Расчетные ставки НДС

НПА:Налоговый кодекс Российской Федерации:Статья 154

(в редакции, действующей по состоянию на 01.01.2017)

← Статья 153 Глава 21 Статья 155 →

Статья 154. Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)

Источник ГАРАНТ

1. Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

При получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога. В налоговую базу не включается оплата, частичная оплата, полученная налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг):

длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев, при определении налогоплательщиком налоговой базы по мере отгрузки (передачи) таких товаров (выполнения работ, оказания услуг) в соответствии с положениями пункта 13 статьи 167 настоящего Кодекса;

которые облагаются по налоговой ставке 0 процентов в соответствии с пунктом 1 статьи 164 настоящего Кодекса;

которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).

Налоговая база при отгрузке товаров (работ, услуг) в счет ранее полученной оплаты, частичной оплаты, включенной ранее в налоговую базу, определяется налогоплательщиком в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта.

2. При реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, передаче товаров (результатов выполненных работ, оказании услуг) при оплате труда в натуральной форме налоговая база определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

При реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

2.1. Выплата (предоставление) продавцом товаров (работ, услуг) их покупателю премии (поощрительной выплаты) за выполнение покупателем определенных условий договора поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), включая приобретение определенного объема товаров (работ, услуг), не уменьшает для целей исчисления налоговой базы продавцом товаров (работ, услуг) (и применяемых налоговых вычетов их покупателем) стоимость отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), за исключением случаев, когда уменьшение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) на сумму выплачиваемой (предоставляемой) премии (поощрительной выплаты) предусмотрено указанным договором.

3. При реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений статьи 105.3 настоящего Кодекса, с учетом налога, акцизов (для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).

4. При реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, (за исключением подакцизных товаров) налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции.

5. Налоговая база при реализации услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов) определяется как стоимость их обработки, переработки или иной трансформации с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в нее налога.

5.1. При реализации автомобилей, приобретенных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) для перепродажи, налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом налога и ценой приобретения указанных автомобилей.

6. При реализации товаров (работ, услуг) по срочным сделкам (сделкам, предполагающим поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) по истечении установленного договором (контрактом) срока по указанной непосредственно в этом договоре или контракте цене), производных финансовых инструментов, не обращающихся на организованном рынке, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), стоимость базисного актива (для производных финансовых инструментов, не обращающихся на организованном рынке), указанная непосредственно в договоре (контракте), но не ниже их стоимости, исчисленной исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 настоящего Кодекса, действующих на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы, установленному статьей 167 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

При реализации базисного актива производных финансовых инструментов, обращающихся на организованном рынке и предполагающих поставку базисного актива (за исключением реализации базисного актива опционных договоров (контрактов), налоговая база определяется как стоимость, по которой должна быть осуществлена реализация базисного актива и которая определена в соответствии с условиями утвержденной биржей спецификации производного финансового инструмента. Определение налоговой базы при реализации такого базисного актива осуществляется на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы, установленному статьей 167 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

При реализации базисного актива опционных договоров (контрактов), обращающихся на организованном рынке и предполагающих поставку базисного актива, налоговая база определяется как стоимость, по которой должна быть осуществлена реализация базисного актива и которая определена в соответствии с условиями утвержденной биржей спецификации производного финансового инструмента, но не ниже стоимости, исчисленной исходя из цен, определяемых в порядке, предусмотренном статьей 105.3 настоящего Кодекса, действующих на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы, установленному статьей 167 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

В целях настоящей главы под спецификацией производного финансового инструмента понимается документ биржи, определяющий условия производного финансового инструмента.

7. При реализации товаров в многооборотной таре, имеющей залоговые цены, залоговые цены данной тары не включаются в налоговую базу в случае, если указанная тара подлежит возврату продавцу.

8. В зависимости от особенностей реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется в соответствии со статьями 155 — 162 настоящей главы.

9. Утратил силу с 1 января 2008 г.

10. Изменение в сторону увеличения стоимости (без учета налога) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе из-за увеличения цены (тарифа) и (или) увеличения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, учитывается при определении налогоплательщиком налоговой базы за налоговый период, в котором были составлены документы, являющиеся основанием для выставления корректировочных счетов-фактур в соответствии с пунктом 10 статьи 172 настоящего Кодекса.

1. Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

При получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога. В налоговую базу не включается оплата, частичная оплата, полученная налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг):

длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев, при определении налогоплательщиком налоговой базы по мере отгрузки (передачи) таких товаров (выполнения работ, оказания услуг) в соответствии с положениями пункта 13 статьи 167 настоящего Кодекса;

которые облагаются по налоговой ставке 0 процентов в соответствии с пунктом 1 статьи 164 настоящего Кодекса;

которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).

Налоговая база при отгрузке товаров (работ, услуг) в счет ранее полученной оплаты, частичной оплаты, включенной ранее в налоговую базу, определяется налогоплательщиком в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта.

При получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящей передачи имущественных прав в случаях, предусмотренных абзацем вторым пункта 1 и пунктами 2 — 4 статьи 155 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как разница между суммой оплаты, частичной оплаты, полученной налогоплательщиком в счет предстоящей передачи имущественных прав, и суммой расходов на приобретение указанных прав (размера денежного требования, в том числе будущего требования), определяемой исходя из доли оплаты, частичной оплаты в стоимости, по которой передаются имущественные права.

2. При реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства, передаче товаров (результатов выполненных работ, оказании услуг) при оплате труда в натуральной форме налоговая база определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

При реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот (в том числе скидок на цену товаров (работ, услуг) без учета налога), предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот (в том числе скидок на цену товаров (работ, услуг) без учета налога), предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

2.1. Выплата (предоставление) продавцом товаров (работ, услуг) их покупателю премии (поощрительной выплаты) за выполнение покупателем определенных условий договора поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), включая приобретение определенного объема товаров (работ, услуг), не уменьшает для целей исчисления налоговой базы продавцом товаров (работ, услуг) (и применяемых налоговых вычетов их покупателем) стоимость отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), за исключением случаев, когда уменьшение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) на сумму выплачиваемой (предоставляемой) премии (поощрительной выплаты) предусмотрено указанным договором.

3. При реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений статьи 105.3 настоящего Кодекса, с учетом налога, акцизов (для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).

4. При реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, (за исключением подакцизных товаров) налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции.

5. Налоговая база при реализации услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов) определяется как стоимость их обработки, переработки или иной трансформации с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в нее налога.

5.1. При реализации автомобилей, приобретенных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) для перепродажи, налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом налога и ценой приобретения указанных автомобилей.

6. При реализации товаров (работ, услуг) по срочным сделкам (сделкам, предполагающим поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) по истечении установленного договором (контрактом) срока по указанной непосредственно в этом договоре или контракте цене), производных финансовых инструментов, не обращающихся на организованном рынке, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), стоимость базисного актива (для производных финансовых инструментов, не обращающихся на организованном рынке), указанная непосредственно в договоре (контракте), но не ниже их стоимости, исчисленной исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 настоящего Кодекса, действующих на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы, установленному статьей 167 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

При реализации базисного актива производных финансовых инструментов, обращающихся на организованном рынке и предполагающих поставку базисного актива (за исключением реализации базисного актива опционных договоров (контрактов), налоговая база определяется как стоимость, по которой должна быть осуществлена реализация базисного актива и которая определена в соответствии с условиями утвержденной биржей спецификации производного финансового инструмента. Определение налоговой базы при реализации такого базисного актива осуществляется на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы, установленному статьей 167 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

При реализации базисного актива опционных договоров (контрактов), обращающихся на организованном рынке и предполагающих поставку базисного актива, налоговая база определяется как стоимость, по которой должна быть осуществлена реализация базисного актива и которая определена в соответствии с условиями утвержденной биржей спецификации производного финансового инструмента, но не ниже стоимости, исчисленной исходя из цен, определяемых в порядке, предусмотренном статьей 105.3 настоящего Кодекса, действующих на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы, установленному статьей 167 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

В целях настоящей главы под спецификацией производного финансового инструмента понимается документ биржи, определяющий условия производного финансового инструмента.

7. При реализации товаров в многооборотной таре, имеющей залоговые цены, залоговые цены данной тары не включаются в налоговую базу в случае, если указанная тара подлежит возврату продавцу.

8. В зависимости от особенностей реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется в соответствии со статьями 155 — 162 настоящей главы.

9. Утратил силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 04.11.2007 N 255-ФЗ.

10. Изменение в сторону увеличения стоимости (без учета налога) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе из-за увеличения цены (тарифа) и (или) увеличения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, учитывается при определении налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой базы за налоговый период, в котором были составлены документы, являющиеся основанием для выставления корректировочных счетов-фактур в соответствии с пунктом 10 статьи 172 настоящего Кодекса.

Изменение в сторону увеличения стоимости (с учетом налога) отгруженных товаров, указанных в абзаце первом пункта 8 статьи 161 настоящего Кодекса, в том числе в случае увеличения цены и (или) увеличения количества (объема) отгруженных товаров, учитывается налоговым агентом, указанным в пункте 8 статьи 161 настоящего Кодекса, при определении налоговой базы за налоговый период, в котором были составлены документы, являющиеся основанием для составления корректировочных счетов-фактур в соответствии с пунктом 10 статьи 172 настоящего Кодекса.

11. При реализации материальных ценностей, приобретенных ответственными хранителями и заемщиками материальных ценностей государственного материального резерва при выпуске материальных ценностей из государственного материального резерва в связи с их освежением, заменой и в порядке заимствования в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1994 года N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве», налоговая база определяется как положительная разница между ценой реализуемых материальных ценностей, определяемой в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом налога и ценой приобретения указанных материальных ценностей.

Случаи применения расчетных ставок НДС

Все случаи применения расчетных ставок НДС приведены в п. 4 ст. 164 НК РФ.

Расчетные ставки применяются:

  1. При получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных ст. 162 НК РФ. Налоговая база по НДС может быть увеличена только на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров, то есть в ситуациях, когда фактически данные суммы являются частью выручки. Если такие суммы признаны относящимися к выручке от продаж, то они также должны облагаться налогом. Налоговая ставка по дополнительным денежным суммам зависит от ставки по основным операциям. Так, если ставка налога на основную операцию была 10%, то дополнительная сумма будет облагаться налогом 10/110, так как с этой суммы удерживается расчетный налог (п. 4 ст. 164 НК РФ). Если налогообложение основной суммы проводилось по ставке 20% НДС, то расчетная ставка для дополнительно полученных сумм, связанных с выручкой, составит 20/120.
  2. Получении авансов по предстоящей поставке или передаче имущественных прав.

См. также «Принятие к вычету НДС с полученных авансов».

  1. Удержании налога агентами по НДС.

См. подробнее в материале «Кто признается налоговым агентом по НДС (обязанности, нюансы)».

  1. Расчетная ставка НДС при реализации имущества, учитываемого вместе с налогом.

Налоговым кодексом РФ регламентировано применение расчетной ставки при реализации имущества, учитываемого вместе с налогом согласно п. 3 ст. 154 НК РФ, приобретенного на стороне. Реализация его облагается по ставке 20/120 или 10/110. К такому имуществу относятся:

  • основные средства, покупаемые за счет целевого финансирования из бюджета и оплачиваемые с учетом НДС, не подлежащего вычету (письмо Минфина России от 01.04.2010 № 03-07-11/83);
  • имущество, полученное безвозмездно и учитываемое по стоимости с учетом налога, уплаченного передающей стороной;
  • основные средства, учтенные по стоимости с учетом налога;

Кроме того, по расчетной ставке облагаются операции по реализации:

  • сельхозпродукции и продуктов переработки по п. 4 ст. 154 НК РФ;
  • автомобилей, приобретенных у физических лиц для перепродажи согласно п. 5.1 ст. 154 НК РФ.

Кроме того, расчетная ставка применяется при передаче имущественных прав согласно п. 2–4 ст. 155 НК РФ. Перечень случаев, при которых допускается использование расчетной ставки налога, является исчерпывающим (определение ВАС РФ от 24.12.2008 № ВАС-15099/08, постановление ФАС Московского округа от 29.08.2008 № КА-А40/8063-08).

Расчетные ставки налога

При исчислении НДС с авансовых платежей, с процентов
по товарному кредиту, по векселям и облигациям, получен-
ным за реализованные товары (работы, услуги), применяются
так называемые расчетные ставки НДС(10/110 или 18/118
в зависимости от базовой ставки налогообложения).

Расчетные ставки НДС применяются также при реализа-
ции имущества, учитываемого с НДС (см. п. 3.9.1), при удер-
жании налога с выплат иностранным юридическим лицам (см.

Ставка 0%

Ставка 0% предусмотрена для экспорта, т. е. для внутрен- ней реализации не применяется (подробнее см. раздел3.8).

3.4. «ИСХОДЯЩИЙ» НДС
С РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ ОБЛАГАЕМОЙ РЕАЛИЗАЦИИ,
УПЛАТА НАЛОГА С АВАНСОВ И С ПРОЦЕНТОВ
ПО ТОВАРНЫМ КРЕДИТАМ И ВЕКСЕЛЯМ

3.4.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ), РЕАЛИЗОВАННЫХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ РАСЧЕТА НДС

Налоговая база по НДС представляет собой стоимость
реализуемых товаров (работ, услуг), исчисленную исходя из
цен, определяемых в соответствии с разделомV.1 НК РФ.Эта
статья содержит принципы определения цены товаров (работ, 197

услуг) для целей налогообложения, а также принципы контро-
ля налоговыми органами соответствия цен сделок рыночным
ценам (подробнее см. главу 1).

Стоимость реализованных товаров, облагаемая НДС, опре-
деляется исходя из всех доходов налогоплательщика, связан-
ных с расчетами по оплате реализованных товаров (работ,
услуг), полученных в денежной и (или) натуральной формах,
включая оплату ценными бумагами.

Выручка, полученная в иностранной валюте, пересчиты-
вается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату отгрузки.1 (Правила
пересчета выручки по товарам, по которым не подтверждено
применение ставки 0%,разбираются далее в п. 3.8.2.)

Всоответствии со ст. 162 и 167НК РФ наряду с выручкой
от реализации налогом на добавленную стоимость облагаются
также все суммы, связанные с расчетами по оплате товаров
(работ, услуг), а именно:

9. авансовые платежи;

10. проценты по товарному кредиту, облигациям или вексе-
лям, полученным в счет оплаты товаров (работ, услуг);

11. суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи

(пополнение фондов
специального назначения) либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг);

12. страховые выплаты по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств покупателем.

Все эти суммы облагаются НДС, если основная реализа-
ция товаров (работ, услуг), к которой они относятся, также
облагается налогом.

3.4.2. ИСЧИСЛЕНИЕ И УПЛАТА НДС
С ПОЛУЧЕННЫХ АВАНСОВ

Как указывалось ранее, авансы, полученные от покупате-
лей, облагаются НДС.

Вышеуказанное не относится к авансам, полученным под
экспортируемые товары, товары, не подлежащие налогообло-
жению (освобожденные от НДС), и под «обычные товары»,
срок изготовления которых превышает 6 месяцев(по перечню,
утвержденному Правительством РФ).

‘ Курсовые и суммовые разницы по отгруженным товарам не облагаются
НДС с 1.10.2011 г. До этого они учитывались при налогообложении.

НДС с авансов полученных взимается по расчетной ставке
18/118,т. е. полученная сумма аванса умножается на 18/118.
Результат — «исходящий» НДС с аванса.

НДС, уплаченный с аванса, принимается к вычету в том

месяце, когда происходит реализация товара. Одновременно,
согласно п. 14 ст. 167 НК РФ,происходит обычное начисление
НДС с реализации (см. пример 3.12).

Пример 3.12. Исчисление НДС с авансов
Реализация облагается по ставке 18%. Первый квартал
«Исходящий» НДС с аванса 18 ООО руб. (118 000 руб. х 18/118)
НДС к уплате 18 ООО руб.
Второй квартал
«Исходящий» НДС с реализации 18 ООО руб.
Вычет НДС, ранее уплаченного с аванса (18 ООО руб.)
НДС к уплате 0

3.4.3. ИСЧИСЛЕНИЕ НДС С ПРОЦЕНТОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПО ТОВАРНЫМ КРЕДИТАМ, ОБЛИГАЦИЯМ И ВЕКСЕЛЯМ

Если в оплату реализованных товаров (работ, услуг), об-
лагаемых НДС, от покупателя получены процентный вексель
или облигация, то денежные средства, поступившие в виде
процента (дисконта) по этим ценным бумагам, облагаются
НДС в части превышения полученной суммы над суммой,
рассчитанной по ставке рефинансирования ЦБ РФ (ст. 162
НК РФ).

Аналогичный порядок предусмотрен и для процентов, по-
лученных по товарному кредиту (т. е. в случае, когда вместо
денежных средств заемщику предоставляются товары).

Для расчета используются ставки рефинансирования ЦБ
РФ,которые действовали в течение периода расчета процен-
тов.

НДС, как и в случае с авансами, выделяется из суммы

облагаемых процентов (дисконта) с применением расчетной
ставки.

Пример 3.13. Исчисление НДС с процентов по векселям

1 марта текущего года ЗАО «Пончик» отгрузило товаров на
360 ООО руб. в адрес ЗАО «Винни-Пятачок». 1 марта ЗАО «Пончик» передало ЗАО «Осел И а» товаров на сумму 1 400 ООО руб. в качестве товарного кредита.

В оплату отгруженных товаров 1 марта от ЗАО «Винни-Пятачок» был получен вексель номиналом 360 ООО руб. с условием уплаты
20% годовых. Вексель погашен через 120 дней. ЗАО «Осел И а» представлен товарный кредит на 180 дней под 22% годовых. Ставка рефинансирования ЦБ РФ равна 14% (условно).

Определяем сумму по векселю:

360 ООО руб. х 120 дней : 365 дней х (20% — 14%) = 7101 руб.

НДС равен: 7101 руб. х 18/118 — 1083 руб.

Определяем сумму процентов по товарному кредиту:

1 400 ООО руб. х 180 дней: 365 дней х (22% — 14%) = 55 233 руб.

НДС равен: 55 233 руб. х 18/118 = 8425 руб.

«- — ________________________

Обратите внимание на то, что проценты, полученные по
коммерческим кредитам(т. е. в случае, когда покупатель платит
проценты за рассрочку платежа по договору), облагаются НДС
в полной суммес применением расчетной ставки 18/118.

Порядок исчисления НДСпо комиссионным операциям,
операциям уступки права требования, строительно-монтажным

работам для внутреннего потребления, реализации имущества,
учитываемого с НДС,подробно рассмотрен в разделе 3.9.

3.5. ВЫЧЕТЫ «ВХОДЯЩЕГО » НДС.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА

3.5.1. ПОНЯТИЕ ВЫЧЕТА «ВХОДЯЩЕГО» НДС

ШШ

В п. 3.1.1была представлена схема расчета налога на до-
бавленную стоимость, а именно:

«Входящий» НДС к вычету

На схеме ясно видно, что налоговые вычеты — это суммы,
ка которые уменьшается «исходящий» НДС, начисленный
к уплате в бюджет.

В подавляющем большинстве случаев налоговые вычеты —
это суммы НДС, которые организация должна уплатить за
приобретенные товары (работы, услуги). НК РФ называет их
суммами налога, предъявляемымипокупателям поставщиками
товаров (работ, услуг).

При этом под товарами понимается любое имущество, т. е.
собственно товары, а также материалы, основные средства,
нематериальные активы.

Статья 171 НК РФсодержит перечень вычетов по налогу,
среди которых названы суммы НДС:

— предъявляемыепоставщиками покупателям за приобрета-
емые товары (работы, услуги);

— уплаченныена таможне при ввозе товаров на территорию
Российской Федерации;

— уплаченныепродавцом по реализованным товарам (рабо-
там, услугам) в случаях их последующего возврата (отказа
от них) покупателем;

— уплаченные1с полученных от покупателей (заказчиков)
авансов под поставки товаров (оказание работ, выпол-
нение услуг) в будущем. НДС, уплаченный по авансам,
принимается к вычету после реализации указанных това-
ров (работ, услуг) покупателям;

— уплаченные1при выполнении строительно-монтажных
работ хозяйственным способом (подробнее см. п. 3.9.2);

— уплаченные’в бюджет налоговыми агентами, например
НДС с платежей иностранным юридическим лицам (под-
робнее см. п. 3.9.7).

3.5.2. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ВОЗМЕЩЕНИЯ
«ВХОДЯЩЕГО» НДС

Порядок возмещения «входящего» НДС неоднократно ме-
нялся.

Возмещение «входящего» НДС предоставляется при обя-
зательном выполнении следующих двух основных условий:

13. приобретенные товары (работы, услуги) должны быть приобретены для использования в операциях, облагаемых
НДС (пусть даже по нулевой ставке);

14. счета-фактуры от поставщиков, а также документы, подтверждающие фактическую уплату «входящего» НДС, должны
быть в наличии. НДС должен быть выделен отдельной стро-
кой в расчетных и первичных документах.

Пример 3.14. Порядок вычета «входящего» НДС

В первом квартале текущего года ЗАО «Пончик» приобрело товаров на сумму 118 млн руб. (в том числе НДС — 18 млн руб.). На конец первого квартала сумма неоплаченных товаров была равна 59 млн руб.(в том числе НДС — 9 млн руб.).

В этом же периоде ЗАО «Пончик» произвело предоплату за основные средства в сумме 11,8 млн руб. (в том числе НДС —1,8 млн руб).На конец квартала эти основные средства еще не получены.

НДС к вычету в первом квартале равен 19,8 млн руб. (18 + 1,8).
Момент оплаты товаров не играет никакой роли для вычета входящего НДС. Также возможен вычет НДС по предоплате.

Однако из общего правила возмещения НДС по предъ-
явлению, а не по оплате счета-фактуры от поставщика суще-
ствует ряд исключений.

Во-первых, чтобы принять к вычету НДС при импортето-
варов, как и прежде, его необходимо сначала уплатить на та-
можне.

Во-вторых, налоговые агентыдолжны сначала перечислить
удержанный налог в бюджет, и только после этого они смогут
предъявить его к вычету.

В-третьих, вычет НДС по командировочным расходампро-
изводится только при условии оплаты последних.

В-четвертых, вычет НДС, начисленного с полученных аван-
сов,а также при возврате товаров (работ, услуг),также можно
получить только при условии его уплаты в бюджет.

3.5.3. ПОЧЕМУ ДЛЯ ВЫЧЕТОВ НДС ВАЖЕН ХАРАКТЕР
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИОБРЕТЕННЫХ РЕСУРСОВ?

Здесь и далее под термином «ресурсы»мы будем понимать
и товары, и работы, и услуги.

По общему правилу, вычеты «входящего» НДС возможны
только в отношении тех ресурсов, которые были использова-
ны в производстве товаров (работ, услуг), облагаемых НДС.

Статья 170 НК РФспециально выделяет четыре случая,
когда «входящий» НДС,предъявленный поставщиками, не
принимается к вычету,а включается в стоимость ресурсов:

• купленные ресурсы используются при производстве или
реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от НДС
(см. п. 3.1.5);

• предприятие, которое приобрело ресурсы, освобождено
от обязанностей плательщика НДС (см. п. ЗЛ.4);

• ресурсы специально приобретены для операций, не при-
знаваемых реализацией для целей НДС (см. п. З.ЗЛ);

• ресурсы используются для операций, местом реализа-
ции которых территория Российской Федерации не признает-
ся (см. раздел 3.2).

На практике возможна такая ситуация: предприятие при-
обрело ресурсы, которые предполагало использовать для опе-
раций, облагаемых НДС. НДС по ним был принят к вычету.
Однако затем эти ресурсы были использованы для операций,
не облагаемых НДС. Если это произошло, то НДС, ранее при-
нятый к вычету, необходимо восстановить (см. пример ЗЛ5).

Пример 3.15. Восстановление «входящего» НДС

В январе предприятие приобрело материалы на сумму 118 ООО руб.(в том числе 18 ООО руб. — НДС). Материалы предполагалось использовать в производстве продукции, облагаемой НДС. 18 ООО руб. «входящего» НДС были приняты к вычету после отражения материалов в учете.

В мае все вышеуказанные материалы были переданы в уставный капитал дочернего предприятия. Это означает, что во II кварталенеобходимо восстановить 18 ООО руб. НДС, т. е. увеличить сумму НДС, причитающуюся к уплате в бюджет за II квартал.

Подробнее о восстановлении НДС см. раздел 3.7.

3.6. ВЫЧЕТЫ «ВХОДЯЩЕГО» НДС
В ОТДЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

В настоящем разделе приведены правила предоставления
вычетов НДС в случаях:

• покупки ресурсов за наличный расчет;

• импорта товаров;

• возврата товаров;

• осуществления расходов, которые не учитываются (частично учитываются) для налога на прибыль;

• осуществления командировочных расходов;

• оплаты работ (услуг) иностранным юридическим лицам;

• оплаты аренды государственным организациям;

• проведения зачета взаимных требований;

• использования имущества в расчетах с поставщиками;

• использования в расчетах собственного векселя и вексе-
лей третьих лиц;

• выдачи авансов поставщикам;

• использования приобретаемых ресурсов для операций,
облагаемых и не облагаемых НДС.

Вопросы, связанные с предоставлением вычета НДС по
строительным объектам, подробно рассмотрены в п. 3.9.2.

Дата добавления: 2014-12-10; просмотров: 1065;

Расчетная ставка НДС. Порядок применения на практике (Семенихин В.)

В законодательстве о налогах и сборах предусмотрено несколько ставок НДС: помимо основной ставки налога в размере 18% применяются пониженная ставка, равная 10%, и нулевая ставка, используемая в том числе при экспортных поставках. Кроме того, в случае осуществления некоторых видов налогооблагаемых операций налог исчисляется с помощью так называемой расчетной ставки.
Правовое регулирование
Согласно п. 4 ст. 164 НК РФ расчетная ставка НДС представляет собой процентное отношение «прямой» налоговой ставки в размере 10 или 18% к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер «прямой» ставки НДС. Однако в ст. 164 НК РФ предусмотрено наличие двух расчетных ставок НДС: 10/110 или 18/118%.
Случаи, когда сумма налога исчисляется плательщиком НДС исходя из расчетной ставки, также перечислены в п. 4 ст. 164 НК РФ, а именно:
— получение денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных ст. 162 НК РФ;
— получение оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, предусмотренных п. п. 2 — 4 ст. 155 НК РФ;
— удержание налога налоговыми агентами в соответствии с п. п. 1 — 3 ст. 161 НК РФ;
— реализация имущества, приобретенного на стороне и учитываемого с налогом согласно п. 3 ст. 154 НК РФ;
— реализация сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки в соответствии с п. 4 ст. 154 НК РФ;
— реализация автомобилей согласно п. 5.1 ст. 154 Налогового кодекса РФ;
— передача имущественных прав в соответствии с п. п. 2 — 4 ст. 155 НК РФ;
— иные случаи, когда сумма налога должна определяться расчетным методом.
Обратите внимание! Несмотря на то что из буквального прочтения п. 4 ст. 164 НК РФ следует, что перечень случаев применения расчетной ставки не является закрытым, большинство судей считают, что данный перечень является исчерпывающим, не подлежащим расширительному толкованию (см., в частности, Постановление ФАС Московского округа от 29.08.2008 N КА-А40/8063-08, Определение ВАС РФ от 24.12.2008 N ВАС-15099/08).
Рассмотрим более подробно ситуации, когда применяется расчетная ставка налога.
Получение денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных ст. 162 НК РФ
В соответствии с п. 1 ст. 146 основным объектом обложения НДС является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав, причем как на возмездной, так и на безвозмездной основе. Следовательно, продав товар (выполнив работу, оказав услугу), продавец (подрядчик, исполнитель) обязан рассчитать сумму налога и заплатить ее в бюджет.
Для исчисления налога необходимо определить налоговую базу от реализации товаров (работ, услуг). Как установлено ст. 153 НК РФ, порядок определения налоговой базы зависит от особенностей реализации произведенных налогоплательщиком или приобретенных им на стороне товаров (работ, услуг). В основном продавцы определяют налоговую базу в соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ, т.е. исходя из цен на товары (работы, услуги), установленных договором, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Согласно п. 3 ст. 153 НК РФ налоговая база по НДС при реализации товаров (работ, услуг) равна выручке от их реализации. Причем выручка исчисляется исходя из всех доходов, связанных с расчетами за товары (работы, услуги), независимо от того, в какой форме налогоплательщиком получены доходы — в денежной или в иной форме, включая оплату ценными бумагами.
Особенности определения налоговой базы при получении сумм, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), установлены в ст. 162 НК РФ. Причем из самого названия данной статьи следует, что эти особенности касаются только продавцов товаров (работ, услуг) и не применяются по отношению к их покупателям (Письмо Минфина России от 12.04.2013 N 03-07-11/12363).
Другими словами, облагаются налогом в соответствии со ст. 162 НК РФ лишь суммы, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), т.е. такие, которые рассматриваются как часть выручки продавца.
Если товары (работы, услуги) проданы (выполнены, оказаны) на российской территории и их реализация не освобождена от налогообложения, то налоговая база продавца, согласно п.п. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, увеличивается на суммы, полученные в виде финансовой помощи, за счет увеличения доходов, направленные на пополнение фондов специального назначения, а также суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) иным образом.
На протяжении ряда лет Минфин России приравнивал к суммам, связанным с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), получение продавцом различного вида неустоек, которые в соответствии с гражданским законодательством являются способом обеспечения обязательств (Письма Минфина России от 09.08.2011 N 03-07-11/214, УФНС России по г. Москве от 07.02.2008 N 19-11/11309).
В судебной практике данные выводы не поддержаны (Постановления Президиума ВАС РФ от 05.02.2008 N 11144/07, ФАС Московского округа от 12.02.2013 N А40-63043/12-91-362 и др.).
В настоящее время в результате многочисленных споров позиция официальных органов по данному вопросу несколько изменилась, что подтверждается Письмами Минфина России от 19.08.2013 N 03-07-11/33756, от 04.03.2013 N 03-07-15/6333, ФНС России от 03.04.2013 N ЕД-4-3/5875@.
Отметим, что в Письме Минфина России от 09.11.2015 N 03-07-11/64436 указано, что если полученные денежные средства не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), то в налоговую базу по НДС они не включаются.
В то же время если полученные продавцами от покупателей суммы, которые предусмотрены условиями договоров в виде неустойки (штрафа, пени), по существу не являются неустойкой (штрафом, пеней), обеспечивающей исполнение обязательств, а фактически относятся к элементу ценообразования, предусматривающему оплату товаров (работ, услуг), то такие суммы включаются в налоговую базу по НДС на основании ст. 162 НК РФ. При этом в конце Письма сделана оговорка о том, что квалификация штрафов в качестве денежных средств, связанных или не связанных с оплатой реализованных продавцом товаров (работ, услуг), должна производиться в каждом конкретном случае с учетом условий соответствующих договоров в зависимости от конкретной хозяйственной ситуации.
Пример 1. Предположим, что организация «А» является поставщиком товаров. В феврале 2017 г. она заключила с организацией «В» договор на поставку товаров стоимостью 295 000 руб., в том числе НДС — 45 000 руб. Договором установлено, что товары принимаются покупателем со склада поставщика (выборка товаров). За нарушение сроков выборки договором предусмотрен штраф в размере 3 000 руб. Организация «В» несвоевременно забрала товар со склада поставщика и уплатила ему штраф в размере 3 000 руб.
В феврале 2017 г. в учете организации «А» операции, связанные с продажей товара, отражены следующим образом:
— Д-т 62 К-т 90-1 — 295 000 руб. — продан товар;
— Д-т 90, субсчет 3, К-т 68 — 45 000 руб. — начислен НДС при отгрузке товаров;
— Д-т 51 К-т 62 — 295 000 руб. — поступила оплата от покупателя товаров;
— Д-т 51 К-т 76 — 3 000 руб. — получена сумма штрафа за нарушение сроков выборки товара, определенная договором;
— Д-т 76 К-т 91, субсчет 1, — 3 000 руб. — сумма штрафа включена в состав прочих доходов;
— Д-т 91, субсчет 2, К-т 68 — 458 руб. (3 000 x 18/118%) — начислена сумма НДС с суммы полученного штрафа.
В настоящее время с учетом разъяснений Минфина России у организации-продавца есть возможность не облагать налогом сумму полученного штрафа.
Кроме того, продавец обязан увеличить налоговую базу при получении процентов по векселям, переданным в счет оплаты реализованных товаров (работ, услуг), процентов по товарному кредиту (в части, превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии со ставками рефинансирования ЦБ РФ, действовавшими в периодах, за которые производится расчет процента), а также при получении страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств (за исключением исполнения сделок по продаже товаров (работ, услуг), облагаемых налогом по ставке 0%).
Во всех перечисленных случаях налог с полученных сумм исчисляется с применением расчетных ставок 10/110 или 18/118% в зависимости от того, по какой ставке производится налогообложение реализованных товаров (работ, услуг), так как получение указанных сумм является следствием основной операции по реализации товаров (работ, услуг), поэтому они облагаются исходя из ставок налога, применяемых к основным операциям по реализации.
Получение оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, предусмотренных п. п. 2 — 4 ст. 155 НК РФ
Получая оплату от покупателя до фактической отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав), продавец обязан исчислить НДС с полученного аванса. В соответствии с п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по НДС является наиболее ранняя из следующих дат:
— день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
— день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Исключение касается лишь получения авансовых платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг):
— длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (чтобы воспользоваться данной возможностью, налогоплательщик должен выполнить ряд условий, перечисленных в п. 13 ст. 167 НК РФ);
— облагаемых налогом по ставке 0% согласно п. 1 ст. 164 НК РФ;
— освобожденных от налогообложения.
О том, что в указанных случаях НДС не начисляется, указано в п. 1 ст. 154 НК РФ и в Письме Минфина России от 01.06.2007 N 03-07-08/136.
Во всех иных случаях «авансовый» НДС необходимо начислить и уплатить в бюджет. При получении авансовых платежей налоговая база определяется продавцами исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога. При этом для исчисления суммы налога используется расчетная ставка 10/110 или 18/118% в зависимости от «прямой» ставки налога.
Пример 2. Организация «А» заключила с организаций «В» договор на поставку товаров, стоимость которых составляет 236 000 руб., в том числе налог на добавленную стоимость — 36 000 руб. Договором предусмотрено, что товар отгружается покупателю на условиях 100%-ной предварительной оплаты, поэтому покупатель перечислил поставщику всю сумму предварительной оплаты.
Сумма налога, которую организация «А» должна заплатить в бюджет с полученной предварительной оплаты, определяется следующим образом:
236 000 руб. x 18/118% = 36 000 руб.
Обратите внимание! В случае продажи товаров на условиях предварительной оплаты налоговая база определяется продавцом товаров (работ, услуг) дважды: первый раз — при получении сумм аванса в соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 154 НК РФ исходя из полученной суммы оплаты с учетом налога; второй раз — в момент отгрузки товаров (работ, услуг) согласно п. 14 ст. 167 НК РФ, и в этом случае налоговая база определяется со всей стоимости отгрузки, т.е. исходя из цены товаров (работ, услуг), установленной договором. НДС с реализации товаров (работ, услуг) уже исчисляется исходя из «прямой» ставки налога.
Если полученная продавцом предварительная оплата предполагает поставку товаров, в составе которых имеются облагаемые налогом по ставке 10 и 18%, то исчислить «авансовый» НДС нужно исходя из расчетной ставки 18/118% (Письмо Минфина России от 06.03.2009 N 03-07-15/39, Постановление Президиума ВАС РФ от 25.01.2011 N 10120/10).
Удержание налога налоговыми агентами в соответствии с п. п. 1 — 3 ст. 161 НК РФ
Напомним, что в соответствии со ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. По общему правилу налоговые агенты наделяются теми же правами, что и сами налогоплательщики.
Случаи, когда у хозяйствующего субъекта могут возникать обязанности налогового агента по НДС, перечислены в ст. 161 НК РФ. Так, организация или индивидуальный предприниматель признаются налоговым агентом по НДС, если:
— приобретают на российской территории товары (работы, услуги) иностранных поставщиков, не имеющих в Российской Федерации соответствующей регистрации;
— покупают (получают) или арендует государственное или муниципальное имущество у соответствующих органов власти и управления;
— продают конфискат, имущество, реализуемое в судебном порядке, бесхозяйные ценности, клады и скупленные ценности, а также ценности, перешедшие по праву наследования государству;
— приобретают имущество должников-банкротов;
— продают в Российской Федерации товары (работы, услуги, имущественные права) иностранных продавцов, не имеющих в Российской Федерации соответствующей регистрации, в качестве посредника, участвующего в расчетах;
— являются собственником судна на 46-й календарный день после перехода права собственности на судно (как к заказчику последнего), если до этого момента судно не зарегистрировано в Российском международном реестре судов.
Отметим, что до 01.01.2012 собственник судна также признавался налоговым агентом по НДС в случае исключения судна из Российского международного реестра судов в течение 10 лет с момента регистрации.
Пунктом 4 ст. 164 НК РФ предусмотрено использование расчетной ставки лишь в отношении следующих налоговых агентов:
— покупателей товаров (работ, услуг) иностранных поставщиков, не имеющих российской регистрации;
— арендаторов (получателей) государственного (муниципального) имущества.
Если статус налогового агента по НДС возникает у организации или предпринимателя по первому из указанных оснований, то налоговая база определяется им как сумма дохода, выплачиваемая иностранному продавцу товаров (работ, услуг) с учетом налога (п. 1 ст. 161 НК РФ). В этом случае при исчислении суммы налога налоговый агент применяет расчетную ставку 10/110 или 18/118% в зависимости от того, какая ставка налога предусмотрена в отношении приобретаемых товаров, работ или услуг.
Пример 3. Организация «А» приобретает у иностранного поставщика товары. Цена договора составляет 500 евро с учетом налогов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации. Курс евро на дату покупки товаров составил 63,45 руб. за евро. Предположим, что реализация приобретаемых товаров облагается на территории Российской Федерации по налоговой ставке 18%.
Сумма налога, которую организация «А» как налоговый агент должна заплатить в бюджет при приобретении товаров, составит:
— (63,45 руб. за евро x 500 евро) x 18/118% = 4 839,41 руб.
При аренде государственного (муниципального) имущества налоговый агент определяет налоговую базу исходя из суммы арендной платы с учетом НДС (абзац 1 п. 3 ст. 161 НК РФ), а в случае приобретения (получения) государственного (муниципального) имущества — исходя из суммы дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога.
Пример 4. Организация «А» арендует помещение для магазина у городского комитета по имуществу. По договору арендная плата составляет 27 140 руб. с учетом НДС.
Сумма налога, которую организация «А» как налоговый агент должна заплатить в бюджет с услуг по аренде, составит:
— 27 140 руб. x 18/118% = 4 140 руб.
Следует иметь в виду, что арендатору заплатить сумму налога придется даже в случае, если задолженность перед арендодателем погашается не денежными средствами, а иным способом, например выполнением работ, оказанием услуг (Письмо Минфина России от 16.04.2008 N 03-07-11/147).
Отметим, что если государственное (муниципальное) имущество передается на безвозмездной основе, то налоговая база определяется исходя из рыночной стоимости имущества с учетом налога (Письмо Минфина России от 24.10.2007 N 03-07-11/520). При этом порядок определения рыночных цен установлен в ст. 105.3 НК РФ.
Обратите внимание! В Письме Минфина России от 05.06.2013 N 03-03-06/2/20797 разъяснено, что если внешнеторговым контрактом, договором аренды или купли-продажи имущества сумма налога не установлена, то налоговый агент самостоятельно должен определить налоговую базу посредством увеличения стоимости товаров (работ, услуг), предусмотренной договором, на сумму налога, причитающегося к уплате в бюджет. В этом случае сумма «агентского» налога исчисляется налоговым агентом с использованием ставки налога в размере 10 или 18%. Несмотря на то что при отсутствии в договоре установленной суммы налога налоговый агент уплачивает НДС фактически за счет своих средств, он имеет право на получение вычета по налогу, так как исчисленная и уплаченная в бюджет сумма налога в данной ситуации является, по существу, суммой налога, удержанной из возможных доходов налогоплательщика — иностранного лица.
Реализация имущества, приобретенного на стороне и учитываемого с налогом в соответствии с п. 3 ст. 154 НК РФ
В отношении реализации имущества, приобретенного и учитываемого с НДС, существует специальный порядок определения налоговой базы, в соответствии с которым она исчисляется как разница между ценой реализуемого имущества, устанавливаемой с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, с учетом налога, акцизов (для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).
Таким образом, налоговая база представляет собой разницу между продажной ценой имущества и его балансовой стоимостью (Письмо Минфина России от 26.03.2007 N 03-07-05/16).
Примером может служить продажа основного средства, приобретенного организацией за счет средств целевого финансирования из бюджета. В отношении данной ситуации в Письме Минфина России от 01.04.2010 N 03-07-11/83 разъяснено, что поскольку в этом случае НДС к вычету не принимается, а покрывается за счет бюджетных средств, то при продаже такого основного средства сумма налога будет исчисляться организацией с межценовой разницы с использованием расчетной ставки налога.
Следует отметить, что в главе 21 НК РФ ничего не сказано о том, нужно ли уплачивать НДС, если разница между ценой реализации и балансовой стоимостью имущества, учтенного с учетом НДС, отрицательная.
Однако, по мнению Минфина России, изложенному в Письме от 03.07.2012 N 03-07-05/18, если имущество продается по остаточной стоимости, то налоговая база по данной операции считается равной нулю и, соответственно, НДС не уплачивается. Поддерживают эту точку зрения и суды, о чем свидетельствуют, например, Постановления ФАС Поволжского округа от 18.01.2013 N А55-14290/2012, ФАС Московского округа от 08.12.2009 N КА-А41/13351-09.
Поскольку физические лица (граждане) не являются плательщиками НДС, то при продаже товаров они не предъявляют покупателям сумму налога к уплате, вследствие чего в случае дальнейшей продажи товара эти покупатели (ставшие продавцами) обязаны заплатить сумму налога в бюджет со всей его стоимости, не имея сумм «входного» налога.
Обращаем внимание на то, что принимать к вычету сумму НДС, определенную расчетным методом, продавец не вправе (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29.05.2007 N Ф08-2109/2007-875А).
В НК РФ установлены особенности определения налоговой базы при реализации товаров, закупаемых у населения. Согласно п. 4 ст. 154 в случае реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (за исключением подакцизных товаров), налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со ст. 105.3 НК РФ с учетом налога, и ценой приобретения указанной продукции.
Таким образом, в такой ситуации сумма налога будет исчисляться продавцом исходя из разницы между ценой продажи товара и ценой его приобретения. Однако этот порядок распространяется не на любые товары, а только на сельскохозяйственную продукцию и продукты ее переработки, содержащиеся в Перечне сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2001 N 383.
Необходимо отметить, что исчислять сумму налога с разницы между ценой продажи и ценой приобретения могут лишь плательщики НДС, осуществляющие перепродажу сельскохозяйственной продукции. Если же эта продукция или продукты ее переработки, поименованные в Перечне, приобретаются налогоплательщиком для дальнейшей переработки, то со стоимости готовой продукции он будет исчислять налог в обычном порядке исходя из ее стоимости (Письмо Минфина России от 26.01.2005 N 03-04-04/01, Постановление ФАС Центрального округа от 08.10.2008 N А36-528/2008).
В то же время рекомендуем производителям, переработчикам ознакомиться с выводами суда, изложенными в Постановлении ФАС Поволжского округа от 03.12.2013 N А12-6633/2013, в котором арбитры поддержали налогоплательщика-переработчика в части исчисления НДС с межценовой разницы.
Передача имущественных прав в соответствии с п. п. 2 — 4 ст. 155 НК РФ
Напомним, что особенности определения налоговой базы при передаче имущественных прав установлены в ст. 155 НК РФ, в соответствии с которой при исчислении суммы налога расчетная ставка используется новым кредитором:
— уступающим денежное требование, вытекающее из договора реализации товаров (работ, услуг); при этом налоговая база определяется как сумма превышения дохода, полученного от последующей уступки требования или в случае прекращения обязательства должника, над суммой расходов на приобретение указанного требования (п. 2 ст. 155 НК РФ);
— уступающим денежное требование, приобретенное у третьего лица; в этом случае налоговая база определяется как сумма превышения доходов, полученных от должника и (или) при последующей уступке, над суммой расходов на приобретение указанного требования (п. 4 ст. 155 НК РФ).
Кроме того, использование расчетной ставки налога предусмотрено при передаче имущественных прав (в том числе участниками долевого строительства) на жилые дома или жилые помещения, доли в жилых домах или жилых помещениях, гаражи или машино-места. В подобных ситуациях налоговая база определяется как разница между стоимостью, по которой передаются имущественные права с учетом налога, и расходами на приобретение указанных прав (п. 3 ст. 155 НК РФ).
Реализация автомобилей в соответствии с п. 5.1 ст. 154 НК РФ
Напомним, что с 01.04.2009 применять расчетную ставку налога следует и в случае продажи автомобилей, приобретенных у физических лиц.
В п. 5.1 ст. 154 НК РФ предусмотрено, что при реализации автомобилей, приобретенных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) для перепродажи, налоговая база определяется как разница между ценой, устанавливаемой в соответствии со ст. 105.3 НК РФ с учетом налога, и ценой приобретения указанных автомобилей.
Другими словами, в отношении приобретенных у граждан автомобилей продавцы будут исчислять сумму налога с разницы между ценой продажи автомашины и его покупной стоимостью. Воспользоваться данной правовой нормой могут не только автосалоны, но и организации, которые приобретают автомобили у физических лиц, не являющихся плательщиками НДС, и реализуют эти машины в дальнейшем. Кроме того, из Письма Минфина России от 19.10.2010 N 03-07-11/412 следует, что данный порядок исчисления налога могут применять и страховые компании, которые реализуют поврежденные автомобили, полученные от граждан, отказавшихся от прав на эти автомобили в целях получения от страховщика выплаты в полном размере страховой суммы.

Ставка НДС

Актуально на: 20 декабря 2018 г.

В 2018 году налоговая ставка НДС может принимать одно из пяти значений: 0%, 10%, 18%, 10/110 и 18/118.

Размер ставки Применение ставки
0% Эта ставка используется при реализации (п. 1 ст. 164 НК РФ):
— товаров на экспорт (при условии подачи в ИФНС определенного пакета подтверждающих документов (ст. 165 НК РФ));
— услуг по международной перевозке товаров, включающих в себя также транспортно-экспедиторские услуги;
— услуг по международной перевозке пассажиров и багажа;
— некоторых достаточно специфических видов работ и услуг (к примеру, работ, выполняемых организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов).
10% Используется при реализации:
— определенных продовольственных (например, сахара, хлеба, молока (пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ)) и детских товаров (подгузников, обуви, тетрадей и т. д. (пп. 2 п. 2 ст. 164 НК РФ));
— печатной периодики (газет, журналов) и книжной продукции, кроме рекламного и эротического характера (пп. 3 п. 2 ст. 164 НК РФ);
— лекарств и медицинских изделий, кроме тех, которые освобождены от НДС (пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ);
— услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа (пп. 6 п. 2 ст. 164 НК РФ).
Для применения этой ставки код вида продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности должен присутствовать в перечне, утвержденном Правительством (Постановление Правительства РФ от 15.09.2008 № 688, Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 № 908, Постановление Правительства РФ от 23.01.2003 № 41).
18% Во всех остальных случаях при реализации товаров (работ, услуг)
10/110 Расчетная ставка чаще всего применяется (п. 4 ст. 164 НК РФ):
— при получении авансов в счет предстоящей поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг);
— при расчете суммы НДС, перечисляемой в бюджет налоговым агентом;
— при уступке новым кредитором денежных требований, вытекающих из договора реализации товаров (работ, услуг).
18/118

Расчетная ставка НДС

«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 25.12.2018)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 25.01.2019)4. При получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных статьей 162 настоящего Кодекса, а также при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, предусмотренных пунктами 2 — 4 статьи 155 настоящего Кодекса, при удержании налога налоговыми агентами в соответствии с пунктами 1 — 3 и при исчислении налога налоговыми агентами в соответствии с пунктом 8 статьи 161 настоящего Кодекса, при реализации имущества, приобретенного на стороне и учитываемого с налогом в соответствии с пунктом 3 статьи 154 настоящего Кодекса, при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки в соответствии с пунктом 4 статьи 154 настоящего Кодекса, при реализации автомобилей в соответствии с пунктом 5.1 статьи 154 настоящего Кодекса, при реализации ответственными хранителями и заемщиками материальных ценностей в соответствии с пунктом 11 статьи 154 настоящего Кодекса, при передаче имущественных прав в соответствии с пунктами 2 — 4 статьи 155 настоящего Кодекса, а также в иных случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом сумма налога должна определяться расчетным методом, налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной пунктом 2 или пунктом 3 настоящей статьи, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.

1. При получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг) (п.4 ст. 164 нк рф).

В частности, к таким средствам относятся:

  • суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счёт увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) (пп.2 п.1 ст. 162 НК РФ);

  • суммы, полученные в виде процента (дисконта) по полученным в счёт оплаты за реализованные товары (работы, услуги) облигациям и векселям, процента по товарному кредиту в части, превышающей размер процента по ставке рефинансирования ЦБ РФ, которая действовала в периодах, когда производился расчёт процента пп.3 п.1 ст. 162 НК РФ);

  • суммы полученных страховых взносов по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя-кредитора, если договором предусмотрена реализация товаров (работ, услуг), являющаяся объектом налогообложения (пп.4 п.1 ст.162НК РФ).

  1. При осуществлении следующих операций (п.4 ст.164 НК РФ):

* удержание налога налоговыми агентами (пункты 1-3, 4.1 ст. 161 НК РФ);

  • реализация имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом НДС (п. 3 ст. 154 НК РФ);

  • передача имущественных прав в соответствии с пунктами 2-4 статьи 155 НК РФ;

  • реализация сельскохозяйственной продукции и продуктов её переработки, закупленной у физических лиц, не являющихся налогоплательщиками, по перечню, утверждённому Правительством РФ (кроме подакцизных товаров) (п. 4 ст. 154 НК РФ);

  • реализация автомобилей (п. 5.1 ст.154 НК РФ).

  • передача имущественных прав (пп. 2-4 ст.155 НК РФ).

При ввозе товаров на таможенную территорию РФ применяются налоговые ставки в размере 10% и 18% (п.5 ст.164 НК РФ).

6. Порядок исчисления налога

Сумма налога определяется путем умножения налоговой базы на соответствующую налоговую ставку (как соответствующая налоговой ставке доля налоговой базы) применительно ко всем операциям, которые признаются объектом налогообложения и относятся к соответствующему налоговому периоду.

При отнесении той или иной операции к соответствующему налоговому периоду необходимо учитывать момент определения налоговой базы.

В соответствии со ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, то передача права собственности приравнивается к отгрузке товара.

При передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд моментом определения налоговой базы является день совершения такой передачи.

Моментом определения налоговой базы при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления признается с 1.01.2008 года последнее число месяца каждого налогового периода.

При реализации товаров, припасов в режиме экспорта, работ (услуг) по организации и сопровождению перевозок, погрузке и перегрузке вывозимых товаров, работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров в режиме транзита, моментом определения налоговой базы признается с 1.01.2008 г. – последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих ставку 0%.

Момент определения налоговой базы должен быть отражен в учетной политике организации.

Сумма НДС рассчитывается по каждой операции, являющейся объектом налогообложения и облагаемой по соответствующей ставке. Общая сумма НДС определяется путем сложения сумм налога по отдельным операциям.

При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественный прав, а также при получении денежных средств в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) налогоплательщик обязан дополнительно к цене предъявить к оплате покупателю соответствующую сумму налога и выставить соответствующие счета-фактуры не позднее 5 дней со дня отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав (п. 3 ст. 168 НК РФ).

Сумма налога выделяется отдельной строкой в расчётных документах, в том числе реестрах чеков, реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учётных документах и счетах-фактурах.

При реализации товаров (работ, услуг), освобождённых от налогообложения, и при освобождении налогоплательщика от уплаты налога сумма налога в расчётных и первичных документах отдельной строкой не выделяется. При этом на них делается надпись «Без налога (НДС)».

Счёт-фактура – это основной документ, на основании которого указанные в нём суммы НДС предъявляются к вычету или возмещению.

Реквизиты счёта-фактуры установлены ст. 169 НК РФ. В счёте-фактуре должны быть указаны:

  1. порядковый номер и дата выписки счёта-фактуры;

  2. наименование, адрес и ИНН налогоплательщика и покупателя;

  3. наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;

  4. номер платёжно-расчётного документа в случае получения денежных средств в счёт предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг;

  5. наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание работ, услуг) и единица измерения;

  6. количество (объём) поставляемых (отгруженных) товаров (работ, услуг) по счёту-фактуре, исходя из принятых единиц измерения;

  7. наименование валюты;

  8. цена (тариф) за единицу измерения по договору (контракту) без учёта налога, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учётом суммы налога;

  9. стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав за всё количество поставляемых (отгруженных) по счёту-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав без налога;

  10. сумма акциза по подакцизным товарам;

  11. налоговая ставка;

  12. сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;

  13. стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счёту-фактуре товаров;

  14. страна происхождения товара;

  15. номер таможенной декларации.

Реквизиты 14 и 15 заполняются в отношении тех товаров, страной происхождения которых не является РФ.

В случае получения налогоплательщиком сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав продавец обязан на полученную сумму предъявить покупателю сумму налога, исчисленную по расчетной ставке (п. 4 ст. 164 НК РФ) и счет-фактуру, в которой должны быть указаны следующие реквизиты (п. 5.1 ст. 169 НК РФ):

    1. порядковый номер и дата составления счета-фактуры;

    2. наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;

    3. номер платежно-расчетного документа;

    4. наименование поставляемых товаров (описание работ, услуг), имущественных прав;

    5. наименование валюты;

    6. сумма оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг); передачи имущественных прав;

    7. налоговая ставка;

    8. сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок.

При изменении стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, изменении цены и (или) уточнении их количества выставляется корректировочный счет-фактура, в котором должны быть указаны следующие реквизиты (п. 5.2 ст.169 НК РФ):

  1. наименование «корректировочный счет-фактура», порядковый номер и дата составления корректировочного счета-фактуры;

  2. порядковый номер и дата составления счета-фактуры, по которому осуществляется изменение;

  3. наименования, адреса и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;

  4. наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав и единица измерения, по которым осуществляется изменение;

  5. количество (объем) товаров, работ, услуг по счету-фактуре с указанием единиц измерения до и после уточнения количества;

  6. наименование валюты;

  7. цена за единицу измерения без суммы НДС до и после изменения цены;

  8. стоимость всего количества товаров (работ, услуг), имущественных прав по счету-фактуре без НДС до и после внесенных изменений;

  9. сумма акциза по подакцизным товарам;

  10. налоговая ставка;

  11. сумма налога до и после внесенных изменений;

  12. стоимость всего количества товаров (работ, услуг), имущественных прав по счету-фактуре с учетом НДС до и после внесенных изменений;

  13. разница между показателями счета-фактуры, по которому вносятся изменения, и показателями, исчисленными после внесенных изменений. При этом отрицательная разница указывается со знаком минус.

Счёт-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером либо иными лицами, уполномоченными приказом по организации или доверенностью от имени организации. При выставлении счёта-фактуры индивидуальным предпринимателем счёт-фактура подписывается им с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.

Счет-фактура, составленный в электронном виде, подписывается электронной цифровой подписью руководителя организации либо иных уполномоченных лиц. Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде с применением электронной цифровой подписи устанавливается Минфином РФ.

Налогоплательщики обязаны вести журналы учёта полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж.

Правила ведения журналов учёта полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчётах по налогу на добавленную стоимость устанавливаются Правительством РФ.

На основании этих документов определяется общая сумма входящего налога, предъявленного предприятию поставщиками (продавцами) и общая сумма налога, предъявленная предприятием покупателям его товаров (работ, услуг). В конечном итоге рассчитывается сумма НДС, которая подлежит уплате в бюджет. Названные документы служат источниками информации для составления налоговой декларации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *