Регистрация по месту работы

Миграционный учет иностранцев: что должен делать работодатель

Иностранные граждане должны быть зарегистрированы по месту пребывания. Таким местом может быть не только жилое помещение, но и офис работодателя, строительный объект и даже… чистое поле. Главное, чтобы миграционные органы могли найти иностранца по этому адресу. Кто ставит на учет приезжих? Должен ли работодатель проверять и контролировать регистрацию? Если у вас работают иностранцы, вы должны знать ответы на эти вопросы. Цена ошибки – до 500 тыс. руб. за каждого неучтенного иностранного работника.

Иностранные граждане, которые приехали в Россию на работу, обязаны вовремя оформлять документы и подтверждать законность проживания или пребывания на территории нашей страны. Они должны своевременно оплачивать патент, подавать документы для получения разрешения на временное проживание, становиться на миграционный учет и т. д.

Ваш идеальный документ

Скачайте пакет важнейших документов для работы отдела кадров

УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

КоАП РФ – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Закон № 109-ФЗ – Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Указ № 156 – Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за обо­ротом нар­котических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции».

Вы должны удостовериться, что все ваши иностранные работники или кандидаты на работу имеют право находиться и трудиться в нашей стране. Если вы являетесь для них принимающей стороной, то должны выполнить обязанности по миграционному учету.

Иностранец может состоять на миграционном учете как по месту проживания, так и по месту работы. Главное требование: адрес постановки на миграционный учет должен совпадать с адресом нахождения иностранного работника.

Найдите нужный вам образец документа по кадровому делопроизводству в самой полной библиотеке шаблонов журнала «Справочник кадровика». Эксперты составили уже 2506 шаблонов!

Временно или постоянно проживающие в России иностранцы должны быть зарегистрированы по месту жительства. При приеме на работу этих сотрудников в числе прочего вы должны проверить их документы о миграционном учете по месту проживания. Кроме того, они же, а также временно пребывающие иностранные граждане должны встать на миграционный учет по месту пребывания. Далее мы будем говорить только об этом виде миграционного учета, поскольку именно с ним связаны ваши дополнительные обязанности.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Понятие «миграционный учет» введено Законом № 109-ФЗ 15 января 2007 г. До этого дня учет иностранцев назывался «регистрацией». Теперь учет делится на регистрацию по месту жительства и миграционный учет по месту пребывания. Но на практике эти понятия используются редко. Отрывная часть уведомления о прибытии подтверждает постановку иностранца на миграционный учет, но в обиходе этот процесс по-прежнему именуют «регистрацией».

В период принятия Закона № 109-ФЗ проходила громкая кампания по облегчению миграционных правил. Государство решило отказаться от сложной разрешительной процедуры регистрации в пользу уведомительной системы постановки на миграционный учет. Планировали сократить бюрократические препоны и ужесточить ответственность за неисполнение требований закона.

Ранее за миграционный учет отвечала ФМС России. С 5 апреля 2016 г. миграционная служба упразднена (Указ № 156). Функции ведомства переданы МВД России. В структуре МВД создано Главное управление по вопросам миграции и его территориальные подразделения.

Главная новость Диспансеризация-2019: как организовать работу и не перестараться

Тема номера За какие выходки на корпоративе работника можно уволить

В каких случаях можно наказать сотрудников после корпоратива и когда лучше этого не делать

Миграционный учет – фиксация и обобщение предусмотренных законом сведений об иностранных гражданах, лицах без гражданства и их перемещениях.

На миграционный учет по месту пребывания иностранцев нужно ставить в двух случаях.

1. Если временно или постоянно проживающий иностранец временно находится вне места жительства. В таком случае он будет состоять на учете и по месту жительства, и по месту пребывания.

Пример

Иностранец, у которого есть разрешение на временное проживание, зарегистрирован по месту жительства в Ханты-Мансийске. Его направили на работу в Сургут. И хотя это все тот же субъект РФ (ХМАО) и у иностранца есть регистрация по месту жительства, в Сургуте он должен встать на миграционный учет.

2. Если иностранный гражданин имеет статус временно пребывающего. В таком случае он будет состоять на миграционном учете только по месту пребывания.

Временно пребывающий на территории нашей страны на основании патента иностранец не может быть зарегистрирован по месту жительства. Он подлежит миграционному учету по месту пребывания.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА Я.В. Метелева,
юрист, консультант, опыт работы на руководящих должностях в государственных инспекциях труда Москвы, Санкт-Петербурга и Роструде

Как иностранец подтверждает законное пребывание

Иностранные граждане, которые работают на основании патента, освобождены от необходимости ходить в миграционные органы и ставить в миграционной карте отметки о продлении срока законного пребывания на территории России. Это логично: срок законного пребывания работающего по патенту определяется сроком уплаты фиксированных платежей. А поскольку платят их ежемесячно, в миграционной карте просто не хватило бы места. Срок законного пребывания в России иностранного гражданина зависит от категории, к которой он относится. Если говорить о визовых иностранцах, то это срок действия визы. Миграционная карта – это подтверждение факта въезда-выезда. Законность нахождения на территории страны, цель и срок такого пребывания определяет виза, которая проставлена в паспорте.

Что касается безвизовых иностранцев, закон устанавливает для них 90-дневный срок нахождения на территории страны. 90 дней отсчитываются с момента въезда. После этого, если гражданин продолжает находиться на территории РФ, в миграционной карте необходимо поставить отметку о продлении срока пребывания. Решение о продлении миграционные органы принимают на основании заявления иностранного гражданина, обоснования сроков продления и т. д. После чего ставят в миграционной карте отметку.

Тем, кто работает на основании патента, как мы уже сказали, проходить эту процедуру не нужно. Убедиться в законности пребывания такого иностранца вы можете, только проверив у него наличие самого патента и всех квитанций об уплате фиксированных платежей с момента выдачи патента.

Срок пребывания на территории страны устанавливается в 90 дней не с даты выдачи патента, а с даты въезда (ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Так что, даже если иностранец получил патент в течение этих 90 дней, законность его пребывания по этому документу и квитанциям можно не отслеживать. Но по истечении 90 дней с момента въезда уже должны быть и патент, и квитанции.

Вы обязаны указывать в трудовом договоре с иностранным гражданином определенные сведения, в т. ч. данные о патенте, включая срок его действия.

Как указать срок действия патента, если он определяется квитанциями о фиксированных платежах?

Трудовой договор иностранца нужно постоянно дополнять сведениями об уплаченных платежах.

Рекомендуем включить в текст договора с иностранцем на патенте таблицы:

• для указания реквизитов медицинского полиса, если он не годовой, а с более коротким сроком действия;

• для внесения реквизитов квитанций об уплате фиксированных платежей по патенту.

Справочник кадровика в подарок!

Вы должны контролировать законность пребывания в России иностранного сотрудника, т. е. своевременность уплаты им фиксированных платежей. Что будет в случае просрочки платежа? Если 90 дней с момента въезда иностранца на территорию РФ прошли, он обязан будет покинуть страну.

Безвизовые иностранцы, работающие не по патенту, должны сделать отметки в миграционной карте заранее, а не в последний день законного пребывания.

Принимающая сторона и место пребывания

Смысл миграционного учета – возможность найти иностранного гражданина по адресу постановки на учет. Живет он там или работает – значения не имеет. Иностранец должен фактически проживать или трудиться у принимающей стороны.

Принимающей стороной могут быть (п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона № 109-ФЗ):

  • юридическое лицо;
  • филиал или представительство юридического лица;
  • гражданин РФ;
  • постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин и др.

Место пребывания иностранца (п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона № 109-ФЗ):

  • жилое помещение, которое не является для него местом жительства;
  • иное помещение или организация, в которых иностранец находится и (или) по адресу которых он подлежит постановке на учет по месту пребывания.

Закон дает возможность ставить на миграционный учет иностранных граж­дан по месту работы. Есть ли у работодателя жилое или нежилое помещение, значения не имеет.

Работодатель берет в аренду участок земли – поле, на котором собирается выращивать капусту. Для обработки участка он нанимает иностранных работников и ежедневно привозит их на полевые работы из соседнего населенного пункта, где они проживают в общежитии. Никаких помещений в поле нет. В лучшем случае бытовка для хранения инвентаря и вагончик, где рабочие могут переждать непогоду или пообедать.

Работодатель вправе зарегистрировать иностранных работников по их месту пребывания – в поле.

Обязанности работодателя

Главный вопрос: должны ли вы ставить иностранных сотрудников на миграционный учет по месту работы? Безусловной обязанностью это не является. Она появляется, только если ваша компания – принимающая сторона.

Работодатель не является принимающей стороной

Миграционный учет по месту пребывания – ответственность работника.

ВАШИ ПРАВА

Вы можете заключить с иностранцем трудовой договор и без выполнения обязанностей по миграционному учету.

Работник зарегистрирован по месту пребывания у родственников. Вы трудо­устриваете его и не ставите на миграционный учет по месту работы.

ВАШИ ОБЯЗАННОСТИ

1. Вы должны удостовериться, что работник состоит на миграционном учете по месту пребывания.

2. Желательно контролировать эту ситуацию и следить, чтобы работник вместе с собственником жилья своевременно продлевали регистрацию по месту пребывания.

Закон прямо не предусматривает вашу обязанность проверять наличие или отсутствие такой регистрации.

Однако в трудовых договорах с иностранцами вы должны указывать определенные сведения. Например, о документах, подтверждающих законность их пребывания и работы в России. Поэтому по факту вы проверяете эти документы и указываете их реквизиты:

  • в трудовых договорах;
  • уведомлениях миграционных органов о заключении трудовых договоров с иностранцами;
  • первичной учетной документации по учету труда и его оплаты и др.

Если вы не ставили работника на миграционный учет, то не должны и следить, чтобы он вовремя продлевал срок пребывания. Законом эта обязанность не установлена. Но чтобы не лишиться работника, если он забудет об этой процедуре, лучше его контролировать.

ВАШИ РИСКИ

Безопасные ситуации, когда иностранец стоит на миграционном учете по адресу другого юридического лица, следующие:

1. Работник проживает в гостинице, общежитии, хостеле. На миграционный учет его ставит юридическое лицо, которое владеет объектом размещения.

2. Работник трудится по совместительству, на миграционный учет его поставил основной работодатель.

Во всех остальных случаях, даже если срок временного пребывания не истек, вас должна насторожить печать юридического лица на оборотной стороне отрывной части уведомления о прибытии.

1. Это может быть купленная регистрация, которая ничего хорошего ни вам, ни иностранному гражданину не сулит.

Незаконный миграционный учет грозит работнику штрафом, а в городах федерального значения и сопредельных областях – административным выдворением и закрытием въезда на пять лет (ст. 18.8 КоАП РФ).

2. Это может быть печать прежнего работодателя. Так ли это – легко проверить: при приеме на работу иностранец предъявит вам трудовую книжку и справку о заработной плате с предыдущего места работы. Если иностранец перешел к вам от другого работодателя и не зарегистрирован по месту пребывания там, где живет, вы становитесь принимающей стороной.

Работодатель – принимающая сторона

Миграционный учет по месту пребывания – ответственность работодателя.

Если у иностранца нет законной принимающей стороны, он обязан встать на учет по прибытии в новое место пребывания. Новая работа иностранца в вашей компании – это его новое место пребывания.

ВАШИ ПРАВА

Иностранец должен передать вам документы для постановки на миграционный учет, а вы – требовать их предоставления.

ВАШИ ОБЯЗАННОСТИ

Вы должны в течение семи рабочих дней поставить иностранного работника на учет по месту пребывания. С иностранца ответственность за миграционный учет снимается (письмо ФМС России от 26.03.2013 № КР-1/2/2-3688).

Вы обязаны контролировать период пребывания и продлевать регистрацию, когда истекает срок. Эти же права и обязанности возникают у вас в случае, если у работника истекает регистрация по месту пребывания у другой принимающей стороны и по каким-то причинам иностранец ее не продлил. У него остается место пребывания – ваша компания.

ВАШИ РИСКИ

Вы не должны нарушать срок постановки иностранца на миграционный учет по месту работы – семь рабочих дней.

Нельзя допускать, чтобы он пребывал на территории РФ по окончании периода постановки на миграционный учет (временного пребывания). Если законных оснований для продления срока пребывания в РФ нет, иностранец обязан выехать до его истечения.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА Я.В. Метелева,
юрист, консультант, опыт работы на руководящих должностях в государственных инспекциях труда Москвы, Санкт-Петербурга и Роструде

Когда работодатель – принимающая сторона

Место постановки на миграционный учет – это помещение (жилое или нежилое), организация (в т. ч. обособленное подразделение). Принимающая сторона – это место, где иностранец либо проживает, либо работает.

Работодатель, заключивший трудовой или граж­данский договор с иностранным работником, обязан содействовать его регистрации по месту пребывания. То есть осуществлять миграционный учет.

Если у работника истекает регистрация по месту проживания, функция миграционного учета переходит к вам. Вы должны поставить своего сотрудника на миграционный учет по месту работы.

Если иностранец не зарегистрирован в жилом помещении по месту проживания, эту обязанность выполняете вы.

Когда к вам приходит трудоустраиваться иностранный гражданин, вы должны проверить, есть ли принимающая сторона. Это может быть граж­данин, предоставивший жилое помещение. Проверить подлинность информации, проживает иностранец по этому адресу или нет, вы не можете.

Когда в отрывной части уведомления о прибытии указана организация, не всегда бывает понятно, общежитие это, гостиница или предыдущий работодатель. Но столь глубокий анализ ситуации и не входит в ваши обязанности.

А если регистрация фиктивная? Конечно, вас не привлекут к ответственности за нарушение миграционного учета, потому что вы в нем не участвовали. Но если есть хоть какие-то сомнения в регистрации, поставьте иностранца на учет по месту пребывания в своей компании.

Ответственность работодателя

Ответственность за нарушение правил постановки на миграционный учет установлена ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ:

Административное правонарушение Виновное лицо Административное наказание
Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния Должностное лицо Штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб.
Юридическое лицо Штраф в размере от 400 000 до 500 000 руб.

Санкции применяются по каждому нарушению, допущенному в отношении отдельных работников (примечание к ст. 18.9 КоАП РФ).

Если вы нарушили правила постановки на миграционный учет по месту пребывания трех иностранцев, проверяющие составят три протокола и три постановления о наложении административного наказания. Сумма штрафов может достигнуть 1,5 млн руб.

В судебной практике есть примеры, когда работодатели успешно обжаловали привлечение к ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ.

УФМС по Ростовской области привлекло ООО «Леруа Мерлен Восток» к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ. Общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления УФМС от 08.07.2015 по делу № 6114/116874.

Суд первой инстанции удовлетворить требования отказался. Арбитражный апелляционный суд это решение отменил и признал незаконным постановление по делу об административном правонарушении. Ведомство обратилось в Верховный Суд РФ и просило оставить в силе постановление об административном наказании.

В ходе проверки инспектор УФМС сделал вывод, что Общество нарушило правила миграционного учета – не уведомило отделение миграционной службы в установленный законом срок о прибытии в место пребывания гражданина Украины. Тем самым Общество нарушило требования ст. 2, 20, 22 Закона № 109-ФЗ, пп. 20, 21, 22 Правил осуществления миграционного учета иностранных граж­дан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 № 9. Инспектор составил протокол об административном правонарушении и вынес оспариваемое постановление об административном штрафе в размере 400 000 руб. Суд установил, что Общество не является принимающей стороной для иностранного гражданина. Доказательства вины Общества в совершении административного правонарушения отсутствуют. Как и сам состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ.

Для привлечения к административной ответственности необходимо установить и доказать наличие у лица статуса принимающей стороны. УФМС полагало, что принимающей стороной является Общество.

Копия миграционной карты иностранного гражданина подтверждает:

1. Гражданин Украины Р., 23.05.1993 г. р., прибыл 06.04.2014 в РФ в г. Ростов-на-Дону.

2. 18.07.2014 поставлен на учет по месту пребывания по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. 20-я Линия, 30/24. Принимающая сторона – гражданка В.

При приеме на работу Р. подтвердил, что проживает по указанному адресу у своей тети В. В период с 05.10.2014 по 23.05.2015 срок пребывания иностранного гражданина продлен не был. Впоследствии Р. продлевал срок пребывания, что подтверждается отрывной частью уведомления о прибытии иностранного граж­данина в место пребывания. На документе есть отметка органа миграционного учета, поставлена отметка и в миграционной карте Р.

УФМС настаивало, что принимающей стороной является Общество, поскольку был допущен перерыв в регистрации. В период с 05.10.2014 по 23.05.2015 работодатель должен был принять меры для регистрации иностранного гражданина по месту работы. Суд с этим не согласился и признал, что принимающая сторона – гражданка В., а не Общество. При этом с 06.04.2014 по дату рассмотрения дела в суде место пребывания иностранца Р. и принимающей стороны В., у которой он фактически проживает, не изменились. За пределы РФ Р. не выезжал, место пребывания не покидал. Оснований для смены принимающей стороны нет (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.04.2016 № Ф08-1756/2016 по делу № А53-19447/2015, постановление Верховного Суда РФ от 29.06.2016 № 308-АД16-6709 по делу № А53-19447/2015).

Срок постановки на учет

Общий срок постановки на миграционный учет – семь рабочих дней с момента прибытия в место пребывания. В течение этого периода встают на учет, например, временно пребывающие в РФ граждане Азербайджана, Молдовы и Узбекистана. Для граждан отдельных государств срок увеличен международными соглашениями.

Срок постановки иностранцев на миграционный учет
Государство Срок (календ. дни) Основание
Украина 90 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины (заключено в г. Москве 16 января 1997 г.)
Беларусь 90 Федеральный закон от 03.11.2015 № 296-ФЗ «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств – участников Союзного государства от 24 января 2006 года»
Казахстан 30 Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о порядке пребывания граждан Российской Федерации на территории Республики Казахстан и граж­дан Республики Казахстан на территории Российской Федерации (заключено в г. Астане 07.06.2012)
Кыргызстан 30 Соглашение между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о порядке пребывания граждан Российской Федерации на территории Киргизской Республики и граждан Киргизской Республики на территории Российской Федерации (заключено в г. Санкт-Петербурге 19.06.2015)
Армения 30 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о порядке пребывания граждан Российской Федерации на территории Респуб­лики Армения и граждан Республики Армения на территории Российской Федерации (заключено в г. Сочи 11.07.2014)
Таджикистан 15 Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о порядке пребывания граждан Республики Таджикистан на территории Российской Федерации (заключено в г. Москве 08.02.2013)

Большинство международных соглашений увеличивает срок для туристов и лиц, приезжающих в Россию в частных целях. Что же касается иностранных работников, ставьте их на учет в течение семи рабочих дней. Наша рекомендация основана на том, что при выполнении многих действий требуется наличие реквизитов места нахождения на территории РФ.

Адрес постановки на учет по месту пребывания указывается в заявлении о выдаче патента на работу, уведомлении органов миграции и т. д.

Все тот же срок – семь рабочих дней – следует иметь в виду при смене места пребывания уже на территории России, в т. ч. при переходе от одного работодателя к другому.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *