Расчет себестоимости медицинских услуг

Содержание

Процесс установления цены включает ряд этапов: определение целей организации и целей тарифной политики;

постановка задач ценообразования; определение спроса на медицинские услуги; оценка издержек; анализ цен и услуг конкурентов; выбор метода ценообразования; установление окончательной цены на услугу.

Виды цен (тарифов) на медицинские услуги.

1.Тарифы (в системе ОМС).

2.Договорные цены (в т.ч. в системе дополнительного и добровольного медицинского страхования).

3.Рыночные цены (на платные медицинские услуги).

В основе расчета затрат на простую медицинскую услугу лежит учет затрат времени на оказание данной услуги с приведением затрат к единице времени:

где С – затраты на простую медицинскую услугу; П – Сумма прямых расходов за период; Н — сумма накладных расходов за тот же период времени; Ф – фонд рабочего времени в условных единицах врачей;

Ф — фонд рабочего времени среднего медицинского персонала и вспомогательного персонала в условных единицах трудоемкости (трудозатрат); К – нормативный коэффициент использования рабочего времени;

t — время, затрачиваемое врачами на оказание услуги;

t – время, затрачиваемое средним медицинским персоналом и вспомогательным персоналом на оказание услуги.

В расчете затрат на медицинскую услугу дополнительно может включаться прибыль организации. Расчет – корректировка стоимости на коэффициент с учетом рентабельности.

Также стоимость услуги может быть скорректирована на коэффициент инфляции.

Механизм ценообразования.

1. Затратный способ Ц = С+ПР +- Д (добавка к цене)

2. Калькуляционный способ. Методы определения калькуляционных затрат :нормативный метод и ограничительный метод.

Общая политика ценообразования определяется тем, каким методом пользуется ЛПУ при определении цен.

Существуют различные методы ценообразования: теория спроса и предложения, теория трудовой стоимости,

теория полезности и др.

Эластичность спроса – основной фактор в определении ценовой политики фирмы. Если спрос эластичен, то при понижении цен спрос на услуги будет возрастать, а при повышении – снижаться.

ЛПУ при определении политики ценообразовании также должно исходить из контингента покупателей, для которых предназначена данная медицинская услуга, особенно, если это платные услуги. Если кто-то сможет платить достаточно высокую цену за проведение какой-либо процедуры, даже если потребность в ее проведении не является жизненно важной (например, проведение косметической операции), то кто-то другой не сможет заплатить даже за жизненно важную операцию. ЛПУ никогда не должно забывать, что оно по сути, некоммерческое учреждение. Таким образом, ценовая политика увязывается с целевыми ориентациями компании. Рыночный сегмент дорогостоящих медицинских услуг, включающий богатых пациентов, будет ожидать высоких цен, а рынок пациентов со средними доходами будет либо ожидать понижения цен на данном сегменте рынка, либо искать иного производителя, способного удовлетворить его запросы.

Следующий этап – это непосредственно разработка ценовой стратегии. При разработке ценовой стратегии необходимо учитывать цели ценообразования, политику ценообразования, метод и другие факторы. Ценовая стратегия базируется на издержках, спросе и конкуренции.

Типичным представителем, использующим ценовую стратегию, основанную на издержках, является государственное (муниципальное) медицинское учреждение. В этом случае цены определяются путем расчета издержек обслуживания и накладных расходов, а обычно в рыночном варианте еще добавляется и прибыль.

В рамках стратегии, основанной на спросе, специалист по маркетингу определяет цены после изучения рынка и цен на нем.

В рамках стратегии ценообразовании, основанной на конкуренции, цены могут быть выше рыночных, ниже рыночных и на уровне рыночных. Это зависит от того, какое положение на рынке занимают конкуренты, каково положение на рынке данного ЛПУ и от того, как конкуренты будут реагировать на изменение цен этим ЛПУ.

Реализация ценовой стратегии может осуществляться путем использования: единых цен; гибких цен; престижных цен; цен, обеспечивающих долю прибыли ниже, чем она могла бы быть; диапазона цен, рассчитанного на разные слои населения; приспособления цен, осуществляемого посредством изменений в прейскурантах, оговорок, наценок, скидок, компенсаций.

К внутренним критериям можно отнести, например:- рекламу (чем удачнее, оригинальная реклама, тем цена услуги выше); — специфику производимых услуг (чем уникальное качество, тем цена выше);

— организацию сервиса при оказании услуг и др.

К внешним критериям обычно относят следующие: политическая стабильность страны;- отсутствие на свободном рынке каких-либо необходимых ресурсов (трудовых, материальных, финансовых);- характер регулирования экономики государством;- уровень и динамика инфляции;- объем и отличительные черты существующего и перспективного спроса;- наличие и уровень конкуренции между производителями однородной продукции и др.

Основными задачами являются: — назначение цены (на основе «бюджетных оценок, договорная, свободная, цена для расчета со страховыми организациями и т.д.);- условия оказания и оплаты медицинских услуг (кому, где, когда будет оказываться данная услуга, кто и каким образом будет ее оплачивать);

Для коррекции цен необходимо учитывать как минимум три основных фактора: уровень инфляции, изменение масштаба цен и покупательскую способность населения. Рост цен не всегда напрямую коррелирует с уровнем инфляции, поэтому необходим учет масштаба цен и степени чувствительности спроса к изменению цен. Текущую коррекцию удобнее всего проводить с использованием ЭВМ, что позволит избежать ошибок и сделать прейскурант динамичным, гибким, соответствующим реальной экономической ситуации.

Цены на новые медицинские услуги

Снятие «сливок» на рынке, то есть установление с самого начала продвижения новой услуги с высокой ценой, в расчете на пациентов, готовых оплатить эту услугу. Данный вариант цены обычно применяют, когда речь идет о внедрении услуги происходит на таком сегменте рынка. Сущность данной политики – максимизировать прибыль. Цена лидера на рынке медицинских услуг – данный вариант требует учитывать политику цен лидера в отрасли. Цена на новую услугу может отклоняться от цены медицинского учреждения – лидера, но только в определенных пределах, которые обусловливаются новыми уникальными характеристиками предполагаемой вами услуги по сравнению с существующими услугами лидера.

Чем меньше отличий вашей новой услуги от большинства предлагаемых услуг на конкретном рынке, тем ближе уровень цен на новые услуги к отраслевым «стандартам». Есть еще одно обстоятельство, предопределяющее необходимость использования этого подхода. Если медицинское учреждение сравнительно небольшое, то лучше устанавливать цены по аналогии с ценами лидеров.

«Психологическая» цена – цена, которая устанавливается ниже круглой цифры. Многие маркетологи считают, что цена должна выражаться нечетным числом. Данный подход очень популярен по нескольким причинам, в частности, потребителям нравится получать сдачу, им кажется, что это снижение цены, что учреждение идет на встречу своим пациентам.

Престижная цена – такого рода цены устанавливаются, как правило, на «модные» медицинские услуги (пластические операции лица и т.п.).

Цены на уже имеющиеся на рынке медицинские услуги

В современных условиях цены на медицинские услуги, которые уже давно предлагаются на рынке, не могут устанавливаться в отрыве от постоянного совершенствования качества услуг.

Перечислим основные виды цен, которые можно устанавливать на медицинские услуги.

Скользящая падающая цена на медицинские услуги.

Определяющим фактором при выборе такого подхода является соотношение спроса и предложения. По мере насыщения рынка медицинскими услугами происходит постепенное снижение цен. При определении перспективы в этом направлении руководителю медицинского учреждения необходимо проанализировать темпы роста оказываемых медицинских услуг, сопоставить с динамикой емкости рынка (прежде всего – по темпам изменения доходов потенциальных пациентов) и затем определить на сколько процентов предстоит снизить цены в предстоящий период, чтобы обеспечить устойчивый объем реализации услуг. Данный вариант цены рассчитан на массовый спрос, на большую группу пациентов. Условия рыночной конкуренции здесь характеризуется высокой чувствительностью (эластичностью) потребительского спроса к изменению цен. Поэтому некоторое понижение цен – один из способов привлечения пациентов.

Но этот подход требует постоянного снижения издержек на одну услугу как за счет приобретения новой аппаратуры, оборудования, так и за счет увеличения объема оказываемых медицинских услуг. Этот вариант называют «экономией на масштабе”.

Цена сегмента рынка. Безусловно, разные группы пациентов могут платить за одну и ту же услугу разную цену. Пациенты с высоким уровнем денежного дохода могут позволить себе заплатить за услугу высокую цену, поскольку на них сильно действуют такие, например, факты, что в данном медицинском учреждении лечились известные артисты, политики и прочие представители «элиты»; они предъявляют повышенные требования к интерьеру помещения и т.п.

Люди же среднего достатка, естественно, будут вести себя по- другому .

Гибкая цена. Устанавливается в зависимости от конъюктуры рынка медицинских услуг на данный момент времени. Гибкая цена рассматривается как один из составных элементов системы маркетинга и продвижения услуги на рынок.

Преимущественная цена. Этот вид позволит сохранить позиции и преимущества по отношению к уже имеющимся и новым конкурентам. В рамках этого подхода главная цель руководства учреждения – затруднить внедрение на рынок новых конкурентов, заставить их платить слишком высокую цену за право внедрения и, таким образом, сохранить за собой значительную долю рынка в будущем.

Платные медицинские услуги и цены на них

В этом случае медицинскому учреждению необходимо определиться, на каком из рынков медицинских услуг оно хочет работать. Будут ли это элитные дорогие услуги для достаточно богатых потребителей, или учреждение будет оказывать недорогие услуги для среднего потребителя.

Необходимо заранее просчитать экономические показатели, которые помогут понять: предоставление каких услуг и на каком рынке окажется наиболее выгодным.

Платные услуги в сфере здравоохранения получали негативную оценку у населения. В настоящее время отношение к ним меняется. Низкая заработная плата врачей привела к возникновению нелегального рынка услуг с расценками, складывающимися на основе рыночной коньюктуры.

В этом случае государство призвано создавать такие условия, чтобы врачам было выгодно работать на легальном рынке услуг. К тому же это способствует развитию их профессионального самосознания.

Исходя из поставленных целей, цена может формироваться как:

— средние издержки + прибыль;

— безубыточность + нулевая прибыль;

— установление цены, исходя из ощущаемой ценности услуги;

— установление цен на уровне цен других учреждений;

— установление цены на договорной основе.

Основной перечень платных медицинских услуг:

— в стационарах – койко-день;

— в амбулаторно-поликлинических учреждениях – посещение;

— в стоматологических учреждениях – условная единица трудоемкости (УЕТ);

— в лечебно-вспомогательных учреждениях – условная единица.

40. Затраты при производстве товаров и услуг в отрасли.

Методология распределения затрат среди функциональных подразделений медицинской организации

В рамках действующей в ЛПУ системы ценообразования на медицинские услуги, в отделениях больницы с разным уровнем производства услуг, не будут отражены фактические различия в потреблении ресурсов. Бухгалтерская система учета затрат в ЛПУ предусматривает аккумулирование финансовой информации о фактических затратах не по пациентам, а по отделениям. Так в результате разнесения данных о стоимости потребляемых ресурсов по отделениям в значительной степени снижается точность результирующих показателей бухгалтерского учета. Специфика некоторых бухгалтерских проводок такова, что затраты могут и не быть отнесены именно на то отделение, где происходило потребление учитываемых ресурсов.

После разнесения затрат по структурным подразделениям больницы, эти затраты распределяются по учетным единицам выполненных работ, используемых для отнесения затрат по отдельным пациентам в каждом из отделений. На данном этапе взаимосвязь между фактическим потреблением ресурсов и отражением их в системе бухгалтерского учета становится еще мене четкой.

Иногда в отделении стараются вывести общую величину затрат, не отражающую стоимость потребленных в этом отделении ресурсов или распределить затраты по пролеченным пациентам в пропорциях, отличных от реального потребления этими пациентами медицинских услуг.

Поэтому, величина «стоимость лечения одного пациента» чаще всего не представляет реальных затрат на одного пациента. Для обозначения затрат, аккумулированных системой бухгалтерского учета применяют термин «учетные затраты» или «учетная себестоимость».

Основную часть затрат, произведенных в отделении, можно напрямую отнести к этому отделению. Как правило, оплата труда медицинского персонала и расходные материалы учитываются по отделениям. Существует еще один вид услуг, связанный с взаимным обменом видами услуг между отделениями.

Например, при выполнении аппендэктомии потребленные ресурсы являются составной частью затрат на лечение данного пациента. Сюда войдет и стирка операционного белья. Однако, данный вид затрат относится к прачечной. Необходимо чтобы затраты на стирку операционного белья были выставлены хирургическому отделению.

Таким образом, поскольку пациенты никогда не контактируют с прачечной, все затраты по стирке белья переадресуются отделениям, пользующимся услугами прачечной.

Самый распространенный метод распределения затрат — метод ступенчатого перераспределения. Данный метод предусматривает распределение затрат, понесенных одним структурным подразделение больницы по отношению ко всем остальным структурным подразделениям (центрам затрат). После перераспределения всех затрат со структурного подразделения оно считается закрытым и никакое другое структурное подразделение ЛПУ уже не может перераспределить на него свои затраты. После перераспределения всех затрат, такое структурное подразделение больницы исключается из проводимого анализа.

Метод пошагового распределения затрат вспомогательных служб больницы на основные (доходные) отделения впервые был предложен в рамках программы «Медикер» в форме Отчета по затратам организаций (ОЗО).

В соответствие с методикой ОЗО все подразделения больницы должны быть распределены на две группы: доходные и затратные (вспомогательные) подразделения.

Доходными подразделениями в медицинском учреждении называются те, которые производят окончательным продукт или медицинскую услугу, за которые ЛПУ получает компенсацию. Если ЛПУ получает компенсацию в зависимости от выписанных больных, то к доходным отделениям будут отнесены те отделения, из которых выписываются пациенты.

К доходным подразделениям относят отделения стационара, а в поликлинике участковую службу и «узких» специалистов.

Затратными (вспомогательными) называются подразделения, которые обеспечивают работу отделений больницы, выполняющих основную функцию. К вспомогательным подразделениям относят пищеблок, прачечную, аптеку, приемный покой, лабораторию и другие параклинические службы, гараж, управленческий аппарат ЛПУ и т.п.

Основной смысл пошаговой методики распределения затрат состоит в пропорциональном распределении затрат вспомогательных подразделений медицинского учреждения между всеми доходными подразделениями.

Методика пошаговая распределения затрат вспомогательных подразделений включает в себя три этапа (шага):

Шаг 1. Определение затрат по подразделениям.

Определяются все учетные затраты структурного подразделения ЛПУ: заработная плата, стоимость оборудования и расходных материалов, уборка помещений, коммунальные платежи и т.д.

Шаг 2. Определение базовой единицы.

Базовой называется единица объема предоставляемых затратными подразделениями услуг, используя которую можно легко определить утилизацию этих услуг другими отделениями. Так, для прачечной базовой единицей будет масса белья, обрабатываемого ею для каждого отделения, для пищеблока — количество порций, для приемного покоя — количество пациентов и т.п.

Шаг 3. Распределение затрат.

Распределение затрат производится на основе выбранных нами базовых единиц распределения. Общий порядок распределения — от затратных подразделений к затратным. В результате распределения все затраты вспомогательных структурных подразделений медицинского учреждения должны перейти к доходным отделениям. Упрощенный вариант перераспределения затрат вспомогательных служб медицинского учреждения представлен на рис. 2.

/—————————\ | /—\ /——\ /———\ /———\ |АХЧ|—|Аптека|—+ Терапия| |Хирургия| \—/ \——/ \———/ \———/ | | | \——————-/ | \————————————-/

Рис. 2. Распределение затрат

При пошаговом методе медицинское учреждение распределяет затраты вспомогательного отделения между всеми другими отделениями, как затратными, так и доходными. После распределения затрат одного вспомогательного отделения оно больше не учитывается и в дальнейшем исключается из процесса пошагового распределения. В результате этого процесса все затраты вспомогательных отделений последовательно приписываются доходным отделениям.

Для примера рассмотрим задачу с уже знакомыми четырьмя подразделениями, два из которых являются вспомогательными — АХЧ и аптека. Имея информацию по общим затратам и статистические данные деятельности по базовым единицам можно провести пошаговое распределение. Допустим, что объем работ АХЧ распределился соответственно на аптеку 20%, на терапевтическое и хирургическое отделения по 40%. После распределения затрат АХЧ против графы «АХЧ» будет стоять 0, а затраты остальных отделов увеличатся на 40,000 рублей. Затем распределим затраты аптеки, но уже между доходными отделениями. Допустим, что затраты аптеки между отделениями распределились в соотношении 50 : 50 (табл. 1).

Перераспределив затраты больницы доходным отделениям можно подсчитать, во сколько обходится лечение в терапевтическом или хирургическом отделении.

Если оплата медицинской помощи производится по выписанным пациентам, то полученные суммы можно разделить на количество выписанных пациентов. Это даст возможность сопоставить величину затрат на пациента с величиной компенсации.

Данная информация чрезвычайно важна для принятия адекватных клинических управленческих решений. Если компенсация за пациента превышает затраты на его лечение, то имеет смысл расширить данное отделение. Если компенсация недостаточна, то эта информация будет убедительным аргументом в переговорах с финансирующими органами.

Кроме того, периодически проводя подобный анализ, можно оценить тенденции изменения затрат ЛПУ по отделениям и своевременно выявлять причины этих изменений.

Для целей текущего учета также применяется метод распределения затрат по относительным единицам отдельных видов медицинских услуг.

Каждый вид услуг, производимых отделением, выражается определенным количеством относительных (условных) единиц. Нередко разрабатываются специальные таблицы относительных единиц себестоимости. Процедура расчетов предусматривает определение количества рабочего времени, затрачиваемого на выполнение каждой процедуры, например, времени собственного производства, оценки и контроля.

Для анализа затрат применяется также метод почасовых норм потребления ресурсов.

Таблица 1

Распределение затрат

Подразделения больницы

Затраты

АХЧ

Промеж.

сумма

Аптека

Общие затраты

Затратные отделения

АХЧ

40 000

(40 000)

0

Аптека

60 000

8000

68 000

(68 000)

0

Доходные отделения

Терапевтич.

100 000

16 000

116 000

34 000

150 000

Хирургич.

100 000

16 000

116 000

34 000

150 000

Общие затраты

300 000

0

300 000

0

300 000

При данной методике в качестве учетного показателя используют удельное количество услуг за одну минуту или за один час.

Процедура определения затрат нацелена скорее на извлечение показателей учетной себестоимости (учетных затрат), чем на подсчет экономической себестоимости (экономических затрат). Учетные затраты отличаются от экономических еще и тем, что по своей природе являются усредненными показателями затрат. Для получения показателя средних затрат на единицу услуг общую сумму затрат по отделению делят на количество единиц услуг.

Размеры тарифов на медицинскую услугу зависят от особенностей процедуры расчета тарифных расценочных норм. Вначале необходимо преобразовать показатели потребления ресурсов в показатели затрат по отделениям, а показатели затрат по отделениям необходимо преобразовать в показатели затрат на единицу произведенных медицинских услуг, а также показатели отнесения единиц услуг на одного пациента.

Распределение финансовых ресурсов по структурным подразделениям медицинского учреждения можно проводить с помощью разработанных коэффициентов сопоставления расходов. Расчетный способ определения расходов на содержание отделений больниц был предложен Корчагиным В.П. и Минаковой И.Г в 1990 году, когда за основу берется определение среднего размера финансирования одного койко-дня и определяются коэффициенты распределения финансов по профилям отделений (табл. 2).

Данный анализ позволяет определить некоторые тенденции в распределении финансовых средств по профилям отделений:

— стоимость одного койко-дня в отделении реанимации и интенсивной терапии в 8-10 раз выше среднего значения показателя;

— стоимость лечения в отделениях хирургического профиля выше, чем в отделениях терапевтического профиля в 1,3 раза;

— наименьшая стоимость одного койко-дня в отделении долечивания, офтальмологическом и гинекологических отделениях примерно на 30% меньше среднего показателя стоимости одного койко-дня.

Как видно из таблицы, в стоимости лечения одного случая госпитализации размах колебаний не столь велик, как при расчете на койко-день. Например, стоимость одного койко-дня в АРО в 8-10 раз выше, чем средняя величина этого показателя, но небольшой срок госпитализации в это отделение в 2-3 суток, приводит к тому, что стоимость лечения пациенте в АРО лишь в 1,5-1,9 выше, чем в среднем по больнице.

Таблица 2

Рекомендуемые коэффициенты распределения финансовых средств по профилям отделений

Таблица 3

Рекомендуемые коэффициенты распределения финансовых средств по профилю врачей амбулаторного приема

Следует учитывать, что коэффициенты распределения финансовых средств по профилям отделений медицинского учреждения имеют очень приблизительное значения и могут применяться для распределения муниципального заказа по структурным подразделениям при неумении руководства ЛПУ оперировать другими методами распределения затрат внутри больницы. Но все же это согласованный объем финансовых средств, отражающий сложившиеся фактические результаты работы ЛПУ, но в условиях сетевого планирования. Зная среднюю стоимость одного койко-дня можно согласовать объем медицинской помощи в койко-днях. Разделив количество профильных койко-дней на планируемую среднюю длительность пребывания больного в отделении, получим согласованный объем медицинской помощи, выраженный в количестве пациентов.

Таким образом весьма приблизительно можно выйти на согласованный (финансово-обеспеченный) объем медицинский помощи для стационара в виде муниципального заказа.

Расходы финансовых средств по профилю врачей амбулаторно-поликлинического звена приведены в табл. 3 в расчете на одно посещение и в расчете на случай поликлинического обслуживания (СПО). Под СПО понимают совокупность посещений, выполняемых при каждом обращении пациента к врачу поликлиники.

Таким образом, рекомендуемые коэффициенты распределения финансовых средств в структурных подразделениях больницы очень условны и отражают сложившиеся пропорции в условиях сетевого планирования деятельности поликлиники говорит тот факт, что затраты у хирурга и травматолога ниже чем у кардиолога или инфекциониста, хотя у хирурга и травматолога дополнительные затраты идут на перевязочную и малую операционную.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПРИКАЗ
от 06 августа 2007 года № 265
Об утверждении методики расчета стоимости стандартов медицинской помощи

С целью повышения качества и доступности медицинской помощи населению, развития системы стандартизации в здравоохранении Хабаровского края
приказываю:
1. Утвердить прилагаемую методику расчета стоимости стандартов медицинской помощи (далее — Методика).
2. Начальнику планово-экономического отдела министерства здравоохранения края (И.Г. Слободянюк) организовать расчет стоимости стандартов медицинской помощи в учреждениях здравоохранения края в соответствии с утвержденной Методикой.
3. Рекомендовать Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования (Н.Н. Максимова) производить расчет тарифов на медицинские услуги по Территориальной программе обязательного медицинского страхования в соответствии с утвержденной Методикой.
4. Признать утратившим силу приказ министерства здравоохранения края от 19.02.2007 № 44 «Об утверждении методики расчета стоимости клинико-экономических стандартов».
5. Контроль за настоящим приказом возложить на заместителя начальника управления кадровой политики, информационной и экспертной работы Шпачинского Б.Я.

Министр
А.В. Витько
УТВЕРЖДЕНА
Приказом
Министерства здравоохранения
Хабаровского края
от 06 августа 2007 года № 265

Методика расчета стоимости стандартов медицинской помощи

Методика расчета стоимости стандартов медицинской помощи

Введение

Методика расчета стоимости клинико-экономических стандартов направлена на создание единой системы расчетов затрат на медицинские услуги.
Методика расчета стоимости клинико-экономических стандартов разработана для решения следующих задач:
— создания единой системы расчетов затрат на медицинские услуги;
— создания нормативной базы для осуществления взаиморасчетов между субъектами, участвующими в оказании медицинской помощи;
— установления системы контроля за соблюдением требований, устанавливаемых нормативными документами по проведению расчетов;
— создания условий для разработки единых подходов к расчетам затрат на одноименные медицинские услуги;
— создания условий для осуществления контроля за использованием всех видов ресурсов организаций здравоохранения;
— обеспечения возможности актуализации расчетов затрат на медицинские услуги.

I. Основные положения по расчету затрат на медицинские услуги

1. Расчет затрат на медицинские услуги производится на основе нормативных расходов организации здравоохранения в целом, выполняющей медицинские услуги за календарный период — квартал, полугодие или год; возможен расчет затрат и для структурных подразделений организации здравоохранения.
2. Расчет затрат на лекарственное обеспечение, медицинскую технику и другие статьи расходов производится в соответствии со стандартами технологий выполнения медицинских услуг.
3 Расчет затрат на медицинские услуги осуществляется с учетом всех расходов организации здравоохранения, ее структурных подразделений, в которых выполняются соответствующие услуги, и затрат времени на их выполнение.
4. Расходы на лекарственные средства и расходные материалы учитываются:
— при расчете стоимости медицинских услуг;
— при расчете стоимости лекарственного лечения.
При расчете затрат на медицинские услуги расходы на лекарственные средства и расходные материалы включаются в расчет только в части затрат, непосредственно обеспечивающих условия оказания услуги или технологически связанных с ней (диагностические средства, дезинфицирующие средства, реактивы, шприцы, иглы, системы для переливания крови, перевязочные материалы, разовые принадлежности и т.п.).
Расходы на лекарственные средства и прочие лечебные расходы, используемые в лечебных и профилактических целях, учитываются при расчете стоимости клинико-экономических стандартов (блок лекарственного лечения) и не учитываются при расчете затрат на медицинские услуги.
5. Расходы организации здравоохранения делятся на прямые, т.е. затраты, технологически связанные с оказанием услуги и потребляемые в процессе ее выполнения, и накладные, т.е. затраты, необходимые для обеспечения деятельности организации здравоохранения и выполнения медицинской услуги, но не потребляемые непосредственно в процессе выполнения медицинской услуги.
6. К прямым расходам относятся:
— затраты на оплату труда медицинских работников и других специалистов с немедицинским образованием, непосредственно участвующих в процессе оказания медицинской услуги (основной персонал);
— начисления на оплату труда основного персонала;
— материальные ресурсы, полностью потребляемые в процессе оказания услуги: лекарственные средства, реактивы, перевязочные средства, одноразовые шприцы и инструментарий, сосудистые и иные протезы, шунты, вживляемые в организм больного приспособления, шовный материал, продукты питания и др.;
— увеличение стоимости материальных запасов в части мягкого инвентаря;
— амортизация основных средств, непосредственно участвующих в процессе оказания медицинских услуг.
К накладным расходам относятся:
— затраты на оплату труда работников организации здравоохранения, не участвующих непосредственно в процессе оказания медицинской услуги,
— административно — хозяйственный, обслуживающий персонал (общеучрежденческий персонал) и т.д.;
— начисления на оплату труда общеучрежденческого персонала;
— хозяйственные расходы (расходные материалы и предметы снабжения, оплата услуг связи, оплата коммунальных услуг, текущего ремонта и т.д.);
— командировки и служебные разъезды;
— увеличение стоимости мягкого инвентаря в административных, хозяйственных и прочих подразделениях, обслуживающих лечебно-диагностический процесс, но не участвующих непосредственно в оказании медицинских услуг;
— увеличение стоимости зданий, сооружений и других основных фондов, непосредственно не связанных с оказанием медицинских услуг;
— прочие расходы.

II. Расчет затрат на простые медицинские услуги

(1)

где:
— затраты на простую медицинскую услугу;
— расходы на заработную плату основного медицинского персонала с учетом дополнительной заработной платы на простую медицинскую услугу;
— начисления на заработную плату основного персонала;
— нормативные расходы на материальные ресурсы;
— нормативные затраты на мягкий инвентарь;
— амортизация основных средств, непосредственно участвующих в процессе оказания медицинских услуг;
— нормативный коэффициент накладных расходов.
_________________

*Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом. — Примечание «КОДЕКС”.

2.2. Расчет прямых затрат на простую медицинскую услугу

2.1. Расчет нормативной численности персонала.
Расчет штатной численности медицинского, фармацевтического и общебольничного немедицинского персонала краевых, городских, районных, участковых больниц, поликлиник и амбулаторий определяется с учетом объемов работы, трудозатрат, нагрузки работников, обращаемости населения и других условий работы учреждения здравоохранения, а также расчетных норм времени на оказание медицинских услуг.
2.2. Расчет расходов на заработную плату:
2.2.1. Расходы на заработную плату включают виды затрат, учитываемых по подстатье экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации «Заработная плата» (код 211), а также иным подстатьям в части оплаты труда привлекаемых лиц.
2.2.2. Для определения расходов на заработную плату раздельно рассчитывается основная и дополнительная заработная плата основного и общеучрежденческого персонала.
2.2.3. Под основной заработной платой понимается заработная плата, установленная в соответствии со штатными должностями организации, начисленная в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 13.04.2006 № 51-пр «Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Хабаровского края» по тарификации из расчета 12 месяцев (включая ежегодный очередной отпуск).
При расчете основной заработной платы учитываются: наличие квалификационной категории, ученой степени и почетного звания, надбавки за условия труда, за непрерывный медицинский стаж, надбавки специалистам, работающим на селе (Закон Хабаровского края от 14.02.2005 № 262 «О мерах социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников (специалистов) краевых государственных и муниципальных организаций здравоохранения, работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа), и отдельных категорий граждан»).
2.2.4. Под дополнительной заработной платой понимается выплаты компенсационного характера:
— за работу в ночное время;
— за работу в праздничные и выходные дни;
— компенсация женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до 3 лет;
— оплата на замену уходящим в очередной отпуск в соответствии с перечнем должностей персонала, утвержденным руководителем медицинского учреждения, исходя из средней заработной платы по тарификации по замещаемым должностям;
— надбавки за непрерывный стаж работы в медицинских учреждениях.
В расчетах не учитывается:
— оплата дополнительно предоставляемых отпусков работникам (утвержденных решениями муниципальных образований).
2.2.5. При расчете заработной платы учитываются районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Хабаровского края.
2.2.6. Основная заработная плата основного персонала равна сумме основной заработной платы врачей , среднего медицинского персонала :

(2)

Дополнительная заработная плата включается в затраты через коэффициент и исчисляется по отношению к основной заработной плате всего персонала:

(3)

Коэффициент дополнительной заработной платы определяется на основании планового фонда оплаты труда на год.
Коэффициент дополнительной заработной платы в зависимости от профиля учреждения колеблется для амбулаторно-поликлинических учреждений в пределах 10 — 12%, для стационаров — 25 — 30% от основной заработной платы.
2.2.7. В основе расчета расходов на оплату труда на простую медицинскую услугу лежит учет затрат времени на осуществление данной услуги с приведением затрат к единице времени:

(4)

где:
— расходы на заработную плату основного персонала с учетом дополнительной заработной платы на простую медицинскую услугу;
— годовой фонд основной заработной платы на 1 ставку врача на расчетный период времени;
— годовой фонд основной заработной платы на 1 ставку среднего медицинского персонала на расчетный период времени;
— годовой фонд основной заработной платы на 1 ставку вспомогательного персонала на расчетный период времени;
— годовой фонд рабочего времени врача в условных единицах трудоемкости (трудозатрат);
— годовой фонд рабочего времени среднего медицинского персонала в условных единицах трудоемкости (трудозатрат);
— годовой фонд рабочего времени вспомогательного персонала в условных единицах трудоемкости (трудозатрат);
— нормативный коэффициент использования рабочего времени врачебного персонала, установленный настоящей Методикой;
— нормативный коэффициент использования рабочего времени среднего медицинского персонала, установленный настоящей Методикой;
________________
*Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать коэффициент , а не коэффициент ,установленный данной Методикой — Примечание «КОДЕКС».
— нормативный коэффициент использования рабочего времени вспомогательного персонала, установленный настоящей Методикой;
— время, затрачиваемое врачами в процессе оказания услуги, в условных единицах трудоемкости (трудозатрат);
— время, затрачиваемое средним медицинским персоналом в процессе оказания услуги, в условных единицах трудоемкости (трудозатрат);
— время, затрачиваемое вспомогательным персоналом в процессе оказания услуги, в условных единицах трудоемкости (трудозатрат).
2.3. Расчет трудоемкости (трудозатрат) услуги.
2.3.1. Показатель времени, затрачиваемого врачами, средним медицинским и вспомогательным персоналом в процессе оказания услуги, устанавливается на основании Реестра работ и услуг с указанием условных единиц трудозатрат (Приложение 1 к Номенклатуре работ и услуг в здравоохранении) или путем хронометражных наблюдений не менее чем в 10 случаях выполнения одноименных услуг с вычислением среднего значения, или путем экспертной оценки — опроса нескольких специалистов, выполняющих однотипные услуги.
2.3.2. Трудоемкость услуги измеряется в условных единицах труда. Одна условная единица труда приравнивается к 10 минутам рабочего времени.
2.3.3. При определении трудоемкости услуги учитывается время, затрачиваемое на непосредственное оказание услуги. При расчете определенной условной единицы труда время, затрачиваемое специалистами на выполнение услуги, умножается на нормативные коэффициенты использования рабочего времени , приведенные в табл. 1.

Таблица 1 Нормативные коэффициенты использования рабочего времени к Методике расчета затрат на медицинские услуги

Таблица 1

Нормативные коэффициенты использования рабочего времени
к Методике расчета затрат на медицинские услуги

Наименование должности (специальности)

Нормативный коэффициент

Врач — терапевт, врач — хирург (амбулаторно-клинического учреждения или больничного учреждения)

0,923

Врач — лаборант

0,750

Лаборант, фельдшер — лаборант

0,800

Врач — рентгенолог, рентгенолаборант

0,900

Врач — радиолог

1,000

Врач функциональной диагностики

0,840

Врач ультразвуковой диагностики

0,850

Врач — эндоскопист

1,000

Врач, инструктор по лечебной физкультуре

0,923

Врач — физиотерапевт

0,923

Медицинская сестра по массажу

0,770

Медицинская сестра по физиотерапии

1,120

Врач — психиатр, врач — п сихиатр-нарколог

0,923

Врач — судебно-медицинский эксперт

0,900

Психолог

0,923

Логопед

1,000

Для врачебных специальностей, не указанных в табл. 1, коэффициент использования рабочего времени принимается равным коэффициенту, рассчитанному для врача амбулаторного приема, отделения стационара. Для медицинских сестер, работающих с врачами, используется коэффициент, рассчитанный для врачей соответствующей специальности.
В деятельность, не связанную с лечебно-диагностической и профилактической работой, включается:
— заполнение форм учета оказанных медицинских услуг;
— заполнение статистической документации, предоставляемой в кабинеты медицинской статистики;
— санпросветработа;
— кратковременные перерывы при работе с медицинским оборудованием;
— вспомогательные виды деятельности (подготовка реактивов, разведение растворов и т.д.).
2.4. Поправочный коэффициент.
Поправочный коэффициент необходим в тех случаях, когда имеющиеся условные единицы трудозатрат (УЕТ) не коррелируются со значением нормативов выполнения той или иной услуги. Это может быть связано с изменением условий предоставления услуг (например, выполнение услуги «на дому» по отношению к выполнению той же услуги в поликлинике), усложнением или упрощением технологии предоставления услуги (например, исследование анализа ручным способом по отношению к исследованию с помощью дорогостоящего анализатора или анализатора, упрощающего выполнение услуги), применением для формирования УЕТ сложной и комплексной услуги простой суммации УЕТ простых услуг ее составляющих. Основная задача поправочного коэффициента — нивелировать такие погрешности. Выделяют следующие виды поправочных коэффициентов:
— коэффициент сложности, повышающий и понижающий (применяется в случае усложнения или упрощения методики выполнения услуги, выполнения высокотехнологичных услуг, др.);
— коэффициент субспециальности (применяется в случае выполнения услуги специалистом, имеющим дополнительную специализацию, например, врач гинеколог — эндокринолог);
— коэффициент условий выполнения услуги (применяется в случае, если условия выполнения услуги требуют дополнительных затрат, например, выполнение услуги «на дому»);
— коэффициент маржинальности (применяется в случае расчета УЕТ для сложной услуги, состоящей из простых услуг, выполняемых одновременно; табл. 3).
Значения поправочных коэффициентов приведено в табл. 2.

Таблица 2 Значения поправочных коэффициентов

Таблица 2

Значения поправочных коэффициентов

Наименование поправочного коэффициента

Значение поправочного коэффициента

Коэффициент сложности:
— повышающий;
— понижающий

2,0
0,1

Коэффициент субспециальности

2,0

Коэффициент условий выполнения услуги:
— на дому;
— скорая и неотложная медицинская помощь в условиях сельской местности;
— скорая и неотложная медицинская помощь в условиях города

3,0
2,0
1,5

При формировании тарифов стороны могут вводить дополнительно коэффициенты, например, связанные с квалификацией специалистов (интерн — 0,8, кандидат медицинских наук — 1,5, доктор медицинских наук — 2,0).
2.5. К затратам на начисления на оплату труда относятся расходы по оплате учреждением единого социального налога в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, а также взносов по страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. (Код 213 экономической классификации расходов бюджетов РФ).
2.6. При расчете расходов на материальные ресурсы (М), полностью потребляемые в процессе оказания услуги: лекарственные средства, реактивы, перевязочные средства, одноразовые шприцы и инструментарий, сосудистые и иные протезы, шунты, вживляемые в организм больного приспособления, шовный материал, продукты питания и др., учитывают затраты согласно статьям и подстатьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации:
«Увеличение стоимости материальных запасов» (код 340);
«Увеличение стоимости основных средств» (код 310).
Расходы на медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы включают:
— все затраты, учитываемые по статье «Увеличение стоимости материальных запасов» (расходы на приобретение медикаментов, перевязочных средств, медицинского инструментария со сроком службы до 12 месяцев и стоимостью до 1000 рублей, реактивов и химикатов, стекла и химпосуды и прочие лечебные расходы);
— все затраты, учитываемые по статье «Увеличение стоимости основных средств» (расходы на приобретение медицинского инструментария со сроком полезного использования более 12 месяцев и стоимостью до 1000 рублей).
Расходы на питание включают часть затрат, учитываемых по статье «Увеличение стоимости материальных запасов» экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации (код 340).
Затраты на питание больных в профильных отделениях стационаров относятся на пролеченного больного с учетом норм, рассчитанных с учетом суточных продуктовых наборов по профилям коек, в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 05.08.2003 № 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации» по взрослым стационарам и Приказом Минздрава СССР от 10.03.1986 № 333 по детским стационарам и родильным домам.
Расходы по спецпитанию медицинского персонала, работающего во вредных условиях, рассчитываются с учетом Приказа Минздрава СССР от 04.11.1987 № 4430-87 и Постановления Минтруда РФ от 31.03.2003 № 13 «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда».
Объем и номенклатура материальных ресурсов должны обеспечивать качественное выполнение простой медицинской услуги и могут корректироваться путем внесения недостающих элементов в соответствии с требованиями стандарта технологии выполнения услуги. Учет расходов проводится согласно порядку, установленному в разделе I (п. 4) настоящей Методики.
2.7. Расчет потребляемой в процессе оказания услуги доли износа мягкого инвентаря (И) производится по нормативу его износа в соответствии с действующими нормативными документами в этой области и ценами на период расчета.
Расходы на мягкий инвентарь включают часть затрат, учитываемых по статье «Увеличение стоимости материальных запасов» экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации (код 340).
При расчете расходов на мягкий инвентарь по нормам оснащения бельем медицинских учреждений берутся за основу нормы оснащения мягким инвентарем, приближенные к нормативам в соответствии с приказами МЗ СССР от 15.09.1988 № 710 «Об утверждении табелей оснащения мягким инвентарем больниц, диспансеров, родильных домов, медико-санитарных частей, поликлиник, амбулаторий» и от 29.01.1988 № 65 «О введении отраслевых нормативов бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, а также норм санитарной одежды и санитарной обуви».
2.8. Амортизация оборудования.
Амортизация начисляется в соответствии с учетной политикой учреждения на основании ст. 256 — 259 гл. 25 «Налогового кодекса Российской Федерации (Часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

Расчет накладных расходов

3.1. Заработная плата общеучрежденческого персонала рассчитывается аналогично заработной плате основного персонала (пп. 2.2.1 — 2.2.6) .
Отношение заработной платы общеучрежденческого персонала к основной заработной плате основного персонала в амбулаторно-поликлинических учреждениях края составляет 12% к заработной плате основного персонала, в стационарных учреждениях — 25%.
3.2. Начисления на заработную плату общеучрежденческого персонала рассчитываются аналогично начислениям на заработную плату основного персонала (п. 2.2.3).
3.3. Прочие накладные расходы в расчете на услугу (приобретение предметов снабжения и расходных материалов; оплата горюче — смазочных материалов, прочих расходных материалов и предметов снабжения; командировки и служебные разъезды; транспортные услуги; оплата услуг связи; оплата коммунальных услуг; оплата содержания помещений; оплата потребления тепловой энергии; оплата отопления и технологических нужд; оплата потребления газа; оплата потребления котельно — печного топлива; оплата потребления электрической энергии; оплата водоснабжения помещений; оплата аренды помещений, земли и др. имущества; прочие коммунальные услуги; прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг; оплата научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ; оплата текущего ремонта оборудования и инвентаря; оплата текущего ремонта и обслуживание зданий и сооружений; прочие текущие расходы; прочие специальные расходы; прочие непредвиденные расходы; износ не медицинского оборудования и мягкого инвентаря, затраты, связанные с лицензированием, аккредитацией, сертификацией, текущим ремонтом, обеспечением санитарных и противопожарных норм, обучением персонала; налоги, не относимые к начислениям на заработную плату) рассчитываются исходя из фактических затрат по учреждению в целом за календарный год с поправкой на период времени, за который учитываются затраты.
3.4. На затраты, связанные с выполнением услуги, накладные расходы переносятся с помощью коэффициента , определяемого путем отнесения суммы накладных расходов к сумме расходов на заработную плату основного персонала с учетом дополнительной заработной платы по организации здравоохранения за анализируемый период.

(5)

где:
— сумма прочих накладных расходов в составе затрат на медицинскую услугу;
— заработная плата общеучрежденческого персонала;
— начисления на заработную плату общеучрежденческого персонала;
— расходы на заработную плату основного персонала с учетом дополнительной заработной платы.

Расчет рентабельности в затратах на медицинскую услугу

В расчет затрат на медицинскую услугу дополнительно может включаться рентабельность организации здравоохранения, которая должна обеспечивать современный уровень оказания медицинской помощи. Расчет производится по формуле:

(6)

где:
— затраты на медицинскую услугу с учетом рентабельности;
— сумма затрат на оказание медицинской помощи;
— рентабельность (в величинах от 0 до 1).
Показатель уровня рентабельности определяется на основании нормативных документов.

Индексация при расчете затрат на медицинскую услугу

При расчете затрат на медицинскую услугу рекомендуется проводить корректировку на инфляцию. Для этого используют показатель «индекс цен валового национального продукта» за анализируемый период времени. Расчет производится по формуле:

(7)

где:

— затраты на медицинскую услугу с учетом инфляции;
— сумма затрат на оказание медицинской помощи с учетом рентабельности;
— индекс цен валового национального продукта.

Расчет затрат на сложные и комплексные медицинские услуги

6.1. Затраты на оказание сложных и комплексных медицинских услуг определяются суммированием затрат на простые услуги в соответствии с номенклатурой и кратностью проведения простых медицинских услуг, входящих в состав сложной и комплексной медицинской услуги.
6.2. При расчете затрат на сложные и комплексные медицинские услуги должны учитываться маржинальные составляющие затрат, характеризующиеся величиной дополнительных затрат, необходимых для одновременного выполнения одной дополнительной простой медицинской услуги, согласно составу сложной или комплексной услуги. Значения коэффициента маржинальности в зависимости от количества суммируемых услуг приведено в табл. 3.

Таблица 3 Значения коэффициентов маржинальности в зависимости от количества выполняемых параллельно работ и услуг в здравоохранении

Таблица 3

Значения коэффициентов маржинальности в зависимости от количества
выполняемых параллельно работ и услуг в здравоохранении

Количество услуг

Значение коэффициента маржинальности

2 — 4

1,0

0,8

0,6

0,5

0,42

0,38

0,34

11 и более

0,3

Расчет стоимости лекарственных средств и прочих лечебных расходов, используемых при лечении заболеваний, входящих в КЭС

Перечень медикаментов, перевязочных материалов и одноразовых принадлежностей, используемых при лечении заболеваний, входящих в КЭС, определяется в соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых для реализации Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Хабаровского края бесплатной медицинской помощи.
Учет расходов проводится согласно порядку, установленному в разделе I (п. 4) настоящей Методики.
В основе расчета затрат на медикаменты и прочие лечебные расходы на курс лечения лежат ориентировочные дневные дозы и эквивалентные курсовые дозы.

Расчет стоимости клинико-экономического стандарта

Расчет стоимости клинико-экономического стандарта производится по формуле:

действует Редакция от 12.07.2004 Подробная информация

Наименование документ «НОМЕНКЛАТУРА РАБОТ И УСЛУГ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ» (Введение, Разделы A, B) (утв. Минздравсоцразвитием РФ 12.07.2004)
Вид документа номенклатура, реестр
Принявший орган минздравсоцразвития рф
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 12.07.2004
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • М., Издательство «Ньюдиамед», 2004
Навигатор Примечания

«НОМЕНКЛАТУРА РАБОТ И УСЛУГ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ» (Введение, Разделы A, B) (утв. Минздравсоцразвитием РФ 12.07.2004)

VII. МЕТОДИКА РАСЧЕТА ЗАТРАТ НА МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ

Методика расчета затрат на медицинские услуги направлена на создание единой системы расчетов затрат на медицинские услуги.

Методика расчета затрат на медицинские услуги разработана для решения следующих задач:

— создания единой системы расчетов затрат на медицинские услуги;

— создания нормативной базы для осуществления взаиморасчетов между субъектами, участвующими в оказании медицинской помощи;

— установления системы контроля за соблюдением требований, устанавливаемых нормативными документами по проведению расчетов;

— создания условий для разработки единых подходов к расчетам затрат на одноименные медицинские услуги;

— создания условий для осуществления контроля за использованием всех видов ресурсов организаций здравоохранения;

— обеспечения возможности актуализации расчетов затрат на медицинские услуги.

7.1. Основные положения по расчету затрат на медицинские услуги

7.1.1. Расчет затрат на медицинские услуги производится на основе учета и анализа фактических расходов организации здравоохранения в целом, выполняющей медицинские услуги за календарный период — квартал, полугодие или год; возможен расчет затрат и для структурных подразделений организации здравоохранения.

7.1.2. При анализе затрат на лекарственное обеспечение, медицинскую технику и другие статьи расходов может производиться корректировка фактических расходов в соответствии со стандартами технологий выполнения медицинских услуг.

7.1.3. Расчет затрат на медицинские услуги осуществляется с учетом всех расходов организации здравоохранения, ее структурных подразделений, в которых выполняются соответствующие услуги, и затрат времени на их выполнение.

7.1.4. При расчете затрат на медицинские услуги расходы на лекарственные средства и расходуемый материал включаются в расчет только в части затрат, непосредственно обеспечивающих условия осуществления услуги или технологически связанных с ней (диагностические средства, дезинфицирующие средства, реактивы, шприцы, иглы, системы для переливания крови, перевязочные материалы, разовые принадлежности и т.п.). Расходы на лекарственные средства, используемые в лечебных и профилактических целях, учитываются при расчете стоимости протоколов ведения больных и не учитываются при расчете затрат на медицинские услуги.

7.1.5. Расходы организации здравоохранения делятся на прямые, т.е. затраты, технологически связанные с осуществлением услуги и потребляемые в процессе ее выполнения, и накладные, т.е. затраты, необходимые для обеспечения деятельности организации здравоохранения и выполнения медицинской услуги, но не потребляемые непосредственно в процессе выполнения медицинской услуги.

7.1.6. К прямым расходам относятся:

— затраты на оплату труда медицинских работников и других специалистов с немедицинским образованием, непосредственно участвующих в процессе оказания медицинской услуги (основной персонал);

— начисления на оплату труда основного персонала;

— материальные ресурсы, полностью потребляемые в процессе оказания услуги: лекарственные средства, реактивы, перевязочные средства, одноразовые шприцы и инструментарий, сосудистые и иные протезы, шунты, вживляемые в организм больного приспособления, шовный материал, продукты питания и др.;

— потребляемая в процессе оказания услуги доля износа мягкого инвентаря;

— потребляемая в процессе осуществления услуги доля износа медицинского оборудования.

К накладным расходам относятся:

— затраты на оплату труда работников организации здравоохранения, не участвующих непосредственно в процессе оказания медицинской услуги, — администрация, хозяйственный, обслуживающий персонал (общеучрежденческий персонал) и т.д.;

— начисления на оплату труда общеучрежденческого персонала;

— хозяйственные расходы (расходные материалы и предметы снабжения, оплата услуг связи, оплата коммунальных услуг, текущего ремонта и т.д.);

— командировки и служебные разъезды;

— доля износа мягкого инвентаря в административных, хозяйственных и прочих подразделениях, обслуживающих лечебно-диагностический процесс, но не участвующих непосредственно в оказании медицинских услуг;

— доля износа зданий, сооружений и других основных фондов, непосредственно не связанных с оказанием медицинских услуг.

7.2. Расчет затрат на простые медицинские услуги

7.2.1. Общие затраты на простую медицинскую услугу

В основе расчета затрат на простую медицинскую услугу лежит учет затрат времени на осуществление данной услуги с приведением затрат к единице времени:

С_пму = SUM П_р + SUM Н_р x (t_вр + t_ср), (1)
Ф_р.вр x К_эф.вр + Ф_р.ср x К_эф.ср

где:

С_пму — затраты на простую медицинскую услугу;

SUM П_р — сумма прямых расходов организации здравоохранения за анализируемый период времени;

SUM Н_р — сумма накладных расходов организации здравоохранения за тот же период времени;

Ф_р.вр — фонд рабочего времени врачей в условных единицах трудоемкости (трудозатрат);

Ф_р.ср — фонд рабочего времени среднего медицинского и вспомогательного персонала в условных единицах трудоемкости (трудозатрат);

К_эф — нормативный коэффициент использования рабочего времени медицинского персонала (соответственно врача и среднего медицинского персонала), установленный настоящей методикой;

t_вр — время, затрачиваемое врачами в процессе оказания услуги;

t_ср — время, затрачиваемое средним медицинским и вспомогательным персоналом в процессе оказания услуги.

7.2.2. Расчет прямых затрат на простую медицинскую услугу

7.2.2.1. Для определения расходов на оплату труда всего основного персонала организации здравоохранения за анализируемый период раздельно рассчитывается основная заработная плата, т.е. величина заработной платы, установленной в соответствии со штатными должностями организации здравоохранения, начисленная согласно всем основаниям, и дополнительная заработная плата, т.е. суммы выплат компенсационного характера. В дополнительную заработную плату включаются затраты на выплаты:

— за работу в ночное время;

— за работу в праздничные и выходные дни;

— оплата очередных ежегодных и дополнительных отпусков (компенсаций за неиспользованный отпуск);

— оплата льготных часов работы подростков;

— доплата за работу с интернами;

— оплата времени прохождения обязательных медицинских осмотров;

— компенсация женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком;

— оплата времени выполнения государственных обязанностей;

— выходные пособия;

— оплата приглашенных специалистов (консультантов);

— оплата отпусков молодым специалистам перед началом работы;

— оплата времени учебы с отрывом от производства в системе повышения квалификации и переподготовки кадров.

В расчетах не учитываются:

— премии и материальная помощь работникам;

— оплата дополнительно предоставляемых (сверх предусмотренных законодательством) отпусков работникам.

Основная заработная плата (З_осн) основного персонала равна сумме основной заработной платы врачей (З_осн.вр) и среднего медицинского и вспомогательного персонала (З_осн.ср):

З_осн = З_осн.вр + З_осн.ср. (2)

Дополнительная заработная плата (З_д) включается в затраты через коэффициент (К_д) и исчисляется по отношению к основной заработной плате всего персонала:

К_д = З_д / З_осн. (3)

Расчет расходов на заработную плату основного персонала с учетом дополнительной заработной платы (З_од) производится по формуле:

З_од = З_осн x (1 + К_д), (4)

где К_д — коэффициент дополнительной заработной платы.

7.2.2.2. Начисления на фонд заработной платы (Н_з) устанавливаются законодательством Российской Федерации в процентах от фонда заработной платы.

7.2.2.3. При расчете расходов на материальные ресурсы (М), полностью потребляемые в процессе оказания услуги: лекарственные средства, реактивы, перевязочные средства, одноразовые шприцы и инструментарий, сосудистые и иные протезы, шунты, вживляемые в организм больного приспособления, шовный материал, продукты питания и др., учитывают затраты согласно статье «Медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы» экономической классификации расходов бюджета Российской Федерации в редакции Федерального Закона от 08.08.2001 N 127-ФЗ: медикаменты, перевязочные средства, химические реактивы, одноразовые принадлежности, приобретение минеральных вод, сывороток, вакцин, витаминов и т.п., пленок для рентгеновских снимков. Объем и номенклатура материальных ресурсов должны обеспечивать качественное выполнение простой медицинской услуги и могут корректироваться путем внесения недостающих элементов в соответствии с требованиями стандарта технологии выполнения услуги. Учет расходов проводится согласно порядку, установленному в п. 7.1.4 настоящей методики.

Расчет расходов на лекарственные средства и перевязочные материалы проводится на основании данных о фактических расходах по организации здравоохранения в целом и по его структурным подразделениям в соответствии с действующими нормативными документами.

7.2.2.4. Расчет потребляемой в процессе оказания услуги доли износа мягкого инвентаря (И) производится по нормативу его износа в соответствии с действующими нормативными документами в этой области и ценами на период расчета.

7.2.2.5. Расчет потребляемой в процессе осуществления услуги доли износа медицинского оборудования производится путем расчета износа оборудования, числящегося в составе основных средств. Износ учитывается пропорционально продолжительности выполнения услуги. Годовая сумма износа (Г_и) каждого вида оборудования, используемого в процессе выполнения медицинской услуги, исчисляется, исходя из балансовой стоимости основных средств (Б_ос). Сумма годового износа оборудования определяется по формуле:

Г_и = Б_ос x Н_ги, (5)

где Н_ги — норматив годового износа.

7.2.3. Расчет накладных расходов

Накладные расходы (Н_р) не могут быть прямо отнесены на стоимость услуг и переносятся на их стоимость следующими способами:

7.2.3.1. Заработная плата общеучрежденческого персонала (З_у) учитывается при расчете затрат через коэффициент заработной платы общеучрежденческого персонала (К_у) к основной заработной плате основного персонала (З_осн):

К_у = З_у , (6)
З_осн

где З_у — заработная плата общеучрежденческого персонала;

З_осн — основная заработная плата основного персонала.

З_у = З_осн x (1 + К_у) (7)

7.2.3.2. Начисления на заработную плату общеучрежденческого персонала рассчитываются аналогично начислениям на заработную плату основного персонала (п. 7.2.2.2).

7.2.3.3. Прочие накладные расходы в расчете на услугу (приобретение предметов снабжения и расходных материалов; оплата горюче-смазочных материалов, прочих расходных материалов и предметов снабжения; командировки и служебные разъезды; транспортные услуги; оплата услуг связи; оплата коммунальных услуг; оплата содержания помещений; оплата потребления тепловой энергии; оплата отопления и технологических нужд; оплата потребления газа; оплата потребления котельно-печного топлива; оплата потребления электрической энергии; оплата водоснабжения помещений; оплата аренды помещений, земли и др. имущества; прочие коммунальные услуги; прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг; оплата научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ; оплата текущего ремонта оборудования и инвентаря; оплата текущего ремонта зданий и сооружений; прочие текущие расходы; прочие специальные расходы; прочие непредвиденные расходы; износ немедицинского оборудования и мягкого инвентаря, затраты, связанные с лицензированием, аккредитацией, сертификацией, текущим ремонтом, обеспечением санитарных и противопожарных норм, обучением персонала; налоги, не относимые к начислениям на заработную плату) рассчитываются исходя из фактических затрат по учреждению в целом за календарный год с поправкой на период времени, за который учитываются затраты (квартал, полугодие). На затраты, связанные с выполнением услуги, накладные расходы переносятся с помощью коэффициента (К_нр), определяемого путем отнесения суммы накладных расходов к сумме основной заработной платы основного персонала по организации здравоохранения за анализируемый период.

К_нр = SUM Н_р (8)
SUM З_осн

Сумма накладных расходов в составе затрат на медицинскую услугу (Н_р) определяется по формуле:

SUM Н_р = SUM З_осн x К_нр, (9)

где:

SUM Н_р — сумма накладных расходов в составе затрат на медицинскую услугу;

З_осн — основная заработная плата основного персонала подразделения.

7.2.4. Расчет нормативной прибыли в затратах на медицинскую услугу

В расчет затрат на медицинскую услугу дополнительно может включаться прибыль организации здравоохранения, которая должна обеспечивать их рентабельность и современный уровень оказания медицинской помощи. Расчет производится по формуле:

C_р = С x (1 + Р), (10)

где:

C_р — затраты на медицинскую услугу с учетом рентабельности;

С — сумма затрат на оказание медицинской помощи;

Р — рентабельность (в величинах от 0 до 1).

Показатель уровня рентабельности определяется на основании нормативных документов.

7.2.5. Учет инфляции при расчете затрат на медицинскую услугу

При расчете затрат на медицинскую услугу рекомендуется проводить корректировку на инфляцию. Для этого используют показатель «индекс цен валового национального продукта» за анализируемый период времени. Расчет производится по формуле:

С_и = C x (1 + И_внп), (11)

где:

C_и — затраты на медицинскую услугу с учетом инфляции;

С — сумма затрат на оказание медицинской помощи;

И_внп — индекс цен валового национального продукта.

7.2.6. Расчет трудоемкости (трудозатрат) услуги

7.2.6.1. Показатель времени, затрачиваемого врачами, средним медицинским и вспомогательным персоналом в процессе оказания услуги, устанавливается путем замера не менее чем в 10 случаях выполнения одноименных услуг с вычислением среднего значения или путем экспертной оценки — опроса нескольких специалистов, выполняющих однотипные услуги. При этом считается, что весь персонал, участвующий в оказании услуги, затрачивает одинаковое время. Расчет трудоемкости (трудозатрат, затрат времени) проводится на основании фонда рабочего времени медицинского персонала.

7.2.6.2. Трудоемкость услуги измеряется в условных единицах труда. Одна условная единица труда приравнивается к 10 минутам рабочего времени.

7.2.6.3. При определении трудоемкости услуги учитывается время, затрачиваемое на непосредственное оказание услуги. При расчете определенной условной единицы труда время, затрачиваемое специалистами на выполнение услуги, умножается на нормативные коэффициенты использования рабочего времени (К_эф), приведенные в табл. 5.

Таблица 5

НОРМАТИВНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ К МЕТОДИКЕ РАСЧЕТА ЗАТРАТ НА МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ

Наименование должности (специальности) Нормативный коэффициент К_эф
Врач-терапевт, врач-хирург (амбулаторно-клинического учреждения или больничного учреждения) 0,923
Врач клинической лабораторной диагностики 0,750
Медицинская сестра по специальности лабораторная диагностика 0,800
Врач-рентгенолог, медицинская сестра по специальности рентгенология 0,900
Врач-радиолог 1,000
Врач функциональной диагностики 0,840
Врач ультразвуковой диагностики 0,850
Врач-эндоскопист 0,850
Врач по лечебной физкультуре 0,923
Врач-физиотерапевт 0,923
Медицинская сестра по специальности медицинский массаж 0,770
Медицинская сестра по специальности физиотерапия 1,120
Врач-психиатр, врач психиатр-нарколог 0,923
Врач судебно-медицинский эксперт 0,900

Для врачебных специальностей, не указанных в табл. 5, коэффициент использования рабочего времени принимается равным коэффициенту, рассчитанному для врача амбулаторного приема, отделения стационара. Для медицинских сестер, работающих с врачами, используется коэффициент, рассчитанный для врачей соответствующей специальности.

7.3. Расчет затрат на сложные и комплексные медицинские услуги

7.3.1. Затраты на оказание сложных и комплексных медицинских услуг определяются суммированием затрат на простые услуги в соответствии с номенклатурой и кратностью проведения простых медицинских услуг, входящих в состав сложной и комплексной медицинской услуги.

7.3.2. При расчете затрат на сложные и комплексные медицинские услуги должны учитываться маржинальные составляющие затрат, характеризующиеся величиной дополнительных затрат, необходимых для одновременного выполнения одной дополнительной простой медицинской услуги согласно составу сложной или комплексной услуги.

7.3.3. При расчете затрат на сложные и комплексные услуги должны учитываться расходы по оплате стоимости услуг, выполняемых в других организациях здравоохранения (при отсутствии возможности их выполнения в данной организации здравоохранения); оплате доноров, включая питание.

7.4. Поправочный коэффициент

Поправочный коэффициент необходим в тех случаях, когда имеющиеся условные единицы трудозатрат (УЕТ) не коррелируются со значением нормативов выполнения той или иной услуги. Это может быть связано с изменением условий предоставления услуг (например, выполнение услуги «на дому» по отношению к выполнению той же услуги в поликлинике), усложнением или упрощением технологии предоставления услуги (например, исследование аналита ручным способом по отношению к исследованию с помощью дорогостоящего анализатора или анализатора, упрощающего выполнение услуги), применением для формирования УЕТ сложной и комплексной услуги простой суммации УЕТ простых услуг ее составляющих. Основная задача поправочного коэффициента — нивелировать такие погрешности. Выделяют следующие виды поправочных коэффициентов:

— коэффициент сложности повышающий и понижающий (применяется в случае усложнения или упрощения методики выполнения услуги, выполнения услуги высококвалифицированным специалистом и др.);

— коэффициент субспециальности (применяется в случае выполнения услуги специалистом, имеющим дополнительную специализацию, например, врач гинеколог-эндокринолог);

— коэффициент условий выполнения услуги (применяется в случае, если условия выполнения услуги требуют дополнительных затрат, например, выполнение услуги «на дому»);

— коэффициент маржинальности (применяется в случае расчета УЕТ для сложной услуги, состоящей из простых услуг, выполняемых одновременно).

Значения поправочных коэффициентов приведены в табл. 6. Значения коэффициента маржинальности в зависимости от количества суммируемых услуг приведено в табл. 7.

Таблица 6

ЗНАЧЕНИЯ ПОПРАВОЧНЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ

Наименование поправочного коэффициента Значение поправочного коэффициента
Коэффициент сложности:
— повышающий; 2,0
— понижающий 0,1
Коэффициент субспециальности 2,0
Коэффициент условий выполнения услуги:
— на дому; 3,0
— скорая и неотложная медицинская помощь в условиях сельской местности; 2,0
— скорая и неотложная медицинская помощь в условиях города 1,5

Таблица 7

ЗНАЧЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ МАРЖИНАЛЬНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОЛИЧЕСТВА ВЫПОЛНЯЕМЫХ ПАРАЛЛЕЛЬНО РАБОТ И УСЛУГ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

При формировании тарифов стороны могут вводить дополнительно коэффициенты, например, связанные с квалификацией специалистов (интерн — 0,8; кандидат медицинских наук — 1,5; доктор медицинских наук — 2,0).

Процессу планирования расходов предшествует расчет производственных показателей. Для больниц это количество коек и число дней функционирования в году. Количество коек рассчитывается на начало планируемого года на основании последнего отчета и на конец планового года с учетом разворота сети и коечного фонда. На основе этих данных исчисляется среднегодовое число коек в больнице на конец года.

Разворот сети и расширение коечного фонда осуществляется с учетом показателей плана социально-экономического развития территории.

Число дней функционирования коек в году рассчитывается на основании отчетных данных прошлых лет путем деления числа койко-дней на среднегодовое количество коек. Количество коек и число дней их функционирования определяется отдельно по типам коек. Рассчитывается и общий для больницы показатель: среднее число дней функционирования койки в году.

Используются и такие показатели, которые характеризуют эффективность расходования бюджетных средств и коечного фонда: длительность пребывания больного на койке.

Количество оборотов койки (по типам коек) рассчитываются путем деления общего числа койко-дней на среднюю длительность пребывания больного на койке. В больницах основная доля затрат – расходы на заработную плату. Заработная плата руководителей устанавливается в соответствии с группой по оплате труда, которая определяется мощностью учреждения (количеством коек). Отдельно планируются заработная плата по категориям медицинских работников: для врачей; среднего медперсонала; младшего медперсонала. Все они ежегодно тарифицируются по состоянию на 1 октября с целью определения индивидуальной ставки и заработной платы.

Для расчета фонда заработной платы врачей рассчитываются 2 показателя: средняя ставка (по тарификации); среднегодовое число врачебных должностей. Число врачебных должностей исчисляется из расчета 1 должность или 0,5должности на определенное количество коек.

Для расчета фонда заработной платы для среднего медперсонала необходимо знать среднюю ставку и число должностей с учетом круглосуточно функционирующих медицинских постов. Фонд заработной платы младшего медперсонала рассчитывается путем умножения среднегодового числа должностей на среднюю ставку по тарификации.

Расходы по текущему содержанию учреждений аналогичны другим бюджетным учреждениям. Специфическими затратами являются расходы на приобретение медикаментов и перевязочных средств и расходы на питание.

Они планируются с учетом норм расходов, установленных по типам коек, количества коек, соответствующего профиля и числа дней функционирования коек соответствующего профиля.

В больницах могут планироваться расходы на содержание либо наем автотранспорта; стирку белья, его дезинфекцию; дезинфекцию зданий; оплату консультаций научных работников из числа медперсонала; судмедэкспертизу; закупку химических реагентов, рентгеновских пленок; на оплату доноров и т.д.

В качестве производственных показателей для поликлиник выступают количество врачебных посещений и число должностей персонала.

Количество врачебных посещений определяет мощность учреждения и соответственно группу по отплате труда руководящих работников.

Мощность учреждения устанавливается исходя из количество жителей, обслуживаемых данной поликлиникой; среднего процента заболеваемости; среднего числа обращаемости больных в поликлинику.

Число врачебных должностей рассчитывается путем деления общего числа врачебных посещений на норму посещений для одного врача (расчет производится по годовым показателям). Число должностей среднего медперсонала определяется из расчета на 1 врачебную должность или 0,5 врачебной должности, либо на 1 кабинет.

Расходы по текущему содержанию аналогичны расходам больниц.

В смете могут планироваться расходы на медикаменты, которые определяются путем умножения нормы расходов на 1 врачебное посещение на количество врачебных посещений. Нормы дифференцируются, например, на 1 стоматологическое посещение и другие врачебные посещения.

При поликлиниках могут работать детские молочные кухни, расходы на содержание которых планируются по отдельной смете.

В целях улучшения медицинского обслуживания населения и повышения эффективности расходования медицинских средств в отдельных регионах Республики Беларусь созданы территориальные медобъединения (ТМО). В их состав входят центральная поликлиника; стационарное медучреждение; другие медучреждения в регионе. Приоритеты бюджетной политики-2012 — здравоохранение, образование и наука. Прирост расходов на эти сферы превышает прирост финансирования большинства других отраслей.

На здравоохранение из консолидированного бюджета в 2012 запланировано 18,2 трлн. рублей, или 3,6% к ВВП — рост в 1,8 раза к 2011 году. Из них 14,4 трлн. рублей (80%) будет направлено на финансирование более двух тысяч учреждений здравоохранения местного уровня. Особое внимание уделено реализации госпрограмм в этой сфере. На мероприятия государственной программы профилактики, диагностики и лечения онкологических заболеваний в 2012 году запланировано 192 млрд. рублей, государственной программы «Кардиология» — 193 млрд., Национальной программы демографической безопасности Беларуси — 106 млрд. рублей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *