Себестоимость спирта в СССР

Как боролись с культовым напитком в Советском Союзе

Водка в СССР была жидкой валютой, твердой оплатой труда сантехников, частной деятельности трактористов и порюмочной мздой мелких предпринимателей. Водку в Советском Союзе не пили — ее «кушали».

Именем водки отмечали вехи правления генеральных секретарей. Как мы знаем, любое изменение цены на «горькую» влияло на общество и политику. Сегодня мы вспомним самые известные витки цен на алкоголь в нашей истории. Каждый из них можно назвать знаковым…

Ценовая градация

В пятидесятых годах прошлого века цены на водку колебались от 21 рубля 20 копеек за водку обыкновенную («сучок»), до 30 рублей 70 копеек за бутылку «Столичной». Жаждущие выпить скидывались по десятке, получалось 30 рублей. На сдачу можно было купить неплохую закуску в виде ливерной колбасы, солёной кильки или плавленых сырков. И, конечно же, к этому обязательно прилагалась буханка хлеба. В 1961 году была проведена денежная реформа, и цены на водку выросли. Водка «сучок» исчезла, «Московская» стала стоить 2 рубля 87 копеек, «Столичная» 3 рубля 12 копеек.

Народ, изощряясь в творчестве, слагал стихи: «Товарищ верь, придет она — на водку прежняя цена…»

Прежние цены, однако, не вернулись, бутылки получили пробки из фольги, с козырьком. В дальнейшем для повышения цены указов уже не издавали. Просто выпускали водку под другой «фамилией» и с другой ценой. Так появились «Особая», «Отборная», «Русская», «Пшеничная»…

Культовая цифра 3.62 — цена на водку в Советском Союзе установилась в 1970-78 году. Эти три цифры прочно вошли в сознание народа, их обессмертили даже в произведениях искусства. К примеру, в фильме Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» аферист Милославский называет номер телефона: «Добавочный — три шестьдесят две».

В начале 70-х годов цифры 3.62 были знакомы больше числа пи. В мае 1972-го вышло постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма».

Тогда же водка подорожала до 3 рублей 62 копеек. В свободной продаже остался всего один ее сорт, именуемый в народе «коленвал», потому как на этикетке надпись «Водка» была выполнена наподобие коленчатого вала.

Тогда же «горькой» стали торговать с 11 утра – этот час острословы прозвали «ленинским»: оказалось, если один из юбилейных рублей, выпущенных в 1970 году к 100-летию вождя, приложить к циферблату часов, то Ленин поднятой правой рукой указывает ровно на 11 часов.

Подорожание водки в СССР в 1981 году, когда её цена повысилась до 5 рублей 30 копеек, породило новый виток народного творчества.

Повышение цен на водку в 1981 году связывают с афганской войной. Ежегодно СССР тратил на афганскую войну порядка 2-3 млрд. американских долларов. Советский Союз мог себе это позволить при пике цен на нефть, который наблюдался в 1979-1980 годах. Однако с ноября 1980 года цены на нефть начали резко падать. Поэтому, повышение цены на водку стало вынужденной мерой. Народ не стал пить меньше, но стал больше тратить на алкоголь, отчего картина русского пьянства становилась все более мрачной.

«Ценообразовательная водочная политика» постоянно находила отклик в умах народных. Так, в 1983 году стоимость водки с 5 рублей 30 копеек снизилась до 4 рублей 70 копеек. И благодарный народ назвал её именем секретаря Юрия Владимировича Андропова — «андроповкой».

В народе существовала еще одна расшифровка названия продукта: «Вот Он Добрый Какой Андропов».

Цена новой бутылки была на 10% ниже, чем цена самой дешевой водки. «Андроповка» поступила в продажу к 1 сентября 1983 года и поначалу называлась «первоклассницей» или «школьницей».

Ставшая легендарной водка прожила недолго и через два-три года во времена Горбачева тихо сошла на нет, хотя она и была советским водочным хитом сезона 1983-1984 годов.

Минеральный секретарь

Но наибольшего пика водочная эпопея достигла при последнем Генеральном секретаре Советского Союза — Михаиле Сергеевиче Горбачеве. Он даже получил прозвище — Минеральный секретарь за изданный в 1985 году Указ, оставшийся в памяти как сухой закон. 16 мая 1985 года вышло постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма», предусматривающий административные и уголовные наказания за нарушение правил торговли алкоголем и распитие спиртных напитков в общественных местах и по месту работы.

С началом действия указа по всей территории СССР разом закрылись две трети винно-водочных магазинов. Страна погрузилась в пучину антиалкогольного хаоса. При этом страдали не только сильно пьющие граждане СССР. Торгующие алкогольной продукцией магазины были открыты только с 14 до 19 часов. О чем в народе тут же сложили частушку: «В шесть утра поет петух, в восемь – Пугачева, магазин закрыт до двух, ключ у Горбачева».

Из кинофильмов были изъяты все сцены распития алкоголя. Пару лет, в преддверии Нового года даже не показывали «Иронию судьбы…» Жестким решением сверху в моду утвердили безалкогольные свадьбы, где молодые и гости КАК БЫ пили молоко. На самом деле спиртное, и подкрашенная водка в том числе, наливалось из чайников и глиняных кувшинов. А на кухнях советских в семьях прежде законопослушных граждан красовались трехлитровые банки с брагой, на которых была натянута приветственно вздернутая перчатка — «привет Горбачеву».

А что творилось в очередях возле винополок?.. Именно – возле. Потому, что торговали алкоголем не в помещении магазинов, а из окошечек. Спиртного давали по две бутылки в руки. Но чтобы его приобрести, следовало отстоять длинную очередь. По мере приближения к окошку страсти сгущались. Толпа налегала и уплотнялась, а возле самого окна на головы и плечи стоящих в очереди людей запрыгивали наглые любители выпить, чтобы отовариться в окошке без очереди.

При творящемся безобразии сотрудников милиции рядом не наблюдалось. Поэтому и случались самые печальные последствия со стоящими в очередях людьми.

Кстати, в отличие от сухого закона 1914-го года, разрешающего торговлю крепким спиртным в ресторанах, горбачёвский сухой закон предусматривал в них только продажу пива.

В принципе, по прошествии лет с горбачёвской антиалкогольной кампании, можно сказать, что все её плюсы, вроде повышения рождаемости, сработали в долгосрочной перспективе, а все минусы — ударили по стране сиюминутно.

В середине 80-х СССР уже был не готов к потере 10-12% налоговых поступлений в бюджет. Таким образом, история с последствиями сухих законов повторилась.

Накануне Первой мировой войны поступления от «казённой винной монополии» были главной статьёй российского бюджета, составляя от 28 до 32% всех доходов. С 1904 по 1913 год чистая прибыль казны от торговли алкоголем превысила 5 млрд. золотых рублей – при грубом пересчёте в современные цены это составит порядка 160 млрд. долларов. С объявлением антиалкогольной кампании с началом Первой мировой войны бюджет страны недосчитался значительных средств. Что впоследствии и инициировало смуту народную и гибель Российской империи в 1917-м. В свою очередь, сухой закон 1985-го года спровоцировал гибель Советской империи.

В настоящее время дефицит бюджета также объясним тем, что государство теряет (а если быть точнее – не получает) доходов от торговли алкоголем. И только потому, что утратило монополию в данном направлении. Неужели история так ничему и не учит высокопоставленных государственных мужей?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *