Ргп на праве хозяйственного ведения

Глава 4. Юридические лица

_ 4. Государственные и муниципальные унитарные

предприятия

Статья 113. Унитарное предприятие

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Приказом Минэкономразвития РФ от 25.08.2005 N 205 утвержден Примерный устав федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения.

Устав унитарного предприятия должен содержать помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 52 настоящего Кодекса, сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования, за исключением казенных предприятий.

(в ред. Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ)

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

2. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

3. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

4. Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

5. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

6. Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Статья 114. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения

1. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

2. Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

3. Размер уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

4. Порядок формирования уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, определяется законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ)

5. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

6. В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов.

Кредитор предприятия вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения убытков.

7. Исключен. — Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ.

7. Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 56 настоящего Кодекса. Это правило также применяется к ответственности предприятия, учредившего дочернее предприятие, по обязательствам последнего.

Статья 115. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления

(в ред. Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ)

1. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное предприятие на праве оперативного управления (казенное предприятие).

2. Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

3. Фирменное наименование унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным.

4. Права казенного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьями 296 и 297 настоящего Кодекса и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

5. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

6. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано в соответствии с законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

и оперативного управления

Юрист К. РАЗИЕВ

Как известно, право собственности в системе гражданского права является одним из определяющих и главенствующих среди вещных прав. Институт права хозяйственного ведения является одним из институтов гражданского права, и поэтому понятие, значение и роль этого института определены статьями 102-103, главой 10 Гражданского кодекса РК, в специальном Законе РК от 19.06.1995 г. № 2335 «О государственном предприятии» и в ряде подзаконных актов.

Право хозяйственного ведения относится к одному из вещных прав, к которым относится право землепользования, право оперативного управления, право имущественного найма, право доверительного управления и другие. Самый главный признак, определяющий статус названных институтов права и отличающий их друг от друга, — это объем прав их обладателя по отношению к вещи (владение, пользование, распоряжение).

Право хозяйственного ведения неразрывно связано с правовым статусом государственного предприятия, которое является его носителем. В связи с чем природа права хозяйственного ведения не может быть раскрыта без исследования правовой природы государственного предприятия.

Данное право является вещным правом республиканского, коммунального государственного предприятия, получившего имущество у государства как собственника и осуществляющего в пределах, установленных Гражданским кодексом РК и другим законодательством, права владения, пользования и распоряжения этим имуществом.

Право хозяйственного ведения является производным от права собственности государства на имущество предприятия и, следовательно, право хозяйственного ведения воедино связано с правом собственности государства и без него самостоятельно существовать не может.

Указанное имущество, передаваемое названным госпредприятиям, может быть любым.

В соответствии с Законом РК от 19.06.1995 г. № 2335 «О государственном предприятии» государственные предприятия бывают двух видов: республиканские госпредприятия (находятся в республиканской собственности) и коммунальные госпредприятия (находятся в коммунальной собственности).

Государственные предприятия создаются решениями Правительства РК и Нацбанка РК, коммунальные госпредприятия — решениями местных исполнительных органов.

Право хозяйственного ведения возникает исключительно и только у республиканских, государственных, коммунальных предприятий, за исключением казенных.

Функции субъекта права республиканской собственности по отношению к республиканским госпредприятиям выполняет в настоящее время Комитет государственного имущества и приватизации Министерства финансов РК (см. Положение о Комитете государственного имущества и приватизации Министерства финансов РК) и Нацбанк РК (см. Закон РК «О государственном предприятии»), а органом государственного управления республиканскими государственными предприятиями является Министерство финансов РК (см. Положение о Министерстве финансов РК).

Функции субъекта права коммунальной собственности по отношению к коммунальным государственным предприятиям осуществляет соответствующий акимат, а органом государственного управления этими предприятиями является сам акимат или уполномоченный им орган. Например, в г. Алматы субъектом права коммунальной собственности по отношению к коммунальным государственным предприятиям г. Алматы является акимат г. Алматы, а органом управления ими — Департамент по управлению коммунальной собственностью г. Алматы, созданный акиматом г. Алматы.

Учредительным документом государственного предприятия является устав, который утверждается его учредителем.

Имущество государственного предприятия составляют основные и оборотные средства, а также ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе. Имущество государственного предприятия является неделимым и формируется за счет имущества, переданного ему собственником, приобретенного в результате собственной деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством.

Органом государственного предприятия как юридического лица является его руководитель, подотчетный органу государственного управления. Порядок назначения и аттестации руководителей государственных предприятий установлен в соответствующих Правилах, утвержденных постановлением Правительства РК от 10.07.2003 г. № 685.

Государственные предприятия на праве хозяйственного ведения могут создаваться только в следующих, строго очерченных законом, сферах деятельности:

1) разработка, производство, ремонт и реализация вооружения и боеприпасов к нему, защитных средств, военной техники, запасных частей, комплектующих элементов и приборов к ней; ликвидация (уничтожение, утилизация, захоронение) и переработка высвобождаемых военно-технических средств;

2) добыча, производство, транспортировка, переработка, захоронение и реализация урана и других делящихся материалов, а также изделий из них; изготовление и реализация продукции, содержащей радиоактивные вещества в количествах, превышающих норму, допустимую для их использования без необходимости применения специальных средств защиты;

3) изготовление и реализация медикаментов, лекарственных средств и лечебных препаратов, медицинского оборудования и инструментария;

4) осуществление хозяйственной деятельности в области энерго-, водо- и теплоснабжения, магистрального транспорта, связи, коммуникаций, коммунального и жилищного хозяйства и других систем жизнеобеспечения республиканской и местной инфраструктур, которые в силу своего естественного монопольного положения и социально-экономической значимости требуют прямого государственного управления;

5) способствующих осуществлению Национальным банком Республики Казахстан возложенных на него функций и (или) являющихся частью инфраструктуры финансового рынка;

6) содержание и развитие сети государственных автомобильных дорог и других объектов инфраструктуры, для которых законодательством установлен специальный порядок финансирования;

7) почтовая связь и телекоммуникации, эксплуатация общереспубликанских и международных линий связи;

8) осуществление производственно-хозяйственной деятельности в области здравоохранения, охраны природы, образования, социальной защиты, науки, культуры, туризма и спорта;

9) осуществление производственно-хозяйственной деятельности в области средств массовой информации, издательской и полиграфической деятельности;

10) осуществление производственной деятельности в области уголовно-исполнительной системы;

11) осуществление деятельности, обеспечивающей ведение государственного правового и земельного кадастров, Государственного реестра нормативных правовых актов Республики Казахстан;

12) осуществление хозяйственной деятельности в области формирования и хранения государственного материального резерва Республики Казахстан.

Государственные предприятия на праве хозяйственного ведения обязаны иметь уставный капитал, составляющий не менее 10 000 размеров месячного расчетного показателя и резервный капитал не менее 10% от уставного капитала.

В ведении государственного предприятия на праве хозяйственного ведения может находиться лишь то имущество, которое необходимо ему для осуществления уставной деятельности или то, которое является продуктом такой деятельности.

Право хозяйственного ведения на имущество возникает у государственного предприятия в момент закрепления имущества на его балансе (когда предприятие уже создано) или с момента наделения его имуществом при создании.

Законодатель ограничил имущественные права государственного предприятия на праве хозяйственного ведения, а именно оно не вправе без письменного согласия уполномоченного органа:

1) отчуждать или иным способом распоряжаться, сдавать в долгосрочную аренду (свыше трех лет), предоставлять во временное безвозмездное пользование принадлежащие ему здания, сооружения, оборудование и другие основные средства предприятия;

2) создавать филиалы, представительства и дочерние предприятия, учреждать совместно с частными предпринимателями предприятия и совместные производства, вкладывать в них свой производственный и денежный капитал;

2-1) распоряжаться принадлежащими ему акциями, а также дебиторской задолженностью;

2-2) выдавать поручительство или гарантию по обязательствам третьих лиц;

3) предоставлять займы.

Деньги, полученные государственным предприятием на праве хозяйственного ведения, от сделок по отчуждению основных средств и от передачи его в долгосрочную аренду, используются самостоятельно. Государственное предприятие на праве хозяйственного ведения самостоятельно распоряжается не относящимся к основным средствам движимым имуществом. Государственное предприятие на праве хозяйственного ведения вправе реализовать производимую им продукцию по ценам, которые обеспечивают полное возмещение затрат на их производство, безубыточность деятельности и финансирование деятельности за счет собственных доходов. Производимая продукция по государственному заказу реализуется государственным предприятием по ценам, согласовываемым с органом государственного управления. Произведенная сверх государственного заказа продукция реализуется государственным предприятием по самостоятельно устанавливаемым им ценам.

Цены (тарифы) на товары (работы, услуги), производимые государственным предприятием на праве хозяйственного ведения, являющимся естественным монополистом, регулируются в соответствии с антимонопольным законодательством.

Государственное предприятие на праве хозяйственного ведения содержится за счет собственных доходов от собственной деятельности. Форма оплаты труда, штатное расписание, размеры должностных окладов, система премирования и другого вознаграждения определяются самим государственным предприятием на праве хозяйственного ведения.

Юридическая судьба государственного предприятия на праве хозяйственного ведения, его имущественное положение определяется государством в лице его соответствующих органов.

Государственное предприятие на праве хозяйственного ведения обязано отчислять государству часть своего чистого дохода, норматив которого устанавливается органом государственного управления по согласованию с Министерством финансов РК, а для коммунальных государственных предприятий — по согласованию с местными финансовыми органами.

Указанные нормативы для государственных предприятий Нацбанка РК устанавливаются самим Нацбанком РК.

Размер фонда оплаты труда, размеры должностных окладов руководителя предприятия, его заместителей, главного (старшего) бухгалтера, система их премирования для государственного предприятия на праве хозяйственного ведения устанавливается органом государственного управления.

Орган государственного управления доводит до государственного предприятия на праве хозяйственного ведения государственный заказ, который является обязательным.

Доходы, полученные государственным предприятием на праве хозяйственного ведения от запрещенной деятельности (законом или уставом) и от необоснованного завышения установленных цен на продукцию, подлежат изъятию, соответственно, в республиканский или местный бюджет.

Государственный орган, осуществляющий функции субъекта права собственности по отношению к государственному предприятию на праве хозяйственного ведения, решает вопрос о приватизации госпредприятия, т.е. о продаже его в целом или в части негосударственным юридическим лицам или физическим лицам в порядке, установленном законодательством о приватизации.

Этот же государственный орган вправе произвести изъятие у государственного предприятия имущество, не отвечающее целям его уставной деятельности, или неиспользуемого (излишнего), или используемого не по назначению.

Государственное предприятие на праве хозяйственного ведения отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Государство несет ответственность по обязательствам данного предприятия только в тех случаях, когда эти обязательства возникли в результате действий учредителя (уполномоченного органа) или органа государственного управления (например, банкротство госпредприятия). В этих случаях государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам государственного предприятия.

Право хозяйственного ведения государственного предприятия сохраняется в случаях передачи этого предприятия из республиканской в коммунальную собственность или, наоборот, либо в том случае, когда оно переходит из подчинения одного государственного органа другому.

Право хозяйственного ведения на имущество прекращается на основаниях и в порядке, установленном законодательством для прекращения права собственности, а также в случае правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника.

На имущественные отношения с участием государственных предприятий распространяются нормы гражданского законодательства о праве собственности, если иное не вытекает из Гражданского кодекса РК и других законодательных актов.

Это означает, что гражданское законодательство, регулирующее возникновение, изменение и прекращение права собственности, распространяется на возникновение, изменение и прекращение права хозяйственного ведения.

Вместе с тем не все указанные нормы применимы к праву хозяйственного ведения.

Например, не применимо определение права собственности, данное в п. 1 ст. 188 ГК РК, к определению права хозяйственного ведения, так как право хозяйственного ведения уже право собственности. Это вытекает и из ст. 200 ГК РК и ст. 25 Закона РК «О государственном предприятии», которыми государственному предприятию на праве хозяйственного ведения запрещено отчуждать и передавать в долгосрочную аренду основные средства предприятия без согласия собственника. Согласно статье 15 Закона РК «О государственном предприятии» предприятие вправе обжаловать в суд незаконные действия государственных органов, например, связанные с перераспределением имущества, размещением заказов государства, изъятием прибыли и др., которыми нарушаются законные права предприятия.

Реорганизация и ликвидация республиканского государственного предприятия производится по решению Правительства РК, а коммунального предприятия — по решению местного исполнительного органа. Указанные предприятия могут быть ликвидированы и по другим основаниям, предусмотренным законодательством, например, по решению суда. Государственное предприятие на праве хозяйственного ведения вправе создавать дочерние государственные предприятия в порядке и на условиях, предусмотренных названным Законом РК «О государственном предприятии».

Институт права оперативного управления имуществом, так же как и институт хозяйственного ведения, является одним из институтов гражданского права, понятие, значение и роль которого изложены в статьях 44, 104, 105 и в главе 10 Гражданского кодекса РК, а также в указанном Законе РК «О государственном предприятии».

Носителями права оперативного управления являются государственные учреждения, негосударственные учреждения и казенные предприятия.

Право оперативного управления является вещным правом казенного предприятия и государственного (негосударственного) учреждения, получивших имущество от собственника и осуществляющих в пределах, установленных законодательством, целями их деятельности, заданиями собственника и назначением имущества, права владения и распоряжения этим имуществом.

Приобретение права оперативного управления осуществляется на тех же условиях и в порядке, что и для приобретения права собственности, если иное не установлено законодательством.

Казенные предприятия могут быть созданы в качестве коммерческих организаций только для осуществления следующей деятельности:

1) выполнения горноспасательных и иных специальных работ в чрезвычайных и аварийных ситуациях, защиты от пожаров, наводнений и других стихийных бедствий;

2) осуществления производственной деятельности в области уголовно-исполнительной системы;

3) производства топографо-геодезических и картографических работ;

4) осуществления производственно-хозяйственной деятельности в области здравоохранения, охраны природы, образования, социальной защиты, науки, культуры и спорта;

5) осуществления эксплуатации служебных зданий, транспортного обслуживания и выполнения снабженческих функций государственных органов;

6) содержания и развития судоходных путей и гидротехнических сооружений (шлюзов);

7) осуществления деятельности в сферах, отнесенных к государственной монополии.

Казенное предприятие может иметь на праве оперативного управления только то имущество, которое необходимо для обеспечения его уставной деятельности.

Казенное предприятие вправе самостоятельно реализовывать производимую им продукцию, отчуждать или иным образом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, приобретенным в результате собственной деятельности с письменного согласия собственника, за исключением прав по распределению этого имущества по вкладам (долям, паям, не вправе приобретать по гражданско-правовым сделкам имущество, относящееся к основным средствам без письменного согласия органа государственного управления. Цены на товары (работы, услуги), реализуемые казенным предприятием, устанавливаются органом государственного управления.

Деятельность казенного предприятия финансируется за счет собственных доходов по смете с выделением государственного заказа, доходы же, полученные им сверх сметы, также перечисляются им в соответствующий бюджет. Фонд оплаты и система оплаты труда казенного предприятия также устанавливаются органом государственного управления.

Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием, определяет юридическую судьбу этого имущества по своему усмотрению.

Казенное предприятие отвечает по своим обязательствам деньгами, имеющимися у него, на остальное имущество взыскание не допускается, за исключением случаев ликвидации предприятия. Данное предприятие не отвечает по обязательствам собственника. При недостаточности денег субсидиарную ответственность по его обязательствам несет административно-территориальная единица, на территории которой оно зарегистрировано.

По обязательствам Государственного центра по выплате пенсий, являющегося казенным предприятием, ответственность несет Правительство РК в полном объеме.

Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения может быть преобразовано в казенное предприятие по решению Правительства РК. Преобразованное казенное предприятие является правопреемником республиканского государственного предприятия, если его предмет и цель деятельности соответствуют предмету и цели деятельности преобразованного государственного предприятия. При этом правовой режим закрепленного за казенным предприятием имущества меняется с права хозяйственного ведения на право оперативного управления.

Учреждением признается организация, созданная и финансируемая его учредителем для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Государственное учреждение создается государством и содержится только за счет государственного бюджета.

Учреждение, государственное учреждение не вправе самостоятельно отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете, если иное не установлено законодательством.

Государственное учреждение не вправе принимать договорные обязательства, превышающие утвержденный план финансирования на соответствующий финансовый год.

Гражданско-правовые сделки, заключаемые государственными учреждениями, подлежат обязательной регистрации в органах казначейства, и поэтому без этой регистрации они являются недействительными.

Государственные предприятия (как на праве хозяйственного ведения, так и на праве оперативного управления) и государственные учреждения в качестве налогоплательщиков — юридических лиц каких-либо льгот по таможенным и налоговым платежам не имеют.

Налоговым кодексом РК предусмотрен ряд случаев «смягчения» налогообложения этих юридических лиц:

— из совокупного годового дохода указанных юридических лиц при определении налогооблагаемого корпоративного подоходного налога исключается стоимость основных средств, полученных на безвозмездной основе государственным предприятием от государственного органа или государственного предприятия на основании решения Правительства РК (ст. 91);

— корпоративным подоходным налогом не облагаются доходы государственных учреждений, а также средства, полученные в виде вознаграждения по депозитам, грантам, вступительных и членских взносов, благотворительной и спонсорской помощи безвозмездно переданного имущества, отчислений и пожертвований на безвозмездной основе при условии, если это государственное учреждение не имеет цели извлечения дохода в качестве такового и не распределяет полученный чистый доход или имущество между участниками (ст. ст. 120, 121);

— субсидии, полученные из средств государственного бюджета, не рассматриваются в качестве дохода государственного предприятия или государственного учреждения при исчислении корпоративного подоходного налога (ст. 90);

— освобождение от уплаты НДС, в случае передачи основных средств на безвозмездной основе в пользу государственных учреждений и передачи основных средств на безвозмездной основе государственными учреждениями в пользу государственных предприятий (ст. 225);

— обороты по реализации услуг, оказываемых некоммерческими организациями, к которым относятся и учреждения (включая государственные) в сфере защиты и социального обеспечения детей, престарелых, ветеранов войны и труда, инвалидов, театрально-концертной деятельности, образования от дошкольного до высшего и послевузовского), в сфере повышения квалификации, осуществляемых по лицензиям, в сфере научно-исследовательской деятельности в рамках государственного заказа, библиотечного обслуживания, сохранения исторического и культурного наследия, архивных фондов, освобождаются от НДС (ст. ст. 229, 231);

— сумма социального налога, исчисленного государственными учреждениями, уменьшается на сумму выплаченных социальных пособий по беременности, родам, по временной нетрудоспособности и социальных пособий лицам, усыновившим (удочерившим) детей (ст. 320);

— государственные учреждения, содержащиеся только за счет государственного бюджета, и государственные предприятия Министерства юстиции РК не являются плательщиками земельного налога, за исключением случаев, когда земельные участки находятся у них в пользовании (аренде) (ст. 324);

— для государственных предприятий ряда отраслей экономики, науки, природопользования предусмотрена корректировка налоговых ставок земельного налога в сторону уменьшения (ст. 338);

— государственные учреждения, содержащиеся только за счет государственного бюджета, не являются плательщиками налога на транспортные средства (ст. 345);

— государственные учреждения, содержащиеся только за счет государственного бюджета, и государственные предприятия исправительных учреждений Министерства юстиции РК не являются плательщиками налога на имущество, за исключением случаев, когда это имущество передано им в пользование (аренду) (ст. 351);

— государственные учреждения освобождены от уплаты сборов и платы государственной пошлины за регистрацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, за выдачу разрешения на использование радиочастотного сектора, за использование радиочастотного сектора, за размещение наружной рекламы, за предъявление исков в суд и обжалование судебных решений, за выдачу им свидетельств о праве государства на наследство и за выдачу связанных с ним документов (ст. ст. 408, 442, 480, 490, 501, 502).

Основная отличительная особенность между правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления заключается в объеме прав их носителей по отношению к закрепленному за ним имуществу. Право хозяйственного ведения предоставляет государственному предприятию наибольший объем прав по пользованию и распоряжению закрепленным за ним имуществом. Собственник имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, не вправе изымать его или перераспределять между другими государственными организациями, за исключением случаев приватизации этого имущества или предприятия в целом по решению Правительства РК, тогда как при режиме права оперативного управления собственник имеет такие полномочия. В условиях режима права хозяйственного ведения государственное предприятие вправе передавать самостоятельно другим лицам в аренду сроком до трех лет любое имущество, включая основные средства, а также самостоятельно владеть и пользоваться принадлежащими ему акциями. Тогда как казенное предприятие на праве оперативного управления вправе осуществлять эти права только с письменного согласия собственника, не говоря об учреждении, которое вообще лишено самостоятельности в своей деятельности. Государственное предприятие на праве хозяйственного ведения вправе самостоятельно распоряжаться плодами, продукцией и доходами от использования закрепленного за ним имущества, а также приобретенным им имуществом у других лиц, которые поступают к нему в полную собственность, тогда как казенное предприятие вправе самостоятельно распоряжаться только произведенной им продукцией. Государственное предприятие на праве хозяйственного ведения вправе самостоятельно распоряжаться любым принадлежащим ему имуществом, за исключением того, которое отнесено к основным средствам и акциям, тогда как такое право отсутствует у казенного предприятия.

Наконец, государственное предприятие вправе самостоятельно заключать любые гражданско-правовые сделки, касающиеся закрепленного за ним имущества, за исключением сделок по отчуждению основных средств и акций, по предоставлению займов, по передаче и списанию дебиторской задолженности. В свою очередь, казенное предприятие имеет больший объем прав по отношению к закрепленному за ним имуществу, нежели учреждение. Учреждение лишено права самостоятельно распоряжаться любым закрепленным за ним имуществом и имуществом, которое оно приобрело за деньги, полученные по смете.

Государственное учреждение, кроме того, не вправе принимать договорные обязательства, превышающие утвержденный план финансирования на соответствующий период. Больший объем прав у казенного предприятия по отношению к закрепленному за ним имуществу и приобретенному им диктуется также тем, что казенное предприятие относится к коммерческим организациям, тогда как учреждение к таковым не относится.

Юридическое лицо, имеющее достаточно серьезный статус с длинной и не всем понятной аббревиатурой — УПнаПОУ на сегодня успешно работает под началом государственных, региональных, федеральных и муниципальных образований. В правовом поле под унитарным предприятием подразумевают коммерческие организации, не наделенные правами собственности на имеющееся у них на балансе имущество, которое закреплено за ними собственниками.

Унитарными могут быть исключительно государственные и муниципальные субъекты хозяйственной деятельности. Итак, давайте узнаем, унитарное предприятие — это коммерческая или некоммерческая организация, каким наделенная она правом, как распоряжается своим имуществом.

Статус унитарного предприятия на праве оперативного управления

Для начала давайте разберемся со статусом, который имеет унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, как субъекта гражданского права.

Унитарные фирмы являются достаточно распространенными предприятиями, подразделяющимися на два типа:

  • УП на правах хозяйственного ведения имущества.
  • УП на правах оперативного управления недвижимостью и производственными фондами.

На сегодня унитарным предприятием на правах оперативного управления называется федеральное предприятие казенного типа, созданного по решениям Правительства РФ используя как основание федеральную собственность.

Целевое назначение УПнаПОУ – проведение коммерческих операций для решения государственных проблем. Именно благодаря им решаются вопросы на государственном, федеральном и муниципальном уровнях.

Наиболее распространенные виды деятельности – производство заранее убыточных видов продукции, коммунальные услуги, прочие работы. Отечественное законодательство разделяет следующие виды унитарных предприятий. Это фирмы, действующие на правах хозяйственного ведения – ГУП, МУП и на правах оперативного управления, эта форма называется федеральными казенными предприятиями – КУП. Несмотря на то, что они имею значительные различия, все они выполняют практически схожие функции.

О том, какие действия имеет право совершать унитарное предприятие, расскажем ниже.

О том, что такое унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, на конкретном примере расскажет данное видео:

Характеристика и признаки организации

На сегодня российское законодательство четко регламентирует, что такое унитарное предприятие, основанное на правах оперативного управления. ГК России в ст. 115 определяет основные характеристики подобного предприятия.

  • Прежде всего, они являются казенными предприятиями, образующимися на основании имущественного комплекса федерального подчинения, а также это собственность субъектов РФ и муниципальная собственность.
  • Работают на основании типового устава и законодательных нормативов, действующих в отечественном правовом поле.
  • Руководство казенного предприятия назначается органом – собственником, оно не имеет права распоряжения недвижимостью и движимым имуществом, не имея на то специальное разрешение собственника. В названии обязательно фигурирует словосочетание «казенное предприятие».
  • Основным преимуществом подобного коммерческого образования является производство продукции и выполнение работ заранее убыточного характера.
  • Недостатками является низкая мотивация труда сотрудников, возможность хищений и злоупотреблений при использовании государственного или муниципального имущества.

Особенности управления

Как уже было сказано выше, главный документ, на основании которого действует УПнаПОУ – Устав. Согласно с действующим отечественным законодательством, этот документ утверждает правительство РФ, субъекты или органы самоуправления – муниципалитет или районные образования.

Руководитель подобного хозяйственного образования назначается органом – собственником предприятия, таким же образом он снимается с должности. Органами управления являются государственные и местные властные структуры.

  • Учредительными документами для подобных учреждений являются законодательные акты Российской Федерации и Устав предприятия.
  • Развернутая программа деятельности представлена отечественными нормативными документами, в частности – ст. ст. 113-115, 297 ГК РФ.
  • Отношения между собственниками и предприятием регламентированы согласно пунктов Постановления Правительства РФ «О мерах по повышению…». Этим же документом утверждаются Правила программ деятельности Унитарного предприятия и вычисления подлежащей перечислению части доходов в федеральный бюджет.

Про обязанности и вещные права собственника имущества, участников и учредителей государственных и муниципальных унитарных предприятий на праве оперативного управления читайте ниже.

Участники и учредители

  • Учредителями унитарных предприятий, занимающих строго определенную нишу бизнеса, которые в подавляющем большинстве занимаются убыточным производством, являются государственные учреждения и федеральные органы власти.
  • Участниками могут быть как организованные ранее предприятия, передавшие часть своего имущества новой компании, так и государственные и муниципальные структуры.

О том, на праве чего за унитарным предприятием имущество закрепляется, расскажем ниже.

Распоряжение имуществом УПнаПОУ

Итак, на каком праве имущество унитарного предприятия принадлежит ему?

  • Государственная власть Российской Федерации, субъекты регионального подчинения РФ и муниципальные образования в соответствии с нормативами Конституции и законодательства несет всю ответственность субсидиарного типа. Это обязательства казенных предприятий, в случае, если имеет место недостаток балансового имущества и недвижимости.
  • При реорганизации или ликвидации казенного предприятия согласно решений правительства РФ, субъектов РФ или органов муниципалитета, имущество продается с торгов, инициатором и организатором которых является собственник или его уполномоченный представитель.
  • Изъятие имущества проводится исключительно при возбуждении уголовной ответственности в отношении собственника или при неправомерной деятельности самого УПнаПОУ.

О том, как регулируется защита унитарных предприятий, расскажет видео ниже:

30У

Решение проблем транспортной системы ЮФО требует использования методов программно-целевого и нормативно-целевого управления как в целом региональными социально-экономическими процессами, так и отдельно производственно-хозяйственной, предпринимательской деятельностью, бюджетным и частым субсидированием и кредитованием, системой государственных закупок, совершенствованием налогового законодательства, правового регулирования, административного контроля. Данные инструменты позволят повысить инвестиционную привлекательность транспортного комплекса региона, и, следовательно, воздействовать на качество инвестиционного потенциала.

Несомненно, что качество инвестиционного потенциала напрямую связано с разработкой и реализацией инновационных проектов, что позволит:

— улучшить инвестиционный климат в регионе через привлечение финансово-кредитных институтов для участия в инвестиционной программе;

— увеличить количество рабочих мест в регионе;

— увеличить налоговые поступления в бюджеты регионов, входящих в состав ЮФО;

— повысить конкурентоспособность российских производителей за счет оптимизации логистики экспорта;

— расширить географию внешней торговли РФ.

Сегодня для России в целом и для ЮФО, в частности, развитие транспортного комплекса имеет первостепенное значение, так как позволит ускорить интеграцию нашей страны в мировое экономическое пространство. Решение этой задачи диктует необходимость повышения качества инвестиционного потенциала транспортного комплекса, которое повлечет увеличение конкурентоспособности не только данного сектора, но и всей экономики региона, в существенной мере экспортоориентированной. Кроме этого,

Туманян Ю.Р., Северо-Кавказский технологический университет, д.э.н., профессор, 355029, г. Ставрополь, просп. Кулакова, 2

П

развитие транспортного комплекса положительно влияет на инвестиционный климат региона, то есть по- ^

вышение качества его инвестиционного потенциала будет способствовать росту объемов перевалки и ка- Ь

чества услуг, что положительно скажется на экономическом росте и внесет значительный вклад в решение щ

задачи роста ВВП РФ и, следовательно, в реализацию стратегических целей страны. ^

ЛИТЕРАТУРА Z

1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. http://www.gks.ru. ]>

2. Court, Andrew T. Hedonic Price Indexes with Automotive Examples // Dynamics of Automobile Demand — New

York: The General Motor Corporation, 1969. p. 99-117. щ

ТУМАНЯН Ю.Р. ^

МЕСТО МУНИЦИПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЕГО РЕСУРСЫ Ц В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ |

— со

Экономика любой современной страны относительно ограничено ее границами, а сами права государс-

□ о

В статье рассматривается ряд вопросов, связанных с муниципальном экономикой и механизмами ее

функционирования Ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

т

Ключевые слова: муниципальная экономика; самоуправление; муниципальные предприятия; правовой ресурс О

Коды классификатора JEL: R 13, R 58 ^

О

тва при осуществлении экономической деятельности напрямую зависят от формы собственности хозяйс- §

твующих на его территории субъектов. о

С этой точки зрения государство имеет ряд особенностей при осуществлении хозяйственной деятельности, поскольку оно, с одной стороны, выступает как равноправный субъект экономических отношений ;= (собственник), с другой стороны — как субъект, выполняющий в силу своего особого статуса функцию ре- £ гулирования хозяйственных отношений на своей территории. Местное самоуправление несет на себе как ф признаки государства, так и признаки хозяйствующего субъекта. В этой двойственности природы местного самоуправления и кроется корень долгих дискуссий по вопросу определения понятия муниципальной эко- 5

номики . ^

Первая группа исследователей данного вопроса рассматривает муниципальную экономику лишь как совокупность предприятий и учреждений, относящихся к муниципальной собственности (коммунальное ^ хозяйство), и подходит к решению вопроса с позиции, кому принадлежит данная собственность. Подобный ^ подход снимает с органов местного самоуправления заботу о создании условий для развития территории ^

муниципального образования и значительно снижает их интерес в создании условий для инвестиционной и иной деятельности, направленной на создание благоприятных условий для хозяйствования на данной территории .

Вторая группа исследователей относит к муниципальной экономике всю совокупность хозяйств, расположенных на территории муниципального образования, поскольку властные полномочия органов местного самоуправления распространяются на все хозяйствующие на его территории субъекты. Подобный подход ставит местное самоуправление над другими хозяйствующими субъектами и предполагает известные монопольные права органов местного самоуправления, дает им необоснованные преимущества в конкуренции, прежде всего, с частным сектором на территории муниципального образования .

Кроме того, при подобном походе происходит размывание понятия власти и подрыв ее авторитета, так как происходит подмена ориентиров, что в свою очередь приводит к недобросовестному исполнению местным самоуправлением той части общественных дел, исполнение которых возложено на нее законом.

В связи с этим известный российский исследователь Л. Велихов указывает на особенность муниципального хозяйства, которая лежит, прежде всего, в его целях. По определению Л. Велихова муниципальное хозяйство — это «деятельность города в лице его городских публичных органов, направленная к удовлетворению известных коллективных потребностей городского населения» . В данном определении присутствует тот критерий, по которому мы можем развести две предыдущие точки зрения, определив, что в понятие муниципальная экономика включаются хозяйствующие субъекты как муниципальной, так и иных форм собственности, но лишь те, деятельность которых служит удовлетворению коллективных потребностей населения муниципального образования.

Таким образом, муниципальная экономика — это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения. О Из сказанного выше следует, что система местного самоуправления занимает особое место в государс-^Г тве в силу своей общественно-государственной природы. С этой точки зрения она выполняет две важнейшие функции:

• связь между государством и населением; И • связь между государством и мелким собственником.

Ш В связи с этим очень важно определить отличия местного самоуправления от государственной власти, 2 и муниципальной экономики от государственной и частной.

° Являясь неотъемлемой частью государства, органы местного самоуправления тем не менее имеют осо-щ бенности, отличающие его от органов государственной власти. Эти особенности местного самоуправления

□ сформулированы в книге Л. Велихова «Основы городского хозяйства». Он определяет четыре основных

□ отличия органов местного самоуправления от органов государственной власти, вызванных общественным характером этой власти:

1. Самоуправление в отличие от государственной власти — власть подзаконная, действующая в пределах и на основании законов, принимаемых органами государственной власти.

2. Самоуправление возможно лишь тогда, когда строго определена часть общественных дел, которыми о оно занимается (предметы его ведения). В этом его отличие от советов, где все уровни власти зани-ф мались всем, и окончательным являлось только решение центральных органов власти.

^ 3. Для реализации полномочий по этим предметам ведения местное самоуправление должно иметь > собственные ресурсы в виде самостоятельного бюджета и муниципальной собственности.

4. Эта власть требует обязательного наличия представительства населения, другими словами, она выборная по своей природе.

Эти четыре принципа показывают, с одной стороны, отличия местного самоуправления от государственной власти, с другой стороны, — неразрывную связь местного самоуправления с государственной влас-о. тью в целом.

^ Какие же черты государства несет на себе местное самоуправление и муниципальное хозяйство? ^ Формирование предметов ведения органов местного самоуправления происходит с двух сторон: со о стороны населения, которое поручает органам местного самоуправления исполнение определенных фун-о кций, и со стороны государства. В целом же компетенция органов местного самоуправления закрепляется 9 законом. Иными словами, государство не только позволяет органам местного самоуправления исполнять о часть общественных дел самостоятельно, но возлагает на него исполнение ряда собственных функций,

исполнение которых, как правило, сопряжено с постоянными контактами с населением. ^ При этом особенно важно, что государство передает не только функции, но и полномочия по принятию ^ от его имени общеобязательных решений, оставляя за собой право контроля за исполнением по результа-^ там деятельности.

^ Иначе говоря, местное самоуправление является властью, но властью, производной от государственен ной, действующей с позволения государства и в рамках, четко обозначенных государством в законе.

Особенности положения местного самоуправления в государстве и, прежде всего, его двойственная § природа накладывают отпечаток и определяют особенности муниципального хозяйства. ф В чем же проявляется двойственность природы местного самоуправления применительно к муници-5 пальной экономике?

^ Муниципальная экономика, с точки зрения ведения хозяйственной деятельности, в значительной сте-^ пени носит черты частного хозяйства, так как выступает на рынке как самостоятельный и, что особенно ^ важно, равноправный субъект экономической деятельности. То есть оно может самостоятельно распоря-

О о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I—

ф

ф

ш

30Э

X СП

жаться находящейся в его распоряжении собственностью, финансовыми ресурсами, землей. Однако использовать все эти ресурсы органы местного самоуправления должны в целях выполнения общественных функций, возложенных на них. В связи с этим и формы распределения результатов экономической деятельности общественны по своей природе. В этом смысле муниципальная экономика представляет собой акционерное общество, участниками которого являются все жители муниципального образования. Однако выплаты «дивидендов по акциям» производятся в виде общественно значимых товаров и услуг. В этом проявляется общественный характер муниципального хозяйства, поскольку жители являются одновременно и заказчиками услуг, оказываемых органами местного самоуправления по их поручению, и коллективным собственником муниципального имущества.

С другой стороны, органы управления муниципальным хозяйством выступают в роли подрядчика, исполняющего государственные функции, которые оплачиваются государством. Прежде всего, это касается функций, исполнение которых невозможно централизованными государственными структурами. Это учет движения населения и собственности, организация повседневных контактов с населением по вопросам, отнесенным к ведению государства (социальное обеспечение и др.). Организация подобной деятельности требует значительной регламентации со стороны государства и создает базу для эффективной деятельности самих органов государственной власти всех уровней.

Таким образом, муниципальная экономика отличается от государственной достаточно широкими правами в области производственной деятельности и, прежде всего, в области распоряжения собственными ресурсами, а от частного хозяйства — общественным характером использования результатов деятельности.

Из определения муниципальной экономики следует, что некоторое число предприятий и учреждений, выполняющих общественно значимые функции, нуждается в координации их деятельности. Именно эту функцию на практике и выполняют органы местного самоуправления. СП

По своему содержанию деятельность органов местного самоуправления распадается на два направле- л ния, поскольку методы деятельности органов местного самоуправления по реализации групповых интере- сов граждан напрямую связаны с формами организации субъектов экономической деятельности, с которы- ш ми вынуждены контактировать в процессе своей деятельности органы местного самоуправления. Сами же субъекты хозяйственной деятельности можно разделить на следующие основные группы:

• муниципальные предприятия и учреждения; 2

• предприятия и учреждения иных форм собственности. Ш Естественно, что права органов местного самоуправления в отношении этих групп и методы управле- ]>

ния будут различными.

Так, права органов местного самоуправления в отношении муниципальных предприятий не должны ^ отличаться от прав любого собственника в отношении принадлежащего ему предприятия, права же на □ регулирование хозяйственной деятельности в отношении других собственников должны быть строго рег- □ ламентированы законодательством, поскольку здесь речь идет о применении властных полномочий, а сами органы местного самоуправления выступают не как хозяйствующий субъект, а как власть.

В связи с этим и возникают сложности в определении понятия «муниципальное управление», посколь- 2 ку оно, как и понятие «муниципальная экономика», имеет двойственную природу. |

Управленческая деятельность органов местного самоуправления включает в себя как вопросы обще- о го взаимодействия органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами вне зависимости от ф формы собственности, так и вопросы более глубокого регулирования хозяйственных отношений для муни- § ципальных предприятий и учреждений. В связи с этим в основу определения данного понятия должна быть > положена цель управленческой деятельности органов местного самоуправления, а именно реализация об- о щественных интересов, отнесенных к ведению местного самоуправления. §

И в связи с этим основным видом деятельности органов местного самоуправления является подчине- ^ ние деятельности предприятий и учреждений, расположенных на территории муниципального образова- ^ ния, целям удовлетворения общественных интересов граждан.

Понятие «муниципальное управление» должно в обязательном порядке включать в себя не только цель о деятельности, но и ее формы, определяемые законом. >

Муниципальное управление есть деятельность органов местного самоуправления, направленная на о удовлетворение общественных интересов, осуществляемая в определенных законом формах посредством о муниципального хозяйства. о

Это несколько громоздкое определение тем не менее, с нашей точки зрения, наиболее полно отражает о содержание понятия «муниципальное управление», поскольку включает в себя и цель деятельности, и спе- о цифические средства ее осуществления. о

Не менее важно отметить тот факт, что на основе этого определения можно очень рельефно показать о-отличия муниципальной службы от службы в органах государственной власти. Они также проистекают Ц из двойственной природы муниципального хозяйства, поскольку муниципальный служащий должен об- Е ладать знаниями, необходимыми для непосредственной экономической деятельности, и в этом смысле его ф деятельность мало чем отличается от предпринимательства. С другой стороны, общественный характер распределения приобретенной в результате деятельности прибыли и задача регулирования хозяйственных интересов иных собственников, осуществляющих экономическую деятельность на территории муниципального образования, требуют знаний и навыков, больше присущих государственной службе.

Для того, чтобы раскрыть содержание изложенного выше понятия, необходимо рассмотреть вопрос о структуре муниципального хозяйства и провести некоторую классификацию тех связей, которые возникают внутри муниципального хозяйства между его элементами.

Ш

О

о ф

т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прежде всего, необходимо выяснить, что из себя представляют элементы муниципальной экономики, и по какому основанию мы можем провести их классификацию. Методика, предложенная при определении самого понятия «муниципальная экономика», предлагает подход, исходящий из того, что:

1. Муниципальная экономика — это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования.

2. Деятельность, осуществляемая этими предприятиями и учреждениями, направлена на удовлетворение общественных интересов.

3. Поскольку деятельность осуществляют разнородные по своей природе субъекты этой деятельности, то необходим и субъект, координирующий их деятельность.

Исходя из данного анализа, основным признаком, по которому мы можем классифицировать элементы муниципальной экономики, является роль и место того или иного элемента в реализации общественных потребностей .

И с этой точки зрения мы можем выделить следующие элементы:

• муниципальные предприятия (поскольку их деятельность полностью подчинена интересам населения муниципального образования);

• иные предприятия и учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией общих интересов населения муниципальных образований;

• органы местного самоуправления.

Роль каждого из названных элементов различна. Муниципальные предприятия, являясь по своей природе явлением общественным, все свои результаты, будь то прибыль или конкретные товары и услуги, направляют на общественные нужды. Иные предприятия и учреждения вынуждены участвовать в реализации общих интересов в силу нормативного (в виде налагаемых на них в нормативном или законодательном порядке обязанностей) либо общественного (добровольного по форме) принуждения. О Третья группа, обозначенная в нашей классификации, осуществляет особую функцию — функцию регу-^Т лирования деятельности двух предыдущих групп в интересах населения муниципального образования. ^ Ценность данной классификации в том, что она позволяет на основе выделения этих трех групп опре-а делить не просто роль и место каждой из них в решении вопросов местного значения, но и в зависимости Й от этого цели деятельности этих элементов в процессе управления муниципальным хозяйством, учитывать Ш их особенности.

2 Так, из этой классификации явно видно, что при построении отношений между населением муници-° пального образования и экономическими субъектами по вопросам местного значения наиболее выгодно щ иметь отношения с муниципальными предприятиями, так как они не только реализуют населению това-

□ ры и услуги, но и прибыль, полученная в итоге их деятельности, является также собственностью данного

□ местного сообщества. Поэтому эффективно работающее муниципальное предприятие в принципе всегда выгоднее для муниципальной экономики.

Однако это лишь теоретическая модель, поскольку подобное состояние муниципальных предприятий является плодом достаточно длительной и сложной работой. Так, для муниципалитетов дореволюционной России потребовалось почти пятьдесят лет реформ для того, чтобы хозяйственная деятельность муниципале литетов начала приносить до пятидесяти процентов доходной части бюджетов.

си Поэтому с точки зрения того, какую роль в решении вопросов местного значения играют те или иные ^ элементы муниципального хозяйства, мы можем выделить несколько видов муниципального хозяйства, > прежде всего, по признаку возрастания роли собственной хозяйственной деятельности . 1. Коммунальная модель муниципальной экономики.

Характеризуется тем, что основную тяжесть затрат на реализацию общественных интересов и потребностей несут сами жители муниципального образования и основным ресурсом являются налоги на население. Главным элементом в этой системе выступает орган местного самоуправления, который осущест-о. вляет как накопление ресурсов, так и их расходование. Данная модель наиболее приемлема и существует ^ в наиболее «благополучных» странах Европы, где права органов местного самоуправления на ведение хо-^ зяйственной деятельности ограничены. Недостаточность ресурсов для исполнения задач, возложенных на о местное самоуправление, восполняется государством. о 2. Коммунально-рентная модель муниципальной экономики.

9 Данная модель по сравнению с предыдущей отличается тем, что предусматривает участие органов мес-о тного самоуправления в сфере использования ресурсов территории и в ее развитии через предоставление ограниченных прав в финансово-кредитной деятельности и права ресурсной ренты. То есть налоги с насе-^ ления дополняются возможностью обложения производителя продукции и услуг на территории муници-^ пального образования.

^ 3. Муниципально-рентная модель муниципальной экономики.

^ Данная модель подразумевает, что основное бремя по обслуживанию интересов населения и по решети нию вопросов местного значения несут органы местного самоуправления, для чего им предоставляется

возможность стать полноценным хозяйствующим субъектом на своей территории. § Безусловно, та или иная модель не существует в чистом виде, однако роль и место того или иного эле-си мента в различных странах серьезно отличаются друг от друга

СП

и ь

О о

I—

ф

ф

ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

т

Развитие муниципальной экономики, как любая деятельность, должно опираться на наличие вполне § определенных ресурсов.

^ Традиционно под ресурсами понимают некую совокупность возможностей той или иной территории. Применительно к экономическим отношениям под ресурсами, как правило, понимаются материальные и не-

Во исполнение федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» Минкомсвязью России реализуется мера государственной поддержки, направленная на ускорение процессов цифровой трансформации предприятий отраслей экономики посредством льготного кредитования и факторинга через уполномоченные банки.

Указанная мера поддержки реализуется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2019 года №1598.

Согласно Постановлению субсидии предоставляются уполномоченным банкам в целях возмещения затрат на предоставление финансовых средств по льготной ставке (от 1 % до 5% годовых) российским организациям, осуществляющим мероприятия по цифровой трансформации и внедрению информационных технологий, в том числе цифровых решений(далее-проекты).

Требованиям предусмотрена поддержка проектов компаний на приобретение в том числе российских технологических решений (программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов). Максимальный размер льготного (субсидированного) кредита на проект составляет до 5 млрд руб., на комплексную программу, состоящую из нескольких взаимосвязанных проектов – до 10 млрд руб. При этом субсидирование таких кредитов будет осуществляться до окончания срока действия национальной программы.

Подробная информация о мере поддержки размещена на официальном сайте Минкомсвязи России – https: //digital.gov.ru/activity/directions/942/.

По информации Министерства цифрового развития и связи Саратовской области

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *