Расторжение контракта по 44 ФЗ

В ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ № 44) установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В статье 95 ФЗ № 44 подробно описана только процедура расторжения контракта в одностороннем порядке. Что касается расторжения контракта по соглашению сторон, то в законе просто закреплена такая возможность.

Рассмотрим возможность расторжения контракта по соглашению сторон.

Согласно ч. 14 ст. 34 ФЗ № 44 контракт может содержать условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8—26 ст. 95 ФЗ № 44. Также в ст. 95 ФЗ № 44 указано, что контракт можно расторгнуть в одностороннем порядке только в случае, если контрактом была предусмотрена такая возможность. Что касается расторжения контракта по соглашению сторон, то ФЗ № 44 не устанавливает требования о необходимости отражения подобной возможности в контракте.

Согласно ч. 1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим кодексом, другими законами или договором.

Таким образом, даже если контрактом не предусмотрена возможность расторжения контракта по соглашению сторон, такое право существует по умолчанию, в силу закона.

Также статьей 451 ГК РФ определена возможность изменения и расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств. В п. 1 ст. 451 ГК РФ установлено, что изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

На практике существует несколько ситуаций, когда стороны по соглашению могут расторгнуть контракт. Итак, обоюдное расторжение контракта возможно, во-первых, в случае невозможности исполнения поставщиком своих обязательств по контракту по не зависящим от него причинам (например, срок контракта истек, а заказчик выбрал не весь товар, соответственно, поставщик поставил не весь товар). Во-вторых, когда отпала необходимость в поставке товара у заказчика. В-третьих, когда контракт не может быть исполнен в связи с обстоятельствами непреодолимой силы. Таковыми являются форс-мажорные обстоятельства (или иначе — обстоятельства непреодолимой силы), а именно: землетрясения, наводнения, снежные заносы, беспорядки, гражданские войны, забастовки и т. д. То есть все то, что нарушает нормальную работу транспорта, техники, связи и т. д. и характеризуется прежде всего своей чрезвычайностью (необычностью), выпадающей из нормального хода развития, и, как правило, является непредвиденными заранее явлениями, тем самым препятствуя своевременной поставке товара.

Отметим, что согласно статье 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор. Таким образом, соглашение о расторжении контракта должно быть составлено в письменной форе и подписано сторонами.

В ст. 453 ГК РФ определены последствия расторжения договора: при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства. В случае расторжения договора обязательства считаются прекращенными с момента заключения соглашения сторон о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения.

Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.

Отметим, что в случае расторжения контракта по соглашению сторон заказчиком не направляются в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок (Федеральная антимонопольная служба), сведения и информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), подлежащие включению в реестр недобросовестных поставщиков.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии со ст. 103 ФЗ № 44 ведется общероссийский реестр контрактов.

Порядок ведения реестра контрактов регламентирован Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну» (далее — Постановление № 1084).

Согласно Постановлению Правительства РФ № 1084 в реестр контрактов включается:

— информация о заключенных контрактах;

— информация об изменении контракта;

— информация об исполнении (расторжении) контракта;

— информация о расторжении контракта.

Таким образом, в единую информационную систему (до ввода ее в эксплуатацию — на официальном сайте www.zakupki.gov.ru) заказчик должен в течение трех рабочих дней со дня подписания соглашения о расторжении контракта включать сведения в реестр контрактов.

За нарушение требований по ведению реестра контрактов Кодексом об административных правонарушениях РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа.

Заказчику следует помнить об отчетности, установленной ст. 94 ФЗ № 44. Так, согласно ч. 9 ст. 94 ФЗ № 44 результаты отдельного этапа исполнения контракта (за исключением контракта, заключенного в соответствии с п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 названного закона), а также информация о поставленном товаре (выполненной работе, оказанной услуге) отражаются заказчиком в отчете, содержащем сведения:

1) об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта: осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в т. ч. их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;

2) о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) / о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;

3) об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.

Положение о подготовке и размещении в единой информационной системе (до ввода ее в эксплуатацию — на официальном сайте www.zakupki.gov.ru) в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения (далее — Положение) утверждено Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093 «О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения».

Согласно ч. 3 названного Положения отчет размещается заказчиком в течение 7 рабочих дней со дня расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Приведем примерную форму соглашения о расторжении контракта.

СОГЛАШЕНИЕ

О РАСТОРЖЕНИИ КОНТРАКТА № ___ от «___» _______ 20__ г.

г. _______________ «__» __________ 20 __ г.

(Полное наименование государственного (муниципального) заказчика) в лице (должность руководителя, Ф. И. О.), действующего на основании (указать документ, удостоверяющий полномочия), именуемый в дальнейшем «Заказчик», с одной стороны и (полное наименование организации) в лице (должность руководителя, Ф. И. О.), действующего на основании (указать документ, удостоверяющий полномочия), именуемый в дальнейшем «Поставщик» («Подрядчик» или «Исполнитель»), вместе именуемые «Стороны», заключили настоящее соглашение о нижеследующем:

Стороны претензий друг к другу не имеют.

В случае если товар (услуги, работы) поставлен (оказаны, выполнены) не в полном объеме, возможно указать следующее: Поставщик вправе требовать оплаты в полном объеме за фактическое количество поставленного товара (оказанной услуги, выполненной работы), а Заказчик обязан принять и оплатить фактическое количество поставленного товара (оказанной услуги, выполненной работы).

Оставшийся к поставке товар (услуга, работа) поставщиком не поставляется (оказывается, выполняется) и, соответственно, заказчиком не оплачивается.

3. Обязательства Сторон по контракту № __ от «__» _____ 20__ г. прекращаются с момента подписания настоящего Соглашения.

4. Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую правовую силу, по экземпляру для каждой Стороны.

5. Реквизиты и подписи Сторон:

ЗАКАЗЧИК

ПОСТАВЩИК (ПОДРЯДЧИК, ИСПОЛНИТЕЛЬ)

__________________ Ф. И. О.

М. П.

__________________ Ф. И. О.

М. П.

Донченко Ольга Сергеевна,

юрисконсульт Единого центра консультаций по госзакупкам (www.ecgz.ru)

ЮТЦ «Ориентир»

Уведомление поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта является важной частью предписанной законом процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта. Соблюдение данной процедуры для заказчика также важно, как для поставщика важно четкое понимание, был он уведомлен надлежащим образом или нет, и какая дата считается датой надлежащего уведомления.

Необходимость соблюдения заказчиком данного этапа одностороннего отказа от исполнения контракта обусловлена в том числе предусмотренной административной ответственностью за нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта: для должностных лиц это 50 000,00 рублей; для юридических лиц 200 000,00 рублей (ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ). Кроме того, от даты надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта отсчитывается срок на вступление решения в силу (ч. 13 ст. 95 Закона о КС).

Поставщику нужно знать процедуру уведомление об одностороннем отказе потому что, во-первых, это дает ему однозначное понимания даты, с которой начинает течь десятидневный срок на устранение нарушений (ч. 14 ст. 95 Закона о КС), а, во-вторых, ненадлежащее уведомление об одностороннем отказе является основанием (хоть и не безусловным как показывает практика правоприменения) для отказа антимонопольным органом во включении сведений о поставщике в РНП и признании судом недействительной сделки по одностороннему отказу от исполнения контракта.

По традиции начну с того, «как это написано в законе».

Порядок уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта регламентируется ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе. Согласно данной норме:

решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в ЕИС и направляется поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Из содержания данной нормы при прямом ее толковании вытекает следующее. При одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчик обязан осуществить следующие действия, направленные на уведомление Поставщика об одностороннем отказе от исполнения Контракта, и в следующие сроки:

Действие

Срок

Разместить в ЕИС Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта

3 рабочих дня с момента принятия Решения

Направить Решение Поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика

3 рабочих дня с момента принятия Решения

Направить Решение Поставщику телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику.

3 рабочих дня с момента принятия Решения

Только совокупное выполнение ВСЕХ этих действий считается надлежащим уведомлением поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта согласно закону. Я понимаю мотивы законодателя: максимально формализовать данную процедуру, чтобы лишить все стороны контракта возможности злоупотрблять своими правами. Для контрактной системы свойственен императивный метод правового регулирования (основан на предписанном обязывании и запрещении), одновременно, вопросы изменения и расторжения любого договора (в том числе и контракта) лежат в поле граждаского законодательства, которое предусматривает бОльшую свободу для сторон, а также активно оперирует понятием «злоупотребление правом». Поэтому судебная система периодически выступает в роли некоего «уравновешивателя», который призван найти баланс между императивными предписаниями закона и фактическими обстоятельствами, когда необходимо защитить и восстановить права добрсовестного участника правоотношений.

При применении данной нормы суды первоначально исходили из необходимости толковать ее прямо и без изъятий: есть 3 действия, предписанных законом, которые должны быть выполнены заказчиком, чтобы поставщик считался уведомленным об одностороннем отказе от исполнения контракта; если хотя бы одно из них не выполнено – поставщик не считается уведомленным надлежащим образом.

Например, признавая законным решение антимонопольного органа об отказе во включении сведений о поставщике в РНП, суд поддержал позицию ФАС, указав, что для того, чтобы поставщик (исполнитель, подрядчик) считался уведомленным надлежащим образом об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, необходимо выполнение заказчиком одновременно всех вышеперечисленных действий, указанных в части 4 статьи 19.2 Закона о размещении заказов1; при этом отдельно отмечено, что согласно данным, размещенным на официальном сайте закупок — http://zakupki.gov.ru, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта опубликовано на официальном сайте с нарушением установленного частью 4 статьи 19.2 Закона о размещении заказов срока (Постановление АС Московского округа от 06.07.2017 года по делу № А40-209087/2016). Фактическое же уведомление поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта не устанавливалось вовсе.

С вышедшим Обзором судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, судебная практика перешла от формальной констатации факта нарушения порядка уведомления, к установлению степени влияния неисполнения заказчиком императива, установленного ч. 12 ст.95 Закона о контрактной системе, в каждом конкретном случае.

Согласно п. 16 вышеобозначенного Обзора судебной практики несовершение заказчиком всех действий, предусмотренных ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе, не свидетельствует об отсутствии надлежащего уведомления, если доказано, что уведомление об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта доставлено исполнителю.

С данным выводом я согласна с учетом того, что он был сделан из обстоятельств, когда уведомление об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта было направлено по почте и в дальнейшем получено поставщиком; при этом, поставщик в последующем заявлял о несовершении заказчиком всех действий, предусмотренных ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе, как на основание для отмены решения антимонопольного органа о включении сведений о таком поставщике в РНП.

Мое профессиональное мнение таково: ссылки одной стороны на формальные нарушения, допущенные другой стороной, с целью избежать наступления негативных правовых последствий, не должны приниматься во внимание судебными и административными органами, если такие формальные нарушение не повлияли на фактическую возможность реализовывать сторонами свои права2.

Перефразируя формулировку высшей судебной инстанции, сформулирую первый вывод: само по себе невыполнение заказчиком формальных требований ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе не будет являться основанием для принятия антимонопольной службой и судом решения в пользу поставщика. Одновременно, формальное несоблюдение процедуры является основанием для привлечения должностного лица Заказчика к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ.

Второй вывод: в случае, если ненадлежащее уведомление поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта лишило поставщика возможности исправить допущенные нарушения в предоставленный законом срок, то данное обстоятельство может послужить основанием для отказа во включении сведений о поставщике в РНП. Суды признали законным отказ антимонопольного органа во включении сведений о поставщике в РНП, поскольку Заказчик не направил в адрес общества заказным письмом с уведомлением о вручении решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, а сведения об этом отказе были размещены на официальном сайте только после расторжения контракта – тем самым заказчик ограничил права общества на устранение нарушений условий контракта в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении и на совершение действий по исполнению контракта (Постановление АС Московского округа по делу №А40-144936/2014 от 07.07.2015 года, поддержанное Определением ВС РФ от 30.10.2015 года).

Вывод третий: ненаправление поставщику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта почтой с уведомлением о вручении не свидетельствует о ненадлежащем уведомлении поставщика в случае, если уведомление было вручено лично и размещено в ЕИС.

Суды трех инстанций признали незаконным решение ФАС России, отказавшей во включении сведений в РНП участника на том основании, что заказчик не направил предпринимателю решение об одностороннем отказе от исполнения контракта почтой заказным письмом с уведомлением. Принимая судебные акты, суды руководствовались тем, что вручение уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта лично и размещение Решения в ЕИС является надлежащим уведомлением Поставщика, даже при несоблюдении Заказчиком формального требования ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе о направлении Решения об одностороннем отказе по почте заказным письмом с уведомлением (Постановление АС Московского округа по делу № А40-257627/2018 от 22.08.2019 года).

Вывод четвертый: недоказанность факта реального уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта может является основанием для признания одностороннего отказа от исполнения контракта недействительным; сам по себе факт направления уведомления почтой и размещения решения в ЕИС не является безусловным доказательством надлежащего уведомления.

При рассмотрении дела по иску о признании недействительным одностороннего отказа от исполнения контракта было установлено, что заказчик разместил в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, кроме того направил в адрес поставщика уведомление, однако уведомление не было направлено посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику. Соблюдение установленной процедуры принятия решения о расторжении контракта, в том числе уведомления об этом поставщика является обязательным условием признания заключенного контракта расторгнутым; кроме того, судами было принято во внимание, что почтовое отправление, направленное заказчиком в адрес подрядчика посредством почтовой службы 16.07.2018, согласно информации, содержащейся на официальном сайте Почты России поставщиком лишь 07.09.2018 года после принятия антимонопольным органом решения о включении сведений о поставщике в РНП. Суд также указал, что жесткая регламентация правил расторжения государственного контракта обусловлена необходимостью заказчика отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта при наличии оснований, предусмотренных ч. 14 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, в случае, если с даты надлежащего уведомления поставщика о принятом решении будет устранено нарушение условий контракта. Но для реализации положений названной нормы заказчик должен быть уверен в том, что уведомление о расторжении контракта получено поставщиком (Постановление АС Северо-Западного округа от 12.04.2019 года А56-107037/2018, Определение ВС РФ от 06.08.2019 года по этому же делу).

В заключении я хотела бы хотела отдельно коротко затронуть вопрос определения даты, когда поставщик считается уведомленным о принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системы датой надлежащего уведомления поставщика признается:

  1. дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику указанного уведомления
  2. дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика по его адресу, указанному в контракте.
  3. дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС при невозможности получения указанных в пп. 1 и 2 подтверждения либо информации.

И казалось бы все понятно и никаких сложностей возникать не должно. Но на практике они есть. Для начала я предлагаю разобраться, что есть дата надлежащего уведомления поставщика об обностороннем отказе и почему она так важна.

Значение для Заказчика

Значение для Поставщика

Начало течения десятидневного срока, по истечение которого решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым (ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе)

Начало течения десятидневного срока на исправление допущенных нарушений контракта, ставших основанием для одностороннего отказа от его исполнения (ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе)

Самая большая сложность заключается в том, что в «сознаниях» постащика и заказчика дата надлежащего уведомления — это не всегда одно и тоже число и месяц. Например, если заказчик полагает, что дата надлежащего уведомления это 10 марта такого-то года, а поставщик считает, что дата надлежащего уведомления 21 марта этого же года, получается, что заказчик не может принять исполнение по расторгунтому контракту, которое поставщик готов предоставить в рамках десятидневного срока на устранение нарушений.

Недостаточно определенная формулировка закона еще больше усложняет дело. Что есть «дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику уведомления». Дата, когда ему физически поступило «бамажное» уведомление о вручении его письма поставщику или дата фактического получения увеомления поставщиком, которую заказчик узнал на сайте Почты России?

А как понимать «дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика по его адресу, указанному в контракте»? В этом смысле дата, когда заказчик получил с сайта ФНС России выписку по своему поставщику, из которой следует, что поставщик сменил юридический адрес и теперь он больше не находится по адресу, указанному в контракте, формально является датой, когда заказчиком получена информация об отсутствии поставщика по адресу, указанному в контракте.

У меня в практике сложность возникала дважды и в обоих случаях дата уведомления в реальности заказчика была гораздо раньше, чем дата, которая существовала в реальности поставщика (которую, естественно, формировала я). И в обоих же случаях Заказчик отказался принимать исполнения ссылаясь на истечение десятидневного срока на устранение нарушений контракта и вступление решения в силу.

В одном случае мне удалось отстоять права клиента в антимонопольной службе, а в другом пришлось идти в суд (там тоже все закончилось в пользу клиента).

Мне важно знать ваше мнение: нужно отдельно затрагивать тему определения даты надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе?

1Контракт, из которого вытекал разрешаемый спор, был заключен 20.04.2011 года в период действия Закона о размещении заказов от 21.07.2005 года № 94-ФЗ. Поскольку нормы ч. 4 ст. ст. 19.2 Закона о размещении заказов и ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе по своему содержанию совпадают, я считаю корректным ссылку на данную судебную практику с учетом того, что дело рассматривалось судами в 2017 году.

2 Несмотря на то, что у меня есть объективно существующие сформировавшиеся убеждения, в отдельных ситуациях я ими поступаюсь, если этого требуют интересы моего клиента и это не является нарушением закона.

Расторжение контракта, согласно ч. 8 ст. 95 Закона №44-ФЗ, допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что это было предусмотрено контрактом. Поставщик (подрядчик, исполнитель) также вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. При расторжении контракта в связи с односторонним отказом заказчика, контрагента от исполнения контракта контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления соответственно заказчиком контрагента, контрагентом заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, если заказчиком, контрагентом не было отменено решение об отказе от исполнения контракта.

Специалисты Группы Компаний «Ценный Контракт» окажут полный спектр услуг в области конкурентных закупок.
Заказчикам: С услугами для заказчиков можно ознакомиться в этом разделе.
Поставщикам: Абонентская плата за комплекс участия в торгах — 12 000 руб.
Обучение: Повышение квалификации по 44-ФЗ — 15 000 руб.

Процедура одностороннего отказа в сфере закупок появилась после вступления в силу Федерального закона от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). Ранее контракт возможно было расторгнуть только по соглашению сторон или по решению суда, что не совсем соответствовало нормам гражданского законодательства.

Данный пробел был исправлен, и сейчас возможность одностороннего расторжения контрактов предусматривается частями 8 и 9 статьи 95 Закона №44-ФЗ, согласно которым расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В настоящей статье хотелось бы рассмотреть наиболее актуальные вопросы, возникающие на практике по данной тематике.

1. Нужно ли в контракте перечислять основания для одностороннего отказа, предусмотренные ГК РФ?

Нет, достаточно указать в контракте право на односторонний отказ.

В рекомендациях, содержащихся в совместном письме Минэкономразвития России № 324-ЕЕ/Д28и, ФАС России № АЦ/9777/16 от 18.02.2016 говорится, что в случае установления в проекте контракта права на односторонний отказ, в проект контракта рекомендуется включить перечень случаев, являющихся основанием для такого отказа от исполнения контракта, предусмотренных ГК РФ.

Однако, Верховный Суд РФ разъяснил, что отсутствие в контракте упоминания о каком-либо конкретном существенном нарушении обязательств, являющемся основанием для одностороннего отказа, не может свидетельствовать об отсутствии у стороны такого права, если в контракте содержится общее указание на односторонний отказ (п. 14 «Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 (далее – Обзор от 28.06.2017)).

Напомним, что случаи, при которых заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе, также определены в ч.15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

В частности, заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

2. Вправе ли стороны конкретизировать существенные нарушения обязательства, которые повлекут за собой одностороннее расторжение контракта?

Да, такая конкретизация правомерна.

Верховный Суд в п.15 Обзора от 28.06.2017 разъяснил, что стороны контракта вправе конкретизировать признаки существенного нарушения обязательства, совершение которого является надлежащим основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта (например, предусмотреть право заказчика на односторонний отказ при просрочке передачи результата работ подрядчиком более чем на 30 дней, а не на 7 дней, как предусматривается общими нормами ГК РФ).

При этом суд отметил, что срок для возникновения права на односторонний отказ в данном случае является разумным и не прикрывает фактически увеличение общего срока выполнения работ.

3. Какова процедура одностороннего расторжения контракта заказчиком?

Процедура регламентируется статьей 95 Закона №44-ФЗ.

Рекомендуется следующий алгоритм:

1) принятие заказчиком решения об одностороннем отказе по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (ч. 9 ст. 95 Закона);

2) размещение в ЕИС решения заказчика об одностороннем отказе не позднее чем в течение 3 рабочих дней с даты принятия указанного решения (ч. 12 ст. 95 Закона);

3) направление решения об одностороннем отказе поставщику (подрядчику, исполнителю) не менее чем двумя способами (ч. 12 ст. 95 Закона):

ü по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также:

ü телеграммой;

ü по факсу;

ü по адресу электронной почты;

ü с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления.

4) вступление в силу решения заказчика об одностороннем отказе через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе (ч.13 ст. 95 Закона);

5) отмена не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в случае, если в течение 10-дневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика о принятом решении об одностороннем отказе устранено нарушение условий контракта, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы (ч. 14 ст. 95 Закона). Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Датой надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу.

4. Что делать, если 10 дней на устранение недостатков истекают в выходной день?

Считать датой окончания срока ближайший следующий за выходным рабочий день.

В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона № 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе вступает в силу через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе.

ФАС России в письме от 14.03.2018 №РП/16764/18 «О рассмотрении обращения» разъясняет, что при исчислении сроков следует руководствоваться ГК РФ и, если последний день десятидневного срока, в рамках которого поставщик может устранить нарушения контракта, приходится на нерабочий день, то в соответствии со статьей 193 ГК РФ днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Таким образом, при истечении 10-дневного срока в выходной день датой окончания такого срока будет ближайший следующий за выходным рабочий день.

5. Какая ответственность предусматривается при нарушении заказчиком порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа?

Предусматривается административная ответственность заказчика по ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ за нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа: штраф на должностных лиц в размере 50 000 рублей; на юридических лиц – 200 000 рублей.

6. Каким способом, кроме электронного аукциона, можно провести закупку, при направлении одностороннего отказа победителю?

Можно провести запрос предложений, запрос предложений в электронной форме.

Согласно ч. 17 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, в случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом, заказчик вправе осуществить закупку по расторгнутому контракту в соответствии с положениями п. 6 ч. 2 ст.83,п. 2 ч. 2 ст. 83.1 Закона № 44-ФЗ (запросом предложений, запросом предложений в электронной форме).

При этом если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при заключении нового контракта количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены, цена заключаемого контракта также должна быть уменьшена пропорционально.

7. Можно ли заключить контракт со вторым участником закупки в случае направления заказчиком одностороннего отказа победителю?

Да, можно, если антимонопольным органом принято решение о включении информации о поставщике, с которым расторгнут контракт, в РНП.

Согласно ч. 17.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ в случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным ч. 8 ст. 95 Закона 44-ФЗ, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя (со вторым участником закупки). При этом заключение контракта со вторым участником допускается в случае, если в связи с таким расторжением антимонопольным органом в соответствии с ч. 7 ст.104 Закона № 44-ФЗ принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

8. В каких случаях поставщики (подрядчики, исполнители) включаются в РНП?

Такие случаи предусматриваются ч. 2 ст. 104 Закона 44-ФЗ.

Согласно положениям указанной статьи, в РНП включается информация:

ü об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов,

ü о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика в связи с существенным нарушением условий контрактов.

9. Где можно увидеть поставщиков, включенных в РНП? Кто ведет Реестр недобросовестных поставщиков?

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) – это федеральный информационный ресурс, который находится в открытом доступе на сайте в сети «Интернет»: http://zakupki.gov.ru/.

В соответствии с пунктом 4 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062, ведение РНП осуществляется ФАС России.

Согласно Приказу ФАС России от 27.08.2007 N 267 о ведении РНП, комиссии территориальных органов ФАС России по контролю в сфере закупок осуществляют рассмотрение информации и документов о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях) на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.

10. Какая информация включается в РНП?

Перечень информации содержится в ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ.

В РНП включается информация:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), ИНН налогоплательщика или для иностранного лица аналог ИНН;

2) наименование, ИНН юридического лица или для иностранного лица аналог ИНН (за исключением публично-правовых образований), фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц, указанных в ч. 2 ст.104 Закона № 44-ФЗ;

Пункт 2 части 3 статьи 104 Закона признан частично не соответствующим Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 09.04.2020 N 16-П) в части включения в РНП информации о физических лицах — учредителях юридического лица, которые не являются его участниками к моменту заключения и исполнения контракта.

3) даты проведения электронного аукциона, подведения итогов открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса котировок, запроса предложений в случае, если победитель уклонился от заключения контракта, дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку, окончательное предложение или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта, дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;

4) объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;

5) идентификационный код закупки;

6) основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта;

7) дата внесения указанной информации в РНП.

11. В какие сроки антимонопольные органы включают организацию в РНП?

Срок должен составлять 8 рабочих дней со дня поступления информации в контролирующий орган от заказчика.

В соответствии с ч. 7 ст. 104 Закона № 44-ФЗ антимонопольный орган в течение 5 рабочих дней с даты поступления необходимых документов и информации от заказчика проводит проверку и включает информацию в РНП в течение 3 рабочих дней.

Отметим, что на практике эти сроки не всегда соблюдаются.

12. Если ФАС отказывает во внесении исполнителя в РНП, это означает, что односторонний отказ об исполнении контракта в одностороннем порядке неправомерен?

Односторонний отказ заказчика не во всех случаях влечет включение поставщика (подрядчика, исполнителя) в РНП.

Решение о включении в РНП принимается комиссией по контролю в сфере закупок ФАС России или территориального антимонопольного органа по результатам рассмотрения информации и документов о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), направленной заказчиком (статья104 Закона № 44-ФЗ).

Как следует из раздела III письма Федеральной антимонопольной службы от 28.03.2014 N ИА/11604/14, при рассмотрении вопроса о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков должна быть осуществлена проверка правомерности принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Как указано в письме, основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту являются документально подтвержденные следующие обстоятельства:

— неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;

— ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;

— установление заказчиком в ходе исполнения контракта несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным документацией о закупке;

— установление заказчиком в ходе исполнения контракта факта представления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) недостоверной информации о своем соответствии установленным документацией о закупке требованиям.

В случае подтверждения указанных сведений уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.

Обращаем ваше внимание!!!

Решение антимонопольного органа о включении или невключении поставщика (исполнителя, подрядчика) в РНП не отменяет решение заказчика об одностороннем отказе.

В настоящее время оспорить односторонний отказ заказчика и признать его незаконным возможно только в судебном порядке.

Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов обратился к главе Минфина России Антону Силуанову с предложением изменить условия формирования реестра недобросовестных поставщиков по госзакупкам. Как считает бизнес-омбудсмен, Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) допускает злоупотребление заказчиком правом на односторонний отказ от исполнения контракта: заказчик вправе самостоятельно включить в контракт основания для одностороннего отказа от его исполнения, что подкреплено и позицией Верховного Суда Российской Федерации («Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 28 июня 2017 г.). Сведения о поставщике после этого вносятся в реестр недобросовестных поставщиков, последствием чего является невозможность поставщика на протяжении двух лет участвовать в государственных и муниципальных закупках (ч. 9 ст. 95, ч. 9 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

С какой даты следует начинать отсчет 2-летнего срока, по истечении которого информация о недобросовестном поставщике должна быть исключена из РНП? Ответ – в «Энциклопедии решений» системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ

Борис Титов отмечает, что ФАС России, рассматривая вопрос о внесении подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков, только в 2019 году установила безосновательность отмены почти 36% сделок, то есть при отсутствии виновных действий поставщиков. В этой связи Уполномоченный по защите прав предпринимателей предложил Министру финансов РФ регламентировать в законодательстве о госзакупках и об антимонопольной деятельности вопросы:

  • о праве поставщика на обжалование решения о расторжении контракта во внесудебном порядке в антимонопольном органе;
  • об ответственности для должностных лиц госзаказчика за необоснованное включение сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков, если таковое будет установлено решением арбитражного суда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *