Реформирование системы образования

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2/2019

Таким образом, кумулятивное голосование обеспечивает владельцам небольших долей возможность избирать своих кандидатов в коллективный орган общества. При формировании коллегиальных органов общества механизм кумулятивного голосования восполняет недостаток корпоративных прав и корпоративного контроля у некоторых участников и обеспечивает баланс интересов у всех участников корпоративных организаций.

© Антонова Н. А., Полуэктов Д.Г., 2019

УДК 349.3

Буянова А. В.

к.ю.н., доцент Финансовый Университет при Правительстве РФ РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ОЖИДАНИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ

Аннотация

Статья критикует навязанную из вне, и существующую сегодня в России, систему образования. Автор раскрывает историю развития отечественного образования. Полагает, что узаконенный переход высшего образования на две ступени — бакалавр и магистр, мало что дает в совершенствовании высшего образования. Единый государственный экзамен не отражает реальные знания абитуриентов и не может служить мерилом их знаний и готовности к обучению в высшем учебном заведении.

Автор считает, что бездумное копирование Болонской системы образования недопустимо в стране, которая построила практически идеальную систему высококачественного образования. В заключении делается вывод о том, что для дальнейшего развития, процветания и продвижения научно технического прогресса РФ необходимо возрождать образование советского типа, поскольку от базы и фундамента, которые закладывала отработанная советская система образования, зависит будущее всего общества и страны в целом.

Ключевые слова:

образование, компетенции, образовательный процесс, учитель, преподаватель, студенты, оценка успеваемости, Вузы, ЕГЭ.

Anastasia Buyanova,

Financial University under the Government of the Russian Federation, PhD.H.

associate Professor

REFORMING THE SYSTEM OF EDUCATION IN RUSSIA: EXPECTATIONS AND REALITY

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2/2019

education, competence, educational process, teacher, teacher, students, assessment of progress,

Universities, exam.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Таким образом, образование — одна из важнейших сфер жизни общества. От качественного образования зависит дальнейшая судьба общества и государства. Именно поэтому все развитые страны считают образование одной из главных функций государства. Система образования всегда опиралась на совокупность принципов, которые определяют ее дальнейшее развитие и функционирование. Безусловно, общество не стоит на месте, а находится в постоянном развитии. Поэтому приходится проводить и обновление, реформирование системы образования.

Так в декабре 2012г. был принят Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3. Пока шло обсуждение законопроекта, была надежда, что государство поспособствует выводу российской системы образования из тяжелого положения, возникшего в 1990-2000 года. Но в результате получилось, что тяжелая ситуация не только не исправляется, но еще и дополняется опасными новациями.

Так в конце 80-х — начале 90-х годов выражались мнения о неэффективности советской системы образования. Так бывший министр образования А. Фурсенко говорил: «…недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других». Однако по мнению многих обществоведов советская система образования была устроена по университетскому принципу, то есть главная задача была научить человека мыслить глобально, решать разнообразные задачи и ориентироваться в различных жизненных ситуациях. Именно такой подход к образовательному процессу позволил сделать гигантский скачок в общественном развитии в первой половине прошлого века. Западная же система образования была системой, так называемых двух коридоров: университетское образование получает лишь небольшой процент населения, который имеет в будущем возможность войти в государственно-управленческую элиту; остальное население получает образование мозаичного типа, где человека учат лишь выполнять набор определенных функций.

Реформирование отечественной системы образования можно разделить на 2 этапа. Первый этап проводился в 90-е годы, когда было хроническое недофинансирование образовательной системы. Результатом этого стал уход из средней и высшей школы большинства высококвалифицированных специалистов. Особенно следует подчеркнуть, что эта утрата оказалась невосполнимой, так как молодежь не считала и не считает до сих пор данную профессию популярной.

Второй этап можно отнести к 2000-м годам, когда началось реформирование самого образовательного процесса. Основные ориентиры реформы описаны Я.И. Кузьминовым в статье «Реформа образования: причины и цели», вышедшей в первом номере журнала «Отечественные записки» за 2002 год. Аргументируя необходимость перемен в системе образования изменившимся состоянием мировой экономики, переходящей на качественно новый этап — постиндустриальный, и, как следствие, изменившимися запросами рынка труда, Я.И. Кузьминов ставит перед реформой такие цели, как переход от механической передачи знаний к формированию навыков, развитие профильной старшей школы, создание независимой системы государственной аттестации и контроля качества (впоследствии

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2/2019

воплотившаяся во введении Единого государственного экзамена), реорганизация сельской школы, осуществление изменений в системе подготовки педагогических кадров, создание национальной системы поддержки талантливых детей, а также поддержание конкурентоспособности российского высшего обзывания на мировом уровне — для достижения именно этой цели в сентябре 2003 года Россия присоединилась к Болонскому процессу.

В итоге недофинансирование образования и реформирование образовательного процесса привели к катастрофическим результатам. Так по мнению Заслуженного учителя России С.Е. Рукшина, Россия близится к точке невозврата, и через какое-то время ей будет невозможно восстановить позиции в образовательной сфере, которые она имела два десятилетия назад.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отметим главные негативные последствия реформы образования:

1. Падение социального статуса учителя и преподавателя. Это отразилось в степени уважения общества к подобному труду, оплате труда учителей и преподавателей. К сожалению, сейчас выполнение даже малоквалифицированной работы способно принести большие деньги и более высокое положение в обществе. Исполнение майского Указа Президента (№597 от 07.05.2012 — » О мероприятиях по реализации государственной социальной политики») достигается путем сокращения численности научно-педагогических кадров в образовательных учреждениях. Производится сокращение не всегда законно и объективно, как правило путем:

— предъявления дополнительных, инновационных требований, вес и выполнение которых не сопоставимы с тем качеством и уровнем подачи информации, по сравнению с более креативными и современными кадрами, которые в силу отсутствия опыта и знаний не могут обеспечить достойный уровень подачи материала;

— компьютеризация и цифроватизация многих трудовых функций педагогических работников;

— «затягиванием поясов» и увеличением нагрузки в рамках перехода на Эффективный контракт бюджетников.

2. Бюрократизация системы образования. При падении качества образования, количество чиновников в ведомствах только увеличивается.

3. Ликвидация централизованной системы образовательных критериев и эталонов. Сегодня количество часов и содержание учебных дисциплин определяется в каждом отдельном ВУЗе самостоятельно. Интересы будущих специалистов, как правило, не учитываются.

4. Введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ) как средства приема в ВУЗы. Испытание не позволяет оценить знания, творческий талант, логическое мышление школьников. ЕГЭ позволяет проверить лишь степень натасканности школьников на типовые задания.

5. Внедрение системы «Бакалавриат-Магистратура». В советское время системы специалитета включала в себя, как правило, 5 лет обучения по очной форме и 6 лет по очно-заочной и заочной. А в соответствии с Болонской конвенцией система бакалавриата означает переход к 4 годам обучения. В такой образовательной программе базовые дисциплины урезаются до минимума, а профильные дисциплины имеют мозаичный характер. В результате общество получает специалистов — недоучек, которые не способны мыслить глобально или выполнять разнообразные практические задания. Схожая ситуация сложилась и со вторым этапом высшего образования — магистратурой. Программа магистратуры состоит, как правило, из некой системы спецкурсов. В результате у магистрантов складывается «хаотичное» понимание определенной темы. Так же, если учесть, что многие магистранты не имеют базового профильного образования, то сложившаяся ситуация становится еще более критичной.

6. Введение балльно — рейтинговой системы оценки успеваемости студентов. Эта мера не прописана в действующем российском законодательстве, но активно используется ВУЗами. В связи с отсутствием единой централизованной системы оценки знаний и успеваемости студентов, каждое учебное заведение вопрос о выставлении баллов решает по своему собственному усмотрению. В результате обучение превращается в «погоню за баллами», когда студенты, боясь быть не допущенными до экзаменов, старается обязательно успеть сказать «два слова», чтобы получить заветные баллы. В итоге, проведение очных занятий становится формальностью.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 2/2019

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что современная система образования в РФ терпит глобальные изменения на всех уровнях обучения. Все эти нововведения очевидно носят противоречивый характер. Так как каждое изменение имеет как отрицательные, так и положительные стороны. Но уже сейчас становится ясно о необходимости внести корректировки в некоторые нововведения. Так, необходимо повышать в глазах общества престиж профессии учителя, преподавателя, как это было в советское время, на законодательном уровне закрепить количество часов и основные дисциплины, изучаемые студентами; исключить проведения ЕГЭ как заключительного этапа и среза знаний, полученных по окончании среднего образования.

Для полноценного и всестороннего развития общества необходимо понимать, что бездумное копирование Болонской системы образования недопустимо в стране, которая построила практически идеальную систему высококачественного образования. Для дальнейшего развития, процветания и продвижения научно технического прогресса РФ необходимо возрождать образование советского типа, поскольку от базы и фундамента, которые закладывала отработанная советская система образования, зависит будущее всего общества и страны в целом. Список использованной литературы:

2. Федеральный закон от 05.12.2017 N 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» — ИПС Консультант +

3. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 N 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»»

5. «К вопросу о реформировании системы оказания юридических услуг в рамках государственной программы Российской Федерации «Юстиция» с учетом необходимости конкретизации образовательного ценза субъектов в связи с переходом на «болонскую систему образования» (Михайлова А.С.) («Адвокатская практика»,№1, 2017 )

6. «Реформа образования: причины и цели» (Кузьминов И.Я.), («Отечественные записки» №1, 2002)

© БуяноваА. В. 2019

УДК-343.1

Замашанская А.Ю.

Студент, магистр, 1 курса, ОГУ г. Оребург, РФ E-mail: alenazamashanskaj a@yandex.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РФ

Аннотация

Проведение оперативно-розыскной деятельности, её анализ позволят организовать правильное планирование правоохранительной деятельности. При этом особое значение имеет взаимодействие различных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Одним из направлений повышения эффективности деятельности правоохранительной системы по противодействию преступности в России является организация взаимодействия и координации, одной из наиболее важных частей и

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *