С 226 НК РФ

Содержание

19 Февраль 2018

Налоговое агентирование. В каких случаях организация или индивидуальный предприниматель могут быть признаны налоговым агентом. Права и обязанности налоговых агентов.

Ведущий консультант департамента консалтинга ООО «АФ «АВУАР» Фомина М.Б.

Налоговый агент – это организация или индивидуальный предприниматель, которые Налоговый Кодекс РФ обязывает исчислять и перечислять в бюджет налог за другую организацию или физическое лицо (п. 1 ст. 24 НК РФ).
Налоговые агенты, фактически являются посредниками между налогоплательщиками и государством (контролирующими органами).
При этом за лиц, не являющихся налогоплательщиками, уплачивать налог не требуется. Например, это относится к случаям, когда организация или индивидуальный предприниматель приобретает товары (работы, услуги) у иностранного физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или реализуете по решению суда арестованное имущество физических лиц (Письма Минфина России от № 03- 07-14/81, от 05.03.2010 № 03-07-08/62).
Налоговыми агентами организации и индивидуальные предприниматели могут быть признаны по уплате трех налогов:
— налога на доходы физических лиц;
— налога на добавленную стоимость;
— налога на прибыль.
Организация может являться налоговым агентом по любому из трех налогов, при этом неважно, применяет ли она общую систему налогообложения или спец. режим, например УСН или ЕНВД (п. 1 ст. 24, п. 5 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26 НК РФ, Письмо Минфина от 05.10.2011 № 03-07-14/96).
Налоговыми агентами по НДФЛ являются все организации и индивидуальные предприниматели при выплате физлицам заработной платы или иных доходов как в денежной форме, так и в неденежной форме, в том числе по гражданско-правовым договорам о выполнении работ, оказании услуг, договорам аренды имущества, авторским договорам. Налоговый агент должен исчислить и удержать из доходов физических лиц НДФЛ и перечислить налог в бюджет.
К числу налоговых агентов по НДФЛ относятся:
— российские организации;
— индивидуальные предприниматели;
— нотариусы, занимающиеся частной практикой;
— адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;
— обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации (Письма Минфина России от 1 декабря 2014 г. № 03-04-06/61184, от 4 августа 2014 г. № 03-04- 06/38350, от 10 июня 2014 г. № 03-04-06/28072).
Налоговым агентом по НДС организация может стать, в случае, если совершает операции:
— приобретает товары (работы, услуги), местом реализации которых является территория РФ, у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах РФ (п. п. 1, 2 ст. 161 НК РФ);
— арендует, покупает (получает) федеральное имущество, имущество субъектов Российской Федерации и (или) муниципальное имущество у органов государственной власти и управления и (или) органов местного самоуправления (п. 3 ст. 161 НК РФ);
— продает конфискованное имущество, имущество, реализуемое по решению суда, бесхозяйные ценности, клады и скупленные ценности, а также ценности, которые перешли по праву наследования государству. Исключение составляет реализация имущества (имущественных прав) должников, признанных банкротами (п. 4 ст. 161 НК РФ);
— выступает в качестве посредника по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах РФ, с участием в расчетах (п. 5 ст. 161 НК РФ);
— является собственником судна на 46-й календарный день после перехода к организации права собственности (как к заказчику строительства судна), если до этой даты судно не зарегистрировано в Российском международном реестре судов (п. 6 ст. 161 НК РФ);
— с 1 января 2018 г. приобретает у плательщиков НДС (кроме получивших освобождение) сырые шкуры животных, лом и отходы черных (цветных) металлов, вторичный алюминий и его сплавы (п. 8 ст. 161 НК РФ).
Исполнить обязанности налогового агента по налогу на прибыль организация по обязана:
1) при выплате иностранной организации доходов от источников в РФ, не связанных с ее постоянным представительством в РФ (п. 4 ст. 286 НК РФ);
2) при выплате российской организацией дивидендов налогоплательщикам — российским организациям (п. 3 ст. 275, п. 5 ст. 286 НК РФ).
Обязанности налоговых агентов.
Согласно ст. 24 Налогового Кодекса РФ налоговые агенты обязаны:
1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;
2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;
3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;
4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.
Налоговые агенты несут также другие обязанности, предусмотренные Налоговым Кодексом РФ.
Основная обязанность налоговых агентов состоит в правильном и своевременном исчислении, удержании из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислении в бюджеты налогов (пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ).
Чтобы исполнить эту обязанность, налоговый агент должен иметь возможность удержать налог. Для этого ему необходимо иметь в своем распоряжении денежные средства налогоплательщика.
Если же в данном налоговом периоде налоговый агент не производил денежных выплат налогоплательщику и/или удержать налог невозможно (например, при выплате доходов в натуральной форме), вместо удержания налога у налогового агента возникает другая обязанность — сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налог из выплат налогоплательщику и указать сумму задолженности последнего перед бюджетом (пп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ). Данный вывод подтверждается в Постановлениях Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 (п. 1), Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11.06.1999 (п. 10).
По общему правилу уведомить налоговый орган необходимо в течение месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о невозможности удержать налог. А при невозможности удержать НДФЛ — не позднее 1 марта года, следующего за годом, в котором физлицу был выплачен доход, с которого не был удержан налог (п. 5 ст. 226 НК РФ, Письмо ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692).
Если налоговый агент представляет в налоговый орган сообщение о невозможности удержать НДФЛ, он, кроме этого, должен письменно уведомить налогоплательщика о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога в указанные сроки. Уведомление налогоплательщика о неудержанных суммах налога носит информационный характер и не влияет на порядок и последствия налогообложения для физических лиц в таких случаях (Письмо Минфина России от 24.03.2017 №03-04-06/17225).
Налоговые агенты по НДФЛ обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета (п. 2 ст. 230 НК РФ, Письма ФНС от 01.08.2016 № БС-4-11/13984@, Минфина от 02.11.2015 № 03-04-06/63268):
— документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах НДФЛ, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджет за этот налоговый период по каждому физическому лицу. Данный документ подается ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ, утвержденной Приказом ФНС России от 30.10.2015 №ММВ-7-11/485@;
— расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом. Такие расчеты необходимо представлять за I квартал, полугодие, девять месяцев не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год — не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Расчет представляется по форме 6-НДФЛ, утвержденной Приказом ФНС России от 14.10.2015 №ММВ-7-11/450@.
Данные документы представляются налоговыми агентами в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 25 человек налоговые агенты могут представлять эти документы на бумажных носителях (п. 2 ст. 230 НК РФ).
Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с п.2 ст. 226 Налогового Кодекса РФ производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога.
Налоговые агенты по НДС обязаны представлять в ИФНС по месту своего учета налоговую декларацию с заполненными разд. 2 и 9 (п. п. 36, 47 Порядка заполнения декларации по НДС (утверждена Приказом ФНС России от 29.10.2014 №ММВ-7-3/558@) даже в том случае, если они не являются плательщиками налога на добавленную стоимость.
Обратите внимание! Раздел 2 Налоговой декларации по НДС заполняется на каждое лицо, по которой организация (или индивидуальный предприниматель) исполняет обязанности налогового агента.
В платежных поручениях по уплате налогов налоговыми агентами в поле 101 указывается значение, отражающее уплату налога налоговым агентом, — «02» (Приложение № 5 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 №107н).
Налоговый агент по налогу на прибыль должен представить в ИФНС по месту своего нахождения:
— декларацию по налогу на прибыль при выплате дивидендов российской организации (утверждена Приказом ФНС России от 19.10.2016 № ММВ-7-3/572@).
— налоговый расчет при выплате дивидендов или иных доходов иностранной организации (утвержден Приказом ФНС России от 02.03.2016 № ММВ-7-3/115@) Расчет представляется в те же сроки, что и декларации по налогу на прибыль (п. 4 ст. 310 НК РФ, Письмо Минфина от 10.10.2016 № 03-08-05/58776). Согласно п.3 ст. 289 Налогового Кодекса РФ налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей.
При выплате дивидендов российской организации для расчета налога, подлежащего удержанию используется формула, определенная в п. 5 ст. 275 НК РФ.
Формула расчета налога следующая: Н = К x Сн x (Д1 — Д2)
Где: Н — сумма налога, которая подлежит удержанию у получателя дивидендов;
К — отношение суммы дивидендов, подлежащих распределению в пользу получателя дивидендов, к общей сумме дивидендов, подлежащих распределению;
Сн — налоговая ставка (0%, 13% — для российских организаций);
Д1 — общая сумма дивидендов, подлежащая распределению в пользу всех получателей дивидендов;
Д2 — общая сумма дивидендов, полученных самой организацией, распределяющей дивиденды, в текущем и предыдущих отчетных (налоговых) периодах, если ранее эти суммы не участвовали в расчете облагаемого дохода. В эту сумму нельзя включать дивиденды, которые облагаются по ставке 0% в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ.
Если на российскую организацию, выплачивающую дивиденды, не возложена обязанность по удержанию налога, значения показателей «Д1» и «Д2» она должна представить налоговому агенту (п. 5 ст. 275 НК РФ). Представить значения этих показателей следует в порядке, предусмотренном п. п. 5.1, 5.2 ст. 275 НК РФ.
Положениями п. 5 ст. 275 НК РФ четко не определено, какой отчетный (налоговый) период следует считать текущим. При этом из норм указанного пункта можно сделать вывод о том, что текущим периодом считается период, в котором принято решение о распределении прибыли. Аналогичное мнение выразила ФНС России в Письме от 10.06.2013 №ЕД-4-3/10475 при рассмотрении вопроса о применении положений прежней редакции ст. 275 НК РФ в целях расчета НДФЛ при выплате дивидендов физическим лицам.
При выплате дохода в виде дивидендов иностранной организации налоговая база определяется налоговым агентом как сумма выплачиваемых ей дивидендов (п. 6 ст. 275 НК РФ).
С 1 января 2016 г. сумма налога на прибыль определяется на основании п. 5 ст. 275 НК РФ, если получателями доходов, выплачиваемых иностранной организации, которая действует в интересах третьих лиц, являются физические лица и (или) организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ (п. 6 ст. 275 НК РФ).
Для расчета суммы удерживаемого налога в общем случае необходимо использовать следующую формулу (п. 6 ст. 275 НК РФ):
СНИ = ИА(Д) x СН, где СНИ — сумма налога, подлежащая удержанию из доходов иностранной организации;
ИА(Д) — сумма выплаченных иностранной организации дивидендов;
СН — ставка налога, %.
По общему правилу при выплате дивидендов иностранной организации применяется ставка налога в размере 15% (пп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ).
Если между РФ и государством, резидентом которого является иностранная организация, заключено международное соглашение об избежании двойного налогообложения, то в силу ст. 7 НК РФ применяются правила и нормы международного договора.
Некоторыми международными соглашениями предусмотрено налогообложение дивидендов в РФ по налоговым ставкам ниже 15%. В этом случае при исчислении налога налоговый агент вправе использовать ставку, установленную соглашением. Если условиями международного договора предусмотрено, что данный вид дохода не облагается налогом в РФ, то, соответственно, обязанности по удержанию налога у налогового агента не возникает.
Обратите внимание! Для применения положений международного договора по общему правилу налоговому агенту необходимо получить от иностранной организации подтверждение того, что эта организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым РФ имеет международный договор (п. 1 ст. 312 НК РФ).
Исчисление базы по НДС налоговым агентом.
Исчисление налоговым агентом налоговый базы по НДС осуществляется в соответствии со ст. 161 Налогового Кодекса РФ.
С целью исполнения обязанности налогового агента при покупке товаров (работ, услуг) у иностранца, необходимо удержать НДС из тех средств, которые причитаются иностранному продавцу, и перечислить налог в бюджет, следовательно, первоначально необходимо определить ту сумму НДС, которая подлежит удержанию из доходов иностранца. Для этого нужно определить налоговую базу и умножить ее на налоговую ставку.
Налоговая база определяется на дату перечисления иностранцу оплаты за товары (работы, услуги), в том числе предварительной, что следует из системного анализа пп. 1 п. 3 ст. 24, п. п. 1, 2 ст. 161, п. 4 ст. 174 НК РФ. К аналогичному выводу пришел Минфин России в отношении услуг, приобретаемых налоговым агентом у иностранного лица, не состоящего на учете в российских налоговых органах (Письмо от 21.01.2015 N 03-07- 08/1467).
Рассчитывается налоговая база как сумма дохода иностранца от реализации товаров (работ, услуг) с учетом налога (п. 1 ст. 161 НК РФ).
При этом налоговая база увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) (Письмо Минфина России от 09.04.2010 N 03-03- 06/2/70).
Обратите внимание! Налоговый агент должен исчислять НДС сверх цены договора и уплачивать сумму налога за счет собственных средств, если иностранная компания не учитывает НДС в стоимости товаров (работ, услуг).
Согласно п. 1 ст. 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.
В силу п. 2 ст. 161 НК РФ указанная налоговая база определяется налоговыми агентами, которые обязаны исчислить и удержать у налогоплательщика соответствующую сумму налога, а также уплатить ее в бюджет.
Из Постановления Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 № 15483/11 следует, что, если в договоре с иностранным лицом сумма НДС не предусмотрена, налоговый агент должен исчислить налог сверх цены договора и уплатить его в бюджет.
Минфин России также разъясняет, что если иностранная компания в стоимости товаров (работ, услуг) не выделяет НДС, то сумма налога уплачивается за счет средств налогового агента (Письмо Минфина России от 13.04.2016 №03-07-08/21231, Письмо Минфина России от 18.12.2015 №03-07-08/4486, Письмо Минфина России от 12.11.2014 №03-07-08/57178, Письмо Минфина России от 05.06.2013 №03-03-06/2/20797, Письмо Минфина России от 08.09.2011 №03-07-08/276, Письмо Минфина России от 13.11.2008 №03-07-08/254).
При аренде государственного (муниципального) имущества налоговая база определяется согласно абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ, Письму Минфина России от 18.05.2012 N 03-07-11/146 на дату перечисления арендодателю арендной платы (полностью или частично) как сумма арендной платы с учетом налога.
Если услуги по аренде государственного (муниципального) имущества оказываются по договору безвозмездного пользования, то налоговый агент определяет налоговую базу на момент оказания услуг (Письмо Минфина России от 20.10.2009 N 03- 03-06/4/91);
— отдельно по каждому арендованному объекту имущества;
— исходя из суммы арендной платы с учетом налога.
Если имущество передано вам в аренду на безвозмездной основе, то налоговую базу нужно определять исходя из рыночных цен с учетом налога. Такие разъяснения дает Минфин России в Письме от 02.04.2009 N 03-07-11/100.
Организация, выполняющая функцию налогового является агента по НДС должна составить счет-фактуру в случаях, указанных в ст. 161 НК РФ. Наиболее распространены следующие ситуации:

Согласно п.п.5 Налогового Кодекса РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, освобожденными в соответствии со статьей 145 НК РФ от исполнения обязанностей налогоплательщика, счета-фактуры составляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)».

Налоговый агент оформляет счет-фактуру согласно Письму ФНС от 12.08.2009 №ШС-22-3/634@)).

Остальные строки и графы счета-фактуры заполняются так же, как при отгрузке товаров (работ, услуг). Подписывают счет-фактуру руководитель организации — налогового агента и ее главный бухгалтер или иные лица, уполномоченные доверенностью или приказом руководителя.

Права налоговых агентов.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом РФ (п.2 ст. 24 НК РФ).

Обеспечение и защита прав налоговых агентов осуществляются в соответствии со статьей 22 НК РФ.

Обратите внимание! Налоговые агенты могут принять к вычету НДС, уплаченный в качестве налогового агента, но только в тех случаях, когда являются плательщиками НДС и только в следующих ситуациях (п. 3 ст. 171 НК РФ, п. 23 Правил ведения книги покупок):

— при оплате аренды государственного либо муниципального имущества у органов власти;

— при оплате приобретенного государственного либо муниципального имущества у органов власти;

— при оплате товаров (работ, услуг), приобретенных у иностранного лица, не состоящего на налоговом учете в РФ. В других случаях «агентский» НДС нельзя принять к вычету.

Налоговые агенты, применяющие освобождение или не являющиеся плательщиками НДС (например, в связи с применением УСН), вообще не имеют права на вычет.

Вычесть агентский НДС можно в квартале, когда товары (работы, услуги) приняты к бухгалтерскому учету и налог уплачен в бюджет. Переносить вычет на более поздние периоды нельзя (Письма Минфина от 17.11.2016 № 03-07-08/67622, от 26.01.2015 № 03- 07-11/2136).

В книге покупок за квартал, когда соблюдены оба условия для вычета, необходимо зарегистрировать счет-фактуру, составленный налоговым агентом при исчислении «агентского» НДС.

Сведения об «агентских» счетах-фактурах, зарегистрированных в книге покупок, подлежат отражению в разд. 8 декларации по НДС, а сумма вычета по ним — в строке 180 раздела 3 декларации по НДС (п. 38.17 Порядка заполнения декларации).

Неисполнение обязанностей налогового агента.

За невыполнение обязанностей налогового агента организация (индивидуальный предприниматель) может быть привлечена к ответственности в виде штрафа в порядке ст. ст. 119, 119.1, 123, 126 НК РФ. А в случае неуплаты (несвоевременной уплаты) налога на сумму недоимки начисляются пени (п. п. 1, 2, 7 ст. 75 НК РФ).

Согласно ст.119.1 НК РФ несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

В случае если налоговый агент не удержит или не перечислит (не полностью удержит или перечислит) налог в установленные сроки ИФНС может применить штрафные санкции в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию или перечислению (ст. 123 НК РФ, Письмо Минфина от 11.11.2016 № 03-02-08/66026).

За несвоевременное удержание и (или) перечисление налога налоговому агенту будут начислены пени (п.п.1-7 ст. 75 НК РФ, п. 2 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57).

Обратите внимание!

Обязанности налогового агента переложить на налогоплательщика нельзя.

Согласно п. 1 ст. 45 Налогового Кодекса РФ уплата налога иным лицом может быть произведена за налогоплательщика. Уплата налога иным (третьим) лицом за налогового агента не предусмотрена Налоговым Кодексом РФ.

Обязанность налогового агента по исчислению и уплате сумм налога установлена статьей 226 НК РФ. Переложить данную обязанность на налогоплательщика нельзя, считает Минфин РФ (письмо от 15.07.2010 № 03−04−06/3−148).

Финансовое ведомство ссылается на п. 5 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которым ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ, либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом РФ.

В случае, если российская организация, выплачивающая физическому лицу арендную плату за арендуемое у него помещение, признается налоговым агентом в отношении таких доходов физического лица и, соответственно, должна исполнять обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц. Следовательно, дополнительное соглашение к договору аренды, в котором обязанности по уплате налога возложены на налогоплательщика, будет признано ничтожным.

Ст. 226 НК РФ: официальный текст

Скачать ст. 226 НК РФ

Ст. 226 НК РФ: вопросы и ответы

Для кого предназначена статья 226 НК РФ?

Положения ст. 226 НК РФ обязаны выполнять налоговые агенты, к которым в нашей стране относятся российские организации, ИП, частные нотариусы, а также обособленные подразделения иностранных компаний в РФ (п. 1 ст. 226 НК РФ).

Важно! Определение налоговых агентов и перечень их обязанностей даны в ст. 24 НК РФ.

Необходимость исполнения обязанностей налогового агента у указанных лиц возникает в том случае, если они выплатили налогоплательщику какие-либо доходы. Исключение составляют доходы, в отношении которых расчет и уплата налога производятся в соответствии со ст. 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 НК РФ (п. 2 ст. 226 НК РФ).

Может ли компания отказаться от исполнения обязанности налогового агента, предусмотренной п. 1 ст. 226 НК РФ?

Если компания выплатила налогоплательщику доход, переложить на него обязанность по уплате НДФЛ она не может — такую позицию высказали чиновники Минфина в письмах от 09.03.2016 № 03-04-05/12891, от 28.12.2012 № 03-04-05/10-1452, от 25.04.2011 № 03-04-05/3-292. Касается это и случаев, когда налоговый агент выплачивает физлицу доход по договору гражданско-правового характера (ГПХ).

А вот по вопросу исполнения функций налогового агента в отношении выплаченного физлицу аванса по договору ГПХ единой позиции нет. Чиновники Минфина и отдельные судьи считают, что выплата денежных средств в виде аванса за еще не выполненные работы обязывает компанию удержать НДФЛ и перечислить его в бюджет (письма Минфина от 21.07.2017 № 03-04-06/46733, от 26.05.2014 № 03-04-06/24982, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.10.2013 по делу № А56-72251/2012).

Вместе с тем существуют судебные решения, в которых указано, что аванс нельзя признать объектом налогообложения НДФЛ до момента выполнения физлицом обязательств по договору (постановления ФАС Уральского округа от 14.11.2011 № Ф09-7355/11 по делу № А71-12013/10, ФАС Московского округа от 23.12.2009 № КА-А40/13467-09 по делу № А40-66058/09-140-443).

Подробнее о том, с каких доходов физлица нужно удерживать и платить НДФЛ, см. в статье «Что является объектом налогообложения НДФЛ (нюансы)?».

См. также: «Организация-арендатор не вправе взять на себя НДФЛ арендодателя-физлица».

Кто должен удержать НДФЛ и отчитаться перед налоговиками в случае получения физлицом дохода от компании, не являющейся налоговым агентом?

Если физлицо получило доход от иностранной организации, которая не имеет подразделения в РФ (подп. 1 п. 1 ст. 226 НК РФ) и не является по российскому законодательству налоговым агентом, обязанность по подаче декларации о полученных доходах и уплате налога лежит на таком физлице (п. 2 ст. 228 НК РФ).

Подобная ситуация возникает и в случае, если физлицо получило доход от другого физлица или посредника. По мнению Минфина (письмо от 02.08.2013 № 03-04-06/31086), посредник, участвующий в расчетах с физлицами, не признается налоговым агентом по НДФЛ, так как не является источником выплаты дохода.

См. также: «Организация не может договориться с физлицом об уплате НДФЛ с дохода, по которому она не налоговый агент».

Нужно ли налоговому агенту исполнять требования п. 5 ст. 226 НК РФ, если он выплатил доход физлицу не в денежной форме?

Если компания расплатилась с физлицом продукцией или товарами (в натуральной форме), но кроме этого дохода денежных выплат этому физлицу не производила, у компании, как у налогового агента, нет возможности удержать НДФЛ в соответствии со ст. 226 НК РФ. В этом случае (учитывая подп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ) указанному физлицу придется самому уплатить налог с полученного в неденежной форме дохода — на основании полученного от налоговиков уведомления.

Но у компании остается другая обязанность налогового агента — по п. 5 ст. 226 НК РФ она должна письменно сообщить налоговикам и физлицу о невозможности удержать налог и сумме налога. Сделать это необходимо не позднее 1 марта года, следующего за годом, в котором был выплачен доход в натуральной форме (абз. 1 п. 5 ст. 226 НК РФ).

В чем заключаются нюансы ст. 226 НК РФ в 2018–2019 годах?

В 2018-2019 годах налоговые агенты исполняют свои обязанности в привычном для них режиме. Никаких существенных изменений или новововедений по сравнению с ранее действовашими правилами в этом периоде нет. А обязанности эти, напомним, заключаются в правильном и своевременном исчислении НДФЛ, его удержании у налогоплательщика и перечислении в бюджет. Кроме этого, нужно не забывать сдавать в ИФНС отчетность: формы 6-НДФЛ и 2-НДФЛ.

Внимание! С 2019 года справки 2-НДФЛ нужно будет составлять по новой форме. Это, пожалуй, и есть самый существенный нюанс ст. 226 НК РФ в 2019 году.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Новая редакция Ст. 226 НК РФ

1. Российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями.

Указанные в абзаце первом настоящего пункта лица именуются в настоящей главе налоговыми агентами.

Если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 226.1 настоящего Кодекса, налоговыми агентами признаются также российские организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты по договорам купли-продажи (мены) ценных бумаг, заключенным ими с налогоплательщиками.

Указанные в настоящем пункте налоговые агенты при определении налоговой базы по операциям с ценными бумагами на основании заявления налогоплательщика учитывают фактически осуществленные и документально подтвержденные расходы, которые связаны с приобретением и хранением соответствующих ценных бумаг и которые налогоплательщик произвел без участия налогового агента.

В качестве документального подтверждения соответствующих расходов физическим лицом должны быть представлены оригиналы или надлежащим образом заверенные копии документов, на основании которых это физическое лицо произвело соответствующие расходы, брокерские отчеты, документы, подтверждающие факт перехода налогоплательщику прав по соответствующим ценным бумагам, факт и сумму оплаты соответствующих расходов. В случае представления физическим лицом оригиналов документов налоговый агент обязан изготовить заверенные копии таких документов и хранить их в течение пяти лет.

2. Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 настоящего Кодекса), а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 настоящего Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.

3. Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 настоящего Кодекса, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации, а также доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214.7 настоящего Кодекса), в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, а также к доходам от долевого участия в организации исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.

Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.

4. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

При выплате налогоплательщику дохода в натуральной форме или получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды удержание исчисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых доходов, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику в денежной форме. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплачиваемого дохода в денежной форме.

Положения настоящего пункта не распространяются на налоговых агентов, являющихся кредитными организациями, в отношении удержания и уплаты сумм налога с доходов, полученных клиентами указанных кредитных организаций (за исключением клиентов, являющихся сотрудниками указанных кредитных организаций) в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 212 настоящего Кодекса.

5. При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

Форма сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, а также порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, организации, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, индивидуальные предприниматели, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и (или) патентной системы налогообложения, сообщают о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 2 статьи 230 настоящего Кодекса.

6. Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.

При выплате налогоплательщику доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты.

7. Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, если иной порядок не установлен настоящим пунктом.

Налоговые агенты — российские организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения организации, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения, а также исходя из сумм доходов, начисляемых и выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами обособленным подразделением (уполномоченными лицами обособленного подразделения) от имени такой организации.

Налоговые агенты — индивидуальные предприниматели, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и (или) патентной системы налогообложения, с доходов наемных работников обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет по месту своего учета в связи с осуществлением такой деятельности.

Налоговые агенты — российские организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, имеющие несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, вправе перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений либо по месту нахождения организации, если указанная организация и ее обособленные подразделения имеют место нахождения на территории одного муниципального образования, выбранным налоговым агентом самостоятельно с учетом порядка, установленного пунктом 2 статьи 230 настоящего Кодекса.

7.1. Налоговыми агентами для целей настоящей главы признаются также российские организации, которые производят перечисление сумм денежного довольствия, денежного содержания, заработной платы, иного вознаграждения (иных выплат) военнослужащим и лицам гражданского персонала (федеральным государственным гражданским служащим и работникам) Вооруженных Сил Российской Федерации.

Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом с указанных сумм, перечисляется в бюджет по месту учета налогового агента в налоговых органах.

8. Удержанная налоговым агентом из доходов физических лиц, в отношении которых он признается источником дохода, совокупная сумма налога, превышающая 100 рублей, перечисляется в бюджет в установленном настоящей статьей порядке. Если совокупная сумма удержанного налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет менее 100 рублей, она добавляется к сумме налога, подлежащей перечислению в бюджет в следующем месяце, но не позднее декабря текущего года.

9. Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается, за исключением случаев доначисления (взыскания) налога по итогам налоговой проверки в соответствии с настоящим Кодексом при неправомерном неудержании (неполном удержании) налога налоговым агентом. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.

Комментарий к Статье 226 НК РФ

Налоговый кодекс РФ предусматривает, что налог на доходы физических лиц перечисляется в бюджет в особом порядке.

В большинстве случаев налог в бюджет перечисляют не сами налогоплательщики, а налоговые агенты.

В отношении налога на доходы физических лиц налоговыми агентами признаются (ст. 226 НК РФ):

— российские организации;

— коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации;

— индивидуальные предприниматели;

— постоянные представительства в России иностранных организаций.

С 1 января 2007 г. в Налоговом кодексе РФ расширено понятие налоговых агентов.

В новой редакции ст. 226 Налогового кодекса к налоговым агентам добавились нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.

Это означает, что каждый раз, когда организация или индивидуальный предприниматель (из перечисленных выше) выплачивает физическим лицам доход, эта организация или индивидуальный предприниматель выступает в роли налогового агента. То есть он обязан исчислить налог, удержать его из доходов налогоплательщика — физического лица и перечислить удержанную сумму налога в бюджет.

Из приведенного выше правила есть исключения. В п. 2 ст. 226 НК РФ записано, что источник выплаты дохода в некоторых случаях не несет функций налогового агента.

Так, самостоятельно уплачивают налог на доходы физических лиц:

— индивидуальные предприниматели — по доходам от предпринимательской деятельности;

— частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой в соответствии с действующим законодательством, — по доходам, полученным от частной практики.

Кроме того, самостоятельно должны заплатить налог физические лица, получающие, в частности, следующие доходы:

— по договорам гражданско-правового характера, заключенным с другим физическим лицом, которое не является налоговым агентом (например, к таким договорам относятся договоры найма и аренды имущества у другого физического лица);

— от источников за пределами Российской Федерации;

— от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности;

— в виде выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов).

Кроме того, обязанность самостоятельно заплатить налог возлагается на тех физических лиц, при выплате доходов которым налоговый агент не имел возможности удержать НДФЛ (например, при выдаче доходов в натуральной форме).

Указанные выше налогоплательщики, самостоятельно уплачивающие налог, обязаны по окончании года представить в налоговую инспекцию по месту своего жительства налоговую декларацию. Налоговый кодекс РФ устанавливает четкие правила исчисления, удержания и перечисления НДФЛ налоговыми агентами.

1. Налог по ставке 13 процентов исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, облагаемым по этой ставке.

2. Налог по ставкам 35, 30 и 9 процентов исчисляется отдельно по каждой сумме дохода, начисленной налогоплательщику.

3. Налог исчисляется без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и соответственно без учета исчисленного и удержанного с этих доходов налога.

4. Удержание исчисленного налога налоговый агент может производить только из фактически выплачиваемых налогоплательщику денежных сумм (перечисляемых на его счет или счета третьих лиц по его поручению). При этом сумма удержания не может превышать 50 процентов суммы выплаты.

5. Если у налогового агента нет возможности удержать налог из доходов налогоплательщика (например, при выдаче доходов в натуральной форме либо когда заранее известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма исчисленного налога, превысит 12 месяцев), он обязан письменно сообщить об этом в свою налоговую инспекцию. Такое сообщение необходимо направить в течение месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств. Уплата налога за счет собственных средств налогового агента не допускается.

6. Излишне удержанные суммы налога возвращаются налоговым агентом налогоплательщику по его письменному заявлению.

7. Не удержанные (удержанные не полностью) налоговыми агентами налоги взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения задолженности.

Сроки для перечисления налоговым агентом НДФЛ в бюджет установлены в п. 6 ст. 226 НК РФ:

Вид дохода Дата перечисления налога

в бюджет

Выплата заработной платы (деньги на

зарплату получены по чеку в банке) День получения наличных

денег в банке

Выплата заработной платы (сумма

заработной платы перечисляется на

банковский счет работника или по

его поручению на счета третьих лиц) День перечисления денег со

счета налогового агента

Выплата заработной платы из выручки

налогового агента День, следующий за днем

выплаты заработной платы

Выплата других видов доходов в

денежной форме День, следующий за днем

выплаты дохода

Выдача дохода в натуральной форме День, следующий за днем

фактического удержания

исчисленной суммы налога

Предоставление дохода в виде

материальной выгоды День, следующий за днем

фактического удержания

исчисленной суммы налога

Другой комментарий к Ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации

Взыскание сумм налога на доходы физических лиц с самого налогового агента может быть обращено только на средства налогоплательщика, удержанные налоговым агентом, но не перечисленные им в бюджет.

За счет средств налогового агента также не может быть взыскана недоимка по налогу на доходы физических лиц.

Однако существует практика, когда суды взыскивают с налогового агента суммы неудержанного налога на доходы физических лиц (см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 22.07.2003 N А65-14358/2002-СА2-11). При этом суды ссылаются на то, что налоговым агентом был нарушен пункт 5 статьи 226 НК.

Следует тем не менее учитывать, что ряд арбитражных судов указывает на то, что если налоговый агент не удержал и не перечислил налог в бюджет, то взыскание налога и пеней должно производиться не с налогового агента, а с налогоплательщика (физического лица) (см., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.08.2004 N А74-4459/03-К2-Ф02-3288/04-С1).

Если же налоговый агент произвел удержание налога, но при этом своевременно не перечислил его в бюджет, с него взыскиваются пени.

Исчисление сумм налога на доходы физических лиц производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, начисленным налогоплательщику за данный период, в отношении которых применяется налоговая ставка 13%, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Сумма налога по доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме дохода, начисленного налогоплательщику.

Исчисление суммы налога на доходы физических лиц производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога.

Пункт 2 статьи 231 НК устанавливает, что не удержанные налоговым агентом с физических лиц или удержанные не полностью суммы налога на доходы физических лиц взыскиваются до полного погашения задолженности в порядке, предусмотренном ст. 45 Налогового кодекса, которая предусматривает судебный порядок взыскания налоговой задолженности по инициативе налоговых органов. Такая ситуация возможна, когда налоговый агент не имеет возможности удержать сумму налога и сообщает об этом налоговому органу.

Если налоговый агент не лишен такой возможности, то за ним сохраняется обязанность удержать подлежащую уплате сумму налога.

В письме УФНС по г. Москве от 29.03.2006 N 28-11/24199 сообщено следующее.

Согласно пункту 4 статьи 226 НК налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога на доходы физических лиц непосредственно из доходов при их фактической выплате.

Пунктом 2 статьи 223 НК определено, что при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

Таким образом, налоговый агент производит исчисление, удержание и перечисление в бюджет налога на доходы физических лиц с заработной платы (в том числе за первую половину месяца) один раз в месяц при окончательном расчете дохода сотрудника по итогам каждого месяца, за который ему был начислен доход, в сроки, установленные п. 6 ст. 226 НК.

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 24 сентября 2020 г.

С доходов граждан, полученных ими в рамках трудовых договоров, договоров аренды имущества или его продажи, от ведения предпринимательской деятельности и других доходов необходимо исчислять и уплачивать в бюджет НДФЛ. В зависимости от источника дохода плательщиками НДФЛ могут выступать как сами физические лица, так и налоговые агенты (например, работодатели). При этом порядок и сроки уплаты НДФЛ зависят от того, кто является плательщиком налога и с какого именно дохода он удержан (ст. 226, ст. 228 НК РФ).

Уплата НДФЛ с заработной платы: сроки

Организации и предприниматели, являющиеся налоговыми агентами, должны исчислить, удержать и перечислить в бюджет с доходов сотрудников НДФЛ, сроки уплаты которого зависят от того, какой именно вид дохода выплачивается работнику (п. 3, п. 4, п. 6 ст. 226 НК РФ).

Так, срок уплаты НДФЛ с заработной платы установлен не позднее следующего дня за днем выплаты работнику дохода (п. 6 ст. 226 НК РФ). При этом датой получения дохода в виде заработной платы у сотрудников является последний день месяца, за который начисляется зарплата. При увольнении работника датой получения дохода в виде заработной платы считается его последний рабочий день (п. 2 ст. 223 НК РФ).

НДФЛ с отпускных срок: перечисления 2020

Оплата НДФЛ с больничных и отпускных производится не позднее последнего числа месяца, в котором эти выплаты были сделаны (п. 6 ст. 226 НК РФ).

Срок уплаты НДФЛ с заработной платы и других доходов (уплата налога налоговым агентом по видам дохода)

Приведем сроки уплаты НДФЛ, удержанного с самых распространенных выплат, в виде таблицы:

Вид дохода Дата получения
дохода
Дата удержания
НДФЛ
Крайний срок уплаты НДФЛ
Заработная плата Последний день месяца, за который начислили зарплату (п. 2 ст. 223 НК РФ) День выплаты зарплаты (п. 4 ст. 226 НК РФ) Следующий рабочий день за днем выплаты денег
(п. 6 ст. 226 НК РФ)
Аванс Последний день месяца, в котором выплатили аванс
(п. 2 ст. 223 НК РФ)
День выдачи второй части зарплаты (п. 4 ст. 226 НК РФ) Следующий рабочий день за днем выплаты денег
(п. 6 ст. 226 НК РФ)
Компенсационные выплаты, связанные с увольнением сотрудника (компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие и пр.) Последний рабочий день (п. 2 ст. 223 НК РФ, ст. 84.1, ст. 140 ТК РФ) День выплаты – последний рабочий день (п. 4 ст. 226 НК РФ, ст. 84.1, ст. 140 ТК РФ) Следующий рабочий день за днем выплаты денег
(п. 6 ст. 226 НК РФ)
Пособия по временной нетрудоспособности День выплаты больничного (подп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ) День выплаты больничного (п. 4 ст. 226 НК РФ) Последний день месяца, в котором перечислили деньги
(п. 6 ст. 226 НК РФ)
Отпуск День выплаты отпускных (подп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ) День выплаты отпускных (п. 4 ст. 226 НК РФ) Последний день месяца, в котором перечислили деньги
(п. 6 ст. 226 НК РФ)
Премия (квартальная или годовая) День выплаты премии (подп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ, Письмо Минфина от 03.09.2018 № 03-04-06/62848) День выплаты премии (п. 4 ст. 226 НК РФ) Следующий рабочий день за днем выплаты денег
(п. 6 ст. 226 НК РФ, Письмо Минфина от 26.03.2018 № 03-04-06/18932)
Премия (ежемесячная) Последний день месяца, за который выдали премию (п. 2 ст. 223 НК РФ, Письмо Минфина от 03.09.2018 № 03-04-06/62848) День выплаты премии (п. 4 ст. 226 НК РФ) Следующий рабочий день за днем выплаты денег
(п. 6 ст. 226 НК РФ, Письмо Минфина от 26.03.2018 № 03-04-06/18932)
Материальная помощь свыше 4000 рублей в год День выплаты матпомощи (подп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ) День выплаты матпомощи (п. 4 ст. 226 НК РФ) Следующий рабочий день после выплаты денег (п. 6 ст. 226 НК РФ)
Сверхлимитные суточные по командировке и компенсация расходов без подтверждающих документов Последний день месяца, в котором утвердили авансовый отчет по командировочным расходам (подп. 6 п. 1 ст. 223 НК РФ) Из первой денежной выплаты после того, как доход был признан (п. 4 ст. 226 НК РФ) Следующий рабочий день за днем выплаты денег
(п. 6 ст. 226 НК РФ)
Материальная выгода от экономии на процентах Последний день каждого месяца в течение срока, на который выданы заемные средства
(подп. 7 п. 1 ст. 223 НК РФ)
Из первой денежной выплаты после того, как доход был признан (п. 4 ст. 226 НК РФ) Следующий рабочий день после выплаты денег (п. 6 ст. 226 НК РФ)
Доходы в натуральной форме День передачи доходов в натуральной форме (подп. 2 п. 1 ст. 223 НК РФ) Из первой денежной выплаты после того, как доход был признан
(п. 4 ст. 226 НК РФ)
Следующий рабочий день после выплаты денег
(п. 6 ст. 226 НК РФ)
Дивиденды День, когда перечислили деньги на счет учредителя (подп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ) День выплаты дивидендов (п. 4 ст. 226 НК РФ) ООО перечисляет НДФЛ не позднее дня, следующего за днем выплаты дивидендов
(п. 6 ст. 226 НК РФ). АО перечисляет НДФЛ не позднее одного месяца со дня выплаты дивидендов
(п. 4 ст. 214, п. 9 ст. 226.1 НК РФ)

Если последний день уплаты НДФЛ выпадет на выходной или праздничный день, то уплата налога переносится на следующий рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Каков порядок уплаты НДФЛ?

Существуют два варианта уплаты налога для физлиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями:

1. Удерживает и перечисляет налог в бюджет сторона, осуществляющая выплаты (например, работодатель или арендатор).

2. Физическое лицо самостоятельно платит налог.

Если сторона, осуществляющая выплаты в пользу физлица, выступает в качестве налогового агента, и сама удерживает и уплачивает НДФЛ в бюджет в полном объеме, никаких дополнительных обязанностей у физлица не возникает.

Однако бывают случаи, когда организация или ИП, осуществляющие выплаты в пользу физлица, не исполняют функции налоговых агентов либо по какой-то причине не смогли удержать налог. В таком случае они обязаны проинформировать и налоговую инспекцию, и самого получателя дохода об этом (п. 5 статьи 226 НК РФ). Извещать гражданина о том, что с выплат, осуществленных в его пользу, в свое время не был удержан и выплачен налог, можно в произвольной форме. К сообщению добавляется копия справки, представленной в налоговую инспекцию с указанием выплаченных сумм, чтобы физлицо имело представление, какой налог потребуется уплатить. Информация о выплаченных суммах, а также неудержанных суммах НДФЛ передается в первом месяце года (до 1 февраля), следующего за отчетным.

Физическое лицо, узнавшее о наличии задолженности перед бюджетом, обязано не позже 30 апреля года, следующего за отчетным периодом, представить налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ (п. 1 статьи 229 НК РФ). Если 30 апреля приходится на выходной день, то декларацию необходимо представить не позднее ближайшего рабочего дня, при этом срок подачи декларации не переносится, если указанная дата выпадает на праздничный день. Сдавать декларацию налогоплательщик обязан в налоговую инспекцию по месту своего жительства либо лично, либо через представителя, имеющего доверенность, либо по почте ценным письмом с описью вложения (п.4 статьи 80 НК РФ).

Сам налог следует уплатить не позднее 15 июля года, следующего за отчетным периодом, предварительно уточнив реквизиты для его уплаты (п. 4 статьи 228 НК РФ).

Если сроки представления декларации и уплаты налога будут нарушены, налоговая инспекция имеет право доначислить налог, а также обязать налогоплательщика выплатить пени и штрафы. Штраф за нарушение сроков подачи декларации по НДФЛ взимается в размере 5% неуплаченной суммы налога за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления. Минимальная сумма административного наказания в таком случае 1 тысяча рублей, максимальная — 30% суммы налога (п. 1 статьи 119 НК РФ). Штраф за неуплату налога может составить 20% от невыплаченной суммы или 40%, если налоговые органы докажут умышленное неисполнение налогоплательщиком своих обязанностей. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты НДФЛ в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ.

Если налогоплательщик докажет, что своевременно подал декларацию, правильно рассчитал сумму налога, но не уплатил его в срок, на основании Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 можно будет опротестовать решение о наложении штрафа за неуплату налога. В этом случае налоговики имеют право начислить только пени.

С каких подарков следует платить НДФЛ?

Согласно статье 228 НК РФ налогом не облагаются подарки, сделанные близкими людьми, — супругами, детьми, бабушками-дедушками, сводными братьями-сестрами, усыновителями/усыновленными. Если подарок вручен работодателем, то налог автоматически высчитывается от стоимости подарка и согласно статье 24 НК РФ, а также статье 226 НК РФ удерживается дарителем. Но если организация никаких налоговых обязательств на себя не взяла (о чем дополнительно сообщается), то физлицо, получившее подарок, обязано самостоятельно рассчитать и заплатить НДФЛ. Подарки стоимостью до 4 тысяч рублей, полученные в течение налогового периода (года), на основании п.28 статьи 217 НК РФ налогом на доход не облагаются. Если стоимость подарка/подарков превышает указанную сумму, то налог считается следующим образом: сумма налога = (стоимость подарка – 4 тысячи рублей), умноженная на соответствующую ставку НДФЛ. Если подарок сделан физлицом, не являющимся членом семьи или близким родственником, НДФЛ придется платить только в случае, если подарена недвижимость, транспортное средство или акции (доли, паи). В любом другом виде налог с подарка платить не надо.

Как платить НДФЛ с выигрыша?

В случае получения дохода в виде выигрыша в лотерее, в казино или на игровых автоматах физическое лицо обязано самостоятельно подавать декларацию, рассчитывать и платить НДФЛ. Однако если денежный приз был получен в тотализаторах или букмекерских конторах, при его выплате организаторы подобных мероприятий обязаны удержать из вручаемой суммы налог. В противном случае они обязаны уведомить физлицо о возникновении у него обязанности самостоятельной уплаты НДФЛ (п. 1 статьи 210 НК РФ, пп. 2 п. 2 статьи 211 НК РФ, п. 2 статьи 214.7 НК РФ, п. 1 статьи 226 НК РФ , пп. 5 п. 1 статьи 228 НК РФ).

Когда перечисляется НДФЛ с отпускных работника?

До недавнего времени это был спорный вопрос и имелись разногласия в правовой среде, касающиеся сроков отчисления НДФЛ с отпускных. С 2016 года ситуация урегулирована — в ст 226 НК РФ внесены данные, уточняющие положение пункта 6. Статья 226 НК РФ c комментариями 2016 года подразумевает, что сумма налога с такого дохода физ. лица, как отпускные, должна быть перечислена налоговым агентом не позже последнего числа месяца, в котором эти отпускные выплачивались. Ранее было и иное мнение, подкрепленное множеством судебных решений. Считалось, что налог должен быть перечислен не позднее того дня, когда работник (или доверенные лица вместо него) фактически получил на свой счёт денежную сумму отпускных. Однако кассационные суды достаточно часто приходили к выводу, который сегодня законодательно закреплён. Они устанавливали, что налог должен перечисляться в последний день месяца, в котором была осуществлена выплата отпускных. В своих постановлениях судьи указывали, что плата за отпуск приравнивается к зарплате сотрудника, а поэтому перечисление и удержание НДФЛ с суммы отпускных должно происходить так же как и с зарплаты — в последний день месяца (п 2 ст 223 НК РФ). Обращаясь к статье 226 НК РФ с комментариями 2016 года, теперь можно увидеть законодательное закрепление такой позиции. Итак, при оплате сотрудникам больничных и отпускных в 2016 году работодатели перечисляют НДФЛ не позднее последнего дня месяца, в котором эти выплаты производились.

Когда перечисляется НДФЛ, если зарплата выплачивается частями в виде аванса и расчёта?

Законодательно признано, что датой получения дохода в виде оплаты труда является последний день трудового месяца (ст 223 НК РФ). Но статья 226 НК РФ с комментариями 2016 содержит указание на то, что налоговые агенты перечисляют суммы удержанного с доходов сотрудника НДФЛ не позднее следующей за днём выплаты даты. Недавно законодатель уточнил, что при оплате отпусков и выплате пособий по нетрудоспособности налог отчисляется в последний день того месяца, в котором производились выплаты. По официальному мнению, если зарплата выплачивается частями, то налог удерживается и отчисляется в бюджет всё же один раз — при расчёте по итогам месяца, соблюдая при этом правила ст 226 НК РФ. Поэтому до окончания трудового месяца доход в виде аванса не признаётся полученным. При удержании НДФЛ сумма аванса засчитывается в месячную оплату труда, производимую по итогам рабочего месяца, и налог с этой суммы уплачивается в день окончательного расчёта. Такая позиция не вызывает споров. Её разделяют Минфин, Налоговая служба, судьи и эксперты.

Когда функции налогового агента можно возложить на доверительного управляющего?

По ГК РФ имущество может быть передано в доверительное управление, что не влечёт перехода права собственности на него к управляющему. Но сделки с этим имуществом такой управляющий совершает от своего имени. Если физ. лицо, например, решает заключить депозитный договор не лично, а через доверительного управляющего, то управляющий заключает договор от своего имени, хотя и за счёт денег доверителя. Так как договор с банком заключило не физ. лицо, то и доход от депозитного договора это физ. лицо не получает. Гражданин в этом случае получает доход от доверительного управления, а не от банковского вклада. По п 1 ст 226 НК РФ налоговым агентом может быть признана организация от взаимодействия с которой, гражданин-налогоплательщик получил доход. Так как гражданин заключил договор доверительного управления и получил доход от взаимодействия с управляющим, то, попадая под определение, доверительный управляющий может быть признан налоговым агентом. Физическое лицо будет получателем дохода по депозитному договору, заключенному доверительным управляющим. НДФЛ с этого дохода будет удержан при выплате денег физическому лицу доверительным управляющим.

Налоговый кодекс возложил на налоговых агентов две обязанности. Первая — удержать налог при выплате дохода налогоплательщику. Вторая — перечислить этот налог в бюджет. Соответственно при исполнении этих обязанностей налоговый агент может допустить всего две ошибки: не удержать налог вовсе (или удержать не полностью) либо удержать, но не перечислить его в бюджет. За оба нарушения налоговая инспекция может наказать агента. Но при этом мера его ответственности напрямую связана с видом допущенного нарушения.

Штраф

За неперечисление налоговым агентом суммы налога в бюджет статьей 123 НК РФ установлен штраф в размере 20 процентов от неперечисленной суммы. При этом, согласно пункту 44 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.01 N 5, штраф взыскивается независимо от того, удержал агент налог или нет. Учитывается только реальная возможность произвести удержание.

Таким образом, если агент выплачивает налогоплательщику деньги (тот доход, из которого можно удержать налог), но не перечисляет сумму налога в бюджет, его можно оштрафовать на 20 процентов от этой суммы. Причем независимо от того, удержал реально агент требуемую сумму или нет.

Недоимка

Однако практика показывает, что налоговые органы в вышеописанной ситуации не ограничиваются только взысканием штрафа. В дополнение к этому они пытаются взыскать с налогового агента неудержанную сумму налога. При этом они пользуются неясностью, содержащейся в разъяснении, данном пленумами ВС РФ и ВАС РФ в пункте 11 постановления от 11.06.99 N 41/9. Там сказано, что, если налоговый агент не перечисляет налог (без уточнения причины неперечисления), с него «в общем порядке» взыскиваются образовавшаяся недоимка и пени. Это позволяет налоговикам требовать уплаты недоимки с налогового агента и тогда, когда он при выплате дохода даже не удерживал налог.

Но, на наш взгляд, такие меры можно применять только если налоговый агент все же удержал налог, но не перечислил его в бюджет. Дело в том, что налог — это изъятие части имущества, принадлежащего непосредственно налогоплательщику (ст. 8 НК РФ). Налоговый же агент выступает лишь в качестве посредника между налогоплательщиком и бюджетом, но сам не является плательщиком в отношении перечисляемых сумм (ст. 24 НК РФ). Поэтому и взыскивать с него налог нельзя.

Этот же вывод подтверждает и содержание пункта 2 статьи 45 НК РФ. В нем сказано, что если тот или иной налог должен исчислить и удержать налоговый агент, обязанность налогоплательщика по уплате этого налога считается выполненной с момента его удержания агентом. Соответственно до момента удержания обязанность по уплате налога лежит на налогоплательщике. Следовательно, именно он остается должником бюджета, и к нему должны применяться правила о взыскании неуплаченного в срок налога.

Кроме того, взыскание неудержанного налога за счет средств налогового агента противоречит статье 3 НК РФ. Так, пункт 3 этой статьи установил, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. А при взыскании неудержанного налога с агента какое-либо экономическое основание отсутствует. Ведь в данном случае и объект налогообложения, и обязанность по уплате налога возникают именно у налогоплательщика, а не у агента.

Следовательно, взыскание этой суммы с налогового агента приведет не к прекращению обязанности самого плательщика, а лишь к неосновательному обогащению бюджета. Ведь в таком случае в бюджет попадут средства не налогоплательщика, а третьего лица.

Нельзя взыскать с агента за счет его средств налог, который надо было удержать с другого лица (налогоплательщика), еще и по тому основанию, что такое взыскание фактически будет являться санкцией по отношению к налоговому агенту. Но ответственность за совершение налоговых правонарушений организации несут лишь в случаях, предусмотренных главой 16 НК РФ (п. 1 ст. 107 НК РФ). А в ней для агентов не предусмотрен штраф в размере, равном сумме неудержанного налога.

И еще один аргумент, который могут использовать организации и предприниматели, выплачивающие доход физическим лицам. Напомним, что они, согласно статье 226 НК РФ, признаются налоговыми агентами по налогу на доходы физических лиц. При этом в пункте 9 этой статьи установлен прямой запрет на уплату налога на доходы за счет средств налогового агента. Поэтому, если налоговый агент не удержал налог из дохода налогоплательщика, за счет своих средств платить налог он просто не имеет права, равно как и налоговые органы не вправе требовать такой уплаты. Таким образом, требование налогового органа о взыскании с налогового агента суммы налога, не перечисленной в бюджет из-за неудержания ее с налогоплательщиков, незаконно.

Пени

Абсолютно аналогичная ситуация и с взысканием пеней с налогового агента, не удержавшего налог. Напомним, что пени являются одной из мер обеспечения обязанности по уплате налога (ст. 72, 75 НК РФ). Это означает, что при возникновении условий для их начисления вносить пени должно то же лицо, которое обязано уплатить налог. Соответственно, если налоговый агент не удержал налог, обязанность по его уплате осталась у налогоплательщика. И именно он должен будет заплатить пени за просрочку платежа.

Поэтому можно сделать вывод о том, что нормы НК РФ, устанавливающие способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, применяются к агентам только если они при выплате дохода удержали налог, но не перечислили его в бюджет.

Если же налоговый агент даже не удержал налог, то у него нет обязанности внести его в бюджет (эта обязанность осталась у налогоплательщика). Следовательно, в отношении налогового агента на сумму неудержанного налога не могут начисляться пени.

Итак, налоговый агент, удержавший налог у налогоплательщика, но не перечисливший его в бюджет, будет нести ответственность в виде штрафа в 20 процентов от неперечисленной суммы. Кроме этого с него можно будет взыскать недоимку и пени.

Но тот налоговый агент, который не удержал налог при выплате дохода, подвергнется лишь одному наказанию — штрафу в размере 20 процентов от суммы, которую надо было удержать и перечислить в бюджет (ст. 123 НК РФ). А обязанность заплатить налог в такой ситуации останется непосредственно у налогоплательщика (п. 2 ст. 45 НК РФ). И именно к нему налоговые органы должны будут предъявлять претензии по неуплаченному налогу и пеням.

Взыскание налога в последней из описанных ситуаций за счет средств агента будет противоречить сразу нескольким статьям Налогового кодекса. Во-первых, статье 3 НК РФ, установившей обязательность экономического основания налога, во-вторых, статье 8 НК РФ, закрепившей, что налог платится за счет средств налогоплательщика, и, в-третьих, статье 108 НК РФ, установившей недопустимость введения санкций помимо тех, которые предусмотрены в главе 16 НК РФ.

Причем ситуация с ответственностью налогового агента не зависит от того, какой именно налог он не удержал: налог на доходы, НДС, налог на прибыль или налог с продаж. В любом случае налогоплательщиком фактически является другое лицо (физическое лицо, организация или даже иностранная организация). Поэтому ни недоимку, ни пени взыскивать в таком случае с налогового агента нельзя.

Д.М. Телипенко, юрист департамента правового консультирования АКГ «Развитие бизнес-систем»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *