Реализация имущества

Если есть желание узнать, как стать организатором торгов по банкротству, то нужно понимать, что главное в этой сфере – наличие богатого опыта в аукционах. Но даже если покупкой собственности должников человек занимается несколько лет, это вовсе не является гарантией того, что он сможет заниматься организацией подобных мероприятий. Перед этим придется изучить множество нюансов, законодательство по банкротству, а также проверить, соответствие установленным требованиям.

Кто это

Организатор торгов занимается проведением аукциона, начиная от публикации заявки на выбранной площадке и заканчивая выбором победителя. В течение всего тендера он обязан предоставлять полную информацию о лоте, поддерживать постоянную связь с кредиторами.

Часто организатором является непосредственно арбитражный управляющий, но проведением торгов могут заниматься два разных лица. Такой подход к делу предпочтительнее, поскольку позволяет разделить обязанности и сделать работу более эффективной. В противном случае имущество может быть не продано вовсе, так как у управляющего, который одновременно является организатором, попросту не хватает времени на качественное ведение аукциона.

Стоит отметить, что многие фирмы предпочитают не привлекать организатора «со стороны», поэтому для успешной карьеры нужно иметь много знакомств в высших сферах.

Требования: как стать руководителем аукциона и кто им может быть

Существует конкретный список требований к организатору аукциона. Он фиксируется локальными актами электронных площадок. Как правило, они ничем не отличаются. У организатора должны быть:

  1. Регистрация в качестве ИП или же юрлица.
  2. Наличие высшего образования в экономической или юридической сфере.
  3. Опыт работы в течение нескольких лет в делах о банкротстве (помощь с приобретением, покупка собственности должников для своих целей, должность арбитражного управляющего и др.).
  4. Организационные и технические возможности, необходимые для проведения и контроля аукционов, включая сохранение данных участников торгов, их защита.

Руководитель тендера должен проводить консультации по предмету торгов и обладать всеми необходимыми типовыми образцами документов. Деятельность организатора обязательно ведется в рамках законодательства, а все используемые для работы программы должны быть лицензионными. Этот факт подтверждается отдельно.

Аккредитация для лица, организовывающего аукционы обязательна. Как правило, ее приходится проходить на всех электронных площадках. Порядок определяется этими организациями. Сама процедура аккредитации представляет собой проверку пакета документов, в который входят следующие бумаги:

  • заявление;
  • паспорт (копия) – для физ. лиц и ИП;
  • устав – для юрлица;
  • копии свидетельств о гос. регистрации и постановке в налоговой на учет;
  • действительные выписки из ЕГРИП, ЕГРЮЛ;
  • копия трудовой книжки (именно это должно подтверждать опыт в сфере банкротства);
  • справка о структуре организации, составе руководителей, а также о назначении руководителя – для юрлиц;
  • копия диплома;
  • документы на программное обеспечение, подтверждающие его подлинность.

Список открытый и может дополняться электронными площадками по собственному усмотрению.

Обязанности

В общие обязанности организатора входит:

  1. Первоначальное формирование конкурсной массы, подготовка к публикации предложения. Нужно, чтобы сообщение включало в себя ряд обязательной информации, включая вид торгов, данные о документах, которые должны предоставить участники, размер задатка, цена на старте, реквизиты, дата проведения тендера и др.
  2. Заключение договора на выбранной площадке для проведения тендера. Как правило, у организаторов, которые на постоянной основе занимаются ими, есть аккредитация почти на всех площадках.
  3. Размещение информации о предмете аукциона. Полные правила размещения зафиксированы в Приказе №495 «О порядке проведения торгов» в главе III.
  4. Консультация по ходу торгов потенциальных покупателей, а также арбитражного управляющего, его информирование о количестве поступивших заявок и передача документов, поданных претендентами.
  5. Прием задатков, проверка правильности поданных документов, полноты комплекта, их передача конкурсному управляющему.
  6. Ведение протокола о допуске претендентов и о результате тендера, уведомление о результатах всех участников.
  7. Возврат задатков проигравшим сторонам.

Организатор должен проследить, чтобы информация об имуществе, которое будет реализовываться, была опубликована не только на выбранной собранием кредиторов площадке, но и в:

  • местных печатных изданиях по адресу должника;
  • газете «Коммерсант»;
  • Реестре сведений о банкротстве.

Какую ответственность несет устроитель

Организатор может понести ответственность за некачественно выполненную работу. Например, за прием заявки от участников, когда в ней много ошибок, за отсутствие опубликованной информации о проведении торгов и, конечно же, за сговор с одной из сторон. По большей части случаев на лицо налагается административная ответственность.

Возможность применения норм уголовного кодекса нельзя исключать. Арбитражный суд наработал обширную практику по разным делам о банкротстве, поэтому в каждой ситуации необходимо ознакомиться с прецедентами.

Как заключить договор

В договоре заказчика и организатора следует указывать полностью весь перечень полномочий и обязанностей каждой из сторон. Если конкурсный управляющий или иные лица не укажут какие-либо важные нюансы, в будущем невозможно предъявить претензию к устроителю торгов.

В целом типовой документ включает ряд разделов:

  1. Предмет договора. Здесь расписывается информация о характере поручения (организовать аукцион по продаже конкретного имущества), указывается, на какой из площадок проводится тендер, закрытой он или открытой формы.
  2. Права и обязанности лица, организующего торги. Здесь прописываются все важные шаги, включая параметры одобрения заявок, порядок действий, куда возвращать задаток и пр.
  3. Обязанности и права заказчика. Как правило, тут указано, с какой информацией управляющий должен ознакомить организатора, какие документы предоставить.
  4. Порядок возмещения расходов, а также оплаты услуг. Поскольку плата организатору считается платежом первой очереди по ст. 134 ФЗ «О банкротстве», она должна поступить своевременно.
  5. Приемка-сдача работ.
  6. Как разрешаются споры. Здесь может быть указан конкретный суд или, например, третейский судья, у которого будут рассматриваться претензии.
  7. Форс-мажоры.
  8. Особые условия. В этом разделе зачастую прописывается возможность организатору иметь помощников и что им будет предоставлена полноценная информация.
  9. Заключительные положения. Указывается, с какого момента документ считается вступившим в силу, как действовать в случае смены реквизитов или иных данных, законодательством какой страны регулируется договор и сколько всего экземпляров существует.

В конце проставляются подписи сторон или их представителей, сразу после указания полных данных заказчика и организатора. Они заверяются синими печатями в том случае, если сторонами являются юридические лица.

Стоимость услуг

Фиксированной цены за услуги организатора нет. Она может разниться и подбирается индивидуально. Стоимость имеет прямую зависимость от того, насколько сложными будут торги, каково количество и общая цена лотов.

Многие фирмы указывают, что ценник за услуги организации торгов квалифицированным сотрудником начинается он от 15 тыс. руб. Конкретную стоимость всегда нужно обговаривать со специалистом.

В целом, опытный участник торгов по банкротству вполне способен стать организатором при наличии соответствующего образования. Сильно на пользу пойдут знакомства в этой сфере. Рекомендации от более опытных и сильных мира сего обеспечат постоянным потоком клиентов. В противном случае становиться организатором не имеет смысла, поскольку мало какие фирмы привлекают профессионалов со стороны.

Название этой процедуры банкротства говорит само за себя — реализация имущества, то есть принудительное отобрание с целью продажи, после чего полученные от продажи деньги пойдут на расчеты с кредиторами либо финансирование самой процедуры банкротства.

По сути, реализация имущества гражданина является основной процедурой. Кроме нее, предусмотрено еще мировое соглашение и реструктуризация долгов, но это процедуры нежелательные для наших клиентов. Нежелательные постольку, поскольку они подразумевают расчеты с кредиторами (то есть вы должны все равно будете платить банкам по кредитам).

А зачем это нам и вам?

У нас цель одна — именно освобождение от долгов. Полное списание.

Поэтому других процедур мы стремимся избежать и успешно это делаем.

Реализация имущества вводится в отношении гражданина судом, сроком на 6 месяцев (это минимальный срок). Во многих случаях (примерно половина) все успешно заканчивается в течение этих 6 месяцев. В остальных делах срок продлевается судом, если не завершены расчеты с кредиторами, не распродано имущество, либо оспаривание сделок не завершено.

После завершения процедуры суд выносит заключительное определение и человек освобождается от всех долгов.

Нормативное обоснование, статья 213.25 федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»:

5. С даты признания гражданина банкротом:
все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично;
сделки, совершенные гражданином лично (без участия финансового управляющего) в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, ничтожны. Требования кредиторов по сделкам гражданина, совершенным им лично (без участия финансового управляющего), не подлежат удовлетворению за счет конкурсной массы;
снимаются ранее наложенные аресты на имущество гражданина и иные ограничения распоряжения имуществом гражданина;
прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина, за исключением текущих платежей;
задолженность гражданина перед кредитором — кредитной организацией признается безнадежной задолженностью.

6. Финансовый управляющий в ходе реализации имущества гражданина от имени гражданина:
распоряжается средствами гражданина на счетах и во вкладах в кредитных организациях;
открывает и закрывает счета гражданина в кредитных организациях;
осуществляет права участника юридического лица, принадлежащие гражданину, в том числе голосует на общем собрании участников;
ведет в судах дела, касающиеся имущественных прав гражданина, в том числе об истребовании или о передаче имущества гражданина либо в пользу гражданина, о взыскании задолженности третьих лиц перед гражданином. Гражданин также вправе лично участвовать в таких делах.

7. С даты признания гражданина банкротом:
регистрация перехода или обременения прав гражданина на имущество, в том числе на недвижимое имущество и бездокументарные ценные бумаги, осуществляется только на основании заявления финансового управляющего. Поданные до этой даты заявления гражданина не подлежат исполнению;
исполнение третьими лицами обязательств перед гражданином по передаче ему имущества, в том числе по уплате денежных средств, возможно только в отношении финансового управляющего и запрещается в отношении гражданина лично;
должник не вправе лично открывать банковские счета и вклады в кредитных организациях и получать по ним денежные средства.

8. Кредитные организации могут быть привлечены к ответственности за совершение операций по распоряжению гражданина, в отношении которого введена процедура реализации имущества, либо по выданной им лично доверенности по договору банковского вклада и (или) договору банковского счета, в том числе с банковской картой, только в случае, если они были надлежащим образом уведомлены о введении в отношении гражданина процедуры реализации имущества с учетом пункта 3 статьи 213.7 и абзаца восьмого пункта 8 статьи 213.9 настоящего Федерального закона.

9. Гражданин обязан не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения о признании его банкротом, передать финансовому управляющему все имеющиеся у него банковские карты. Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их получения, финансовый управляющий обязан принять меры по блокированию операций с полученными им банковскими картами по перечислению денежных средств с использованием банковских карт на основной счет должника.

Статья 213.26. Особенности реализации имущества гражданина

1. В течение одного месяца с даты окончания проведения описи и оценки имущества гражданина финансовый управляющий обязан представить в арбитражный суд положение о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина с указанием начальной цены продажи имущества. Данное положение утверждается арбитражным судом и должно соответствовать правилам продажи имущества должника, установленным статьями 110, 111, 112, 139 настоящего Федерального закона.
Об утверждении положения о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина и об установлении начальной цены продажи имущества выносится определение. Указанное определение может быть обжаловано.
В отношении имущества, находящегося за пределами Российской Федерации, выносится отдельное определение, исполнение которого осуществляется по правилам процессуального законодательства государства, на территории которого это имущество находится, или в соответствии с международными договорами Российской Федерации с государством, на территории которого это имущество находится.

2. Оценка имущества гражданина, которое включено в конкурсную массу в соответствии с настоящим Федеральным законом, проводится финансовым управляющим самостоятельно, о чем финансовым управляющим принимается решение в письменной форме. Проведенная оценка может быть оспорена гражданином, кредиторами, уполномоченным органом в деле о банкротстве гражданина.
Собрание кредиторов вправе принять решение о проведении оценки имущества гражданина, части этого имущества, включенных в конкурсную массу в соответствии с настоящим Федеральным законом, с привлечением оценщика и оплатой расходов на проведение данной оценки за счет лиц, голосовавших за принятие соответствующего решения.

3. Имущество гражданина, часть этого имущества подлежат реализации на торгах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, если иное не предусмотрено решением собрания кредиторов или определением арбитражного суда. Драгоценности и другие предметы роскоши, стоимость которых превышает сто тысяч рублей, и вне зависимости от стоимости недвижимое имущество подлежат реализации на открытых торгах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

4. Продажа предмета залога осуществляется в порядке, установленном пунктами 4, 5, 8 — 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 настоящего Федерального закона, с учетом положений статьи 138 настоящего Федерального закона с особенностями, установленными настоящим пунктом.
Начальная продажная цена предмета залога, порядок и условия проведения торгов определяются конкурсным кредитором, требования которого обеспечены залогом реализуемого имущества.
В случае наличия разногласий между конкурсным кредитором по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, и финансовым управляющим в вопросах о порядке и об условиях проведения торгов по реализации предмета залога каждый из них вправе обратиться с заявлением о разрешении таких разногласий в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве гражданина, по результатам рассмотрения которого арбитражный суд выносит определение об утверждении порядка и условий проведения торгов по реализации предмета залога, которое может быть обжаловано.

5. Если финансовый управляющий не сможет реализовать в установленном порядке принадлежащие гражданину имущество и (или) права требования к третьим лицам и кредиторы откажутся от принятия указанных имущества и (или) прав требования в счет погашения своих требований, после завершения реализации имущества гражданина восстанавливается его право распоряжения указанными имуществом и (или) правами требования. При этом имущество, составляющее конкурсную массу и не реализованное финансовым управляющим, передается гражданину по акту приема-передачи. В этом случае пункт 1 статьи 148 настоящего Федерального закона не применяется.

6. О проведении описи, оценки и реализации имущества гражданина финансовый управляющий обязан информировать гражданина, конкурсных кредиторов и уполномоченный орган по их запросам, а также отчитываться перед собранием кредиторов. В случае выявления нарушений гражданин, конкурсный кредитор или уполномоченный орган вправе оспорить действия финансового управляющего в арбитражном суде.

7. Имущество гражданина, принадлежащее ему на праве общей собственности с супругом (бывшим супругом), подлежит реализации в деле о банкротстве гражданина по общим правилам, предусмотренным настоящей статьей. В таких случаях супруг (бывший супруг) вправе участвовать в деле о банкротстве гражданина при решении вопросов, связанных с реализацией общего имущества. В конкурсную массу включается часть средств от реализации общего имущества супругов (бывших супругов), соответствующая доле гражданина в таком имуществе, остальная часть этих средств выплачивается супругу (бывшему супругу). Если при этом у супругов имеются общие обязательства (в том числе при наличии солидарных обязательств либо предоставлении одним супругом за другого поручительства или залога), причитающаяся супругу (бывшему супругу) часть выручки выплачивается после выплаты за счет денег супруга (бывшего супруга) по этим общим обязательствам

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Реализация имущества должника в рамках конкурсного производства

— Руководствуемые нормативные акты:

— Закон РК от 21.01.1997г. №67-1 «О банкротстве»;

— Постановление Правительства РК от 26.04.2006г. №326 «Об утверждении Правил проведения торгов по продаже имущества (активов) должника»

— Гражданский кодекс РК, передает Salyksko.kz.

— Основные понятия:

конкурсная масса — имущество должника, на которое может быть обращено взыскание в процессе конкурсного производства, а также имущество иных лиц в случаях, предусмотренных настоящим Законом. Состав конкурсной массы определен ст. 74 Закона «О банкротстве»

уполномоченный орган в области банкротства (далее — уполномоченный орган) — государственный орган, осуществляющий государственное регулирование в области банкротства (за исключением банков, страховых (перестраховочных) организаций и добровольных накопительных пенсионных фондов);

конкурсное производство — процедура, осуществляемая с целью удовлетворения требований кредиторов и объявления банкрота (несостоятельного должника) свободным от долгов

продавец — конкурсный управляющий

— Последствия возбуждения конкурсного производство:

Согласно статье 68 Закона момента принятия судом решения о признании должника банкротом и его ликвидации наступают в т.ч. следующие последствия:

-банкроту запрещается отчуждение и временная передача имущества;

-прекращаются споры имущественного характера с участием банкрота, рассматриваемые в суде, если принятые по ним решения не вступили в законную силу;

-имущественные требования могут быть предъявлены банкроту только в рамках конкурсного производства;

-снимаются все законодательные ограничения на обращение взыскания на имущество несостоятельного должника.

— Срок проведения конкурсного производства:

1) конкурсное производство — процедура, осуществляемая с целью удовлетворения требований кредиторов и объявления банкрота (несостоятельного должника) свободным от долгов.

Согласно статье 65 Закона срок проведения конкурсного производства процедуры ликвидации определяется решением суда и не может превышать девять месяцев. По заявлению конкурсного управляющего с согласия комитета кредиторов этот срок может быть продлен уполномоченным органом не более чем на 3 месяца.

Срок конкурсного производства исчисляется со дня вступления решения суда о признании должника банкротом в законную силу.

Следовательно, реализация имущества должника должна осуществляться в рамках срока проведения конкурсного управляющего.

— Полномочия конкурсного управляющего:

Согласно статье 70 Закона конкурсный управляющий осуществляет в т.ч. следующее:

— в срок не более десяти рабочих дней со дня его назначения формирует состав комитета кредиторов в соответствии с требованиями настоящего Закона, представляет его на утверждение уполномоченному органу;

— берет под охрану и контроль имущество должника;

— предъявляет к лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о взыскании этой задолженности в установленном законом порядке;

— выявляет сделки, совершенные должником при обстоятельствах, указанных в статье 6 настоящего Закона, и предъявляет требования о признании их недействительными либо о возврате имущества в судебном порядке;

— представляет на утверждение комитета кредиторов план продажи имущества (активов) банкрота в целях погашения требований кредиторов и осуществляет его реализацию;

— выявляет лиц, ответственных за доведение должника до банкротства (должностные лица, участники (учредители) должника), и обращается в суд;

— по запросу уполномоченного органа представляет ему необходимую информацию по конкурсному производству;

— не позднее 15 числа каждого месяца представляет комитету кредиторов полную информацию о ходе осуществления процедуры конкурсного производства за предыдущий месяц;

— проводит инвентаризацию;……

— Признание сделок должника недействительными:

Согласно п.1 ст.70 Закона «О банкротстве» (далее Закона) конкурсный управляющий — в т.ч.

— выявляет сделки, совершенные должником при обстоятельствах, указанных в статье 6 Закона, и предъявляет требования о признании их недействительными либо о возврате имущества в судебном порядке.

Статья 6 Закона сделки, совершенные должником до признания его банкротом, должны быть признаны недействительными:

1) при наличии оснований, предусмотренных гражданским законодательством РК.

2) по заявлению уполномоченного органа, кредиторов, реабилитационного или конкурсного управляющего, если сделка, совершенная должником с отдельным кредитором или иным лицом после возбуждения дела о банкротстве влечет предпочтительное удовлетворение требований одних кредиторов перед другими.

Статья 157 Гражданского кодекса, при нарушении требований, предъявляемых к форме, содержанию и участникам сделки, а также к свободе их волеизъявления, сделка может быть признана недействительной по иску заинтересованных лиц, надлежащего государственного органа либо прокурора.

Заинтересованным лицом является лицо, права, и законные интересы которого нарушены или могут быть нарушены в результате совершения указанной сделки.

— Оценка имущества должника:

Согласно пункту 1 статьи 70 Закона конкурсный управляющий — в т.ч. представляет на утверждение комитета кредиторов план продажи имущества (активов) банкрота в целях погашения требований кредиторов и осуществляет его реализацию.

Порядок проведения торгов по продаже имущества (активов) должника определяется Постановлением Правительства РК от 26.04.2006г. №326 «Об утверждении Правил проведения торгов по продаже имущества (активов) должника » (далее проведение Правила проведение торгов)

Согласно статье 83 Закона, конкурсный управляющий в ходе ликвидации должника с привлечением на конкурсной основе соответствующих специалистов проводит оценку имущества (активов) должника, включая дебиторскую задолженность.

Пунктами 5 и 6 Правил проведение торгов, для проведения оценки имущества продавец привлекает оценщика, имеющего лицензию на осуществление оценочной деятельности, оплата услуг которого производится за счет имущества должника, в пределах сметы, утвержденной комитетом кредиторов.

Привлечение оценщика производится на конкурсной основе методом запроса ценовых предложений, с опубликованием информационного сообщения, в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории РК или соответствующей области (города республиканского значения) по местонахождению должника и (или) его имущества.

Одновременно конкурсный управляющий представляет информационное сообщение в уполномоченный орган для его опубликования на интернет-ресурсе уполномоченного органа.

В случае недостаточности средств для привлечения оценщика конкурсный управляющий с согласия комитета кредиторов вправе выставить имущество на торгах по балансовой стоимости.

Полномочия и требование комитета кредиторов определены статьями 13,71 Закона.

Действующим законодательством в области процедуры банкротства вопрос несогласия кредиторами с результатами оценки конкурсной массы не регулируется.

— Конкурсная масса (имущество)

Согласно статье 74 Закона в состав конкурсной массы включаются в т.ч.:

— имущество должника, в том числе не отраженное в его финансовых документах, но на которое имеются документы, подтверждающие право собственности должника, включая права требования (дебиторская задолженность), за исключением имущества, указанного в пункте 2 статьи 83 Закона;

— права постоянного и временного землепользования должника в случаях, предусмотренных земельным законодательством РК …….

Виды имущества не включаемые в конкурсную массу определен пунктом 4 данной статьи.

— Реализация имущества (конкурсной массы) должника:

В соответствии со статьей 84 Закона, продажа имущества должника, включая права требования, осуществляется конкурсным управляющим путем проведения торгов в соответствии с планом продажи имущества, утвержденным комитетом кредиторов.

Имущество должника, которое предлагалось к продаже, но осталось нереализованным в соответствии с планом продажи имущества, подлежит передаче по минимальной цене, указанной в плане продажи, кредиторам соответствующей очереди, не получившим удовлетворения своих требований в полном объеме, с их согласия в общую долевую собственность.

Пункт 3 Правил проведение торгов, продажа имущества должника осуществляется продавцом путем проведения торгов в соответствии с планом продажи имущества (активов) должника), согласованным и утвержденным в установленном настоящими Правилами порядке.

Таким образом, законодательство в сфере банкротства не позволяет реализовывать имущество должника, без проведения торгов.

— Не реализованное имущество:

Согласно статье 85 Закона, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов деньги конкурсный управляющий передает собственнику имущества должника либо его учредителям (участникам) в соответствии с законодательством РК или учредительными документами должника.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество должника в натуре, которое предлагалось к продаже, но осталось нереализованным, а также не было принято кредитором в счет удовлетворения требования, передается собственнику либо участникам (учредителям) должника юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных гражданским законодательством РК.

Практика показывает, что в ходе процедур банкротства в качестве начальной цены реализации всегда принимается рыночная стоимость, указанная в отчете оценщика, если услуги оценщика использовались. Приэтом в пункте 3 статьи 139 и пункте 6 статьи 110 Федерального закона от 26 октября 2002 года No 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» указано, что начальная цена продажи определяется решением собрания кредиторов или комитета кредиторов с учетом рыночной стоимости имущества должника, определенной в соответствии с отчетом оценщика (за исключением продажи имущества – предмета залога).

Подразумевается, что кредиторы не обязаны использовать рыночную стоимость, указанную в отчете оценщика, а могут принять решение установить иное значение.

В общем случае первые торги проводятся в форме аукциона посредством увеличения начальной цены на шаг аукциона. В случае признания торгов несостоявшимися и незаключения договора купли-продажи с единственным участником торгов объявляются повторные торги. При этом начальная цена продажи устанавливается на 10 процентов ниже первоначальной цены (см. ).

Интересные данные приводятся в Статистическом бюллетене ЕФРСБ (Единый фе-деральный реестр сведений о банкротстве) . С 2016 года доля состоявшихся торгов в ходе открытого аукциона (первые и вторые торги) находится в диапазоне 5–7 процентов (см. рис. на след. стр.).

Подобные данные приводятся в исследовании «Анализ торгов по банкротству и ак-тивности электронных торговых площадок» , здесь также установлено, что за период с 2011 по 2019 год открытые аукционы состоялись только в 6 процентах случаев.

Если первые две стадии торгов признаны несостоявшимися, то имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения, в ходе которого происходит поэтапное снижение цены продажи.

Согласно Статистическому бюллетеню реализовать имущество должников удается только при публичном предложении (третьи или четвертые торги) со снижением цены на 60–70 процентов (после ее снижения на 10 процентов на повторных торгах). В соответствии с исследованием изменение цены в ходе публичного предложения с 2016 по 2019 год находится в диапазоне 65–67 процентов.

Но еще более интересно понаблюдать дальнейшую судьбу такого имущества. Из своего опыта оценки для целей реализации имущества в конкурсном производстве могу привести следующие примеры.

В августе 2013 года в Новосибирске был оценен участок площадью 4,5 гектара, рыночная стоимость составила 78 миллионов рублей. Участок смогли реализовать только посредством публичного предложения в январе 2014 года за 35 миллионов рублей.

Но впоследствии объявление о продаже этого участка появилось на местном сайте. Новый собственник немного «улучшил» характеристики участка: была снижена кадастровая стоимость и составлен эскизный проект. Срок актуальности объявления – с 18 ноября 2014 года по 21 августа 2018 года. Последняя цена в объявлении составляла 150 миллионов рублей.

В апреле 2015 года в городе Бийске Алтайского края мной была определена рыночная стоимость участка площадью 2,3гектара, которая составила 26,5 миллиона рублей. В марте 2016 года участок был продан на торгах за 7,3 миллиона рублей. Через некоторое время участок был выставлен на продажу за 80 миллионов рублей.

В рассмотренных примерах на стоимость влияет фактор вынужденной/обязательной продажи. Это обстоятельство позволяет предположить, что во многих случаях имущество на торгах продается по цене, не соответствующей рыночной стоимости. Речь идет в первую очередь о недвижимости и имущественных комплексах, требующих и более длительного периода продажи, и более серьезного маркетинга. Рынок потенциальных покупателей крупных и дорогих объектов ограничен, тем более в регионах.

Обычные покупатели на рынке недвижимости и другого имущества мониторят в основном специализированные сайты объявлений и риелторские базы в своем регионе, а не торговые площадки, которых по данным бюллетеня почти 50. Участие же в торгах имуществом предприятий банкротов – это самостоятельный и прибыльный бизнес. В Статистическом бюллетене также можно обратить внимание на данные, представленные в таблице.

То есть на одного участника приходится в среднем около 3-х лотов, а во 2-м квартале 2018 года это значение составляло более 6 (см. ).

Заинтересованные лица отслеживают появление крупных лотов, на которые, скорее всего, спрос будет ограничен. Они дожидаются стадии публичного предложения и значительного снижения цены, и когда актив будет существенно недооценен, выкупают его для перепродажи. Из-за фактора обязательной продажи в соответствии с порядком проведения торгов цена снижается поэтапно и существенно.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17 ноября 2016 года No 721 был утвержден Федеральный стандарт оценки «Определение ликвидационной стоимости (ФСО No 12)», в пункте 4 которого указано, что он применяется для оценки в ходе процедур банкротства. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года No 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» ликвидационная стоимость – расчетная величина, отражающая наиболее вероятную цену, по которой объект оценки может быть отчужден за срок экспозиции объекта оценки, меньший типичного срока экспозиции объекта оценки для рыночных условий, в условиях, когда продавец вынужден совершить сделку по отчуждению имущества. Как уже было показано, арбитражного управляющего интересует именно рыночная стоимость и только такой вид стоимости указывается в задании на оценку (см. ), поэтому ФСО No 12 не применяется (см. п. 2 ФСО No 12). Но участвующие в торгах покупатели не хотят приобретать актив по цене, соответствующей рыночной. Как следствие, торги в ходе открытого аукциона более чем в 90 процентах случаях признаются несостоявшимися и цена сделки оказывается значительно ниже.

Существуют более 20 методик определения ликвидационной стоимости, которые учитывают фактор вынужденной продажи и (или) ограниченности времени продажи (см. ).

Фактор ограниченности срока экспози-ции учитывается в методиках на основании изменения стоимости денег во времени.

Теоретически его можно оценить, зная, насколько срок экспозиции объекта оценки меньше типичного срок экспозиции аналогичного имущества при рыночных условиях.

Но при банкротстве срок экспозиции строго не ограничен, поскольку процедура может продлеваться по ходатайству арбитражного управляющего, если не реализованы все мероприятия. Если сопоставить сроки продажи имущества по завершенным торгам 1 с данными различных исследований, которыми пользуются оценщики, например СРД 8] и СтатРиелт , то практически всегда фактические сроки реализации попадают в диапазоны сроков экспозиции из справочников или превышают верхнюю границу. Таким образом, срок продажи лотов при процедурах банкротства равен или превышает сроки экспозиции таких же объектов на рыночных условиях. Тогда причем здесь фактор ограниченного срока?

Фактор вынужденности – психологический аспект, влияющий на инициативу покупателей приобрести имущество , который выражается в росте спекулятивного интереса при снижении цены. Вынужденный характер реализации аналитически оценить затруднительно из-за отсутствия фактических данных о ценовой эластичности спроса.

Таким образом, пока не будут согласованы нормы законодательства о реализации имущества должников в процедурах банкротства с положениями законодательства об оценочной деятельности, стоимость конкурсной массы в отчете оценщика будет значительно отличаться от итоговой цены на торгах.

Подводя итог, можно резюмировать, что вероятность продажи имущества на аукционе по рыночной стоимости составляет 6 процентов. Предположим, что оценщик достоверно определил, что стоимость и цена в случае успешных торгов на аукционе существенно не поменяются. Но как уже было установлено, реализация имущества должника происходит в ходе публичного предложения на третьих или четвертых торгах со снижением цены на 70–80 процентов, то есть дисконт к рыночной стоимости составит в среднем 75 процентов. Тогда математическое ожидание цены продажи (М) составит:

М = 0,06V + (1 – 0,06) × (0,25V) = 0,295V,

где V – рыночная стоимость.

В Международных стандартах оценки и Красной книге RICS имеется понятие «вынужденная продажа» – это ситуация, при которой совершается сделка. Вынужденная продажа имеет место, если продавец в определенный момент времени вынужден продать имущество, например, в связи с потребностью в деньгах или необходимостью погасить обязательство к определенному сроку. Вынужденная продажа не является самостоятельным видом стоимости.

Определив в отчете рыночную стоимость, оценщик может выразить суждение относительно вероятной цены при вынужденной продаже (п. 26 ФСО No 1) – о величине М. Далее решение о начальной цене будет приниматься на собрании кредиторов, которые должны определиться, что им важнее, довериться статистике в том, что имущество, скорее всего, не удастся продать по рыночной стоимости, или убедиться в этом на собственном опыте после неудачных торгов.

Теоретически участие в торгах не только «перекупщиков» в ходе аукциона должно поднять цену М до рыночной. Для этого необходимо осведомить всех потенциальных покупателей и провести надлежащий маркетинг.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26 октября 2002 года No 127-ФЗ : в редакции от 27 декабря 2019 года. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс»

2. Статистический бюллетень ЕФРСБ (Единый федеральный реестр сведений о

банкротстве) на 31 декабря 2019 года. URL: https://fedresurs.ru/news/b0546f18-6128-

3. БСР-Консалтинг: Анализ торгов по банкротству и активности ЭТП по ре-

зультатам 2019 года. URL: https://fedresurs.ru/news/7781aa46-85e4-4f08-b9d0-c03c34e9455b

4. Статистический бюллетень ЕФРСБ

на 30 июня 2018 года. URL: https://fedresurs.ru/news/5bd49902-7344-4f03-a63e-

5. Об оценочной деятельности в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 июля 1998 года No 135-ФЗ : в редакции от 28 ноября 2018 года. Доступ из справочной

правовой системы «КонсультантПлюс»

6. Об утверждении Федерального стандарта оценки «Определение ликвидационной стоимости (ФСО No 12)»: приказ Министерства экономического развития

Российской Федерации от 17 ноября 2016 года No 721. Доступ из справочной право-

вой системы «КонсультантПлюс».

7. Слуцкий А. А. Ликвидационная стоимость предметов ипотеки: предложения для будущих методических рекомендаций Национальной ассоциации оценочных компаний (НАОК) // Бюллетень RWAY. 2016. No 261.

8. Справочник расчетных данных для ценки и консалтинга. URL: https://cpcpa.ru/

9. СтатРиелт. URL: https://statrielt.ru/statistika-rynka/statistika-na-01-10-2019g

10. Козырь Ю. В. Оценка ликвидационной стоимости. URL: https://www.cfin.ru/finanalysis/value_sale.shtm

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *