Санитарно эпидемиологические требования к образовательным учреждениям

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

Согласно ст. 11 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52 от 30.03.99г. руководители школ обязаны выполнять требования санитарных норм и правил, проводить производственный контроль, иметь в наличии Санитарные нормы и правила.

В соответствии со ст.28 этого Закона в образовательных учреждениях должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, по организации питания и выполняться требования саниатрных правил и норм.

На основании ст. 34 Закона № 52 от 30.03.99г. все работники школ обязаны проходить предварительные при поступлении и периодические медицинские осмотры и получать врачебный допуск, согласно ст.36 Гигиеническое обучение с аттестацией при поступлении на работу.

Основным документом определяющим обязательные требования к образовательным организациям (школам) является СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» с изменениями 1,2.

Вся образовательная деятельность подлежит лицензированию после получения экспертного заключения от ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калужской области» и с санитарно-эпидемиологического заключения от Управления Роспотребнадзора по Калужской области.

Использование помещений школ для других целей запрещается.

Требования к размещению и территории школ.

1. Ограждение забором всей территории школы.

2. Озеленение 50% территории школы.

3. Не допускается высаживать ядовитые растения.

4. Должны быть выделены: зона отдыха, физкультурно-спортивная зона,

хозяйственная и учебно-опытная.

5. Хозяйственная зона оборудуется контейнерными площадками.

6. Наружное искусственное освещение обязательно при нормативе 10 люкс на земле.

Требования к зданию.

1. Ранее построенные здания эксплуатируются в соответствии с проектом. Реконструкция

согласовывается с Управлением Роспотребнадзора по Калужской области.

2. Не допускается использовать цокольные и подвальные помещения под учебные помещения,лаборатории, мастерские, медпункты,спортивные и актовые залы.

3. Площадь на 1 учащегося в учебных кабинетах должна быть не менее 2,5 кв.м., высота-не менее 3,6 кв.м..

4. В кабинетах химии, физики, биологии должны быть лаборантские.

5. В спортивных залах должны быть снарядные и раздевальные для мальчиков и девочек раздельные.

6. Площадь библиотеки -0,6 кв.м. на 1 ученика, рекреации – 0,6кв.м.при ширине 4 кв.м. при одностороннем расположении классов.

7. На первом этаже должен быть предусмотрен медпункт в составе: кабинет врача-14 кв.м.,длиной не менее 7кв.м., процедурный кабинет (прививочный)-14 кв.м.

8. На каждом этаже должны быть туалеты для мальчиков и девочек: 1 унитаз на 20 девочек,1 умывальник на 30 девочек, 1 унитаз , 1 писсуар, 1 умывальник на 30 мальчиков. Должна быть организована подводка холодной и горячей воды. Для персонала- отдельный санузел, на 20 человек 1 унитаз.

9. Необходимо иметь помещение для хранения уборочного инвентаря.

10.В помещениях начальных классов, кабинетах домоводства, мастерских, помещениях медицинского назначения устанавливаются раковины.

11. Рядом с умывальником должно быть мыло, полотенце, туалетная бумага.

12. Используемые отделочные материалы должны быть бзвредными для здоровья.

Требования к оборудованию.

1. В школах могут быть использованы: школьная парта, столы, конторки, стулья.

2. Размеры учебной мебели должны соответствовать росту учеников и иметь цветовую маркировку.

3. Кабинеты физики и химии оборудуются вытяжными шкафами.

4. Оборудование и режим работы на компьютерах регламентируются СаНПиНом «Гигиенические требования к ПЭВМ и организации работ».

Требования к микроклимату.

1. Температура в учебных помещениях должна быть от 18 до 24 градусов, в спортзале-17-20 градусов Ц., в медпункте-20-22гр., относительная влажность-40-60%, скорость движения воздуха-0,1 м. в сек.

2. Ограждение батарей из древесно-стружечных плит запрещается.

3. Для отопления не допускаются переносные обогреватели с инфракрасным излучением.

4. Для контроля микроклимата устанавливают бытовые термометры.

5. Сквозное проветривание проводят до начала и после занятий.

6. Окна оборудуются фрамугами. Площадь фрамуг- 1/ 50 от площади окна.

7. Механическая вытяжная вентиляция оборудуется в мастерских, в помещениях кухонь.

Требования к освещению.

1.Все помещения должны иметь естественное освещение.

2.В учебных помещениях должно быть левостороннее освещение.

3.Коэффициент естественного освещения-1,5 %. Световой коэффициент-отношение площади стёкол к площади пола 1:6.

4.Запрещается закрашивать стёкла, расставлять цветы.

5.Очистку стёкол необходимо проводить не реже 2 раз в год.

6.Необходимо обеспечивать нормативные уровни искусственного освещения за счёт потолочных светильников. Цветоизлучение белое, теплобелое. Предусматривается люминисцентное освещение. Уровни освещённости от 300 до 500 люкс.

7.Очистка осветительной арматуры не реже 2 раз в год.

8. Непригодные лампы собирают и сдают на демеркуризацию

Требования к водоснабжению и канализованию

1.Школы оборудуются холодным и горячим водоснабжением.

2.Вода должна соответствовать требованиям СаНПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода».

3.Питьевой режим организуется согласно разделу 10 СаНПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях,. учреждениях начального и среднего профессионального образования» Формы: стационарные питьевые фонтанчики,бутилированная вода,кипячёная вода.

4. Система канализации столовой должна быть отдельной.

Медицинское обслуживание.

1. Должно быть организовано медицинское обслуживание детей.

2. Лицензирование медицинской деятельности обязательно.

3. Организация медицинских осмотров учащихся обязательно.

4. Все работники должны пройти обязательный медицинский осмотр и получить врачебный допуск при приёме на работу и в дальнейшем периодически согласно приказа МЗ РФ № 302 Н от 12.04.2011 г., получить медицинскую книжку,

пройти гигиеническое обучение и аттестацию в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологиив Калужской области» при приёме на работу согласно приказа Минздрава РФ № 229 от 29.06.2000 г.

Арх / Нормативная литература / СанПиН ГОСТ / СанПинН / СанПин 2.4.3.1186-03 Профобразования

Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 февраля 2003 г. N 4204

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 января 2003 г. N 2

О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ

И НОРМАТИВОВ САНПИН 2.4.3.1186-03

На основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650) и «Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295), постановляю:

1. Ввести в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования СанПиН 2.4.3.1186-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 января 2003 года, с 20 июня 2003 года.

Г.Г.ОНИЩЕНКО

Утверждаю

Главный государственный

санитарный врач

Российской Федерации,

Первый заместитель

Министра здравоохранения

Российской Федерации

Г.Г.ОНИЩЕНКО

Дата введения: 20.06.2003

2.4.3. УЧРЕЖДЕНИЯ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

СанПиН 2.4.3.1186-03

I. Общие положения и область применения

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее санитарные правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-Ф3 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554.

1.2. Санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

1.3. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией учреждений начального профессионального образования, обучением и воспитанием подростков, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

1.4. Настоящие санитарные правила распространяются на все виды учреждений начального профессионального образования независимо от профиля и уровня подготовки кадров.

II. Требования к устройству,

содержанию, организации образовательного

процесса в учреждениях начального

профессионального образования

Проектирование и строительство новых, реконструкция существующих (действующих) образовательных учреждений системы начального профессионального образования осуществляются с учетом требований настоящих правил.

Временное использование зданий и сооружений под образовательные учреждения начального профессионального образования, а также ввод в эксплуатацию построенных и реконструируемых зданий допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

2.1. Требования к земельному участку

2.1.1. Учреждения начального профессионального образования (далее «учреждения НПО») размещаются на самостоятельном земельном участке.

2.1.2. Размещение учреждений НПО, в том числе включая зоны отдыха, спортивные площадки и спортивные сооружения для подростков, на территориях санитарно-защитных зон не допускается.

2.1.3. Земельный участок следует отводить с учетом розы ветров, с наветренной стороны от источников шума, загрязнений атмосферного воздуха и соблюдения необходимых санитарно-защитных зон.

2.1.4. Санитарные разрывы учреждений НПО от промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных объектов, транспортных дорог и магистралей принимают в соответствии с требованиями, предъявляемыми к планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов.

2.1.5. Через территории учреждений НПО не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения (водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения).

2.1.6. Размеры земельных участков следует принимать в соответствии с требованиями к планировке и застройке городских и сельских поселений (табл. 1).

Таблица 1

Размеры

земельных участков в разных видах учреждений НПО

Размеры земельных участков (га) в зависи- мости от количества обучающихся

Образовательные учреж- дения НПО

до 300 чел.

300 до 400 чел.

400 до 600 чел.

600 — 1000 чел.

Для всех образователь- ных учреждений

2,4

3,1

3,7

Сельскохозяйственного профиля <*>

2 — 3

2,4 — 3,6

3,1 — 4,2

3,7 — 4,6

Размещаемых в районах реконструкции <**>

1,2

1,2 — 2,4

1,5 — 3,1

1,9 — 3,7

Гуманитарного профиля <***>

1,4 — 2

1,7 — 2,4

2,2 — 3,1

2,6 — 3,7

<*> Допускается увеличение, но не более чем на 50%.

<**> Допускается сокращать, но не более чем на 50%.

<***> Допускается сокращать, но не более чем на 30%.

Примечание. В указанные размеры участков не входят участки общежитий, опытных полей и учебных полигонов.

2.1.7. На земельном участке следует предусматривать следующие зоны: учебную, производственную, спортивную, хозяйственную, а при наличии общежития для обучающихся — жилую.

2.1.8. Общежитие целесообразно размещать на едином участке с учебным корпусом.

2.1.9. Хозяйственная зона должна быть изолирована от других зон участка, размещаться со стороны входа в производственные помещения и иметь самостоятельный выезд на улицу.

2.1.10. В учреждениях НПО сельскохозяйственного и других профилей, связанных с освоением транспортных средств, следует предусматривать зону учебного хозяйства вне основного участка для размещения зданий и сооружений для ремонта, испытания и обслуживания транспортных средств.

2.1.11. В учреждениях НПО строительного профиля, автомобильного, железнодорожного, водного транспорта, добывающей промышленности, сельского хозяйства следует организовывать учебные полигоны на участках или вблизи от них (не более 30 минут пешеходной доступности). Площадь учебных полигонов в нормируемый размер участка не входит и определяется технологическими требованиями.

2.1.12. Площадь озеленения земельного участка должна составлять не менее 50% площади участка. Во избежание затенения деревья следует высаживать на расстоянии не менее 15 м, а кустарники — не менее 5 м от окон учебных помещений.

2.1.13. Учебные здания размещают с отступом от красной линии не менее 25 м в городах и 10 м — в сельских поселках.

2.1.14. Все подъезды и подходы к зданию в пределах участка, территории хозяйственного двора асфальтируют или обеспечивают другое твердое покрытие.

2.1.15. Участок имеет ограждение высотой не менее 1,2 м. В вечернее время на территории участка обеспечивается искусственное освещение 10 люкс на земле.

2.2. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям зданий, сооружений и отдельных помещений

Количество обучающихся в учреждениях начального профессионального образования не должно превышать вместимости, предусмотренной проектом, по которому построено или приспособлено здание. Максимальная вместимость допускается не более 1000 обучающихся. В соответствии с гигиеническими требованиями к условиям обучения наполняемость учебной группы не должна превышать 25 человек.

Учебные здания предусматривают высоту не более 4-х этажей и имеют следующие группы помещений: общеобразовательного цикла (учебные кабинеты, лаборатории химии, физики, биологии и др.), профессиональной подготовки, спортивные и актовые залы, библиотеку, административно-служебные, складские и вспомогательные, общежитие и столовую.

Состав и площади помещений должны соответствовать требованиям настоящих санитарных правил.

При размещении учебного заведения в приспособленном здании набор помещений, их площадь определяют, исходя из числа учащихся, необходимости организации учебного процесса по общеобразовательным и профильным предметам, практической подготовки по специальности.

Взаимное расположение отдельных групп помещений обеспечивает удобную функциональную связь между собой и зонами участка, создает оптимальные условия для организации учебного процесса и отдыха. Учебные помещения изолируют от учебно-производственных мастерских и спортивного зала.

Учебно-производственные помещения, спортзал и столовую следует выделять в отдельные блоки, связанные переходом с основным корпусом.

Учебные помещения, лаборатории, мастерские, столовые, буфеты и медицинские кабинеты не следует размещать в подвальных и цокольных этажах зданий.

2.2.1. Учебные помещения общеобразовательного цикла

2.2.1.1. Состав учебных помещений включает следующие основные группы: кабинеты и лаборатории общеобразовательного цикла, групповые и лекционно-поточные аудитории, кабинет информатики и ЭВТ.

2.2.1.2. Площади учебных помещений должны соответствовать требованиям, предъявляемым к общественным зданиям и сооружениям (табл. 2).

Таблица 2

Площади

основных учебных помещений

Помещения

Площадь, м2 на 1 обучающегося (не менее)

Учебные кабинеты общеобразовательного цикла

2,5

Лаборатории по естественным дисциплинам

2,4

Лаборатории и кабинеты профессионально- технических и специальных дисциплин

2,4 <*>

Кабинет информатики и вычислительной техники

6 (на 1 рабочее место у дисплея)

Лингафонные кабинеты

2,4

Кабинеты черчения, курсового и диплом- ного проектирования

2,4

<*> В общую площадь кабинетов необходимо дополнительно включать площадь для размещения технологического оборудования по профилю обучения.

2.2.1.3. Учебные помещения включают: рабочую зону (размещение учебных столов для учащихся), рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, технических средств обучения (ТСО).

В зоне обучающихся устанавливают двухместные ученические лабораторные столы (с надстройкой и без нее); с подводкой электроэнергии (лаборатория физики); подводкой воды, сжатого воздуха и газа (лаборатория химии) с учетом требований организации учебного процесса. Лабораторию химии оборудуют вытяжными шкафами, которые располагают у торцевой стены возле стола преподавателя.

2.2.2. Помещения профессионального цикла

2.2.2.1. Помещения профессионального цикла включают помещения, предназначенные для изучения специальных предметов по выбранному профилю подготовки, учебные лаборатории, кабинеты-лаборатории (табл. 2), учебно-производственные мастерские.

2.2.2.2. В зависимости от вместимости училища предусматривают лекционные поточные аудитории на 2 — 4 группы, площадь которых принимается из расчета 1,2 м2 на 1 место. Поточные аудитории не должны иметь длину более 10 м.

2.2.2.3. Высота учебных помещений теоретического цикла от пола до потолка составляет не менее 3,3 м, лабораторий с крупным оборудованием — 4,2 м.

2.2.2.4. Кабинеты профессионального цикла имеют дополнительную площадь для экспозиции громоздкого оборудования (узлы, макеты, модели, тренажеры, миниатюр-полигоны, образцы и пр.).

2.2.2.5. При продольной конфигурации учебного помещения зону экспозиции оборудования располагают у задней торцевой стены, при квадратной или поперечной конфигурации — у боковой стены, противоположной оконным проемам.

2.2.2.6. Лаборатории и кабинеты по специальным предметам (испытания материалов, спецтехнологии и материаловедения, подземно-транспортного оборудования, электроники и полупроводниковых приборов, строительных машин и др.) должны иметь площадь 83 — 88 м2, а для кабинетов с крупным оборудованием — 98 — 108 м2.

2.2.2.7. При каждой лаборатории или двух однородных лабораториях и двух смежных учебных кабинетах оборудуют лаборантскую площадью не менее 15 м2.

2.2.2.8. Площади учебно-производственных мастерских принимают из расчета на 1 место в зависимости от их вместимости (на 15 и 25 человек): слесарная — соответственно 5,4 и 4,5 м2, слесарно-инструментальная — 7,2 и 6,0 м2, слесарно-сборочная — 8,0 и 7,2 м2, токарная, фрезерная, механическая — 12,0 и 10,8 м2, электрогазосварочная — 12,0 и 9,6 м2, электросварочная — 9,0 и 7,5 м2, электромонтажная — 6,0 и 4,0 м2, механическая по обработке дерева — 12,0 и 10,0 м2, слесарей-монтажников крупногабаритного оборудования и трубопроводов — 10,0 и 8,0 м2.

2.2.2.9. Монтажные учебные мастерские имеют монтажные кабины размером 1,5 х 1,5 м; мастерские, где проводится электро- и газосварка, кабины площадью 4 м2 каждая с передвижными боковыми перегородками высотой 2 м.

2.2.2.10. Мастерские для сварочных работ, монтажные мастерские, в которых проводится рубка и резка металла, а также мастерские и лаборатории с крупногабаритным и тяжелым оборудованием, с крупногабаритными материалоемкими объектами работ изолируют от других мастерских, располагают на 1-м этаже. При сварочной мастерской организуют лабораторию для контроля и механических испытаний сварочных швов.

2.2.2.11. Состав и площади учебно-производственных помещений, помимо указанных выше, следует принимать по нормам технологического проектирования организаций соответствующих отраслей промышленности и других отраслей экономики с учетом дополнительного выделения площади для установки оборудования, применяемого для учебных целей.

2.2.2.12. В зависимости от профиля учреждений НПО учебно-производственные мастерские имеют склады или помещения для хранения инструментов, инвентаря, заготовок, сырья и готовой продукции.

2.2.2.13. Инструментально-раздаточная кладовая имеет площадь из расчета 0,05 м2 на 1 обучающегося, но не менее 15 м2.

2.2.2.14. Отдел технического контроля имеет площадь 0,04 м2 на 1 обучающегося.

2.2.2.15. Складские помещения следует принимать длиной не менее 6 м и площадью из расчета 0,2 — 0,3 м2 на 1 станочное место.

2.2.2.16. Следует предусмотреть ремонтную мастерскую, санитарно-бытовой блок с гардеробами, душевыми и умывальниками.

2.2.2.17. Лаборатории и мастерские не следует размещать в подвалах и цокольных этажах, а также над учебными помещениями.

2.2.3. Требования к оборудованию

2.2.3.1. Рабочее место обучающегося в классах, кабинетах и лабораториях оборудуют столами и стульями с учетом длины тела (в обуви) в зависимости от назначения учебного помещения. Не следует в учебных кабинетах и лабораториях использовать скамейки, табуретки, стулья без спинок. Размеры мебели приведены в табл. 3.

Таблица 3

Размеры

мебели и ее маркировка по ГОСТ

«Столы ученические» и «Стулья ученические»

Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93

Группа роста (в мм)

Высота над полом крышки края сто- ла, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм)

Высота над по- лом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм)

Цвет маркиров- ки

1450 — 1600

красный

1600 — 1750

зеленый

Свыше 1750

голубой

2.2.3.2. Расстановку учебной мебели следует проводить с соблюдением угла видимости не менее 35 град. (угол, образованный поверхностью доски и крайними рабочими местами на первых столах).

2.2.3.3. При продольной конфигурации учебного помещения столы обучающихся расставляют в 2 — 3 ряда перпендикулярно стене с оконными проемами для того, чтобы основной световой поток падал слева от обучающихся. Ширина проходов, начиная от стены со светопроемами, составляет для первого, второго и третьего рядов — 0,6 м, для последнего ряда между внутренней продольной стеной и вторым-третьим рядами столов — 0,5 — 0,7 м. От последних столов до задней стены (перегородки) — не менее 0,65 м <*>. В 1 климатическом районе расстояние от стены с окнами до первого ряда столов составляет не менее 1 м. Расстояние между первыми столами и доской составляет 2,4 — 2,7 м. Наибольшая удаленность последнего места от учебной доски — 8,6 м.

<*> В «оборотных» классах (вход в класс у последних парт) расстояние между стеной и рабочим местом должно быть 1,2 м.

2.2.3.4. В кабинетах квадратной или поперечной конфигурации учебные столы ставят в 3 — 4 ряда, при этом расстояние от первых столов до классной доски составляет не менее 3,0 м.

2.2.3.5. В лабораториях столы ставят в два ряда. Расстояние между рядами столов составляет 1,0 м, а в кабинетах черчения и рисования — 0,7 м.

2.2.3.6. Оборудование в мастерских расставляют перпендикулярно или под углом 30 — 45 град. к светонесущей стене (при расстоянии между рядами станков 1,2 м, а между станками в рядах — не менее 0,8 м).

2.2.3.7. Рабочие места в общетеоретических, общетехнических и специальных кабинетах и лабораториях оборудуют двухместными ученическими столами; в кабинетах черчения и кабинетах, оборудованных видеодисплейными терминалами и персональными электронно-вычислительными машинами (ПЭВМ), — одноместными.

2.2.3.8. Рабочее место преподавателя оборудуют столом и стулом. В зависимости от назначения учебного помещения зона преподавателя оборудуется столами в соответствии с требованиями к столам для учителя, столам демонстрационным с пультом управления и без него.

2.2.3.9. В лабораториях, кабинетах спецтехнологии столы преподавателя устанавливаются на подиуме высотой 15 — 30 см.

2.2.3.10. В учебном процессе следует использовать стационарные и мобильные технические средства обучения (ТСО). Мобильные ТСО следует устанавливать на переносные и складные или передвижные подставки согласно требованиям к подставкам для технических средств обучения.

2.2.3.11. Тренажерные устройства, используемые для освоения сложных профессий (горнорудной, химической, металлургической промышленности, транспорта, строительства, сельского хозяйства и др.), размещают в отдельных помещениях или комплексах тренажерных кабинетов.

2.2.3.12. Кабинеты иностранного языка оборудуют лингафонными рецептивными (прослушивание учащимися с помощью головных телефонов) и рецептивно-репродуктивными (прослушивание с последующим воспроизведением) установками.

2.2.3.13. Лингафонные кабинеты оборудуют полукабинами. Стол преподавателя имеет пульт управления. Лингафонный кабинет оборудуют современными аудиосредствами.

2.2.3.14. Лаборатории химии оборудуют вытяжными шкафами в соответствии с требованиями к шкафам демонстрационным и лабораторным вытяжным.

2.2.3.15. При отсутствии встроенных шкафов учебные пособия хранят в пристенных шкафах, оборудованных согласно ГОСТу о шкафах для учебных пособий. Пристенные шкафы следует располагать в лаборантской или в учебном помещении.

2.2.3.16. Учебным мастерским следует иметь площадь, объем и оборудование, соответствующие технологическим процессам и обеспечивающие создание оптимальных условий учебно-производственной деятельности подростков.

2.2.3.17. Все оборудование, в том числе и механической обработки, являющееся источником пылегазовыделений, обязательно оснащают местной вытяжной вентиляцией.

2.2.3.18. Каждую мастерскую оборудуют шкафами для хранения спецодежды и умывальниками с подачей горячей и холодной воды (не менее 2-х умывальников на мастерскую). Размеры шкафов и их количество следует принимать в соответствии с требованиями, предъявляемыми к административным и бытовым зданиям.

2.2.3.19. При отдельно стоящем здании мастерских предусматривают гардеробную для верхней одежды, душевые, умывальные, туалеты, устройства для питьевого водоснабжения, а при необходимости — помещение для выдачи спецодежды и индивидуальных средств защиты. Площадь гардеробных, помещений для хранения спецодежды, душевых и туалетов принимают в соответствии с требованиями, предъявляемыми к административным и бытовым зданиям.

2.2.3.20. Многопостовые сварочные агрегаты устанавливают только в отдельном помещении, изолированном от других учебных помещений.

2.2.3.21. Рабочие места для газовой сварки располагают в изолированных кабинах, оборудованных сварочным столом, стулом и емкостью с водой для охлаждения горелки.

2.2.3.22. Электромонтажные мастерские, в которых проводится пайка, оборудуют столами, имеющими металлическое покрытие размером не менее 300 х 300 мм, приспособлениями для размещения и закрепления элементов и узлов пайки.

2.2.4. Помещения общего и специального назначения

2.2.4.1. Актовый зал в учреждениях НПО рассчитывают на одновременное пребывание не менее 60% общего количества обучающихся.

2.2.4.2. Площадь актового зала следует принимать из расчета не менее 0,65 м2 на 1 место.

2.2.4.3. Учебно-спортивные залы следует размещать на первом этаже. Количество и типы спортивных залов предусматривают в зависимости от вида учреждения, его вместимости. Площади спортивных залов приняты 9 х 18 м, 12 х 24 м, 18 х 30 м при высоте не менее 6 м.

2.2.4.4. При залах предусматривают снарядные, кабинет инструктора физического воспитания, бытовые помещения: раздевальные мужские и женские площадью не менее 10,5 м2 каждая; раздельные душевые площадью по 9 м2 каждая; уборные площадью по 8 м2. Вход в спортивный зал из гардеробных (раздевальных) следует предусматривать непосредственно или через обособленный коридор.

2.2.4.5. Устройство и планировочное решение бассейна должны отвечать гигиеническим требованиям к устройству, эксплуатации и качеству воды плавательных бассейнов.

2.2.4.6. Помещения библиотеки состоят из читального зала и книгохранилища. Общую площадь библиотеки следует принимать из расчета 0,6 м2 на 1 обучающегося.

2.2.4.7. Площадь хранения библиотечных фондов открытого хранения составляет не менее 4,5 м2 на 1 тыс. единиц хранения.

2.2.4.8. Медицинский пункт учреждения включает:

— кабинет врача площадью не менее 21 м2 (длина кабинета — не менее 7 м для возможности определения остроты зрения и слуха);

— процедурный кабинет площадью не менее 12 м2;

— кабинет зубного врача площадью 12 м2.

При медицинском пункте должен быть туалет на 1 унитаз с умывальником в шлюзе.

2.2.4.9. В служебно-бытовые помещения входят гардеробные, бельевая, санитарно-гигиенические помещения и комната отдыха персонала столовой.

2.2.4.10. В здании учебного корпуса предусматривают уборные и умывальные для обучающихся на каждом этаже и по отдельным блокам здания.

2.2.4.11. На каждом этаже размещают санитарные узлы для подростков обоего пола, оборудованные кабинами с дверями без запоров. Количество санитарных приборов устанавливается из расчета: 1 унитаз на 20 девушек, 1 умывальник на 30 девушек; 1 унитаз, 0,5 лоткового писсуара и 1 умывальник на 30 юношей. Для девушек организуют комнаты личной гигиены из расчета 1 кабина на 70 человек площадью не менее 3 м2.

2.2.4.12. Для персонала на каждом этаже устанавливают санитарный узел, оборудованный 1 унитазом и 1 умывальником (с чередованием по этажам для мужчин и женщин). Для обработки и хранения уборочного инвентаря, приготовления моющих и дезинфицирующих средств на каждом этаже учебного корпуса предусматриваются помещения, оборудованные поддоном, подводкой холодной и горячей воды, естественной вытяжной вентиляцией, стены облицовываются глазурованной плиткой на высоту 1,5 метра.

2.2.4.13. Общежития учреждений НПО должны соответствовать требованиям, предъявляемым к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для рабочих, студентов, учащихся средних специальных заведений и профессионально-технических училищ.

2.2.5. Помещения столовой

2.2.5.1. Помещения столовой выделяются в отдельный блок на 1-м этаже с оборудованием выхода на хозяйственный двор. Пищеблоки независимо от вместимости учреждения должны иметь полный набор производственных цехов, обеспечивающих поточность технологического процесса.

2.2.5.2. Требования к устройству, содержанию помещений пищеблока, приему и хранению пищевых продуктов, приготовлению и реализации блюд, оборудованию, инвентарю, посуде и таре должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации общественного питания, изготовления и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ

Общеобразовательная школа относится к числу самых массовых учебно-воспитательных учреждений. На протяжении 9 или 11(12) лет дети приходят в школу и проводят здесь от 4 до 10 часов в день. От типа школьного здания, набора помещений, соответствия их существующим гигиеническим нормам и правилам, организации учебно-воспитательного процесса, наличия соответствующей мебели и оборудования в значительной степени зависит состояние здоровья и развитие ребенка.

Требования к размещению, планировке и условиям обучения в общеобразовательных учреждениях изложены в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

2.1 Гигиенические требования к размещению и планировке земельного участка

Гигиенические требования к расположению, размерам и функциональному зонированию территории школьного участка определяется многообразием его функций и оздоровительной ролью.

Гигиенические принципы размещения школ:

· близость к месту жительства учащихся, которая определяется радиусом обслуживания, зависящим от возраста детей, климатических характеристик региона и характера застройки;

· удаленность от источников загрязнения воздуха химическими веществами или являющихся источниками шума;

· земельный участок должен быть достаточным по размеру, на территории осуществляется зонирование в соответствии с типом образовательного учреждения и числом учащихся.

При проектировании и строительстве городских общеобразовательных учреждений рекомендуется предусмотреть пешеходную доступность учреждений, расположенных в зависимости от строительно-климатической зоны и школьного возраста (I, II, III ступени обучения):

— во II и III строительно-климатических зонах — не более 0,5 км;

— в I климатическом районе (I подзона) для обучающихся I и II ступени образования — не более 0,3 км, для обучающихся III ступени образования – не более 0,4 км;

— в I климатическом районе (II подзона) для обучающихся I и II ступени образования – не более 0,4 км, для обучающихся III ступени образования – не более 0,5 км.

В сельской местности пешеходная доступность для обучающихся общеобразовательных учреждений:

— во II и III климатических зонах для обучающихся I ступени образования составляет не более 2,0 км;

— для обучающихся II и III ступени образования — не более 4,0 км, в I климатической зоне — 1,5 и 3 км соответственно.

Учащиеся сельских школ, проживающие на расстоянии свыше указанного, подлежат транспортному обслуживанию до общеобразовательного учреждения и обратно. Время в пути не должно превышать 30 минут в одну сторону. Оптимальный пешеходный подход обучающихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м. Для сельских районов допускается увеличение радиуса пешеходной доступности до остановки до 1 км.

Расстояние от школы до различных видов зданий должны приниматься в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к планировке и застройке городских и сельских поселений и составлять не менее 2,5 высот противоположно стоящего здания. В районах усадебной застройки здание школы следует размещать на расстоянии не менее 50 м от жилых и общественных зданий.

I ступень – 1 — 3 классы

II ступень – 4 — 7 классы

III ступень – 8 – 11 классы

Здания общеобразовательных учреждений должны размещаться в зоне жилой застройки, за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, санитарных разрывов, гаражей, автостоянок, объектов железнодорожного транспорта, метрополитена, маршрутов взлета и посадки воздушного транспорта.

Общеобразовательные учреждения размещаются на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, удаленных от городских улиц, межквартальных проездов с регулярным движением транспорта на расстоянии 100-170 м, на самостоятельном земельном участке с расстоянием от здания школы до красной линии не менее 25 м.

Общеобразовательные учреждения не размещают на внутриквартальных и особенно межквартальных проездах с регулярным движением транспорта.

Для обучающихся, проживающих на расстоянии свыше предельно допустимого транспортного обслуживания, а также при транспортной недоступности в период неблагоприятных погодных условий предусматривается интернат при общеобразовательном учреждении.

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

К размещению ОУ. Их здания должны быть расположены на внутриквартальных территориях микрорайона, удаленных от проездов с регулярным движением транспорта на расстояние не менее 100 метров; устанавливаются условия пешеходной и транспортной доступности школ.

К участку ОУ. Предусматриваются самостоятельный земельный участок, огражденный забором, зелеными насаждениями, на котором организуются учебно-опытная, физкультурно-спортивная, хозяйственная зоны и зона отдыха.

К зданию ОУ. Эти требования предусматривают: соответствие количества детей вместимости здания, предусмотренной проектом; этажность не более трёх (в условиях плотной застройки города — четырёх) этажей; размещение гардеробов на 1 этаже с обязательным оборудованием ячеек для каждого класса; устройство спортивного и актового залов, библиотеки, учебных лабораторий, медицинского пункта, столовой, санитарных узлов. Учащиеся 1-4 классов обучаются в закрепленных за каждым классом учебных помещениях в отдельном блоке, в 5-11 классах по классно-кабинетной системе.

К оборудованию помещений ОУ — к ученическим столам или партам, их размещению, ТСО, лабораторному оборудованию и др.

К воздушно-тепловому режиму ОУ. Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях 18-20 0С при их обычном остеклении.

К водоснабжению и канализации. Здания ОУ должны оборудоваться системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с гигиеническими требованиями к планировке и застройке поселений, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.

К режиму учебно-воспитательного процесса. Эти требования включают показатели максимально допустимой недельной нагрузки (от 22 до 36 часов), продолжительность урока и перемен (от 10 до 50 минут). Домашние задания даются учащимся с учетом возможности их выполнения в определенных временных пределах в зависимости от ступени обучения (от 1 до 4 часов).

К организации медицинского обслуживания. Все ОУ укомплектовываются квалифицированными кадрами средних медицинских работников, врачей-педиатров, а при их отсутствии ОУ заключает договор с ближайшей поликлиникой о медицинском обслуживании обучающихся.

Сообщение «Санитарно-гигиенические требования к организации образовательного процесса в образовательных организациях»

«Санитарно-гигиенические требования к организации образовательного процесса в образовательных организациях.»

сообщение на методическом совете

СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 4 июля 2014 г. N 41

Данные правила направлены на охрану здоровья обучающихся и распространяются на все общеобразовательные учреждения, реализующие программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Данные правила обязательны для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных учреждений, воспитанием и обучением учащихся.

Помимо вопросов, касающихся материально-технической базы образовательных учреждений, большое внимание в санитарных правилах уделено вопросам организации режима образовательного процесса.

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов, проведение нулевых уроков не допускается. В учреждениях с углубленным изучением предметов, лицеях, гимназиях обучение проводят только в первую смену. В школах, работающих с две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9 и 11 классов, классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену. Обучение в 3 смены в общеобразовательных учреждениях не допускается.

Недельная учебная нагрузка должна равномерно распределять в течение учебного дня и учебной недели. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Расписание уроков должно составляться с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов. Проведена дифференциация школьных предметов по трудности в зависимости от возраста детей – введено 3 шкалы трудности. Биологический оптимум умственной работоспособности у школьников приходится на интервал с 10-12.00 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при минимальных психофизиологических затратах. Поэтому в течение рабочего дня наиболее трудные предметы должны проводится на 2, 3, 4 (для старших классов) уроках.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале и в конце недели. С учетом этого наибольший объем учебной нагрузки должен приходится на вторник и(или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наибольшему баллу по шкале трудности предметов, либо увеличивается число уроков.

Предметы, требующие много времени на домашнюю подготовку не должны группироваться в один день.

Продолжительность урока во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1 класса и компенсирующего класса.

Обучение в 1-м классе осуществляется по щадящему режиму:

— учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

— использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре — по 4 урока по 35 минут каждый; январь — май — по 4 урока по 45 минут каждый);

— рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;

— для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-разового питания и прогулок на свежем воздухе;

— обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

— дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 — 2-х классов — более 1,5 кг, 3 — 4-х классов — более 2 кг, — 5 — 6-х — более 2,5 кг, 7 — 8-х — более 3,5 кг, 9 — 11-х — более 4,0 кг.

В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один — для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй — для приготовления домашних заданий.

Для всех школьников продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) — 20 — 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания

С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз

Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.). Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25 — 35 см у обучающихся 1 — 4 классов и не менее 30 — 45 см — у обучающихся 5 — 11 классов.

Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения регламентируется в зависимости от возраста учащихся

Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3-х уроков физической культуры в неделю. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.

Для увеличения двигательной активности обучающихся рекомендуется в учебные планы для обучающихся включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм).

Двигательная активность обучающихся, помимо уроков физической культуры, в образовательном процессе может обеспечиваться за счет:

— физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексо

Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *