Сброс на рельеф запрещен

Сброс сточных вод на рельеф в 2016 году запрещен в соответствии с документами:

  1. Статьи 1 и 77 №7-ФЗ от 10/01/2002 «Об охране окружающей среды”
  2. Приказа Минприроды России от 08.07.2010 № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды»
  3. Судебная практика, в частности решение № 2-125/2015 2-125/2015~М-8/2015 М-8/2015 от 11 февраля 2015 г. по делу № 2-125/2015

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», даны следующие определения:

  • вред окружающей среде – негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов;
  • загрязнение окружающей среды – поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;
  • негативное воздействие на окружающую среду – воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;
  • качество окружающей среды – состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью;
  • нормативы в области охраны окружающей среды – установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.

В составе сбрасываемых сточных вод могут присутствуют различные химические вещества, в том числе поверхностно-активные вещества, фенолы, нормативы качества окружающей среды для которых не установлены.

Таким образом, при сбросе сточных вод на почву негативно изменяет качество окружающей среды, то есть причиняет вред окружающей среде вследствие ее загрязнения.

В соответствии со статьей 77 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ, юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде.

Как МПР №238 объясняет вред сброса сточных вод для почв

Исчисление размера вреда, причиненного почвам, осуществляется на основании Приказа Минприроды России от 8 июля 2010 г. № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды».

Размер вреда, определяемый в рублях, зависит от степени химического загрязнения почвы, которая определяется как соотношение фактического содержания конкретного химического вещества в почве к нормативу качества окружающей среды для почв.

При отсутствии установленного норматива качества окружающей среды (ПДК, ОДК) для почв (для конкретного химического вещества) в качестве норматива качества применяется значение концентрации этого химического вещества на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения.

Для поверхностно-активных веществ, фенолов, нефтепродуктов, сбрасываемых в составе сточных вод на почву, нормативы качества окружающей среды не установлены, в незагрязненной почве данные вещества не встречаются. Таким образом, при исчислении вреда окружающей среде вся масса данных веществ, сброшенных после очистки на почву, будет учтена при определении размера вреда.

В связи с вышеизложенным, любая степень очистки сточных вод от фенолов, ПАВ и нефтепродуктов, за исключением стопроцентной, недостаточна для предотвращения вреда, причиненного почвам при сбросе сточных вод на рельеф. (Для примера, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими заключениями на очистные сооружения марки «Топас», эффективность очистки хозяйственно-бытовых сточных вод по нефтепродуктам составляет менее 100%, сведения об эффективности очистки по фенолам, ПАВ не представлены).

Так же не представляется возможным рассчитать степень очистки сточных вод от загрязняющих веществ, концентрация которых представлена в мг/дм3, достаточную для не превышения нормативов качества окружающей среды для почв по данным веществам, выражаемых в мг/кг. Эффективность очистки установленных очистных сооружений может быть определена только по результатам мониторинга загрязнения почв в районе сброса сточных вод.

Судебная практика не оправдывает сброс сточных вод на рельеф

Кроме того, существует обширная судебная практика в части сброса сточных вод на рельеф и загрязнения почв, исходя из которой, можно сделать вывод о полном запрете сброса сточных вод на рельеф местности.

В Решении по делу 33-9771/2013 указано, что хозяйственная и иная деятельность, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализация проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды, запрещены. Так же, сброс сточных вод на рельеф местности приравнивается к размещению отходов. Сброс отходов на почву запрещен.

Для решения проблемы сброса сточных вод на рельеф, мы предлагаем устанавливать аккумулирующие емкости для сбора хозяйственно-бытовых сточных вод с последующим вывозом и передачей накопленных стоков организациям водопроводно-канализационного хозяйства.

Ориентировочные затраты на данные услуги по результатам запросов организациям, осуществляющим вывоз сточных вод, составят 1500-2500 руб. за 1 м3 вывезенных сточных вод.

По предварительным данным, организации, осуществляющие вывоз сточных вод, берут на себя обязательства по разбавлению сточных вод для выполнения требований организаций водопроводно-канализационного хозяйства к составу принимаемых сточных вод.

Сброс сточных вод на рельеф местности, привлечение к ответственности, взыскание вреда, причиненного почвам, — звенья одной цепи

«Справочник эколога» №4 2017 / Судебная практика

Проблеме сброса сточных вод на рельеф местности посвящено множество правовых статей, в рамках которых их авторы бывают солидарны во мнении: на сегодняшний день сброс на рельеф местности — источник негативных последствий для природопользователей, как правило, выраженных в форме привлечения к административной ответственности и взыскания вреда, причиненного почвам.

Однако для многих природопользователей сброс сточных вод на рельеф местности остается привычным делом. Это может быть обусловлено различными причинами. Наиболее часто — невозможностью удалить сточные воды правомерными способами: сброс в систему канализации или в водный объект.

Узнать больше:

· Почему сброс на водосборные площади вне закона?

· Есть ли право на сброс сточных вод в случае недостижимых нормативов?

И в том и в другом случае невозможность удаления сточных вод обозначенными вариантами, как правило, объясняется тем, что указанные приемники сточных вод значительно удалены от территории предприятия.

В различных регионах страны наболевший вопрос решается по-разному. В некоторых субъектах Российской Федерации органы госэконадзора закрывают глаза на ситуацию, при которой отведение сточных вод осуществляется «неправовым» способом.

В ряде других регионов природопользователям повезло значительно меньше — нередко встречаются случаи привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. от 07.03.2017; далее — КоАП РФ) и взыскания вреда, причиненного почвам.

При этом все чаще хозяйствующих субъектов не спасает даже разрешение на сброс сточных вод в водный объект, в который (по задумке) сточные воды сбрасываются с водосборной площади (протекая от источника сточных вод по рельефу местности до приемника сточных вод).

Иногда до выяснения вопроса о наличии разрешения на сброс сточных вод в водный объект дело и не доходит. Для того чтобы заявить о наличии административного правонарушения, госоргану (субъективно) достаточно установить:

• факт сброса сточных вод на рельеф местности;

• факт отсутствия разрешительной документации на сброс сточных вод на рельеф местности (почву);

• наличие вины конкретного хозяйствующего субъекта в осуществлении сброса сточных вод на рельеф местности (почву);

• и для пущей уверенности — факт превышения концентраций загрязняющих веществ в почве над предельно допустимыми концентрациями веществ в почве населенных мест или над фоновыми концентрациями веществ в почве сопредельного (не подвергшегося воздействию сточных вод) земельного участка.

Все остальное — мотивы выбора именно такого способа удаления сточных вод, причины отсутствия разрешительной документации, нелегкие обстоятельства ведения хозяйственной деятельности в условиях удаленности от водного объекта и централизованной системы водоотведения — на позицию представителей власти и последствия выявления указанных обстоятельств в большинстве случаев не влияет.

Сегодня мы не станем вновь приводить правовое обоснование неправомерности сброса на рельеф местности в отсутствие разрешительной документации и рассказывать о теоретических негативных последствиях, а перейдем к рассмотрению конкретных примеров судебных решений (суда общей юрисдикции и арбитражного суда), которые наглядно показывают, чем чреват вышеназванный способ удаления сточных вод.

Сброс сточных вод на поле фильтрации может быть признан несанкционированным сбросом на рельеф местности

Нередко предприятия находят «выход» из сложившейся ситуации, принимая решение сбрасывать сточные воды на почву, поля фильтрации, поля испарения.

Разумеется, выбирая такой подход, природопользователь задумывается о том, как получить разрешительную документацию на сброс сточных вод в окружающую среду в подобных случаях, и неминуемо сталкивается с проблемой — получить желаемую разрешительную документацию фактически невозможно.

Максимум чего добиваются некоторые хозяйствующие субъекты — получение разрешения на сброс в водный объект, невзирая на то, что ближайший водный объект расположен в нескольких километрах от источника сброса — решение временное и весьма сомнительное.

С точки зрения фактической обстановки ситуация, конечно, не меняется: продолжая сбрасывать сточные воды на почву, предприятие «на бумаге» сбрасывает их в водный объект, что впоследствии чревато административной ответственностью за химическое загрязнение почв.

Однако встречаются и более рискованные подходы. Не получая разрешительной документации вовсе, предприятие удаляет сточные воды уже известным способом, а в случае возникновения претензий со стороны органа госэконадзора возражает: «Сброс осуществляется не на почву, а на поля фильтрации, что исключает загрязнение почв».

И все бы ничего, если бы означенные поля фильтрации чем-либо отличались от обычного почвенного покрова (кроме повышенного содержания загрязняющих веществ).

Решение Астраханского областного суда от 02.09.2016 по делу № 21-546/2016

Предмет рассмотрения

Привлечение к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ за сброс сточных вод на почву.

Обстоятельства дела

В отношении предприятия проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства, в ходе которой установлен факт сброса предприятием сточных вод на почву.

Привлеченным экспертным учреждением отобраны пробы почвы на соответствующем земельном участке. Результаты количественного химического анализа пробы почвы показали значительные превышения концентраций загрязняющих веществ в почве по сравнению с фоновым качеством.

За допущенное нарушение предприятие привлечено к ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.

Возражая против вынесенного постановления о назначении административного наказания, предприятие указало, что участки, с которых отбирались пробы, не являются плодородными почвами, т.к. это поля подземной фильтрации.

Позиция суда

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. от 03.07.2016; далее — ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том числе:

• использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде;

• осуществлять мероприятия по охране земель;

• соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, противопожарных и иных правил, нормативов;

• не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В силу ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет административное наказание.

Предприятие не представило проектную и техническую документацию на эксплуатацию объектов водоснабжения и водоотведения, в т.ч. на поля фильтрации.

В отсутствие проектной и технической документации на поля фильтрации сброс сточных вод в границах спорного земельного участка является сбросом сточных вод на почву и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.

Почему же предприятие не озадачилось получением разрешения на сброс на рельеф местности, учитывая отсутствие какого-либо сооружения, которое исключало бы беспрепятственное попадание химических веществ на почву?

Ответ прост: на сегодняшний день формально получить разрешение на сброс сточных вод на рельеф местности невозможно.

И, как известно, в настоящее время проблема отсутствия правового регулирования отношений, связанных со сбросом на рельеф, стоит на трех китах:

1) отсутствие порядка нормирования негативного воздействия на окружающую среду (далее — НВОС) при сбросе на рельеф;

2) отсутствие порядка получения разрешительной документации для сброса на рельеф;

3) отсутствие порядка исчисления платы за НВОС при сбросе на рельеф.

Хотя большинство специалистов экологических служб, конечно же, помнит недалекие времена, когда органы госэконадзора игнорировали факты отсутствия у природопользователей разрешений на сброс при сбросе сточных вод на рельеф местности в обмен на сверхлимитные платежи за НВОС.

К сожалению для многих природопользователей, настроение природоохранных органов кардинально изменилось, и наступило время, когда хозяйствующие субъекты на своем опыте узнали, что сбрасывать сточные воды на рельеф местности в отсутствие на то «санкции» со стороны уполномоченных органов (т.е. разрешения на сброс) не допускается (иными словами — строго запрещено!).

Напомним, что в последнее время органы госэконадзора сошлись во мнении, что сброс сточных вод на рельеф местности (водосборную площадь) недопустим, в т.ч. отталкиваясь от позиции Минприроды России.

Так, Минприроды России в письме от 10.10.2016 № 12-50/8275-ОГ «О рассмотрении обращения» указывает на два «законных», по мнению ведомства, способа отведения образующихся на предприятиях сточных вод:

• сбросы в водные объекты;

• сбросы в системы водоотведения.

КСТАТИ

Как доказывает практика правоприменения, внесение сверхлимитных платежей за сброс на рельеф (водосборную площадь), вопреки расхожему заблуждению, никогда не гарантировало природопользователю отсутствие рисков:
• быть привлеченным к административной ответственности за оказание негативного воздействия на почву с нарушением требований (например, по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ);
• получить требование о возмещении вреда почве, причиненного в результате ее химического загрязнения.

Рассмотрим пример судебного решения, иллюстрирующего возможность взыскания вреда, причиненного почвам, при выявлении органом государственного надзора факта сброса сточных вод на рельеф местности.

Сброс сточных вод на рельеф местности — путь к возмещению вреда, причиненного почвам

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 02.02.2017 по делу № А82-16994/2015

Предмет рассмотрения

Оспаривание иска о возмещении вреда, причиненного почвам в результате неорганизованного сброса сточных вод.

Обстоятельства дела

Управление Росприроднадзора обнаружило факт неорганизованного сброса сточных вод на рельеф местности (почву) от канализационной насосной станции.

В рамках административного расследования привлеченным экспертным учреждением были отобраны пробы почв и проведен их анализ, по результатам которого установлено, что на земельном участке площадью 500 м2 загрязнены почвы по ряду химических показателей.

Также в ходе административного расследования установлено, что земельный участок, на котором обнаружен неорганизованный сбор сточных вод на почву, равно как и канализационные сети, по которым должно осуществляться доведение сточных вод до очистных сооружений, принадлежат администрации муниципального образования.

Администрация муниципального образования привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.

Впоследствии Управлением Росприроднадзора в адрес администрации муниципального образования направлено требование о возмещении вреда, причиненного почвам в результате неорганизованного сброса сточных вод на почву.

Позиция суда

В соответствии с п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Согласно п. 3 ст. 77 Федерального закона № 7-ФЗ вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии — исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в т.ч. упущенной выгоды.

В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том числе не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Выводы суда

1. Вследствие неисполнения обязанности обеспечить водоотведение на территории муниципального образования и обязанности по надлежащему содержанию канализационных сетей (от канализационных насосных станций к очистным сооружениям), расположенных в границах загрязненного земельного участка, администрация муниципального образования причинила вред окружающей природной среде (почве) посредством неорганизованного сброса сточных вод на почву.

2. Требование Управления Росприроднадзора о взыскании с администрации муниципального образования суммы исчисленного вреда, причиненного почвам в результате неорганизованного сброса сточных вод на земельный участок, подлежит удовлетворению.

Итак, на примере рассмотренного судебного решения мы можем наблюдать проявление сразу двух негативных последствий сброса сточных вод на рельеф местности:

1) привлечение к административной ответственности по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ;

2) взыскание вреда, причиненного почвам в результате загрязнения.

СПРАВКА

В соответствии с ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа:

• на граждан в размере от 3000 до 5000 руб.;

• на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 руб.;

• на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 20 000 до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

• на юридических лиц — от 40 000 до 80 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В рассмотренном случае взыскания вреда, причиненного почвам в результате сброса сточных вод на рельеф местности, для исчисления размера вреда применялась Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденная Приказом Минприроды России от 08.07.2010 №238 (в ред. от 25.04.2014; далее — Методика), по основанию — загрязнение почв в результате поступления в почвы загрязняющих веществ или смеси загрязняющих веществ, приводящего к несоблюдению нормативов качества окружающей среды для почв, включая нормативы предельно (ориентировочно) допустимых концентраций загрязняющих веществ в почвах.

И здесь необходимо напомнить о распространенном заблуждении, которое заключается в том, что вред, причиненный почвам в результате их загрязнения, исчисляется только в том случае, когда подвергшийся загрязнению земельный участок расположен в границах населенного пункта, т.е. является частью земель населенных пунктов.

Учитывая, что иных нормативов качества почв (кроме гигиенических нормативов) в законодательстве нет, природопользователи иногда ошибочно полагают, что риск взыскания вреда, причиненного почвам, существует лишь в случае «порчи» вышеперечисленных земель.

В некоторых случаях заблуждение простирается еще дальше, когда предполагается, что такой риск возможен только в границах населенных пунктов.

Действительно, гигиенические нормативы качества почв применимы к почвам населенных пунктов, сельскохозяйственных угодий, зон санитарной охраны источников водоснабжения, территории курортных зон и отдельных учреждений.

Однако применение формулы расчета вреда загрязненным почвам возможно не только в случае, когда вред причинен землям нормируемых категорий.

Извлечение из Методики

5. Исчисление в стоимостной форме размера вреда при загрязнении почв осуществляется по формуле:

УЩзагр = СЗ × S × Kr × Kисх × Тх, (2)

где УЩзагр — размер вреда (руб.);

СЗ — степень загрязнения, которая рассчитывается в соответствии с пунктом 6 настоящей Методики;

S — площадь загрязненного участка (кв. м);

Kr — показатель в зависимости от глубины загрязнения или порчи почв, который рассчитывается в соответствии с пунктом 7 настоящей Методики;

Kисх — показатель в зависимости от категории земель и целевого назначения, на которой расположен загрязненный участок, рассчитывается в соответствии с пунктом 8 настоящей Методики;

Тх — такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, при загрязнении почв, определяется согласно приложению 1 к настоящей Методике (руб./кв. м).

Итак, степень загрязнения СЗ — ключевая переменная формулы расчета вреда при загрязнении почв.

Степень загрязнения почв рассчитывается в соответствии с п.6 Методики, согласно которому она зависит от соотношения фактического содержания i-го загрязняющего вещества в почве к нормативу качества окружающей среды для почв.

Понятно, что данные о фактических содержаниях загрязняющих веществ в почвах, которым якобы причинен вред, должны быть известны органам, применяющим Методику. При этом такие фактические данные, по общему правилу, следует соотнести с нормативами качества окружающей среды для почв.

Однако необходимо учитывать, что в Методике установлена специальная норма для случаев, если нормативы качества почв не установлены.

Так, в соответствии с абз.7 п.6 Методики при отсутствии установленного норматива качества окружающей среды для почв (для конкретного загрязняющего вещества) в качестве значения Xн (норматива качества) применяется значение концентрации этого загрязняющего вещества на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения.

Таким образом, при отсутствии норматива качества почв (в т.ч. когда невозможно применение нормативов качества почв населенных пунктов к землям, например, промышленности, сельхозназначения, водного фонда и т.д.) степень загрязнения почв СЗ будет рассчитываться как соотношение фактического содержания i-го загрязняющего вещества в почве к концентрации этого загрязняющего вещества на сопредельной территории (аналогичного целевого назначения и вида использования), не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения.

Вывод

Сброс на рельеф местности, как показывает практика, давно превратился из способа сбора сверхлимитных платежей за НВОС в повод для применения к природопользователю мер административной и материальной ответственности.

При этом привлечение к административной ответственности по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ за загрязнение почв в результате сброса сточных вод на рельеф местности нередко выступает предвестником иска о возмещении вреда, причиненного почвам.

На практике, если хозяйствующий субъект допускает химическое загрязнение почвы, причиной которому выступает, в частности, сброс сточных вод на рельеф местности, о чем становится известно административному органу, события, как правило, развиваются по классическому сценарию:

1) составление протокола об административном правонарушении, состав которого предусмотрен ч.2 ст.8.6 КоАП РФ;

2) привлечение лица, действие (бездействие) которого привело к загрязнению почв, к административной ответственности по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ;

3) исчисление административным органом размера вреда, причиненного почве в результате ее химического загрязнения;

4) предъявление лицу требования о добровольном возмещении вреда, причиненного почве;

5) нередко отказ лица в добровольном возмещении вреда, причиненного почве;

6) обращение административного органа в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании суммы исчисленного размера вреда.

И.В. Куликов, заместитель генерального директора ООО «Центр правовой экологии»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 4, 2017.

Запрета как такового нет, но нет и разрешения это делать…
Текст подготовлен для системы КонсультантПлюс
Тихомирова Л.А. Некоторые особенности и проблемы правоприменения платы за негативное воздействие на окружающую среду // СПС КонсультантПлюс. 2016.
На сегодняшний день отсутствует как методика установления и порядок утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов на водосборные площади (рельеф местности), так и порядок выдачи разрешений на сброс загрязняющих веществ на водосборные площади (рельеф местности).
О соответствующем правовом пробеле речь идет и в письмах Росприроднадзора.
Так, в письме от 20.02.2014 N СН-08-02-31/2469 «Об установлении нормативов допустимых сбросов веществ на водосборные площади» Росприроднадзор разъяснил, что в настоящее время территориальные органы Росприроднадзора не вправе выдавать и продлевать разрешения на сбросы веществ, иных веществ и микроорганизмов на водосборные площади (на рельеф местности) до окончательного решения вопроса. Указанное обосновывается тем, что в настоящее время методика установления и порядок утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов на водосборные площади не разработаны, в связи с чем не установлен и порядок выдачи разрешений на сброс веществ и микроорганизмов на водосборные площади.
Аналогичные выводы содержатся в письме Росприроднадзора от 18.11.2014 N СМ-08-02-32/18383 «О сбросе сточных вод на водосборные площади». Закрепляя за территориальными органами Росприроднадзора запрет на выдачу и продление разрешения на сбросы веществ, иных веществ и микроорганизмов на водосборные площади (на рельеф местности), в то же время Росприроднадзор отмечает, что, во-первых, на сегодняшний день законодательством урегулирован сброс в водный объект (даже маловодный либо сосредоточение вод в котором несет сезонный характер) или сброс в центральную систему водоотведения, во-вторых, сброс сточных вод на водосборную площадь является нарушением требований действующего законодательства, ответственность за которое предусмотрена гл. 8 КоАП РФ.
Позднее в письме Минприроды РФ от 10.10.2016 N 12-50/8275-ОГ «О рассмотрении обращения» разъясняется, что с целью охраны окружающей среды сброс сточных вод должен быть организован непосредственно в водный объект либо в системы водоотведения. Указанная позиция обусловлена природоохранными требованиями. Так, в соответствии с действующим законодательством хозяйственная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивалась минимизация поступления загрязняющих веществ в окружающую среду.
Указанная правовая неопределенность, с одной стороны, не позволяет хозяйствующим субъектам получить разрешение на сброс загрязняющих веществ на рельеф местности и тем самым рассчитывать соответствующий платеж в пределах нормативов допустимых сбросов, с другой стороны, позволяет контролирующим органам производить расчет платы за сброс загрязняющих веществ с превышающим пятикратным коэффициентом.
Неопределенность правового регулирования
Итак, в настоящее время сложилась правовая неопределенность как в вопросе применения пятикратного повышающего коэффициента за сброс загрязняющих веществ на водосборные площади (рельеф местности) в отсутствие соответствующего разрешения на сброс загрязняющих веществ, так и в вопросе выдачи разрешения (отказа в выдаче разрешения) на сброс загрязняющих веществ на водосборные площади (рельеф местности). Неоднозначна и противоречива по этим вопросам и правоприменительная (судебная) практика.
Таким образом, неопределенность правового регулирования в части применения пятикратного повышающего коэффициента за сброс загрязняющих веществ на рельеф местности выражается в следующем:
1) не разработана методика установления и порядок утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов на водосборные площади (рельеф местности);
2) не установлен порядок выдачи разрешений на сброс веществ и микроорганизмов на водосборные площади (рельеф местности);
3) законодательство не раскрывает категории «сброс загрязняющих веществ в водные объекты», «сброс загрязняющих веществ на водосборные площади», «сброс загрязняющих веществ на рельеф местности», «водосборные площади», «рельеф местности».
В связи с утратой силы Методических указаний по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты на основании Приказа Минприроды России от 01.10.2014 N 421 складывается неоднозначность в понимании вопроса о том, выводится ли сброс загрязняющих веществ на водосборные площади (сброс загрязняющих веществ на рельеф местности) из платежа за негативное воздействие на окружающую среду или же он рассматривается в составе сброса загрязняющих веществ в водные объекты.
Обратим внимание на изменения, произошедшие в ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Так, если ранее к видам негативного воздействия на окружающую среду относились выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду, то теперь (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 404-ФЗ) плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее — выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее — сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Получается, если ранее определялись виды негативного воздействия на окружающую среду, то в новой редакции ст. 16 определяются виды негативного воздействия, за которые вносятся соответствующая плата. Таким образом, из указанного платежа выводятся многие виды негативного воздействия, перечень которых в прежней редакции не был исчерпывающим. При этом законодатель сузил формулировку, касающуюся такого вида негативного воздействия, как сброс, исключив из нее такие объекты воздействия, как подземные водные объекты и водосборные площади.
Вышеизложенное создает неопределенность как в понимании вопроса о необходимости нормирования веществ, поступающих на водосборные площади (рельеф местности), так и в понимании вопроса о необходимости платы за сброс загрязняющих веществ на водосборные площади (рельеф местности).
Полный текст документа разместила в разделе «Обмен документами», Расчет платы за НВОС.

Автор Олег Борисович Зайцев
директор ООО «ЭРБи»

Тезисы:

Платим ли мы за сброс на рельеф? Нет.
Можно ли сбрасывать сточные воды на рельеф? Нет.
Нормативное обоснование этих тезисов.
Что с этим делать при проектировании?

Водосборная площадь = рельеф. Если открыть топографическую карту, то всю территорию при должном усердии можно разделить на водосборные площади водных объектов и нанести линии водоразделов.

В нашей практике проектирования распространён вопрос, когда ливневые стоки с проектируемой территории собираются, очищаются и далее сбрасываются на прилегающую территорию. Это норм или не норм? Куда смотреть, на что опираться, чем руководствоваться?

Из статьи в журнале Экология производства за 2016 год №2 стр. 34-36 О.В. Суворова (Росприроднадзор). Рассмотрен вопрос взимания платы за сброс на водосборную площадь и констатировано, что до 2016 года плата взималась по сверхлимитке, т.к. не было (и нет на текущий момент) порядка расчёта НДС при сбросе на рельеф, нет порядка его утверждения и выдачи Разрешения. Но с 2016 года в закон об охране окружающей среды (7-ФЗ) ст.16 внесены поправки и плата взимается только за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты. Т.о., с 2016 г. нет требования платить за сброс на рельеф.

Далее автор статьи рассматривает вопрос легитимности сброса сточных вод (СВ) на рельеф. И делает интересный вывод. Эта логика и толкование встречаются как у инспекторов, так и у экспертов государственных и не государственных экспертиз. Можно сказать, что это официальное мнение.

Итак, следим за логикой (это полезно).

Первое. 7-ФЗ, Статья 37. Требования в области охраны окружающей среды при строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов

2. Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений … в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды.

3. При осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений … принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Окружающая среда, это в т.ч. и земельные ресурсы, и почвы. Но специальных требований по регулированию сброса на рельеф нет, поэтому смотрим Земельный кодекс (ЗК).

ЗК, Статья 13. Содержание охраны земель

2. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, … и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;

Далее автор статьи делает интересный вывод на основании ч.2, п.2 ст.13 ЗК, что поскольку нужно обеспечить защиту земель от водной эрозии, подтопления, заболачивания и т.д., то, ВНИМАНИЕ! сброс на рельеф сточных вод запрещён! Запрет чего-либо в целях защиты – это распространённая позиция. А «природопользователи, у которых есть сбросы обязаны собирать СВ в водонепроницаемые приёмники». О том с какой периодичностью будет осуществляться вывоз СВ из приёмников, сколько это будет стоить и вообще об организационной и технической обоснованности такого решения автор не упоминает. От себя хочу отметить, что большинство экспертов также не задают вопрос: насколько реально такое решение и не будет ли оно провоцировать несанкционированные сбросы этих стоков в соседнем лесочке.

Если вы ещё раз прочитаете ст. 13 ЗК, то вы не увидите прямого запрета на сброс СВ на рельеф. Как же такой вывод появляется и обоснован ли он? ДА, обоснован в подавляющем большинстве случаев.

См. 7-ФЗ, Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Этот принцип означает, что для эколога-эксперта и эколога-инспектора вы изначально виноваты и Вы (или мы с вами вместе приразработке ПМООСа) должны доказать, обратное при подготовке проектной документации и в ходе экспертизы.

Т.о., если в материалах нет доказательства или доказательство по мнению эксперта неубедительно, то принцип защиты земель не соблюдается, а тем самым сброс СВ на рельеф недопустим. Касается ли это очищенных стоков? Да, т.к. почистив от загрязняющих веществ, мы не исключаем процессов эрозии, заболачивания, подтопления.

Рассмотрим типовую схему водоотведения и подумаем, что можно предложить.

В большинстве проектных решений для обособленных от централизованных коммуникаций объектов встречаем следующее: фекальные стоки собираются и вывозятся на очистные, либо очищаются на локальных очистных, а сточные воды сбрасываются на рельеф. По отношению ливневых и дренажных стоков также распространена схема очистки от взвешенных и нефтепродуктов с последующим выпуском на рельеф. Однако в случае ливнёвки при значительных территориях водосбора мы можем собрать сотни кубометров поверхностных СВ за дождливые сутки какое количество рейсов потребуется для опорожнения таких емкостей? Имеется ли в распоряжении парк требуемой техники? Какое транспортное плечо до очистных сооружений?

Что можно предложить?

Предусматривать предварительную очистку ливнёвки надо.
Если есть возможность сброса в водный объект, то рассмотреть данный вариант. Но помним, что при этом появляется: расчёт с дальнейшей разработкой проекта НДС, обязательные гидрометеорологические изыскания, исследования фоновых концентраций водного объекта, разработка и согласование рыбохозяйственного раздела с рыбозащитными мероприятиями и ущербом, оформление Решения на водопользование и т.д.

Очистку хоз.бытовки – по усмотрению. Если вывоз фекальных стоков приемлем и допустим, то вывозить. Необходимо учитывать, что эксплуатация очистных хоз.быт. стока ответственный и «тонкий» процесс, требующий работы технолога.

Направить очищенный ливневый сток в пожарный водоём с большой вместимостью. Но при этом будут заняты значительные площади под данное сооружение. И сам пожарный водоём придётся оборудовать водонепраницаемыми материалами, решить проблему с заилением и биологическим зарастанием. Наверняка нельзя будет обойтись только им одним, т.к. для целей пож.безопасности должен быть постоянный запас расчётного количества технически пригодной воды.

Сброс СВ НЕ на рельеф, а в фильтрационные траншеи или колодцы. В этом случае мы будем отводить стоки в инженерное сооружение. Плюс: мы уходим от «запрещённого» сброса на рельеф. Минусы: 1. Траншея или колодец – это инженерное сооружение и должно быть должным образом рассчитано на поступающий объём СВ и проработано конструктивно. 2. Гидрогеологические условия должны позволить установку такого сооружения. Для местности с высокими грунтовыми водами данное решение будет не приемлемо. 3. На мой взгляд было бы логичным выполнить специализированные гидрогеологические расчёты скорости инфильтрации очищенных СВ через фильтрационные колодцы и траншеи в подземный горизонт. Спрогнозировать уровень подъёма подземных вод и вообще возможность инфильтрации и разгрузки расчётного объёма стоков. 4. Оценить куда и как будет осуществляться разгрузка, какое влияние на ближайший поверхностный или водный объект будет оказано. 5. В своей практике я, к сожалению, не встречал ни аналогов таких работ, ни желания заказчика с этими исследованиями связываться. 6. Отсутствие распространённой практики (в частности по УрФО) – это гарантированные вопросы со стороны экспертизы. 7. В мониторинг потребуется включить организацию гидрогеологического мониторинга.
Рассосредоточенный сброс на рельеф с гидрогеологическим обоснованием отсутствия заболачивания, эрозии и прочих негативных последствий. Это решение несёт с собой все минусы предыдущего пункта.

Подведём итог.

Сброс СВ в водный объект – не подарок, но более-менее понятная задача.

Сброс на рельеф – для этого решения превалирует отрицательная позиция экспертного сообщества. Прямого законодательного запрета нет, но я не встречал хорошего обоснования допустимости сброса на рельеф.

Сброс в фильтрационные колодцы (траншеи) – более распространённое и приемлемое решение, но также требует гидрогеологического, инженерного и экологического обоснования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *