Правовой департамент Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах своей компетенции рассмотрел обращение Ассоциации «Национальное объединение строителей» от 24 мая 2017 г. № 05-02-4166/17, зарегистрированное в Минстрое России 25 мая 2017 г. за№ 49416/МС, с просьбой разъяснить отдельные положения Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Кодекс) и сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением территориального планирования), жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства, и не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкованию нормативных правовых актов.
Вместе с тем по существу заданных вопросов сообщаем следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 55.5-1 Кодекса специалистом по организации строительства является физическое лицо, которое имеет право осуществлять по трудовому договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, трудовые функции по организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в должности главного инженера проекта, главного архитектора проекта и сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или в национальный реестр специалистов в области строительства.
Согласно части 5 статьи 55.5-1 Кодекса к должностным обязанностям специалистов по организации строительства относятся:
- организация входного контроля проектной документации объектов капитального строительства;
- оперативное планирование, координация, организация и проведение строительного контроля в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
- приемка законченных видов и отдельных этапов работ по строительству, реконструкции, капитальном} ремонту объектов капитального строительства, элементов, конструкций и частей объектов капитального строительства, сетей инженерно-технического обеспечения, их участков с правом подписи соответствующих документов;
Подписание следующих документов:
- акта приемки объекта капитального строительства; документа, подтверждающего соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов;
- документа, подтверждающего соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- документа, подтверждающего соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения (при их наличии).
Необходимо отметить, что документы, содержащие указанные в пункте 5 постановления Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» сведения о проведении строительного контроля, также подписываются работниками, включенными в национальный реестр специалистов в области строительства.
Иные работники члена саморегулируемой организации не правомочны выполнять указанные должностные обязанности специалиста гю организации строительства.
Заместитель директора Правового департамента: Т.Н. Бармина
Исп.: Трумф Т.А.
В частности, отмечалось, что в НРС внесены сведения о 98 860 специалистах в области строительства и 22 052 специалистах в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования. При этом в Национальное объединение строителей поступило 109 тысяч заявок, а в Национальное объединение проектировщиков и изыскателей – более 65 тысяч. Данный объем заявок, по сообщениям НОПРИЗ, будет обработан в течение ближайших двух месяцев.
Как отмечалось, основная масса отказов во внесении сведений в реестр НОПРИЗ в основном была связана с неправильной трактовкой норм требований закона, как правило, с исчислением предусмотренного законодательством стажа работы.
В НОСТРОЙ основными причинами для отказа внесения сведений в НРС стали: отсутствие нотариального заверения заявления о включении в нацреестр, отсутствие диплома об образовании в области строительства и необходимого стажа работы, в том числе инженерного, а также отсутствие сведений о повышении квалификации.
Также упоминались случаи подделки документов, включая СНИЛС, трудовые книжки, дипломы и даже удостоверения о повышении квалификации. При этом проверить подлинность СНИЛС и трудовых книжек, номера которых формируются по определенному алгоритму, достаточно легко. А документы об образовании проверяются запросом в учебные заведения. Данные о фактах подделки передаются в правоохранительные органы.
Кроме того, в ходе работ по формированию реестров были выявлены моменты, потребовавшие разъяснений со стороны профильных органов или же внесения поправок в Градостроительный кодекс.
Один из основных вопросов в этом плане – острая необходимость дополнить предусмотренный законом перечень специальностей, подлежащий внесению в реестры. По словам представителей Минстроя, получено свыше 500 предложений с дополнениями в перечень специальностей, в том числе от Министерства обороны РФ. Ожидается, что в новую редакцию перечня, которая должна быть принята в ближайшее время, будет добавлено более 50 гражданских и порядка 105 военных специальностей.
Еще одна важная проблема — обязанность иностранных граждан, претендентов на внесение в НРС, предоставлять разрешение на работу. Гражданам ряда государств такое разрешение не требуется, им достаточно наличия патента. Данную правовую коллизию предполагается устранить в рамках осенней сессии Госдумы.
Также на сегодняшний день для рассмотрения о внесении сведений в НРС не принимаются справки об отсутствии судимости в электронном виде. Такие справки не являются юридически значимыми документами и могут быть использованы только в личных целях. Электронные справки будут рассматриваться как юридически значимый документ, только когда МВД России будет принят соответствующий административный регламент, справка будет подписана ЭЦП и внесены соответствующие изменения в нормативную документацию.
По итогам обсуждений была составлена резолюция с предложениями в адрес Минстроя РФ, МВД РФ и Ростехнадзора. В том числе, предложения внести изменения в часть 9 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса по приданию Национальным объединениям полномочий по исключению специалистов из НРС в случае предоставления ими документов, содержащих недостоверные сведения, а также по истечении у иностранного гражданина срока действия документов, подтверждающих право на осуществление трудовой деятельности в РФ. В пункт 5 части 6 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса по учету для включения в НРС документов, подтверждающих право иностранного гражданина на осуществление трудовой деятельности на территории РФ. Дополнить статью 55.5-1 нормой, обязывающей специалистов по организации строительства подавать в Национальные объединения сведения об основном текущем месте работы в течение 7 дней с момента заключения (прекращения) трудового договора. Внести в форму выписки из реестра членов СРО информацию о специалистах по организации строительства, сведения о которых включены в НРС. Просить Минстрой России ускорить принятие и утверждение дополнений в перечень направлений подготовки в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства. Просить МВД России ускорить внесение изменений в Административный регламент МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости в форме электронного документа. Рекомендовать национальным объединениям саморегулируемых организаций в сфере строительства (НОСТРОЙ и НОПРИЗ) ужесточить требования регламентов по ведению НРС, направленные на противодействие представлению заявителями документов, содержащих недостоверную информацию, а также на защиту персональных данных заявителей и специалистов, включенных в НРС.
С 01 июля 2017 года введены новые требования к специалистам, в функции которых входит организация строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства. При этом Градостроительным кодексом РФ минимальное количество таких специалистов по основному месту работы должно быть не менее 2-х.
При осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, согласно постановлению Правительства РФ от 11.05.2017 № 559, в Национальный реестр специалистов должны быть внесены работники из числа руководителей (генеральный директор (директор), и (или) технический директор, и (или) их заместители, и (или) главный инженер), находящиеся в штате по месту основной работы, в количестве:
— не менее 2-х при заключении договоров строительного подряда не более 3 миллиардов рублей;
— не менее 3-х при заключении договоров строительного подряда более 3 миллиардов рублей.
Сведения о таких специалистах должны быть включены в Национальный реестр специалистов (НРС) в области строительства, ведение которого закреплено за Национальным объединением саморегулируемых строительных организаций (НОСТРОЙ).
Ассоциация осуществляет прием и проверку документов физических лиц для последующего включения в НРС НОСТРОЙ.
Для внесения в НРС в Ассоциацию необходимо представить:
— заверенное у нотариуса заявление о включении сведений о специалисте по организации строительства в НРС НОСТРОЙ,
— форму ознакомления с условиями обработки персональных данных заявителя.
к которым приложить:
1. копии документов о высшем образовании (нотариальная копия)
2. документы, подтверждающие стаж на инженерных должностях не менее чем три года и общий трудовой стаж не менее чем десять лет в строительных организациях:
— копия трудовой книжки, заверенная печатью текущего (последнего) работодателя с приложением заверенной копии приказа о приеме заверяющего лица на соответствующую должность, (или копия трудовой книжки, заверенная нотариусом);
— копия должностной инструкции или выписка из должностной инструкции или трудового договора, заверенная текущим (последним) работодателем, если Заявитель работает по трудовому договору.
3. копию удостоверения о повышении квалификации;
4. копию разрешения на работу для лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации;
5. оригинал справки об отсутствии у Заявителя судимости, полученную не ранее одного года до дня подачи заявления о включении сведений в НРС;
Для сведения: справку об отсутствии у Заявителя судимости можно получить:
— через многофункциональные центры государственных услуг (МФЦ) лично;
— через официальный интернет-портал государственных услуг https://www.gosuslugi.ru/
6. копию СНИЛС, а для лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, – при наличии.
Для внесения изменений в сведения специалиста, включенного в НРС, необходимо направлять заявление, к которому приложить документы, подтверждающие такие изменения. (Подлинность подписи на заявлении подлежит удостоверению нотариусом).
Специалист по приему заявлений и документов:
Петров Илья Александрович тел. (495) 775-81-11 доб.153 i.petrov@srogen.ru
Юридическое лицо может получить статус СРО в соответствии с положениями Федерального закона №315 ФЗ «О саморегулируемых организациях», а также отраслевого законодательства, например, для строительных СРО это Градостроительный кодекс Российской Федерации.
Порядок организации и осуществления госконтроля за работой СРО заложен в постановлении Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1202 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций». Согласно этому закону, надзор за деятельностью изыскательских, проектных и строительных СРО осуществляет Ростехнадзор — Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Если говорить о взаимоотношениях между строительными СРО и Ростехнадзором, то они складывались всегда по-разному. Среди самых «громких» дел между СРО и органом надзора можно вспомнить следующие несколько.
Всё российское строительное сообщество помнит нашумевшую историю с НП «СтройРегион» из г.Санкт-Петербурга.
Претензии к «СтройРегиону» у федерального органа возникли после внеплановой проверки в августе прошлого года, с помощью которой удалось обнаружить многочисленные нарушения. В октябре прошлого года, уже после повторной проверки, выяснилось, что партнерство не только не исправилось, но и усугубило ситуацию.
Прежде всего, по данным Ростехнадзора, «СтройРегион» не предоставил достоверной информации о количестве членов партнерства и выданных свидетельств о доступе к работе. Из-за этого ведомство не смогло оценить, действительно ли в НП состоит достаточное количество застройщиков, для того чтобы оно могло иметь статус СРО. Кроме того, из-за отсутствия этой информации ведомство не смогло оценить необходимый размер компенсационного фонда, который рассчитывается в зависимости от количества членов. Требование госструктуры поддержали и представители Общественной негосударственной некоммерческой организации «Национальное объединение строителей» (НОСТРОЙ), которые выступали на процессе в качестве третьего лица.
Но суд так и не согласился с тем, что выявленных нарушений действительно достаточно для исключения «СтройРегиона» из реестра. Как оказалось, в акте проверки все же содержалась информация о конкретном количестве членов НП в различные периоды ее работы и оно не выбивалось за рамки допустимого.
17 января 2013 года саморегулируемое строительное сообщество пережило небольшой шок. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) неожиданно приостановила внесение сведений в реестр почти четырех десятков саморегулируемых организаций строительной сферы.
Возможно, Ростехнадзор достала бесцеремонность отдельных СРО и критика по ведению госреестра, поэтому ведомство решило навести в своей «епархии» порядок. Потом «черный» список Ростехнадзора стал расти как снежный ком. На 19 апреля 2013 года в реестре уже находилось 81 СРО: 38 — строительных, 37 — проектировщиков, 6 — изыскателей.
По сообщению Департамента взаимодействия с органами государственной власти НОСТРОЙ, им проводилась работа в целях выявления и устранения причин приостановления внесения сведений в реестр среди СРО. Впрочем, несмотря на большое количество СРО, у которых было приостановлено внесение сведений в реестр, что «негативно влияло на деятельность саморегулируемых организаций и их членов», реакция Департамента на действия Ростехнадзора оказалась весьма замедленной и малоэффективной. Понадобилось ровно полгода, чтобы Департамент предпринял какие-нибудь действия. В частности, 17 июля 2013 года были направлены запросы с просьбой, разъяснить известные им причины приостановления внесения сведений в реестр в 26 СРО и какие меры приняты ими для возобновления внесения сведений в реестр. Нацобъединением было получено 11 ответов СРО и одно письмо о причинах приостановления получено от СРО ранее, до направления запроса — всего 12.
Проанализировав ответы СРО о принятых мерах по исправлению указанной ситуации, сопоставив причины приостановления внесения сведений и ряд мер, предпринятых СРО по устранению выявленных нарушений, Нацобъединением были сделаны выводы о том, что большая часть саморегулируемых организаций, от которых получены ответы, предпринимала меры по исправлению ситуации и возобновлению внесения сведений в реестр. При этом с работниками части СРО были проведены беседы, даны советы о необходимости предоставления тех или иных сведений, в том числе на электронных носителях, в Ростехнадзор.
Ряд СРО, следуя полученным советам, повторно или дополнительно направляли в Ростехнадзор необходимые сведения, у ряда СРО было возобновлено внесение сведений в реестр.
По состоянию на 1 августа 2013 года было приостановлено внесение сведений в отношении 23 строительных СРО.
На 5 августа 4 саморегулируемые организации из 23, по мнению Объединения, полностью выполнили требования законодательства и предоставили все необходимые сведения в Ростехнадзор для возобновления внесения сведений в реестр:
1. Саморегулируемая организация Некоммерческое партнёрство «Союз профессиональных строителей» (СРО-С-153-25122009);
2. Некоммерческое партнерство Саморегулируемая организация «Объединение Волго-Вятских строителей» (СРО-С-194-080220;
3. Некоммерческое партнерство «Брянское Объединение Строителей» (СРО-С-199-12022010);
4. Некоммерческое партнерство Саморегулируемая организация «Региональное Объединение Строительных Организаций» (СРО-С-243-09042012).
Объединением подготовлено и направлено 5 августа 2013 года обращение в Ростехнадзор в целях скорейшего возобновления внесения сведений в госреестр в отношении указанных 4 СРО об устранении выявленных нарушений. По сообщению Департамента взаимодействия с органами государственной власти НОСТРОй Ростехнадзор возобновил внесение сведений в госреестр этих СРО.
Кроме того, недавно был отвергнут проект по созданию электронного взаимодействия с Ростехнадзором. Также нынешней осенью Ростехнадзор отправил в НОСТРОЙ письмо с сообщением о том, что его сотрудники прекращают рассматривать уведомления, которые были отправлены СРО по электронной почте.
Стоит отметить, что многие СРО беспокоятся, что могут возникнуть очередные проблемы. Такой вывод приходит на ум, принимая во внимание факт того, что регулятор сворачивает инициативы по упрощению взаимодействия. Кроме того, по словам начальника Организационно-правового управления НОСТРОЙ Юлии Родионовой, Ростехнадзор в 2014 году планирует уделять пристальное внимание проверкам деятельности саморегулируемых организаций строительной сферы.
Специалисты НП МНОС «СИБИРЬ» не считают это поводом для беспокойства, даже при том что НП МНОС «СИБИРЬ» будет проходить проверку Ростехнадзора в марте 2014 года. Даже наоборот, это некоторая честь – оказаться сейчас в гуще событий, связанных с укреплением связей между Национальными объединениями, Ростехнадзором, Минстроем и саморегулируемыми организациями.
Под этими событиями подразумеваются в том числе новый регламент Ростехнадзора по исполнению службой государственной функции по осуществлению государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, который еще не вступил в силу, но уже 4 февраля 2014 года прошел регистрацию в Минюсте РФ. Регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур Ростехнадзора при осуществлении госнадзора за деятельностью саморегулируемых организаций, а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями Ростехнадзора с физическими и юридическими лицам, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Кроме того, уже в этом году правительство предложило разграничить компетенцию Минстроя России и Ростехнадзора в части государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также ведения реестров указанных организаций. При этом к ведению Ростехнадзора предлагается отнести указанные полномочия в части, касающейся объектов, подлежащих регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов. Согласно постановлению, на Минстрой России возлагается полномочие по утверждению перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В связи с этой бурно развивающейся тенденцией взаимодействия участников строительного комплекса НП МНОС «СИБИРЬ» поставило своей целью в 2014 году вести максимально плотный и полезный диалог с Минстроем РФ, Нацобъединением строителей, Ростехнадзором. Начало года обозначилось как приведение деятельности СРО в соответствие с действующими нормами закона. В феврале мы прошли добровольный аудит Нацобъединения, на очереди – плановая проверка Ростехнадзора. Затем мы планируем перейти к совместной работе по обсуждению законодательных норм, по организации консультационных и обучающих мероприятий с привлечением специалистов Ростехнадзора, НОСТРОЙ и Российского союза строителей. Соответственно, в обратном направлении, мы готовы совместно с другими СРО Сибирского региона разрабатывать собственные инициативы и предложения в адрес НОСТРОЙ, Минстроя и Ростехнадзора.
Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) предлагает на базе НОСТРОЯ создать единую базу — реестр членов СРО, с указанием свидетельств о допуске к работам и тем самым исключить возможность подделки документов.
В последнее время участились случая когда строительные, проектные и изыскательские компании пользуются анархией и полной неразберихой которая присутствует при регулировании строительного, проектного и изыскательского рынка возникшего в результате работы множества саморегулируемых организаций (нарушений допускаемых самими СРО) и подделывают свидетельства о допуске к работам по которым участвуют в тендерах и аукционах.
Саморегулируемые организации обязаны в течение суток после приема кандидата в члены СРО и выдачи свидетельства о допуске к работам уведомить Ростехнадзор о приеме нового члена и выдачи допуска, однако многие СРО нарушают эти требования, надлежащим образом и в сроки установленные законодательством не отправляют информацию о новых членах. Более того база Ростехнадзора не доступна широкому кругу лиц. В том числе, поэтому в НОСТРОе созрело предложение создать собственную базу.
Однако многие специалисты отмечают, что создать единую базу всех членов всех СРО будет достаточно сложно, не только с технической стороны, но и с финансовой, так как потребует внедрения сложных систем ведения электронного документооборота, достаточно дорогостоящих по своему исполнению. Кроме создания потребуется поддержка этого программного продукта и своевременного предоставления информации от СРО, для пополнения этой базы.
Если с финансовым вопросом НОСТРОю будет не так сложно разобраться в связи с тем что НОСТРОЙ это не бедная организация — не бедная благодаря отчислениям СРО. Напомним — каждая СРО член НОСТРОЯ обязана ежегодно выплачивать за каждого члена СРО членский взнос в НОСТРОЙ в размере 5 тыс. рублей (оплата осуществляется ежеквартально). Дополнительно при вступлении СРО в НОСТРОЙ, СРО обязана оплатить вступительный в размере — 500 тыс. рублей. Если умножить общие цифры членов СРО и количество СРО в строительной сфере, то получиться солидная сумма.
Относительно вопроса соблюдения СРО требований по предоставлению информации о членах — его соблюсти куда сложнее. СРО уже нарушают требования Ростехнадзора, почему же они будут соблюдать требования НОСТРОя?
Безусловно в случае появления такой базы доступной для широкого круга лиц, количество злоупотреблений связанных с использованием поддельных свидетельств о допуске к работам значительно уменьшиться, что будет положительно влиять на имидж саморегулирования в целом.