Сельскохозяйственное страхование

На практике при заключении договора сельскохозяйственного страхования для целей последующего получения по нему государственной поддержки может возникать ряд вопросов, связанных с применением Федерального закона от 25.07.2011 № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства».

Во-первых, вопрос, связанный исчислением сроков, указанных при заключении договора сельскохозяйственного страхования в отношении несколькольких сельскохозяйственных культур одновременно.

Во-вторых, это вопрос об определении даты, с которой начинается течение срока для последующего получения государственной поддержки при заключении договора сельскохозяйственного страхования.

И в-третьих, возможность заключения договора сельскохозяйственного страхования до начала посевной кампании.

Итак, попробуем разобраться в данных вопросах.

Так, согласно подпункта б) пункта 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 25.07.2011 № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (далее — Закон) государственная поддержка сельскохозяйственным товаропроизводителям оказывается по договору сельскохозяйственного страхования при страховании урожая сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений, если договор сельскохозяйственного страхования заключен в срок не позднее пятнадцати календарных дней после окончания сева или посадки сельскохозяйственной культуры, за исключением многолетних насаждений, а также многолетних трав посева прошлых лет.

Подпунктом «а» пункта 2 статьи 4 Закона предусмотрено, что государственная поддержка сельскохозяйственным товаропроизводителям оказывается по договору сельскохозяйственного страхования при страховании урожая сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений, если договор сельскохозяйственного страхования заключен в отношении одного или нескольких видов сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений на всей площади земельных участков в субъекте Российской Федерации, на которой сельскохозяйственным товаропроизводителем выращиваются данные сельскохозяйственные культуры, многолетние насаждения.

Из положений статьи 4 Закона следует, что для получения государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям необходимо одновременное соблюдение всех требований, предусмотренных указанной статьей.

Таким образом, для получения государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям при исчислении указанных сроков необходимо руководствоваться тем, если договор заключен в отношении нескольких культур, то исчисление указанного срока необходимо производить от даты окончания сева сельскохозяйственных культур.

При определении даты, с которой начинается течение срока для последующего получения государственной поддержки при заключении договора сельскохозяйственного страхования, необходимо руководствоваться положениями части 1 Гражданского кодекса РФ о сроках.

Так, согласно статьи 190 Гражданского кодекса РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Таким образом, датой начала течения срока, предусмотренного подпункта «б» пункта 2 части 2 Закона, будет день, следующий после дня окончания после окончания сева сельскохозяйственных культур.

Руководствуясь принципом свободы договора, сельхозпроизводитель вправе заключить договор сельхозстрахования в любое время.

При этом, следует иметь ввиду, что для целей получения государственной поддержки при заключении договора сельхозстрахования необходимо руководствоваться положениями подпункта «б» пункта 2 части 2 статьи 4 Закона. Исходя из положений подпункта б) пункта 2 части 2 статьи 4 Закона срок заключения договора определяется окончанием сева сельскохозяйственных культур.

Таким образом, для целей получения государственной поддержки при заключении договоров сельхозстрахования рекомендуем заключать данные договоры после окончания сева сельскохозяйственных культур. Также обращаем Ваше внимание, что указанный срок является пресекательным и не подразумевает его восстановление в случае пропуска.

В минувший четверг прошла «прямая линия» по вопросам кредитования сельхозтоваро-производителей и страхования урожая. На вопросы тамбовчан отвечал директор ТОГБУ «Региональный информационно-консультативный центр агропромышленного комплекса» Константин Петров.

— Здравствуйте. Я фермер из Уваровского района. Я хочу застраховать свой урожай. Подскажите, пожалуйста, с чего мне начать и куда обратиться?

— Во-первых, нужно определиться, каким образом вы хотите застраховать свой урожай: с господдержкой или в добровольном порядке. После чего надо выбрать страховую компанию. За консультацией вы можете обратиться в наш центр — мы бесплатно предоставляем результаты мониторинга страховых компаний. Наши специалисты помогут вам подобрать условия, оптимальные для вас.

— Чем отличаются условия страхования урожая в добровольном порядке и с господдержкой?

— В добровольном порядке фермер может застраховать любую часть своего урожая, а также обсуждать условия страхования. Если же с господдержкой, то урожай страхуется полностью на стандартных условиях, то есть перечень страховых случаев более широкий, в связи с чем страховая премия вдвое больше.

— В чем заключается господдержка фермерам?

— Государство компенсирует 50 процентов затрат на страхование: 47,5 процента — из федерального бюджета, 2,5 процента — из местного.

— Добрый день! Скажите, пожалуйста, под какой процент фермеры могут получить кредит?

— Кредит крестьянско-фермерским хозяйствам (КФХ) выдается под 10 процентов годовых.

— Здравствуйте! Это вам звонит фермер из Уметского района, села Березовка. У меня такая проблема. Мое КФХ существует с 2005 года. Хотела взять в кредит 250 тысяч рублей. Требуют в залог землю. Но я не могу ее отдать. Можно взять на физическое лицо кредит, но мне все равно не дают. У меня есть уже один просроченный кредит. Почему мне не дают кредит?

— Что касается залога, он обязателен. Если у вас кроме земли нечего отдать в залог, то остается еще вариант — кредитоваться под залог урожая. Но ситуацию осложняет то, что у вас уже есть просроченный кредит, поэтому, скорее всего, банки не согласятся дать вам еще один.

— Вас беспокоит фермерское хозяйство из Уварово. Что выгоднее отдать в залог при получении кредита: урожай или технику?

— Технику выгоднее — меньше страховая премия. Если в залог берется урожай, то премия возрастает в четыре-пять раз. Но с другой стороны, если урожай в залоге, то вы себя обезопасите от потерь. При плохих погодных условиях, неблагоприятных результатах вы ничего не потеряете. А заложив технику, можете ее потерять…

— Я живу в Знаменском районе. По итогам прошлого лета многие фермеры оказались в убытке. Если бы банки выдавали специальные кредиты на страхование урожая, то есть под залог будущего урожая, мы бы оплачивали такую страховку. Как быть фермерам?

— Банки дают кредит под залог урожая. В этом случае необходимо урожай разделить на две части. Когда берется кредит в банке, одна часть урожая отдается в залог. И уже на полученные средства страхуется все остальное.

— Здравствуйте! Вас беспокоят из Староюрьева. Скажите, пожалуйста, какие максимальные сроки погашения кредитов сейчас существуют? В каких случаях банк может продлить срок выплат по кредитам?

— На какой срок дать кредит, решает банк. Обычно инвестиционный кредит дается на срок от 5 до 7 лет. Простой — до года. Как правило, решения о продлении сроков погашения кредитов принимаются на федеральном уровне и касаются тех случаев, когда ущерб при сборе урожая понесли хозяйства большей части территории страны. Например, как это было летом прошлого года, когда вся страна пострадала от засухи. Если же что-то случится в одном- двух хозяйствах, то банк вряд ли пойдет вам на уступки.

— Добрый день! Вас беспокоят из Мучкапского района. Скажите, пожалуйста, сколько процентов от ущерба можно вернуть, если урожай был застрахован? На что можно рассчитывать?

— По страховке можно вернуть до 100 процентов от установленного ущерба за исключением франшизы (доля участия страхователя в риске). Это все решается в каждом случае индивидуально.

— Добрый день! Ответьте на вопрос по страхованию посевных площадей. У меня 100 гектаров озимой пшеницы со средней урожайностью 19 — 25 центнеров с гектара. Какую примерно сумму мне нужно будет внести по страховке и сколько я смогу получить в случае потери урожая?

— Страховка будет зависеть в первую очередь от урожайности на этом участке за последние пять лет. Если в этот период земля на участке не возделывалась, то в расчет берется средняя урожайность по району. При средних показателях в вашем случае вам в качестве страховой премии придется внести порядка 35 — 40 тысяч рублей. Если на застрахованном вами участке урожайность упадет до 13 центнеров с гектара, то вы сможете получить по страховке около 300 тысяч рублей. При полной потере урожая сможете рассчитывать на сумму порядка 3 миллионов рублей. Однако это весьма и весьма приблизительные подсчеты, которые только помогут вам представить общую картину страхования. В каждом случае нужно просчитывать все индивидуально.

— Сколько в Тамбовской области страховых компаний?

— В нашей области порядка 43 страховых компаний. Далеко не все занимаются сельхозстрахованием. Из тех, кто занимается, мы рекомендуем сотрудничать с 4 — 5 компаниями.

— Я пенсионерка из Тамбова. Мне 55 лет. Хочу заняться животноводством в сельской местности — приобрести 10 голов крупного рогатого скота. На эти цели хочу взять кредит в банке. дадут ли мне его? Есть ли возрастные ограничения?

— Вам могут дать кредит под залог. Что касается возраста, каждый случай рассматривается индивидуально. В вашем случае вероятность есть. Однако чем человек старше, тем сложнее получить ему кредит.

— Я слышал, что вы периодически проводите мониторинг страховых компаний Тамбовской области. Как и где можно ознакомиться с его результатами?

— В ближайшее время обновленные данные появятся на нашем сайте www.tambov-apk.ru и будут доступны всем желающим.

За более подробной информацией и консультацией можно обращаться в ТОГБУ «Региональный информационно-консультативный центр агропромышленного комплекса» по адресу: г. Тамбов, ул. Советская, д. 130 или по телефонам: 8 (4752) 71-85-56, 8 (4752) 71-88-46.

Электронный адрес: rikc-apk@mail.ru

Реклама.

В соответствии с п.7. Методики определения страховой стоимости и размера утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры и посадок многолетних насаждений, утвержденной приказом Минсельхоза России от 01.03.2019 г. №87 (далее — методика), в случае отсутствия официальной статистической информации по Российской Федерации и данных бухгалтерского учета сельскохозяйственного товаропроизводителя для определения урожайности сельскохозяйственной культуры конкретного вида за пять лет, предшествующих году заключения договора сельскохозяйственного страхования, сельскохозяйственные товаропроизводители определяют среднюю урожайность сельскохозяйственной культуры конкретного вида за период, по которому имеются данные Федеральной службы государственной статистики или данные бухгалтерского учета сельскохозяйственного товаропроизводителя.

В связи с тем, что официальная статистика по нуту ведется в Российской Федерации начиная с 2016 г., при отсутствии данных бухгалтерского учета сельскохозяйственного товаропроизводителя о выращивании данного вида сельскохозяйственных культур, по мнению НСА, при заключении договоров сельскохозяйственного страхования с господдержкой необходимо рассчитывать среднюю урожайность за период с 2016 г. по 2018 г., т.е. расчет средней урожайности должен производиться исходя из данных хозяйства за последние 3 года. При этом основания для использования данных об урожайности по всей зернобобовой группе сельскохозяйственных культур отсутствуют, поскольку методика предусматривает расчет исходя из данных по культуре конкретного вида

Как работает страховая защита?

Если на территории агропромышленного комплекса произойдет страховой случай, мы поможем решить возникшие проблемы:

  • операторы круглосуточного пульта 8 800 755 00 01 подскажут, что делать;
  • эксперты Компании приедут и оценят ущерб и окажут помощь в формировании необходимых документов для страховой выплаты.

Какую страховую защиту выбрать?

Страхование урожая с государственной поддержкой предполагает заключение договора на условиях страхования определенного перечня страховых событий для всей площади в хозяйстве, занятой следующими культурами:

  • урожай сельскохозяйственных культур (зерновых, масличных, технических, кормовых, бахчевых культур, картофеля, овощей);
  • урожай и посадки многолетних насаждений (виноградники, плодовые, ягодные, орехоплодные насаждения, плантации хмеля, чая).

Страхование урожая сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений и заключение договора возможно:

  • в отношении урожая не позднее чем в течение 15 календарных дней после окончания посева или посадки;
  • в отношении насаждений до момента прекращения их вегетации (перехода в состояние зимнего покоя);
  • если сорта сельскохозяйственной культуры (в т.ч. многолетних насаждений) внесены в Государственный реестр селекционных достижений и допущены к использованию.

Зачем нужна страховая защита?

Страхование урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой позволит снизить на 50% стоимость страховой защиты имущественных интересов товаропроизводителей, связанных с производством сельскохозяйственной продукции. Договор страхования урожая обеспечивает защиту на случай утраты или гибели 20% и более урожая с/х культуры по сравнению с запланированным или потери жизнеспособности многолетних насаждений более чем на 30% площади в результате:

  • воздействия опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений (атмосферная, почвенная засуха, суховей, заморозки, вымерзание, выпревание, градобитие, пыльная буря, ледяная корка, половодье, наводнение, подтопление, паводок, оползень, переувлажнение почвы, сильный ветер, ураганный ветер, землетрясение, лавина, сель, природный пожар).
  • проникновения и/или распространения вредных организмов, если такие события носят эпифитотический характер.
  • нарушения электро-, тепло-, водоснабжения в результате стихийных бедствий при страховании сельскохозяйственных культур, выращиваемых в защищенном грунте или на мелиорируемых землях.

Для того, чтобы оформить страховку, позвоните по телефону 8 800 755 00 01 или заполните заявку онлайн.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО

СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ 1 2 Кутайнех Е.Р. , Улыбина Л.К.

‘Кутайнех Екатерина Раидовна — студент, факультет финансов и кредита;

2Улыбина Любовь Константиновна — доктор экономических наук, профессор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина,

г. Краснодар

Аннотация: актуальность темы обоснована тем, что при наступлении неблагоприятного случая возникает необходимость обезопасить свои предпринимательские риски и, таким образом, возникает потребность в страховании. Механизм работы «Единой субсидии» в сфере сельскохозяйственного страхования противодействует удовлетворению этой потребности. Нововведения в системе субсидирования на возмещение части страховой премии страхователям со стороны государства не предполагают выделения средств на компенсацию затрат по договору страхования.

Ключевые слова: сельскохозяйственное страхование, агропромышленный комплекс, государственное субсдирование, страхования, премия, рынок страхования.

УДК 368.5

Страхование — экономическая категория, являющаяся частью финансов. Экономическая сущность страхования связана с созданием целевых денежных фондов, которые формируются за счет денежных взносов юридических и физических лиц, последующим их использованием на возмещение ущерба, причиненного стихийными бедствиями и иными обстоятельствами. Формирование целевых фондов страхования, компенсация материальных издержек юридических и физических лиц исполняются при помощи финансовых взаимоотношений средством оборота капитала. Фактически это перераспределение, возникающее в ходе формирования и применения фондов капитала, которые выражаются через страхование как экономическую группу.

Страхование имеет характерные черты:

• целевое назначение аккумулированных средств в фондах. На практике существуют три основные и формы страховых фондов: фонд самострахования (или его модификация — фонды риска); централизованные общегосударственные резервные фонды; фонды страхования (страховщиков). Они расходуются лишь на покрытие потерь (предоставление помощи) при наступлении заранее оговоренных случаев;

• вероятностный характер отношений, поскольку заранее неизвестно, когда наступит соответствующее событие, какова будет его сила и кого из страхователей оно затронет;

• возвратность средств, так как они предназначены для выплат всей совокупности страхователям (но не каждому страхователю в отдельности).

Роль страхования проявляется в следующих основных направлениях:

• в снижении степени риска неблагоприятного исхода операций

• в экономической стабильности за счет возмещения ущерба и потерь;

• в участии временно свободных средств страховых фондов в инвестиционной деятельности;

• в пополнении доходов государственного бюджета за счет части прибыли страховых организаций.

Следовательно, страхование считается обязательным компонентом финансовой и общественной сферы, существенным составляющим рыночной инфраструктуры, оно конкретно затрагивает интересы общества и хозяйствующих субъектов, обеспечивая охрану их интересов.

Агропромышленный комплекс — это крупнейший межотраслевой комплекс, объединяющий различные отрасли, ориентированные на производство и переработку сельскохозяйственного сырья, получение и сбыт готовой продукции в соответствии с потребностями общества и спросом населения.

В настоящее время в составе агропромышленного комплекса выделяются три основные сферы.

Отрасли промышленности, поставляющие средства производства для сельского хозяйства и связанных с ним отраслей, а также осуществляющие производственно-техническое обслуживание сельского хозяйства. Ряд отраслей промышленности целиком (или почти целиком) обслуживают нужды агропромышленного комплекса (производство сельхозмашин, удобрений, оборудования для животноводства и кормопроизводства и т.д.). Другие отрасли лишь частично заняты удовлетворением потребностей агропромышленного комплекса, и они включаются в его функциональную структуру лишь в той мере, в какой их продукция идет на нужды агропромышленного комплекса.

Сельское хозяйство — основа агропромышленного комплекса, которое включает растениеводство, животноводство, фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства и т.д.

Отрасли, занятые переработкой и доведением сельскохозяйственной продукции до потребителя (заготовка, переработка, хранение, транспортировка, реализация).

Соотношение между данными сферами в развитых странах составляет примерно 3:1:6.

Особенности сельского хозяйства, в том числе его зависимость от погодных условий, обуславливают то, что государства во всем мире уделяют большое внимание поддержке сельскохозяйственного страхования. Страхование рисков данной сферы без государственной поддержки может успешно работать только с отдельными рисками (например, град или пожар) средних и крупных хозяйств. Страхование же катастрофических рисков (засуха, наводнение) в связи с большими объемами убытков и затратностью для сельскохозяйственных товаропроизводителей требует участия государства.

Действующая в России система государственной поддержки предусматривает компенсацию 50% страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования. Компенсация перечисляется в счет уплаты сельскохозяйственным товаропроизводителем части страховой премии непосредственно в страховую организацию. Государственная поддержка формируется из двух частей: субсидии, получаемой субъектами Российской Федерации из федерального бюджета, и софинансирования субъекта Российской Федерации.

Оказание государственной поддержки сельскохозяйственным

товаропроизводителям регламентируется Федеральным законом № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в федеральный закон «О развитии сельского хозяйства».

Россия, имея богатый природно-ресурсный потенциал и большие территории для ведения сельского хозяйства с широкой разбивкой по природно-климатическому зонированию, должна в полной мере использовать все необходимые финансовые инструменты минимизации возможных убытков при возникновении сельскохозяйственных рисков, катастрофический характер проявления которых, влияет не только на отдельно взятого сельскохозяйственного товаропроизводителя, но и на устойчивость функционирования всего аграрного сектора экономики. В этой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

связи, в современных экономических условиях при ведении агробизнеса все более актуальным становится применение именно такого финансового инструмента как страхование.

Россия, будучи страной с огромным потенциалом производства продовольствия, в условиях усиления продовольственных проблем в мире имеет значительные перспективы в плане развития сельского хозяйства.

Основные культуры, осваиваемые в России: зерновые и зернобобовые — 47 млн га. Выращиваются практически все культуры, типичные для этой зоны. В России 6 климатических зон и 81 регион участвуют в программах государственного субсидирования сельского хозяйства.

Количество договоров сельскохозяйственного страхования в России уменьшается, темп роста показателя за исследуемый период — 53,1%, что подтверждает снижение рынка сельскохозяйственного страхования с 16,7 млрд руб. до 3,9 млрд руб.

Таблица 1. Сельскохозяйственное страхование в России

Показатель 2014 2015 2016 2017

Объем страховой премии, млн. руб. 16 701 7 853 9 823 3 922

Выплаты по договорам, млн. руб. 4 867 4 023 4 052 1 590

Процент выплат к собранным взносам, % 33,1 40,5 40,5 40,5

Из таблицы видно, что процент выплат к собранным взносам по России в период с 2015 по 2017 годы не меняется, что говорит о стабильности ситуации в рамках вопроса убытков. Однако за весь исследуемый период в целом наблюдается увеличение доли выплат в страховой премии на 7,4%.

Темп роста объема субсидирование в России — 16,4%, наблюдается отрицательная динамика суммы субсидий по договорам сельскохозяйственного страхования.

Анализ объема страховой премии в структуре страхового рынка Краснодарского края по видам страхования показал, что положительным темпом роста обладает объем страховой премии по страхованию жизни и гражданской ответственности (431% и 135% соответственно). Размер страховой премии по договорам сельскохозяйственного страхования уменьшился на 1 765 877 тыс. руб. (97%).

Анализ динамики развития страхового рынка Краснодарского края за 2017 г. показал, что наибольшим приростом количества договоров страхования в Краснодарском крае обладает вид имущество физических лиц (+27 п.п.). Наоборот наименьшим приростом договоров страхования обладает вид страхование от несчастных случаев (-36 п.п.). Максимальным размером страховой премии из всех видов страхования обладает имущество юридических лиц — 84 855 млн руб.

С 2017 года изменен порядок предоставления и распределения субсидий в сфере агропромышленного комплекса из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, который в настоящее время определяется Правилами предоставления и распределения субсидий. Новый порядок предусматривает, что субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются общей суммой («Единая субсидия»), в состав которой входят в том числе и средства на поддержку сельскохозяйственного страхования.

Субсидии с 54 направлений доведены до 7. Все имеющиеся виды субсидии консолидированы и объединены по структуре по следующим направлениям:

1. поддержка в области растениеводства (погектаровка);

2. поддержка в области молочного скотоводства (субсидирование повышения продуктивности молочного КРС);

3. поддержка инвестиционного кредитования в АПК;

4. компенсация прямых понесенных затрат на строительство и модернизацию объектов АПК;

5. содействие достижению целевых показателей реализации региональной краевой программы развития АПК («Единая субсидия»»);

6. ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2017-2020 годы»;

7. ФЦП «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы».

С целью предоставления «Единой субсидии» между высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и Минсельхозом России заключается соответствующее соглашение, содержащее целевые показатели результативности мероприятий региональной программы, на поддержку которых запрашивается субсидия. Для достижения этих показателей регионы могут самостоятельно определять направления и размер расходования средств, в том числе на поддержку сельскохозяйственного страхования.

В Краснодарском крае в 2017 году на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса («Единая субсидия») выделено средств из Федерального бюджета — 1 533 171 тыс. руб., из Бюджета субъекта РФ — 80 693 тыс. руб.

Таблица 2. Сведения по заключенным договорам добровольного сельскохозяйственного страхования с господдержкой в Краснодарском крае, тыс. руб.

Наименование показателя 2014 2015 2016 2017 Темп роста за последн ий год, %

Страховая премия по договорам с/х страхования, осуществляемого с государственной поддержкой 1 637 884 1 068 872 1 528 708 51 143 3,34

Сумма субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по заключенным договорам с/х страхования 544 508 297 589 515 420 9 676 1,88

Количество заключенных договоров страхования 656 386 385 157 40,8

— с господдержкой 374 144 193 26 13,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— доля господдержки в массиве 0,6 0,4 0,5 0,2 0,4

Выплаты по договорам 295 525 410 711 548 868 236 793 43,1

— с господдержкой 47 315 122 160 528 113 157 931 29,7

— доля господдержки в массиве 0,2 0,3 0,96 0,7 72,9

В период 2014 — 2016 гг. наблюдалась положительная динамика субсидирования части страховой премии при заключении договоров сельскохозяйственного страхования (увеличение в 1,7 раза) при практически неизменном количестве заключенных договоров. Однако такое развитие наблюдается лишь до момента введения единой субсидии. По состоянию на конец 2017 года темп роста почти всех рассматриваемых показателей менее 50%.

Таблица 3. Сведения о страховых премиях по заключенным договорам добровольного сельскохозяйственного страхования в регионах, тыс. руб.

Наименование региона 2014 2015 2016 2017 Темп роста за последний год, %

Российская Федерация — всего 14 696 480 9 943 753 10 014 896 3 922 106 39,2

Краснодарский край — 31 122 36 402 9 048 24,9

Ростовская область 260 814 65 359 222 745 135 656 60,9

В период 2014-2016 гг. наблюдается положительная динамика развития рынка сельскохозяйственного страхования как по России в целом (прирост страховой премии на

0.7.), так и в Краснодарском крае (прирост страховой премии — 17%), однако после введения единой субсидии в 2017 году объём страховой премии в Краснодарском крае составляет лишь 9 048 тыс.руб, что составляет лишь 0,25 от объёма сборов в 2016 году.

Единая субсидия объединяет разноплановые направления господдержки различных отраслей аграрного бизнеса, при этом распределение денежных средств является задачей региональных властей, и здесь возникает проблема недостаточности средств именно на инвестировании в страхование хозяйств. Из-за отсутствия выделения средств из единой субсидии на поддержку договоров в этой сфере, данный вид страхования становится неподъёмным для многих хозяйств. Это и объясняет такое резкое снижение страховых взносов. Так Единая субсидия стала тормозом развития агрострахования и следствием некомпенсированных потерь фермеров.

Сельскохозяйственное производство является не менее затратным, чем какой-либо другой вид деятельности. Оно требует расходов на электроэнергию, газ, воду, удобрения или корма, поддержание и модернизацию сельхозмашин. Без оказания софинансирования со стороны государства в процессе выплаты премии по договору страхования для многих фермерских хозяйств это не представляется возможным либо не имеет какого-либо смысла.

Таким образом, мы видим, что на сегодняшний день субсидии сельскому хозяйству крайне важны, потому что проблемы этого сектора экономики во многом связаны с тем, что многие жители покидают сельскую местность.

В сложившейся системе сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой серьезной проблемой, сдерживающей развитие субсидированного сельскохозяйственного страхования, является нерациональное распределение бюджетных средств, выделяемых в рамках проекта «Единая субсидия».

Другими словами, систематически складывается ситуация, при которой бюджетных средств на выплаты причитающихся страхователям субсидий на компенсацию части этих затрат в полном объеме не выделялось, что приводило к возникновению у них дебиторской задолженности и ухудшало и без того сложное состояние по платежеспособности и финансовой устойчивости.

С этих позиций перед бюджетами субъектов РФ стоит задача точно и рационально планировать объем средств, требующихся на компенсацию части расходов сельхозтоваропроизводителей на страхование посевов сельскохозяйственных культур.

Список литературы

1. Алтухов А.И. России необходима новая аграрная политика / А. Алтухов //

Экономист, 2015. № 8. С. 28-39.

2. Алтухов А.И. Риски на зерновом рынке России и пути их преодоления /

А.И. Алтухов // АПК: экономика и управление, 2013. № 1. С. 3-12.

4. Бизнес — Коммерсантъ. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/rubric/4/ (дата обращения: 25.06.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Котар О.К. Страхуемые риски сельскохозяйственного производства / О.К. Котар // Научное обозрение, 2014. № 4. С. 202-205.

12. Литвинцева А.И. Региональные проблемы и перспективы развития сельскохозяйственных организаций / А.И. Литвинцева // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, — 2014. № 9. С. 33-37.

15. Новиков Д.В. Продовольственная безопасность страны в условиях геополитической нестабильности / Д.В. Новиков // Вестник Российского университета кооперации, 2014. № 4. С. 128-130.

19. О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» // Собрание законодательства РФ, 2011. № 31. Ст. 4700.

21. Рущицкая О.А. Проблемы финансирования предприятий АПК/ О.А. Рущицкая // Аграрный вестник Урала, 2015. № 6 (136). С. 85-86.

26. Финансы, деньги, кредит, банки: учебник / кол. авт.; под ред. Т.М. Ковалевой. М.: КНОРУС, 2014. 256 с.

29. Ченцов В.Н. Угрозы продовольственной безопасности России в условиях торгового эмбарго / В.Н. Ченцов, А.А. Черненко // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире: материалы Международной научно-практической конференции. СПб.: Стратегия будущего, 2014. Т. 2. С. 90-91.

32. Шерстнева Т.Б. Развитие потенциала российского рынка долгосрочного страхования жизни в современных условиях / Т.Б. Шерстнева // Вестник Самарского государственного экономического университета, 2013. № 105. С. 117-121.

38. Agroinsurance — Сельскохозяйственное страхование. Россия — Падение объемов агрострахования с господдержкой шло вразрез с рекордными урожаями в последние 5 лет Электронный ресурс: https://agroinsurance.com/ru/rossiya-padenie-obemov-agrostrahovaniya-s-gospodderzhkoy-sЫo-vrazrez-s-rekordnyimi-urozhayami-v-poslednie-5-let/

39. Копш клуб журналистов. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.korins.ru/ (дата обращения: 31.07.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *