Сельское хозяйство бухгалтерский учет и налогообложение

В настоящее время особое внимание уделяется ведению бухгалтерского учета на сельскохозяйственных предприятиях. Это связано с тем, что россияне все большее предпочтение стали отдавать отечественной продукции, и, как следствие, сельскохозяйственные предприятия стали выходить из тяжелого пост-перестроечного состояния. Также стали создаваться новые организации. В этих условиях не так легко найти бухгалтера, знающего особенности ведения учета на сельскохозяйственном предприятии. Данное учебное пособие призвано устранить этот недостаток. Основное преимущество этого труда состоит в том, что в нем достаточно доступным языком изложены не только все основы и особенности ведения учета на сельскохозяйственных предприятиях, но и рассмотрена автоматизация учета, порядок и методика закрытия счетов в конце года и формирования отчетности. Отдельное внимание уделено анализу финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий и вопросам налогообложения. В работе были использованы последние нормативные документы по учету и налогообложению, а также основные методические указания, рекомендованные Министерством сельского хозяйства РФ. В приложении представлены все новые формы типовой и специализированной бухгалтерской отчетности, а также книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Работа состоит из 20 глав. Глава 1. Основы бухгалтерского учета на сельскохозяйственных предприятиях. Рассмотрены сущность бухгалтерского учета; финансовый и управленческий учет; документирование хозяйственных операций и регистрах бухгалтерского учета; формы бухгалтерского учета; план счетов бухгалтерского учета; организация бухгалтерского учета на сельскохозяйственном предприятии и пользователи бухгалтерской информации; основы нормативного регулирования бухгалтерского учета; особенности бухгалтерского учета на сельскохозяйственных предприятиях. Глава 2. Учетная политика. Представлено обоснование учетной политики; выбор способов ведения бухгалтерского учета; рабочий план счетов; формы первичных документов, по которым не предусмотрены типовые формы, формы внутренней бухгалтерской отчетности; правила документооборота; порядок проведения инвентаризации Глава 3. Учет нематериальных активов. Установлено понятие, оценка и принятие к учету нематериальных активов; учет поступления нематериальных активов; учет амортизации нематериальных активов; учет списания нематериальных активов; деловая репутация и организационные расходы организации; типовые корреспонденции счетов по учету нематериальных активов. Глава 4. Учет основных средств. Определено понятие и классификация основных средств; порядок оценки объектов основных средств при поступлении на предприятие; документальное отражение и инвентарный учет операций с основными средствами; синтетический учет операций с основными средствами; восстановление основных средств; амортизация основных средств; выбытие и порядок списания основных средств; инвентаризация основных средств; учет объектов основных средств при арендных отношениях и при отношениях лизинга (доходных вложениях в материальные ценности); типовые корреспонденции счетов по учету основных средств. Глава 5. Учет вложений во внеоборотные активы. Рассмотрено понятие и классификация вложений во внеоборотные активы; синтетический и аналитический учет операций по поступлению основных фондов; поступление основных фондов в счет вклада в уставный (складочный) капитал; учет поступления внеоборотных активов путем их приобрете¬ния за плату; приобретение объектов внеоборотных активов в обмен на другое имущество и их безвозмездное поступление; отражение в учете операций по поступлению объектов основных средств при подрядном и хозяйственном способах производства строительно – монтажных работ; отражение в учете капитальных вложений по формированию основного стада; отражение в бухгалтерском учете операции по закладке и выращиванию многолетних насаждений; учет оборудования к установке; типовые корреспонденции счетов по учету вложений во внеоборотные активы. Глава 6. Учет материальных ценностей. Установлена сущность «материально-производственных запасов» в сельском хозяйстве; рассмотрено оформление операций по поступлению материалов; учет отпуска материалов на производство и другие цели, контроль за их использованием; внутренние перемещения и выбытие материалов; синтетический учет материалов; аналитический учет движения материалов; особенности учета инвентаря и хозяйственных принадлежностей; экономическое содержание информации, отражаемой на счете 11 «Животные на выращивании и откорме»; документальное отражение животных на выращивании и откорме; учет и оценка молодняка животных; порядок синтетического учета животных на выращивании и откорме; порядок применения счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценно¬стей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»; типовые корреспонденции счетов по учету материальных ценностей. Глава 7. Учет затрат на производство. Определено понятие учетной категории «затраты на производство»; классификация затрат на производство в сельском хозяйстве; учет производственного процесса; учет производственных затрат в растениеводстве; учет производственных затрат в животноводстве; учет прямых и распределение косвенных затрат; учет затрат промышленного производства; учет полуфабрикатов, затрат в обслуживающих и вспомогательных производствах, брака в производстве; изучены типовые корреспонденции счетов по учету затрат на производство. Глава 8. Учет готовой продукции. Рассмотрена готовая продукция сельского хозяйства и направления ее использования; первичный учет поступления и выбытия продукции растениеводства; первичный учет поступления и выбытия продукции животноводства; первичный учет поступления и выбытия продукции промышленных производств и хозяйств; синтетический и аналитический учет готовой продукции; типовые корреспонденции счетов по учету готовой продукции. Глава 9. Учет денежных средств. Дано описание учета кассовых операций; учета денежных средств на расчетном счете; порядка открытия расчетного счета; учета денежных средств на валютных и специальных счетах, а также переводов в пути; типовых корреспонденций счетов по учету денежных средств. Глава 10. Учет финансовых вложений. Установлено экономическое содержание понятия «финансовые вложения» и рассмотрены их виды; изучен учет паев и акций; учет долговых ценных бумаг; учет предоставленных займов; учет вкладов по договору простого товарищества; отражение операций по финансовым вложениям в регистрах бухгалтерского учета; представлены типовые корреспонденции счетов по учету финансовых вложений. Глава 11. Учет расчетов. Определено понятие учета расчетов; рассмотрены расчеты с поставщиками и подрядчиками; расчеты с покупателями и заказчиками; расчеты по кредитам и займам; расчеты по налогам и сборам, по социальному страхованию и обеспечению; расчеты с разными дебиторами и кредиторами; учет внутрихозяйственных расчетов; типовые корреспонденции счетов по учету расчетов. Глава 12. Учет экспортно-импортных операций. Рассмотрен учет экспортных операций с выделением учета экспортных операций по прямому контракту между российским поставщиком и иностранным покупателем; реализации экспортной продукции по договору комиссии с российским посредником; изучен учет импортных операций с выделением учета импортных операций по прямому контракту между российским покупателем и иностранным поставщиком импортных товаров; учета приобретения импортных товаров по договору комиссии с российским посредником; типовые корреспонденции счетов по учету экспортно-импортных операций Глава 13. Учет оплаты труда. Установлена классификация работников; виды, формы и системы оплаты труда; виды норм труда; первичный учет затрат труда в растениеводстве; первичный учет затрат труда в животноводстве; первичный учет затрат труда инженерно-технических работников (ИТР); первичный учет затрат труда в прочих производствах; оплата за неотработанное время; обобщение и группировка данных по учету труда; удержания из заработной платы; синтетический и аналитический учет расчетов по оплате труда; ответственность работодателей за задержку выплаты заработной платы; натуральная оплата труда на сельскохозяйственных предприятиях; типовые корреспонденции счетов по учету оплаты труда. Глава 14. Учет капитала, резервов, целевого финансирования. Определено понятие учетной категории «капитал»; рассмотрен учет формирования уставного капитала; особенности формирования и учета складочного капитала и паевого фонда; особенности формирования и учета уставного фонда государственных и муниципальных унитарных предприятий; учет резервного капитала; учет добавочного капитала; учет нераспределенной прибыли (непо¬крытого убытка); аналитический учет по счетам капитала; формирование и учет резервов: под снижение под снижение стоимости материальных запасов, под обесценение вложений в ценные бума¬ги, резервов по сомнительным долгам, резервов предстоящих расходов; учет государственной поддержки и целевого финансирования; типовые корреспонденции счетов по учету капитала, резервов, целевого финансирования. Глава 15. Учет доходов, расходов и формирование финансовых результатов. Рассмотрено понятие доходов и их классификация; понятие расходов и их классификации; порядок учета доходов и расходов от основного вида деятельности; порядок учета прочих доходов и расходов; понятие финансовых результатов и порядок их отражения в учете; отражение в учетных регистрах доходов, расходов и финансовых результатов на сельскохозяйственных предприятиях; типовые корреспонденции счетов по учету доходов, расходов и формирования финансовых результатов. Глава 16. Автоматизированный бухгалтерский учет для сельскохозяйственных предприятий. Приведены общие сведения о программе 1С: Предприятие 7.7; рассмотрено начало работы с программой; заполнение справочников; заполнение справочника «Типовые хозяйственные операции»; план счетов; ввод остатков по счетам; оформление документов для ведения учета; отчеты. Глава 17. Порядок закрытия счетов в конце отчетного года. Установлена необходимость и последовательность закрытия счетов в конце отчетного года; порядок закрытия счета 23 «Вспомогательные производства»; порядок закрытия счетов 97 «Расходы будущих периодов», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы»; порядок закрытия счета 20 «Основное производство»; порядок закрытия счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки». Глава 18. Отчетность сельскохозяйственных предприятий. Дано определение понятия отчетности и приведены требования, предъявляемые к ней; виды и формы отчетности; типовые формы годовой бухгалтерской отчетности; специализированные формы бухгалтерской отчетности сельскохозяйственных предприятий; понятие консолидированной и сводной бухгалтерской отчетности; порядок составления и сроки бухгалтерской отчетности. Глава 19. Анализ финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий. Очерчен круг целей и задач анализа финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий; рассмотрен анализ использования земельных ресурсов; анализ обеспеченности основными средствами производства и эффективности их использования; анализ трудовых ресурсов; анализ производства на сельскохозяйственных предприятиях; анализ себестоимости, рентабельности и финансовых результатов на сельскохозяйственных предприятиях; анализ финансового состояния сельскохозяйственных предприятий. Глава 20. Налогообложение. Рассмотрены особенности налогового учета в сельском хозяйстве; единый сельскохозяйственный налог; прочие налоги и сборы, уплачиваемые сельскохозяйственными организациями; упрощенная система налогообложения.

Порядок уплаты налогов зависит от того, в какой форме крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) ведет деятельность. Члены КФХ могут зарегистрировать организацию, а могут этого и не делать – просто заключить соглашение о создании КФХ. В последнем случае достаточно, чтобы глава КФХ зарегистрировался как предприниматель.

Все это следует из пункта 1 статьи 86.1 и пункта 5 статьи 23 Гражданского кодекса РФ.

Налогообложение КФХ, зарегистрированного как организация

Если КФХ зарегистрировано как организация, оно может применять:

  • общую систему налогообложения;
  • упрощенку;
  • ЕСХН.

Это следует из норм глав 25, 26.1 и 26.2 Налогового кодекса РФ.

ОСНО

При общей системе налогообложения КФХ уплачивает:

  • НДС;
  • налог на имущество (при наличии облагаемых объектов);
  • земельный налог (при наличии облагаемых объектов и если в местности, в которой осуществляет деятельность КФХ, для него нет льгот по этому налогу);
  • транспортный налог (при наличии облагаемых объектов);
  • НДФЛ (как налоговый агент).

Что касается налога на прибыль, то КФХ от него не освобождены (ст. 246 НК РФ). Однако при соблюдении определенных условий этот налог им платить не придется. В частности, для сельхозтоваропроизводителей, которые не перешли на ЕСХН, установлена пониженная ставка – 0 процентов. Эту ставку можно применять по деятельности, связанной с реализацией произведенной сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции. Такие правила установлены в пункте 1.3 статьи 284 Налогового кодекса РФ.

Порядок уплаты НДФЛ тоже имеет некоторые особенности.

Так, с доходов, полученных членами КФХ (включая его главу) от производства (переработки) и реализации сельхозпродукции, в течение пяти лет, считая с года регистрации КФХ, НДФЛ платить не нужно. Такую льготу можно применять к доходам члена КФХ только в том случае, если он ею пользуется впервые и ранее не применял. Льгота положена по умолчанию, то есть писать в налоговую инспекцию каких-либо заявлений (уведомлений) не требуется.

По истечении пяти лет с этих доходов, а также изначально с других доходов членов КФХ и наемных сотрудников его глава платит НДФЛ как налоговый агент в общем порядке.

Такой вывод следует из статей 207 и 226, пункта 14 статьи 217 Налогового кодекса РФ.

Остальные налоги (НДС, налог на имущество, земельный и транспортный налоги) КФХ платит в общем порядке.

Это следует из статей 143, 226, 373, 357, пункта 2 статьи 387, пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ.

УСН

Если КФХ применяет упрощенку, то каких-либо особенностей его налогообложения на этом режиме нет. Поэтому налоги рассчитывайте в общем порядке.

Ситуация: может ли КФХ на упрощенке с объектом «доходы» уменьшить единый налог на всю сумму обязательных страховых взносов за главу и за всех членов КФХ без ограничения в 50 процентов?

Ответ: да может, но только в том случае, если КФХ не применяет наемный труд. Причем это касается как КФХ, зарегистрированного как организация, так и без регистрации юридического лица.

Независимо от того, в какой форме зарегистрировано КФХ – как организация или без образования таковой, страховые взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование платит всегда глава КФХ. И закон приравнивает его к индивидуальному предпринимателю.

Глава КФХ уплачивает обязательные страховые взносы за себя и членов хозяйства в фиксированном размере.

Такой порядок установлен в пункте 3 статьи 2 и пункте 2 статьи 14 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Основываясь на этих положениях, Минфин России в письме от 22 декабря 2014 г. № 03-11-06/2/66200 тоже для целей упрощенки приравнял КФХ к предпринимателям. То есть КФХ без наемного персонала уменьшить единый налог может на всю сумму страховых взносов, уплаченных за главу КФХ и его членов (абз. 3 подп. 3 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ). Ограничение в 50 процентов к ним не относится.

ЕСХН

Применяя ЕСХН, налоги уплачивайте в том же порядке, что и другие организации.

Налогообложение КФХ без регистрации организации

Если КФХ не зарегистрировано как организация, это значит, что его глава ведет деятельность как предприниматель. В этом случае он может применять:

  • общую систему налогообложения;
  • упрощенку;
  • ЕСХН.

Это следует из положений глав 25, 26.1 и 26.2 Налогового кодекса РФ.

Если глава КФХ применяет общую систему налогообложения, то он уплачивает:

  • НДФЛ;
  • НДС;
  • земельный налог, если в местности, в которой осуществляет деятельность КФХ, нет льгот по этому налогу;
  • транспортный налог.

Порядок уплаты НДФЛ имеет некоторые особенности.

НДФЛ с доходов членов КФХ

С доходов, полученных членами КФХ от производства (переработки) и реализации сельхозпродукции, в течение пяти лет, считая с года регистрации КФХ, НДФЛ платить не нужно. Такую льготу можно применять к доходам члена КФХ только в том случае, если он ею пользуется впервые и ранее не применял. Льгота положена по умолчанию, то есть писать в налоговую инспекцию каких-либо заявлений (уведомлений) не требуется.

По истечении пяти лет с этих доходов, а также изначально с других доходов членов КФХ его глава платит НДФЛ как налоговый агент в общем порядке.

Такой вывод следует из статей 207 и 226, пункта 14 статьи 217 Налогового кодекса РФ.

НДФЛ с доходов главы КФХ как предпринимателя

Поскольку глава КФХ является членом КФХ, то он тоже может использовать льготу по НДФЛ. То есть не платить этот налог с доходов от производства (переработки) и реализации сельхозпродукции в течение пяти лет, считая с года регистрации КФХ. Это возможно при условии, что такой льготой он пользуется впервые.

По истечении пяти лет глава КФХ платит НДФЛ с таких доходов в общем порядке, как и любой другой предприниматель.

С доходов, которые не являются доходами от производства (переработки) и реализации сельхозпродукции, глава КФХ платит НДФЛ также на общих основаниях. При этом есть исключения.

Не включайте в налоговую базу по НДФЛ:

  • бюджетные субсидии;
  • бюджетные гранты, полученные на создание и развитие КФХ, бытовое обустройство начинающего фермера, развитие семейной животноводческой фермы.

Это следует из статьи 207, пунктов 14, 14.1, 14.2 статьи 217 Налогового кодекса РФ.

НДФЛ с доходов наемных сотрудников КФХ

Глава КФХ как предприниматель может привлекать наемных сотрудников по трудовым договорам. С их доходов он платит НДФЛ в общем порядке как налоговый агент (ст. 207 и 226 НК РФ).

Если глава КФХ применяет упрощенку, то каких-либо особенностей его налогообложения на этом спецрежиме нет. Поэтому как предприниматель он рассчитывает налоги в общем порядке.

Главы КФХ на ЕСХН налоги уплачивают в общем порядке, также как предприниматели на этом спецрежиме.

Страховые взносы КФХ

Независимо от того, в какой форме зарегистрировано КФХ – как организация или без образования таковой, страховые взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование платит всегда глава КФХ. В том порядке, который установлен для индивидуальных предпринимателей.

При этом порядок расчета и уплаты взносов различен:

  • за членов КФХ;
  • с выплат наемному персоналу.

Такой вывод следует из пункта 3 статьи 2, подпункта «б» пункта 1 статьи 5, пункта 2 статьи 14 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

С выплат наемным сотрудникам главе КФХ необходимо будет еще платить и страховые взносы от несчастных случаев и профзаболеваний (абз. 7 ст. 3 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

Взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование за членов КФХ его глава платит в фиксированном размере (п. 3 ст. 2, подп. «б» п. 1 ст. 5, п. 2 ст. 14 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Применение этого порядка не зависит от того, есть наемный персонал или нет.

Ситуация: обязан ли глава КФХ уплачивать взносы на обязательное пенсионное, медицинское страхование за члена КФХ, который является еще и предпринимателем?

Ответ: да, обязан.

Если член КФХ относится одновременно к нескольким категориям, он уплачивает взносы по каждому основанию (п. 3 ст. 5 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, постановление Президиума ВАС РФ от 2 июля 2013 г. № 58/13 по делу № А60-7424/2012).

То есть такой член КФХ будет платить за себя взносы в фиксированном размере как предприниматель (ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 14 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ), а глава КФХ должен уплачивать взносы за него по второму основанию – как за члена КФХ (ч. 2 ст. 14 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Взносы на социальное страхование в ФСС России (на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) платить не нужно. Вместе с тем, застраховаться и уплачивать их можно в добровольном порядке. Об этом сказано в пункте 5 статьи 14 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Страховые взносы за полный год рассчитайте так:

Взносы на обязательное медицинское страхование = МРОТ × 12 × Тариф взносов в Пенсионный фонд РФ × Количество членов КФХ (включая его главу)
Взносы на добровольное социальное страхование = МРОТ × 12 × Тариф взносов в Пенсионный фонд РФ × Количество членов КФХ (включая его главу)

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 14 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Так, за 2015 год взносы на одного члена КФХ составят:

  • на обязательное пенсионное страхование – 18 610,80 руб.;
  • на обязательное медицинское страхование – 3650,58 руб.;
  • на добровольное социальное страхование – 2075,82 руб.

Ситуация: должен ли индивидуальный предприниматель – глава крестьянского (фермерского) хозяйства платить взносы на обязательное пенсионное страхование с дохода, превышающего 300 000 руб? Доходов от другой деятельности у ИП нет.

Ответ: нет, не должен.

Действительно, по общему правилу предприниматель, доход которого превысил 300 000 руб., при расчете взносов на собственное страхование должен включить в расчет 1 процент от дохода, превышающего эту сумму (ч. 1.1. ст. 14 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). И формально, в рамках законодательства о страховых взносах к индивидуальным предпринимателям относят и глав крестьянских (фермерских) хозяйств (п. 3 ст. 2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Но вместе с тем для глав КФХ установлен отдельный порядок расчета страховых взносов. Он приведен в части 2 статьи 14 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. И не предполагает увеличения взноса исходя из полученного дохода.

Специальная норма имеет приоритет над общей. Поэтому главам КФХ, которые зарегистрированы в качестве предпринимателя, дополнительно платить пенсионные взносы с дохода свыше 300 000 руб. не нужно.

Важная деталь: если глава КФХ – индивидуальный предприниматель, ведет также деятельность вне рамок хозяйства, то и взносы он должен платить сразу по двум основаниям:

  • как глава крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • как индивидуальный предприниматель.

Об этом говорится в пункте 3 статьи 5 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

В таком случае платить дополнительные суммы пенсионных взносов с дохода свыше 300 000 руб. уже нужно – по второму основанию.

Если КФХ имеет наемных сотрудников, то с выплат им глава хозяйства рассчитывает взносы как предприниматель, производящий выплаты физическим лицам. При этом в порядке расчета и уплаты таких взносов закон не делает различий между предпринимателями и организациями. Такой вывод следует из пункта 3 статьи 2, подпункта «б» пункта 1 статьи 5, статьи 15 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Поэтому с выплат наемному персоналу рассчитывайте взносы как организация.

Отдельно отметим, что с выплат наемным сотрудникам главе КФХ необходимо будет еще платить и страховые взносы от несчастных случаев и профзаболеваний (абз. 7 ст. 3 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ). То есть с выплат сотрудникам, нанятым по трудовому договору, – обязательно, а по гражданско-правовому договору – если такая обязанность зафиксирована в договоре (п. 1 ст. 5 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ). Этот вид взносов также рассчитывайте и платите как организация.

Статья опубликована в №75 (ноябрь) 2019
Разделы: Сельское хозяйство
Размещена 11.11.2019. Последняя правка: 10.11.2019.
Просмотров — 1383

Шурукова Мария Александровна

Самарский Государственный Экономический Университет

студент
Малышева Дарья Дмитриевна, студент 2 курса Самарский государственный экономический университет. Научный руководитель: Черноусова Ксения Сергеевна, Доцент, Самарский государственный экономический университет

Аннотация: Данная статья посвящена анализу, исследованию, а также выявлению систем и особенностей налогообложения крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ). Актуальность статьи заключается в том, что сельское хозяйство значится одной из основных сфер экономики и от формы налогообложения её деятельности зависит насыщенность рынка продукцией сельского хозяйства, процветание страны, поэтому для данного сектора предусмотрены как общие, так и особые, привилегированные, отличающиеся от других, системы налогообложения для финансовой поддержки и налогового стимулирования. Поэтому это важнейшая сторона, требующая изучения. В статье представлены виды систем, детализированная и обобщенная (в таблице) характеристики общей, специальной и упрощенной систем налогообложения.
Abstract: This article is devoted to the analysis, research, as well as the identification of systems and features of taxation of peasant (farmer) farms (peasant farms). The relevance of the article lies in the fact that agriculture is one of the main areas of the economy and the saturation of the market with agricultural products and the country’s prosperity depend on the taxation of the forms of its organizational activity; therefore, this sector has special, privileged tax systems for financial support and tax incentives. So this is the most important side that needs to be studied. The article presents the types of systems, detailed and generalized (in the table) characteristics of the general, special and simplified tax systems.
Ключевые слова: сельское хозяйство; КФХ; налог; налогообложение; общая система налогообложения; специальная система налогообложения; упрощенная система налогообложения Keywords: agriculture; peasant farms; tax; taxation; general taxation system; special taxation system; simplified taxation system

УДК 5995

Сельское хозяйство — одна из важнейших отраслей экономики РФ, которая является отражением развития в целом всего государства, так как удовлетворение первичных (базовых) потребностей населения – приоритетная задача любой страны. Основное назначение сельского хозяйства – обеспечить население продуктами питания, легкую и пищевую промышленности – сырьем, в целом же для экономики государства – обеспечить поступление денежных средств в бюджет. По данным американского финансово-экономического журнала «Forbes” в 2018 году доходы России от продажи зерновых культур составили $10,5 млрд., что превосходит показатель 2017 года на $3млрд.

Россия имеет огромный потенциал не только для обеспечения продуктами питания своих граждан, но и для экспорта. По данным в 2018 году объем экспорта сельскохозяйственной продукции достиг 25 млрд. долларов. Если в 2000 году на экспорт шло 1,5 млн.т. зерна, то в 2018 году – 55 млн. т., причем в 2018 году был установлен рекорд по экспорту пшеницы,44 млн.т., что на 0,1 млн. т. превосходит экспорт главной страны- эскпортера пшеницы США в 1981 году. Однако сегодня многие отрасли с/х испытывают проблемы, из-за того что это единственная отрасль материального производства, которая зависит от погодных условий, а так же из-за недостатка финансирования. Правительство обратило внимание на процессы, происходящие в сельском хозяйстве, и прикладывает усилия к решению данных проблем, поэтому в Российской Федерации выработан курс на поддержку сельского хозяйства. Государство выделяет огромные суммы на его развитие. Из федерального бюджета в рамках реализации государственных программ на 2008-2012 гг. и 2013-2020 гг. выделяются субсидии в размере около 200 млрд. руб. (0,3% ВВП). Однако из-за ряда причин (вступление России в ВТО; недостаточное субсидирование для достижения уровня рентабельности в 25% необходимого для расширения воспроизводства (Решение Комитета по аграрным вопросам №38 от 22.11.2013.)) приходится искать новые способы финансовой поддержки аграрного сектора . Ключевыми являются механизмы налогового стимулирования.

Целью нашей статьи является изучение особенностей налогообложения крестьянских ( фермерских) хозяйств.

Задачи – исследование использования общей, специальной и упрощенной систем налогообложения применительно к КФХ; анализ их особенностей, а так же положительных и отрицательных черт.

К методам, используемым в статье, относятся: логический и статистический анализ.

Научная новизна статьи заключается в том, что она написана с учетом изменений в налоговом законодательстве, принятым в 2019 году.

Одной из форм организации деятельности в сфере сельского хозяйства является крестьянское (фермерское) хозяйство. КФХ — это вид предпринимательской деятельности, как отдельного человека, так и группы лиц, направленный на извлечение прибыли из создания, реализации товаров сельского хозяйства. Так же определение КФХ дается в федеральном законе от 11.06.2003г. №74-ФЗ

В соответствии с НК РФ малые предприятия имеют право сами выбирать режим уплаты налогов в бюджет. Фермерские хозяйства имеют широкий выбор системы налогообложения, который они могут выбрать исходя из особенностей своей деятельности.

Если КФХ по каким-либо причинам при регистрации не указали желаемую систему налогообложения, то для них автоматически действует общая система. Далее в течение месяца (30 дней) можно написать заявление о переводе на другую систему налогообложения, по истечению указанного срокапереход возможно будет осуществить только на следующий год.

При общей системе налогообложения КФХ уплачивают в бюджет НДФЛ(13%), НДС( 10 или 20%), а так же земельный и транспортный, имущественный налоги, страховые взносы в ПФР, ФФОМС, ТФОМС, ФСС. В первые пять лет после открытия фермерские хозяйства освобождаются от уплаты НДФЛ. Так же всоответствии со статьей 284.1.3 для некоторых КФХ налог на прибыль может иметь ставку 0%. Крестьянские хозяйства могут использовать общую систему в целях приумножения и сохранения заказчиков своей продукции, так как большинство из них работает по ОСН и для них важно покупать продукцию с НДС для получения вычета по нему.

При упрощенной системе налогообложения те фермерские хозяйства, которые имеют небольшие расходы, предпочитают уплачивать 6% с доходов, в свою очередь те, у кого расходы большие используют «доходы минус расходы”, когда налогом в 15% облагается полученная прибыль. По решению органов субъектов РФ данные ставки могу снижаться с 6% до 1% для первого случая и с 15% до 5% для второго. При данной системе КФХ ведут упрощенный бухгалтерский учет по книге учета доходов и расходов и предоставляют данные в налоговые службы один раз за год, не позднее 30 апреля. Налог уплачивается каждый квартал, первые три — не позднее 25 числа и последний – итоговый — не позднее 30 апреля. КФХ могут использовать данную систему только до тех пор, пока сумма их доходов отчетного периода не превысит 150 млн.руб.

Специальные системы налогообложения.

В отношении фермерских хозяйств ЕНВД не применяется.

ПСН

Главы КФХ могут применять ПСН только в отношении таких видов деятельности, как:

— производство молочной продукции;

— оказание услуг по забою, транспортировке, перегонке и выпасу скота;

— производств кожи и изделий из кожи

— производство плодово-ягодных растений для посадки;

— производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий;

— выращивание рассады;

— оказание услуг, связанных со сбытом сельскохозяйственной продукции (хранение, сортировка, сушка, мойка, расфасовка, упаковка и транспортировка);

— сушка, переработка и консервирование фруктов и овощей (ст. 346.43 НК РФ).

При данной системе налогообложения КФХ освобождаются от уплаты НДФЛ, налога на имущество, НДС (кроме НДС, подлежащего уплате при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых не применяется ПСН; при ввозе на территорию РФ и территории под ее юрисдикцией товаров, а также при совершении действий, указанных в статье 174.1 НК РФ) .

ЕСХН

1 января 2002 года ФЗ от 29.12.2001г.№187-ФЗ на территории РФ начал действовать единый сельскохозяйственный налог. Фермерские хозяйства вправе использовать ЕСНХ, если:

— доход от продаж собственной продукции составляет не менее 70%.

— среднегодовая численность сотрудников не превышает 300 человек и доход от реализации в соотношении к общей выручке не менее 70% (для ИП и рыбохозяйственных организаций).

Для этого КФХ должны предоставить в налоговую службу установленной формы заявление о намерении применения ЕСХН по своему местонахождению (жительству). Это можно сделать в течение месяца после регистрации, либо до 31 декабря. Переход фермерских хозяйств на данный налог освобождает их от уплаты налога на прибыль для юридических лиц и НДФЛ для ИП, до 2019 г. НДС(кроме случаев осуществления импортных операций), налога на имущество.

С 1 января 2019 года КФХ , применяющие ЕСХН, обязаны платить НДС. Однако законодательство предусматривает 2 варианта . Первый, уплата только ЕСХН. Второй, ЕСХН совместно с НДС. Выбор зависит от выручки. Сельхозпроизводители могут воспользоваться первым вариантом, если переходят на уплату ЕСХН и реализуют право на освобождение в одном и том же календарном году, а так же если сумма доходов в 2018 году не превысила в совокупности 100 млн. руб . В последующие годы сумма будет снижаться и к 2022 году составит 60 млн.руб. Первый вариант будет выгоден для небольших КФХ , так как уплата НДС- тяжёлое бремя для них , потому что они редко сотрудничают с крупными фирмами , уплачивающими НДС. Второй вариант предпочтителен крупным сельхозпроизводителям, так как у них появляется возможность получить вычет «входного» НДС.

Так же обязательным условием для перехода на ЕСХН является производство или реализация сельскохозяйственной продукции. Ее переработка не является условием перехода на ЕСХН.

Налоговая ставка составляет 6%.

При регистрации КФХ один из его членов определяется в качестве главы и регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя. Так как статус ИП получает только глава КФХ, в отличие от остальных его членов, то он один является плательщиком ЕСХН. Глава КФХ определяет налоговую базу не по полученному лично им доходу и произведенных расходов, а на основании деятельности всего коллектива фермерского хозяйства. Всем предпринимателям, перешедшим на уплату ЕСХН, необходимо вести учетную книгу (КУДиР). В налоговые органы до 31 марта необходимо предоставлять всю отчетность. Авансовый платеж– до 25 июля, а полная уплата ЕСХН до 31 марта следующего календарного года.

Таблица 1. Сравнительная таблица режимов налогообложения КФХ

Особенности

Уплачиваемые налоги

Плюсы

Минусы

Общая система налогообложения

Действует автоматически — т.е. если КФХ при регистрации не указали желаемую систему налогообложения, то для них действует общая система.

НДФЛ, НДС, земельный, транспортный, имущественный налоги + взносы в ПФР, ФФОМС, ТФОМС, ФСС.

— Возможность привлечения новых покупателей и заказчиков продукции, для которых важны партнеры, уплачивающие НДС для получения вычет по нему (все крупные предприятия работают на ОСН).

— НДФЛ уплачивается только на 6-ой год деятельности.

-Высокая налоговая нагрузка.

Дополнительные затраты на оплату деятельности опытного бухгалтера, способного вести налоговую отчетность.

-Строгая отчетность (необходимость подтверждения сделок от контрагентов).

Упрощенная система налогообложения

УСП нельзя применить если:

-среднесписочная численность работников не более 100 человек;

-годовая выручка не превышает 120 млн. руб.

6% с дохода или 15% с дохода минус расходы (налогом 15% облагается прибыль)

— Налогоплательщики платят один налог + социальные выплаты, что облегчает налогообложение.

-Упрощенное ведение отчетности (всего одна декларация)

-Ненужность доказывать обоснованность и правильность документального оформления расходов.

-ограниченность в привлечении покупателей и заказчиков, из-за неуплаты НДС.

-При УСН «доходы-расходы” необходимо уплачивать минимальный налог даже при отсутствии прибыли

— При ставке 15 % сложное ведение отчетности

Специальная система налогообложения– ЕСХН

Обязательным условием для перехода на ЕСХН является производство или реализация с/х продукции

Уплачиваются все налоги, кроме определённых (см. плюсы специальной системы налогообложения)

— Отчетность один раз в год.

— Уплата 6% с дохода.

— Освобождение от налога на прибыль для юридических лиц, налога на имущество, НДС, НДФЛ

-Обязательное определение одного из членов в качестве главы и регистрация его в качестве индивидуального предпринимателя

-ведение учетной книги.

Специальная система налогообложения– ПСН

-Режим доступен только для ИП.

-Срок действия патентов от 1 до 12 месяцев одного года.

-среднесписочная численность работников не более 15 человек.

— Годовая выручка не превышает 60 млн. руб.

— Налоговая ставка=6%.

Платит налог за выданный патент

-Отсутствие налоговой отчетности

-Ведение простого налогового учета в КУД.

-Выплачивает заранее определенную и неизменную сумму налога за патент

-Возможность применения пониженных страховых выплат к вознаграждениям наемных работников.

-Оплата патента сразу, не зависимо есть прибыль или нет.

Следовательно, можно сделать вывод, что сельское хозяйство – важнейшая часть экономики, основной формой организации деятельности которой является крестьянское (фермерское) хозяйство. Так как КФХ – это вид предпринимательской деятельности, то он подлежит налогообложению. Рассматривая режимы уплаты налогов в бюджет, можно констатировать следующее: система налогообложения КФХ состоит из трех подсистем – общей, специальной и упрощенной, выбор которых зависит от особенностей, специализации и желания КФХ.

Библиографический список:

1. Назаров М.А., Азархин А.В. Особенности применения специальных налоговых режимов. В сборнике: Проблемы развития предприятий: теория и практика Материалы 13-й Международной научно-практической конференции. Редакционная коллегия: Г.Р. Хасаев, С.И. Ашмарина (ответственный редактор), В.А. Пискунов, Е.П. Фомин, А.П. Жабин 2014. С. 289-292.
2. Налоги и налогообложение: учебное пособие/В.Ф. Тарасова, М.В. Владыка, Т.В. Сапрыкина, Л.Н. Семыкина- Москва, 2018г. – 494 с.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117­ФЗ (ред. от 30.11.2016)
4. Пинская М.Р. Налоговые меры государственной поддержки экономического роста в сельском хозяйстве.//Налоги и финансы. 2016. №1.С.29-35.
5. Погорелова Т.Г. Современные возможности выбора режима налогообложения деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств // Аэкономика: экономика и сельское хозяйство, 2016. №4.
6. Сулейманов М. Д. Налоговая поддержка Российских сельхозпроизводителей// Вестник Российского Нового Университета, 2019 г.
7. Федеральный закон от 11.06.2003 N74­ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»

Рецензии:
11.11.2019, 12:27 Ашмаров Игорь Анатольевич
Рецензия: Статья на данную тему вызывает несомненный практический интерес и является актуальной. В работе имеются все необходимые разделы, которые являются обязательными для такого рода работ, а именно цели, задачи, а также научная новизна. Аннотация статьи дана в нормальном объеме, перевод качественный. Список литературы состоит из 7 источников информации, которые были изучены автором. Вывод сделан. Данную статью следует рекомендовать к опубликованию в научном журнале.
11.11.2019, 17:45 Лакота Елена Александровна
Рецензия: Статья «Особенности налогообложения крестьянских (фермерских) хозяйств» — автор Шурукова Мария Александровна, Самарский Государственный Экономический Университет представляет собой законченную рукопись, изложенную в грамотной и доступной для определенного круга читателей форме. Оформление статьи соответствует требованиям, предъявляемым научным журналом SCI-ARTICLE, и она может быть рекомендована к печати. Ведущий научный сотрудник ФГБНУ «НИИСХ Юго-Востока»,г. САратов, доктор сельскохозяйственных наук, Лакота Елена Александровна.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *