Результаты орд

Результаты оперативно-розыскной деятельности

Результаты (результат) оперативно-розыскной деятельности

Одно из важнейших понятий общей части теории опер.-розыск. Различают норм, (легальное, официальное) и науч. (неофициальное) определения Р. ОРД. Официальной нормы-дефиниции о Р. ОРД в открытых НПА (как законодательных, так и иных) до 1998 не имелось. Впервые легальное определение Р. ОРД приведено в Инструкции о ППР ОРД. В соотв. с ней под Р. ОРД понимаются фактич. данные, полученные опер, подразделениями в установленном ФЗ об ОРД порядке, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших правонарушение, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, а также о событиях или действиях, создающих угрозу гос., военной, экономической или экологической безопасности РФ (п. 1). В нормах рос. федер. зак-ва (включая ФЗ об ОРД) вплоть до 2003 не было сформулировано определения Р. ОРД, и только ФЗ от 4 июля 2003 № 92- ФЗ было внесено в УПК соотв. доп., содержащее его определение: сведения, полученные в соотв. с федер. законом об ОРД, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда (п. 361 ч. 1 ст. 5). В отечеств, юр. науке на протяжении десятилетий единства о понятии и содержании Р. ОРД не достигнуто. Обобщая различные точки зрения, можно дать следующее определение: Р. ОРД — информ. и (или) материальный продукт, в соотв. с ФЗ об ОРД полученный в итоге конкретного опер.-розыск. действия (мероприятия или операции) или иного поведенческого акта субъекта, непосредственно осуществл. ОРД. Опер.-розыск. практика понимает под ними фактич. данные, полученные опер, подразделением в установленном ФЗ об ОРД порядке (или на его основе): о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления; о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших правонарушение; о лицах, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших; о событиях или действиях, создающих угрозу гос., военной, экономической или экологической безопасности РФ; о лицах, в отнош. кот. осуществл. адм. опер.-проверочная работа в соотв. с ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД. Общие правила о Р. ОРД определены в ст. 11 ФЗ об ОРД и Инструкции о ППР ОРД. Р. ОРД классифицируют по различным критериям. Так, по виду продукта различают результат: информ. (т.е. фактич. информация о (об): совершении (не совершении) преступления и лице, его совершившем (не совершившем); без вести пропавшем лице или обнаруженном трупе; угрозе гос., военной, экономической или экологической безопасности РФ; необходимости проверки лица по адм.-правовым основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД); материальный: а) предметы материального мира (вещи, материалы, сообщения и др.), кот. в итоге проведения конкретного ОРМ либо изъяты (п. 1 ч. 1 ст. 15 ФЗ об ОРД), либо обнаружены бесхозяйными; б) опред. вред (материальный, физич. или моральный), вынужденно причиненный конкретному лицу (как изучаемому, так и третьим лицам) ОРО в ходе ОРМ (см., напр., п. 1 ч. 1 ст. 15 ФЗ об ОРД). По способу получения продукта выделяют результат, кот. получен: непосредственно в итоге ОРМ или иного поведенческого акта субъекта, непосредственно осуществл. ОРД (меры пресечения опер.-розыск.; поисково-розыск. меры — блокирование, заслон, облава, прочесывание местности и др.); опосредованно (в итоге аналитической работы). По содержанию известен результат положительный (получение фактич. данных, позволяющих решить конкретную задачу ОРД и достичь ее целей) и отрицательный, т.е. вывод об объективной невозможности получения фактич. данных. По х-ру последствий отмечают результат позитивный (фактич. данные о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, а также о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности РФ) и негативный (допускаемое ФЗ об ОРД причинение вреда опред. субъекту (напр., ограничение конст. права гр-на в итоге прослушивания его телефона). Науч. разработка понятия Р. ОРД (и их реализации) — пограничная проблема теории опер.-розыск. (формирующегося уг.-розыск. права) и тех наук, кот. исследуют соотв. области юр. деятельности, в кот. реализуют Р. ОРД (в част., науки уг. процесса и адм. права). Для потребностей опер.- розыск. практики одним из наиболее значимых является разрешение вопроса о формировании в ОРД фактич. данных для последующей реализации в уг. судопроизводстве, уг.-исполнительном производстве, а также в адм. сфере правоприменения. См. Информ. продукт (в сыске), Результатов ОРД использование, Результатов ОРД реализация. Воробьев ИМ. Оперативно-розыскная информация и основные формы использования ее при расследовании преступлений (по материалам уголовного розыска): А.д. к.ю.н. — М., 1974; Трусов А.И. Вероятность и достоверность в уголовном судопроизводстве и в оперативно-розыскной деятельности: Мо-ногр. — М., 1982; ; Доля Е.А. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности. — М., 1996; ; ; Земскова А.В. Правовые проблемы использования результатов оперативно-розыскных мероприятий в уголовно-процессуальном доказывании: Моногр. — Волгоград, 2000; ; Шумилов А.Ю. Основы уголовно-правовой оценки сыскной информации: Моногр. — М., 2000; Поляков М.П. Уголовно-процессуальная интерпретация результатов оперативно-розыскной деятельности: Моногр. — Н. Новгород, 2001; ; Зникин В.К. Оперативно-розыскное обеспечение раскрытия и расследования преступлений: Моногр. Кемерово, 2003; .

Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Оперативно-розыскная энциклопедия

Понятие результатов оперативно-розыскной деятельности

Практика показывает, что оперативно-розыскным органам все чаще приходится сталкиваться не только с изощренными приемами и методами сокрытия преступлений и их последствий, но и с организованным противодействием изобличению виновных. В этих условиях явно не хватает традиционных уголовно-процессуальных возможностей, поэтому существенно возрастают роль и значение ОРД, в ходе которой обнаруживается, фиксируется оперативными средствами и методами информация, которая впоследствии может иметь доказательственное значение.

При этом отметим, что оперативно-розыскная деятельность и уголовное судопроизводство представляют собой единство процессуального и не процессуального. И это единство включает, кроме проведения следственных действий или ОРМ, использование добытой в ходе проведения ОРД информации, принятие решений как процессуального, так и оперативно-розыскного характера.

В настоящее время использование результатов ОРД выступает частным учением, основанным на едином познании ОРД и уголовным процессом криминальных явлений и принципе информационного взаимодействия этих двух составляющих при решении задач борьбы с преступностью.

В процессе осуществления ОРД обеспечиваются соответствующие условия и предпосылки для быстрого и полного раскрытия преступления уголовно-процессуальными мерами. Это предполагает получение информации о местах нахождения документов и предметов, служащих орудием преступления, сохранивших на себе его следы, бывших объектами преступных действий, а также денег и ценностей, нажитых преступным путем, и других предметов, которые могут служить средствами обнаружения преступления, обстоятельств его совершения и выявления виновных. Вместе с тем ОРМ могут быть направлены на предотвращение уничтожения перечисленных материальных предметов и пресечение противодействия расследованию. В некоторых ситуациях появляется необходимость выявить такие обстоятельства, которые характеризуют личность потерпевшего и наиболее важных свидетелей, чтобы иметь представление об их психологической установке на предстоящие допросы1См.: Зажицкий В. И. Связь оперативно-розыскной деятельности и уголовного процесса // Государство и право. 1995. № 6. С. 58..

Наиболее часто выявлению и раскрытию оперативно-розыскным путем подлежат преступления, которые тщательно скрываются и остаются неизвестными, когда нет достаточных данных для возбуждения уголовного дела или когда лицо, подозреваемое в совершении преступления, к моменту обнаружения признаков преступления не установлено. Кроме того, в условиях «очевидности» преступлений ОРМ могут быть необходимы для установления мотивов и цели преступления, а иногда и результатов преступной деятельности, т.е. обстоятельств, которые при неочевидности самого события преступления, как правило, наглядно не проявляются. Таким образом, проблема использования результатов ОРД содержит несколько аспектов и ее решение невозможно без рассмотрения терминологии этого понятия.

«Результат» — это то, что получено в завершении какой-нибудь деятельности, работы, итог. Итогом ОРД является решение задач этой деятельности (ст. 2 Закона об ОРД). Результат этой деятельности должен находить явное выражение и материальное воплощение путем ею отражения в оперативно-служебных документах или на различных физических носителях.

В соответствии с п. 361 ст. 5 УПК РФ под результатами ОРД понимаются сведения, полученные в соответствии с Законом об ОРД, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших правонарушения, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.

Законодатель, назвав результаты ОРД сведениями, подчеркнул, что они сами по себе доказательствами не являются, ибо не соответствуют нормативному определению доказательств в том значении, как определено в уголовно-процессуальном законодательстве.

В соответствии со ст. 89 УПК РФ «в процессе доказывания запрещается использовать результаты ОРД, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам настоящим Кодексом». Однако при соблюдении уголовно-процессуальной процедуры результаты ОРД в доказывании по уголовным делам использоваться могут.

Результаты ОРД могут включать две группы данных. Первую группу составляют фактические данные (сведения), непосредственно указывающие на признаки преступления, которые, будучи закреплены процессуальными средствами, могут служить источниками доказательств по уголовному делу. Они могут иметь значение для выяснения подлежащих доказыванию обстоятельств о наличии и местах нахождения орудий преступлений, похищенных ценностей, денежных средств, предметов, сохранивших следы преступления, и др.

Вторую группу образуют фактические данные, которые носят вспомогательный характер (о личности подозреваемого, противоречиях в преступной группе, способах маскировки преступной деятельности и т.н.) и могут служить для выбора организационных и тактических приемов проведения ОРМ и следственных действий.

Информация, полученная оперативно-розыскным путем, может содержать самые разнообразные сведения: о способе совершения преступления; лицах, совершивших преступление; предметах и документах, которые могут быть доказательством по делу, и их местонахождении; о способах сокрытия совершенных деяний; об избранной подозреваемыми и обвиняемыми линии поведения на следствии; о склонении организаторами преступных групп своих сообщников к даче ложных показаний; воздействии на свидетелей в целях их склонения к отказу от дачи показаний.

Результаты ОРД отражаются:

  • в составляемых оперативными сотрудниками служебных документах (рапортах, справках, сводках, актах, объяснениях, отчетах и т.д.), к которым могут прилагаться предметы и документы. полученные при проведении ОРМ (фоно- и видеограммы, фотоснимки, магнитные и лазерные диски, слепки и т.н.);
  • на технических средствах фиксации информации (фото-, кино- и видеосъемки, магнитные ленты, диски и другие носители информации);
  • в объяснениях лиц, участвующих в ОРМ (проверочных закупках, наблюдении, оперативном эксперименте, контролируемой поставке и др.);
  • в сообщениях конфиденциальных источников.

Оперативно-розыскная информация, зафиксированная в соответствии с требованиями закона в оперативно-служебных документах и на физических носителях, служит лишь основой для формирования всех видов доказательств и создает условия и предпосылки для их установления.

Таким образом, фактические данные, полученные непроцессуальным путем, сами по себе не являются доказательствами, но они могут приобрести такое качество в случаях их получения следователем или судом законными способами (представление, истребование, производство следственных действий). В связи с этим руководитель оперативного подразделения решает вопрос о возможности предоставления результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору и в суд.

Если принимается решение о предоставлении результатов ОРД, оперативные работники, собрав материалы, содержащие фактические данные, систематизируют их, анализируют и оценивают возможность их дальнейшего использования. Если при этом существует опасность расшифровки лиц, сотрудничающих на конфиденциальной основе, угроза безопасности субъектов ОРД и лиц, располагающих доказательственной информацией, они вносят предложения о приемах, с помощью которых такие данные могут быть легализованы. Эти вопросы, как правило, обсуждаются с руководителем оперативно-розыскного органа; при необходимости в обсуждении может принимать участие следователь, в производстве которого будет находиться уголовное дело. Подобный порядок позволяет следователю выбрать наиболее эффективные тактические мероприятия и наиболее полно использовать упомянутые результаты. Для того чтобы фактические данные можно было рассматривать как результат ОРД, требуется соблюдение ряда общих условий.

Так, фактические данные должны:

  • быть получены оперативными подразделениями с соблюдением порядка, установленного Законом об ОРД:
  • содержать информацию о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих либо совершивших правонарушение, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, а также о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России;
  • быть зафиксированы в оперативно-служебных документах, на материальных (физических) носителях, к которым могут прилагаться предметы и документы, полученные при проведении ОРМ.

Собранные материалы, должны содержать достаточные данные:

  • о наличии признаков преступления (в частности, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены);
  • об обстоятельствах обнаружения таких признаков;
  • о лице (лицах), совершившем преступление, и об очевидцах, если они известны;
  • любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Собранные оперативно-розыскным путем материалы изучаются и оцениваются сотрудниками органа, осуществляющего ОРД (оперативным сотрудником и руководителем оперативного подразделения) с позиции их дальнейшего предоставления дознавателю, органу дознания, руководителю следственного органа, следователю, прокурору или в суд для принятия по оперативно-розыскным материалам решения в соответствии с УПК РФ. Предоставляемые материалы должны содержать результаты ОРД, т.е. документально зафиксированную конечную информацию, и не раскрывать применяемую тактику, методы, средства ОРД, а также данные о лицах, негласно предоставивших сведения.

Результаты оперативно-розыскной деятельности

Результаты оперативно-розыскной деятельности (ОРД) — сведения, полученные в соответствии с федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда (ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее – ОРМ) по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, имущества, подлежащего конфискации, для принятия решений о достоверности представленных государственным или муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи, предусмотренных федеральными законами сведений.

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам.

Сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Документальная форма результатов ОРД

Результаты ОРД могут быть закреплены в следующих материальных носителях:

  • в справках, актах, рапортах, составленных лицами, осуществлявшими данные мероприятия, а также объектах, приобщенных к данным письменным источникам;
  • на технических средствах фиксации информации (в материалах фото-, видеосъемки, на магнитных лентах, цифровых носителях и т.п.);
  • в объяснениях лиц, участвовавших в оперативно-розыскных мероприятиях;
  • в сообщениях конфиденциальных источников (агентов).

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон об ОРД) органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для решения возложенных на них задач могут создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета.

Дела оперативного учета заводятся в целях собирания и систематизации сведений, проверки и оценки результатов оперативно-розыскной деятельности, а также принятия на их основе соответствующих решений органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Дела оперативного учета различаются в зависимости от стадии оперативно-розыскного процесса:

  • дело оперативной разработки,
  • дело оперативной проверки,
  • дело оперативного контроля (или надзора),
  • дело оперативного розыска (розыскное дело.

Дело оперативного учета прекращается в случаях решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности, а также установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности решения этих задач.

Процедура представления результатов ОРД в уголовный процесс

Представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Порядок представления результатов ОРД в уголовный процесс регламентирован Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд (утверждена Приказом МВД РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и Минобороны РФ от 17 апреля 2007 г. N 368/185/164/481/32/184/97/147).

Процедура представления результатов ОРД в виде сообщения включает в себя:

1) рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, содержащихся в представляемых результатах ОРД, и их носителей (начальником органа, осуществляющего ОРД, выносится постановление о рассекречивании);

2) оформление необходимых документов.

Оформление результатов ОРД производится в виде:

  • рапорта об обнаружении признаков преступления. Рапорт об обнаружении признаков преступления составляется должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, и регистрируется в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД,
  • сообщения о результатах оперативно-розыскной деятельности.

3) фактическую передачу результатов ОРД.

К документам, оформляющим результаты ОРД, могут прилагаться полученные при проведении ОРМ фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы, кассеты видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, акты, справки, другие документы, а также иные материальные объекты, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут быть признаны вещественными доказательствами.

Требования к оформлению результатов ОРД

Результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены; при каких обстоятельствах имело место их обнаружение; сведения о лице (лицах), его совершившем (если оно известно), и очевидцах преступления (если они известны); о местонахождении предметов и документов, которые могут стать вещественными доказательствами; о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Результаты ОРД, представляемые для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, должны содержать сведения о местонахождении лиц, скрывающихся от органов предварительного расследования и суда; о лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела; о возможных источниках доказательств; о местонахождении предметов, перечисленных в части 1 статьи 81 УПК РФ; о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения процессуальных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу.

Результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств; содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на ОРМ, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.

Ссылки

  1. Подробнее смотри: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» 1
  2. Приказ МВД РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и Минобороны РФ от 17 апреля 2007 г. N 368/185/164/481/32/184/97/147 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд» 1

Понятие и сущность результатов ОРД

Сегодня идея активного использования в уголовном процессе результатов ОРД, вплоть до придания им значения судебных доказательств, не только активно развивается, но и находит свое выражение на практике, где наиболее полная реализация данной идеи возможна лишь на основе создания правового механизма использования ОРМ в уголовном процессе.

Принципиальная необходимость этого обусловлена тем, что ОРД играет весьма заметную роль в обнаружении и раскрытии тяжких и особо тяжких преступлений. Более того, без нее в ряде случаев практически невозможно решить задачи, стоящие перед уголовным судопроизводством. Прежде всего речь идет о неочевидных и латентных преступлениях, доля которых в общей структуре отечественной преступности достаточно велика. Так, от общего числа регистрируемых в России преступлений, совершенные в условиях неочевидности составляют примерно 2/3. Одним из наиболее дестабилизирующих криминогенную обстановку факторов является нахождение в незаконном обороте большого количества огнестрельного оружия и взрывчатых веществ, наркотических веществ. Число таких преступлений продолжает неуклонно увеличиваться. Негативное влияние на криминогенную ситуацию оказывает беспрецедентное расширение масштабов потребления наркотиков.

Проблемам использования результатов ОРД в уголовном процессе посвятили свои работы Е.А. Доля, В.И. Зажицкий, А.Г. Заиграев, О.А. Демидов, Ю.А. Ляхов, В.М. Петров, В.А. Пономаренков, А.Е. Чечетин, С.А. Шейфер 1 и другие.

Труды указанных ученых создали основу для дальнейших разработок правовых условий использования в уголовном процессе результатов, полученных при осуществлении ОРМ. Вместе с тем признание за результатами ОРД права быть использованными в уголовном судопроизводстве породило множество вопросов, связанных с его реализацией. Причем большинство трудностей связано, по нашему мнению, с одной стороны, с недостаточной теоретической разработкой проблемы трансформации результатов ОРД в доказательства, с другой – несовершенством правового регулирования этого процесса.

Оперативно-розыскная деятельность – это вид деятельности, осуществляемой, как гласно, так и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее ФЗ об ОРД) в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

А.В. Серов считает, что основной характерной чертой ОРД является ее разведывательно-поисковая сущность, поскольку она направлена главным образом на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений путем реализации специальной функции специально на то уполномоченных органов ФЗ об ОРД 1.

Правом на производство оперативно-розыскных мероприятий в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших, обладают лишь оперативные подразделения органов, перечень которых определен.

Оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая оперативными подразделениями, ограничена пределом их компетенции. Под таким пределом необходимо понимать строго ограниченный перечень правомочий субъектов по проведению комплекса оперативно-розыскных мероприятий.

В соответствии с п.36¹ ст.5 УПК РФ, результаты оперативно-розыскной деятельности – это сведения, полученные в соответствии с ФЗ об ОРД о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.

Как отмечает С.Стрелец, оперативно-розыскная деятельность и уголовное судопроизводство представляют единство процессуального и непроцессуального. Это единство заключается не только в проведении следственных действий или оперативно-розыскных мероприятий, то есть включают не только процедурные вопросы, но и предполагают наряду с добыванием информации ее использование, принятие решений как процессуального, так и оперативно-розыскного характера1.

В оперативно-розыскной деятельности, при проведении даже одного оперативно-розыскного мероприятия, может быть достигнуто решение конкретной оперативно-розыскной задачи, например, выявление признаков преступления. При этом результатом служит наличие конкретной и достоверной информации о преступлении, которой может быть достаточно для возбуждения уголовного дела, проведения отдельных следственных действий или их совокупности, хотя такая информация не обязательно должна быть использована в уголовно-процессуальном порядке либо используется не сразу.

Так, по мнению В.Л. Ильиных, результаты ОРД представляют собой информацию, собранную оперативными подразделениями в отношении проверяемых лиц и фактов. По смыслу ФЗ об ОРД, они должны иметь определенное документальное оформление, например в виде письменных документов, фото- и видеоматериалов2.

В.И. Зажицкий полагает, что «результатами оперативно-розыскной деятельности следует считать данные (сведения, информацию), полученные при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, указанных в ст. 6, а также от конфидентов и зафиксированные в материалах дел оперативного учета. Эти сведения должны отражать обстоятельства совершенного преступления, а также другие обстоятельства, имеющие значение для быстрого и полного раскрытия преступления способами уголовного процесса».

По нашему мнению, приведенные определения наряду с другими не могут дать исчерпывающую характеристику результатов ОРД, так как в них отсутствует весьма важное указание на то, что различные сведения (информация) об обстоятельствах совершения преступления и лицах, причастных к нему, могут быть получены при осуществлении ОРД как гласно, так и негласно.

Так, результаты проверочной закупки могут служить основанием для принятия процессуальных решений (возбуждения уголовного дела) и (или) проведения следственных действий (обыск, выемка, осмотр места происшествия). Здесь результат ОРД по существу отождествляется с результатом проведения отдельного ОРМ, а непроцессуальное получение информации служит основой для ее последующего использования в рамках уголовного судопроизводства.

Вместе с тем результаты ОРД имеют не только процессуальное, но и самостоятельное оперативно-розыскное значение. Так, результаты ОРД могут быть использованы для проведения ОРМ по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Процессуальное значение результатов ОРД в этом случае имеет место лишь в перспективе2.

Следует иметь в виду, что результаты ОРД в силу ее специфики не всегда могут иметь процессуальное значение и официально использоваться в уголовном судопроизводстве. Чаще, наоборот, они выступают лишь в качестве информации, которая может быть легализована в официальных следственных действиях и представлена как их результат. Это может быть вызвано причинами, связанными с реализацией оперативно-розыскного принципа конспирации, преимущественно негласных начал этой деятельности1.

Поскольку и в ФЗ об ОРД и в УПК РФ употребляется один и тот же термин «результаты оперативно-розыскной деятельности», важно определиться, чем в конечном счете являются результаты ОРД, в, чем сущность данного термина и каково содержание стоящего за ним понятия.

В определении Конституционного Суда РФ, как и в УПК РФ, также отмечается, что результаты ОРД являются лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований ФЗ об ОРД, могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем, а именно на основе соответствующих норм уголовно-процессуального закона, т.е. так, как это предписывается ч. 1 ст. 49 и ч. 2 ст. 50 Конституции РФ. Соответственно в процессуальном смысле под результатами ОРД понимаются лишь сведениях, о фактах, которые предстоит установить1.

В оперативно-розыскном смысле результаты ОРД также не всегда являются сведениями о фактах. Они и могут быть использованы в качестве оснований для проведения конкретного ОРМ, определения тактики его проведения. Такого рода действия (решения) могут основываться и на предположениях (версиях), первичных данных, которые лишь предстоит проверить, после чего сведения при их подтверждении можно будет рассматривать как сведения о фактах.

В частности, результаты проведенного одного ОРМ могут являться основаниями для проведения другого. Проведению, например, такого ОРМ, как оперативное внедрение, предшествует проведение ряда ОРМ, направленных на подготовку и обеспечение внедрения. На их основе определяется тактика реализации этого мероприятия.

Результаты ОРД используются как обоснование ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, определяют целесообразность и законность их проведения в условиях конкретного места и времени, в отношении конкретного лица и т.д. Результаты ОРД (сведения, оперативные данные) не всегда являются фактическими, следует и из такой задачи ОРД, как добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

Термин «результаты ОРД» (в смысле фактических данных) подразумевает информационную завершенность, суть которой может быть выражена как осмысленные сведения, основанные на собранных, оцененных, истолкованных фактах, изложенных таким образом, что ясно видно их значение для решения какой-либо конкретной задачи. Вместе с тем такое понимание результатов ОРД применительно к этой деятельности представляется ограниченным и с точки зрения ФЗ об ОРД приемлемым только по отношению к уголовному судопроизводству, да и то не полностью, поскольку информационная завершенность является весьма относительной.

В частности, применительно к возбуждению уголовного дела достаточно лишь сведений, данных, указывающих на признаки преступления, причем их совокупность не всегда должна быть исчерпывающей, а бывает достаточно лишь отдельных признаков объективной стороны. Все остальное должно быть установлено в процессе расследования уголовного дела.

Результаты ОРД в их процессуальном значении представляют собой некий информационный продукт, основанный, как правило, на совокупности данных, полученных из различных источников и проверенных оперативным путем. Эти данные могут иметь материальное закрепление в виде бумажных, электронных либо иных носителей или носить характер вербальной информации, не имеющей предварительного документального закрепления.

Результаты ОРМ и ОРД в целом отражаются в оперативно-служебных документах (рапортах, справках, справках-меморандумах, сводках, отчетах, актах сотрудника ОРО, сообщениях конфидентов, объяснениях участников ОРМ или заявлениях граждан, актах или иных документах ведомства и др.). К оперативно-служебным документам могут прилагаться предметы и документы, полученные при проведении ОРМ.

В случае проведения в рамках ОРД оперативно-технических мероприятий (ОТМ) либо использования при проведении ОРМ технических средств результаты ОРД могут быть зафиксированы также на материальных (физических) носителях информации (фонограммах, кинолентах, фотопленках, фотоснимках, магнитных, лазерных дисках, слепках и т.п.).

Сами документы (рапорт, справка, акт и др.) не являются результатами ОРД, поскольку отражают лишь информацию, полученную субъектом ОРМ, и фиксируют результат его действий. Следовательно, результаты ОРД заключаются в содержании той информации, которая отражена в оперативных документах, но не сами эти документальные источники. Соответственно результаты ОРД – это сведения о фактах, как и отмечается в УПК и в определении Конституционного Суда РФ.

При представлении и использовании результатов ОРД в уголовном судопроизводстве речь идет поэтому не столько о документальных носителях информации, сколько об их источниках и (или) фактах, которые могут быть подтверждены процессуально. Оперативно-служебная документация является средством фиксации информации, которое призвано облегчить сбор и проверку доказательств, зафиксировать сведения о признаках общественно опасного деяния и лицах, их подготавливающих, совершающих или совершивших1.

В ФЗ об ОРД помимо понятия «результаты ОРД» используются другие понятия, как «оперативно-служебные документы» и «материалы, полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий». Представляется, что здесь речь идет как раз о носителях информации. В частности, к оперативно-служебным отнесены материалы о проведении ОРМ, в том числе с использованием оперативно-технических средств, документы, отражающие результаты ОРД, а также учетно-регистрационную документацию. Под такими материалами понимаются документы, отражающие сведения о действии (бездействии), которые указывают на признаки противоправного поведения, образе жизни, связях в криминальной среде (рапорта, справки, акты, протоколы, фотографии и др.), технические носители информации (аудио-, видеокассеты, носители цифровой информации и др.), а также ДОУ, концентрирующие эти предметы и документы.

В специальной литературе наряду с термином «результаты ОРД» применяются и другие термины: «оперативные данные», «оперативная информация» и др. Представляется, что термины «оперативные данные» и «оперативная информация» несут одну и ту же смысловую нагрузку. По объему эти понятия являются более широкими, чем понятие «результаты ОРД», которые должны быть получены исключительно оперативно-розыскным путем. Оперативная же информация может считаться таковой и в том случае, когда она получена не из оперативно-розыскных, а иных источников и без использования оперативно-розыскных средств и методов.

В соответствии со ст.11 ФЗ об ОРД результаты ОРД могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения ОРМ по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших1.

Результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями УПК РФ, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств2.

Таким образом, исходя из содержания данных норм ФЗ об ОРД можно выделить следующие основные направления использования результатов ОРД в уголовном судопроизводстве:

— в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела;

— для подготовки и осуществления следственных и судебных действий;

— в доказывании по уголовным делам;

— для иного обеспечения уголовного процесса.

Таким образом, результаты ОРД представляют собой информацию, собранную оперативными подразделениями в отношении проверяемых лиц и фактов, и имеющая определенное документальное оформление, а также данные (сведения, информацию), полученные при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, конфидентов и зафиксированные в материалах дел оперативного учета. Эти сведения должны отражать обстоятельства совершенного преступления, а также другие обстоятельства, имеющие значение для быстрого и полного раскрытия преступления способами уголовного процесса. Результаты ОРД в силу специфики не всегда могут иметь процессуальное значение и официально использоваться в уголовном судопроизводстве. Результаты ОРД также не всегда являются фактическими данными. Хотя они и могут быть использованы в качестве оснований для проведения конкретного ОРМ, определения тактики его проведения.

Основным направлением ОРД является ее разведывательно-поисковая сущность, поскольку она направлена главным образом на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений путем реализации специальной функции специально на то уполномоченных органов.

Результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно, сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены, при каких обстоятельствах имело место обнаружение признаков преступления, сведения о лице (лицах), его совершившем (если оно известно), очевидцах преступления (если они известны), о местонахождении следов преступления, документов и предметов, которые могут стать вещественными доказательствами, о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Сведения, содержащиеся в представляемых результатах, должны позволять сделать вывод о наличии события и его противоправности.

Результаты ОРД, представляемые для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, должны содержать сведения о лицах, скрывающихся от органов расследования и суда, о возможных источниках доказательств, лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела, о местонахождении орудий и средств совершения преступления, денег и ценностей, нажитых преступным путем, предметах и документах, связанных с обстоятельствами предмета доказывания, и о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения следственных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу.

Результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств, и содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на источник получения предполагаемого доказательства или предмета, который может стать доказательством, а также данные, позволяющие проверить в условиях судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.

> РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

Понятие результатов оперативно-розыскной деятельности. Порядок и пределы их представления в орган дознания, следователю, в суд

Термин «результаты оперативно-розыскной деятельности» употребляется и в Законе об ОРД, и в УПК РФ. Потому важно уяснить, каково же содержание стоящего за этим термином понятия, чем, по сути, являются результаты ОРД.

Результаты ОРД — это сведения, полученные в соответствии с Законом об ОРД, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда (п. 36.1 ст. 5 УПК РФ).

Из данного определения видно, что в процессуальном смысле о результатах (продукте) ОРД можно говорить только как о сведениях о фактах, которые еще предстоит установить. Результаты ОРД «являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые будучи полученными с соблюдением требований Закона об ОРД, могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем, а именно на основе норм уголовно-процессуального закона» (Постановление Конституционного Суда РФ от 6 ноября 2014 г. № 27-П).

Результатами ОРД, что могут быть направлены в уголовный процесс, являются: предметы, вещества, материальные (физические) носители информации.

Результаты ОРД, передаваемые в уголовный процесс, оформляются в виде рапорта (сообщения) о результатах ОРД (рис. 7.3). К этому документу прилагаются полученные (выполненные) при проведении ОРМ фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы, кассеты видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, акты, справки, другие документы, иные материальные объекты, которые в соответствии с УПК РФ могут быть признаны вещественными доказательствами либо иными документами. При этом информация о времени, месте и обстоятельствах получения прилагаемых материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, отражается в рапорте об обнаружении признаков преступления и (или) сообщении. Если есть необходимость описания индивидуальных признаков указанных материалов, документов и иных объектов, то для этого составляется отдельное приложение к сообщению. Эти же материалы, документы и иные объекты, полученные при проведении ОРМ, могут представляться в копиях (выписках), в том числе с переносом наиболее важных моментов (разговоров, сюжетов) на единый носитель, о чем обязательно указывается в сообщении. В этом случае оригиналы таких материалов, документов и иных объектов, если они не были в дальнейшем истребованы органом дознания, следователем или судом (судьей), хранятся в органе, осуществившем ОРМ, до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу, либо до прекращения уголовного дела (уголовного преследования).

Результаты ОРД могут также содержаться в объяснениях лиц, участвовавших в ее проведении; в сообщениях или записках коифиндентов; в объяснениях участников ОРМ или заявлениях граждан.

В ч. 2 ст. 11 Закона об ОРД дан перечень органов, которым представляются результаты ОРД; это — орган дознания, следователь и суд, в производстве которых находится уголовное дело. А также сказано, что общим основанием представления результатов ОРД служит постановление руководителя органа, осуществляющего ОРД, и порядок их представления определяется ведомственными нормативными актами (ч. 3 ст. 11 Закона об ОРД). Таким образом, закон лишь в общей форме определяет порядок передачи соответствующих материалов. Детально этот порядок в настоящее время регламентируется Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, утвержденной приказом МВД России, Минобороны России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Следственного комитета РФ от 27 сентября 2013 г. № 776/703/509/507/1820/42/535/398/68.

Согласно п. 9, 14, 15 Инструкции представление результатов ОРД включает в себя: 1) вынесение руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем), постановления о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд (в двух экземплярах: первый — органу дознания, следователю или в суд, второй — в ДОУ или в случае его отсутствия в материалы специального номенклатурного дела (рис. 7.1); 2) вынесение при необходимости, постановления о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну и их носителей (рис. 7.2); 3) оформление сопроводительного документа (рис. 7.3) и фактическую передачу материалов (пересылка по почте, передача с нарочным и т.п.). Как видно, в данном случае речь идет не об уголовно-процессуальном соблюдении порядка представления результатов ОРД, а о соблюдении порядка оперативно-служебного делопроизводства, который имеет свое значение.

Порядок представления результатов ОРД в орган дознания, руководителю следственного органа, следователю или в суд непосредственно уголовно-процессуальным законом не регламентируется. В ст. 89 УПК РФ говорится о том, что в процессе доказывания запрещается использование результатов ОРД, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам уголовно-процессуальным законом. Исходя из содержания ст. 86 УПК РФ, результаты ОРД могут представляться при выполнении отдельных поручений органа дознания, руководителя следственного органа, следователя или определения суда (постановления судьи) по уголовным делам, находящимся в их производстве. Представление результатов ОРД по инициативе самих органов, осуществляющих ОРД, уголовнопроцессуальным законом не рассматривается как самостоятельная форма их собирания и доказывания.

При подготовке материалов обязательно учитывается, что сведения об используемых и использованных при проведении негласных ОРМ силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах ОРД, лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках и о лицах, оказывающих (оказавших) им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения ОРМ составляют государственную тайну (п. 4 ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»). Перед представлением материалов эти сведения либо подлежат рассекречиванию на основании мотивированного постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем), либо представляются в соответствии с установленным порядком ведения секретного делопроизводства.

В каждом конкретном случае возможность представления результатов ОРД, содержащих сведения об организации и тактике проведения оперативно-технических мероприятий, используемых технических средствах, штатных негласных сотрудников оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, в обязательном порядке согласовывается с исполнителями соответствующих мероприятий (с соответствующими подразделениями, которые проводили ОРМ). Обязательность такого согласования связана с тем, что вред, который может наступить в результате рассекречивания соответствующих оперативных данных или их распространения, будет причинен именно этим оперативным подразделениям, осуществляющим оперативно-технические и оперативно-поисковые мероприятия, а также их штатным негласным сотрудникам, а не инициатору проведения ОРМ.

Если на проведение определенного ОРМ было выдано необходимое судебное решение, то такое судебное решение также необходимо представить в орган дознания, следователю или в суд вместе с результатами ОРМ, для проведения которого оно испрашивалось.

В случае необходимости одновременно с постановлением готовится план мероприятий по защите сведений об органах, осуществляющих ОРД, и безопасности непосредственных участников ОРМ.

Представляемые материалы должна сопровождать информация о времени, месте и обстоятельствах изъятия в ходе ОРД предметов и документов, аудио- и видеозаписей, кино- и фотоматериалов, копий и слепков, должно быть приведено описание индивидуальных признаков указанных предметов и документов.

Допускается представление материалов в копиях, в том числе с переносом наиболее важных моментов (разговоров, сюжетов) на единый носитель, что обязательно оговаривается в протоколах (сопроводительных документах). Тин носителя определяется инициатором ОРМ. Оригиналы материалов в этом случае хранятся в оперативном подразделении до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу, либо до прекращения уголовного дела (уголовного преследования).

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона об ОРД предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих или оказавших им содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Результаты ОРД не представляются (мотивы непредставления): а) если невозможно обеспечить безопасность субъектов ОРД в связи с представлением и использованием данных результатов в уголовном процессе; б) если их использование в уголовном процессе создаст реальную возможность расшифровки (разглашения) сведений об используемых или использованных при проведении негласных ОРМ силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах ОРД, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения ОРМ, отнесенных законом к государственной тайне (кроме случаев, когда указанные сведения предаются гласности в порядке, установленном Законом об ОРД). Решение о непредставлении результатов ОРД по указанным мотивам оформляется постановлением руководителя органа, осуществляющего ОРД, и приобщается к материалам ДОУ или соответствующего номенклатурного дела. О принятом таком решении уведомляется инициатор запроса.

40. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОРД

Под результатами ОРД понимаются фактические данные, полученные оперативными подразделениями в установленном Законом об ОРД порядке, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших правонарушение, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, а также о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

Результаты ОРД отражаются в оперативно-служебных документах (рапортах, справках, сводках, актах, отчетах и т. п.). К оперативно-служебным документам могут прилагаться предметы и документы, полученные при проведении ОРМ.

В случае проведения в рамках ОРД оперативно-технических мероприятий результаты ОРД могут быть также зафиксированы на материальных (физических) носителях информации (фонограммах, видеограммах, кинолентах, фотопленках, фотоснимках, магнитных, лазерных дисках, слепках и т. п.).

Результаты ОРД могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения ОРМ по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших.

Результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

Результаты ОРД могут служить основой для формирования всех видов доказательств, создавать условия и предпосылки для их установления.

Представление результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке представления результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд.

Результаты ОРД в перечисленных в законе случаях учитываются при решении вопроса об их допуске к следующим видам деятельности:

1) о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;

2) о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды;

3) о допуске к участию в ОРД или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления;

4) об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении ОРМ;

5) о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *