Самообложение граждан

В современных условиях большинство сельских поселений имеют незначительный налоговый потенциал и низкий уровень социально-экономического развития. Согласно положениям Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) систему местных налогов составляют лишь земельный налог и налог на имущество физических лиц, которые закрепляются за бюджетами поселений. В совокупности поступления от них составляют только несколько процентов от всех доходов местных бюджетов, поэтому система местных налогов не может обеспечить финансовую самостоятельность муниципалитетов.
В связи с этим в целях расширения перечня собственных доходов местных бюджетов и увеличения доходной базы местных бюджетов Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее ‒ Федеральный закон № 131-ФЗ) была предусмотрена возможность введения самообложения граждан.
Вопросы введения и использования указанных платежей должны решаться на местном референдуме или сходе граждан, которые относятся к формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления и подлежат обязательному исполнению на территории соответствующих муниципальных образований (ст. 22 и 25 Федерального закона № 131-ФЗ). В связи с этим цель, порядок и сроки уплаты и использования средств самообложения граждан, а также порядок осуществления контроля за их уплатой и использованием, ответственность за их несвоевременное внесение в местные бюджеты и неуплату должны решаться на местном референдуме (сходе граждан). В местном референдуме (сходе граждан) могут принимать участие все граждане, проживающие на территории муниципального образования и обладающие избирательным правом на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
Согласно ст. 56 Федерального закона № 131-ФЗ под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Таким образом, в данной норме выделяется целевой характер указанных платежей, что предполагает их отражение в местных бюджетах отдельными позициями (статьями) от других доходов и расходов местных бюджетов.
Средства самообложения могут вводиться и использоваться для решения вопросов по благоустройству и озеленению территории муниципального образованию, сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, благоустройству мест массового отдыха населения, охраны и сохранения памятников истории и культуры местного значения, электро-, тепло-, газо- и водоснабжению населения, водоотведению, снабжению населения топливом, строительству и содержанию автомобильных дорог общего пользования и других вопросов местного значения, предусмотренных ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ.
Размер данных платежей устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования. Для отдельных категорий граждан может быть предоставлена льгота в виде уменьшения размера платежа. Категории жителей, которым предоставляется указанная льгота, и размер уплачиваемых ими платежей определяются на местном референдуме (сходе граждан). В частности, к указанным категориям жителей могут быть отнесены граждане пожилого возраста, инвалиды, ветераны войны и труда, малоимущие и др. При этом численность указанных граждан не может превышать 30% от общего числа жителей муниципального образования.

Шушенский сельсовет

Решение Шушенского сельского Совета депутатов №31-р от 07.08.2018 г. «Об утверждении Положения о порядке самообложения граждан в населенных пунктах, входящих в состав Шушенского сельсовета»в населенных пунктах, входящих в состав Шушенского сельсовета»

Протокол схода граждан № 1 от 17.09.2018 г.

Отчет об использовании иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов Красноярского края на поддержку самообложения граждан в городских и сельских поселениях Шарыповского района

В 2018 году на сходе граждан жителями села Шушь было принято решение ввести самообложение и направить данные средства на восстановление ограждения местного кладбища. Сумму к сбору определили в размере ста рублей с одного члена семьи, при этом от уплаты освободили участников ВОВ и инвалидов. Каждая семья приняла посильное участие и в итоге собрали 18600 рублей.
Согласно статье 56 Федерального закона №131-ФЗ под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения (благоустройство, озеленение, сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, благоустройству мест массового отдыха населения и пр.)
— Собирали всем селом, в том числе и те, кто входил в льготную категорию граждан это Варвара Кузьминична Навозова, Дмитрий Григорьевич Терещенко, Семен Федорович Гордиенко, Екатерина Ивановна Бугаева и другие неравнодушное жители. Они приносили деньги и говорили, что не могут остаться в стороне, ведь на этом кладбище захоронены их родные и близкие,- Тамара Пальгуева с гордостью рассказывает о своих односельчанах.
В свою очередь администрация Шушенского сельсовета направила пакет документов в Министерство финансов края с целью получения иных межбюджетных трансфертов с мероприятием «Поддержка самообложения граждан в городских и сельских поселениях» государственной программы «Содействие развитию местного самоуправления в Красноярском крае». Суть программы заключается в выделении из краевого бюджета суммы равной собранным средствам с самообложения.
На общую сумму 37200 рублей были приобретены необходимые строительные материалы. Большая часть жителей села, включая школьников, собрались вместе 29 августа, чтобы принять участие в выполнении работ по установке ограждения на кладбище.
— Работаем все дружно, слаженно. Мужчины делают тяжелую физическую работу, женщины после установки побелят забор, ребятня по мере своих сил тоже помогает, то доски подержат, то выкопают ямку для столба,- говорит один из жителей села Шушь, Владимир Щербаков.
За активное участие в работе с населением добрыми словами отметила Зинаиду Назарову, Любовь Елизарьеву, Тамару Пальгуеву и Галину Какович представитель сельского совета Ольга Голоушкина: «Отрадно жить в там, где так много неравнодушных и активных жителей, принимающих участие в общем деле».

Парнинский сельсовет

Решение Парнинского сельского Совета депутатов №64-154 от 12.12.2019 «Об утверждении Положения о порядке самообложения граждан в населенных пунктах, входящих в состав Парнинского сельсовета»

Протоколы схода граждан Парнинского сельсовета

На территории Камско-Устьинского муниципального района были проведены референдумы по решению вопроса о самообложении граждан. Референдумы были проведены в соответствии со статьей 56 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,Уставами муниципальных образований.
Под средствами самообложения граждан понимаются платежи, которые уплачивают жители муниципального образования из собственных средств, для решения вопросов местного значения, возникающих на конкретной территории муниципального образования.
Платежи, введенные в форме самообложения характеризуются несколькими критериями:
— носят разовый характер, т.е. нельзя устанавливать регулярный порядок их уплаты или уплату в несколько сроков;
— являются обязательными для граждан РФ, проживающих на территории соответствующего муниципального образования;
— носят целевой характер, т.е. собираются для решения конкретного вопроса местного значения, который рассматривался в ходе референдума (или схода граждан);
— размер платежа устанавливается в абсолютной величине, т.е. в твердой сумме, а не в процентах от получаемого дохода или иного экономического показателя;
— размер платежа одинаков для всех плательщиков;
— размер данных платежей может быть уменьшен для отдельных категорий граждан, численность которых не превышает 30 процентов от общего числа жителей муниципального образования.
Уплата средств самообложения граждан производится всеми гражданами, достигшими 18-летнего возраста, место жительства которых расположено в границах муниципального образования независимо от их участия в местном референдуме и отношения, выраженного ими при голосовании
Средства самообложения граждан выступают как один из самостоятельных источников доходов в местный бюджет, отличный от добровольных пожертвований.
По своей правовой природе средства самообложения граждан наиболее близки к налогу, то есть являются обязательным, индивидуально безвозмездным платежом, взимаемым в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности муниципальных образований. Следовательно, средства граждан, не внесенные в установленный срок, взыскиваются в порядке, установленном федеральным законодательством.

Самообложение граждан: решение проблем на местном уровне

По итогам исполнения местных бюджетов в 2014 г. уровень их собственных доходов уменьшился по сравнению с предыдущим годом на 5,6%, а доля межбюд­жетных трансфертов в общем объеме доходов возросла более чем на 2,5% и соста­вила 63,8%. В условиях финансовой нестабильности, наблюдавшейся в 2015 г., на­логовые доходы местных бюджетов, вероятно, будут снижаться. При этом особое значение будет приобретать изыскание дополнительных доходных источников для финансирования решения вопросов местного значения.

Одним из таких источников доходов местных бюджетов являются средства самообложения граждан. Данный способ финансирования широко распространен в международной практике. Так, во многих штатах в США самообложение является основным источником финансирования разного рода муниципальных проектов.

В соответствии со ст. 56 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ) под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкрет­ных вопросов местного значения. Вопросы введения и использования разовых платежей граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан).

Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в аб­солютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30% от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен.

Согласно п. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ средства самообложения граждан относятся к неналоговым доходам бюджетов. Данный источник доходов не получил в российской практике широкого распространения, хотя в 2014 г. его использование существенно расширилось. Так, общий объем поступлений в местные бюджеты средств самообложения граждан возрос в 4,5 раза относительно показателя 2013 г.

Софинансирование средств, полученных в порядке самообложения

По данным Минфина России, самообложение граждан вводилось в 2014 г. в 1454 му­ниципальных образованиях (34 региона), что составляет 6,4% от общего количества муниципальных образований. Наибольший объем поступлений от самообложения в 2014 г. приходился на такие субъекты РФ, как Республика Татарстан (более 70% от общего объема средств), Кировская область и Пермский край. В указанных субъектах РФ для активизации самообложения применялось софинансирование из региональных бюджетов.

Пример: В соответствии с решением Правительства Республики Татарстан, принятым в 2013 г., сред­ства самообложения граждан софинансируются из республиканского бюджета в соот­ношении 1:4. В 2014 г. в 658 муниципальных образованиях Татарстана были приняты решения по введению самообложения граждан. Общая сумма собранных средств со­ставила около 80 млн руб., из республиканского бюджета поселениям было перечислено, соответственно, более 300 млн руб. Более 40% указанных поселений приняли решение об использовании средств самообложения для финансирования ремонта и содержания дорог внутри населенных пунктов, в т. ч. мостов.

Аналогично в Кировской области был использован механизм софинансирования средств, полученных в порядке самообложения граждан. Методика распределения трансфертов ориентирована на активизацию работы органов местного самоуправления поселений по введению самообложения граждан. Согласно используемой методике право на полу­чение трансфертов имеют городские и сельские поселения, принявшие на местном ре­ферендуме (сходе граждан) решения об использовании самообложения граждан. Объем межбюджетного трансферта для /-го поселения определяется по следующей формуле:

Мт. = ССх 1,5,

где Мт. — объем межбюджетного трансферта /-му поселению;

СС,- объем средств самообложения граждан, поступивших в бюджет /-го поселения в отчетном году в соответствии с принятым на местном референдуме решением по введению самообложения граждан, руб.

Таким образом, на каждый рубль, который должен поступить в бюджет поселения, вы­деляется 1,5 руб. трансфертов.

В 2014 г. средства самообложения были собраны в 26 муниципалитетах Пермского края. Их объем составил суммарно 4,45 млн руб., из регионального бюджета в порядке софинансирования было выделено 22,91 млн руб.

Опыт по распределению трансфертов в целях стимулирования самообложения жителей представляется неоднозначным. Положительно оценивается то обстоятель­ство, что предлагается поиск дополнительных источников доходов для бюджетов поселений. Однако по своей сути самообложение граждан является механизмом финансирования, который должен инициироваться «снизу», так как именно жители должны быть заинтересованы в финансировании тех или иных расходов за счет дополнительных средств. В случае если самообложение граждан «премируется», вероятно, что инициатива будет исходить не от жителей, а «сверху».

Правовые аспекты применения самообложения жителей и судебная практика

При принятии решений на референдумах о разовых платежах, внесение которых запланировано ежегодно в течение нескольких лет, нередко возникают спорные ситуации.

Пример: В Апелляционных определениях Курганского областного суда от 25.06.2013 по делу № 33-1734/2013, делу №33-1733/2013 и делу №33-1732/2013 были признаны недействующими решения местных референдумов жителей Краснознаменского сельсовета Мишкинского района Курганской области, Гладышевского сельсовета Мишкинского района Курганской области, Островнинского сельсовета Мишкинского района Курганской области о введе­нии сроком на 5 лет ежегодных разовых платежей в порядке самообложения граждан, достигших возраста 18 лет, для решения вопросов местного значения на территории по­селения. По мнению суда, в формулировке вопроса, вынесенного на местные референ­думы, содержится внутреннее противоречие, а именно вопрос одновременно содержит указание на разовость и периодичность платежей.

Суд пришел к выводу о том, что решение местного референдума также противоречит ч.7ст. ^Фе­дерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и пра­ва на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ч. 3 ст. 10 Закона Курганской области от 29.12.2003 № 365 «О местном референдуме в Курганской области». Решением, при­нятым на референдуме, платежам по самообложению граждан придан регулярный и обяза­тельный характер, самообложение граждан фактически явилось постоянным источником пополнения бюджета в течение 5 лет. Кроме того, платежи в порядке самообложения уста­новлены не для решения конкретного вопроса местного значения, а для обеспечения дея­тельности муниципального образования для решения вопросов местного значения в общем. Глава Первомайского сельсовета Мишкинского района Курганской области обратился в Конституционный Суд РФ, оспаривая конституционность ст. 56 Федерального закона № 131-ФЗ. По мнению заявителя, введение на основе оспариваемого законоположения на территории муниципального образования платежей, подлежащих внесению гражда­нами в порядке самообложения ежегодно в течение нескольких лет, не означает, что такие платежи приобретают налоговый характер; иное понимание оспариваемого законопо­ложения, которого в силу его неопределенности придерживаются правоприменительные органы, препятствует реализации права граждан на самообложение, что противоречит ст. 19 Конституции РФ.

В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 17.07.2014 № 1649-O «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лунтова Сергея Юрьевича на нарушение конституционных прав местного самоуправления ст. 56 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Фе­дерации»» (далее — Определение) было установлено, что Конституционный Суд РФ не на­шел оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

В Определении также указано, что правовое регулирование, закрепленное в ст. 56 Фе­дерального закона № 131-ФЗ, как и предназначение средств самообложения граждан (для решения конкретных вопросов местного значения) призваны разграничить данный вид доходов местных бюджетов с местными налогами. Оспариваемое законоположение, действующее в системе правового регулирования, по сути, предусматривает один из спо­собов осуществления населением местного самоуправления непосредственно, предо­ставляет ему дополнительные согласующиеся с природой местного самоуправления правовые возможности для решения конкретных вопросов местного значения и, сле­довательно, само по себе не может рассматриваться как нарушающее права граждан на осуществление местного самоуправления.

Рассмотренный пример не единичный. Вопрос о самообложении граждан рассматривался и в высших судебных инстанциях субъектов РФ

Пример: Вопрос о правомерности использования самообложения в сельском поселении Красноусольский сельсовет (Республика Башкортостан) был рассмотрен Верховным Судом Рес­публики Башкортостан (Апелляционное определение от 23.07.2013 № 33-8932/2013). Со­гласно результатам местного референдума на территории сельского поселения Красноусольский сельсовет муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан был введен разовый сбор денежных средств в целях привлечения допол­нительных средств населения для осуществления мероприятий по благоустройству и со­циально-культурному развитию сельского поселения. Решением Совета сельского по­селения Красноусольский сельсовет муниципального района Республики Башкортостан «О самообложении граждан сельского поселения Красноусольский сельсовет» было утверждено Положение о разовом сборе денежных средств (самообложение) на терри­тории сельского поселения Красноусольский сельсовет и установлен разовый сбор де­нежных средств на один двор (дом), квартиру, расположенные на территории сельского поселения Красноусольский сельсовет муниципального района Гафурийский район Ре­спублики Башкортостан. В данном случае суд посчитал, что также неочевидна разовость платежа, так как предполагалось внесение платежей раз в полугодие.

Кроме того, по нашему мнению, представляется не вполне корректным обло­жение в расчете на один двор (дом), квартиру, а не в расчете на жителей, так как в соответствии со ст. 56 Федерального закона № 131-ФЗ размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30% от общего числа жите­лей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен, а в данном случае платежи для граждан не будут равными и могут существенно отличаться в зависимости от количества проживающих в домах, квартирах.

Таким образом, решения, принимаемые на референдумах о самообложе­нии граждан, могут предполагать только один единовременный платеж. Если предполагается несколько платежей граждан для решения вопросов местного значения, осуществляемых, например, ежегодно, то в отношении каждого из них должен быть проведен соответствующий референдум.

Следует отметить и то обстоятельство, что величина платежей в порядке самообложения неизбежно связана с доходами граждан, а в сельских поселениях они в большинстве своем невелики.

Определенные проблемы развития самообложения связаны со значительными издержками на проведение референдумов, которые обязательны для каждого сбора средств в порядке самообложения. При этом объемы средств, собранных в порядке самообложения, могут и не превышать 50-100 тыс. руб.

Пример: В рассмотренной выше ситуации в Первомайском сельсовете сумма средств составляла всего около 30 тыс. руб. в год.

Таким образом, расходы зачастую могут превысить дополнительные доходы. Это является проблемой, которая может быть решена только на федеральном уровне путем внесения корректировок в законодательство, допускающих само­обложение в отдельных населенных пунктах, самообложение на определенный период (3,5 года), т. е. пересмотр условия «разовый платеж». При этом базовым принципом самообложения должно оставаться его инициирование самими жи­телями.

Объемы средств, привлекаемых в порядке самообложения, не могут (и не долж­ны) становится преобладающим источником доходов местных бюджетов, заме­няющим налоговые поступления. Основное назначение средств самообложения жителей — финансирование конкретного вопроса местного значения, решение которого представляется для жителей первоочередным и значимым, существенно влияющим на условия жизни населения.

Еще одним преимуществом самообложения, если оно инициировано самими жителями, является их вовлечение в решение наиболее актуальных вопросов местного значения и практическое участие в самоуправлении.

по материалам журнала «Практика муниципального управления»

Звучит мрачновато, не правда ли? Не самосожжение, конечно, не самобичевание, но тоже как-то угрожающе. К привычному для россиян самообложению матом («Эх, я такой-сякой, растудыка») данный термин не имеет причастности. Наоборот, речь может идти о методе повышения гражданской активности и местном патриотизме.

Поскольку подавляющее большинство городских и сельских поселений имеет незначительный налоговый потенциал, то система местных налогов не может обеспечить их финансовую самостоятельность. Да и вообще, редкий муниципалитет рассчитывает разбогатеть за счет налогов – эти понятия не часто пересекаются. Как говорится, богач богат мошной, а Петросян смешной. Чтобы расширить перечень собственных доходов местных бюджетов, законодатель предусмотрел возможность взимания средств самообложения граждан. «Сама садик я садила, сама буду поливать…»

Таким образом, средства самообложения граждан – это разовые платежи, которые уплачивают граждане из собственных средств для решения конкретных вопросов местного значения поселения, возникающих на территории поселения. Сие, разумеется, вовсе не означает, что граждане должны при каждом финансовом затруднении в муниципалитете обкладывать (обкрадывать?) самих себя. Это страна уже проходила в период коллективизации и практики госзаймов. Нет, деньги предлагается собрать в исключительных случаях (это не налоги, никакой «обязаловки»), а решение об этом должно быть принято общим голосованием на местном референдуме. И иногда такое мероприятие действительно оказывается действенным, поскольку как говорили на Руси: «Иерусалим далеко, а тут-то город нашенский!»

Собранные в соответствии с указанными решениями средства самообложения используются исключительно по целевому назначению. Органы местного самоуправления информируют население муниципального образования об использовании средств самообложения. Размер данных платежей устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования. Для отдельных категорий граждан, правда, может быть предусмотрена льгота в виде уменьшения размера платежа. К таким льготным категориям могут быть отнесены, в частности, граждане пожилого возраста, инвалиды, ветераны войны и труда, малоимущие.

Справедливости ради отметим, что самообкладываться, и уж тем более – самооблажаться, у нас не слишком любят. Вот обкладывать – это другое дело!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *