Сети общественного питания



Услуги общественного питания. Термины и определения

действующий Настоящий стандарт распространяется на услуги и продукцию общественного питания и устанавливает термины и определения основных понятий в этой области.
Требования настоящего стандарта являются общими и предназначены для применения всеми предприятиями питания независимо от их вида, размера, мощности и ассортимента изготовляемой продукции. Если какие-либо термины и определения настоящего стандарта нельзя применить вследствие спецификации организации предприятий питания и/или изготовляемой на них продукции, допускается использование иных терминов, в том числе принятых в международной практике

Текст ГОСТ 31985-2013



Другие ГОСТы

ГОСТ 32691-2014 Услуги общественного питания. Порядок разработки фирменных и новых блюд и изделий на предприятиях общественного питания
ГОСТ 30389-2013 Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования
ГОСТ Р 50763-2007 Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия
ГОСТ 30390-2013 Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия
ГОСТ Р 56766-2015 Услуги общественного питания. Продукция общественного питания. Требования к изготовлению и реализации
ГОСТ Р 55889-2013 Услуги общественного питания. Система менеджмента безопасности продукции общественного питания. Рекомендации по применению ГОСТ Р ИСО 22000-2007 для индустрии питания
ГОСТ Р 50647-2010 Услуги общественного питания. Термины и определения
ГОСТ Р 52876-2007 Услуги организаций реабилитации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы. Основные положения
ГОСТ Р 57854-2017 Услуги оздоровительного туризма. Общие требования
ГОСТ Р 56725-2015 Услуги общественного питания. Хранение проб продукции общественного питания на предприятиях общественного питания
ГОСТ 30524-2013 Услуги общественного питания. Требования к персоналу
ГОСТ Р 50935-2007 Услуги общественного питания. Требования к персоналу
ГОСТ 31987-2012 Услуги общественного питания. Технологические документы на продукцию общественного питания. Общие требования к оформлению, построению и содержанию
ГОСТ Р 53105-2008 Услуги общественного питания. Технологические документы на продукцию общественного питания. Общие требования к оформлению, построению и содержанию

Дополнительная информация

Английское название
Введен в действие 01.01.2015
Дата издания 02.04.2014

Несмотря на то что реальные доходы населения падают пятый год подряд, индустрия питания вне дома по результатам 2018 года выросла на 5% в деньгах, подсчитали аналитики международной исследовательской компании The NPD Group. Рост произошел в основном благодаря развитию сетей и кафе в крупных российских городах за пределами двух столиц, где рынок фуд-сервиса в визитах вырос на 12%. Для сравнения: в Москве и Петербурге индустрия увеличилась на 4% и 0,6% соответственно.
Подсчеты ИА INFOline более осторожны: по итогам 2018 года в сопоставимых ценах рынок общественного питания в России вырос на 2-3%. Однако аналитики согласны с выводом The NPD Group. Наибольший рост показывают города-миллионники и некоторые регионы. Местные сети выходят не только в соседние регионы, но и на более конкурентные рынки, например, новосибирская сеть «Вилка-Ложка» планирует в 2019 году выйти в Петербург и Казахстан.
В The NPD Group подчеркивают, что потребители изменили свое отношение к ресторанам, и сегодня они воспринимают ресторанную еду как возможность утолить голод. Если раньше для гостей была важна атмосфера и рестораны служили площадкой для встреч с партнерами и друзьями и даже для торжеств, то теперь они все чаще воспринимаются как некая альтернатива домашней кухне, где можно просто поесть, не вставая к плите самим. Мотивация посещения «утоление голода» в 2018 году составила 24%. Выросла значимость мотивации «побаловать себя», когда люди заходили в кафе или ресторан ради пирожного или другого гастрономического удовольствия, говорят эксперты.
«Регионы, где рынок фуд-сервиса был ненасыщен, активно догоняли Москву и Петербург. Весь 2018 год крупнейшие операторы заполняли свободные ниши, открывая в крупных городах новые заведения, хотя еще несколько лет назад основное внимание уделялось столицам, — объясняет руководитель NPD в России Мария Ванифатова. — Интенсивнее всего в регионах развивался сегмент фастфуда, ценовая политика которого соответствует возможностям жителей регионов, чьи доходы скромнее, чем у жителей двух столиц. В Екатеринбурге, Новосибирске и других крупных городах потребители традиционно отдавали предпочтение более бюджетным форматам типа столовых и кулинарий при супермаркетах. Если в крупных городах фастфуд за 2018 год вырос на 26%, то в Москве — на 10%, в Петербурге — на 13%».
Классические рестораны в 2018 году медленно сдавали свои позиции форматам типа фаст-кэжуал, кофейням, пекарням и даже фастфуду. Тенденция ярче всего проявилась в Петербурге, где рестораны сократились на 11%, тогда как на всем рынке падение составило 6%.
При росте количества мест для еды или перекуса классические рестораны проигрывают по цене, удобству и времени обслуживания. Вместе с тем рестораны с уникальными концепциями и авторской кухней привлекают гостей, которые по-прежнему ходят в рестораны по специальным поводам, среди которых празднование дней рождений, романтические свидания и деловые встречи, считают в The NPD Group.
ИА INFOline заканчивает работу над исследованием «Реестр крупнейших сетей общественного питания РФ» и предоставило возможность MarketMedia до выхода исследования опубликовать из него топ-15 сетей общественного питания в России по числу точек.

Светлана Силенина редактор направления «Потребительские рынки» ИА INFOLine

В качестве основных трендов на рынке общественного питания я бы отметила несколько трендов. Это рост сегмента доставки из общепита как собственной службой доставки, так и с привлечением сторонних компаний. Сервис Delivery Club запустил доставку из сети быстрого питания KFC, тестирует доставку фастфуда из «Макдоналдса».
Один из крупнейших российских онлайн-ретейлеров — Ozon к середине 2019 года запустит в тестовом режиме доставку еды из кафе и ресторанов Москвы. Игрок планирует составить конкуренцию Delivery Сlub и «Яндекс.Еда». Московский сервис Skipz, позволяющий водителям заказывать и получать блюда из ресторанов прямо в пути, сумел привлечь $350 тыс. от венчурного фонда из Канады. Летом проект планирует выйти в Нью-Йорк и Торонто.
Растет конкуренция со стороны торговых сетей, открывающих кафе на территории своих магазинов. Кафе внутри магазина уже есть в «Азбуке вкуса», «Перекрестке», «Карусели», «Глобусе», «Ашане» и др. «Магнит» намерен опробовать новые сегменты, среди которых — запуск кафе с готовой продукцией в собственных магазинах и проект так называемых фабрик-кухонь для приготовления готовых блюд и полуфабрикатов.
Растет число проектов между сетями общепита и АЗС. Например, Shell стала франчайзинговым партнером ресторанной компании «АмРест» (Pizza Hut). Увеличивается число сетевых мини-пекарен, которые в большей степени создают конкуренцию кофейням.

Топ-15 сетей общественного питания в России
1. «Стардог!s». Компания по продаже хот-догов и сэндвичей — ООО «Маркон» — основана в 1993 году в Москве. Изначально сеть развивалась под брендом «Стефф», в основе бизнес-модели лежала датская концепция SteffHoulberg. В 2001 году сменила вывески на «Стоп Топ». И только в 2004 году после очередного ребрендинга сеть стала носить название «Стардог!s». Сегодня под этим брендом работает 1130 заведений, из них примерно 400 — в Москве и области, а остальные— в регионах, в том числе по франчайзингу.
2. McDonald’s. Под всемирно известным американским брендом в России работает 659 точек. В мире работает более 36 тыс. ресторанов быстрого обслуживания McDonald’s, из них 90% — по франчайзингу.
В России владелец бренда стал предлагать франшизу относительно недавно и на данный момент сотрудничает с тремя партнерами-франчайзи. Это ООО «Развитие Рост»: управляет предприятиями в аэропортах Пулково в Петербурге и Шереметьево в Москве.
ООО «ГиД» развивает сеть в Новосибирской, Томской, Кемеровской областях, Алтайском и Красноярском краях.
Третий партнер — это ООО «Региональная сеть предприятий питания». У нее самая большая по географии территория: Свердловская, Оренбургская, Челябинская, Курганская, Тюменская и Кировская области, а также Пермский край, Башкирия, Татарстан, Коми, Марий Эл, Чувашия и Удмуртия.
3. KFC, PizzaHut. Владельцем бренда на территории России является ООО «Ям Ресторантс Раша». Компания имеет в стране под этими брендами 602 заведения, остальные открыты по франчайзингу.

4. SUBWAY. Американская сеть ресторанов быстрого питания в России насчитывает 576 точек. Компания основана в 1965 году и сегодня работает более чем в 110 странах. С 1974 года компания продает франшизу.
5. Burger King. В России сеть насчитывает 530 заведений. В июне 2012 года инвестбанк «ВТБ Капитал» стал одним из основных акционеров «Бургер Кинг Россия». Всего в мире под этим брендом работает более 12,5 тыс. ресторанов. Компания BurgerKing основана в 1954 году Джеймсом МакЛамором и Дэвидом Эджертоном.
6. CoffeeLike. Первая кофейня открылась в ноябре 2013 года в Ижевске. Ее владельцами стали Аяз Шабутдинов и Зуфар Гарипов. А перед этим они долго обсуждали, быть им конкурентами и открываться под разными брендами или объединить усилия и стать партнерами. Итогом стала совместная регистрация ООО «Кофе Лайк». В декабре партнерам удалось продать первую франшизу. А в марте 2014 года выручка кофе-баров (а их уже было 62) достигла 1 млн рублей. Спустя год после запуска, в ноябре 2014 года, у компании уже было 100 франчайзинговых партнеров. В 2015 году Forbes включил CoffeeLike в десятку лучших стартапов малого предпринимательства в России.
В настоящее время сеть насчитывает 497 кофе-баров в 119 городах России. Средняя выручка одного кофе-бара — 310 тыс. рублей в месяц. В 2017 году Зуфар Гарипов продал свою долю Аязу Шабутдинову, который в сентябре прошлого года публично заявил о выходе из этого бизнеса. Кто приобрел CoffeeLike, не разглашалось, по словам Шабутдинова, ее купила группа частных инвесторов. По оценкам экспертов, сумма сделки составила около 200 млн рублей.
7. Teafunny. ООО «Ти Фанни Ворлд» основано в 2011 году Леонидом Шляховером (65%) и Александрой Потехиной (35%) в Москве. Основатели компании запустили бизнес по продаже модных напитков с топпингами, а в 2012 году начали продажу франшизы. В настоящее время у компании три основных направления: франчайзинг, размещение оборудования по приготовлению чая «Ти Фанни» в сетях кинотеатров, АЗС, ресторанах быстрого обслуживания, а также интернет-магазин по продаже фирменных ингредиентов для приготовления напитков. Владельцы франшизы обещают, что средняя выручка одной точки — 200 тыс. рублей в месяц. В настоящее время под брендом Teafunny работает 454 точки.
8. Сети «Шоколадница», «Кофе Хауз», «Вабисаби», KFC, MaxBrenner, PandaExpress. ГК «Шоколадница» принадлежит Александру Колобову. Под этими вывесками работает 428 заведений, в том числе франчайзинговые KFC, PizzaHut, MaxBrenner и PandaExpress (китайская кухня), которую Колобов стал развивать по франшизе с весны 2018 года.
9. «Додо Пицца». Эту сеть пиццерий развивает ООО «Пицца Венчур». Основатель «Додо Пиццы» — Федор Овчинников, открывший первую пиццерию в Сыктывкаре в 2011 году. В 2013 году предприниматель пытался найти деньги на создание глобальной компании у инвестфондов, но «они смеялись», рассказывал Федор Овчинников в интервью на Youtube-канале известному предпринимателю, ментору Оскару Хартманну. Сегодня под брендом «Додо Пицца» работает более 420 пиццерий в мире, включая Китай, США и Европу.

10. «Теремок». Сеть ресторанов русской кухни формата fast-casual основал Михаил Гончаров в 1998 году. Сегодня по всей России работает 303 заведения. В 2016 году Гончаров открыл первые рестораны в США, но через какое-то время их пришлось закрыть ввиду убыточности.

Интервью создателя «Теремка» Михаила Гончарова можно прочитать .

11. BaskinRobbins. Эту сеть по франшизе развивает АО «БРПИ», принадлежащее ПАО «Московский хладокомбинат №9». Сегодня в России под этим брендом работает 300 точек.
12. IL Патио, «Шикари», «Планета Суши», «Американский Бар и Гриль», CostaCoffee (франчайзинг), TGI FRIDAYS (франчайзинг), McDonald’s (франчайзинг), «Мама Раша». Все эти бренды в России развивает ПАО «Росинтер Ресторантс Холдинг». Основные рынки, на которых работает холдинг, — это Россия, СНГ и Центральная Европа, включая страны Балтии. В России первое заведение было открыто в 1990 году. По итогам 2018 года общее количество ресторанов Росинтер Ресторантс составляло 272, из них 165 корпоративные, 107 франчайзинговые из них по России – общее количество 247, из них 151 корпоративные, 96 франчайзинговые.
13. «Крошка Картошка». Первое кафе Андрей Конончук и Виталий Науменко открыли в Москве еще в 1998 году. Это был автобуфет. В таком формате сеть работала 5 лет, а с 2003 года владельцы стали открывать свои заведения на фуд-кортах торговых центров. В 2015 году, по данным СПАРК, основатели вышли из состава учредителей, и с того момента компания на 100% принадлежит Ирине Левашовой.
В настоящее время в России открыто 188 заведений, расположенных как на фуд-кортах торговых центров, так и в отдельно стоящих зданиях. Более половины ресторанов открыты по системе франчайзинга. В 2017 году компания открыла первое заведение за пределами России, в соседней Белоруссии.
14. PapaJohn’s. В России одна из крупнейших мировых сетей пиццерий работает по франшизе, которую развивает PJ Western, мастер-франчайзи американской сети PapaJohn’s в России, СНГ и Центральной Европе. В марте 2018 года стало известно, что в конце 2017 года в эту сеть инвестировал известный российский хоккеист Александр Овечкин. Его доля и сумма инвестиций не разглашалась. Сегодня под этим брендом в России работает 185 заведений.
15. KFC, PizzaHut. ООО «АмРест» — крупнейший франчайзи этих брендов в России. У него работает 182 заведения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *