Регистр гидротехнических сооружений

Росси́йский рее́стр гидротехни́ческих сооруже́ний (Регистр ГТС) – единая система учёта, регистрации, хранения и предоставления информации о гидротехнических сооружениях Российской Федерации.

Цели формирования и ведения Регистра ГТС:

  • государственная регистрация и учёт гидротехнических сооружений;
  • сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации о количественных и качественных показателях состояния ГТС, условиях их эксплуатации и соответствии этих показателей и условий критериям безопасности ГТС;
  • создание информационной основы для разработки и осуществления мероприятий по обеспечению безопасности ГТС и предупреждению чрезвычайных ситуаций;
  • информационное обеспечение государственного управления, надзора в области безопасности ГТС.

Ведение Регистра ГТС поручено Федеральному агентству водных ресурсов и его территориальным органам (до 2005 г. – Министерству природных ресурсов Российской Федерации). Ведение базы данных Регистра ГТС осуществляет подведомственная организация агентства – ФГУП «Центр Российского регистра гидротехнических сооружений и государственного водного кадастра».

Гидротехнические сооружения вносится в Регистр только после утверждения декларации безопасности сооружения в Ростехнадзоре или Ространснадзоре; при этом сооружения, которые находились в эксплуатации на дату вступления в силу Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», вносились в Регистр в безусловном порядке без представления деклараций безопасности.

Разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения выдаётся только после его регистрации Регистре ГТС.

В Регистре ГТС содержится следующая информация о гидротехнических сооружениях:

  • общие характеристики, включая данные о государственной регистрации, собственнике, назначении, нормативной документации, безопасности ГТС и т.д.;
  • технические характеристики с учётом классификации по типам – все гидротехнические сооружения разделены на шесть групп, для каждой из которых сформирован отдельный перечень технических характеристик.

Помимо информации о конкретных сооружениях, на официальном сайте Регистра ГТС приводятся обобщённые данные регистра:

  • данные о количестве комплексов ГТС, зарегистрированных в Регистре ГТС, и их техническом состоянии;
  • обобщённые статистические данные по федеральным органам надзора за безопасностью ГТС;
  • обобщённые статистические данные по российским регионам.

Регламентирующее законодательство

Необходимость ведения Российского регистра ГТС задекларирована в Федеральном законе «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 N 117–ФЗ.

Порядок формирования Российского регистра ГТС определён Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.1998 N 490 «О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений».

Инструкция ведения Российского регистра ГТС утверждена приказом Минприроды России от 29.02.2013 N 34 «Об утверждении Инструкции о ведении Российского регистра гидротехнических сооружений».

Предоставление сведений из Российского регистра ГТС регламентируется приказом Минприроды России от 31.10.2012 N 358 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральным агентством водных ресурсов государственной услуги по предоставлению информации о гидротехнических сооружениях из Российского регистра гидротехнических сооружений и доступа к сведениям базы данных Российского регистра гидротехнических сооружений».

Научно-популярная энциклопедия «Вода России»

Утвержден новый административный регламент согласования Ростехнадзором правил эксплуатации гидротехнических сооружений (кроме судоходных и портовых)

Приказ Ростехнадзора от 03.11.2015 N 447 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по согласованию правил эксплуатации гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)»

Заявителем может быть собственник гидротехнического сооружения (ГТС) или эксплуатирующая организация либо их уполномоченные представители.

Для получения госуслуги заявитель в соответствии с формой, приведенной в приложении к регламенту, представляет в территориальный орган Ростехнадзора заявление о согласовании Правил. В заявлении заявитель вправе указать просьбу о направлении ему в электронной форме информации по вопросам согласования Правил.

К заявлению о согласовании Правил прилагаются, в частности, документы, подтверждающие право собственности, или иное законное основание владения ГТС и Правила в двух экземплярах.

По усмотрению заявителя к заявлению о согласовании Правил могут быть приложены документы, необходимые для эксплуатации ГТС (документ, подтверждающий внесение сведений в единый государственный реестр юридических лиц (индивидуальных предпринимателей); документ, подтверждающий наличие утвержденной в установленном порядке декларации безопасности ГТС; документ, подтверждающий внесение ГТС в Российский регистр ГТС; документ, подтверждающий наличие разрешения на эксплуатацию ГТС; копия договора обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда потерпевшим в результате аварии на ГТС; копия проекта на эксплуатацию ГТС).

Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в территориальные органы Ростехнадзора, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Срок предоставления государственной услуги по согласованию Правил не должен превышать 30 календарных дней с даты регистрации заявления.

Признан утратившими силу Приказ Ростехнадзора от 20.02.2012 N 118, которым был утвержден ранее действовавший регламент предоставления данной госуслуги.

Декларирование безопасности ГТС законодательно закреплено в Федеральном законе «О безопасности гидротехнических сооружений» и постановлениях Правительства РФ. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ декларация безопасности гидротехнического сооружения – основной документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса.

Корнев Александр Иванович, инспектор отдела понадзору в электроэнергетике Управления Ростехнадзора по УР

Декларирование безопасности гидротехнических сооружений, аварии на которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, является обязательным при их проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации, а также после реконструкции, при капитальном ремонте, восстановлении или консервации.
Согласно Положению, Министерство природных ресурсов Российской Федерации организует проведение декларирования безопасности гидротехнических сооружений поднадзорных объектов, аварии на которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций. Положение определяет, что орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений во взаимодействии с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий устанавливает:
• дополнительные требования к содержанию деклараций безопасности и методику их составления в зависимости от назначения, класса, конструкции, условий эксплуатации и специальных требований к безопасности гидротехнического сооружения;
• форму деклараций безопасности;
• перечень объектов, имеющих гидротехнические сооружения, подлежащие декларированию.
Для установления полноты и достоверности сведений, указанных в декларации безопасности, проводится их государственная экспертиза, осуществляемая экспертными центрами, определяемыми органом надзора.
Декларация безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений, в том числе при их выводе из эксплуатации, а также после реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации составляется их собственником или эксплуатирующей организацией, а проектируемых и строящихся гидротехнических сооружений — юридическим лицом или физическим лицом, выполняющим функции заказчика.

Декларация безопасности представляется декларантом в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений (далее именуется — орган надзора).
При составлении декларации безопасности должны учитываться следующие требования:
а) полнота и достоверность данных о гидротехническом сооружении и его безопасности;
б) всестороннее и полное выявление степени опасности и разработка сценариев возможных аварий и повреждений;
в) обоснованность применяемых методов анализа, достаточность выполненных оценок риска и уровня безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса;
г) полнота учета всех факторов, влияющих на результаты оценки безопасности;
д) эффективность и достаточность реализованных и планируемых мер по обеспечению безопасности, соответствие содержания декларации безопасности законодательным и другим нормативным правовым актам, правилам и нормам.
Составлению декларации безопасности эксплуатируемых и строящихся гидротехнических сооружений предшествует обследование гидротехнических сооружений, которое организуется их собственником или эксплуатирующей организацией, с обязательным участием представителей органа надзора. В случае если после проведения обследования возникла аварийная (предаварийная) ситуация или имели место опасные отклонения фактических показателей состояния и условий эксплуатации гидротехнических сооружений от установленных критериев безопасности, обследование гидротехнических сооружений должно быть проведено повторно.
Декларация безопасности подписывается декларантом и представляется им в орган надзора не реже одного раза в 5 лет.
По решению органа надзора или по инициативе декларанта указанная декларация также представляется:
• при изменении условий, влияющих на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, выявлении повреждений и аварийных ситуаций на гидротехнических сооружениях, ухудшении условий локализации или ликвидации чрезвычайных ситуаций и защиты от них населения и территорий — в течение 6 месяцев со дня обнаружения опасности;
• при изменении нормативных правовых актов, правил и норм в области безопасности гидротехнических сооружений, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, если гидротехнические сооружения не соответствуют требованиям указанных актов, правил и норм, — в течение года со дня вступления в силу соответствующих нормативных правовых актов, правил и норм;
• после реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации гидротехнических сооружений — до приемки соответствующих строительно-монтажных работ.
Декларация безопасности проектируемых гидротехнических сооружений представляется в орган надзора в период проведения государственной экспертизы проекта.
Декларация безопасности строящихся гидротехнических сооружений представляется в орган надзора не позднее 4 месяцев до установленного срока сдачи сооружений как во временную, так и в постоянную эксплуатацию.
В соответствии с требованиями Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ, «Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.11.1998 г. № 1303, приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.03.1999 г. № 39 обязательному декларированию безопасности подлежат все гидротехнические сооружения I, II и III классов капитальности.
Для гидротехнических сооружений IV класса капитальности декларация безопасности разрабатывается при напоре на сооружениях более 3 м и объемах водохранилища более 0,5 млн. куб. м, накопителя — более 0,1 млн. куб. м. Детальность проработки вопросов в декларации безопасности сооружений IV класса может быть понижена (п. 3 «Дополнительных требований»).
Для сооружений IV класса с напором на сооружениях менее 3 м и объемами водохранилища или накопителя менее (соответственно) 0,5 и 0,1 млн. куб. м декларация безопасности не разрабатывается.
По решению органов надзора за безопасностью гидротехнических сооружений, согласованному с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местными органами власти, могут быть подвергнуты декларированию безопасности гидротехнические сооружения и других параметров, если авария этих сооружений может причинить значительный ущерб или после их реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации.
Решение о декларировании бесхозных гидротехнических сооружений принимается после завершения процедуры определения собственника.
Декларирование безопасности ГТС, несомненно, имеет следующие положительные стороны:
— определение собственников ГТС и ликвидация бесхозяйных гидроузлов;
— заблаговременное выявление слабых сторон во время разработки деклараций, принятие соответствующих мер и тем самым предупреждение аварийных ситуаций;
— установление ежегодной отчетности о ремонтно-восстановительных работах, израсходованных на них средствах и планируемых затратах на следующий год.
Проблема ГТС — неэффективные собственники

Каляпин Вячеслав Михайлович, начальник отдела по надзору в электроэнергетике Управления Ростехнадзора по УР

Состояние гидротехнических сооружений (ГТС), к которым относятся гидроузлы, водосбросы, грунтовые плотины, водозаборные сооружения, каналы, защитные дамбы и др., вызывает серьезные опасения за их надежность и работоспособность. Следует отметить, что гидротехнические сооружения – сооружения с большим сроком службы, который начинается с момента заполнения водохранилища и постановки «под напор» и продолжается в течение многих лет. Достаточно большое количество ГТС построено до 1917 года, часть из них реконструирована, но имеются и такие, которые не изменялись конструктивно за 200-250 лет и продолжают выполнять свои функции.
Моральное старение и неудовлетворительное состояние существенно повышают вероятность аварий и катастроф, негативно влияющих как на окружающую среду, так и на жизнедеятельность человека. Часто отсутствие финансирования не позволяет поддерживать ГТС в технически исправном состоянии. На ряде ГТС собственниками не поддерживается на соответствующем уровне квалификация обслуживающего персонала. Ряд ГТС имеет неисправное механическое оборудование и высокую степень износа металлических конструкций. Опасение вызывает состояние гидротехнических затворов и механизмов для управления ими. Активизация застройки нижних бьефов гидроузлов в зонах возможного затопления и без того усугубляет чрезвычайные ситуации, и особенно в паводковый период.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *