Роль России в современном мире

Роль России в современном мире

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Внешняя политика и роль России в современном мире

2. Экономика России в мировой экономике

3. Культура и спорт и их значение в усилении роли России в мире

4. История России в мировой цивилизации

Список использованных источников

Введение

Развитие мирового сообщества в первые годы XXI века проходит под знаком нарастающего противоречия между объективными тенденциями нового глобального мира и их политической интерпретации в пользу права сильнейших держав переустраивать мир в соответствии со своими интересами, представлениями и ценностями.

Современная Россия ищет свое место именно в этом противоречивом мире. Это требует адекватной внешней политики, которая, с одной стороны, оценивала бы реальные возможности страны, а с другой — стремилась бы сохранить исторически отведенное ей место.

Поэтому актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, так как Россия, как и другие субъекты современной мировой политики, испытывает на себе противоречия общественного развития. Вероятно, она ощущает их даже в большей степени в силу незавершенности процессов государственного строительства, непреодоленных последствий системного кризиса, неопределенности национально-государственных интересов, противоречия между стремлением быстрее интегрироваться в мировое сообщество и живучими мифами о том, что она является мировой державой, естественной наследницей Российской империи и СССР .

Российской внешней политике предстоит выводить страну из состояния объекта воздействия противоречивых тенденций современного мирового развития. Эта задача предельно сложна, поскольку эффективность внешнеполитических акций напрямую связана не только с геополитикой, но прежде всего с реальными возможностями страны и умелым использованием ее экономического, военного, культурного потенциалов.

В целом события последнего десятилетия наглядно доказывали, что активная, самостоятельная роль России в мире, упрочнение ее международных позиций объективно выступают факторы стабильности мирового порядка и успешного решения тех проблем, которые являются общими для всех народов и государств.

1. Внешняя политика и роль России в современном мире

Российская внешняя политика переживает сегодня достаточно сложный этап, когда необходим пересмотр (в определенной степени даже радикальный) тех концепций, которыми страна руководствовалась до сегодняшнего дня.

Основные причины такого пересмотра определяются следующими ключевыми факторами:

— расширение ЕС произошло без реализации политических и экономических возможностей для России;

— «новая Европа 25» сводит практически на нет возможности эффективного использования двусторонних отношений как каналов давления;

— ЕС имеет согласованную линию поведения и общие правила игры в отношении России, тогда как мы еще не готовы в полной мере признать Брюссель в качестве главного партнера для диалога;

— расширение НАТО не представляет военной угрозы России, но ломает старую концепцию безопасности, прежде всего с той точки зрения, что этот процесс Россия могла бы затормозить или изменить;

— новая волна расширения НАТО в 2006-2010 гг. — это расширение уже прямо за счет постсоветского пространства (Украина, Грузия и т.д.);
— расширение НАТО в прежнем формате значительно опережает процесс внутренней трансформации альянса;

— начинается этап его глобализации (Афганистан) и влияние России на эти процессы минимально (действующие соглашения с НАТО хороши как форма доверия, но не сотрудничества);

— интерес США к России носит сугубо прикладной характер (пример ситуации с Ираком) и вопрос о стратегическом партнерстве фактически снят с повестки дня;

— СНГ как реальная организация перестает существовать, новые формы (единое экономическое пространство) вряд ли будут эффективны;

— кризис в отношениях с Украиной наносит удар по всем прежним концепциям сотрудничества и объединения;

— Китай становится все более эффективным государством экономически и ключевым геополитическим игроком, для которого роль России также через несколько лет изменится (в сторону минимизации);

— ООН не сумела преодолеть кризис последних лет и в этом есть серьезная вина и России .

И все же Россия пока остается в «первой лиге» мировых держав («высшая лига» — США и Китай), что до сих пор, определяется наличием ядерного оружия, места в Совете Безопасности ООН и геополитическим положением. Главная задача — не скатиться ниже. У России остается несколько участков, на которых она может продолжать быть достаточно сильным игроком (Закавказье (через поддержку Армении), Средняя Азия (через Казахстан и стабилизацию отношений с Узбекистаном), Северная Корея, Иран, Киотский протокол), но в целом нужда в России с каждым годом становится меньше (как пример — ближневосточный процесс).

Мы вынуждены «встраиваться» в большинство инициатив, так как для собственной политики, которую будут уважать другие, сил становится все меньше. Это не трагедия, а объективная реальность, на основе которой нужно думать о практических шагах и определять свой «потолок». С точки зрения состояния нашей экономики — при всех успехах последнего времени мы — в «четвертой» лиге.

Проблема состоит в том, что внешняя политика сегодня максимально персонифицирована («государство — это я») и в силу этого любые оценки более низкого уровня просто не воспринимаются зарубежными партнерами как что — либо серьезное.

Роль законодательной власти в сфере внешней политики все больше сводится к роли «лающей собаки», на которую просто не обращают внимания. Собственно внешняя политика во многих случаях заменяется на схему саммитов, между которыми не работают нормальные рабочие механизмы (как пример — отношения с ЕС в последние два года).

Что может быть нашими приоритетами?

— провести «мирную реконструкцию» оставшегося постсоветского пространства;

— обеспечить стабильность интеграционного процесса в отношении ЕС;

— минимизировать военно-политические последствия расширения НАТО (новые члены альянса должны остаться друзьями России хотя бы в минимально степени);

— продолжать встраивать российскую экономику в мировую;

— не потерять влияния в рамках ООН при ее трансформации;

— изменить мнение внешнего мира о России .

Таким образом, выбор средств невелик, так как ради России никто правила игры менять не будет (ЕС как наглядный пример). Главное средство — политическое и психологическое присутствие там, где еще можно. Плюс к этому — окончательно отказаться от всяких концепций по построению несбыточных альянсов, а извлекать максимальную выгоду из имеющихся двух- и многосторонних контактов.

2. Экономика России в мировой экономике

Россия позиционирует себя как глобальная держава, разделяющая рыночно-демократические ценности Запада, но заявляющая о своем праве иметь собственное слово в вопросах построения новой мировой архитектуры и собственную зону интересов (в границах СНГ).

Экономическую и финансовую слабость Россия пытается компенсировать за счет агрессивного выхода на мировые и региональные рынки энергоресурсов и за счет поддержания своего имиджа как второй в мире ракетно-ядерной державы. Запад уже не воспринимает Россию как «чужого» в экономике и политике, но пока и не воспринимает ее как «своего» .

В АТР Россия занимает маргинальные позиции и пока не предпринимает реальных шагов ни в плане укрепления своего дипломатически активного присутствия в АТР, ни в плане учета интеграционных возможностей Северо-восточной Азии для развития отсталых районов «азиатской России». АТР имеет для России гораздо меньшую стратегическую роль.

В российских политических кругах было распространено восприятие Китая как партнера по противодействию расширению НАТО и американским планам по ПРО. Однако когда эти вопросы потеряли актуальность, преобладающим стало восприятие Китая как источника демографической и военной угрозы и как партнера далеко не первого уровня значимости.

Сегодня Россия не имеет возможностей и идеологических оснований для усиления своих международных позиций за счет глобального и регионального противодействия США, но пока не готова последовательно идти противоположным курсом — усиления своих международных позиций за счет глобального и регионального взаимодействия с США. В случае первого (или близкого к нему) варианта дальнейшего международного позиционирования России, Россия не может рассчитывать на Китай, определенно вышедший на собственную траекторию взаимоотношений с США, как на партнера.

В случае второго (или близкого к нему варианта) шансы выстраивания новых стратегических партнерских взаимоотношений в треугольнике Россия — Китай — США увеличиваются. Однако возрастает и угроза воссоздания атмосферы «соревнования» Москвы и Пекина в данном «треугольнике», способная (угроза) осложнять время от времени российско-китайские отношения .

Экономическая составляющая национально-государственных интересов всегда и повсеместно выступала в наиболее явной и очевидной форме. Стремление к обеспечению нормальных условий воспроизводства, а затем — к укреплению экономического могущества и процветанию было главной пружиной и во внутренней, и во внешней политике государства с момента его образования.

Принцип поддержки и защиты отечественного предпринимательства вовсе не означает курса на изоляцию от мирового хозяйства или автаркию. Он лишь предполагает разумное, поэтапное движение к открытости экономики, не допускающее нанесения ущерба национально- государственным интересам страны и предусматривающее разумное использование протекционизма. Через это прошли все страны, являющиеся сегодня высокоразвитыми.

Переход от использования протекционистских мер к проведению политики «открытых дверей», а иногда и обратно весьма показателен с точки зрения подвижности, изменчивости национально-государственных интересов, их зависимости от уровня экономического развития страны и соотношения сил в мировой торговле. Подобные повороты сопровождаются соответствующими теоретическими обоснованиями, предшествующими изменению внешнеэкономической политики или оправдывающими эти изменения post factum.

Привлечение иностранного капитала в виде прямых частных инвестиций (в отличие, например, от займов, за которые придется расплачиваться если не нам, то детям или внукам) отвечает национально-государственным интересам России. Разумеется, оно должно отвечать и интересам инвесторов.

Сложность современной ситуации состоит в том, что Россия столкнулась с рядом серьезных вызовов, затрагивающих глубинные национально-государственные интересы. Развал Советского Союза имел далеко не однозначные последствия для России. Во многом ее интересам был нанесен серьезный и весьма болезненный удар. Помимо изменения геополитической ситуации, весьма неблагоприятного для страны, и разрыва хозяйственных связей, решающую роль в развале экономики страны сыграли резкое ухудшение ее структуры (возрастание доли сырьевых и добывающих отраслей), потеря значительной части морских портов, флота и надежных транспортных магистралей .

Ослабление страны и отсутствие у ее руководства четко выверенных стратегических ориентиров породили мощное внешнее давление на нее. В таком давлении нет ничего неожиданного и непредсказуемого. Оно — логический результат строгого соблюдения политическими лидерами стран Запада своих национально-государственных интересов, направленных на защиту и поддержку отечественных предпринимательских и финансовых структур.

Все действия, включающие сохранение ограничений на экспорт российских товаров (кроме топливно-сырьевых) и технологий, легко вписываются в эту простую и понятную логическую систему. Равно как и предложения, разрабатываемые западными экспертами по свертыванию программ научных исследований в России (под лозунгом их рационализации), в том числе в наиболее перспективных направлениях.

Современный мир, в особенности мировая экономика с ее жесткими и властными законами, весьма далек от наивной идиллии и альтруизма. И его надо рассматривать таким, каков он есть, ничего не добавляя, но и ничего не оставляя без внимания. И чем раньше мы осознаем его суровые реалии, чем быстрее научимся понимать и умело защищать свои национально-государственные интересы, тем ближе будет цель возрождения России .

Наконец, следует упомянуть и о вызове национально- государственным интересам, возникающем как бы изнутри. Речь идет о возобладании во многих случаях групповых и эгоистических (по сравнению с общими) интересов: монополистических групп и отдельных регионов, торгово-посреднических, а в некоторой степени и мафиозных структур, управленческого аппарата и т.д. И хотя подобный процесс был во многом спровоцирован ошибками и непоследовательностью экономической политики, оправдывать и тем более преуменьшать его последствия совершенно недопустимо.

Таким образом, и здесь снова надо подчеркнуть, что избавиться от подобного вызова можно лишь при надежной опоре на национально-государственные интересы страны. Только проведение такого курса может обеспечить общественное согласие, подвести надежный фундамент под экономическую реформу, привести к успеху. Это будет путь, понятный народу, соответствующий его надеждам и чаяньям.

3. Культура и спорт и их значение в усилении роли России в мире

внешний политика россия мировой

Спорт как важный социальный феномен пронизывает все уровни современного социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества. Он влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей.

Спорт сегодня — это главный социальный фактор, способный противостоять нашествию дешевой культуры и дурным привычкам. Это лучшая «погремушка», которая сможет отвлечь людей от нынешних социальных проблем. Это, пожалуй, единственный «клей», который способен склеить всю нацию воедино, что не удается ни религии, ни тем паче политикам .

Действительно, феномен спорта обладает мощной социализирующей силой. Политики давно рассматривают спорт как национальное увлечение, способное сплотить общество единой национальной идеей, наполнить своеобразной идеологией, стремлением людей к успеху, к победе.
Спорт в России любят во всем его многообразии. И наряду с национальными видами спорта — городки, северное многоборье, перетягивание каната, — спортсмены немногочисленных народов России принимают участие в традиционных территориально-отраслевых соревнованиях. На этих состязаниях, как и в большом спорте, есть атмосфера праздника и единения. И не помеха — отсутствие всемирно признанных олимпийских рекордов.

Традиционно спортом высших достижений считают олимпийские виды спорта, то есть те виды, которые включены в программу Олимпийских игр. К олимпийским видам спорта проявляется повышенный интерес как со стороны государственных чиновников и профессиональных спортсменов, так со стороны спортсменов любителей и болельщиков.

Но симпатией россиян наряду с олимпийскими видами спорта всегда пользовались автомобильный и мотоциклетный спорт, бильярд, пляжный волейбол, спортивный туризм, спортивные танцы, роллерспорт, зимнее плавание и многие другие виды спорта, сопутствующие досугу и активному отдыху людей. Кроме того, за последнее время граждане России, выезжая за границу, узнали о существовании видов спорта ранее неизвестных в нашей стране: боулинг, сквош, дайвинг, рафтинг, которые стали популярны у российских курортников .

Самбо, бильярд, хоккей с мячом, шахматы — виды спорта также издавна известные в России. Каратэ, Айкидо, Тхэквондо — восточные единоборства популярные среди российских мальчишек. Автогонки и парашютный спорт — это спортивный «экстрим» с огромным числом российских поклонников. Ни один из этих видов спорта не включен в программу главных соревнований современности — Олимпийские игры. Но так ли это важно, является ли вид спорта олимпийским или нет?

Их общее желание — всемерное развитие на благо России массового народного «спорта для всех», включение его в систему элитных международных спортивных соревнований. К этому сегодня есть все предпосылки.

Культура России в современной культуре — актуалистический и прогностический аспект рассмотрения культуры вообще с акцентуацией внимания на русской ее составляющей, на роли и месте России именно в современной культуре. Допустимы два хода рассуждения: от мировой культуры к российской и, наоборот; на границе — пересечении получаем определенный ответ. Две важнейшие особенности характерны для современной культуры: культурная экспансия Запада — в ситуации предельного обмирщения и одновременно универсализации собственной культуры и, с другой стороны, борьба за культурную автономию и самобытничество в незападных цивилизациях перед лицом «модернизации» и «вестернизации» .

Российская культура в новое время испытала на себе вредное воздействие, обнаружив значительное стремление к принятию стандартов «западничества» и «модернизма», что уже дважды привело к краху исторически сложившейся государственности и к историческому разрыву между православием и культурой. Именно своей духовностью как уже признанным вкладом русской культуры в мировую культуру, наследием Пушкина и Достоевского она может помочь сегодня и себе самой, своему народу и государству, и тем напряженным исканиям, которые ведет в своем культурном самоанализе и самопознании западноевропейская цивилизация.

Современная важнейшая тенденция — зарабатывание денег организациями культуры. В России, как и во всем мире, есть такие организации культуры, которые могут заработать. Более того, в культуре ничего не может быть бесплатным — все имеет свою цену. Несправедливо, правда, будет, если использование государственных фондов (например, музеев) достанется только самим учреждениям и посредникам. В таком случае необходимо частично отдавать деньги в фонды для развития перекрестных систем финансирования культурной деятельности.

Отдельный вопрос — использование потенциала некоммерческого сектора. Государство должно создавать условия для участия в реализации государственных и муниципальных культурных программ не только государственных, но и негосударственных некоммерческих организаций. Создавая организации, специализирующиеся на предпринимательской деятельности в некоммерческом секторе культуры, а не понуждая к этому каждое отдельное учреждение, государство не нарушает единства культурной политики. Чтобы изменить существующее положение в сфере культуры «целесообразно предоставить государственным органам управления в сфере культуры более широкие правомочия собственности на объекты культуры, включая право распоряжаться недвижимым имуществом и доходами от его эксплуатации. Нужно пересмотреть правила коммерческого использования находящихся в государственной собственности культурных ценностей, прежде всего предметов государственного музейного фонда, определить условия и порядок направления части получаемых доходов на культурные нужды!».

Целесообразно расширить практику многоучредительства учреждений культуры государственными и негосударственными органами. Этот процесс должен всячески поощряться. При передаче в собственность субъектов федерации отдельных федеральных организаций культуры, которые связаны с решением территориальных задач, возможно соучредительство органов разных уровней.

Привлечение дополнительных средств в сферу культуры связано с усилением роли частного финансирования (меценатство и спонсорство). Необходимо активное стимулирование жертвователей. Может быть использовано не только предоставление налоговых льгот, но и другие, нестандартные меры, например, разрешение на определенных условиях помощи культуре прощать долги задолжникам .

Ряд проблем в развитии социально-культурной сферы упирается в проведение соответствующей налоговой политики по отношению к организациям культуры. К сожалению, им сегодня активно отказывают в льготах, сокращение льгот оправдывается нехваткой средств в бюджете. Прежде всего, страдают негосударственные организации сферы культуры. Многие практики считают, что здесь мотивация достаточно проста: боязнь обмана и нежелание налоговых органов заниматься необходимым контролем.

Таким образом, сфера культуры находится сегодня в очень сложном финансовом положении, перестав получать от правительства необходимые финансовые средства, правовые же предпосылки для ее стабильного функционирования в становящейся экономике только формируются. Важнейшее условие выживания культурных организаций — зарабатывание денег, вызывает необходимость опираться на те формы культурной деятельности, которые приносят доходы. Не удивительно, что здесь многое развивается отнюдь не в цивилизованных формах. Однако система организаций культуры будет попросту сметена, если не сделает попыток опереться на реальную жизнь, на новые формы деятельности, на те сферы, где происходят динамические культурные процессы. Есть принципиальная разница между тем, «что называется ресурсами для культуры и культурой как ресурсом». Знания о культуре необходимо преобразовывать в прикладные: если государство должно нести затраты на охрану сокровища или памятников, то превращение сокровища в деньги — задача людей, реально владеющих культурными процессами. В их руках — технологии, которые могут в будущем реально работать на дальнейшее развитие культуры.

4. История России в мировой цивилизации

В целом статус России как великой державы неотделим от ее ответственности (вместе с другими великими державами) за судьбы мирового сообщества. И это задает определенную логику выбора приоритетов экономической и социальной политики, распределения ресурсов, включая соответствующую военно-политическую стратегию.

Опираясь на осмысление, как опыта последних десятилетий, так и более отдаленных исторических событий, можно утверждать, что мир поддерживается системой своеобразных противовесов, обеспечивающих баланс сил .

Нарушение сложившегося баланса сил, вызванное развалом Советского Союза, уже сейчас имеет весьма негативные последствия и вызывает серьезную озабоченность, особенно среди европейских народов. Начинают понимать это и другие. Диктат одной супердержавы может серьезно дестабилизировать всю международную ситуацию. Восстановление авторитета и влияния России как великой державы отвечает интересам стабильности мирового сообщества, отвечает и ее собственным национально-государственным интересам, хотя и предполагает определенные обязательства.

Выполнение Россией долга, обусловленного геополитическим положением страны, — это ее историческое призвание, ее судьба. История поставила Россию в положение срединного государства, находящегося между Западом и Востоком, вобравшего в себя особенности их культуры, систем ценностей, цивилизационного устройства. Она во многом была, но еще в большей степени может стать мостом, соединяющим эти два столь различных мира, способствовать их лучшему взаимопониманию и взаимному духовному и нравственному обогащению.

Если, разумеется, отказаться от примитивных и вместе с тем весьма опасных попыток поиска некоей идеальной модели общественно-политического устройства, культуры и религии. Если исходить из признания закономерности многообразия и равноценности различных моделей социально-экономического и духовного развития стран и народов, относящихся к тем или иным типам цивилизации.

История России и ее геополитическое положение обусловили довольно своеобразное сочетание государства и индивидуума, коллективистских и личностных начал, экономического рационализма и духовности. Накапливаясь в течение веков и передаваясь по каналам социальной памяти, они и сегодня являются неотъемлемыми, неустранимыми чертами ее социально-экономического облика, системы ценностей и мотивации поведения. Не учитывать этого — значит пытаться остановить неумолимое движение истории. Подобная политика несовместима с подлинными, глубинными национально- государственными интересами России .

Геополитическое положение России делает объективно необходимыми многостороннюю ориентацию ее внешней политики, органическое включение во все анклавы мирового хозяйства. Любые попытки поставить во главу угла ее отношения с одной страной или группой стран противоречат ее национально-государственным интересам. Многосторонняя ориентация — это стратегический принцип и он не должен нарушаться по каким-либо конъюнктурным соображениям или под давлением момента.

Даже постановка вопроса о приоритетности отношений с тем или иным регионом, группой стран — будь то ближнее зарубежье, бывшие страны СЭВ, Юго-Восточная Азия, США или Китай — представляется некорректной. Вопрос о геополитических приоритетах, вероятно, правомерен для многих стран, но не для России как великой мировой державы. На основе именно такого подхода следует строить и глобальную стратегию, и повседневную внешнеполитическую деятельность, определять структуру аппарата соответствующих ведомств, вести научные исследования и подготовку кадров.

Весьма полезно и поучительно проследить на примере истории Российского государства, как осуществлялось это ее призвание, как в самых различных условиях и при самых различных политических режимах прослеживалось магистральное направление ее внешнеполитического курса. Как, наконец, несмотря на растущее сопротивление и горькие поражения, страна снова и снова выруливала на свой исторический путь. Если кому-то не нравится называть это исторической судьбой, то пусть будет призвание, предназначение, геополитическая логика или закономерность.

Роль, которую играла Россия, всегда вызывала на Западе беспокойство, а порой и чувство страха. Ее боялись. И это не бахвальство. Таковы исторические факты. Надо честно признать, что представители нашего славного Отечества дали, к сожалению, немало оснований для таких суждений, подпитывали желание унизить и ослабить Россию .

Конечно, в общественном развитии, особенно во второй половине нынешнего века, произошли кардинальные перемены. Открываются возможности, появляются шансы регулировать отношения между странами и народами на принципиально иной, чем во всей предшествующей истории, основе. Новый облик может принять и роль России в этом процессе, обусловленная ее геополитическим положением.

Таким образом, можно лишь пожелать, чтобы эти шансы, вселяющие надежды, были реализованы. Но при этом не следует забывать, что политика остается делом суровым, жестко запрограммированным национально — государственными интересами. Здесь нет места сюсюканью. Улыбки и объятия не должны обманывать реалистически мыслящих политических деятелей независимо от их ориентации.

Список использованных источников

1 Абалкин, Л. О национально-государственных интересах России //Вопросы экономики. — 1994. — №2. — С.54 — 58.

2 Бажанов, Е. П. Роль и место России в современном мире//(Центр Стратегических Разработок. — 1999-2000.

3 Барковский, А. Н.Внешнеэкономическая политика России в глобальном экономическом пространстве// Россия и современный мир / А. Н. Барковский, В.П. Оболенский. — 2005. — №3. — С. 11- 20.

4 Булатова, А. С. Экономика/А. С. Булатова. — М. : Бек, 2004. — 345с.

5 Визитей, Н. Н. Сущность и социальные функции современного спорта /Н. Н. Визитей. — М. : Сов. Россия, 2008. — 259с.

6 Данилевский, Н. Я. Россия и Европа/ Н. Я. Данилевский. — М. :Политика, 2001.- 259с.

7 Дахин, В. Россия в современном мире// Государственная служба. — 2008. — №4. — С. 24-29.

8 Иванов, И. Россия и современный мир. Внешняя политика Москвы на пороге XXI века// Независимая газета. — 2008. — № 2. — С. 5 — 6.

9 Миронов, С.М. Качество власти и стратегия развития России// Россия и современный мир. — 2006. — №2. — С. 9 — 15.

10 Столяров, В.И. Спорт и современная культура/ В.И.Столяров. — М.: Изд-во РУДН, 2002. — 222с.

Размещено на Allbest.ru

41.Место России в современном мире.

Место страны в составе мирового сообщества государств определяется ее экономическим, научно-техническим, военным, культурным потенциалами. Россия – самое крупное по территории и седьмое по численности населения государство в мире. Находясь на перекрестке Европы и Азии, она занимает благоприятную геополитическую позицию. Россия располагает большими запасами природных ресурсов, имеет высокий научно-технический потенциал. Все это объективно определяет влиятельное ее положение в современном мире. Россия обладает одним из крупнейших в мире ядерным потенциалом, что также оказывает влияние на ее место и роль в мировом сообществе. По уровню экономического развития Россия относится к развивающимся странам. Она находится за пределами техносферы, определяемой мировыми стандартами. Россия реально утрачивает статус великой державы на мировой арене.

В то же время с распадом СССР перед Россией возникло немало сложных проблем. Она оказалась отделенной от Европы новыми государствами, бывшими советскими республиками, потеряла ряд стратегически важных портов на Балтике и Черном море, у нее стало меньше непосредственных выходов к морям. Эти геополитические изменения существенно усложняют решение внешнеполитических задач российского государства. Ослабление национальной безопасности и международных связей делает Россию весьма уязвимой для самых разнообразных угроз как внешнего, так и внутреннего характера. Среди наиболее серьезных угроз национальной безопасности, отмечаются как внешние (международный терроризм, экспансия исламского фундаментализма, попытка диктата со стороны США), так и внутренние (научно-техническое и экономическое отставание, угроза распада России).

Ослабленная в геополитическом и демографическом отношениях, испытывающая многочисленные трудности внутреннего развития, Россия уже не может играть глобальную роль сверхдержавы, оказывающей решающее воздействие на ход мировых процессов. Проблемы, которые необходимо решать России: повышение конкурентоспособности в мировой экономике; укрепление обороноспособности и укре­пление национальной безопасности; стабилизация социальной обстановки; улучшение демографической ситуации; погашения внешней задолженности.

42.Социальная структура общества и её критерии.

Социальная структура — это «определенный способ связи и взаимодействия элементов, Т.е. индивидов, занимающих определенные социальные позиции (статус) и выполняющих определенные социальные функции (роль) в соответствии с принятой в данной социальной системе совокупностью норм и ценностей».

Основными элементами (социальными единицами) социальной структуры общества выступают социальные общности, социальные институты, социальные группы и социальные организации.

Социальная структура предполагает:

1) устойчивые связи между любыми элементами общества, устойчивые взаимозависимости;

2) регулярность, устойчивость, повторяемость этих взаимодействий;

3) наличие уровней, «этажей», согласно значимости элементов, входящих в структуру;

4) динамичный контроль за поведением элементов.

Она помогает проанализировать состояние любого общества и проследить характер процессов, происходящих в нем.

Каждое общество имеет свою структуру, функции и тд.

Наиболее известную классовую структуру разработал марксизм, согласно которому общество делится на классы в соответствии с разделением труда и, как следствие, различными классовыми интересами, согласно этим понятия индивид осознает свое место в обществе и формирует свои жизненные стратегии.

Но в конце 19 века Макс Вебер заметил расслоение внутри классов, так возникла теория стратификации. Она наиболее адекватно отражает усложнение соц структур. На смену понятия класс приходит понятие страта.

Страта – имперически фиксированная общность (группа), объединяющая людей на каких-то общих принципах или общем деле. Все люди, входящие в конкретную страту, занимают примерно одинаковое положение и обладают общими статусными признаками.

Стратификация показывает наличие в обществе высших и низших слоев и соответствующее распределение между ними прав и обязанностей, власти и влияния, ответственности и привелегий и тд.

Конкретные формы стратификации можно свести к трем основным : экономической, профессиональной и политической.

Критерии.

Один из создателей теории стратификации П. Сорокин выделил три вида стратификационных структур:

  • экономическую (по критериям дохода и богатства);

  • политическую (по критериям влияния и власти);

  • профессиональную (по критериям мастерства, профессиональных навыков, успешного исполнения социальных ролей).

Основоположник структурного функционализма Т. Парсонс предложил три группы дифференцирующих признаков:

  • качественные характеристики людей, которыми они обладают от рождения (этническая принадлежность, родственные связи, половозрастные особенности, личные качества и способности);

  • ролевые характеристики, определяемые набором ролей, выполняемых индивидом в обществе (образование, должность, различные виды профессионально-трудовой деятельности);

  • характеристики, обусловленные владением материальными и духовными ценностями (богатство, собственность, привилегии, возможность влиять и управлять другими людьми и т.д.).

В современной социологии принято выделять следующие основные критерии социальной стратификации:

  • доход — количество денежных поступлений за определенный период (месяц, год);

  • богатство — накопленные доходы, т.е. количество наличных или овеществленных денег (во втором случае они выступают в виде движимого или недвижимого имущества);

  • власть — способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать решающее влияние на деятельность других людей с помощью различных средств (авторитета, права, насилия и др.). Власть измеряется количеством людей, на которых она распространяется;

  • образование — совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения. Уровень образования измеряется числом лет обучения;

  • престиж — общественная оценка привлекательности, значимости той или иной профессии, должности, определенного рода занятий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *