Реорганизация бухгалтерий бюджетных учреждений

Директора школ и детских садов, обеспокоенные инициативой Комитета финансов перевести всех на рельсы централизованных бухгалтерий, даже отправили обращение на имя губернатора города Георгия Полтавченко с просьбой отказаться от реализации данного проекта, считая его возвращением в систему неравномерного распределения бюджетных средств.

Однако, как показал брифинг главы финансового ведомства Алексея Корабельникова, шансов остановить запущенный механизм практически нет. Мало того, главный финансист города уверен в том, что бухгалтерская аутсорсинговая компания имеет большие преимущества перед отдельными специалистами, работающими в бухгалтериях ОО.

Как заметил Алексей Корабельников, форма, при которой осуществляется централизованный бухгалтерский учет, распространена и активно используется в крупных международных и российских компаниях. Собственно, и для госучреждений здесь нет ничего нового поскольку более 10 лет назад в каждом районе Петербурга были созданы централизованные бухгалтерии. По состоянию на 1 января 2016 года они обслуживают порядка 65 % районных учреждений.

При реализации данного проекта, по словам Алексея Корабельникова, преследуется несколько амбициозных целей. Первая из них – повышение эффективности расходования бюджетных средств. С точки зрения специалистов ведомства, если перевести госучреждения в централизованные бухгалтерии, то можно здорово съэкономить. Например, в детском саду или школе один бухгалтер осуществляет расчет заработной платы на коллектив численностью в 30-40 человек, а один расчетчик заработной платы в централизованной бухгалтерии имеет возможность обслуживать до 500 человек, то есть те же самые операции могут совершаться меньшим объемом трудовых ресурсов, от чего повышается эффективность. Налицо, так сказать, потенциал для экономии бюджетных средств и для повышения производительности труда, что принципиально важно в текущей экономической ситуации.

При этом результатом проекта, как подчеркивают его инициаторы, станет не просто сокращение ассигнований госучреждениям в результате централизации, но высвобождение денег и направление их на основную деятельность организаций, то есть на закупку оборудования, выполнение майских указов Президента РФ и т.д.

Помимо экономии бюджетных средств Комитет финансов преследует цель создать единообразные условия подхода к введению бухгалтерского учета во всем городе. Другими словами, использовать единое программное обеспечение, единые справочники, что в среднесрочной перспективе позволит получить экономию и по обслуживанию программного обеспечения, и по приобретению аппаратного комплекса. Централизация позволит также получить аналитику всего города, которую в дальнейшем можно использовать для принятия управленческих решений, в частности, в сфере закупок.

Еще одной целью инициаторы централизации видят консолидацию квалифицированных специалистов. Оказывается, главами администраций районов отмечается, что сегодня в ряде учреждений качество бухгалтерского учета оставляет желать лучшего, а это приводит к искажениям бухгалтерской отчетности, к многочисленным ошибкам, которые приходится исправлять на уровне централизованной бухгалтерии. Поэтому качество составления бухгалтерской отчетности должно быть повышено за счет высококлассных специалистов, пришедших работать в централизованную бухгалтерию. Понятно, что не все из сокращенных бухгалтеров найдут себе там работу, но, по заверению Алексея Корабельникова, ни один человек не останется без внимания в плане дальнейшего трудоустройства.

В то же время, сколько работников бухгалтерий может быть сокращено, пока сказать трудно. Также финансисты не называют конкретных цифр по экономии. Однако, по предварительным расчетам, бюджетная экономия будет исчисляться несколькими миллионами рублей в год. Правда, в 2016 году могут потребоваться дополнительные затраты, связанные с поиском дополнительных помещений, с набором дополнительного персонала в централизованные бухгалтерии, с выплатой выходных пособий. Но в 2017 году и последующих годах, по оценкам Комитета финансов, экономия бюджетных средств совершенно очевидна.

Как пояснил Алексей Корабельников, сейчас идет этап аналитической работы. Представители ведомства внимательно изучают каждый район и каждое учреждение, чтобы понять, насколько целесообразно с экономической точки зрения принимать решение о централизации. По результатам обследования будет понятна общая картина, и тогда можно говорить, какова оптимальная численность централизованных бухгалтерий, какие учреждения будут туда передаваться, а какие останутся со своими бухгалтериями. Правда, как заявил чиновник, в плановых показателях процент «оцентрализованных» районных учреждений необходимо увеличить до максимального уровня.

Конечно, по словам Алексея Корабельникова, будут определенные исключения, когда комиссия может прийти к выводу, что централизация каких-то учреждений по каким-то причинам нецелесообразна, но это будут точечные решения, потому что уже сейчас аналитические справки показывают, что централизация экономически оправдана.

Основополагающим критерием при рассмотрении вопроса «перевода-не перевода» будет сравнение. То есть в рамках каждого учреждения будут изучаться функции, которые выполняют бухгалтеры, а также количество обслуживаемых лицевых счетов, количество персонала, количество площадок, имеющихся у учреждения, количество договоров и закупок материальных ресурсов и т.д. На основе данных будет оцениваться эффективность работы каждого бухгалтера из бухгалтерии госучреждения и из централизованной бухгалтерии, и делаться соответствующий вывод. Правда, Алексей Корабельников заверил, что скоропалительных решений приниматься не будет.

Насколько утешительно это звучит для тех, кто более 20 лет имел в школе или в детском саду собственную бухгалтерию, судить трудно. При этом все руководители ОО знают, что федеральное законодательство не позволяет заставлять их переходить на централизованную форму бухгалтерского учета. Но то федеральное законодательство, а есть ещё власть на местах. Когда на совещании глава администрации района говорит о государственном подходе, о едином понимании целей и задач, о принципе добровольности перехода, имея при этом право уволить директора без объяснения причины, то число желающих возражать сокращается до ноля.

Санкт-Петербург

Фото Ольги Максимович и Натальи Алексютиной

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *