Самара налог на имущество по кадастровой стоимости

Содержание

О налоге на имущество организаций на территории Самарской области

ЗАКОН
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
от 25 ноября 2003 года N 98-ГД
О налоге на имущество организаций на территории Самарской области

(с изменениями на 8 мая 2020 года)

Принят
Самарской Губернской Думой
25 ноября 2003 года

Статья 1. Общие положения

(в ред. Закона Самарской области от 05.10.2007 N 87-ГД)

Настоящий Закон устанавливает и вводит на территории Самарской области налог на имущество организаций (далее — налог), определяет ставку налога, порядок и сроки его уплаты, льготы по данному налогу, а также устанавливает особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.

(в ред. Закона Самарской области от 23.11.2015 N 116-ГД)

Статья 1.1. Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества

(в ред. Закона Самарской области от 28.11.2019 N 120-ГД (ред. 31.12.2019))

Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении следующих объектов недвижимого имущества:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые помещения, гаражи, машино-места, а также жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Статья 2. Налоговые ставки

(в ред. Закона Самарской области от 23.11.2015 N 116-ГД)

1. Налоговая ставка устанавливается в размере 2,2 процента, за исключением налоговой ставки, предусмотренной частью 2 настоящей статьи.

2. Налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, за исключением объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливается в следующих размерах:

(в ред. Закона Самарской области от 30.12.2016 N 147-ГД)

1) 0,9 процента — в 2016 году;

2) 1,2 процента — в 2017 году;

3) 1,5 процента — в 2018 году;

4) 1,8 процента — в 2019 году;

5) 2,0 процента — в 2020 году и последующие годы.

3. Налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливается в размере 2,0 процента.

(часть 3 введена Законом Самарской области от 30.12.2016 N 147-ГД)

Статья 3. Порядок и сроки уплаты налога

1. Налог подлежит уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, установленные статьей 383 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

2. По налогу устанавливаются отчетные периоды, которыми признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

3. Налог уплачивается путем внесения в течение налогового периода авансовых платежей по налогу. Уплата авансовых платежей по налогу производится не позднее 35 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода. По итогам налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную как разница от произведения налоговой ставки и налоговой базы и суммами авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в течение налогового периода, в срок не позднее 10-го апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

(в ред. Закона Самарской области от 30.11.2017 N 115-ГД)

Статья 4. Льготы по налогу

1. От уплаты налога освобождаются следующие категории налогоплательщиков:

1) утратил силу с 1 января 2017 года. — Закон Самарской области от 23.11.2016 N 125-ГД;

2) утратил силу с 1 января 2009 года. — Закон Самарской области от 30.09.2008 N 94-ГД;

3) организации (кроме банков, других кредитных организаций, страховых организаций и организаций, получающих 70 и более процентов дохода от сдачи в аренду основных средств, создаваемых в ходе реализации инвестиционных проектов, от всех доходов, определенных по данным бухгалтерского учета, полученных в отчетном и (или) налоговом периоде), осуществляющие инвестиционную деятельность на территории Самарской области по приоритетным видам экономической деятельности, указанным в приложении 3 к настоящему Закону, — в отношении имущества, созданного, реконструированного, модернизированного и (или) приобретенного в ходе реализации инвестиционного проекта (в том числе поступившего в виде вклада в уставный (складочный) капитал организации) и предназначенного для его реализации;

(в ред. Законов Самарской области от 06.10.2011 N 96-ГД, от 27.11.2014 N 119-ГД, от 06.07.2015 N 75-ГД, от 13.02.2017 N 24-ГД)

3.1) не действует с 1 января 2020 года. — Закон Самарской области от 13.07.2015 N 82-ГД.

4) — 4.1) утратили силу с 1 января 2009 года. — Закон Самарской области от 30.09.2008 N 94-ГД;

5) утратил силу с 1 января 2017 года. — Закон Самарской области от 23.11.2016 N 125-ГД;

6) благотворительные организации, имеющие статус «благотворительная организация в Самарской области»;

7) утратил силу с 1 января 2009 года. — Закон Самарской области от 30.09.2008 N 94-ГД;

8) религиозные организации.

(п. 8 введен Законом Самарской области от 05.05.2004 N 64-ГД)

9) утратил силу с 1 января 2017 года. — Закон Самарской области от 23.11.2016 N 125-ГД;

10) утратил силу с 1 января 2006 года. — Закон Самарской области от 07.11.2005 N 186-ГД;

11) — 14) утратили силу. — Закон Самарской области от 08.11.2019 N 107-ГД;

15) — 16) утратили силу с 1 января 2009 года. — Закон Самарской области от 30.09.2008 N 94-ГД;

17) казенные предприятия, осуществляющие эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования;

(п. 17 введен Законом Самарской области от 02.11.2004 N 146-ГД)

18) утратил силу с 1 января 2017 года. — Закон Самарской области от 23.11.2016 N 125-ГД;

19) утратил силу. — Закон Самарской области от 14.12.2004 N 154-ГД (ред. 07.11.2005);

20) — 21) утратили силу. — Закон Самарской области от 30.09.2008 N 94-ГД;

22) утратил силу. — Закон Самарской области от 08.11.2019 N 107-ГД;

23) не действует с 1 января 2018 года. — Закон Самарской области от 25.12.2015 N 132-ГД.

24) организации, осуществляющие перевозки пассажиров метрополитеном, — в отношении имущества, используемого для осуществления основного вида деятельности указанных организаций;

(п. 24 введен Законом Самарской области от 04.07.2016 N 82-ГД)

25) управляющие компании агропромышленных парков, имеющих статус агропромышленных парков Самарской области, присвоенный в порядке, утвержденном Правительством Самарской области, — в отношении недвижимого имущества, учитываемого на балансе организации, созданного и используемого для функционирования агропромышленного парка, имеющего статус агропромышленного парка Самарской области (в том числе внеплощадочных объектов инженерных сетей и коммуникаций агропромышленного парка, имеющего статус агропромышленного парка Самарской области);

(п. 25 введен Законом Самарской области от 11.07.2016 N 90-ГД)

26) организации — резиденты территории опережающего социально-экономического развития, созданной на территории монопрофильного муниципального образования Самарской области (моногорода);

(п. 26 введен Законом Самарской области от 09.01.2017 N 2-ГД)

27) не действует с 1 июня 2019 года. — Закон Самарской области от 09.01.2017 N 5-ГД.
28) организации, на балансе которых в качестве основных средств учитываются стадионы для проведения в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу вместимостью не менее 44 000 зрительских мест, — в отношении указанных объектов недвижимости.

(п. 28 введен Законом Самарской области от 05.07.2019 N 76-ГД)

2. Налогоплательщики, определенные пунктом 3 части 1 настоящей статьи, осуществляющие на территории Самарской области инвестиционный проект стоимостью до ста миллионов рублей (включительно) на день обращения инвестора в налоговые органы, освобождаются от уплаты налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации) в отношении имущества, созданного, реконструированного, модернизированного и (или) приобретенного в результате осуществления инвестиционного проекта, на два года с месяца постановки его на бухгалтерский учет в качестве объекта основных средств.

(в ред. Законов Самарской области от 13.02.2017 N 24-ГД, от 30.11.2017 N 115-ГД)

Налогоплательщики, определенные пунктом 3 части 1 настоящей статьи, осуществляющие на территории Самарской области инвестиционный проект стоимостью от ста миллионов до пятисот миллионов рублей (включительно) на день обращения инвестора в налоговые органы, освобождаются от уплаты налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации) в отношении имущества, созданного, реконструированного, модернизированного и (или) приобретенного в результате осуществления инвестиционного проекта, на четыре года с месяца постановки его на бухгалтерский учет в качестве объекта основных средств.

(в ред. Законов Самарской области от 13.02.2017 N 24-ГД, от 30.11.2017 N 115-ГД)

Налогоплательщики, определенные пунктом 3 части 1 настоящей статьи, осуществляющие на территории Самарской области инвестиционный проект стоимостью от пятисот миллионов рублей и выше на день обращения инвестора в налоговые органы, освобождаются от уплаты налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации) в отношении имущества, созданного, реконструированного, модернизированного и (или) приобретенного в результате осуществления инвестиционного проекта, на пять лет с месяца постановки его на бухгалтерский учет в качестве объекта основных средств.

(в ред. Законов Самарской области от 13.02.2017 N 24-ГД, от 30.11.2017 N 115-ГД)

Налогоплательщикам, определенным пунктом 3 части 1 настоящей статьи и осуществляющим инвестиционные проекты на территориях городских округов Самарской области, признанных монопрофильными городскими округами Самарской области в порядке, установленном Законом Самарской области «О государственной поддержке монопрофильных городских округов Самарской области», сроки освобождения от уплаты налога, предусмотренные абзацами первым, вторым и третьим настоящей части, увеличиваются на два года при условии соблюдения требований, предусмотренных частью 2 статьи 8 Закона Самарской области «О государственной поддержке монопрофильных городских округов Самарской области».

Льгота, установленная пунктом 3 части 1 настоящей статьи, предоставляется при условии ведения раздельного бухгалтерского и налогового учета имущества, созданного, реконструированного, модернизированного и (или) приобретенного для реализации инвестиционного проекта. В случае создания, реконструкции, модернизации и (или) приобретения имущества для реализации нескольких инвестиционных проектов ведение раздельного бухгалтерского и налогового учета необходимо по каждому инвестиционному проекту.

(в ред. Закона Самарской области от 13.02.2017 N 24-ГД)

Льгота налогоплательщикам, установленная пунктом 3 части 1 настоящей статьи, предоставляется налогоплательщику при соблюдении требований, содержащихся в абзаце пятом настоящей части, а также следующих условий:

(абзац введен Законом Самарской области от 27.11.2014 N 119-ГД)

доля стоимости имущества, ранее использовавшегося на территории Самарской области, составляет не более 30% от фактической стоимости инвестиционного проекта на дату подачи декларации по итогам налогового периода (в случае модернизации и (или) реконструкции стоимость модернизируемого и (или) реконструируемого имущества до реконструкции и (или) модернизации должна составлять не более 30% от балансовой стоимости данного имущества после реконструкции и (или) модернизации);

(в ред. Законов Самарской области от 06.07.2015 N 75-ГД, от 13.02.2017 N 24-ГД)

отсутствие у организации на момент подачи декларации по итогам налогового периода недоимки и задолженности по пеням и штрафам по налогам и сборам. После погашения недоимки и задолженности налогоплательщик имеет право воспользоваться льготой, установленной пунктом 3 части 1 настоящей статьи;

(в ред. Закона Самарской области от 06.07.2015 N 75-ГД)

в отношении налогоплательщика на момент подачи декларации по итогам налогового периода не проводятся процедуры ликвидации или банкротства;

(в ред. Закона Самарской области от 06.07.2015 N 75-ГД)

Налогоплательщики представляют в налоговый орган по месту налогового учета в составе отчетности за отчетный (налоговый) период, в котором применена льгота по налогу на имущество организаций, следующие документы:

заявление налогоплательщика в письменной форме с приложением бизнес-плана с указанием сроков реализации инвестиционного проекта, даты ввода в эксплуатацию объекта строительства, даты постановки на бухгалтерский учет создаваемого или приобретаемого имущества и объема вкладываемых инвестиций, согласованного в порядке, установленном Правительством Самарской области;

(в ред. Закона Самарской области от 30.11.2017 N 115-ГД)

документы, подтверждающие формирование первоначальной стоимости объектов основных средств (кроме основных средств, созданных хозяйственным способом);

документы, подтверждающие наименование, остаточную стоимость и дату отчуждения (выбытия) основных средств, созданных, реконструированных, модернизированных и (или) приобретенных в ходе реализации инвестиционного проекта;

(в ред. Закона Самарской области от 13.02.2017 N 24-ГД)

документы, подтверждающие соответствие налогоплательщика условиям, указанным в абзаце шестом настоящей части.

(абзац введен Законом Самарской области от 27.11.2014 N 119-ГД)

Абзацы пятнадцатый — шестнадцатый утратили силу. — Закон Самарской области от 08.02.2019 N 10-ГД.

Налогоплательщики утрачивают право на применение льготы в отношении имущества в случае его отчуждения, передачи своим филиалам и иным обособленным подразделениям, расположенным за пределами территории Самарской области, до истечения трех лет со дня окончания использования налоговых льгот. При этом сумма налога на имущество организаций, не уплаченная в областной бюджет в связи с предоставлением льготы по указанным объектам, подлежит возврату в областной бюджет в течение трех месяцев со дня отчуждения имущества в полном объеме за все время пользования льготой.

(в ред. Закона Самарской области от 06.07.2015 N 75-ГД)

Налогоплательщики, определенные пунктом 3 части 1 настоящей статьи, осуществляющие инвестиционную деятельность на территории Самарской области по приоритетному виду экономической деятельности «транспортирование по трубопроводам нефти и нефтепродуктов», освобождаются от уплаты налога на имущество организаций при условии среднесписочной численности работников, рабочие места которых в соответствии с трудовым законодательством находятся на территории Самарской области, не менее 2500 человек.

(абзац введен Законом Самарской области от 14.02.2020 N 20-ГД)

(часть 2 в ред. Закона Самарской области от 13.06.2012 N 49-ГД)

2.1. не действует с 1 января 2020 года. — Закон Самарской области от 13.07.2015 N 82-ГД.

3. Утратила силу. — Закон Самарской области от 08.11.2019 N 107-ГД.

4. Утратила силу с 1 января 2009 года. — Закон Самарской области от 30.09.2008 N 94-ГД.

5. Утратила силу с 1 января 2017 года. — Закон Самарской области от 23.11.2016 N 125-ГД.

6. Утратила силу с 1 января 2009 года. — Закон Самарской области от 30.09.2008 N 94-ГД.

7. Утратила силу. — Закон Самарской области от 08.11.2019 N 107-ГД.

8. не действует с 1 января 2018 года. — Закон Самарской области от 25.12.2015 N 132-ГД.

9. Льгота, установленная в пункте 25 части 1 настоящей статьи, предоставляется управляющим компаниям агропромышленных парков, имеющих статус агропромышленных парков Самарской области, на пять лет с месяца постановки имущества на баланс при условии ведения раздельного учета имущества, учитываемого на балансе организации, созданного и используемого для функционирования агропромышленного парка, имеющего статус агропромышленного парка Самарской области (в том числе внеплощадочных объектов инженерных сетей и коммуникаций агропромышленного парка, имеющего статус агропромышленного парка Самарской области), и иного имущества.

(часть 9 введена Законом Самарской области от 11.07.2016 N 90-ГД)

10. Налогоплательщики, определенные пунктом 26 части 1 настоящей статьи (далее в настоящей части — налогоплательщики), освобождаются от уплаты налога в отношении учитываемого на балансе налогоплательщика имущества, созданного и (или) приобретенного не ранее 1 января 2015 года и используемого в целях реализации инвестиционного проекта в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, созданной на территории монопрофильного муниципального образования Самарской области (моногорода) (далее в настоящей части — территория опережающего развития), заключенным с органом государственной власти Самарской области, уполномоченным на заключение соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего развития, и (или) органами местного самоуправления монопрофильного муниципального образования Самарской области (моногорода) (далее в настоящей части — соглашение), а также имущества, созданного в рамках концессионного соглашения, в целях реализации инвестиционного проекта организации — резидента территории опережающего развития.

Сумма налога, уплаченная налогоплательщиком до момента вступления в силу пункта 26 части 1 настоящей статьи, не подлежит возврату из областного бюджета.

Льгота, установленная пунктом 26 части 1 настоящей статьи, предоставляется на десять лет с месяца постановки имущества на баланс при условии ведения раздельного бухгалтерского и налогового учета имущества, указанного в абзаце первом настоящего пункта, и иного имущества, но не более срока существования территории опережающего развития.

Льгота, установленная пунктом 26 части 1 настоящей статьи, предоставляется налогоплательщику при условии, что балансовая стоимость имущества, вновь созданного и (или) приобретенного в результате реализации инвестиционного проекта в соответствии с соглашением, ранее не учитываемого в качестве основных средств на территории городского округа, в котором создана территория опережающего развития, составляет 70% и более от совокупной балансовой стоимости имущества, используемого для реализации инвестиционного проекта.

В случае исключения налогоплательщика из реестра резидентов территории опережающего развития предоставление льгот, установленных пунктом 26 части 1 настоящей статьи, прекращается с начала квартала, в котором налогоплательщик был исключен из реестра резидентов территории опережающего развития. Если при этом налогоплательщиком не выполнены установленные действующим законодательством для организаций — резидентов территории опережающего развития требования к минимальному объему капитальных вложений, созданию минимального количества новых рабочих мест и видам экономической деятельности, осуществление которых допускается в результате реализации инвестиционного проекта на территории опережающего развития, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с уплатой соответствующих пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным статьей 3 настоящего Закона днем уплаты налога (авансового платежа по налогу), исчисленного без учета статуса резидента территории опережающего развития за весь период нахождения его в реестре резидентов территории опережающего развития.

Орган государственной власти Самарской области, уполномоченный на заключение соглашений, в течение 10 дней с момента исключения налогоплательщика из реестра резидентов территории опережающего развития в случае невыполнения налогоплательщиком установленных действующим законодательством для организаций — резидентов территории опережающего развития требований к минимальному объему капитальных вложений, созданию минимального количества новых рабочих мест и видам экономической деятельности, осуществление которых допускается в результате реализации инвестиционного проекта на территории опережающего развития, информирует о данном факте налоговый орган по месту налогового учета налогоплательщика.

(часть 10 введена Законом Самарской области от 09.01.2017 N 2-ГД)

11. Не действует с 1 июня 2019 года. — Закон Самарской области от 09.01.2017 N 5-ГД.

Статья 4.1. Налоговые льготы в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость

(введена Законом Самарской области от 11.04.2016 N 41-ГД)

1. Общая кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях налогообложения уменьшается на величину кадастровой стоимости площади:

50 кв. метров для организаций со среднесписочной численностью работников не менее 2 человек за предыдущий налоговый период;

100 кв. метров для организаций со среднесписочной численностью работников не менее 4 человек за предыдущий налоговый период;

250 кв. метров для организаций со среднесписочной численностью работников не менее 5 человек за предыдущий налоговый период.

(в ред. Закона Самарской области от 08.05.2020 N 49-ГД)

2. Налоговые льготы, указанные в части 1 настоящей статьи, предоставляются при одновременном соблюдении следующих условий:

1) за предыдущий налоговый период среднесписочная численность работников организации не превышает 100 человек и доходы организации по данным бухгалтерского учета не превышают 60 млн рублей с учетом установленного на соответствующий год коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации;
2) средняя заработная плата работников за текущий отчетный (налоговый) период составила не менее 1 величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в Самарской области, установленного постановлением Правительства Самарской области и рассчитываемого путем суммирования величин прожиточного минимума за четыре квартала предыдущего налогового периода и делением полученной суммы на четыре;

(в ред. Закона Самарской области от 08.05.2020 N 49-ГД)

3) в текущем налоговом периоде 80% доходов организации от всех доходов, определенных по данным бухгалтерского учета, являются доходами, получаемыми по видам экономической деятельности, не относящимся к разделу K (Финансовая деятельность), разделу L (Операции с недвижимым имуществом) и разделу B (Добыча полезных ископаемых) в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 года N 14-ст.

(п. 3 в ред. Закона Самарской области от 30.12.2016 N 147-ГД)

3. Вновь созданным в текущем налоговом периоде организациям льготы по налогу предоставляются по итогам отчетного периода при одновременном соблюдении следующих условий:

1) за отчетный период среднесписочная численность работников организации не превышает 100 человек и доходы организации по данным бухгалтерского учета не превышают 60 млн рублей с учетом установленного на соответствующий год коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации;

2) средняя заработная плата работников за текущий отчетный (налоговый) период составила не менее 1,5 величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в Самарской области, установленного постановлением Правительства Самарской области, за четвертый квартал года, предшествовавшего году создания организации;

3) в текущем отчетном периоде 80% доходов организации от всех доходов, определенных по данным бухгалтерского учета, являются доходами, получаемыми по видам экономической деятельности, не относящимся к разделу K (Финансовая деятельность), разделу L (Операции с недвижимым имуществом) и разделу B (Добыча полезных ископаемых) в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 года N 14-ст.

(п. 3 в ред. Закона Самарской области от 30.12.2016 N 147-ГД)

4. В целях настоящей статьи средняя заработная плата рассчитывается по утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, форме расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за текущий налоговый (отчетный) период путем деления суммы начисленного дохода (за исключением суммы начисленного дохода в виде дивидендов) на количество работников и на количество месяцев в соответствующем налоговом (отчетном) периоде.

5. Налоговые льготы, указанные в части 1 настоящей статьи, предоставляются по месту нахождения организации.

В случае если площадь объекта недвижимого имущества, расположенного по месту нахождения организации, менее площади, установленной частью 1 настоящей статьи, или в случае расположения объекта недвижимого имущества вне места нахождения организации, льгота по налогу (оставшаяся ее часть) предоставляется по месту нахождения недвижимого имущества при условии представления в налоговый орган сведений о кадастровых номерах и площадях объектов недвижимого имущества, по которым заявлена льгота в налоговый орган по месту нахождения организации или по месту нахождения другого недвижимого имущества.

Статья 5. Форма отчетности по налогу

1. Налогоплательщики представляют налоговую декларацию по налогу в соответствии со статьей 386 Налогового кодекса Российской Федерации.

(в ред. Законов Самарской области от 07.06.2004 N 87-ГД, от 05.10.2007 N 87-ГД, от 28.11.2019 N 120-ГД)

2. Исключена. — Закон Самарской области от 07.06.2004 N 87-ГД.

Статья 6. Заключительные положения

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2004 года.

Губернатор Самарской области
К.А.ТИТОВ

г. Самара

25 ноября 2003 года
N 98-ГД

Приложение N 1. Налоговая декларация по налогу на имущество организаций (налоговый расчет по авансовому платежу). — Утратила силу

Приложение N 1
к Закону
Самарской области
от 25 ноября 2003 г. N 98-ГД

Утратила силу с 1 января 2008 года. — Закон Самарской области от 05.10.2007 N 87-ГД.

Приложение N 2. Декларация по налогу на имущество организаций. — Исключена

Приложение N 2
к Закону
Самарской области
от 25 ноября 2003 г. N 98-ГД

Исключена. — Закон Самарской области от 07.06.2004 N 87-ГД.

Приложение 3. Приоритетные виды экономической деятельности

Приложение 3
к Закону
Самарской области
«О налоге на имущество организаций
на территории Самарской области»

(в ред. Закона Самарской области от 14.02.2020 N 20-ГД)

Раздел (подраздел)

Класс (подкласс), группа

Наименование вида экономической деятельности

Раздел A

01, 02, 03

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

Раздел B

С 05 по 09

Добыча полезных ископаемых

Раздел C

10, 11, с 13 по 32

Обрабатывающие производства

Раздел H

Транспортирование по трубопроводам нефти и нефтепродуктов

Раздел I

Деятельность гостиниц

Раздел J

62, 63

Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги. Деятельность в области информационных технологий

Раздел M

Научные исследования и разработки

Раздел P

Образование

Раздел Q

86, 87, 88

Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг

Раздел E

38.1, 38.2, 38.3

Сбор, обработка и утилизация отходов; обработка вторичного сырья

Примечание. Приоритетные виды экономической деятельности определены в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 года N 14-ст.

Не признаются налогоплательщиками конфедерации, национальные футбольные ассоциации (в том числе Российский футбольный союз), Организационный комитет «Россия-2018», дочерние организации Организационного комитета «Россия-2018», производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, определенные Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в отношении имущества, используемого ими только в целях осуществления мероприятий, предусмотренных указанным Федеральным законом, а также в период по 31 декабря 2020 года включительно Российский футбольный союз, локальная организационная структура, коммерческие партнеры UEFA, поставщики товаров (работ, услуг) UEFA и вещатели UEFA, определенные указанным Федеральным законом, в отношении имущества, используемого ими только в целях осуществления мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Налог на имущество физических лиц 2016

Начиная с 2016 года налог на имущество физических лиц будет рассчитываться (за налоговый период 2015 год и далее) по новым правилам в соответствии с главой 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса РФ.

С 1 января 2015 года введена новая глава Налогового кодекса под названием «Налог на имущество физических лиц». Введение новой главы внесло несколько важных изменений в процесс формирования и исчисления данного вида налога.

При переходе к исчислению налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости изменяются основные элементы налогообложения:

1) Помимо существующих плательщиков появляются новые налогоплательщики:

  • предприниматели, применяющие специальные режимы налогообложения в отношении торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания и офисов;
  • собственники объектов имущества, имеющих кадастровую стоимость, но не имеющих инвентаризационной стоимости.

2) Изменяются размеры налоговых ставок.

По сравнению с действующим законодательством размеры налоговых ставок значительно снижены. Если в настоящее время максимальная налоговая ставка составляет 2%, то в новых условиях ставка снижается:

  • до 0,3% по жилью и гаражам;
  • до 0,5% по прочему имуществу.

По торговым объектам, объектам общественного питания, бытового обслуживания и офисам ставка установлена в размере 2%.

3) Изменяется налоговая база для расчета налога. В настоящее время налоговой базой является инвентаризационная стоимость имущества, в новых условиях – кадастровая стоимость.

4) Вместе с тем, при исчислении налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости предусмотрен максимально широкий пакет налоговых льгот для населения.

Сохранены все налоговые льготы для социальных категорий (пенсионеры, инвалиды, чернобыльцы, участники войн, военнослужащие и т.д.).

Установлены новые налоговые преференции. Налоговая база будет снижена на налоговые вычеты. Независимо от количества объектов не будет облагаться налогом 50 кв. метров площади жилого дома, 20 кв. метров — квартиры, 10 кв. метров – комнаты.

Кроме того, в течение первых 4-х лет c момента введения налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости будет действовать понижающий коэффициент. Коэффициент применяется в случае, если налог с инвентаризационной стоимости ниже, чем налог по кадастровой стоимости.

ри введении с 1 января 2016 года на территории Вологодской области исчисления налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости уплата налога на имущество физических лиц за 2016 год впервые будет осуществляться гражданами в 2017 году.

Предварительный расчет налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости

на сайте Федеральной налоговой службы

Департамент имущественных отношений сообщает: проекты законов Вологодской области «Об установлении единой даты начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» и «Об отмене закона области «О внесении изменений в закон области «О налоге на имущество организаций» и о внесении изменений в закон области «О налоге на имущество организаций» размещены на сайте Департамента финансов Вологодской области в разделе «Горячая линия» по налогу на имущество (www.df.35.ru).

Дополнительная информация об определении кадастровой стоимости размещена на официальном сайте Департамента имущественных отношений Вологодской области в разделе Кадастровая оценка объектов капитального строительства

Расчет налога на имущество в организации, имеющей обособленные подразделения

С.А. Верещагин,
Информцентр XXI века

Согласно ст. 373 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) плательщиками налога на имущество признаются организации (юридические лица).
В соответствии со ст. 384 и 385 НК РФ налог на имущество перечисляется по месту нахождения организации, по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс, и по месту нахождения недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения организации либо вне места нахождения обособленного подразделения, выделенного на отдельный баланс.
Если обособленное подразделение (далее — филиал) выделено на отдельный баланс и имеет расчетный (текущий) счет, то удобнее всего, чтобы филиал начислял налог на имущество и перечислял его в бюджет самостоятельно, а затем передавал произведенные расходы в головную организацию для формирования сводной отчетности.
Таким образом, при наличии объекта налогообложения налог на имущество уплачивается:
— головной организацией — по месту своего нахождения;
— головной организацией — по месту нахождения объектов недвижимости, учитываемых на балансе головной организации и расположенных вне ее места нахождения;
— филиалами — по месту своего нахождения;
— филиалами — по месту нахождения объектов недвижимости, учитываемых на балансе филиала и расположенных вне места его нахождения.
В соответствии со ст. 374 НК РФ объектом налогообложения как по организации в целом, так и по филиалу признаются объекты основных средств (в том числе переданные в доверительное управление либо внесенные в совместную деятельность).
Если по каким-либо объектам в соответствии с п. 17 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, амортизация не начисляется, то в соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ объектом налогообложения признается стоимость основных средств за вычетом износа.
Начисление износа по данным объектам основных средств производится исходя из установленных организацией при принятии таких объектов к учету сроков полезного использования. Движение суммы износа учитывается на забалансовом счете 010 «Износ основных средств».
Допустим, что на балансе организации находится жилой дом, в котором ее сотрудникам предоставлены служебные квартиры. Согласно п. 17 ПБУ 6/01 амортизация по такому объекту для целей бухгалтерского учета не начисляется.

Исходя из установленного при принятии к учету этого дома срока полезного использования (в зависимости от даты ввода в эксплуатацию данного дома применяются либо Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденные постановлением Совмина СССР от 22.10.1990 N 1072, либо Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1) износ отражается на забалансовом счете 010 и уменьшает среднегодовую стоимость имущества.
По объектам недвижимости, фактическая эксплуатация которых уже начата, но свидетельство о государственной регистрации права собственности еще не получено, амортизация согласно п. 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, начисляется в общеустановленном порядке начиная с месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию.
В соответствии с этим же пунктом вышеназванных Методических указаний допускается принимать к бухгалтерскому учету в качестве основных средств объекты недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию и которые фактически эксплуатируются, с выделением их на отдельном субсчете к счету учета основных средств.
Таким образом, организация имеет право, закрепив его в учетной политике, выбрать один из двух вариантов учета фактически эксплуатируемых объектов недвижимости до момента получения свидетельства о государственной регистрации права собственности на них:
1) отражать данные объекты на балансовом счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет «Строительство объектов основных средств» либо «Приобретение объектов основных средств», но начислять по ним амортизацию на балансовом счете 02 «Амортизация основных средств». В этом случае данные объекты не признаются объектом обложения налогом на имущество и начисленная по ним амортизация не уменьшает налогооблагаемую базу;
2) отражать данные объекты на балансовом счете 01 «Основные средства», субсчет «Объекты основных средств, по которым не получено свидетельство о государственной регистрации права собственности», и также начислять по ним амортизацию на балансовом счете 02 «Амортизация основных средств». В этом случает данные объекты будут признаваться объектом налогообложения и начисленная по ним амортизация в общем порядке будет уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на имущество.

Если организация выберет первый вариант, то после получения свидетельства о государственной регистрации права собственности и перевода здания (сооружения) в состав основных средств ранее начисленная по нему амортизация уменьшает первоначальную стоимость объекта.
Пример.
Допустим, организация приобрела в марте объект недвижимости стоимостью 15000000 руб. (без учета НДС) и в этом же месяце начала его фактическую эксплуатацию. В этом же месяце были поданы документы на государственную регистрацию полученного права собственности. Свидетельство о государственной регистрации получено в июле.
Учетной политикой организации установлено, что объекты недвижимости включаются в состав основных средств с даты получения свидетельства о государственной регистрации права собственности.
В регистрах бухгалтерского учета за март приобретение объекта отражается следующей записью:
Д-т 08, субсчет «Приобретение объектов основных средств», К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 15000000 руб. — отражено приобретение объекта недвижимости по договору купли-продажи.
Если при приобретении объекта срок полезного использования был установлен равным 40 годам (10-я амортизационная группа в соответствии с Классификацией основных средств) как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения, то сумма ежемесячной амортизации будет составлять 31250 руб. (15000000 руб. х 2,5 %: 12 мес.).
Начиная с апреля в регистрах бухгалтерского учета начисление амортизации по данному объекту отражается следующей проводкой:
Д-т 26 «Общехозяйственные расходы» (25 «Общепроизводственные расходы», 44 «Расходы на продажу») К-т 02 «Амортизация основных средств» — 31250 руб. — начисление амортизации по объекту недвижимости, фактическая эксплуатация которого начата.
Для целей налогообложения прибыли в соответствии с п. 8 ст. 258 НК РФ данный объект в марте включается в состав амортизируемого имущества.
Согласно п. 2 ст. 259 НК РФ с апреля по нему начинается начисление амортизации и в налоговом учете.
Данное здание по данным бухгалтерского учета не включено в состав основных средств; следовательно, согласно п. 1 ст. 374 НК РФ не признается объектом обложения налогом на имущество. Начисляемая по нему амортизация не уменьшает среднегодовую стоимость имущества при определении налогооблагаемой базы.

После получения свидетельства о государственной регистрации права собственности объект недвижимости включается в состав основных средств. Данный факт отражается в регистрах бухгалтерского учета следующей проводкой:
Д-т 01 «Основные средства» К-т 08, субсчет «Приобретение объектов основных средств», — 15000000 руб. — приобретенный объект недвижимости после получения свидетельства о государственной регистрации включен в состав основных средств.
Начиная с этого месяца здание будет признаваться объектом обложения налогом на имущество. При расчете налогооблагаемой базы оно с июля будет учитываться в среднегодовой стоимости имущества по остаточной стоимости 14875000 руб. (15000000 руб. — 31250 руб. х 4 мес.).
Учетной политикой организации может быть предусмотрено, что приобретенные (построенные) здания или сооружения включаются в состав объектов основных средств в том месяце, в котором начата их фактическая эксплуатация.
В этом случае операции по учету приобретенного здания в марте отражаются следующими проводками:
Д-т 08, субсчет «Приобретение объектов основных средств», К-т 60 — приобретен объект основных средств;
Д-т 01, субсчет «Приобретенные и фактические эксплуатируемые объекты недвижимости, по которым не получено свидетельство о государственной регистрации», К-т 08, субсчет «Приобретение объектов основных средств», — 15000000 руб. — приобретенный объект недвижимости, эксплуатация которого фактически начата, включен в состав основных средств.
При расчете авансового платежа по налогу на имущество за I квартал данный объект недвижимости будет включен в марте в расчет налогооблагаемой базы с первоначальной стоимостью 15000000 руб.
Начиная с апреля по данному объекту начнет начисляться амортизация в сумме 31250 руб. в месяц.
Получение в июле свидетельства о государственной регистрации права собственности в учете будет отражено следующей записью:
Д-т 01 К-т 01, субсчет «Приобретенные и фактические эксплуатируемые объекты недвижимости, по которым не получено свидетельство о государственной регистрации», — 15000000 руб. — отражено получение свидетельства о государственной регистрации права собственности на приобретенное здание.
В этой связи еще раз напомним читателям журнала, что учетная политика как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения принимается по организации в целом, включая все входящие в нее обособленные подразделения. Поэтому выбор одним из филиалов своих вариантов бухгалтерского учета либо налогообложения, отличных от учета в организации в целом, будет являться нарушением как Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденного приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н, так и требований НК РФ.
Согласно ст. 7 утратившего силу с 1 января 2004 года Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» налог на имущество зачислялся равными долями в региональный и местный бюджеты. По обособленным подразделениям, находящимся на территории другого муниципального образования того же субъекта Российской Федерации, налог на имущество перечислялся отдельно от головной организации.
В соответствии с п. 2 ст. 372 НК РФ порядок и сроки уплаты налога на имущество устанавливаются законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации.
Кроме того, согласно п. 6 ст. 382 НК РФ законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу на имущество в течение налогового периода.
Таким образом, возможен вариант, при котором головная организация будет уплачивать налог на имущество только в областной бюджет и не перечислять авансовые платежи, а находящийся в другой области филиал будет перечислять авансовые платежи в областной и местный бюджеты по месту своего нахождения.
Возможно и множество других вариантов уплаты налога в зависимости от места нахождения организации и ее подразделений, а также особенностей регионального законотворчества.
Рассмотрим порядок исчисления и уплаты налога на имущество организацией, имеющей в своем составе обособленное подразделение, выделенное на отдельный баланс и находящееся на территории другого субъекта Российской Федерации.
Пример.
ООО «Альфа» не приобретало в налоговом периоде новых объектов основных средств и не продавало и не списывало с баланса имевшиеся в наличии основные средства. Иными словами, остаточная стоимость основных средств равномерно уменьшалась в течение года в связи с начислением амортизации.
Место нахождения ООО «Альфа» — Юхновский район Калужской области.
В составе организации находится филиал, расположенный в Мытищинском районе Московской области. На учете филиала находится объект недвижимости, расположенный в Коломенском районе Московской области и сданный в аренду другой организации.
В соответствии со ст. 83 НК РФ организация обязана встать на налоговый учет в по своему месту нахождения, месту нахождения своих обособленных подразделений и месту нахождения объектов недвижимости и транспортных средств.
Филиал организации является обособленным подразделением; следовательно, ООО «Альфа» должно стоять на налоговом учете по месту своего нахождения (в ИМНС России по Юхновскому району Калужской области), по месту нахождения своего филиала (в ИМНС России по Мытищинскому району Московской области) и по месту нахождения объекта недвижимости (в ИМНС России по Коломенскому району Московской области).
Остаточная стоимость объектов основных средств, учитываемых на балансе филиала, представлена в табл. 1.

Таблица 1

Остаточная стоимость объектов основных средств, учитываемых на балансе Мытищинского филиала ООО «Альфа»

Дата

Остаточная стоимость основных средств, руб.

В том числе остаточная стоимость объекта недвижимости в Коломенском районе, руб.

Остаточная стоимость основных средств по филиалу без учета объекта недвижимости в Коломенском районе, руб. (гр. 3 — гр. 4)

1 января

9000000

1500000

7500000

1 февраля

8985000

1495000

7490000

1 марта

8970000

1490000

7480000

1 апреля

8955000

1485000

7470000

1 мая

8940000

1480000

7460000

1 июня

8925000

1475000

7450000

1 июля

8910000

1470000

7440000

1 августа

8895000

1465000

7430000

1 сентября

8880000

1460000

7420000

1 октября

8865000

1455000

7410000

1 ноября

8850000

1450000

7400000

1 декабря

8835000

1445000

7390000

1 января

8820000

1440000

7380000

Остаточная стоимость основных средств ООО «Альфа» (без учета основных средств филиала) представлена в табл. 2.

Таблица 2

Остаточная стоимость объектов основных средств, учитываемых на балансе головной организации

Дата

Остаточная стоимость основных средств, руб.

1 января

15000000

1 февраля

14960000

1 марта

14920000

1 апреля

14880000

1 мая

14840000

1 июня

14800000

1 июля

14760000

1 августа

14720000

1 сентября

14680000

1 октября

14640000

1 ноября

14600000

1 декабря

14560000

1 января

14520000

Поскольку филиал выделен на отдельный баланс, то удобнее всего будет возложить на него обязанности по начислению налога на имущество и его перечислению в бюджет по месту нахождения филиала и объекта недвижимости, находящихся вне места нахождения филиала.
В соответствии с п. 1 ст. 376 НК РФ налоговая база определяется отдельно по филиалу, выделенному на отдельный баланс, по объекту недвижимости, находящемуся вне места нахождения филиала, и по головной организации.
I квартал
Согласно п. 4 ст. 376 НК РФ среднегодовая стоимость имущества, с которой уплачиваются авансовые платежи за I квартал, определяется, как частное от деления суммы остаточной стоимости основных средств с 1 января по 1 апреля на 4.
Среднегодовая стоимость объекта недвижимости, с которой следует перечислить авансовый платеж за I квартал в ИМНС России по Коломенскому району Московской области, составит 1492500 руб. .
Согласно п. 4 ст. 382 НК РФ сумма авансового платежа будет равна 8209 руб. (1492500 руб. х 2,2 %: 4).
Среднегодовая стоимость имущества филиала за I квартал, с которой следует перечислить авансовый платеж в ИМНС России по Мытищинскому району Московской области, составит 7485000 руб. .
Сумма авансового платежа будет равна 41167 руб. (7485000 руб. х 2,2 %: 4).
Среднегодовая стоимость имущества головной организации с которой следует перечислить авансовый платеж за I квартал в ИМНС России по Юхновскому району Калужской области, составит 14940000 руб. .
Сумма авансового платежа будет равна 82170 руб. (14940000 руб. х 2,2 %: 4).
В соответствии с п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1998 N 33н, расходы по начислению налога на имущество для целей бухгалтерского учета признаются операционными расходами организации и отражаются в том периоде, за который произведено начисление налога.
Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы по начислению налога на имущество для целей налогообложения прибыли признаются прочими расходами, связанными с производством и реализацией. Если доходы и расходы для исчисления налогооблагаемой прибыли определяются методом начисления, то сумма авансового платежа по налогу на имущество будет признана расходом I квартала. Если организация применяет кассовый метод, то расходом для целей налогового учета авансовый платеж будет признан в том периоде, в котором он будет фактически перечислен в бюджет, то есть в апреле.

Чаще всего филиалы ведут учет прочих (операционных и внереализационных) доходов и расходов на балансовом счете 91 «Прочие доходы и расходы». Сформированный по окончании месяца финансовый результат, отражаемый на балансовом счете 99 «Прибыли и убытки», в установленные организацией сроки (ежемесячно, ежеквартально либо по окончании года) передается в головную организацию для формирования баланса в целом по организации.
Таким образом, начисление авансового платежа за I квартал в учете филиала отражается следующими записями:
Д-т 91, субсчет «Прочие расходы», К-т 68, субсчет «Расчеты по налогу на имущество», — 8209 руб. — начислен авансовый платеж по налогу на имущество за I квартал, подлежащий перечислению по месту учета объекта недвижимости;
Д-т 91, субсчет «Прочие расходы», К-т 68, субсчет «Расчеты по налогу на имущество», — 41167 руб. — начислен авансовый платеж по налогу на имущество за I квартал, подлежащий перечислению по месту учета филиала.
В регистрах бухгалтерского учета головной организации аналогичной проводкой будет начислен авансовый платеж за I квартал, подлежащий перечислению по месту учета организации:
Д-т 91, субсчет «Прочие расходы», К-т 68, субсчет «Расчеты по налогу на имущество», — 82170 руб.
Итого расходы за I квартал по начислению авансового платежа по налогу на имущество составят 131 546 руб. (8209 руб. + 41167 руб. + 82170 руб.).
Они уменьшают финансовый результат для целей бухгалтерского учета и признаются расходами, уменьшающими налогооблагаемую прибыль.
В законодательных актах большинства регионов срок уплаты авансовых платежей установлен таким же, как и срок подачи декларации согласно п. 2 ст. 386 НК РФ, — до 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Поэтому авансовые платежи за I квартал и филиалом, и головной организацией должны быть перечислены до 30 апреля.
Перечисление авансовых платежей в учете филиала отражается следующими записями:
Д-т 68, субсчет «Расчеты по налогу на имущество», К-т 51 «Расчетные счета» — 8209 руб. — перечислен авансовый платеж по месту учета объекта недвижимости;
К-т 68, субсчет «Расчеты по налогу на имущество», К-т 51 — 41167 руб. — перечислен авансовый платеж по месту учета филиала.

Аналогично в учете головной организации отражается перечисление авансового платежа по месту учета организации:
Д-т 68, субсчет «Расчеты по налогу на имущество», К-т 51 — 82109 руб.
1-е полугодие
Согласно п. 4 ст. 376 НК РФ среднегодовая стоимость имущества, с которой уплачиваются авансовые платежи за 1-е полугодие, определяется как частное от деления суммы остаточной стоимости основных средств с 1 января по 1 июля на 7.
Среднегодовая стоимость объекта недвижимости за 1-е полугодие составит 1485000 руб. .
Сумма авансового платежа за 1-е полугодие по объекту недвижимости будет равна 8167 руб. (1485000 руб. х 2,2 %: 4).
В отличие от сложившейся системы уплаты авансовых платежей по большинству налогов (налогу на прибыль, ранее действовавшему налогу на имущество предприятий и т.д.) при перечислении авансового платежа за 1-е полугодие или 9 месяцев сумма перечисленного платежа за предыдущий отчетный период (I квартал или 1-е полугодие) не засчитывается.
Начисление авансового платежа за полугодие по объекту недвижимости в бухгалтерском учете филиала отражается следующим образом:
Д-т 91, субсчет «Прочие расходы», К-т 68, субсчет «Расчеты по налогу на имущество», — 8167 руб. — начислен авансовый платеж за 1-е полугодие по налогу на имущество по объекту недвижимости.
Среднегодовая стоимость имущества филиала за 1-е полугодие составит 7470000 руб. .
Сумма авансового платежа будет равна 41085 руб. (7470000 руб. х 2,2 %: 4).
Начисление авансового платежа в регистрах бухгалтерского учета филиала отражается следующим образом:
Д-т 91, субсчет «Прочие расходы», К-т 68, субсчет «Расчеты по налогу на имущество», — 41085 руб. — начислен авансовый платеж за 1-е полугодие по налогу на имущество филиала.
Среднегодовая стоимость имущества головной организации составит 14880000 руб. .

Сумма авансового платежа будет равна 81840 руб. (14880000 руб. х 2,2 %: 4).
Расходы по начислению авансового платежа в регистрах бухгалтерского учета головной организации отражаются следующим образом:
Д-т 91, субсчет «Прочие расходы», К-т 68, субсчет «Расчеты по налогу на имущество», — 81840 руб. — начислен авансовый платеж за 1-е полугодие по налогу на имущество по имуществу организации.
Всего расходы организации по начислению авансового платежа за 1-е полугодие составят 131092 руб. (8167 руб. + 41085 руб. + 81840 руб.).
С учетом авансовых платежей I квартала организация понесла расходов по перечислению в бюджет платежей по налогу на имущество на сумму 262638 руб. (131546 руб. + 131092 руб.).
9 месяцев
Согласно п. 4 ст. 376 НК РФ среднегодовая стоимость имущества, с которой уплачиваются авансовые платежи за 9 месяцев, определяется как частное от деления суммы остаточной стоимости основных средств с 1 января по 1 октября на 10.
Среднегодовая стоимость объекта недвижимости за 9 месяцев составит 1477500 руб. .
Сумма авансового платежа за 9 месяцев по объекту недвижимости будет равна 8126 руб. (1477500 руб. х 2,2 %: 4).
Начисление авансового платежа за 9 месяцев по объекту недвижимости в бухгалтерском учете филиала отражается следующим образом:
Д-т 91, субсчет «Прочие расходы», К-т 68, субсчет «Расчеты по налогу на имущество», — 8126 руб. — начислен авансовый платеж за 9 месяцев по налогу на имущество по объекту недвижимости.
Среднегодовая стоимость имущества филиала за 9 месяцев, составит 7455000 руб. .
Сумма авансового платежа будет равна 41003 руб. (7455000 руб. х 2,2 %: 4).
Начисление авансового платежа в регистрах бухгалтерского учета филиала отражается следующим образом:

В соответствии с п. 1 ст. 382 НК РФ сумма налога на имущество, которую организация должна перечислить в бюджет за год, определяется как произведение среднегодовой стоимости имущества на ставку налога.
Таким образом, сумма налога на имущество, которую следует за налоговый период перечислить в бюджет по месту нахождения объекта недвижимости (в ИМНС России по Коломенскому району Московской области), составит 32340 руб. (1470000 руб. х 2,2 %).
Сумма налога на имущество, которую в целом за год следует перечислить в бюджет по месту нахождения филиала (в ИМНС России по Мытищинскому району Московской области), составит 163680 руб. (7440000 руб. х 2,2 %).
Сумма налога на имущество, которую за год следует перечислить в бюджет по месту нахождения головной организации (в ИМНС России по Юхновскому району Калужской области), составит 324720 руб. (14760000 руб. х 2,2 %).
Согласно п. 2 ст. 382 НК РФ сумма налога на имущество, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода (до 30 марта следующего года), определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей за I квартал, 1-е полугодие и 9 месяцев.
По объекту недвижимости авансовые платежи были начислены в размере 24502 руб. (8209 руб. + 8167 руб. +8126 руб.). Следовательно, по окончании года следует доплатить 7838 руб. (32340 руб. — 24502 руб.).
Начисление налога на имущество (точнее, доплаты) по объекту недвижимости в регистрах бухгалтерского учета филиала отражается следующим образом:
Д-т 91, субсчет «Прочие расходы», К-т 68, субсчет «Расчеты по налогу на имущество», — 7838 руб. — произведено начисление налога на имущество за год по объекту недвижимости, находящемуся вне места нахождения филиала.
Авансовые платежи по имуществу филиала были начислены в размере 123255 руб. (41167 руб. + 41085 руб. +41003 руб.)
По итогам года в бюджет следует доплатить 40425 руб. (163680 руб. — 123255 руб.).
Начисление налога на имущество отражается в регистрах бухгалтерского учета филиала следующим образом:
Д-т 91, субсчет «Прочие расходы», К-т 68, субсчет «Расчеты по налогу на имущество», — 40425 руб. — произведено начисление налога на имущество за год по имуществу филиала.

Головная организация осуществила авансовые платежи в сумме 246520 руб. (82170 руб. + 82840 руб. + 81510 руб.).
В бюджет по итогам года следует доплатить 78200 руб. (324720 руб. — 246520 руб.).
В учете головной организации начисление налога на имущество отражается следующим образом:
Д-т 91, субсчет «Прочие расходы», К-т 68, субсчет «Расчеты по налогу на имущество», — 78200 руб. — произведено начисление налога на имущество за год по имуществу организации.
В целом по организации сумма налога на имущество за год составит 519 740 руб. (393277 руб. + 7838 руб. +40425 руб. + 78200 руб.).
Сумма начисленного за год в целом по организации налога на имущество приведена в табл. 3.

С 2004 года существенно уменьшилась налогооблагаемая база по налогу на имущество (из нее исключены все запасы и затраты, оставлены только основные средства) с незначительным увеличением ставки налога с 2 до 2,2 %. Для многих организаций это является существенным улучшением их положения, так как снижается сумма налога.
Кроме того, коренным образом изменилась методика расчета величины налога.
В период действия Закона РФ «О налоге на имущество предприятий» среднегодовая стоимость имущества определялась по среднеарифметической взвешенной (одна вторая стоимости имущества на начало года плюс стоимость имущества на конец каждого квартала плюс одна вторая стоимости имущества на конец отчетного периода и все это деленное на четыре). Сумма, подлежащая уплате в бюджет, определялась как разница между произведением стоимости имущества на ставку налога и суммой платежей предыдущих периодов).
Пересчитаем сумму налога в 2004 году (хотя бы по объекту недвижимости) исходя из новой базы и ставки, но по старой методике.
Среднегодовая стоимость объекта за I квартал была бы равна 373125 руб. , сумма налога составила бы 8209 руб. (373125 руб. х 2,2 %).
Среднегодовая стоимость имущества за 1-е полугодие составила бы 742500 руб. . Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по окончании II квартала, составила бы 8126 руб. (742500 руб. х 2,2 % — 8209 руб.).
Среднегодовая стоимость имущества за 9 месяцев составила бы 1108125 руб. . Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по окончании III квартала, была бы равна 8044 руб. (1108125 руб. х 2,2 % — 8126 руб. — 8209 руб.).
Среднегодовая стоимость имущества за год составила бы 1470000 руб. . Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по окончании года, была бы равна 7961 руб. (1470000 руб. х 2,2 % — 8044 руб. — 8126 руб. — 8209 руб.).
Для наглядности сведем эти данные в табл. 4.

Таблица 4

Сравнительная таблица сумм уплаты налога на имущество в бюджет

Дата

Стало

Было бы

База, руб.

Сумма налога к уплате, руб.

База, руб.

Сумма налога к уплате, руб.

I квартал

1492500

8209

373125

8209

1-е полугодие

1485000

8167

742 500

8126

9 месяцев

1477500

8126

1108125

8044

Год

1470000

7838

1470000

7961

Итого за год

X

32340

X

32340

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *