Расходы на финансирование

6. Расходы, финансируемые из федерального бюджета

В соответствии с законодательством РФ, из федерального бюджета финансируются следующие расходы:

1) обеспечение деятельности Президента РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

2) национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

3) функционирование федеральной судебной системы;

4) осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;

5) фундаментальные исследования и содействие научно—техническому прогрессу;

6) государственная поддержка транспорта: железнодорожного, воздушного и морского;

7) государственная поддержка атомной энергетики;

8) ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

9) исследование и использование космического пространства;

10) содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;

11) финансовая поддержка субъектов РФ;

12) статистический учет;

13) формирование федеральной собственности; обслуживание и погашение государственного долга РФ;

14) компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и других социальных выплат, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета;

15) пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

16) проведение выборов и референдумов в РФ;

17) федеральная инвестиционная программа; обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней.

Средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного назначения.

Спецификой федерального бюджета является финансирование за счет себя общегосударственных расходов на оборону, международную деятельность, научные исследования. Федеральный бюджет финансирует 100 % общегосударственных расходов на оборону и международную деятельность, 93 % – на научные исследования, 76 % – на правоохранительную деятельность, 89 % – на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Федеральный бюджет – это инструмент межрегионального перераспределения общегосударственных средств.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Временно исполняющий обязанности губернатора Александр Беглов подписал постановление правительства Санкт-Петербурга «О перераспределении объемов работ, предусмотренных комитету по строительству, между объектами Адресной инвестиционной программы на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». Об этом сообщили в пресс-службе Смольного.

Постановление принято в целях перераспределения бюджетного финансирования на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, включенных в Адресную инвестиционную программу, утвержденную Законом Санкт-Петербурга о бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.

Согласно постановлению, общий объем перераспределения составляет 1 624 480,7 тыс. рублей.

В рамках данного перераспределения, в частности, увеличиваются лимиты финансирования в текущем году на строительство и реконструкцию 18 объектов дошкольного и школьного образования (включая 2 новые детские школы искусств) в районах Петербурга, испытывающих дефицит в указанных объектах из-за интенсивного жилого строительства.

Так, в целях реализации государственной программы Санкт-Петербурга «Обеспечение доступным жильем и жилищно-коммунальными услугами жителей Санкт-Петербурга» увеличивается финансирование завершения строительства жилого дома по адресу: г. Колпино, ул. Красных партизан, напротив д. 4.

В том числе, данным постановлением увеличиваются лимиты финансирования в текущем году на строительство и реконструкцию 5 объектов для размещения государственных медицинских организаций, а также на приспособление для современного использования здания для размещения социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних по адресу: пос. Усть-Ижора, Шлиссельбургское шоссе, д. 187, литера А.

Кроме того, увеличиваются расходы на проектирование строительства здания общеобразовательного учреждения на 1100 мест по адресу: Пулковское шоссе, участок 72 (восточнее дома 30, корп. 4, литера А по Пулковскому шоссе).

Принятое постановление позволит завершить в текущем году строительство и реконструкцию наиболее приоритетных объектов социальной инфраструктуры.

Введение

Глава 1. Понятие и система государственных и муниципальных расходов

Глава 2. Финансирование государственных и муниципальных расходов

2.1 Понятие и принципы государственного финансирования

2.2 Финансирование в форме капитальных вложений

2.3 Сметно-бюджетное финансирование

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Финансовую сторону деятельности государственного аппарата в общих чертах можно описать как совокупность доходов и расходов государства, именуемую еще бюджетом.

Настоящая работа посвящена части этой деятельности, а именно: государственным и муниципальным расходам, а также средствам и способам их финансирования.

Перечень расходов установлен в Бюджетном кодексе РФ в статье 21, которая определяет единые для всей бюджетной системы РФ расходы бюджетной системы. Порядок формирования расходов, необходимых для деятельности органов государственной власти, устанавливается Министерством финансов РФ.

Актуальность рассматриваемой темы состоит в том, что именно от объема расходов зависит финансовое состояние государства, ведь при несовпадении объема расходов с объемами доходов может привести к глубокому финансовому кризису, ярким примером которого является начавшийся в 2008 года в России кризис. В связи с этим, правильное планирование и распределение расходов по периодам обеспечивает устойчивость финансовой системы страны.

Целью настоящей работы является изучение и анализ правовых основ, принципов регулирования расходов бюджетов и их финансирования.

Структура работы – настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящена понятию и классификации государственных и муниципальных расходов. Во второй главе раскрыты способы финансирования государственных и муниципальных расходов.

Глава 1. Понятие и система государственных и муниципальных расходов

Государственные (муниципальные) расходы – это урегулированная нормами финансового права деятельность государства по расходованию разнообразных фондов денежных средств для реального обеспечения финансовыми ресурсами выполнения задач и функций, стоящих перед государством (муниципальным образованием). Данные расходы имеют публичный характер.1

Выражение государственные (и муниципальные) расходы можно понимать в разных аспектах. Например, как конкретные суммы затрат государства и муниципальных образований, произведенных ими в целях выполнения своих функций и задач.

Вместе с тем данная категория имеет организационный и юридический аспекты, выступая в качестве составной части финансовой деятельности государства и муниципальных образований, а именно деятельности по использованию находящихся в их собственности и распоряжении денежных средств. Ей присущи все общие особенности финансовой деятельности государства и муниципальных образований при наличии специфических черт, свойственных данному ее этапу. Особенно следует отметить, что такое направление финансовой деятельности находится во взаимозависимости с другими ее направлениями: образованием денежных фондов, их распределением; неотъемлемым ее элементом также должен быть финансовый контроль.

В процессе деятельности по осуществлению государственных и муниципальных расходов возникает широкий круг отношений, регулируемых финансовым правом, а в связи с ней и другими отраслями права — гражданским, административным и др.

В финансовых правоотношениях в данном случае участвуют государственные и муниципальные предприятия, организации, учреждения, их вышестоящие органы, а также банки, через которые производится выдача средств. В таких правоотношениях могут участвовать и негосударственные или немуниципальные организации, если государственные органы власти или органы местного самоуправления примут специальные решения о выделений им государственных или муниципальных средств.

Государственные и муниципальные расходы получают свое выражение в соответствующих финансово-правовых институтах и правоотношениях. Они обладают характерными чертами финансового права и финансовых правоотношений в целом и связанными с ними конкретизирующими особенностями.

Анализируя содержание правовых институтов государственных и муниципальных расходов, следует обратить внимание на их тесную связь с институтами бюджетного права, государственных и муниципальных внебюджетных фондов, финансов государственных и муниципальных предприятий: регулируемые этими институтами отношения получают развитие в процессе осуществления государственных и муниципальных расходов как завершающем этапе реализации государственных и местных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов, финансовых планов предприятий. На данном этапе происходит использование выделенных для расходов средств всеми их непосредственными получателями.

Это определяет исключительно важное практическое значение финансово-правовых институтов государственных и муниципальных расходов, четкости составляющих их правовых норм как механизма, способствующего экономному и эффективному использованию государственных и муниципальных денежных средств строго по целевому назначению в соответствии с утвержденными программами, планами и приоритетами.2

Государственные и муниципальные расходы представляют в своей совокупности определенную систему и классифицируются по разным основаниям. Прежде всего, в зависимости от форм собственности субъектов, осуществляющих публичные расходы, их следует подразделить на государственные и муниципальные.

Такую классификацию развивает подразделение расходов на три группы соответственно уровням организации власти в Российской Федерации: федеральные расходы; расходы субъектов Федерации (региональные), которые вместе с федеральными составляют государственные расходы; и расходы местного уровня (муниципальные).

В зависимости от источников получения денежных средств, а также порядка их планирования и использования расходы можно подразделить: а) на централизованные, осуществляемые за счет бюджета и государственных (муниципальных) внебюджетных фондов; и б) децентрализованные, осуществляемые государственными и муниципальными организациями за счет тех средств, которые получены ими самими в результате своей деятельности и остаются в их распоряжении.

В зависимости от характера участия в общественном производстве и деятельности выделяются расходы на финансирование: а) оборотных средств (текущих расходов); б) основных фондов (капитальных вложений); в) создания резервов.

Существенное значение для характеристики целевых направлений государственных и муниципальных расходов имеет классификация их по функциональному признаку. Законодательной основой такой классификации является ст.21 Бюджетного кодекса РФ.3

Так, в составе расходов можно выделить направления расходов на:

а) отрасли экономики — промышленность, строительство сельское хозяйство и т.д.;

б) социально-культурную сферу и науку;

в) охрану окружающей природной среды;

г) оборону;

д) правоохранительную деятельность, обеспечение безопасности, функционирование судебной системы;

е) международную деятельность;

ж) государственное управление и местное самоуправление, включая функционирование представительных и исполнительных органов власти;

з) создание запасов и резервов;

и) прочие расходы.

Понятиям государственных (муниципальных) расходов и доходов свойственен ряд общих характеристик: расходы, как и доходы, подразделяются на централизованные и децентрализованные, а также на федеральные, субъектов Федерации (региональные) и местные (муниципальные) или более обобщенно — на государственные и местные (муниципальные).

Государственные (муниципальные) расходы и государственные (муниципальные) доходы — тесно взаимосвязанные категории. Объем расходов находится в прямой зависимости от объема доходов. При их несоответствии наступают негативные последствия — бюджетный дефицит, инфляция национальной валюты в связи с покрытием недостатка средств эмиссией денежных знаков, введение дополнительных налогов, использование внутренних и внешних займов в больших размерах, чем может выдержать экономика, и пр., которые могут перерасти в глубокий финансовый кризис.4

Глава 2. Финансирование государственных и муниципальных расходов

2.1 Понятие и принципы государственного финансирования

Государственные и муниципальные расходы осуществляются путем финансирования. Финансирование государственных или муниципальных расходов — это урегулированное правовыми нормами выделение (отпуск) государственных или муниципальных денежных средств, как правило, на безвозмездной и безвозвратной основе (за исключением установленных законодательством условий возвратности и возмездности), для деятельности и развития предприятий, организаций и учреждений соответственно их задачам и функциям.

В порядке финансирования государственных (муниципальных) расходов в связи с преобразованиями экономики появились новые черты: расширился круг источников финансирования государственных и муниципальных расходов (однако это не свидетельствует о достаточности средств), появились новые организационно-правовые формы финансирования.

В настоящее время источниками финансирования государственных и муниципальных расходов выступают средства:

  • государственных и муниципальных бюджетов, причем на основании специально принятых решений они могут быть выделены на срочной, возвратной, платной основе (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, законы о федеральных бюджетах);

  • государственных (муниципальных) внебюджетных фондов;

  • отраслей экономики — централизованные фонды министерств, ведомств, собственные финансовые ресурсы предприятий, учреждений.5

В последнее время в формировании средств, необходимых для финансирования государственных и муниципальных расходов, усилилось значение заемных и привлеченных средств. Придается большое значение привлечению иностранных инвестиций.6

В расходах многих государственных социально-культурных бюджетных учреждений стало занимать довольно существенное место использование полученных ими в результате своей деятельности дополнительных, помимо ассигнований из бюджета, — внебюджетных доходов.

Что касается хозяйствующих субъектов (коммерческих организаций), то переход к рыночным отношениям повлек сокращение бюджетных средств, выделяемых в отрасли экономики, и переход предприятий в основном на самофинансирование.

Среди новых организационно-правовых форм финансирования государственных расходов следует отметить такие, как финансирование программ на конкурсной основе; выделение единовременных безвозмездных и безвозвратных пособий с условием соблюдения определенных требований, обычно образовательным учреждениям, творческим коллективам и т. п. Распространена многоканальная система финансирования государственных программ с использованием средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников.

При этом финансирование планируется на разные сроки: помимо годового, оно может быть среднесрочным и долгосрочным.

Взамен непосредственного финансирования отдельных объектов (программ) в качестве меры их государственной поддержки применяется предоставление гарантий и поручительств коммерческим банкам за счет средств федерального бюджета как условие выдачи кредита. Эти гарантии и поручительства могут преобразоваться в государственные расходы за счет федерального бюджета в случае нарушения обязательств по возврату кредита его получателем.

Финансы и кредит / Финансовое право / 6.2 Понятие и правовые принципы финансирования государственных и муниципальных расходов

Государственные и муниципальные расходы осуществляются путем финансирования.

Финансирование государственных или муниципальных расходов – это урегулированное правовыми нормами выделение (отпуск) государственных или муниципальных денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе, за исключением установленных законодательством условий возвратности и возмездности, для деятельности и развития предприятий, организаций и учреждений соответственно их задачам и функциям.

Источниками финансирования государственных и муниципальных расходов, включая инвестиции (долгосрочные вложения), выступают средства:

· государственных и муниципальных бюджетов, причем на основании специально принятых решений они могут быть выделены на срочной, возвратной, платной основе;

· государственных (муниципальных) внебюджетных фондов;

· отраслей народного хозяйства – централизованные фонды министерств, ведомств, собственные финансовые ресурсы предприятий.

В последнее время в формировании необходимой для финансирования финансовой основы усилилось значение заемных и привлеченных средств. Придается большое значение привлечению иностранных инвестиций. В расходах многих государственных социально-культурных бюджетных учреждений существенное место стало занимать использование полученных ими в результате их собственной деятельности дополнительных, внебюджетных доходов. Это в значительной мере связано с недостаточным бюджетным финансированием.

Среди новых организационно-правовых форм финансирования государственных и муниципальных расходов следует отметить такие, как:

· финансирование объектов (программ) на конкурсной основе;

· выделение грантов (единовременных безвозмездных и безвозвратных пособий с условием соблюдения определенных требований) обычно образовательным учреждениям, творческим коллективам и т.п., как правило, также в порядке конкурсной или другой системы отбора.

Широко распространенной стала многоканальная система финансирования государственных программ с использованием средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников. Взамен непосредственного финансирования отдельных объектов (программ) в качестве меры их государственной поддержки получило распространение предоставление гарантий и поручительств коммерческим банкам за счет средств бюджетов как условие выдачи кредита. Эти гарантии и поручительства могут преобра

зоваться в государственные расходы в случае нарушения обязательств по возврату кредита его получателем.

Общими принципами финансирования государственных и муниципальных расходов являются:

· плановость;

· соответствие планируемых расходов объему государственных или муниципальных доходов;

· целевое направление средств;

· соответствие финансируемых расходов охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц, государства, муниципальных образований;

· соответствие финансируемых расходов требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других установленных законом и в соответствии с ним норм;

· безвозвратность и безвозмездность выделения средств;

· контроль за использованием государственных и муниципальных средств и ответственность за правонарушения в этой области.

Порядок финансирования расходов различается в зависимости от разных факторов, вместе с тем можно выделить три основных правовых режима финансирования в зависимости от субъектов, использующих средства:

1) финансирование государственных или муниципальных коммерческих организаций, за которыми имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения;

2) финансирование казенных предприятий, действующих на праве оперативного управления имуществом;

3) финансирование государственных или муниципальных учреждений, состоящих на бюджете и относящихся к некоммерческим организациям, действующим на праве оперативного управления имуществом, т.е. сметно-бюджетное финансирование.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *