами и правилами в сфере использования атомной энергии, Министерством общественной безопасности Свердловской области (далее – Министерство) разработана и утверждена постановлением Правительства Свердловской области от 05.04.2017 № 229-ПП государственная программа Свердловской области «Обеспечение общественной безопасности на территории Свердловской области до 2024 года» (далее – Государственная программа).

В рамках Государственной программы в 2018 году реализованы следующие мероприятия:

— проведение комплексных радиационно-гигиенических обследований территорий с повышенными (выше 5 мЗв/год) средними индивидуальными эффективными дозами населения от природных источников излучения в Сосьвинском городском округе, Камышловском городском округе.

— оформление радиационно-гигиенического паспорта территории Свердловской области за 2017 год.

По результатам проведенных исследований проб атмосферного воздуха, питьевой воды, радиационного обследования помещений жилых и общественных зданий и территории городских округов было установлено, что суммарные индивидуальные эффективные дозы населения не превышают нормативов (5мЗв/год), установленных СанПиН 2.6.1.2800-10 «Гигиенические требования по ограничению облучения населения, за счет природных источников ионизирующего излучения». Рекомендовано сохранить установленный режим проветривания в помещениях жилых и общественных зданий.

Результаты проведенных комплексных радиационно-гигиенических обследований направлены в адрес глав Сосьвинского и Камышловского городских округов для доведения населению на подведомственных территориях.

В соответствии с Федеральным законом от 9 января 1996 года № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» при планировании и проведении мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, принятии решений в области обеспечения радиационной безопасности, анализе эффективности указанных мероприятий органами государственной власти, проводится оценка радиационной безопасности. Результаты оценки ежегодно заносятся в радиационно-гигиенические паспорта организаций, территорий.

В радиационно-гигиеническом паспорте территории Свердловской области Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области даются рекомендации по оценке и нормализации радиационной обстановки, которые учитываются при планировании мероприятий Государственной программы.

Для осуществления учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, размещенных на территории Свердловской области в рамках системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в государственном казенном учреждении Свердловской области «Территориальный центр мониторинга и реагирования на чрезвычайные ситуации в Свердловской области» создан и функционирует региональный информационно-аналитический центр. Информационно-аналитическим центром решаются следующие задачи:

— сбор, контроль и обработка информации о наличии, перемещении, переработке, утилизации, хранении и захоронении радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (далее – РВ и РАО);

— обеспечение полноты, достоверности и своевременного обновления баз данных, обобщение и анализ информации;

— предотвращение потерь РВ, радиоизотопных приборов на их основе, РАО, их несанкционированного использования;

— снижение риска несанкционированного использования и хищения закрытых источников ионизирующего излучения повышенной активности.

Государственному учету и контролю в региональном информационно-аналитическом центре подлежат 62 объекта, из них в г. Екатеринбурге – 24 объекта, в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, – 38 объектов.

В настоящее время в Свердловской области при поддержке Министерства реализуется пилотный проект «Радоновое обследование России» в рамках Государственного задания на выполнение фундаментальных научных исследований по проведению радонового обследования, охватывающего всю территорию России.

В ходе работ, финансируемых за счет средств федерального бюджета, планируется проведение измерений объемной активности радона в большом количестве жилых домов, расположенных во всех районах Свердловской области.

Цель радонового обследования – установить вид и параметры распределения объемной активности радона в жилищах на территории Свердловской области. К участию в проекте привлечены учителя общеобразовательных школ Свердловской области.

В результате выполнения этого масштабного исследования будут получены данные, необходимые для разработки и реализации федеральной стратегии защиты населения России от облучения радоном.

В рамках Государственной программы Министерством на 2019 год запланировано:

— проведение комплексных радиационно-гигиенических обследований территорий с повышенными (выше 5 мЗв/год) средними индивидуальными эффективными дозами населения от природных источников излучения в Камышловском и Нижнесергинском муниципальных районах;

— оформление радиационно-гигиенического паспорта территории Свердловской области за 2018 год;

— проведение интегральных радиационных исследований по результатам предварительных мгновенных оценок, превышающих установленные нормативы в зданиях детских дошкольных учреждений города Екатеринбурга.

Работа по реализации государственной политики в сфере обеспечения населения и территорий Правительством Свердловской области и органами исполнительной государственной власти Свердловской области организована.

г.Бишкек от 17 июня 1999 года N 58 ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О радиационной безопасности населения Кыргызской Республики Принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 18 мая 1999 года Раздел I. Общие положения Раздел II. Государственное управление в области обеспечения радиационной безопасности, государственный надзор и контроль за ее обеспечением Раздел III. Полномочия государственных органов в области обеспечения радиационной безопасности Раздел IV. Общие требования к обеспечению радиационной безопасности Раздел V. Права и обязанности граждан и юридических лиц в области обеспечения радиационной безопасности. Ответственность за невыполнение требований к обеспечению радиационной безопасности Настоящий Закон определяет правовые отношения в области обеспечения радиационной безопасности населения и защиты окружающей среды от вредного воздействия источников ионизирующего излучения. Раздел I. Общие положения Статья 1. Определение основных понятий В настоящем Законе применяются следующие основные понятия: радиационная безопасность населения (далее — радиационная безопасность) — состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей и окружающей среды от вредного воздействия ионизирующего излучения. Радиационная безопасность является составной частью безопасности личности, общества, государства и обеспечивается за счет осуществления комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медицинского, воспитательного и образовательного характера; ионизирующее излучение — излучение, которое создается при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков; естественный радиационный фон — доза ионизирующего излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека; техногенно измененный радиационный фон — естественный радиационный фон, измененный в результате деятельности человека; радионуклиды — атомы, в которых ядра самопроизвольно распадаются с выделением энергии в виде гамма-квантов, электрически заряженных бета-частиц или альфа-частиц, или нейтронов; эффективная доза — величина воздействия ионизирующего излучения, используемая как мера риска возникновения отдаленных последствий облучения человека и отдельных его органов с учетом их радиочувствительности; радиоактивное загрязнение — присутствие радионуклидов техногенного происхождения в окружающей среде, которое может привести к облучению в индивидуальной дозе более 0,001 зиверта в год; облучение ионизирующим излучением — воздействие ионизирующего излучения на биологические объекты, которое может быть внешним (если его источник находится вне организма) и внутренним (если его источник находится внутри организма); санитарно-защитная зона — территория вокруг источника ионизирующего излучения, на которой уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить установленный предел дозы облучения для населения. В санитарно- защитной зоне запрещается постоянное и временное проживание людей, вводится режим ограничения хозяйственной деятельности и проводится радиационный контроль; зона наблюдения — территория за пределами санитарно-защитной зоны, на которой проводится радиационный контроль; работник — физическое лицо, которое постоянно или временно работает непосредственно с источниками ионизирующих излучений; радиационная авария — потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работника (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды. Статья 2. Законодательство Кыргызской Республики в области обеспечения радиационной безопасности Законодательство Кыргызской Республики в области обеспечения радиационной безопасности основывается на Конституции Кыргызской Республики и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов. Если международным договором Кыргызской Республики установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Кыргызской Республики в области радиационной безопасности, применяются правила международного договора. Статья 3. Принципы обеспечения радиационной безопасности 1. Основными принципами обеспечения радиационной безопасности являются: принцип нормирования — непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения; принцип обоснования — запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением; принцип оптимизации — поддержание на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения; принцип открытости — открытость и доступность для населения информации о ионизирующем излучении на территории проживания, а также произошедших радиационных авариях. 2. При радиационной аварии система радиационной безопасности населения основывается на следующих принципах: предполагаемые мероприятия по ликвидации последствий радиационной аварии должны приносить больше пользы, чем вреда; виды и масштаб деятельности по ликвидации последствий радиационной аварии должны быть реализованы таким образом, чтобы польза от снижения дозы ионизирующего излучения, за исключением вреда, причиненного указанной деятельностью, была максимальной. Статья 4. Мероприятия по обеспечению радиационной безопасности Радиационная безопасность обеспечивается: проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико- профилактического, воспитательного и образовательного характера; осуществлением органами государственной власти Кыргызской Республики, органами местного самоуправления, другими юридическими лицами и гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности; обучением населения в области обеспечения радиационной безопасности и информированием его о радиационной обстановке. Раздел II. Государственное управление в области обеспечения радиационной безопасности, государственный надзор и контроль за ее обеспечением Статья 5. Система органов исполнительной власти в области обеспечения радиационной безопасности 1. Государственное управление в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется Правительством Кыргызской Республики. 2. Государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности проводятся специально уполномоченными государственными органами. 3. Деятельность специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности, определяется законодательством Кыргызской Республики. Статья 6. Государственные программы в области обеспечения радиационной безопасности 1. Для планирования и осуществления мероприятий по обеспечению радиационной безопасности разрабатываются национальные и региональные программы. Национальные программы в области обеспечения радиационной безопасности разрабатываются и реализуются специально уполномоченными государственными органами с участием местных государственных администраций, органов местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики. 2. Региональные программы в области обеспечения радиационной безопасности разрабатываются органами местной государственной власти и согласуются со специально уполномоченными государственными органами. 3. Порядок финансирования государственных программ в области обеспечения радиационной безопасности определяется законодательством Кыргызской Республики. Статья 7. Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности 1. Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется путем установления санитарных правил и норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических и иных документов по радиационной безопасности, не противоречащих положениям настоящего Закона. 2. Санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы в области обеспечения радиационной безопасности утверждаются в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики. 3. Правила радиационной безопасности, регламентирующие требования к обеспечению технической безопасности при работах с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующего излучения, утверждаются государственными органами в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики. 4. Государственные стандарты, строительные нормы и правила, правила охраны труда, распорядительные, инструктивные, методические и иные документы по вопросам радиационной безопасности утверждаются и принимаются государственными органами в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики. Статья 8. Лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения Лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения осуществляется в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики. Статья 9. Производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности 1. Организации, осуществляющие деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, проводят производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности. 2. Порядок проведения производственного контроля определяется для каждой организации с учетом особенностей и условий выполняемых ею работ и согласовывается со специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности. 3. Должностные лица, осуществляющие производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности в соответствующей организации, вправе приостанавливать проведение работ с источниками ионизирующего излучения при выявлении нарушений в области обеспечения радиационной безопасности до устранения обнаруженных нарушений. Раздел III. Полномочия государственных органов в области обеспечения радиационной безопасности Статья 10. Полномочия Правительства Кыргызской Республики в области обеспечения радиационной безопасности К полномочиям Правительства Кыргызской Республики в области обеспечения радиационной безопасности относятся: осуществление государственной политики в области обеспечения радиационной безопасности и ее реализация; разработка и принятие нормативных правовых актов Кыргызской Республики в области обеспечения радиационной безопасности, контроль за их соблюдением; разработка, утверждение и реализация национальных программ в области обеспечения радиационной безопасности; введение особых режимов проживания населения в зонах радиоактивного загрязнения; установление порядка определения видов и размеров компенсаций за повышенный риск причинения вреда здоровью граждан и нанесения убытков их имуществу, обусловленных радиационным воздействием; установление порядка возмещения причиненных вреда здоровью граждан и убытков их имуществу в результате радиационной аварии; контроль за оказанием помощи населению, подвергшемуся облучению в результате радиационной аварии; создание и обеспечение функционирования единой системы государственного управления в области обеспечения радиационной безопасности, в том числе контроля и учета доз облучения населения; регулирование и осуществление контроля за экспортом, импортом и транзитом радиоактивных веществ и иных источников ионизирующего излучения; осуществление международного сотрудничества в области обеспечения радиационной безопасности и выполнение обязательств по международным договорам. Статья 11. Полномочия специально уполномоченных государственных органов, местных государственных администраций и органов местного самоуправления в области обеспечения радиационной безопасности К компетенции Министерства здравоохранения Кыргызской Республики в области обеспечения радиационной безопасности относятся: участие в разработке, принятии и реализации национальных и региональных программ в области обеспечения радиационной безопасности; контроль за радиационной обстановкой на соответствующих территориях и учет доз облучения населения; согласование мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий на соответствующих территориях; обеспечение условий для реализации и защиты прав граждан и соблюдения интересов государства в области обеспечения радиационной безопасности; участие в принятии решения о размещении на соответствующей территории организаций, учреждений, в том числе оборонного значения, производящих и использующих, перерабатывающих и утилизирующих источники ионизирующего излучения; контроль за ввозом источников ионизирующего излучения на соответствующую территорию, их вывозом за пределы соответствующей территории и их транзитом; выдача разрешения на ввоз источников ионизирующего излучения на соответствующую территорию; информирование населения о радиационной обстановке на соответствующей территории; радиационный контроль за хвостохранилищами и горными отвалами. К компетенции местных государственных администраций и органов местного самоуправления в области обеспечения радиационной безопасности относятся: разработка и утверждение региональных программ в области обеспечения радиационной безопасности на подведомственных территориях; проведение оперативных мероприятий в случае угрозы возникновения радиационных аварий и ликвидации их последствий; проведение государственной политики в области экономического стимулирования деятельности физических и юридических лиц по обеспечению радиационной безопасности; утверждение долгосрочных и первоочередных мероприятий по приведению хвостохранилищ в соответствие с международными критериями радиационной безопасности; организация и контроль выполнения мероприятий на подведомственных территориях по обеспечению радиационной безопасности; осуществление контроля за соблюдением требований нормативной документации по обеспечению радиационной безопасности. К компетенции Министерства по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне Кыргызской Республики относятся: участие в разработке, принятии и реализации национальных и региональных программ в области обеспечения радиационной безопасности; организация и проведение оперативных мероприятий в случае угрозы возникновения радиационных аварий; реализация мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий на соответствующих территориях; разработка и реализация реабилитационных программ по приведению хвостохранилищ и горных отвалов в соответствие с международными критериями радиационной безопасности; выполнение разработанных мероприятий по обеспечению радиационной безопасности хвостохранилищ. К компетенции Министерства охраны окружающей среды Кыргызской Республики в области обеспечения радиационной безопасности относятся: участие в разработке, принятии и реализации национальных и региональных программ в области обеспечения радиационной безопасности; мониторинг радиоактивного загрязнения окружающей среды; контроль за состоянием хвостохранилищ и горных отвалов; обеспечение условий для реализации защиты прав граждан, соблюдения интересов государства в области обеспечения радиационной безопасности; участие в принятии решения о размещении на соответствующей территории организаций, учреждений, в том числе оборонного значения, производящих и использующих, перерабатывающих и утилизирующих источники ионизирующего излучения; информирование населения о радиационной обстановке на соответствующей территории. К компетенции Государственного агентства по геологии и минеральным ресурсам при Правительстве Кыргызской Республики относятся: разработка природных радиоактивных месторождений; экспертная оценка состояния радиационной безопасности на объектах потенциального радиоактивного загрязнения; подготовка и содействие в реализации предложений по обеспечению радиационной безопасности; экспертиза проектов на радиоэкологические работы. Статья 12. Оценка состояния радиационной безопасности 1. При планировании и проведении мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, принятии решений в области обеспечения радиационной безопасности местной государственной администрацией и органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, проводится оценка радиационной безопасности. 2. Оценка радиационной безопасности осуществляется по следующим основным показателям: характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды; анализ обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и выполнения норм и правил, гигиенических нормативов в области радиационной безопасности; вероятность радиационных аварий и их масштаб; степень готовности к эффективной ликвидации радиационных аварий и их последствий; анализ доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех источников ионизирующего излучения; число лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз облучения. Результаты оценки ежегодно заносятся в экологические паспорта организаций, территорий. Раздел IV. Общие требования к обеспечению радиационной безопасности Статья 13. Требования к обеспечению радиационной безопасности при обращении с источниками ионизирующего излучения При обращении с источниками ионизирующего излучения организации обязаны: соблюдать требования настоящего Закона и иных нормативных правовых актов в области обеспечения радиационной безопасности; планировать и осуществлять мероприятия по обеспечению радиационной безопасности; проводить работы по обоснованию радиационной безопасности новой (модернизируемой) продукции, материалов и веществ, технологических процессов и производств, являющихся источниками ионизирующего излучения, для здоровья человека; осуществлять систематический производственный контроль за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территориях организаций, в санитарно-защитных зонах и в зонах наблюдения, а также за выбросом и сбросом радиоактивных веществ; проводить контроль и учет индивидуальных доз облучения работников; проводить подготовку и аттестацию руководителей и исполнителей работ, специалистов служб производственного контроля, других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с источниками ионизирующего излучения, по вопросам обеспечения радиационной безопасности; организовывать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников (персонала); регулярно информировать работников (персонал) об уровнях ионизирующего излучения на их рабочих местах и о величине полученных ими индивидуальных доз облучения; своевременно информировать Правительство Кыргызской Республики, специально уполномоченные государственные органы, местные государственные администрации и органы местного самоуправления об аварийных ситуациях, о нарушениях технологического регламента, создающих угрозу радиационной безопасности; выполнять постановления, предписания должностных лиц уполномоченных государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности; обеспечивать реализацию прав граждан в области обеспечения радиационной безопасности. Статья 14. Обеспечение радиационной безопасности при производстве пищевых продуктов и при потреблении питьевой воды Продовольственное сырье, пищевые продукты, питьевая вода и контактирующие с ними в процессе изготовления, хранения, транспортирования и реализации материалы и изделия должны отвечать требованиям к обеспечению радиационной безопасности и подлежат производственному контролю в соответствии с настоящим Законом. Статья 15. Обеспечение радиационной безопасности при воздействии природных радионуклидов 1. Облучение населения и работников, обусловленное природными радионуклидами, в жилых и производственных помещениях не должно превышать установленные нормативы. 2. В целях защиты населения и работников от влияния природных радионуклидов должны осуществляться: выбор земельных участков для строительства зданий и сооружений с учетом уровня гамма-излучения; проведение производственного контроля строительных материалов, приемка зданий и сооружений в эксплуатацию с учетом уровня содержания гамма-излучения природных радионуклидов; эксплуатация зданий и сооружений с учетом уровня содержания гамма-излучения природных радионуклидов. 3. Запрещается использовать строительные материалы и изделия, не отвечающие требованиям к обеспечению радиационной безопасности. Статья 16. Обеспечение радиационной безопасности граждан при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур 1. При проведении медицинских рентгенорадиологических процедур следует использовать средства защиты граждан (пациентов). Дозы облучения граждан (пациентов) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур должны соответствовать нормам в области радиационной безопасности. 2. По требованию гражданина (пациента) ему предоставляется полная информация об ожидаемой или о получаемой им дозе облучения и о возможных последствиях при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур. 3. Гражданин (пациент) имеет право отказаться от медицинских рентгенорадиологических процедур, за исключением профилактических исследований, проводимых в целях выявления заболеваний, опасных в эпидемиологическом отношении. Статья 17. Контроль и учет индивидуальных доз облучения Контроль и учет индивидуальных доз облучения, полученных при использовании источников ионизирующего излучения, при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур, а также обусловленных естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, осуществляется в рамках единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения, определяемых Правительством Кыргызской Республики. Статья 18. Защита населения и работников (персонала) от радиационной аварии Организации, в которых возможно возникновение радиационных аварий, обязаны иметь: перечень потенциальных радиационных аварий с прогнозом их последствий и прогнозом радиационной обстановки; критерии принятия решений при возникновении радиационной аварии; план мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий, согласованный с местными государственными администрациями и органами местного самоуправления, специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности; средства для оповещения и обеспечения ликвидации последствий радиационной аварии; средства индивидуальной защиты от радиационного излучения; медицинские средства профилактики радиационных поражений и средства оказания медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии; аварийно-спасательные формирования, создаваемые из числа работников (персонала). Статья 19. Обязанности организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, по обеспечению радиационной безопасности при радиационной аварии В случае радиационной аварии организация, осуществляющая деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, обязана: обеспечить выполнение мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий; проинформировать о радиационной аварии органы государственной власти, осуществляющие государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности, а также местную государственную администрацию, органы местного самоуправления, население территорий, на которых возможно повышенное облучение; принять меры по оказанию медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии; локализовать очаг радиоактивного загрязнения и предотвратить распространение радиоактивных веществ в окружающей среде; провести анализ и подготовить прогноз развития радиационной аварии и изменений радиационной обстановки при радиационной аварии; принять меры по нормализации радиационной обстановки на территории организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, после ликвидации радиационной аварии. Статья 20. Планируемое повышенное облучение граждан, привлекаемых для ликвидации последствий радиационной аварии 1. Планируемое повышенное облучение граждан, привлекаемых для ликвидации последствий радиационных аварий, допускается один раз за период их жизни при добровольном их согласии и предварительном информировании о возможных дозах облучения и риске для здоровья. 2. Облучение граждан, привлекающихся к ликвидации последствий радиационных аварий, не должно превышать более чем в 10 раз среднегодовое значение основных гигиенических нормативов облучения для работников (персонала). 3. Виды и размеры компенсаций за повышенный риск и возмещение вреда, причиненного радиационным воздействием здоровью лиц, привлекаемых для выполнения указанных работ, устанавливаются законодательством Кыргызской Республики. Раздел V. Права и обязанности граждан и юридических лиц в области обеспечения радиационной безопасности. Ответственность за невыполнение требований к обеспечению радиационной безопасности Статья 21. Право граждан на радиационную безопасность Граждане Кыргызской Республики, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Кыргызской Республики, имеют право на радиационную безопасность. Это право обеспечивается за счет проведения комплекса мероприятий по предотвращению радиационного воздействия на организм человека ионизирующего излучения выше установленных норм, правил и нормативов, выполнения гражданами и организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, требований к обеспечению радиационной безопасности. Статья 22. Право граждан и юридических лиц на получение информации Граждане и юридические лица имеют право на получение объективной информации от организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ими функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности. Представители юридических лиц имеют право доступа в организации, осуществляющие деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Кыргызской Республики. Статья 23. Социальная защита граждан, проживающих на территориях, прилегающих к организациям, осуществляющим деятельность с использованием источников ионизирующего излучения Граждане, проживающие на территориях, прилегающих к организациям, которые осуществляют деятельность с использованием источников ионизирующего излучения и в которых существует возможность превышения установленных санитарными нормами основных пределов доз, имеют право на социальную защиту. Порядок предоставления мер социальной защиты устанавливается законодательством Кыргызской Республики. Статья 24. Право граждан на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, обусловленного облучением ионизирующим излучением, а также в результате радиационной аварии, и на возмещение причиненных им убытков 1. Граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков, обусловленных облучением ионизирующим излучением сверх установленных санитарными нормами основных пределов доз, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 2. В случае радиационной аварии граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Статья 25. Обязанности граждан в области обеспечения радиационной безопасности Граждане Кыргызской Республики, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Кыргызской Республики, обязаны соблюдать требования к обеспечению радиационной безопасности и выполнять требования специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области радиационной безопасности, по обеспечению радиационной безопасности. Статья 26. Ответственность за невыполнение или нарушение требований к обеспечению радиационной безопасности Лица, виновные в невыполнении или в нарушении требований к обеспечению радиационной безопасности, несут административную, уголовную и материальную ответственность в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики. Статья 27. О введении в действие настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня опубликования. («Эркин Тоо»,30 июня 1999 года, N 52). Правительству Кыргызской Республики привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом. Президент Кыргызской Республики А.Акаев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *