Содержание
- РАСЧЕТЫ ПО ПРИНЯТЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ В УЧЕТЕ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
- Подтверждение возникновения денежного обязательства (санкционирование расходов учреждения)
- Учет принимаемых и отложенных обязательств (санкционирование расходов учреждения)
- Законодательные акты по теме
- Типичные ошибки
- Ответы на распространенные вопросы про санкционирование расходов учреждения
РАСЧЕТЫ ПО ПРИНЯТЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ В УЧЕТЕ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Бюджетные учреждения, осуществляя свою деятельность, производят расчеты по принятым обязательствам перед физическими лицами (в части начисленных сумм заработной платы (стипендий, пенсий, пособий)), а также перед субъектами гражданских прав за приобретенные материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги.
О том, на каких счетах отражаются расчеты по принятым обязательствам в учете бюджетного учреждения, мы и поговорим в данной статье.
Для начала отметим, что обязательством считается существующая на отчетную дату задолженность организации, которая является следствием свершившихся проектов ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов. Обязательство может возникнуть в силу действия договора или правовой нормы, а также обычаев делового оборота. Такое определение обязательства содержит пункт 7.3 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ Российской Федерации 29.12.1997 г.
Погашение обязательства предполагает обычно, что для удовлетворения требований другой стороны организация лишается соответствующих активов. Это может происходить путем выплаты денежных средств или передачи других активов (оказания услуг). Кроме того, погашение обязательства может происходить в форме замены обязательства одного вида другим; преобразования обязательства в капитал; снятия требований со стороны кредитора.
Заключение любого договора предполагает возникновение у каждой из сторон соглашения определенных прав и обязанностей. Исполнение договора характеризуется появлением должника и кредитора. Статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и тому подобное, либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Таким образом, учреждение, например, не выплатив работнику в установленный срок заработную плату, становится для работника должником, а работник для учреждения — кредитором.
Бюджетные учреждения, являясь одной из форм некоммерческих организаций, обязаны вести бухгалтерский учет, поскольку действие Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) распространяется как на коммерческие, так и на некоммерческие организации, что установлено статьей 2 Закона N 402-ФЗ. Обязанность ведения бухгалтерского учета бюджетными учреждениями следует также из статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ).
К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся , в частности, федеральные и отраслевые стандарты бухгалтерского учета государственных финансов, которые устанавливают минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета для организаций бюджетной сферы (пункты 1, 2.1 статьи 21 Закона N 402-ФЗ).
Главная » Бухгалтеру » Учет бюджетных обязательств в 2018 году
Статью подготовила специалист по международным стандартам финансовой отчетности Меликова Мария Марковна. Связаться с автором
Вернуться назад на Бюджетный учет 2018
Чтобы оплатить расходы, казенные учреждения принимают и исполняют бюджетные и денежные обязательства. Такие операции относят к санкционированию расходов бюджета. О том, как учитывать бюджетные обязательства — читайте в статье.
Бюджетные обязательства — расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
Расходы бюджета санкционируют органы Казначейства России. Делают это, чтобы проконтролировать целевое и эффективное использование бюджетных средств.
Санкционирование расходов бюджета проходит четыре этапа:
Этапы |
Что сделать на каждом этапе |
1. Принять и учесть бюджетные и денежные обязательства |
Получатель бюджетных средств (ПБС) заключает госконтракты и соглашения, формирует Сведения о бюджетном обязательстве (ф. 0506101) и подает их в орган Казначейства России. После этого или одновременно ПБС заполняет Сведения о денежном обязательстве (ф. 0506102). Их направляют в орган Казначейства вместе с документами для оплаты госконтракта. Формировать Сведения (ф. 0506102) может и сам орган Казначейства. Бухгалтер отражает бюджетные и денежные обязательства в учете |
2.Подтвердить денежные обязательства |
ПБС формирует и подает в орган Казначейства заявку на кассовый расход, которая подтверждает обязанность оплатить денежное обязательство |
3. Санкционировать оплату денежных обязательств |
Специалисты органа Казначейства России проверяют заявку на кассовый расход и ставят отметку, которая разрешает санкционировать оплату денежного обязательства |
4. Подтвердить исполнение денежных обязательств |
Орган Казначейства оплачивает обязательство с единого счета бюджета. В выписке из лицевого счета ПБС проходит кассовый расход. |
ПБС принимает бюджетные обязательства, когда заключает госконтракты или другие договоры с организациями и гражданами. Обязательства принимайте в пределах суммы лимитов бюджетных обязательств (ЛБО), которую распорядитель утвердил и довел до учреждения.
Без выделенных ЛБО нельзя планировать и начинать закупки. Но есть исключения.
Если ПБС исполняет публичные нормативные обязательства, их принимают в пределах доведенных бюджетных ассигнований.
Учет операций по санкционированию расходов бюджета отражайте на счетах:
• 501.00 «Лимиты бюджетных обязательств» – постановку на учет лимитов бюджетных обязательств;
• 503.00 «Бюджетные ассигнования» – принятие к учету бюджетных ассигнований;
• 502.00 «Обязательства» – учет бюджетных и денежных обязательств.
При этом в 22-м разряде номера счета укажите код аналитического учета соответствующего финансового года:
• 1– текущий;
• 2– очередной;
• 3– второй год, следующий за текущим;
• 4– третий год, следующий за текущим;
• 9– иной очередной год за пределами планового периода.
Процедуры принятия бюджетных и денежных обязательств являются стадиями исполнения бюджета по расходам. Бюджетные и денежные обязательства ставьте на учет в органах Казначейства. Для получателей средств федерального бюджета Порядок установлен приказом Минфина России № 221н.
Учет бюджетных и денежных обязательств ведите по документам, которые подтверждают их принятие. Перечень документов смотрите в таблице (утвержден приказом Минфина России № 221н).
В текущем финансовом году обязательства принимайте с учетом принимаемых, принятых и неисполненных обязательств прошлых лет.
К принятым бюджетным обязательствам текущего финансового года отнесите расходные обязательства, которые будут исполнены в текущем году. Также к ним отнесите бюджетные обязательства прошлых лет, которые приняты, но не исполнены.
Учет принятых бюджетных обязательств ведите на основании подтверждающих документов. Принимайте к учету бюджетные обязательства только в пределах доведенных до них ЛБО или бюджетных ассигнований.
В бюджетном учете отразите обязательства:
• по выплате зарплаты (денежного содержания, вознаграждения, довольствия) сотрудникам – в объеме утвержденных на год ЛБО;
• по выплате сотрудникам, госслужащим, военнослужащим, иным категориям работников командировочных расходов, иных выплат (в т. ч. суточных, разъездных и т. п.) в соответствии с трудовыми договорами, служебными контрактами – в сумме начисленных обязательств или выплат;
• по публичным нормативным обязательствам перед физическими лицами – в сумме начисленных публичных нормативных обязательств (выплат);
• по перечислению обязательных платежей в бюджет: налогов, сборов, пошлин, взносов и других выплат – в сумме начисленных платежей;
• по субсидиям организациям, предпринимателям и гражданам – производителям товаров, работ, услуг по нормативно-правовым актам, бюджетным и автономным учреждениям: – в сумме заключенных договоров (соглашений) о предоставлении субсидии – если иное основание не предусмотрено нормативно-правовыми актами; – в объеме ЛБО соответствующего бюджета на указанные цели – если договоры или соглашения не заключены;
• по другим расходным обязательствам – в сумме обязательств, которые подтверждены документами.
Чтобы принять обязательства, отразите их на счетах:
• 502.01 «Принятые обязательства»;
• 502.07 «Принимаемые обязательства»;
• 502.09 «Отложенные обязательства».
Рассмотрим в таблице, в каких случаях применять счета для учета обязательств:
Виды расходов |
На каком счете отражать обязательство |
Контракты (договоры), которые заключены по итогам конкурентных процедур: аукционов, конкурсов, запросов предложений и котировок |
В момент размещения извещения о закупке в ЕИС отразите на счете 502.07. А после того как вы заключили контракт – перенесите на счет 502.01 |
Зарплата, налоги, другие выплаты, в том числе по контрактам (договорам), заключенным с единственным поставщиком |
Расходы отразите на счете 502.01 |
Расходы, по которым создают резервы предстоящих расходов |
Суммы созданных резервов отразите на счете 502.99. А когда вы используете резерв – перенесите его на счет 502.01 |
Денежные обязательства отражайте на счете 502.02 «Принятые денежные обязательства».
Оплату денежных обязательств проводите в пределах доведенных:
• бюджетных ассигнований – по публичным нормативным обязательствам;
• ЛБО – по остальным денежным обязательствам.
По расчетам с контрагентами (кроме расчетов с подотчетными лицами и по платежам в бюджет) обязательства принимайте в разрезе получателей авансовых платежей на основании:
• данных аналитических счетов счета 206.00 (разница дебетовых и кредитовых оборотов) – авансовые платежи по принятым бюджетным обязательствам за минусом произведенных возвратов указанных авансов. Не включайте остатки выданных авансов (числящихся на начало периода) по счету 1.206.00.000 и кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты за текущий период;
• кредитовых оборотов соответствующих аналитических счетов счета 302.00 – начисленные (принятые) денежные обязательства, подлежащие исполнению в текущем финансовом году. Не включайте кредитовые и дебетовые обороты, отражающие изменение кредиторской задолженности по принятым в текущем периоде денежным обязательствам в счет авансовых платежей прошлых лет;
• дебетовых оборотов соответствующих аналитических счетов счета 302.00, счета 304.02, счета 304.03 – денежные обязательства прошлых лет, исполненные в текущем периоде.
По расчетам с подотчетными лицами (в разрезе подотчетных лиц) принимайте обязательства на основании:
• данных по соответствующим аналитическим счетам счета 208.00 (дебетовые обороты минус кредитовые обороты) – полученные подотчетными лицами денежные средства за минусом возврата выданных в текущем периоде авансовых платежей. Способ выплаты средств значения не имеет;
• дебетовых оборотов по соответствующим аналитическим счетам счета 208.00 – полученные подотчетными лицами в текущем периоде денежные средства в возмещение перерасходов прошлых лет.
Не включайте остатки выданных авансов, которые числятся на начало отчетного года по счету 208.00, а также кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты.
По обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы (в разрезе платежей) принимайте на основании:
• кредитовых оборотов соответствующих аналитических счетов счета 303.00 (1.303.02.730–1.303.13.730) – начисленные в текущем периоде платежи – налоги, сборы, пошлины, взносы и иные обязательные платежи;
• дебетовых оборотов соответствующих аналитических счетов счета 303.00 (1.303.02.830–1.303.13.830) – обязательства по перечислению платежей прошлых лет, которые числятся на начало текущего года, исполненные в текущем периоде.
Не учитывайте показатели расчетов по излишне перечисленным платежам, которые числятся на начало текущего периода по счету 303.00, а также кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты.
Расходы на обслуживание долговых обязательств принимайте на основании аналитических данных по соответствующим счетам счета 301.00 в сумме:
• кредитовых оборотов – начисленные (принятые) в текущем периоде обязательства, которые подлежат исполнению в текущем финансовом году;
• дебетовых оборотов – исполненные в текущем периоде обязательства прошлых лет по расходам на обслуживание долговых обязательств.
Возникновение денежных обязательств отражайте в учете на основании подтверждающих документов. Например, это:
• накладная, акт приемки-передачи, счет-фактура – при поставке товаров;
• акт выполненных работ (оказанных услуг), счет, счет-фактура – если выполнены работы или оказаны услуги;
• исполнительный документ – исполнительный лист, судебный приказ;
• другие предусмотренные законодательством документы, которые подтверждают возникновение денежных обязательств. Например, универсальный передаточный акт.
Принятие денежных обязательств, а также суммы внесенных изменений в сторону увеличения или уменьшения отразите проводками:
№ |
Дебет счета |
Кредит счета |
|
Приняты суммы денежных обязательств (внесены изменения) на основании документов о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг: |
|||
– на текущий финансовый год |
КРБ.1.502.11.000 |
КРБ.1.502.12.000 |
|
– на очередной финансовый год |
КРБ.1.502.21.000 |
КРБ.1.502.22.000 |
|
Уменьшение принятых денежных обязательств в текущем году |
Методом «красное сторно» |
||
КРБ.1.502.11.000 |
КРБ.1.502.12.000 |
||
000 – код КОСГУ, если по нему детализирована бюджетная смета и доведены лимиты. Если же лимиты доведены по видам расходов – указывайте нули. |
Пример, как отразить в бухучете принятые в текущем финансовом году бюджетные и денежные обязательства:
В январе казенное учреждение «Альфа» разместило извещение о проведении электронного аукциона на закупку оборудования. НМЦК контракта – 580 000 руб. По итогам аукциона «Альфа» заключила контракт с ОАО «Производственная фирма «Мастер»» на сумму 560 000 руб.
Согласно учетной политике учреждение «Альфа» принимает к учету обязательства:
• принимаемые – на основании извещения о закупке конкурентным способом, размещенного в ЕИС;
• принятые – на основании заключенного контракта;
• денежные – на основании товарной накладной, подтверждающей переход права собственности на имущество.
Смета учреждения по КОСГУ не детализирована. В бухучете бухгалтер «Альфы» принял обязательства проводками:
№ |
Дебет счета |
Кредит счета |
Сумма, руб. |
|
В день размещения извещения о закупке |
||||
Отражено принимаемое обязательство (основание – извещение о проведении электронного аукциона) |
КРБ.1.501.13.000 |
КРБ.1.502.17.000 |
580 000 |
|
В день подписания контракта |
||||
Скорректировано принимаемое обязательство на сумму экономии по результатам электронного аукциона |
КРБ.1.502.17.000 |
КРБ.1.501.13.000 |
20 000 |
|
Принято обязательство (основание – контракт поставки) |
КРБ.1.502.17.000 |
КРБ.1.502.11.000 |
560 000 |
|
Приняты денежные обязательства (основание – товарная накладная и акт приема-передачи оборудования) |
КРБ.1.502.11.000 |
КРБ.1.502.12.000 |
560 000 |
Сформированный журнал операций выглядит следующим образом:
№ |
Хозяйственная операция |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Доведены ЛБО |
1 501 15 310 1 501 15 340 1 501 15 226 1 501 15 212 1 501 15 211 |
1 501 13 310 1 501 13 340 1 501 13 226 1 501 15 212 1 501 15 211 |
300 000 500 000 250 000 125 000 250 000 |
|
Отражены принимаемые бюджетные обязательства по конкурсным процедурам |
1 501 13 310 1 501 13 340 |
1 502 17 310 1 502 17 340 |
150 000 400 000 |
|
Заключены контракты по результатам конкурсных процедур |
1 502 17 310 |
1 502 11 310 |
145 000 |
|
Выявлена экономия по результатам конкурсных процедур |
1 502 17 310 |
1 501 13 310 |
||
Заключены контракты без применения конкурсных процедур |
1 501 13 340 1 501 13 226 |
1 502 11 340 1 502 11 226 |
100 000 150 000 |
|
Выплачен аванс поставщику по основным средствам |
1 206 31 560 |
1 304 05 310 |
45 000 |
|
Отражена сумма денежных обязательств на сумму аванса |
1 502 11 310 |
1 502 12 310 |
45 000 |
|
Поступили основные средства от поставщика |
1 106 31 310 |
1 302 31 730 |
55 000 |
|
Произведен зачет аванса |
1 302 31 830 |
1 206 31 660 |
45 000 |
|
Отражена оставшаяся сумма денежных обязательств |
1 502 11 310 |
1 502 12 310 |
10 000 |
|
Поступили материалы от поставщика |
1 105 36 340 |
1 302 34 730 |
50 000 |
|
Оплачены материалы поставщику |
1 302 34 830 |
1 304 05 340 |
50 000 |
|
Выдана подотчетная сумма |
1 208 12 560 |
1 304 05 212 |
10 000 |
|
Отражены бюджетные обязательства по подотчетным суммам |
1 501 13 212 |
1 502 11 212 |
10 000 |
|
Отражены денежные обязательства по подотчетным суммам |
1 502 11 212 |
1 502 12 212 |
10 000 |
|
Выплачена заработная плата сотрудникам |
1 302 11 830 1 501 13 211 1 502 11 211 |
1 304 05 211 1 502 11 211 1 502 12 211 |
100 000 100 000 100 000 |
Бухгалтер сформировал отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128) на 1 июля.
Проследите за тем, чтобы оплата контрактов проходила по тем кодам видов расхода, по которым приняты лимиты бюджетных обязательств. Иначе в строках 11 и 12 отчета будут показатели с показателями «минус». А при сдаче отчета выйдет протокол с критической ошибкой.
Пример. Бухгалтер казенного учреждения в первом полугодии начислил зарплату персоналу на сумму 220 тыс. руб.:
Кроме того, учреждение заключило договор на поставку объектов основных средств по КВР 242 – 200 тыс. руб., по КВР 244 – 320 тыс. руб. Были приняты лимиты бюджетных обязательств: – КВР 121 – 500 тыс. руб.; – КВР 242 – 300 тыс. руб.; – КВР 244 – 700 тыс. руб. Однако ошибочно вся оплата прошла по КВР 242. При формировании отчета по форме 0503128 вышла пересортица. И при загрузке на сайт органа казначейства вышел протокол с наличием критической ошибки.
В отдельном порядке выделяются публичные, публичные нормативные и денежные обязательства.
Это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).
Финансовое обеспечение на исполнение публичных обязательств до учреждений доводите в виде ЛБО (в пределах полученных бюджетных ассигнований). Такие средства финансового обеспечения не включаются в нормативные затраты на оказание государственных услуг в соответствии с госзаданием.
Пример отражения в бюджетном учете доведения лимитов бюджетных обязательств по переданным полномочиям до подведомственных учреждений:
Министерство передает полномочия по осуществлению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, на социальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, соответствующим бюджетным (автономным) учреждениям.
Общий объем лимитов бюджетных обязательств, доведенных министерству на указанные цели, составляет 12 000 000 руб.
Бухгалтер сделал в учете следующие проводки:
Дебет КРБ.1.501.11.262 Кредит КРБ.1.501.12.262
– 12 000 000 руб. – доведены суммы лимитов бюджетных обязательств министерству;
Дебет КРБ.1.501.12.262 Кредит КРБ.1.501.14.262
– 12 000 000 руб. – переданы суммы лимитов бюджетных обязательств образовательным учреждениям.
Как бюджетному учреждению отразить публичные обязательства Бюджетные и автономные учреждения могут получить полномочия по исполнению публичных нормативных обязательств от имени органов власти. Например, материальное обеспечение детей-сирот.
Финансовое обеспечение этих полномочий доводят в порядке, установленном:
• для учреждений субъектов РФ – органами исполнительной власти субъектов РФ;
• для муниципальных учреждений – органами местного самоуправления;
• для федеральных учреждений – постановлением Правительства РФ № 590.
Для исполнения публичных нормативных обязательств перед гражданами учреждению нужно открыть лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств (код лицевого счета – 14) (п. 5 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ, п. 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 590).
Операции по исполнению публичных нормативных обязательств перед гражданами бюджетные и автономные учреждения отражают в бюджетном учете и отчетности. Для этого используйте Инструкцию №162н. Такие операции отражайте в отдельных регистрах бухучета (главной книге).
Финансовое обеспечение публичных нормативных обязательств до учреждений доводят в виде лимитов бюджетных обязательств (ЛБО). Такие средства финансового обеспечения не включают в нормативные затраты на оказание госуслуг в соответствии с госзаданием.
В учете ЛБО учитывайте по коду вида финансового обеспечения (КФО) – 1 «Деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность)» (п. 21 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).
Полученные ЛБО (независимо от типа учреждения) отразите на счете 1.501.05.000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств» (п. 136 Инструкции № 162н). Аналитический учет операций по счету ведите в карточке учета лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) (ф. 0504062) (п. 129 Инструкции № 162н).
К таковым относят публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации.
Исключение составляют выплаты физическому лицу, предусмотренные статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников бюджетных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях.
Денежные обязательства предусматривают обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому и юридическому лицам за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.
Бухгалтерские изменения в 2018 году
Бухгалтерский баланс 2018
Бухгалтерский учет 2018
Бюджетная классификация КОСГУ на 2018 год
Бюджетный счет 2018
| | Вверх
В данной статье поговорим про санкционирование расходов учреждения. Разберемся, какие документы необходимо предоставить в ОФК для подтверждения возникновения денежного обязательства, и как отражаются операции с принимаемыми/отложенными денежными обязательствами в бухгалтерском учете.
Подтверждение возникновения денежного обязательства (санкционирование расходов учреждения)
Под денежными обязательствами понимаются обязанности учреждения в отношении организации, физического лица или бюджета по выплате определенной суммы денежных средств после того, как выполняются условия, оговоренные в ходе проведения гражданско-правовой сделки, которая заключалась учреждением в границах его бюджетных полномочий (или в согласии с положениями законодательного акта РФ, другого правового акта, договора, соглашения).
Учреждение, получающее финансирование из средств федерального бюджета, на основании статьи 219 БК РФ принимает на себя бюджетные обязательства и обязуется оплачивать денежные обязательства путем заключения госконтрактов и других договоров с организациями, ИП и физическими лицами в рамках доведенных до него лимитов бюджетных обязательств (ЛБО).
Казенные учреждения в целях подтверждения возникновения денежного обязательства должны предоставлять в ОФК следующие документы:
- заявки на кассовый расход (по форме 0531801, 0531851);
- документы, доказывающие факт возникновения денежного обязательства (акт оказанных услуг, акт выполненных работ, счет-фактура, товарная накладная, счет), другие документы, предусмотренные правовыми актами Министерства финансов, Постановлениями Правительства РФ, Указами Президента РФ, федеральным законодательством (Письмо Федерального казначейства от 30.03.2015 № 07-04-05/05-196, Письмо Минфина РФ № 02-03-09/17449).
В качестве документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства, может быть предоставлен:
- первичный документ (любой) с обязательными реквизитами (предусмотренными актуальными нормативно-правовыми актами), который подтверждал бы оказание услуги, выполнение работы, совершение поставки и т.д.;
- универсальный передаточный акт (составленный по предложенной Федеральной налоговой службой форме – см. Письмо ФНС РФ № ММВ-20-3/96@), в графе 1 раздела 2 которого сообщается о том, что данный документ является универсальным передаточным актом, а в графах 2 и 3 указывается дата и номер документа соответственно.
Решение о предоставлении в ОФК именно упомянутых выше документов было принято на основании того факта, что унифицированная форма первичного учетного документа для оформления актов хозяйственной жизни (имеющих отношение к закупке товаров, услуг и работ организациями гос. сектора) не установлена.
Читайте также статью ⇒ «Инструкция 174н с изменениями на 2020 год. Новые бухгалтерские проводки бюджетного учета».
Учет принимаемых и отложенных обязательств (санкционирование расходов учреждения)
В первую очередь необходимо вспомнить о том, что существует проект внесения изменений в Инструкцию по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденную Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н. Так, в Инструкцию № 157н были введены новые счета:
Новый счет | Пояснения |
502 07 000 «Принимаемые обязательства» | Счет предназначен для учета учреждением, финансируемым из средств бюджета, сумм бюджетных обязательств рамках ЛБО, принимаемых при определении конкурентным способом исполнителей, подрядчиков, поставщиков (путем назначения конкурсов, запросов предложений, аукционов, запроса котировок). |
0 502 09 000 «Отложенные обязательства» | Предназначен для учета сумм отложенных бюджетных обязательств учреждениями, финансируемыми из средств бюджета. Предполагается, что обязательства возникли в связи с принятием на себя иных обязательств (оплату гарантийного ремонта по просьбе покупателя, оплату отпусков за фактически отработанное время, оплату текущего обслуживания по договорам поставки, оплату компенсации за неиспользованный отпуск), а также расходных обязательств, которые подлежат оспариванию через суд (взыскание судебных издержек, штрафных санкций и пеней, вытекающих из ГПД (контрактов)). |
Учреждение в границах формирования его учетной политики должно детализировать счета 0 502 07 000 и 0 502 09 000. Приведем пример, который опубликовал Минфин РФ в целях пояснения своей позиции относительно проведения детализации упоминаемых нами счетов:
0 502 07 000 | Принимаемые обязательства |
0 502 17 000 | Принимаемые обязательства на текущий финансовый год |
0 502 17 200 | Принимаемые обязательства на текущий финансовый год по расходам |
0 502 17 221 | Принимаемые обязательства на текущий финансовый год по услугам связи |
0 502 27 000 | Принимаемые обязательства на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год) |
0 502 37 000 | Принимаемые обязательства на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным) |
0 502 09 000 | Отложенные обязательства |
0 502 99 000 | Отложенные обязательства на иные очередные года (за пределами планового периода) |
0 502 99 200 | Отложенные обязательства на иные очередные года (за пределами планового периода) по расходам |
Министерство финансов также представило общие правила отражения операций по обязательствам. Ниже приведены бухгалтерские записи для казенных учреждений:
Операция | ДЕБЕТ | КРЕДИТ |
Отражение обязательств, которые приняты учреждением в размере начальной (максимальной) цены контракта при определении исполнителей, подрядчиков, поставщиков в рамках конкурсного отбора, на день размещения извещения о проведении закупки в ЕИС | 1 501 03 000
(по соответствующему коду КОСГУ) |
1 502 07 000
(по соответствующему коду КОСГУ) |
Принятие суммы расходных обязательств при подписании договора или контракта по итогам конкурса | 1 502 07 000
(по соответствующему коду КОСГУ) |
1 502 01 000
(по соответствующему коду КОСГУ) |
Уточнение принятых обязательств на сумму экономии, полученной при проведении закупки | 1 502 07 000
(по соответствующему коду КОСГУ) |
1 501 03 000
(по соответствующему коду КОСГУ) |
Принятие учреждением обязательства в сумме сформированных резервов предстоящих расходов
(сумма уменьшения обязательств по сформированному резерву предстоящих расходов, и принятие обязательств по затратам за счет сформированного резерва в соответствующем финансовом году отражаются методом «красное сторно») |
1 501 93 000
(по соответствующему коду КОСГУ) |
1 502 99 000
(по соответствующему коду КОСГУ) |
Предлагаем также ознакомиться с бухгалтерскими записями по операциям с обязательствами, которые были представлены Министерством финансов с указанием документов-оснований. По словам Минфина РФ, записи необходимо производить с указанием не только документа-основания, но и момента отражения в учете, первичного учетного документа, примечаний.
1. Отдельные операции с обязательствами:
Вид обязательства | Документ-основание, первичный учетный документ | ДЕБЕТ | КРЕДИТ |
Договоры, заключаемые без проведения конкурсных процедур | |||
Заключение договора на оказание услуг, выполнение работ, поставку товаров без проведения конкурса, в т.ч. с единственным поставщиком | Договор/справка по форме 0504833 | 1 501 13 000
Текущий год |
1 502 11 000 |
1 501 03 000
Плановый период |
1 502 01 000 | ||
Контракты, заключенные путем проведения конкурсных процедур | |||
Размещение извещения о проведении закупок в ЕИС в сумме начальной (максимальной) цены контракта, лота, объявленной в документации к конкурсу | Извещение/справка по форме 0504833 | 1 501 13 000 | 1 502 17 000 |
1 501 03 000 | 1 502 07 000 | ||
Принятие обязательства в сумме, предусмотренной по контракту, заключенному по итогам проведения закупки конкурентным методом | Контракт/справка по форме 0504833 | 1 502 17 000 | 1 502 11 000 |
1 502 07 000 | 1 502 01 000 | ||
Уточнение суммы принимаемых обязательств на сумму экономии, полученной при проведении закупки | Контракт/справка по форме 0504833 | 1 502 17 000 | 1 501 13 000 |
1 502 07 000 | 1 501 03 000 | ||
Уменьшение обязательства, если поставщик отказался от заключения договора, или если не имеется заявок на всю сумму ранее отраженного обязательства методом «красное сторно» | Протокол конкурсной комиссии/справка по форме 0504833 | 1 501 13 000 | 1 502 17 000 |
1 501 03 000 | 1 502 07 000 |
2. Операции с отложенными обязательствами:
Вид обязательства | Документ-основание, первичный учетный документ | ДЕБЕТ | КРЕДИТ |
Принятие обязательства на сумму созданного резерва на оплату отпусков за фактически отработанное время | Расчет, справка по форме 0504833 | 1 501 93 211 | 1 502 99 211 |
1 501 93 213 | 1 502 99 213 | ||
Принятие обязательств по оплате компенсации за неиспользованный отпуск за счет ранее созданного резерва (с учетом начислений по обязательным взносам в гос. внебюджетные фонды): | |||
– Принятие обязательства текущего финансового года по оплате компенсации за неиспользованный отпуск | Расчетно-платежная ведомость | 1 501 13 211 | 1 502 11 211 |
1 501 13 213 | 1 502 11 213 | ||
– Уменьшение отложенного обязательства по оплате отпуска за фактически отработанное время | Справка по форме 0504833 | 1 501 93 211 | 1 502 99 211 |
1 501 93 213 | 1 502 99 213 |
Законодательные акты по теме
ст. 6 БК РФ, п. 308 Инструкции по применению Единого плата бухгалтерского учета для органов гос. власти, местного самоуправления, управления гос. внебюджетными фондами, гос. академий наук, учреждений № 157н | Определение денежного обязательства |
Письмо Минфина РФ от 07.04.2015 № 02-07-07/19450 | Порядок отражения в учете принимаемых и отложенных обязательств |
Типичные ошибки
Ошибка: Учреждение, получающее финансирование из средств федерального бюджета, не знает о том, как детализировать счета 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства» и 0 502 09 000 «Отложенные обязательства».
Комментарий: Согласно разъяснениям Министерства финансов, детализация указанных счетов проводится в рамках формирования учетной политики учреждения.
Ответы на распространенные вопросы про санкционирование расходов учреждения
Вопрос №1: В 2015 году ЛБО на 2016 и 2017 годы до главных распорядителей бюджетных средств федерального бюджета не были доведены. То есть учреждениям, финансируемым из средств федерального бюджета, они не достались. А бюджетные обязательства должны быть приняты в рамках доведенных ЛБО. Как быть в подобных случаях?
Ответ: Когда ЛБО не доводились до получателей средств бюджета, Минфин РФ рекомендовал не расторгать ранее заключенные договоры по собственной инициативе, если они подлежали оплате в 2016-2017 годах. Заказчики должны были согласовать новые условия контрактов, исполнение которых намечено на 2015 год (в этом году ЛБО были доведены в размере 90% объема бюджетных ассигнований), включая цены и сроки исполнения контракта, количества товара, обеда работ и услуг.
Вопрос №2: В Инструкции № 157н нет проводок с применением новых счетов 0 502 07 000 и 0 502 09 000. Изменения же Инструкции № 162н находятся на стадии проекта. Как тогда стало известно о том, как отражать в учете принимаемые и отложенные обязательства?
Ответ: В связи с тем, что проводок в Инструкции по новым счетам еще нет, а Инструкция 162н находится в стадии проекта, Министерство финансов опубликовало Письмо от 07.04.2015 № 02-07-07/19450, в котором изложило порядок отражения в учете принимаемых и отложенных обязательств, а также привело примеры отражения операций в бухгалтерском учете.
Минфин России в письме от 15.04.2016 № 02-07-10/21917 разъяснил порядок применения бюджетными учреждениями счета 502 07 «Принимаемые обязательства» при заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Принимаемые обязательства — обусловленные законом обязанности госоргана, органа местного самоуправления, учреждения предоставить в соответствующем финансовом году средства из бюджета, используя конкурентные способы определения поставщиков (п. 308 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н)).
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются:
— конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс);
— аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион);
— запрос котировок;
— запрос предложений.
Суммы принимаемых обязательств определяются на основании извещений о закупках с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), размещаемых в единой информационной системе, в размере начальной (максимальной) цены контракта.
Положения, определяющие принимаемые обязательства как объект учета, установлены пунктами 308 – 331 Инструкции № 157н, но не содержат прямых указаний на применение счета 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства» при заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В ряде случаев (они перечислены в п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) контракт с единственным поставщиком заключается в результате признания открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений несостоявшимся.
В таких ситуациях контракт заключается на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки.
p>Минфин России полагает, что субъект учета вправе в рамках формирования учетной политики распространить положения Инструкции № 157н в части принимаемых обязательств на применение счета 0 502 07 000 при заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в т.ч. согласно п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Особенности отражения в учете операций с принимаемыми и отложенными обязательствами разъяснены в письме Минфина России от 07.04.2015 № 02-07-07/19450.
О том, как в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» осуществляется перенос показателей по обязательствам прошлого года, принятым на плановый период, в первый рабочий день текущего года см. .