СДЮСШОР

История развития спортивных школ в СССР и России

Будучи уникальным советским явлением, система детско-юношеских спортивных школ возникла в 1930-е годы. В 1934 году был построен Стадион «Юных пионеров» в Москве, первое специализированное физкультурно-спортивное внешкольное учреждение в СССР. В том же году при ПСО «Динамо» возник первый детский коллектив «Юный динамовец», который стал прообразом спортшкол при спортивных обществах.

В 1935—1936 годах открываются первые спортивные школы в Москве, Ленинграде и других городах СССР, они создаются и действуют на основе типового положения, утвержденного Центральным Советом спортивных обществ и организаций СССР. К 1940-м годам в СССР работали десятки спортивных школ при спортивных обществах «Динамо», «Спартак», ЦСКА, профсоюзов, ОСОАВИАХИМа, а также в системе образования. В послевоенный период ДЮСШ неоднократно реорганизовывались: передавались из ведения спортивных обществ и профсоюзов в систему образования и систему органов по делам физической культуры и спорта, и наоборот. Неуклонно росло число школ олимпийского резерва (СДЮШОР), готовивших юных спортсменов к спорту высших достижений. Расширялся диапазон видов спорта и отделения по видам спорта, ориентированных не только на олимпийские виды спорта, но и национальные виды, а также туризм, ориентирование и иные виды спорта, не включенные в программу Олимпийских игр.

К 1991 году в СССР действовало более 6 тысяч спортшкол.

В 2014 году в России работало около 4800 спортивных школ, из них СДЮШОР – 1055, ДЮСШ – 3780, в которых занималось 3 171 523 человека.

Ссылки

Детско-юношеская спортивная школа на Викискладе

  1. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 21 марта 2008. Архивировано 20 февраля 2008 года. История общества «Динамо».
  2. Развитие системы внешкольного образования
  3. Информация о системе подготовки спортивного резерва в 2014 году

О непосредственном подчинении как таковом здесь речь идти не может. Дело в том, что детско-юношеские спортивные школы учреждаются в регионах и подчиняются в субъектах Федерации либо местным региональным органам управления образованием, либо органам по спорту. Действительно, Госкомспорт изъявлял желание курировать данное направление работы, но позиция Минобразования заключается в том, что эти вопросы лучше всего решать на местах, исходя из особенностей конкретной ситуации. Невозможно (кстати, и по законодательству тоже) сверху скомандовать губернатору, кому и как переподчинить ДЮСШ — ему виднее, как целесообразнее поступить, последнее слово всегда за ним.

Да, как показывает практика, среди победителей олимпиад и соревнований самого разного уровня много бывших воспитанников спортшкол. Но мы исходим из того, что смысл существования ДЮСШ — не только ковать будущих чемпионов-победителей, но и осуществлять воспитание (в том числе и физическое) детей по разным направлениям. Во-первых, эти школы, как правило, становятся центрами при проведении различных соревнований — районных, межшкольных и т.д. А сами преподаватели и учащиеся принимают в их организации самое активное участие. Во-вторых, ДЮСШ очень часто является базой для курсов повышения квалификации учителей физкультуры на местах. В-третьих, мы стараемся как можно полнее использовать материальную базу системы образования и помещения ДЮСШ для тех учебных заведений, в которых не хватает спортивных и тренажерных залов.

Кроме того, не следует делать вывод, что везде, где звучит слово «спорт», ответственным выступает только Госкомспорт — Министерство образования также отвечает за физическое воспитание детей, за привлечение молодежи к массовому спорту. Например, существование очень сильных спортивных клубов (это уже не любительский, а профессиональный уровень) на базе вузов стимулирует студентов заниматься спортом, так как задает четкие ориентиры в данном направлении. Поэтому не следует с целью выяснения, кто кому подчиняется, вычленять из одной системы элементы другой, иначе нарушится общая целостность. И если сейчас попытаться передать спортшколы из одного ведомства в другое, нарушатся очень многие связи, в результате чего пострадает именно массовый школьный спорт. И на данном этапе содержательных причин для переподчинения этих школ мы не видим. Если же существуют какие-либо конкретные проблемы, то Минобразование будет решать их совместно с Госкомспортом как на федеральном уровне, так и на уровне органов управления образованием и спорта в каждом субъекте Федерации. Лучше четче скоординировать свою работу, чем ломать уже существующую и пытаться выстроить очередную структуру.

Вместе с тем хочу сказать, что нам надо всемерно поддержать на всех уровнях (от федерального до образовательных учреждений) и инициативу и активную деятельность по развитию массового спорта председателя Госкомспорта, нашего человека-легенду Вячеслава Фетисова. Мы обсуждали с ним вопросы развития клубного спорта, строительства самоокупаемых спортсооружений на территории школ. С учетом его опыта и знания практики создание в обществе «культа спорта» вполне реально.

Миф Для преобразования сдюсшор и дюсш в физкультурно-спортивные организации, осуществляющие спортивную подготовку, необходима директива в виде нормативного правового акта федерального уровня

На правах обмена опытом методической работы «по горизонтали» и в связи поступающими вопросами по процедуре преобразования СДЮСШОР и ДЮСШ в физкультурно-спортивные организации, осуществляющие спортивную подготовку, предлагаю свой материал.

Миф 1. Для преобразования СДЮСШОР и ДЮСШ в физкультурно-спортивные организации, осуществляющие спортивную подготовку, необходима директива в виде нормативного правового акта федерального уровня.

Модернизация, в отличие от реформы, предполагает более мягкий, недирективный характер преобразований, основывающийся на осознании профессиональным сообществом потребности в преобразованиях и качественных изменениях, понимании того, что существующая ситуация – это путь к глубокой стагнации, консервированию и нарастанию существующих проблем (особенно на субъектовом и местном уровнях).

Пришла пора всеръез заняться корренными преобразованиями в отрасли, сделать ее самостоятельной, устойчивой и независмой от негативных тенденций в смежных отраслях.

Необходимо развязывать копившиеся годами узлы проблем. А, для этого не директивы нужны, а формирование прогрессивной идеологии и создание механизмов ее проведения в практику.

Миф 2. Для преобразования необходимы изменения в законодательстве Российской Федерации.

Действующее законодательство Российской Федерации не только не препятствует, но, своими нормами способствует преобразованию СДЮСШОР и ДЮСШ в физкультурно-спортивные организации, осуществляющие спортивную подготовку.

Для этого субъекты Российской Федерации, муниципалитеты наделены всем необходимым арсеналом полномочий и как публично-правовые образования и как учредители некоммерческих организаций.

Федеральный политический импульс сообщен субъектам РФ в письме Министра спорта РФ В.Л. Мутко от 21.12.2015 года № ВМ-04-07/8492, в Плане преобразования СДЮСШОР и ДЮСШ в организации спортивной подготовки, утвержденном заместителем Министра спорта РФ Ю.Д. Нагорных, а также в многочисленных решених (резолюциях, рекомендациях) конференций, форумов, совещаний, коллегий и т.д.

Миф 3. Для преобразования на региональном уровне необходим стартовый нормативный правовой акт.

Для преобразования СДЮСШОР и ДЮСШ в физкультурно-спортивные организации, осуществляющие спортивную подготовку, необходима политическая воля, заключенная в неких региональных решениях.

Для запуска процесса преобразования было бы целесообразно принять региональный план действий («дорожную карту»), синхронизированный по срокам и мерам с федеральной «дорожной картой» (была направленна в качестве приложения к указанному выше письму Министра спорта РФ).

Чем выше уровень принятия региональной «дорожной карты», тем выше ее практическая дееспособность. «Дорожная карта» может быть утверждена высшим должностным лицом субъекта РФ (распоряжение, поручение, протокол, гриф «Утверждаю» в углу карты и т.д.), высшим органом исполнительной власти субъекта РФ.

Одновременно следует дать рекомендацию разработать аналогичные «дорожные карты» на уровне органов местного самоуправления.

Однако, сказать, что для преобразования совсем не нужны нормативные правовые акты регионального уровня было бы не верно.

Так, для полноценного обеспечения преобразования нужно скорректировать акт высшего органа исполнительной власти субъекта РФ, которым утверждена методика отраслевой системы оплаты труда в спортивных школах, находящихся в ведении субъекта РФ.

В частности, в данном документе необходимо с помощью коэффициентов, применяемых при формировании должностного оклада, обеспечить ситуацию, когда оплата труда тренеров, реализующих программы спортивной подготовки, в расчете на один час «горловой» работы (т.е собственно проводимых тренировочных мероприятий) будет больше, чем оплата труда тренеров-преподавателей, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта.

Тоже нужно предпринять и на местном уровне в отношении муниципальных ДЮСШ.

Также необходимо скорректировать региональное законодательство, уровняв отдельные меры социальной поддержки тренеров, работающих в особых условиях (например, в сельской местности), с аналогичными мерами социальной поддержки, принятыми в отношении тренеров-преподавателей (как педагогов).

Наряду с этим необходимо принять нормативные правовые акты регионального уровня, регламентирующие вопросы аттестации тренеров.

Важно утвердить всю линейку документов и предпринять организационные меры, вводящие механизм нормативно-подушевого финанансирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку:

  • утвердить порядок определения нормативных затрат на оказание услуг;

  • разработать и утвердить базовых нормативов затрат на оказание услуги по спортивной подготовке;

  • провести расчет нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг из ведомственного перечня услуг в сфере физической культуры и спорта, а также корректирующего коэффициента к базовому нормативу затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги (при необходимости);

  • утвердить базовый норматив затрат, корректирующие коэффициенты к базовому нормативу затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги, коэффициенты выравнивания;

  • провести расчет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания для подведомственных учреждений.

Чрезвычайно важно разобраться с каналами доведения средств до физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих спортивную подготовку, на основные виды деятельности.

Финансирование программ спортивной подготовки и прочих услуг и работ, входящих в базовый ведомственный перечень услуг в сфере физической культуры и спорта, в региональном законе о бюджете и государственных программах субъекта РФ должно быть предусмотрено в отдельных от образовательной деятельности строках бюджетной классификации.

Эти финансовые ассигнования необходимо концентрировать в государственной программе субъекта РФ «Развитие физической культуры и спорта».

Основным документом по преобразованию конкретных организаций дополнительного образования в физкультурно-спортивные организации, осуществляющие спортивную подготовку, должен стать распорядительный акт «Об изменении названия, цели и предмета деятельности организаций (организации)».

При этом в названии меняется, прежде всего, указание на тип организации. Например, государственное бюджетное учреждение дополнительного образования преобразуется в государственное бюджетное учреждение.

Обращаю внимание на то, что в данном случае речь не идет о реорганизации или ликвидации некоммерческой организации. Подчеркну, что меняется ее тип. Организация дополнительного образования становится физкультурно-спортивной организацией, осуществляющей спортивную подготовку. А, при наличии лицензии на право введения образовательной деятельности одновременно остается в статусе организации, осуществляющей обучение по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта.

При формировании в Уставе новой целевой установки и формулировки предмета деятельности организации необходимо сконцентироваться на осуществлении ею спортивной подготовки по программам спортивной подготовки.

Это также нужно отразить в предмете деятельности и видах деятельности организации, указав реализацию программ спортивной подготовки на первом месте в перечене видов деятельности.

Преобразуемые организации, полномочия учредителя в отношении которых осуществляют органы управления образованием, нужно перевести в ведение (переподчинить) органов управления физической культурой и спортом. Это также необходимо отразить в Уставе организации.

Миф 4. Положительное решение вопроса о переводе ДЮСШ и СДЮСШОР в статус физкультурно-спортивной организации, осуществляющей спортивную подготовку, возможно только при полном соответствии матриально-технической базы организации федеральным стандартам спортивной подготовки.

Неполное текущее соответствие требованиям ФССП в части материально-технического обеспечения не должно стать сдерживающим фактором при решении вопроса о преобразовании СДЮСШОР и ДЮСШ в физкультурно-спортивные организации, осуществляющие спортивную подготовку.

Переход может происходить в условиях некоторого дефицита имеющихся условий, если в ближайшей перспективе он будет ликвидирован.

Основываясь на письме Министерства спорта РФ от 04.12.2015 года № ВМ-04-07/8040, необходимо совместно с учредителем разработать «дорожную карту» укрепления материально-технической базы и приведения ее в соответствие требованиям ФССП к 2019 году. Например:

2016 год: заплата — 100 %, коммунальные услуги — 100 %, расходы на материальные запасы (в соответствии с ФССП) — 10 %

2017 год: заплата — 100 %, коммунальные услуги — 100 %, расходы на материальные запасы (в соответствии с ФССП) — 70 %

2018 год: заплата — 100 %, коммунальные услуги — 100 %, расходы на материальные запасы (в соответствии с ФССП) — 100 %

Миф 5. Чем больше ДЮСШ мы преобразуем в физкультурно-спортивные организации, осуществляющие спортивную подготовку — тем лучше.

Для гарантированного воспроизводства высоковалифицированных спортсменов необходимо не максимальное, а оптимальное количество организаций в разрезе видов спорта.

Силой «затаскивать» в систему подготовки спортивного резерва не имеющих серъезной спортивной перспективы учреждений, не имеет никакого смысла.

Необходимо создать ситуацию привлекательности отрасли, когда в элитную систему подготовки спортивного резерва будут стремиться, когда выстроится очередь из учреждений. При этом будет возможен отбор организаций по критериям соответствия нашим отраслевым стандартам и высокому уровню поставленных задач.

Но, сильные организации (с квалифицированными тренерскими кадрами, спортивными традициями, крепкой материальной базой и т.д.) нужно выделить на старте этой работы, за них стоит бороться, используя весь арсенал организационных и политических средств.

Миф 6. Отсутствуют правовые основания для использования в наименовании физкультурно-спортивных организаций словосочетания «Спортивная школа».

Гражданское законодательство сегодня в этой части весьма либерально. Не считая указания на организационно-правовую форму и тип организации, все остальное в наименовании может быть установлено весьма широко.

Именно поэтому в последнее время появилось столь обширное разнообразие наименований организаций (центры, спортивные академии и т.д.).

Вместе с тем, здесь есть риски неконтролируемого, избыточного разнообразия наименований, затрудняющего классификацию, мониторинг организаций, осуществляющих спортивную подготовку, а также установление к ним единых требований, критериев и т.д.

Словосочетание «Спортивная школа» уже встречается, как общеродовое понятие, в ряде федеральных документов. Кроме того, публично проананонсированные нормы приказа Минспорта России от 30 октября 2015 года № 999 (находится на регистрации в Минюсте России) предполагают выделение спортивной школы в качестве вида организаций, осуществляющих спортивную подготовку.

В этой связи предлагаю при преобразовании ДЮСШ и СДЮСШОР в наименовании уверенно использовать словосочетание «Спортивная школа» (при наличии соответствующего разрешения – «Спортивная школа олимпийского резерва»).

Миф 7. При переходе тренеров-преподавателей на должности тренеров уменьшается их заработная плата.

Как известно, при проведении преобразования СДЮСШОР и ДЮСШ в физкультурно-спортивные организации, осуществляющие спортивную подготовку, предусмотренные ассигнования на исполнение государственного (муниципального) задания, а также доводимые лимиты не уменьшаются (во всяком случае, мне такие факты не известны).

Таким образом, объективных предпосылок для уменьшения заработной платы тренеров при их переходе с должности тренера-преподавателя нет. Вопрос только в формулах и расчетах.

Предлагаю в расчетах использовать соответствующие (дополнительные) коэффициенты для тренеров (например, отдельный коэффициент за реализацию программ спортивной подготовки), которые как минимум уравнивают эти две категории работников в оплате труда.

А, учитывая, что тренеры работают на более высоких этапах спортивной подготовки (ССМ, ВСМ), где результаты занимающихся, как правило, выше, то в отношении данной категории работников при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда необходимо более активно применять надбавки за спортивные результаты.

В конечном счете, все это должно не только обеспечить сохранение, но и рост заработной платы тренеров при переходе с должности тренера-преподавателя.

Виды детских спортивных школ

В настоящее время существует несколько видов детских спортивных школ (учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности) Заболонкова О. Концепция проекта Федерального закона «О спортивной подготовке» // «Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение», 2008, N 9..

В то же время на практике не всегда детско-юношеские спортивные школы и специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва являются по решению учредителя образовательным учреждением и имеют лицензии на осуществление образовательной деятельности См.: Конференция по теме «О гражданско-правовых отношениях между спортсменом и физкультурно-спортивной организацией. Пути развития» и Круглый стол по теме «Обсуждение проекта Федерального закона «О спортивной подготовке». Москва, 2009 г.: Мат. конф. / Сост. В.В. Сараев, А.В. Шаповалов. М., 2010.. Кроме того, в настоящее время функционирует большое количество юридических лиц различных организационно-правовых форм, осуществляющих спортивную подготовку Заболонкова О. Концепция проекта Федерального закона «О спортивной подготовке» // «Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение», 2008, N 9.. Деятельность подобных «незаконных» учреждений не имеет нормативно-правового регулирования. В связи с этим специфическая деятельность по спортивной подготовке в РФ фактически осуществляется вне рамок правового поля, что отрицательно сказывается на подготовке спортсменов высокого класса. Принимая во внимание указанное обстоятельство, деятельность упомянутых учреждений должна быть урегулирована федеральным законодательством.

Отметим, что исходя из положений Письма Росспорта от 12.12.2006 N СК-02-10/3685 Письмо Федерального агентства по физической культуре и спорту от 12 декабря 2006 г. N СК-02-10/3685 // http://www.rossport.ru ШВСМ в части организации образовательного процесса должны руководствоваться законодательством в сфере образования, то есть Законом РФ «Об образовании». При этом школы высшего спортивного мастерства, функционирующие как центры спортивной подготовки, согласно действующему законодательству, не соответствуют всем признакам образовательного учреждения Пуляева Е.В. Локальное регулирование в сфере образования // Журнал российского права. 2010. N 12..

В результате, как отмечает А.В. Сердюков, «школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ), являющиеся значимым звеном в подготовке спортсменов высокого класса, в соответствии с законодательством об образовании не могут быть отнесены к образовательным учреждениям, фактически находятся сейчас вне правового поля» Сердюков А.В. Об актуальности законопроекта «О спортивной подготовке» и его месте в системе законодательства о физической культуре и спорте // Спорт: экономика, право, управление. 2010. N 1..

Согласно Закону РФ «Об образовании» под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом. Но ШВСМ не выдают документов, подтверждающих образовательный ценз граждан. Далее, п. 1 ст. 12 Закона РФ «Об образовании» гласит, что образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ. Деятельность же ШВСМ направлена исключительно на подготовку спортивного резерва, то есть спортсменов высокого класса, для выступления на официальных всероссийских и международных спортивных соревнованиях. Да и возраст спортсменов, проходящих подготовку, часто превышает 18 лет, и взаимоотношения большинства из них с ШВСМ строятся на основе трудовых и гражданско-правовых договоров. Кроме того, в Типовом положении об учреждении дополнительного образования детей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 233, установлен перечень учреждений, относящихся к учреждениям дополнительного образования детей, на которые распространяется данное положение. К ним относятся ДЮСШ, СДЮШОР, ДЮСАШ. Получается, что ШВСМ не подпадают под действие законодательства об образовании. Как следствие, стали возникать вопросы по поводу организационно-правовой формы ШВСМ. В связи с этим Росспортом было направлено Письмо от 22.05.2007 N ЮА-02-10/1514 «О школах высшего спортивного мастерства» Письмо Федерального агентства по физической культуре и спорту от 22 мая 2007 г. N ЮА-02-10/1514 «О школах высшего спортивного мастерства» // СПС Гарант. В данном письме Росспорт перечислил функции, возложенные на ШВСМ, а именно:

— организация учебно-тренировочных работ с постоянным и переменным составом спортсменов высокого уровня, подготовка которых не может осуществляться в детских спортивных школах по объективным причинам: материально-спортивная база, квалификация тренеров, повышенные спортивные нагрузки, возрастные и другие характеристики;

— проведение целенаправленных работ по подготовке спортсменов и сборных команд к российским и международным соревнованиям;

— обеспечение подготовки спортсменов, входящих в состав сборных команд РФ и команд мастеров по игровым видам спорта, в рамках функционирования единой системы подготовки спортивного резерва в РФ.

Росспорт согласился с тем, что функционирование большинства ШВСМ как государственных образовательных учреждений противоречит действующему законодательству об образовании. Поэтому в письме было рекомендовано органам государственной власти РФ перерегистрировать ШВСМ в государственные учреждения субъектов РФ для обеспечения функциональной деятельности данных школ. Так как деятельность ШВСМ схожа с деятельностью центров спортивной подготовки, то в новое название учреждения допускается включать аббревиатуру ЦСП (Государственное учреждение Центр спортивной подготовки «Школа высшего спортивного мастерства»).

Необходимо иметь в виду, что Приказом Госкомспорта СССР от 9 апреля 1987 г. N 228 (далее — Положение № 288) вводилось в действие Положение о детско-юношеской спортивной школе, специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва, специализированных классах по видам спорта Приказ Госкомспорта СССР от 09.04.1987 N 228 «О введении в действие Положения о детско-юношеской спортивной школе, специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва, специализированных классах по видам спорта» // СПС Гарант. Названное Положение до настоящего времени формально не отменено, но применяться может, разумеется, только в части, не противоречащей действующему законодательству РФ.

Как уже указывалось, в настоящее время деятельность таких государственных, муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, как детско-юношеские спортивные школы, специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва, детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, регулирует Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утв. Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 233 Для негосударственных учреждений дополнительного образования детей данное Типовое положение выполняет функции примерного.

Основной задачей детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) и специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮШОР) является подготовка спортивного резерва Приказ Минспорттуризма РФ от 03.04.2009 N 157 «Об утверждении содержания этапов многолетней подготовки спортсменов» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 22, 01.06.2009.

ДЮСШ занимаются привлечением к специализированной спортивной подготовке оптимального числа перспективных спортсменов для достижения ими высоких стабильных результатов, позволяющих войти в состав сборных команд России.

Как определено в Положении № 288, ДЮСШ осуществляет учебно-тренировочный процесс с группами начальной подготовки и учебно-тренировочными. Учебно-тренировочные группы открываются из расчета одна учебно-тренировочная группа на четыре группы начальной подготовки. Основным показателем работы ДЮСШ является количество учащихся, вступивших по конкурсу в школы-интернаты спортивного профиля, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства. При невозможности такого поступления ДЮСШ может по решению вышестоящей организации под методическим руководством областной (краевой, республиканской) спортивной школы (спортивных клубов) создавать группы спортивного совершенствования. Необходимым условием для этого является наличие контингента учащихся и условий, позволяющих выполнять режим учебно-тренировочной работы (квалифицированные тренерско-преподавательские кадры, материально-спортивная база).

Как правило, ДЮСШ находятся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.

СДЮШОР предназначены для целенаправленной подготовки спортивного резерва для сборных команд (команд по игровым видам спорта) муниципального образования или субъекта РФ по олимпийским видам спорта.

Рекомендуемыми условиями функционирования СДЮШОР является:

— наличие необходимой материально-технической базы по культивируемому виду спорта и организация работы СДЮШОР на базе спортивного сооружения;

— наличие образовательных программ спортивной подготовки повышенного уровня (спортивное совершенствование и высшее спортивное мастерство), в т.ч. экспериментальных и авторских;

— наличие высококвалифицированных тренерских кадров, обеспечивающих реализацию данных образовательных программ;

— наличие региональной системы соревнований по культивируемому (олимпийскому) виду спорта (дисциплине), позволяющей выполнять юным спортсменам установленные нормативные требования по видам спорта;

— традиционность и популярность данного вида спорта в регионе;

— наличие спортивных клубов (центров спортивной подготовки) и команд мастеров в регионе, в которых могли бы продолжить спортивную деятельность обучающиеся СДЮШОР Письмо Федерального агентства по физической культуре и спорту от 12 декабря 2006 г. N СК-02-10/3685 // http://www.rossport.ru.

Поскольку СДЮСШОР не является организационно-правовой формой юридического лица и действует как учреждение, слово «Олимпийского» в его названии относится к фирменному наименованию юридического лица.

В то же время в силу п. 2.1 ст. 7 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ «Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ «Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» // СЗ РФ от 3 декабря 2007 г. N 49 ст. 6071, физкультурно-спортивные организации и образовательные учреждения, осуществляющие подготовку спортсменов, могут использовать для обозначения юридического лица (в фирменном наименовании) наименования «Олимпийский», «Паралимпийский», Olympic, Paralympic и образованные на их основе слова и словосочетания без заключения соответствующего договора с Международным олимпийским комитетом, Международным паралимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями только в случае, если организации, образовательные учреждения до дня вступления в силу Федерального закона N 310-ФЗ использовали данные наименования для обозначения юридического лица (в фирменном наименовании) и до 01.07.2010 включены в перечень, формируемый в порядке, установленном соответствующим федеральным органом.

Согласно Порядку формирования перечня физкультурно-спортивных организаций и образовательных учреждений, осуществляющих подготовку спортсменов и использующих для обозначения юридического лица (в фирменном наименовании) наименования «Олимпийский», «Паралимпийский», «Olympic», «Paralympic» и образованные на их основе слова и словосочетания Приказ Минспорттуризма РФ от 05.05.2010 N 420/1 «Об утверждении Порядка формирования перечня физкультурно-спортивных организаций и образовательных учреждений, осуществляющих подготовку спортсменов и использующих для обозначения юридического лица (в фирменном наименовании) наименования «Олимпийский», «Паралимпийский», «Olympic», «Paralympic» и образованные на их основе слова и словосочетания без заключения соответствующего договора с Международным олимпийским комитетом, Международным паралимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 29, 19.07.2010, не все СДЮСШОР могут быть включены в такой Перечень Кантеровский А. Формирование перечня физкультурно-спортивных организаций в целях подготовки спортсменов к Олимпиаде-2014 в Сочи // «Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение», 2010, N 10..

Таким образом, в настоящее время при создании СДЮСШОР необходимо также учитывать нормы названного Порядка.

Как и ДЮСШ, ДЮСШОР ранее находились в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.

Как уже указывалось, в настоящее время предусмотрена передача детско-юношеских школ, осуществляющих подготовку олимпийского резерва, в ведение Минспорттуризма России, предусмотрев сохранение имеющегося материально-технического обеспечения указанных школ и условий труда их работников.

Помимо этого, выделяют детско-юношеские спортивно-адаптивные школы (ДЮСАШ) Приказ Минспорттуризма РФ от 03.04.2009 N 157 «Об утверждении содержания этапов многолетней подготовки спортсменов» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 22, 01.06.2009. Данные организации создаются для интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему физической культуры, физического воспитания и спорта Муниципальное право России: учебник (отв. ред. С.А. Авакьян). — «Проспект», 2009..

До настоящего времени также существуют также детско-юношеские клубы физической подготовки (ДЮКФП), которые были сформированы в 90-е годы на базе детско-юношеских спортивных школ. Целью деятельности таких клубов является привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом, направленным на развитие их личности, утверждение здорового образа жизни, воспитание физических, морально-этических и волевых качеств Егоричев А.Н. Право на занятие физической культурой как элемент правового статуса личности // «Конституционное и муниципальное право», 2007, N 1.. Хотя такие клубы детскими спортивными школами по действующему законодательству не являются, для целей статистического наблюдения их относят к спортшколам. Так, Приказ Росстата от 11.12.2008 N 309 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минспорттуризмом России федерального статистического наблюдения за деятельностью учреждений по физической культуре и спорту» относит к спортивным школам «детско-юношеские клубы физической подготовки независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, имеющие статус юридического лица» Приказ Росстата от 11.12.2008 N 309 (ред. от 16.09.2010) «Об утверждении статистического инструментария для организации Минспорттуризмом России федерального статистического наблюдения за деятельностью учреждений по физической культуре и спорту» // «Вопросы статистики», 2009, N 6.

Необходимо отметить, что Закон 2007 г. в целях подготовки спортсменов в образовательных учреждениях, не являющихся образовательными учреждениями дополнительного образования детей, осуществляющими деятельность в области физкультуры и спорта, и образовательными учреждениями среднего профессионального образования, осуществляющими деятельность в области физкультуры и спорта, могут создаваться структурные подразделения, специализированные классы и группы, осуществляющие такую подготовку по различным видам спорта на основе углубленного учебно-тренировочного процесса.

Хотя в Законе 1999 г. подобное правило не содержалось, возможность создания указанных структурных подразделений, специализированных классов и групп в таких образовательных учреждениях, существовала и ранее Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О физической культуре и спорте в РФ» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009.. Так, еще в Положении № 228 предусматривалось, что специализированные классы по видам спорта с продленным днем обучения являются формой работы спортивных школ и создаются в общеобразовательных школах (школах-интернатах) в целях: обеспечения условий для рационального сочетания учебы в школе с углубленным учебно-тренировочным процессом в спортивной школе; осуществления подготовки всесторонне развитых, высококвалифицированных спортсменов по олимпийским видам спорта.

В то же время такие структурные подразделения, классы, группы не являются ни юридическими лицами, ни, тем более, детскими спортивными школами.

В этой статье мы расскажем, как совмещать учебу и спорт, какими бывают спортивные школы и секции и как выбрать вариант, подходящий именно вам.

Здоровый ребенок — мечта любого родителя, и спорт — лучшее в этом подспорье. Но часто учеба вносит свои коррективы: юный спортсмен взрослеет, нагрузка в школе становится больше, и кажется, что единственный выход — пожертвовать будущей спортивной карьерой или успеваемостью. Но что, если ребенок не хочет бросать тренировки, а вы не готовы к троечному аттестату?

Общеобразовательная школа со спортивным уклоном

Занятия спортом в школе

От обычной общеобразовательной школа со спортивным уклоном отличается повышенным вниманием к физической подготовке. Ежегодно проводятся наборы в спортивные классы по одной или нескольким дисциплинам, причем часто их открывают школы олимпийского резерва. Если ребенок делает успехи в спорте, впоследствии его могут перевести в специализированное учебное заведение с упором на подготовку профессиональных спортсменов.

Главный плюс школы со спортивным уклоном — общие взгляды учителей и тренеров на совмещение учебы и спорта. Для этого общеобразовательная и спортивная школы заключают договор, в котором прописывается расписание, построенное так, чтобы уроки и тренировки не пересекались и не мешали друг другу. К тому же единство взглядов на развитие учеников исключает конфликты между родителями и учителями, которые в обычных школах часто не одобряют многочисленные пропуски из-за тренировок и соревнований.

Попасть в спецкласс может любой ребенок, не имеющий медицинских противопоказаний для занятий спортом. Школы бывают государственные, то есть бесплатные, и частные (стоимость учебы зависит от конкретного учебного заведения).

Общеобразовательная школа + дополнительные спортивные секции или СДЮШОР

Школа и спортивная секция

Сочетание обычной школы и спортивной секции для детей — классический вариант. Тренировки в таких секциях, как правило, проходят несколько раз в неделю после занятий в школе, так что совмещение проблем не вызывает. Подобное распределение нагрузок оптимально для детей, занимающихся спортом для души или находящихся на начальном этапе освоения какой-либо дисциплины.

При этом тандем секции и школы вовсе не означает, что как спортсмен ребенок останется только на любительском уровне. Например, в восточных единоборствах для участия в соревнованиях и получения поясов дополнительной секции вполне достаточно. Впоследствии возможен и выход в большой спорт.

В качестве альтернативы районной секции можно выбрать специализированную детско-юношескую школу олимпийского резерва. Цель любой СДЮШОР — подготовить профессиональных спортсменов для участия в серьезных соревнованиях, в том числе олимпийских. Попасть в такую школу можно не только по рекомендации тренера или учителя физкультуры, но и «с улицы», подав заявку самим.

Спортивная школа-интернат

В России детские спортивные школы-интернаты появились в начале 70-х годов. Такая форма обучения предполагает полное проживание ребенка в школе и специальное расписание, в котором грамотно совмещаются обычные уроки и занятия спортом.

Конечно, отправить ребенка жить отдельно и видеться с ним только на каникулах или по выходным решится не каждый родитель. Именно поэтому чаще всего в школе-интернате учатся иногородние дети, которых сложно, а иногда физически невозможно возить на тренировки несколько раз в неделю.

Но это не единственная причина выбрать спортивный интернат. Если вы хотите воспитать в ребенке самостоятельность, полностью погрузить его в спортивный мир и не беспокоиться о пересечениях тренировок и уроков, то специализированная школа-интернат все это реализует.

Важный нюанс: в спортивные интернаты редко принимают маленьких детей. Чаще всего набор проводится в 5-9 или 10-11 классы с последующим профильным обучением. Предполагается, что в этом возрасте ребенок готов проводить время отдельно от родителей и полностью посвящать себя выбранному виду спорта.

Итоги

Итак, мы разобрались с тем, какие детские спортивные школы бывают, и теперь подведем итоги. Что же все-таки выбрать для ребенка: полноценную спортшколу или секцию?

  • Школа со спортивным уклоном подойдет любому здоровому ребенку. За 4 года стандартного обучения можно понять, ждут ли его успехи в спорте, и выбрать дальнейший путь: пойти в обычный класс или заняться серьезной подготовкой с возможным переходом в специализированное учебное заведение.
  • Обычная школа в сочетании с дополнительной секцией — вариант для тех, чей ребенок занимается спортом для своего удовольствия, а учеба все-таки стоит на первом месте. Если вас интересуют более серьезные тренировки, можно водить ребенка на дополнительные занятия в СДЮШОР.
  • Специализированная детско-юношеская спортивная школа подойдет для талантливого ребенка, делающего успехи в спорте и серьезно к нему относящегося. Для такой школы характерны большие физические нагрузки и нацеленность на высокие результаты.
  • Спортивную школу-интернат стоит выбрать, если в вашем городе нет подходящих для ребенка специализированных школ или вы хотите устроить ему «полное погружение» в спорт.

Помните, что от грамотного совмещения зависят успехи ребенка как в спорте, так и в учебе, поэтому, выбирая между секцией и спортивной школой, руководствуйтесь не чужими советами, а особенностями конкретной ситуацией.

Узнать подробнее об онлайн-страховании спортсменов.

1. Общие положения

1.1. Директор спортивной школы относится к категории руководителей и непосредственно подчиняется .

1.2. На должность директора спортивной школы принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях — не менее 5 лет.

1.3. На должность директора спортивной школы в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

— не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

— не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

— не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

— не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

— не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Директор спортивной школы должен знать:

— приоритетные направления развития образовательной системы РФ;

— Конституцию РФ, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность;

— Конвенцию о правах ребенка;

— педагогику;

— достижения современной психолого-педагогической науки и практики;

— психологию;

— основы физиологии, гигиены;

— теорию и методы управления образовательными системами;

— современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

— методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

— технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

— основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

— основы экономики, социологии;

— способы организации финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации;

— гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности образовательных организаций и органов управления образованием различных уровней;

— основы менеджмента, управления персоналом;

— основы управления проектами;

— правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

— правила по охране труда и пожарной безопасности;

— .

1.5. Директор спортивной школы .

2. Должностные обязанности

Директор спортивной школы:

2.1. Осуществляет руководство спортивной школой в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, уставом образовательной организации.

2.2. Обеспечивает системную образовательную (учебно-воспитательную) и административно-хозяйственную (производственную) работу спортивной школы.

2.3. Обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта, федеральных государственных требований.

2.4. Формирует контингенты обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья во время образовательного процесса, соблюдение прав и свобод обучающихся (воспитанников, детей) и работников образовательной организации в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

2.5. Определяет стратегию, цели и задачи развития спортивной школы, принимает решения о программном планировании ее работы, участии в различных программах и проектах, обеспечивает соблюдение требований, предъявляемых к условиям образовательного процесса, образовательным программам, результатам деятельности спортивной школы и к качеству образования, непрерывное повышение качества образования в спортивной школе.

2.6. Обеспечивает объективность оценки качества образования обучающихся (воспитанников, детей) в спортивной школе.

2.7. Совместно с советом спортивной школы и общественными организациями осуществляет разработку, утверждение и реализацию программ развития образовательной организации, образовательной программы спортивной школы, учебных планов, учебных программ курсов, дисциплин, годовых календарных учебных графиков, устава и правил внутреннего трудового распорядка спортивной школы.

2.8. Создает условия для внедрения инноваций, обеспечивает формирование и реализацию инициатив работников спортивной школы, направленных на улучшение работы спортивной школы и повышение качества образования, поддерживает благоприятный морально-психологический климат в коллективе.

2.9. В пределах своих полномочий распоряжается бюджетными средствами, обеспечивает результативность и эффективность их использования.

2.10. В пределах установленных средств формирует фонд оплаты труда с разделением его на базовую и стимулирующую часть.

2.11. Утверждает структуру и штатное расписание спортивной школы.

2.12. Решает кадровые, административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы в соответствии с уставом образовательной организации.

2.13. Осуществляет подбор и расстановку кадров.

2.14. Создает условия для непрерывного повышения квалификации работников.

2.15. Обеспечивает установление заработной платы работников спортивной школы, в том числе стимулирующей части (надбавок, доплат к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников), выплату в полном размере причитающейся работникам заработной платы в сроки, установленные коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

2.16. Принимает меры по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих требованиям охраны труда.

2.17. Принимает меры по обеспечению образовательной организации квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, обеспечивает формирование резерва кадров в целях замещения вакантных должностей в спортивной школе.

2.18. Организует и координирует реализацию мер по повышению мотивации работников к качественному труду, в том числе на основе их материального стимулирования, по повышению престижности труда в образовательной организации, рационализации управления и укреплению дисциплины труда.

2.19. Создает условия, обеспечивающие участие работников в управлении спортивной школой.

2.20. Принимает локальные нормативные акты спортивной школы, содержащие нормы трудового права, в том числе по вопросам установления системы оплаты труда с учетом мнения представительного органа работников.

2.21. Планирует, координирует и контролирует работу структурных подразделений, педагогических и других работников спортивной школы.

2.22. Обеспечивает эффективное взаимодействие и сотрудничество с органами государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, организациями, общественностью, родителями (лицами, их заменяющими), гражданами.

2.23. Представляет спортивную школу в государственных, муниципальных, общественных и иных органах, учреждениях, иных организациях.

2.24. Содействует деятельности учительских (педагогических), психологических организаций и методических объединений, общественных (в том числе детских и молодежных) организаций.

2.25. Обеспечивает учет, сохранность и пополнение учебно-материальной базы, соблюдение правил санитарно-гигиенического режима и охраны труда, учет и хранение документации, привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательной организации дополнительных источников финансовых и материальных средств.

2.26. Обеспечивает представление учредителю ежегодного отчета о поступлении, расходовании финансовых и материальных средств и публичного отчета о деятельности спортивной школы в целом.

2.27. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

2.28. .

3. Права

Директор спортивной школы имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

— на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;

— на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

— на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения ;

— на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Действовать от имени спортивной школы во взаимоотношениях с иными организациями и органами государственной власти.

3.3. Давать руководителям структурных подразделений и отдельным специалистам указания, обязательные для исполнения.

3.4. Принимать решения о наложении материальных и дисциплинарных взысканий на работников, не выполняющих или ненадлежащим образом выполняющих свои должностные обязанности, и о поощрении отличившихся работников.

3.5. Распоряжаться средствами и имуществом спортивной школы с соблюдением требований соответствующих нормативных актов и устава.

3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.7. Получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.9. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.10. .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *