Сектор государственного управления бухгалтерский учет 2018

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ)ОТЧЕТНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА

Организация бухгалтерского учета

Характерными чертами бухгалтерского учета государственного сектора России начала XXI в. являются его ориентированность на открытость и понятность для внешних пользователей бухгалтерской отчетности, в том числе — международных организаций; переход на отражение финансовой информации в ГИИС «Электронный бюджет» и постепенная конвергенция с методологией учета в коммерческом секторе.

Бухгалтерский учет фиксирует информацию, т. е. учитывает ее — регистрирует, систематизирует и представляет в унифицированных формах бухгалтерской отчетности. Среди важнейших свойств информации, представляемой о деятельности субъектов государственного сектора в отчетности, необходимо выделить ее открытость (доступность и прозрачность), понятность и достоверность.

В настоящее время в Российской Федерации происходят кардинальные изменения в системе бухгалтерского учета, которые позволят реализовать эти важнейшие требования. С 2018 по 2021 гг. в практику учета будут внедрены федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (далее в данной главе — СГС). Эти стандарты создают методологическую основу ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в государственном секторе. СГС включают в себя две большие группы: стандарты, которые описывают методологию бухгалтерского учета отдельных объектов, и те, что раскрывают правила подготовки различных форм и типов бухгалтерской (финансовой) отчетности. Кроме того, все СГС можно разделить на два типа: федеральные стандарты, подготовленные на основе Международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора (МСФООС) в количестве 29, и стандарты в виде адаптированных/модернизированных инструкций по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности в государственном секторе, существующих в настоящее время.

Следует особо выделить стандарт «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора» (далее — Концептуальные основы), который является базисом для всех новых терминов и понятий, которые вводятся с 2018 г. в России. Стандарт использует понятия, ранее не применявшиеся в учетной практике государственного сектора: «справедливая стоимость активов и обязательств»; «полезный потенциал актива»; «чистая стоимость активов»; «верификация информации»; «будущие экономические выгоды, заключенные в активе»; «денежные эквиваленты»; «объекты культурного наследия»; «реклассификация»; «метод амортизированной стоимости замещения» и др.

В Концептуальных основах выделены следующие субъекты бухгалтерского учета государственного сектора: учреждения; финансовые органы; органы, осуществляющие кассовое обслуживание.

К учреждениям относятся: государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения; иные организации государственного сектора, осуществляющие бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета (казенные учреждения, государственные органы и органы местного самоуправления, органы управления государственными (территориальными) внебюджетными фондами и др.).

При этом термин «бюджетный учет» применяется только для участников бюджетного процесса и получателей финансирования по бюджетной смете. Понятие «бухгалтерский учет» относится к учету в бюджетных и автономных учреждениях, которые получают бюджетное финансирование в виде субсидий или финансирование по программам ОМС. Бухгалтерский учет в государственном секторе в целом включает в себя и бюджетный учет.

Финансовые органы — это органы, чьи полномочия заключаются в составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ (примерами являются Минфин России; финансовый орган субъекта РФ, финансовый орган муниципального образования).

К третьей группе субъектов бухгалтерского учета (органы, осуществляющие кассовое обслуживание) относятся органы Федерального казначейства, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, которые выполняют функции кассового обслуживания исполнения бюджетов, открытие и ведение лицевых счетов бюджетных и автономных учреждений (см. гл. 11).

Все перечисленные выше субъекты обязаны вести бухгалтерский учет в денежном выражении в соответствии с принципами, методами и допущениями, применение которых обеспечит представление надежной, качественной и своевременной финансовой отчетности. Принципы в бухгалтерском учете характеризуют базовые правила выполнения учетной функции. Методы описывают конкретные способы и инструменты, которые обеспечивают исполнение принципов. Допущения характеризуют условия, при которых использование принципов и методов позволяет минимизировать риски подготовки некачественной экономической информации в учете и отчетности. К основополагающим принципам, методам и допущениям отнесены: методы начисления и двойной записи; принцип равномерности признания доходов и расходов; допущение непрерывности деятельности субъекта учета и временной определенности фактов хозяйственной жизни субъекта учета.

Назовем основные характеристики информации, которые обеспечивают подготовку надежной бухгалтерской отчетности: уместность (релевантность); существенность; достоверность представления; сопоставимость; верификация; своевременность и понятность. Все эти характеристики дублируют аналогичные требования к информации, заявленные в МСФООС.

Для учета любых фактов хозяйственной жизни субъекты государственного сектора применяют бухгалтерские счета из Единого плана счетов (ЕПС), при этом любой счет состоит из 26 разрядов (рис. 16.1). Большая разрядность в счете бухгалтерского учета обусловлена тем, что в него интегрированы коды бюджетной классификации (с 1-го по 17-й разряды): доходов (КДБ); расходов (КРБ); источников финансирования дефицита бюджета (КИФ); КОСГУ (2А—26-й разряды) и код вида финансового обеспечения деятельности (КФО) субъекта учета (18-й разряд).

В зависимости от типа учреждения (казенное, бюджетное или автономное), характера операции (поступление субсидии от учредителя, начисление резерва предстоящих расходов на выплату отпускных сотрудникам и т. д.), формы финансирования (бюджетная смета, субсидия на выполнение государственного задания или собственные доходы субъекта), коды в счетах бухгалтерского учета будут различными. Код счета бухгалтерского (бюджетного) учета образуют разряды с 18-го по 26-й. На основании ЕПС и планов счетов: бюджетного учета; казначейского учета; бухгалтерского учета бюджетных учреждений; автономных учреждений, каждый субъект учета формирует и применяет собственный рабочий план счетов (РПС). РПС является основным, но не единственным элементом учетной политики, которая составляется каждым субъектом учета для отражения правил и способов ведения бухгалтерского учета, наиболее точно отражающих специфику деятельности субъекта.

Рис. 16.1. Структура счета бухгалтерского учета государственного сектора

Реализуемая в настоящее время интеграция бюджетной классификации с СГФ (см. п. 1.3) затрагивает и ее кодификацию. Бюджетная классификация в бухгалтерском счете становится все более детализированной. В классификационных кодах предусмотрено использование не только числовых, но и буквенных кодов. Например, в классификации доходов, в ст. 120 «Доходы от собственности» в 2019 г. появится подстатья 12Т «Доходы от простого товарищества».

В Едином плане счетов выделены пять групп объектов учета: нефинансовые активы (100-е счета); финансовые активы (200-е счета); обязательства (300-е счета); финансовый результат (400-е счета); санкционирование расходов (500-е счета). Также в ЕПС предусмотрены забалансовые счета (с двухзначной кодировкой), на которых отражение операций происходит простым методом, без двойной записи, как увеличение или уменьшение по счету.

Объектами бухгалтерского учета государственного сектора в современном звучании выступают: активы; обязательства; источники финансирования деятельности субъекта учета; доходы; расходы; иные объекты. Признание в учете и отчетности любого из объектов возможно при одновременном соблюдении следующих условий:

  • 1) полное соответствие определению в стандарте Концептуальные основы и других СГС;
  • 2) субъект должен быть уверен, что факт признания того или иного объекта приведет к увеличению/уменыпению полезного потенциала или будущих экономических выгод;
  • 3) имеется возможность надежно оценить объект учета и отчетности.

Эти условия признания объектов учета являются новыми для российских бухгалтеров, но именно они содержат в себе критерии применения главным бухгалтером профессионального суждения, основанного на глубоком знании методологии бухгалтерского учета государственного сектора, финансового анализа, специфических особенностей функционирования субъекта учета, способности оценивать риски принимаемых решений и умении взаимодействовать с учредителем. Реклассификация актива или обязательства — пример проявления бухгалтером профессионального суждения, когда перевод из одного вида актива в другой (например, из состава основных средств в материальные запасы, или из операционной аренды в финансовую) позволяет эффективнее и достовернее отразить в учете то или иное событие хозяйственной жизни субъекта.

Активы — это не просто имущество учреждения (например, основные средства в виде зданий или компьютеров), это его ресурсы, которые позволяют получать субъекту экономические выгоды или обладают полезным потенциалом. Получение экономических выгод связано с прямым или опосредованным поступлением денежных средств и денежных эквивалентов (высоколиквидных финансовых инструментов со сроком погашения не более трех месяцев, риск изменения стоимости которых минимален). Извлечение из актива полезного потенциала может происходить при использовании его в выполнении государственного задания или при исполнении функций (полномочий); при обмене или при погашении обязательств субъекта. Эти новые критерии признания активов, кроме вышеуказанных, включают в себя требования контроля над активом при оказании государственных (муниципальных) услуг, реализации возложенных на субъект функций, или для управленческих целей. Для учета активов применяются активные счета, где любое поступление будет отражаться по дебету 100-х и 200-х счетов, а выбытие (продажа, дарение, утрата или др.) — по кредиту этих же счетов. Основные типы и виды активов представлены в табл. 16.1.

Таблица 16.1

Типы и виды активов государственного сектора и применяемые счета

Нефинансовые активы

Финансовые активы

Основные средства (10100), в том числе инвестиционная недвижимость и биологические ресурсы

Денежные средства учреждения (20100)

Средства на счетах бюджета (20200)

Нематериальные активы (10200)

Средства на счетах органа, осуществляю- щего кассовое обслуживание (20300)

Непроизведенные активы (10300)

Амортизация (10400)

Материальные запасы (10500)

Финансовые вложения (20400)

Вложения в нефинансовые активы (10600)

Расчеты по доходам (20500)

Расчеты по выданным авансам (20600)

Нефинансовые активы в пути (10700)

Расчеты по кредитам, займам, ссудам (20700)

Окончание табл. 16.1

Нефинансовые активы

Финансовые активы

Нефинансовые активы имущества казны (10800)

Расчеты с подотчетными лицами (20800)

Затраты на изготовление готовой продукции, работ, услуг (10900)

Расчеты по ущербу и иным доходам (20900)

Права пользования имуществом (11100)

Прочие расчеты с дебиторами (21000)

Обесценение нефинансовых активов (11400)

Внутренние расчеты по поступлениям (21100)

Внутренние расчеты по выбытиям (21200)

Вложения в финансовые активы (21500)

Активы оцениваются: по первоначальной стоимости на первом этапе принятия к учету; балансовой (при отражении в балансе, если правила требуют учитывать амортизацию или резервы); переоцененной (после переоценки с учетом обесценения, или наоборот) или дисконтированной (с учетом будущего чистого поступления денежных средств). В отдельных случаях оценка активов должна отражаться по справедливой стоимости (передача в финансовую аренду, выбытие в результате ущерба и др.).

Под обязательствами в бухгалтерском учете государственного сектора понимают задолженность, возникшую в результате произошедших фактов хозяйственной жизни. Ее погашение связано с выбытием активов, заключающих в себе полезный потенциал или экономические выгоды. Возникновение обязательства как объекта учета связано с его документальным основанием — законом, нормативным правовым актом, договором, контрактом или соглашением. Любые обязательства представляют собой кредиторскую задолженность субъекта. Для учета обязательств используются пассивные 300-е счета, на которых возникновение обязательств отражается по кредиту соответствующих счетов, а погашение — по дебету 300-х счетов. Обязательства могут быть оценены и отражены в учете по таким видам стоимости, как фактическая (первоначальная), текущая рыночная и восстановительная, дисконтированная и справедливая.

Доходы и расходы субъекта государственного сектора отражают соответственно увеличение/уменыпение полезного потенциала активов и (или) поступление/выбытие экономических выгод. Доходы и расходы позволяют оценить финансовый результат деятельности субъекта учета за отчетный период (за исключением поступлений, связанных с вкладами собственником). Для этого в ЕПС предусмотрена группа 400-х счетов. Положительный результат будет отражаться по кредиту счета 40130 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов», а отрицательный — по дебету этого же счета. Финансовый результат определяется по итогам года, поэтому в 400-х счетах выделяются доходы и расходы текущего периода (счета 40110 и 40120 соответственно), а также доходы и расходы будущих периодов (счета 40140 и 40150 соответственно). Для управления финансовым результатом и применения принципа равномерности признания доходов и расходов в эту группу счетов включается счет 40160 «Резервы предстоящих расходов».

В Едином плане счетов предусмотрен счет 40200 «Результат по кассовым операциям бюджета», который используется финансовыми органами соответствующего бюджета и органами казначейства для определения финансового результата кассового исполнения бюджета текущего финансового года и прошлых отчетных периодов.

Аутентичной особенностью бухгалтерского учета в государственном секторе России является выделение самостоятельного раздела «Санкционирование расходов экономического субъекта» — 500-е счета. Эти счета характеризуют источники финансирования деятельности субъекта с позиций законности поступления, а также степени и качества их использования. Несмотря на то что 18-й разряд любого счета будет указывать на вид финансового обеспечения (например, «1» — бюджетная смета, «2» — собственные доходы, «4» — субсидия на выполнение государственного задания и т. д.), 500-е счета позволяют учесть эти источники на всех стадиях от планирования до контроля.

Процесс санкционирования расходов начинается с учета запланированной и утвержденной к исполнению бюджетной сметы или плана финансово-хозяйственной деятельности. Открываются счета учета: утвержденных лимитов бюджетных обязательств (ЛБО), бюджетных ассигнований, плановых назначений по смете доходов и расходов в рамках утвержденного плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Затем отражаются принятые бюджетные и денежные обязательства на основании заключенных соглашений, контрактов и договоров. Процесс учета санкционирования завершается контролем исполнения бюджетных и денежных обязательств, где момент исполнения денежных обязательств, как правило, связан с реальной оплатой денежными средствами на основании актов выполненных работ, ведомости начисления зарплаты, приказа о направлении в командировку и иных документальных оснований (рис. 16.2). Код в 22-м разряде счетов санкционирования позволяет вести учет источников финансирования и обязательств в течение нескольких отчетных периодов: текущего — 1, очередного — 2, следующего за очередным — 3, за пределами планового периода — 9.

Счета санкционирования помогают отражать информацию, необходимую для учета контрактных закупок и выявленной экономии бюджетных средств при обеспечении государственных (муниципальных) нужд. Для этих целей используются специальные правила и соответствующий аналитический код — 7 «Принимаемые обязательства» в 23-м разряде. На 500-х счетах можно вести учет отложенных обязательств, т. е. будущих хозяйственных операций, сумма которых и срок исполнения на момент учета операции точно не определены. Введение этих аналитических счетов (код «9» в 23-м разряде) позволяет учредителю, финансовым органам и казначейству контролировать будущее расходование бюджетных средств.

Рис. 16.2. Учетные этапы санкционирования расходов участников бюджетного процесса (I) и получателей субсидий (II)

Федеральное казначейство, реализуя политику усиления контроля за использованием бюджетных средств, применяет счета учета авансовых денежных обязательств в части кассового исполнения федерального бюджета с аналитическим кодом «4» в 23-м разряде.

Происходит централизация бухгалтерского учета государственного сектора. Начиная с 1 января 2018 г. ведение бухгалтерского учета будет постепенно передаваться в Федеральное казначейство и его специализированные организации, такие как Федеральное казенное учреждение «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» (ЦОКР). Среди целей деятельности ЦОКР — ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности на основании соглашений, заключенных с Казначейством России. К концу 2020 г. планируется постепенная передача учетных функций от главных распорядителей бюджетных средств и крупных федеральных казенных учреждений в подобные специализированные центры.

  • Пояснение термина «государственный сектор» см. в п. 1.3 учебника.
  • См: Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета дляорганизаций государственного сектора, утвержденная приказом Минфина Россииот 28.02.2018 № 36н.
  • См.: Единый план счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом МинфинаРоссии от 01.12.2010 № 157н.
  • См.: План счетов бюджетного учета, утвержденный приказом Минфина Россииот 06.12.2010 № 162н.
  • См.: План счетов казначейского учета, утвержденный приказом Минфина Россииот 30.11.2015 № 184н.
  • См.: План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденныйприказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н.
  • См.: План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденныйприказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н.

Организации бюджетной сферы в 2020 году вместе с уже действующими стандартами применяют ФСБУ:

  • «Запасы».
  • «Концессионные соглашения».
  • «Долгосрочные договоры».
  • «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах».
  • «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Сегодня главная цель бухгалтера — понять, как применять вновь вступившие в силу стандарты на практике. Мы все в процессе первого применения стандартов. Время многочисленных вопросов, трудностей перехода.

Об основных требованиях новых стандартов, как их применять рассказала эксперт Наталья Гусева на вебинаре в Контур.Школе «Федеральные стандарты учета и отчетности 2020 года. Практика применения в организациях бюджетной сферы». В этом отрывке из вебинара лектор рассказывает, как применять федеральный стандарт бухгалтерского учете «Резервы»:

Далее в статье подробно разберем стандарт «Запасы», поскольку он затрагивает бухгалтерский учет всех организаций бюджетной сферы.

Как применять федеральный стандарт бухгалтерского учета «Запасы»

Правила стандарта «Запасы» применяют при отражении видов запасов:

  • материальные запасы — на счете 105 00;
  • остатки незавершенного производства — на счете 109 00.
  • Незавершенное производство — это затраты на изготовление готовой продукции, которая не прошла всех стадий, предусмотренных технологическим процессом, затраты на объем не завершенных выполнением услуг, работ, этапов работ.
  • К незавершенному производству можно отнести товары, не прошедшие техническую приемку или необходимые испытания, законченные работы, услуги, которые еще не принял заказчик.
  • Незавершенное производство отражается в бухгалтерском учете по фактической себестоимости прямых и накладных затрат.

Сумма общехозяйственных расходов учреждения не включается в фактическую стоимость незавершенного производства. Это требование п. 28 СГС «Запасы».

Основные группы материальных запасов, согласно стандарту:

  • материалы;
  • готовая продукция, биологическая продукция;
  • товары;
  • иные материальные запасы — материальные ценности, приобретенные, созданные для выполнения полномочий по обеспечению техническими средствами реабилитации, лекарственными средствами, лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, иными материальными ценностями отдельных категорий граждан, организаций.

Стандарт «Запасы» не нужно применять:

  • при учете библиотечных фондов, финансовых инструментов, активов культурного наследия, незавершенного производства по договорам строительного подряда, если учреждение является подрядчиком;
  • при учете биологических активов — животных, растений, выращиваемых для получения биологической продукции.

Бухгалтеры должны понимать, что стандарт «Запасы» применяется к группам материальных запасов, которые уже были, но он объединяет эти группы, вводит новые понятия и правила учета.

Единицы бухгалтерского учета запасов

Теперь учреждение должно самостоятельно выбрать и утвердить единицы бухгалтерского учета запасов для того, чтобы формировать достоверную информацию и обеспечить контроль за их сохранностью и движением. Напомним, учитывать запасы можно:

  • в номенклатурных, реестровых единицах;
  • партиями, однородными (реестровыми) группами запасов.

Бесплатные вебинары в Контур.Школе Изменения в учете. Практические ситуации. Судебная практика. Расписание вебинаров

Партиями можно учитывать однородные товары, поступившие от одного поставщика по одному документу или по нескольким документам, но одновременно. Товары, поступившие от одного поставщика одним видом транспорта, — это тоже партия.

Выбор единицы бухгалтерского учета зависит от характера запасов, порядка их приобретения и использования. Например, при ремонте учреждение может учитывать цемент по тоннам, кирпич — по штукам, а линолеум, обои, краску — по партиям.

Важно утвердить эти единицы учета в учетной политике.

Выбор единицы учета. Советы бухгалтерам

Комментирует Наталия Гусева, аудитор, эксперт в области учета, финансов и проверок в бюджетном секторе, ведущая вебинара «Федеральные стандарты учета и отчетности 2020 года. Практика применения в организациях бюджетной сферы»:

«По сути, бухгалтеры всегда работали с единицами: тонны, метры. Сейчас есть такое понятие «выбор единицы учета». Это вы принимаете решение, исходя из характеров запасов.

  • При принятии запасов к учету субъект учета самостоятельно выбирает единицу из бухгалтерского учета в рамках формирования учетной политики. Выбор единицы учета зависит от характера запасов, порядка их приобретения или использования.
  • В партиях учитывайте однородные товары, которые поступили от одного поставщика (по одному документу, по нескольким документам, но одновременно, одним видом транспорта).
  • Также партию применяйте при массовых продажах товаров. Такая единица поможет отследить срок годности запасов. Применяйте ее для учета питания, медикаментов. Эта система позволит оптимально вести учет».

Резерв под снижение стоимости

ФСБУ «Запасы» ввел понятие «резерв под снижение стоимости материальных запасов»:

  • резерв формируется, если организация бюджетной сферы реализует товары по цене ниже балансовой стоимости или безвозмездно.

На каждую отчетную дату балансовую стоимость материальных запасов, предназначенных для реализации безвозмездно или за плату по незначимым ценам по сравнению с рыночными, нужно сравнивать с нормативно-плановой стоимостью для целей реализации, установленной на соответствующий отчетный период.

Наталия Гусева рекомендует: «Посмотрите свою учетную политику. Учреждения формируют резерв под снижение стоимости материальных запасов, если у вас есть категории «Товары», «Готовая продукция, биологическая продукция. С точки зрения практики — это удобно, так как будет отражать те факты, которые происходят у вас в хозяйственной сфере».

Резерв под снижение стоимости относится на финансовый результат текущего отчетного года. Создавать резерв под снижение стоимости материальных запасов нужно в разрезе номенклатурных единиц, партий, однородных групп материальных запасов, которые вы закрепили в учетной политике.

Порядок создания резерва также закрепите в своей учетной политике. Продумайте и пропишите в ней дату признания обязательства в учете, периодичность сравнения балансовой стоимости материальных запасов с ценой их продажи.

Учет отдельных категорий материальных запасов — ценных подарков и сувениров

«Хочу обратить внимание на сувенирную продукцию. Раньше мы ее сразу списывали. Теперь организации бюджетной сферы, приобретая призы, знамена, кубки для награждения, ценные подарки, сувениры и другие материальные ценности для дарения, отражают их на счете 0 105 36 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения».

С момента выдачи их со склада сотруднику учреждения, ответственному за организацию торжественного мероприятия, ценные подарки, сувениры нужно отразить на забалансовом счете 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры».

Ответственный за мероприятие сотрудник должен оформить документ, подтверждающий факт вручения ценного подарка, кубка или сувенира:

  • таким документом может быть акт о вручении. Форма акта и порядок его оформления закрепляются в рамках формирования учетной политики субъекта учета.

Акт о вручении ценных подарков должен содержать все необходимые реквизиты. Минфин допускает, что подписи лиц, которым вручаются ценные подарки и сувениры, в акте могут отсутствовать. Акт о вручении документально подтверждает выдачу ценных подарков и сувенирной продукции и является основанием для списания их стоимости на расходы текущего финансового периода в Дт 0 401 20 272 «Расходы материальных запасов текущего финансового года» (Письмо Минфина России от 26.04.2019 № 02-07-07/31230).

Запись в бухгалтерском учете:

  • Дт 0 401 20 272 Кт 0 105 36 449

Бывают ситуации, когда ответственный за мероприятие сотрудник одновременно приносит в бухгалтерию документы, подтверждающие приобретение ценных подарков, и акт, подтверждающий их вручение. На забалансовом счете 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» информацию о таких материальных ценностях отражать не нужно. В этом случае стоимость подарков, сувенирной продукции по факту поступления сразу списывается на расходы текущего финансового периода, в дебет счета 040120272 «Расходы материальных запасов текущего финансового года».

Более полную актуальную информацию об учете нефинансовых активов материальных запасов вы найдете в материалах онлайн-курсов Контур.Школы:

  • Бухгалтер организации бюджетной сферы. Повышение квалификации по профстандарту «Бухгалтер» (код А).
  • Главный бухгалтер организации бюджетной сферы. Профессиональная переподготовка по профстандарту «Бухгалтер» (код А,В,С).

Федеральное законодательство, определяющее особенности положения организаций государственного сектора, стремительно меняется. Так, в 2014 году вступили в силу поправки в Бюджетный кодекс РФ, ГК РФ, Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и многие другие нормативные акты. Данные изменения обусловили необходимость существенной переработки Инструкции по применению Единого плана счетов (далее – Инструкция). Соответствующие поправки в Инструкцию вступили в силу с 16 ноября (приказ Минфина России от 29 августа 2014 г. № 89н). Кроме того, на подходе новые редакции Инструкций по применению Планов счетов бухгалтерского учета казенных, бюджетных и автономных учреждений. Не заставят долго ждать и изменения правил формирования бухгалтерской (бюджетной) отчетности.

Существует и другой, не менее важный фактор, обусловивший необходимость перемен. Дело в том, что применение новых учетных приемов и принципов все больше сближает наши правила учета в госсекторе с Международными стандартами финансовой отчетности для общественного сектора (МСФО ОС). В ближайшем будущем эта работа будет продолжена специалистами Минфина России на плановой основе – постепенно будут разрабатываться и утверждаться различные Федеральные стандарты учета и отчетности для госсектора («Основные средства», «Аренда», «Обесценение активов» и т.д.) и одновременно будут корректироваться положения Инструкций по применению Планов счетов.

На какие принципиально новые учетные приемы и принципы следует обратить внимание в первую очередь? Как реализовать эти приемы и принципы на практике? Постараемся кратко остановиться на ключевых моментах.

Сроки перехода на ведение учета по новой редакции Инструкции

Минфин России пояснил, что этот срок должен быть определен учетной политикой организации госсектора (приказ Минфина России от 29 августа 2014 г. № 89н). Однако есть ключевое требование: «исходящие» остатки бухгалтерской (бюджетной) отчетности на 31 декабря 2014 года должны быть сформированы уже с учетом новых правил. Кроме того, ни в активе, ни в пассиве Баланса не должно остаться «отрицательных» остатков – сальдо по всем счетам расчетов по состоянию на конец отчетного периода должно быть «развернуто». Например, при наличии дебиторской задолженности по налогам ее необходимо будет отразить в активе баланса, а не в пассиве со знаком «минус»

Таким образом, со дня вступления в силу новой редакции Инструкции, то есть с 16 ноября, организации госсектора могут проводить работу по переходу на новые стандарты учета.

Организация перехода на новые правила

Начинать применение новых положений Инструкции и переносить остатки желательно по итогам инвентаризации. Применение такого подхода позволит включить в бухгалтерскую отчетность за 2014 год всю существенную информацию, а также минимизировать риск включения в отчетность недостоверной информации.

Отражение переноса остатков в учете операций по переносу остатков и другим корректировкам необходимо будет оформить Справкой (ф. 0504833).

БЛАНКИ

Справка (ф. 0504833)

Другие бланки

В учетных регистрах эту справку можно провести датой, определенной учетной политикой организации, – в данном случае отражение переноса остатков в «межотчетном периоде» не планируется. Корректировать обороты на счетах учета расчетов в части законченных расчетов не нужно. Перенос остатков между счетами учета расчетов может отражаться «прямыми» проводками – применение каких-либо «промежуточных» (вспомогательных) счетов не предполагается.

Обратите внимание: в ближайшее время ожидается выход Методических указаний по переходу на новые положения Инструкции, утвержденных Минфином России.

«Граница ответственности» бухгалтера

В развитие новой редакции ч. 1, ч. 3 ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете» в п. 3 Инструкции включена норма, разграничивающая внутренний финансовый контроль, осуществляемый в госучреждении, на две составляющих.

Первая составляющая – это внутренний контроль фактов хозяйственной жизни (ч. 1 ст. 19 Закона «О бухгалтерском учете»). В рамках данного контроля проверяется, имел ли место тот или иной факт хозяйственной жизни, указанный в первичном документе. Ответственность за достоверность указанных в первичных документах сведений несут лица, подписывающие эти документы.

Вторая составляющая – это внутренний контроль бухгалтерского учета и бухгалтерских документов. Бухгалтер регистрирует данные первичных документов в учетных регистрах лишь по результатам внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни. При этом он несет ответственность за осуществление «входного внутреннего контроля» поступающих первичных документов. Так, бухгалтерскими работниками должна быть проведена проверка, в частности:

  • наличия всех обязательных реквизитов (включая подписи ответственных лиц);
  • обоснованности применения той или иной формы первичного документа;
  • соответствия данных первичного документа данным иных документов, ранее представленных в бухгалтерскую службу;
  • соблюдения при оформлении документов иных требований законодательства (например, об обязательном применении контрольно-кассовой техники или бланков строгой отчетности).

Приведенные выше правила должны быть взяты за основу при разработке в организации госсектора системы внутреннего контроля и составлении соответствующих локальных актов. При этом надо понимать, что в ближайшее время органы государственного (муниципального) финансового контроля будут уделять все большее внимание анализу системы внутреннего контроля в проверяемых организациях и планировать контрольные мероприятия с учетом результатов такого анализа.

Существенность – ключевое требование к данным бухгалтерской отчетности в госсекторе

Вся информация, которая может повлиять на решения учредителей организации госсектора, должна быть включена в бухгалтерскую отчетность за соответствующий период. В результате поправок в распоряжение бухгалтера поступает несколько инструментов, позволяющих выполнить данное требование:

1

Согласно положениям учетной политики все документы, датированные отчетным годом, но поступившие в организацию в следующем финансовом году до подписания годовой отчетности, могут отражаться в учете 31 декабря отчетного года.

2

В годовой отчетности может быть отражено формирование резерва по отсутствующим на отчетную дату документам (в этом случае расходы по соответствующим документам, датированным отчетным годом, отражаются по дебету нового счета 401 60 «Резервы предстоящих расходов» в текущем году).

3

События, наступившие после отчетной даты до подписания годовой отчетности (подтверждаемые документами, датированными текущим годом), могут быть отражены 31 декабря отчетного года на основании Справки (ф. 0504833). К таким событиям, относится, например, регистрация в текущем году права оперативного управления на объекты недвижимости, полученные (введенные в эксплуатацию) в прошлом году.

Есть и «оборотная» сторона существенности – учетной политикой организации госсектора не должны предусматриваться избыточные требования по детализации учетных данных. Иными словами, польза, извлекаемая из формируемой в бухгалтерском учете информации, должна быть сопоставима с затратами на ее подготовку.

Новый объект учета: отложенные обязательства

По обязательствам с не определенной величиной и (или) временем исполнения в организациях госсектора теперь могут создаваться резервы. Создание резерва подлежит отражению по кредиту счета 401 60, а начисление расходов за счет резерва – по дебету данного счета. Одновременно с отражением суммы созданных резервов на балансовых счетах сумма отложенных обязательств учитывается на счетах санкционирования расходов. Для этого предусмотрены новые счета, позволяющие отразить в учете в оценочном (расчетном) значении принятое обязательство, период исполнения которого на день отражения в учете определить не представляется возможным: 500 90 «Санкционирование на иные очередные годы (за пределами планового периода)» и 502 09 «Отложенные обязательства».

Отражение в учете и отчетности отложенных обязательств позволяет решить две задачи. Во-первых, себестоимость товаров (работ, услуг) и финансовый результат будут формироваться более корректно. Во-вторых, будет формироваться достоверная информация об объеме отложенных обязательств. Ранее отчетность организаций госсектора попросту не содержала подобных данных.

Теперь же учредители организаций госсектора и руководители учреждений могут планировать финансово-хозяйственную деятельность с учетом нового объема данных – с 2015 года такая информация будет учитываться при формировании Отчетов (ф.ф. 503128, 0503738).

БЛАНКИ

Отчет о принятых бюджетных обязательствах (ф. 503128)

Отчет об обязательствах, принятых учреждением (ф. 0503738)

Другие бланки

Вместе с тем важно понимать: в настоящее время не существует жесткого требования, согласно которому кредитовый остаток по счету 401 60 должен быть обеспечен денежными средствами на лицевом счете или в кассе организации госсектора.

Существует объективная проблема: согласно новой редакции Инструкции резервы отражаются в учете и отчетности в составе финансового результата. Такое решение не совсем корректно и не вполне удобно, поэтому в перспективе весьма вероятно введение в Бухгалтерский баланс отдельной обособленной строки для отражения отложенных обязательств.

На первом этапе работы по применению новых учетных стандартов в учреждениях могут быть сформированы резервы по расходам на предстоящую оплату отпусков, на оплату обязательств по судебным решениям не в пользу организации, на покрытие обязательств, которые возникнут в связи с планируемой реорганизацией. Порядок формирования резервов, установленный в учетной политике, должен будет уточняться организациями по мере принятия соответствующих федеральных стандартов и методических рекомендаций Минфина России.

Учетная политика – основной документ бухгалтера

Сближение российских стандартов учета и отчетности в госсекторе с международными неизбежно приводит к возрастанию роли учетной политики. Все больше и больше учетных решений организации госсектора должны принимать самостоятельно, без участия учредителя.

Новые положения Инструкции «отдают» на уровень субъекта учета право определить порядок и случаи формирования резервов и отражения в учете событий после отчетной даты; дополнительные формы учетных регистров (с учетом перечня обязательных реквизитов), порядок проведения инвентаризации; перечень бланков строгой отчетности;, а также особенности организации и ведения учета при осуществлении бюджетными (автономными) учреждениями бюджетных инвестиций и (или) при исполнении публичных обязательств перед физическими лицами.

В нынешней редакции Инструкции отсутствует понятие «рыночная стоимость имущества» – оно заменено на «оценочную стоимость имущества». Дело в том, что профильная комиссия учреждения не обладает специальными знаниями, позволяющими ей обоснованно определить рыночную стоимость имущества. В то же время специалисты комиссии в состоянии определить эту стоимость в целях ведения бухгалтерского учета. При этом может использоваться опыт определения начальной (максимальной) цены контракта при организации госзакупок (Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Именно по оценочной стоимости теперь должно отражаться имущество, поступившее от негосударственных организаций и физических лиц, приходуемое в качестве излишков или поступающее от разукомплектации (частичной ликвидации, разборки, утилизации) различных объектов имущества.

Из Инструкций по применению Планов счетов казенных, бюджетных и автономных учреждений в ближайшее время планируется убрать нормы, «привязывающие» к определенным операциям закрытый перечень первичных документов, которыми эти операции оформляются. Такое решение позволит исключить разногласия учреждений с органами финансового контроля по поводу порядка применения форм документов. Данный вопрос в ближайшее время будет полностью регулироваться положениями учетной политики, разрабатываемыми с учетом требований приказа Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н. При этом перечень хозяйственных операций с соответствующими корреспонденциями и документами-основаниями финансовое ведомство планирует утвердить в виде методических рекомендаций.

Приоритет – электронным регистрам

Новая редакция Инструкции содержит требование, согласно которому формирование регистров бухгалтерского учета должно осуществляться в форме электронного регистра. И только при отсутствии технической возможности учетные регистры могут формироваться на бумажных носителях. Таким образом Минфин России задает направление движения – во всех организациях госсектора должна проводиться работа по постепенному переходу на формирование электронных учетных регистров. При этом учетной политикой обязательно должен быть предусмотрен порядок создания резервных баз данных электронных документов и хранения этих баз.

Имущество и актив – не равнозначные понятия

По различным причинам имущество, числящееся на балансе, может быть признано непригодным для использования в деятельности организации (с целью выполнения задания и (или) получения доходов). Такое имущество уже не отвечает понятию «актив», однако оформление его списания может занять достаточно значительный промежуток времени. По новым правилам в подобных ситуациях профильная комиссия учреждения может оформлять Акт о выводе имущества из эксплуатации. Выведенное из эксплуатации имущество до утверждения Акта о списании и окончания демонтажа (утилизации) учитывается за балансом на счете 02 «Материальные ценности, принятые (принимаемые) на хранение».

Другое существенное нововведение – возможность учета материальных ценностей, выданных в личное пользование сотрудникам, на новом забалансовом счете 27. Речь идет прежде всего об имуществе, вверенном работникам по разовым документам и подлежащем списанию с балансового учета (форменной одежде и иных материальных запасах, основных средствах стоимостью до 3 тыс. руб. включительно). В случае недостачи этого имущества работники несут полную материальную ответственность (п. 2 ч. 1 ст. 243 ТК РФ). Что касается основных средств стоимостью более 3 тыс. руб., то их передача в личное пользование сотрудникам по-прежнему должна отражаться в балансовом учете путем внутреннего перемещения между аналитическими балансовыми счетами.

Земельные участки, закрепленные за организациями госсектора на праве постоянного (бессрочного) пользования, долгое время учитывались на счете 01 «Имущество, полученное в пользование». Такое требование затрудняло органам статистики работу по формированию отчетности по статистике госфинансов в соответствии с международными стандартами. Согласно новым положениям Инструкции земельные участки должны быть учтены на счете 103 00 «Непроизведенные активы» по кадастровой стоимости.

Принимаемые обязательства и госзакупки

Оценка эффективности функционирования новой контрактной системы в сфере госзакупок отныне будет осуществляться в том числе и с использованием данных бухгалтерского учета. С этой целью План счетов дополнен счетом 502 07 «Принимаемые обязательства», с помощью которого в учете на дату размещения извещения о закупке будут «блокироваться» лимиты бюджетных обязательств (плановые назначения) в сумме начальной (максимальной) цены контракта. После заключения контракта суммы, ранее учтенные по кредиту счета 502.07, будут списываться в дебет этого счета. При этом сумма достигнутой экономии будет отражаться в учете и отчетности (начиная с отчетности за 2015 год) обособленно.

Применение счета 502 07 предусмотрено только в отношении конкурентных способов закупок и не распространяется на закупки у единственного поставщика. Информация о принимаемых обязательствах и экономии, достигнутой за счет применения конкурентных способов закупок, с 2015 года будет отражаться в Отчетах (ф.ф. 503128, 0503738).

КОСГУ: только для целей бухгалтерского учета

Согласно новой редакции Бюджетного кодекса РФ при составлении и исполнении бюджета на 2016 год КОСГУ применяться не будет. Планируется использование КОСГУ только в целях ведения бухгалтерского учета. Таким образом, уже в 2016 году возникнет вопрос об обоснованности привлечения к ответственности за нецелевое использование бюджетных средств с учетом описания статей (подстатей) КОСГУ. Одновременно ставится задача по детализации КОСГУ в целях ведения аналитического учета. Например, в рамках кода КОСГУ 180 «Прочие доходы» могут обособленно кодироваться гранты, пожертвования и т.д.

Стоимость активов: как увеличить и что это даст

Многие новые учетные решения, предусмотренные Инструкцией, помимо сближения с международными стандартами призваны решить существующие острые проблемы организаций госсектора. Так, например, новые положения Инструкции позволяют увеличить стоимость активов, отраженных в балансе бюджетных и автономных учреждений – с помощью новых оснований отражения доходов будущих периодов, а также отражения в отчетности развернутого сальдо по счетам 205, 208, 209, 303. Такое увеличение позволит, в свою очередь:

  • существенно повысить значение показателя, при превышении которого сделка признается крупной;
  • успешно проходить контроль кредитных организаций при рассмотрении ими заявок о предоставлении кредитов и иных банковских услуг;
  • выполнять условие о наличии имущества, необходимого для осуществления приносящей доход деятельности (п. 5 ст. 50 ГК РФ).

СЗВ-стаж: новая отчетность в ПФР для всех работодателей

Этот отчет работодатели в 2018 году будут сдавать впервые.

СЗВ-стаж вместе с приложением ОДВ-1 сдается один раз в год, в срок до 1 марта. При этом не имеет значения, были ли в адрес работников какие-либо выплаты.

Как и другие отчеты для работодателей, СЗВ-стаж можно сдавать только в электронной форме, если сведения подаются на 25 и более человек.

Отдельно новую форму нужно сдавать при увольнении сотрудника на пенсию.

Подробнее о новом отчете мы рассказали в этом материале.

Новое в 6-НДФЛ

С 2018 года действует новая форма отчета. Она утверждена Приказом от 17.01.2018 № ММВ-7-11/18 ФНС РФ. Причем уже за 2017 год нужно отчитаться на новом бланке.

В 6-НДФЛ изменения, в первую очередь, касаются предприятий, возникших в процессе реорганизации. Для них на титульном листе введены дополнительные строки.

Также дополнена таблица кодов места представления расчета и поменялся формат представления отчета в электронном виде.

Расчет 6-НДФЛ был введен 2 года назад, но до сих пор вызывает много вопросов. В этой статье мы подробно расписали, как его заполнять и что нужно учитывать.

Новое в 2-НДФЛ

Приказом ФНС России № ММВ-7-11/19 от 17 января 2018 г. внесены изменения в форму и порядок заполнения 2-НДФЛ.

Часть изменений также касается фирм, образованных в результате реорганизации. В титульную часть отчета добавили строки «Форма реорганизации/ликвидации» и «ИНН/КПП реорганизованной организации». Поправки внесены в связи с введением в п. 5 ст. 230 Налогового кодекса РФ нового порядка сдачи отчетности в случае реорганизации налогового агента.

Новый отчет больше не содержит данных об адресе проживания гражданина, на которого составлена справка.

Также появились новые коды вычетов, которые нужно учитывать при заполнении справки.

СЗВ-М: изменений в 2018 году нет

По-прежнему используется бланк, утвержденный постановлением Правления ПФР от 1 февраля 2016 г. № 83п.

В порядке заполнения ничего нового тоже не придумали.

Отчётность 4-ФСС в 2018 году: новая форма

Приказом соцстраха от 7 июня 2017 г. № 275 внесены изменения в расчет и порядок заполнения. Изменения начали действовать уже в 2017 году.

На титульном листе появилось новое поле для бюджетных организаций.

Новые строки в таблице 2 касаются реорганизованных предприятий и фирм, которые сняли с учета обособленное подразделение. Все остальные, кого эти новшества не касаются, в новых полях ставят прочерки.

Отчет о среднесписочной численности

С 2018 года численность рассчитывается по новым правилам. Изменения внесены приказом от 22.11.2017 № 772.

Если сотрудница находится в отпуске по уходу за ребенком, и при этом работает неполный день или на дому с сохранением пособия, ее нужно включить в отчет.

Также в среднюю численность включают работников без гражданства, которые трудятся по договорам ГПХ.

Расчет по страховым взносам

ФНС разработала изменения в форму, которые должны начать действовать с отчетности за первый квартал 2018 года.

Из отчета убрали сведения об использовании пониженных тарифов, которые действовали до 2018 года, а также ввели новые поля.

Согласно поправкам, внесенным в 2 п. 7 ст. 431 Налогового кодекса РФ, с 1 января 2018 года расширен перечень оснований для отказа в приеме РСВ. Расчет считается непредставленным, если:

  • в разделе 3 есть ошибки в каждом из показателей;
  • суммы одноименных показателей заполненных разделов 3 не соотносятся с этими же показателями по страхователю в целом;
  • в разделе 3 содержатся недостоверные персональные данные сотрудников.

В связи с поправками разработана новая методика проверки. Ее можно найти в письме № ГД-4-11/27043 от 29 декабря 2017 г.

Другие изменения, касающиеся работодателей

1) Расширен список договоров, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы. В список добавлены выплаты по договорам об отчуждении исключительных прав и по лицензионным договорам в отношении практически любых результатов интеллектуальной деятельности, в том числе программ для ЭВМ;

2) Изменились предельные величины баз для начисления страховых взносов:

  • для пенсионного страхования в 2018 году лимит 1 021 000 рублей. По достижении этого предела ставка уменьшается до 10%;
  • для социального страхования лимит 815 000 рублей. На доходы сверх этого лимита страховка не начисляется.

3) В перечень лиц, имеющих право применять пониженные страховые взносы, добавлены организации – резиденты особой экономической зоны в Калининградской области.

Все перечисленные отчеты вы можете заполнять с помощью интернет-бухгалтерии «Моё дело». Электронный мастер отчетов будет сопровождать каждый шаг, давать подсказки и сообщать об ошибках.

Став пользователем сервиса, вы избавите себя от необходимости штудировать интернет в поисках изменений законодательства.

Новые версии отчетности в ПФР, ФНС, ФСС сразу загружаются в сервис, и вы можете быть уверены, что заполняете отче на актуальном бланке в соответствии с действующими требованиями.

О важных изменениях вы будете узнавать из нашей новостной рассылки, а о сроках платежей и сдачи отчетности вам напомнит персональный налоговый календарь.

Если же у вас возникнут трудности, консалтинговая служба сервиса «Моё дело» даст развернутый ответ на любой вопрос в течение суток.

В избранное Нажмите Ctrl+D чтобы добавить страницу в избранное 0 нравится Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *