Резерв универсального обслуживания

Отчисления в резерв универсального обслуживания

Понятие Универсальных услуг связи и принцип организации универсальных услуг связи установлен Законом Российской Федерации «О связи» от 07.07.2003 № 126 – ФЗ (ст. 57 – 61).

К универсальным услугам связи относятся:

  • услуги телефонной связи с использованием таксофонов;
  • услуги по передаче данных и предоставлению доступа к сети «Интернет» с использованием пунктов коллективного доступа.

Оказание универсальных услуг связи осуществляется операторами универсального обслуживания, отбор которых осуществляется по результатам конкурса, который проводится в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (от 22 апреля 2005 г. № 248) или в порядке назначения из числа существенных операторов связи в сети связи общего пользования, если на конкурс не поступило ни одной заявки.

В соответствии со ст. 59 Закона «О связи»

«В целях обеспечения возмещения операторам универсального обслуживания убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи, формируется резерв универсального обслуживания.»

В соответствии п. 1 ст. 60 Закона «О связи»

«Источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования и иные не запрещенные законом источники.»

Владимир Путин на заседании Совета безопасности Российской Федерации от 25.07.2007 года указал, что «…в России целенаправленно проводились меры по росту информатизации экономики и в целом общественной жизни. Мы стали конкурировать лучше в этом спектре экономике и в мире, стали больше концентрировать ресурсов и сил на этих важнейших направлениях… Отмечу, что к 2009 году в России не останется ни одного нетелефонизированного населенного пункта, не должно не остаться ни одного. Надеюсь, что эти планы будут реализованы (а еще совсем недавно у нас было таких населенных пунктов более 40 тысяч)».

Авторы стратегии, разработанной в Совете Безопасности, четко изложили ориентиры, к которым должна прийти Россия в 2015 году. Так, число точек общественного доступа к сети Интернет должно быть не менее четырех на 10 тыс. населения. При этом 80% городов должны иметь доступ к официальным сайтам государственных органов. На настоящий момент официальные данные о надлежащем исполнении поручения Президента РФ отсутствуют.

Целями настоящей статьи является правовая квалификация отчислений в резерв универсального обслуживания, а также выявление рисков операторов связи, которые по ряду причин не исполняют своей обязанности по таким отчислениям.

За оказание данных услуг из резерва универсального обслуживания операторам связи возмещаются понесенные ими убытки от проведения этой общественно полезной деятельности.

В соответствии с Федеральным законом «О связи» (далее ФЗ «О связи») оказание универсальных услуг связи осуществляется на конкурсной основе, но на случай отсутствия заявок на участие в конкурсе или невозможности выявления победителя оказание таких услуг возлагается на оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования. Данный оператор не вправе отказаться от возложенной на него обязанности (абз. 3 и 4 п. 2 ст. 58).

При этом убытки, причиняемые оказанием универсальных услуг связи, возмещаются операторам из резерва универсального обслуживания (ст. 59 ФЗ «О связи»).

Данная мера направлена на перспективное развитие отрасли связи и расширение возможностей операторов по оказанию не только универсальных услуг связи в отдаленных районах, но и иных услуг связи, получению прибыли, реализации свободы предпринимательской деятельности.

В соответствии с ст. 59 ФЗ «О связи» оператор сети связи общего пользования производит отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания.

Правительство РФ утвердило «Правила формирования и расходования средств резерва универсального обслуживания» (Постановление Правительства РФ №243 от 21.04.2005 г., в редакции от 29.11.2007 г.).

Ст. 60 ФЗ «О связи» (в редакции от 29.12.2006 г.) устанавливает: (i) ставку обязательного отчисления и базу расчета (ставка устанавливается в размере 1,2%; (ii) базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования; (iii) оплата производится в течение 30 дней после окончания каждого квартала.

Ранее (до 29.12.2006 г.) ст. 60 ФЗ «О связи» не содержала положений о существенных условиях, касающихся взимания сбора (в частности по порядку формирования резерва, порядку оплаты и пр.). Необходимые нормы были установлены Правительством РФ в «Правилах формирования и расходования средств резерва универсального обслуживания».

Постановление Конституционного суда РФ от 28.02.2006 г. №2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений федерального закона „О связи“ в связи с запросом думы Корякского автономного округа» (далее Постановление Конституционного суда) в т.ч. установило, что необходимые условия по формированию резерва универсального обслуживания в соответствии с Конституцией РФ должны содержаться не в Постановлениях Правительства, а в Законе.

На основании данного Постановления Конституционного суда были внесены необходимые поправки в ФЗ «О связи». В частности, ст. 60 была дополнена положениями о порядке формирования резерва универсального обслуживания.

Маргарита Зобнина, доцент
НИУ-ВШЭ

«Необходимость привлечения денежных средств в резерв универсального обслуживания за счет отчислений операторов неочевидна. Предложение Мининформсвязи о включении обязанности денежных отчислений в резерв универсального обслуживания в лицензии операторов связи трудно оценить однозначно. С одной стороны, конечно же, необходимо поддерживать универсальные услуги связи и восполнять соответствующие затраты отдельных операторов. Поэтому существование обязанности пополнять резерв универсального обслуживания оправдано. В то же время, непременная необходимость отчисления денежных средств участниками рынка воспринимается негативно. Ведь эти средства компании могут инвестировать в развитие собственных сетей, что положительно как для самих операторов, так и для их абонентов».

Владислав Кочетков, президент-председатель правления
ИК «Финам»

«Отчисления в резерв универсального обслуживания участники рынка могут использовать в качестве мотивации для повышения тарифов. Инициатива Мининформсвязи о включении в лицензии операторов обязанности денежных отчислений в резерв универсального обслуживания была ожидаема. На сегодняшний день, хоть и в другом порядке, операторы уже перечисляют средства на поддержку предоставления универсальных услуг связи. Однако в целом подобные действия вполне логично оцениваются компаниями негативно, так как участников рынка обязывают поддерживать социальные инициативы государства. Стоит отметить, что в дальнейшим данное обязательство операторы могут включить в обоснование повышения собственных тарифов на связь».

Реквизиты счета Россвязи

Получатель: Межрегиональное операционное УФК (для Федерального агентства связи)
Наименование банка: ОПЕРУ -1 Банка России, г. Москва
БИК банка: 044501002
Cчет: №40101810500000001901

Образец платежного поручения Россвязи

  • Платежное поручение за отчисления в резерв универсального обслуживания;

Резерв Универсального Обслуживания или кому и за что мы должны.

В последнее время, наших клиентов все больше интересует, что такое Резерв универсального обслуживания и почему мы должны туда отчислять деньги.

В соответствии с п.1 ст. 59 федерального закона № 126-ФЗ «О связи», Резерв универсального обслуживания формируется в целях обеспечения возмещения операторам УО убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи, а также финансирования создания и функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров.

В соответствии с п. 2 ст. 57 Закона о связи, принцип Универсального Обслуживания: в каждом поселении должно быть установлено не менее чем один таксофон с обеспечением бесплатного доступа к экстренным оперативным службам; а в поселениях с населением не менее чем пятьсот человек должен быть создан не менее чем один пункт коллективного доступа к сети «Интернет».

Грубо говоря Вы платите за интернетизацию всей страны, возмещая потери операторов, которые этим занимаются.

Наиболее часто задаваемые вопросы операторов связи:

Вопрос: Кто и когда должен платить в Резерв универсального обслуживания?

Ответ: В соответствии с Порядком предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, утвержденный приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 16.09.2008 №41, лицензиат, имеющий лицензию на оказание услуг связи в сети связи общего пользования (далее – оператор связи), ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания отчетного квартала, представляет в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания (далее – Сведения) по форме, приведенной в приложении №1 (далее – Форма).

В случае, если в течение отчетного квартала оператор связи не приступил к оказанию услуг связи до даты начала оказания услуг, указанной в лицензии, и/или не получал доход от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, Сведения представляются с нулевыми значениями показателей.

Отсчет кварталов идет с начала календарного года.

Вопрос: Сколько платить в Резерв универсального обслуживания?

Ответ: Статья 60 Закона о Связи предусматривает:

1. Источниками формирования РУО являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования.

2. Базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Доходы определяются в установленном в Российской Федерации порядке ведения бухгалтерского учета.

3. Ставка обязательного отчисления оператора устанавливается в размере 1,2 процента.

4. Размер обязательного отчисления оператора рассчитывается им самостоятельно как соответствующая указанной в пункте 3 настоящей статьи ставке процентная доля доходов, определяемых в соответствии с настоящей статьей.

5. Операторы не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления в резерв универсального обслуживания. Отсчет кварталов ведется с начала календарного года.

6. В случае, если обязательные отчисления операторов в РУО не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральный орган исполнительной власти в области связи вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей).

Вопрос: Ответственность за не уплату в Резерв универсального обслуживания?

Ответ: Если Оператор связи с 31.10.2008 оказывает услуги связи, но не представляет в Россвязь сведений о базе расчета отчислений в резерв УО в порядке и по форме, установленным приказом Минкомсвязи РФ от 16.09.2008 № 41, то такая деятельность подпадает под ст. 14.1. КоАП РФ (ответственность за деятельность, связанную с нарушение лицензионных условий) и может повлечь предупреждение или штрафа на ИП: 1,5-2 т.р,; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей и предписание Роскомнадзора.

Несвоевременная или неполная уплата оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, попадает под статью 13.38 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Вопрос: Как отражают в бухгалтерии операции, связанные с перечислением обязательных неналоговых платежей?

Ответ: Затраты в виде обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания включаются в состав расходов организации по обычным видам деятельности с отражением по дебету счета учета затрат на производство в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (п. п. 5, 7, 8 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 05.06.1999 N 33н, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Отчисления в резерв универсального обслуживания не могут быть учтены в составе расходов налогоплательщиком, применяющим УСН, поскольку не являются сборами, уплачиваемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п.п. 22 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ), и не предусмотрены отдельно в п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

В соответствии с пп. 46 п. 1 ст. 264 Кодекса отчисления налогоплательщиков, в резервы, создаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации регулирующим деятельность в области связи, являются прочими расходами, связанными с производством и реализацией, учитываемые при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Расчет обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания

Резерв универсального обслуживания формируется на основе обязательных отчислений (которые также называются неналоговыми платежами), распространяющихся на всех операторов сети связи. Также учитываются и другие источники, которые разрешены законодательными актами. В качестве базы для расчета обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания используются доходы, которые получены в течение квартала с момента начала оказания услуг связи оператором. Суммы налогов при этом не учитываются. Калькуляция доходов осуществляется на основе установленного в РФ порядка ведения бухучета.

Обязательное отчисление для операторов сети связи общего пользования составляет 1,2% от квартальной выручки оператора. Вычисление размера неналогового платежа возложено на плечи операторов. Отчет сдается один раз в квартал не позднее 30 дней со дня окончания квартала, в котором были оказаны услуги по соответствующим лицензиям. Отчет предоставляется по каждой из лицензий, по которой велась деятельность и была получена выручка в отчетный период. Оплата производится также не позднее 30 дней после окончания квартала. Если оператор не сдал отчет и не произвел отчисление в резерв универсального обслуживания (не внес полную сумму или не уложился в установленные сроки), то в таком случае Федеральное агентство связи может обратиться в суд.

Зачастую операторы упускают из виду необходимость выплаты обязательных отчислений, вследствие чего письмо, полученное от Россвязи с требованием уплатить обязательные отчисления в резерв универсального обслуживания, является для операторов полной неожиданностью. Данный пункт об обязательности выплат в резерв универсального обслуживания отражен в лицензии связи.

Отчетность требуется предоставлять даже в том случае, если срок начала оказания услуг наступил, а лицензиат пока еще не начал их оказывать. Если отчетность не будет передана, лицензиат будет считаться нарушителем.

Обязательные отчисления были утверждены Постановлением Правительства РФ №23. В том случае, если оператор проигнорирует выплату неналоговых платежей, ему может грозить штраф от 30 до 40 тыс. рублей. В самых серьезных случаях Роскомнадзор передает дело в суд, который может принять решение об аннулировании действия лицензии оператора.

Компания Хостинг-консалт предлагает Вам свои услуги, связанные с расчетом обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания. Мы поможем Вам:

  • Вычислить размер отчислений в РУО в соответствии с установленной ставкой
  • Составить полный квартальный отчет об обязательных отчислениях в РУО

Также мы проконсультируем Вас по всем сопутствующим вопросам, связанным с подачей отчета в контролирующие органы. Все необходимые для этого адреса будут нами предоставлены. Вам нужно будет лишь подписать готовый отчет и подать его.

Стоимость наших услуг:

Количество лицензий Стоимость за квартал
1 7 000 руб.
2 — 3 10 000 руб.
4 — 5 12 500 руб.
6 и более 18 000 руб.

Приложение. Порядок предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания

Информация об изменениях:

Приказом Минкомсвязи РФ от 4 мая 2010 г. N 67 в пункт 6 настоящего приложения внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

6. Показатель по строке 010 должен содержать данные о выручке (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей).

В строках 030 и 040 указываются доходы, полученные от оказания услуг присоединения, услуг по пропуску трафика.

В строке 050 указывается сумма доходов, полученных от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования.

В строках 051 — 067 указываются доходы от оказания услуг абонентам (пользователям) в сети связи общего пользования на основании соответствующих лицензий. В указанные доходы не включаются доходы от выполнения работ и оказания услуг, сопутствующих оказанию услуг связи и технологически неразрывно связанных с услугами связи.

Доходы от предоставления услуг, сопутствующих оказанию услуг связи и технологически неразрывно связанных с услугами связи, отражаются по строке 090.

В строке 051 указывается сумма доходов от предоставления доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи, предоставления местного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных (кроме таксофонов) и предоставления абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа.

В строке 090 указываются доходы от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг, деятельность по оказанию которых не подлежит лицензированию в соответствии с законодательством в области связи.

В строке 100 указывается ставка отчислений в резерв универсального обслуживания.

В строке 110 отражается произведение показателя 050 на показатель 100.

Строки 120, 130 и 140 заполняются только в первичных Сведениях.

В строке 120 отражаются изменения, образовавшиеся в результате корректировки данных о доходах за периоды, предшествовавшие отчетному. Данные, указанные по строке 120, должны быть подтверждены корректирующими Сведениями за периоды, в отношении которых осуществлялась корректировка данных о доходах. Значение показателя по строке 120 в Сведениях за отчетный период должно равняться сумме показателей по строке 210 всех корректирующих Сведений за предшествовавшие отчетному периоды, представляемых в приложении к первичным Сведениям.

В строке 130 указывается сумма задолженности или переплаты денежных средств в резерв универсального обслуживания, образовавшаяся на первый день месяца, следующего за окончанием отчетного периода, и не учитывающая проведение корректирующих расчетов за предыдущие отчетные периоды. Данные указываются без учета изменений, представленных в строке 120.

Показатель по строке 140 рассчитывается как сумма показателей по строкам 110, 120 и 130 и отражает сумму отчислений, подлежащую перечислению в резерв универсального обслуживания.

Показатели по строкам 200 и 210 заполняются только в Сведениях за периоды, предшествовавшие отчетному.

В строке 200 указывается исчисленная ранее сумма отчислений за корректируемый период.

Показатель по строке 210 отражает размер корректировки суммы отчислений в резерв универсального обслуживания и рассчитывается как разность показателей по строкам 200 и 110.

Платежи в резерв универсального обслуживания

Постановлением Правительства России от 24 января 2008 г. N 23 (далее – ППРФ №23) утверждены изменения, которые в перечни лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг связи, утвержденные ППРФ от 18.02.05 г. N 87 ввели обязательное условие осуществления деятельности по оказанию соответствующих услуг связи Операторов связи сети связи Общего пользования: «Представление сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в РУО в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи». Федеральное агентство связи (далее – «Россвязи») совместно с Роскомнадзором в рамках взаимодействияпроводится проверка своевременности предоставления отчетов и уплаты в РУО. Так, Россвязи отправляет в тер. управления Роскомнадзора списки должников, не предоставивших (даже нулевые) отчеты в РУО, не оплативших в соответствии с данными отчетов в срок.

При проверке деятельности Оператора связи ТУ Роскомнадзора проверяет наличие документов, подтверждающих предоставление в Россвязи сведений о базе расчета отчислений в РУО, а также платежки об оплате отчислений в РУО
Для большинства Операторов такие требования приходит как гром среди ясного неба. Зачастую Оператор вообще не знал, что надо сдавать отчеты и платить. В настоящей статье будет дана правовая оценка и комментарии юриста по теме.

За что платим? За «телефонизацию и интернетизацию» всей страны и отмену мобильного рабства.

В соответствии с п. 2 ст. 57 ЗоС принцип УО: в каждом поселении должно быть установлено не менее чем один таксофон с обеспечением бесплатного доступа к экстренным оперативным службам; а в поселениях с населением не менее чем пятьсот человек должен быть создан не менее чем один пункт коллективного доступа к сети «Интернет».

В соответствии с п.1 ст. 59 федерального закона № 126-ФЗ «О связи» (далее – «ЗоС»), РУО формируется в целях финансирования оказания универсальных услуг связи, а также создания и функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров

Сколько, когда и куда платим? 1,2 % от доходов за услуги связи не позднее 30 дней со дня окончания квартала

Статья 60 ЗоС предусматривает:
1. Источниками формирования РУО являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования, пени за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений операторами ССОП, а также иные не запрещенные законом источники.
2. Базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования в соответствии с законодательством России о налогах и сборах. Доходы определяются в порядке ведения бухгалтерского учета, установленном в России.
3. Ставка обязательного отчисления оператора устанавливается в размере 1,2 процента.
4. Размер обязательного отчисления оператора рассчитывается им самостоятельно как соответствующая указанной в пункте 3 настоящей статьи ставке процентная доля доходов, определяемых в соответствии с настоящей статьей.
5. Операторы не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления в РУО. Отсчет кварталов ведется с начала календарного года.
6. В случае, если обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования в РУО не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, Россвязи, вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) и пеней за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в РУО.

На основании чего платим? На основании предоставленных Оператором сведений о доходах за услуги связи.

Как заполнять формы? На основании Порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений в РУО (далее – «Порядок»). В соответствии с Порядком, вышеуказанные сведения направляются в Россвязи в электронной форме через раздел «Личный кабинет оператора связи» () или на бумажных носителях по адресу: пер. Николоямский, д. 3А, стр. 2, Москва, 109289.
При заполнении формы сведений для РУО надо учитывать, чтобы данные совпадали с данными статистической отчетности по Форме N 65-связь «Сведения о доходах от услуг связи» , если таковая направлялась в Минкомсвязи. На практике имеем непонимание Операторов, и в результате убытки, когда платят с платежей, с которых не должны платить. Базой для расчета являются доходы от оказания услуг связи абонентам (пользователям) в сети связи общего пользования на основании соответствующих лицензий, они отражаются в строках 051 — 067 Приложении N 1 к Порядку.

Бухгалтерский учет.

Отчисления в РУО являются фискальными сборами неналогового характера (см. п. п. 5, 5.1, 5.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 28.02.2006 N 2-П) и НДС не облагаются.
Затраты в виде обязательных отчислений в РУО включаются в состав расходов организации по обычным видам деятельности с отражением по дебету счета учета затрат на производство в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (п. п. 5, 7, 8 ПБУ 10/99, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций).
Налогообложение по УСН: отчисления в РУО не могут быть учтены в составе расходов налогоплательщиком, применяющим УСН, поскольку не являются сборами, уплачиваемыми в соответствии с законодательством России о налогах и сборах (п.п. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), и не предусмотрены отдельно в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Аналогичная точка зрения высказана в Письме Минфина России от 10.07.2007 N 03-11-04/2/175.

Некоторые операторы связи, в противоречие Порядку, предоставляют сведения о базе расчета обязательных отчислений нарастающим итогом, что является неверным и при автоматическом расчете в информационной системе приводит к формированию завышенной суммы отчислений и, как результата, — долга данных операторов связи перед резервом универсального обслуживания.
Налог на прибыль: В соответствии с пп. 46 п. 1 ст. 264 НК РФ отчисления налогоплательщиков, в резервы, создаваемые в соответствии с законодательством России, регулирующим деятельность в области связи, являются прочими расходами, связанными с производством и реализацией, учитываемые при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Ответственность и Судебная практика:

1) За не представление в Россвязи Сведений (декларации) о базе расчета отчислений в РУО в порядке и по форме, установленным законодательством, — наказывается предупреждением или штрафом на ИП: 1,5-2 т.р,; на юр. лиц — от 30 тысяч до 40 тысяч рублей и предписанием Роскомнадзора (ст. 14.1. КоАП РФ ). Даже при неосуществлении деятельности и не подаче отчетов судом налагается штраф
2) За просрочку уплаты:

А) штраф от 50 тысяч до 100 тысяч рублей на юридических лиц по ст. 13.38 КоАП РФ.Для ИП штраф не предусмотрен . Суд в 50% случаев налагает штраф 50 тр. см., например или . При этом ОрдерКом имеет положительную судебную практику и на 11.10.17 освободил уже 3 клиентов от штрафов.

Б) Иск Россвязи о взыскании дебиторской задолженности перед бюджетом и пени за каждый день просрочки в виде % от неуплаченной суммы отчислений в РУО. При этом процентная ставка пеней =1/300 ключевой ставки ЦБ РФ. Основание: п.6. ст. 60 ФЗ «О связи». Срок исковой давности: 3 года, следует заявлять о его пропуске, иначе не зачтут. Россвязи выигрывает в суде иски с требованием оплатить задолженность

Заключение

К дате истечения 30 дней с окончания квартала следует предоставить в Россвязи отчеты в РУО при ненулевых отчетах — оплатить.

Приложение N 1. Форма расчета базы обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания

ГАРАНТ:

См. данную форму в редакторе MS-Excel

Приложение N 1

к Порядку предоставления сведений

о базе расчета обязательных

отчислений (неналоговых платежей) в

резерв универсального обслуживания

Форма расчета
базы обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания за _____________ квартал 200__ г.

/—————————————————————————————-\ | Стр. | /-\ /-\ | | | Вид документа: первичный | | корректирующий | | (нужное отметить знаком V) | | 1 | \-/ \-/ | | |———————————————————————————| | 2 | Расчет представляется: | | | Федеральное агентство связи | | | в _____________________________________________________________________________ | | | /—\ | | 3 | на |0|2| страницах. | | | \—/ | | |———————————————————————————| | 4 | Наименование организации: | | |———————————————————————————| | |———————————————————————————| | 5 | Фамилия, Имя, Отчество индивидуального предпринимателя | | |———————————————————————————| | |———————————————————————————| | 6 | Адрес организации, физического лица: | | |———————————————————————————| | |———————————————————————————| | 7 | Код города и номер контактного телефона: ____________________________________ | | | | | | /————————\ | | 8 | ИНН организации, физического лица | | | | | | | | | | | | | | | | \————————/ | | |———————————————————————————| | | Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящем | | | расчете, подтверждаю: | | | Для организации: | | | | | 10| Руководитель организации ______________________________________________________ | | | (фамилия, имя, отчество) | | | /—\ /—\ /——-\ | | | ____________________________________________________ | | | | | | |2|0| | | г. | | | (подпись) \—/ \—/ \——-/ | | | цифрами: день, месяц, год | | | | | 11 | Главный бухгалтер: ____________________________________________________________ | | | (фамилия, имя, отчество) | | | /—\ /—\ /——-\ | | | ____________________________________________________ | | | | | | |2|0| | | г. | | | (подпись) \—/ \—/ \——-/ | | | цифрами: день, месяц, год | | | | | 12 | Индивидуальный предприниматель: _______________________________________________ | | | (фамилия, имя, отчество) | | | /—\ /—\ /——-\ | | | ____________________________________________________ | | | | | | |2|0| | | г. | | | (подпись) \—/ \—/ \——-/ | | | цифрами: день, месяц, год | | | | | 13 | М.П. | | \———————————————————————————| | заполняется работником Россвязи | | /———————————————————————————| | | /—\ /—\ /——-\ | | 14 | Расчет представлен: | | | | | | |2|0| | | г. | | | \—/ \—/ \——-/ | | | цифрами: день, месяц, год | | 15 | уполномоченным /-\ /-\ /—\ | | | представителем | | по почте | | на | | | страницах. | | | \-/ \-/ \—/ | | | (нужное отметить знаком Х) Зарегистрирован за N _____________ | | | | | 16 | ____________________________________________________ _________________________ | | | (фамилия, и., о. и должность работника Россвязи) (подпись) | \—————————————————————————————-/ _________________________________________________________________________ (наименование организации, Ф.И.О. Индивидуального предпринимателя) /—\ за ___________ квартал 200__ г. Стр. |0|2| \—/

Показатели

Код строки

Значения показателей, руб.

1

2

3

Доход по обычным видам деятельности (сумма строк с 030 по 090)

010

От услуг присоединения

030

От услуг по пропуску трафика

040

От услуг связи, оказанных абонентам и иным пользователям (сумма строк с 051 по 067)

050

От услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа

051

От услуг междугородной и международной телефонной связи

052

От услуг внутризоновой телефонной связи

053

От услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов

054

От услуг телефонной связи с использованием средств коллективного доступа

055

От услуг телеграфной связи

056

От услуг связи персонального радиовызова

057

От услуг подвижной радиосвязи в сети связи общего пользования

058

От услуг подвижной радиотелефонной связи

059

От услуг подвижной спутниковой радиосвязи

060

От услуг связи по предоставлению каналов связи пользователям

061

От услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации

062

От услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации

063

От телематических услуг связи

064

От услуг связи для целей кабельного вещания

065

От услуг связи для целей эфирного вещания

066

От услуг связи для целей проводного радиовещания

067

Прочие доходы по обычным видам деятельности

090

Ставка отчислений в резерв универсального обслуживания (%)

100

Сумма исчисленных отчислений в резерв универсального обслуживания (строка 050 х строка 100)

110

Сумма отчислений к доплате (уменьшению)

120

Сумма задолженности перед резервом универсального обслуживания

130

Сумма отчислений, подлежащая уплате в резерв универсального обслуживания (строка 110 + строка 120 + строка 130)

140

Сумма отчислений в резерв универсального обслуживания, указанная в ранее предоставленной форме

200

Корректировка суммы отчислений в резерв универсального обслуживания (строка 200 — строка 110)

210

Платеж в резерв универсального обслуживания
54

кандидат юридических наук, руководитель www.ordercom.ru

В настоящее время Федеральное агентство связи (далее – «Россвязь») стала массово рассылать по Операторам связи письма с требованием, под страхом взыскания через суд, перечислить в бюджет платеж в резерв универсального обслуживания (далее по тексту – «РУО»).

Для большинства Операторов такое требование приходит как гром среди ясного неба. Зачастую Оператор вообще не знал, что надо платить, ибо в условиях действия лицензии такой обязанности не прописано. В настоящей статье будет дана правовая оценка и комментарии юриста по теме статьи.

За что платим? Платим за телефонизацию всей страны…

В соответствии с п.1 ст. 59 федерального закона № 126-ФЗ «О связи» (далее – «ЗоС»), резерв универсального обслуживания формируется в целях обеспечения возмещения операторам универсального обслуживания убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи.

В соответствии со ст.2 ЗоС, «универсальные услуги связи — услуги связи, оказание которых любому пользователю услугами связи на всей территории Российской Федерации в заданный срок, с установленным качеством и по доступной цене является обязательным для операторов универсального обслуживания».

Сколько, когда и куда платим?

Платим 1,2 % от доходов за услуги связи не позднее 30 дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы.

Статья 60 ЗоС предусматривает:

1. Источниками формирования РУО являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования…

2. Базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Доходы определяются в установленном в Российской Федерации порядке ведения бухгалтерского учета.

3. Ставка обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования устанавливается в размере 1,2 процента.

4. Размер обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования рассчитывается им самостоятельно как соответствующая указанной в пункте 3 настоящей статьи ставке процентная доля доходов, определяемых в соответствии с настоящей статьей.

5. Операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания. Отсчет кварталов ведется с начала календарного года.

6. В случае, если обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральный орган исполнительной власти в области связи вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей).

На основании чего платим?

Основанием для оплаты являются данные сведений о доходах, предоставленные Оператором.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2008 г. N 23 (далее – ППРФ №23) утверждены изменения, которые вносятся в перечни лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. N 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий».

Изменения, утвержденные ППРФ №23, ввели обязательное условие осуществления деятельности по оказанию соответствующих услуг связи Операторов связи: «Представление сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в РУО в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи».

Причем п. 2 ППРФ N 23 установил, что «оказание услуг связи операторами связи, получившими лицензии на соответствующие виды деятельности до вступления в силу настоящего Постановления, осуществляется с учетом изменений, которые вносятся указанным Постановлением».

Иными словами предоставление сведений о базе расчета отчислений в РУО становится условием осуществления деятельности всех без исключения Операторов связи, вне зависимости от наличия такой обязанности в лицензии.

Порядок предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в РУО (далее – «Порядок») утвержден приказом Минкомсвязи РФ от 16.09.08 № 41 (в ред. Приказа Минкомсвязи № 87 от 30.06.09). Форма предоставления сведений приведена в Приложении N 1 к Порядку и размещена по адресу http://www.ordercom.ru/forma.xls . Приказ Минкомсвязи начал действовать 31.10.2008.

В соответствии с Порядком, вышеуказанные сведения направляются в Федеральное агентство связи по адресу 123375, Москва, Тверская,7 на бумажных носителях, а электронная копия в формате xls направляется на электронный адрес mailto:fasbuh@minsvyaz.ru.

При заполнении формы сведений для резерва УО надо учитывать, чтобы данные совпадали с данными статистической отчетности по Форме N 65-связь (услуги) (квартальная) «Сведения о доходах от услуг связи» (утв. постановлением Госкомстата РФ от 18 декабря 2003 г. N 113), если таковая направлялась в Минкомсвязи.

Ответственность за не уплату

Если Оператор связи с 31.10.2008 оказывает услуги связи, но не представляет в Россвязь сведений о базе расчета отчислений в резерв УО в порядке и по форме, установленным приказом Минкомсвязи РФ от 16.09.2008 № 41, то такая деятельность подпадает под ст. 14.1. КоАП РФ (ответственность за деятельность, связанную с нарушение лицензионных условий) и может повлечь наложение административного штрафа на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей и предписание Роскомнадзора.

Здесь следует отметить, что законодательством не установлена административная (и тем более, уголовная) ответственность за неуплату платежей, но лишь за не предоставление сведений о базе расчета в резерв УО. Также законодательством РФ не установлено административной ответственности за не верно рассчитанную сумму отчислений.

В соответствии со вторым предложением п. 2 ст. 59 ЗоС «Правильность и своевременность осуществления операторами сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания контролируются федеральным органом исполнительной власти в области связи».

В соответствии с п.6. ст. 60 ФЗ «О связи» неуплата в установленные сроки или оплата не в полном объеме может повлечь судебное разбирательство, на что и указывает Россвязь в рассылаемых письмах. Однако в настоящее время судебная практика по данному вопросу отсутствует. Обычно в ответ на письмо Россвязи Оператор платит1.

Предположу, что в случае не оплаты отчислений в РУО следующим шагом Россвязи может быть доведение сведений о неплательщиках до Роскомнадзора.

И в соответствии с п. 4 ст. 27 ЗоС, ответом Роскомнадзора может быть предупреждение о приостановлении действия лицензии и предписания о неисполнении обязательных требований ст. 60 ЗоС. А неисполнение предписания может в соответствии с п./п. 3 п. 2 ст. 37 ЗоС повлечь приостановление действия лицензии.

Здесь следует отметить, что, прежде всего, под ударом окажутся Операторы «средней руки», ибо собирать денег с мелочи себе накладнее, а крупные Операторы платят… Однако заполнять формы и платить следует только с документально подтверждаемых доходов от услуг связи.

Как отражаются в бухгалтерском учете оператора связи операции, связанные с перечислением обязательных неналоговых платежей в резерв универсального обслуживания?

Данные отчисления являются фискальными сборами неналогового характера (см. п. п. 5, 5.1, 5.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 28.02.2006 N 2-П) и НДС не облагаются.

Бухгалтерский учет

Затраты в виде обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания включаются в состав расходов организации по обычным видам деятельности с отражением по дебету счета учета затрат на производство в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (п. п. 5, 7, 8 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 05.06.1999 N 33н, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Единый налог по УСН

Отчисления в резерв универсального обслуживания не могут быть учтены в составе расходов налогоплательщиком, применяющим УСН, поскольку не являются сборами, уплачиваемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п.п. 22 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ), и не предусмотрены отдельно в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Аналогичная точка зрения высказана в Письме Минфина России от 10.07.2007 N 03-11-04/2/175.

В завершении хотелось бы отметить, что действия Россвязи напрямую не связаны с переживаемым в мире экономическим кризисом, так как поступившие в Россвязи отчисления поступают на счета Операторов универсального обслуживания. Соответственно недофинансирование данных Операторов приводит к невыполнению Минкомсвязи обязанности доступности услуг связи каждому человеку и гражданину.

1 Реквизиты для уплаты можно скачать в разделе сайта Минкомсвязи «Отчисления в резерв универсального обслуживания» по ссылке http://www.minkomsvjaz.ru/.cmsc/upload/docs/200909/0210272mn.xls . Кроме того, в письменных обращениях Россвязь просит направить копию платежки по факсу (499) 503-98-48.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *