Сфера общественной жизни

Общество состоит из четырех основных сфер: политической, экономической, социальной и духовной. Для каждой из них отведены свои задачи.

Социальная сфера – это совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. Социальная сфера охватывает все пространство жизни человека — от условий его труда и быта, здоровья и досуга до социально-классовых и национальных отношений.

Что такое социальная сфера

Существует несколько определений социальной сферы.

Социальная сфера жизни общества представляет собой систему, организованную для удовлетворения материальных и духовных человеческих потребностей.

Она включает в себя:

  • Образовательные и воспитательные учреждения (детские сады, школы, кружки по интересам, колледжи, университеты);

  • Организации, занимающиеся медицинским обслуживанием (больницы, госпитали, поликлиники, медицинские центры, лаборатории);

  • Культурные организации (музеи, дворцы и дома культуры, парки культуры и отдыха, цирки, театры, концертные залы, ботанические сады, галереи);

  • Спортивные организации (спортивные клубы, футбольные и хоккейные лиги, спортивные школы, секции, центры);

  • Социальное обеспечение (организации, оказывающие материальную помощь старикам, лицам, лишившимся трудоспособности, матерям-одиночкам, безработным, лицам без определенного места жительства);

  • Общественное питание;

  • Коммунальное обслуживание — ряд служб по хозяйственному обслуживанию района, города, области (водоканал, городской транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, электростанции);

  • Пассажирский транспорт, связь.

Таким образом, благодаря многочисленным организациям, социальная сфера общественной жизни обеспечивает условия труда и отдыха, заботится о физическом развитии человека, его здоровье, образовании.

Согласно другому подходу, социальная сфера представляет демографические группы населения, отличающиеся между собой по возрасту, полу, личным особенностям. В этом случае социальная сфера общества включает в себя: стариков, детей, подростков, мужчин, трудоспособных граждан, женщин, пенсионеров.

Третье определение универсальное: социальная сфера общества – это поле деятельности людей, объединенных в различные социальные общности. Эти группы различаются между собой уровнем образования, дохода, доступом к власти.

Задачи, цели и основные направления в социальной сфере

Социальная сфера занимается воспитанием и обучением подрастающего поколения, обеспечивает потребности человека в жилье, продуктах питания, одежде, медицинском обслуживании.

Задачи, цели социальной сферы: устройство благоприятных социальных отношений между группами, индивидуумами по поводу их положения, места и роли в обществе, образа и уклада жизни.

Реализация этих целей осуществляется на основе социальной технологии — алгоритмов и процедур осуществления действий социальной практики.

Основным направлением в социальной сфере является создание оптимальных условий жизни для каждого человека, его здоровья, образования, трудовой деятельности и социальной справедливости для всех слоев населения.

Элементы социальной сферы

Социальная сфера имеет сложную структуру, состоит из разнообразных элементов: наций, этносов, классов.

К элементам социальной сферы относятся:

  • Этническая составляющая. В современности особой общностью является народ;

  • Территория. Каждая общность людей проживает на определённой территории (страна, город, посёлок);

  • Классовая составляющая. Неравенство доходов, уровня жизни, разделение труда приводят к появлению классов общества. В современном мире определение «класс» заменено на понятие «социальные группы»;

  • Экономическая составляющая. Данный элемент основывается на доходах членов общества и регулируется степенью доходов граждан страны;

  • Профессионально-образовательная составляющая. Различие между людьми проявляется по социально-профессиональному признаку (умственный или физический труд) и по уровню образования (среднее, высшее);

  • Семейно-брачная составляющая. Одним из институтов социальной сферы является семья, которая основывается на браке, общей бытовой жизни, взаимопомощи, ответственности;

  • Демографическая составляющая. К демографическому элементу относится:

  • учёт численности населения;

  • уровень смертности;

  • уровень рождаемости;

  • процентное соотношение полов;

  • половозрастной состав.

Назначение социальной сферы

Социальная сфера по своему целевому назначению заключается:

  • в развитии человеческих ресурсов;

  • обслуживание населения на бытовом, торговом, жилищном и других уровнях;

  • социальная защита по системе оказания материальной помощи, страхования, обеспечения условий труда и жизни.

Социальная сфера и благосостояние граждан страны

В зависимости от того, на какой ступени развития находится социально-культурная сфера страны, можно получить представление о благосостоянии граждан страны.

Именно в этой области находятся все отрасли, имеющие важное значения для качественной жизнедеятельности людей:

  • здравоохранение. Важно качество бесплатного медицинского обслуживания и количество бесплатных больниц и клиник по сравнению с платным медицинским обслуживанием;

  • образование. Здесь имеет значение доступность и уровень бесплатного школьного и высшего образования для всех слоев населения;

  • социальное обеспечение. Это социальные программы, которые направлены на помощь малоимущим людям или многодетным семьям

  • культура. Посещение объектов культуры с предметами достояния народа должно быть доступно всем слоям населения. Здесь так же важна защита интеллектуальной собственности деятелей культуры и достойная оплата их труда и творчества;

  • спорт и физическое воспитание. Главной задачей в этой области является поддержание здоровья и красоты, увеличение продолжительности жизни населения.

Таким образом, если во внутренней политике государства социальная сфера занимает одно из ведущих мест, то можно сказать о процветании населения страны.

Существующие проблемы и функции социальной сферы

Существующие проблемы социальной сферы

Главной проблемой общества является неравенство доходов населения страны.

С развитием общества используются два пути решения данной проблемы, а именно:

  • предоставление равных возможностей каждому члену общества для обустройства своей жизни;

  • предоставление определённых благ для обеспечения достойной жизни гражданам страны. Здесь успех зависит от личных стараний и усилий гражданина.

Стоит отметить, что немаловажной проблемой в последние годы стало достижение равноправия мужчин и женщин.

Однако при этом, на женщин ложится двойная нагрузка (работа на предприятии и работа по дому).

Это оборачивается для общества ослаблением семейного уклада, которое заключается в сокращении рождаемости, отсутствии должного контроля родителями за поведением детей.

Функции социальной сферы

Основной функцией социальной сферы является обеспечение воспроизводства жизнедеятельности членов общества.

Являясь самостоятельной подсистемой, социальная сфера взаимодействует с политической, экономической, и духовной областями.

В совокупности все вышеперечисленные подсистемы существуют, как среда для развития и воспроизводства населения страны.

Кроме этого к функциям социальной сферы относятся:

  • регулирование распределения, потребления и обмена совместного производимого продукта или блага;

  • обеспечение безопасности граждан страны;

  • предоставление членам общества минимально необходимых потребностей;

  • социальное обслуживание;

  • поддержка нетрудоспособных слоёв населения страны;

  • обеспечение взаимодействия между различными социальными институтами;

  • формирование и развитие творческих качеств у граждан страны.

Основные статьи расходов в социальной сфере

Основные статьи расходов в социальной сфере это:

  • здравоохранение;

  • образование;

  • культура;

  • жилищно-коммунальные объекты;

  • социальные программы по защите прав и обеспечения граждан.

Управление социальной сферой

Управление социальной сферой осуществляют институты власти и находящиеся в их ведомствах государственные учреждения.

Объекты, осуществляющие контроль по организации необходимых мер и выполнению социальных программ, которые необходимы для улучшения качества жизни населения страны, подразделяются на региональные, областные или местные учреждения.

К целям социальной деятельности государственных учреждений относятся:

  • охрана здоровья и жизни населения страны;

  • обеспечение равных прав на образование и работу для всех граждан страны;

  • обеспечение населения страны доступным жильем;

  • пенсионное обеспечение после выхода гражданина на пенсию;

  • право на самовыражение и творческое развитие.

Лекция 9. ОБЩЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

В социологии все социальные явления и процессы рассматриваются как системы, обладающие определенной внутренней структурой. Наиболее общей и сложной социальной системой является общество, а ее элементы — люди, социальная деятельность которых обуславливается определенным социальным статусом, социальными ролями, социальными функциями, которые они выполняют, социальными нормативами и ценностями, принятыми в данной системе, а также индивидуальными качествами (социальные качества личности, мотивы, ценностные ориентации, интересы и т.д.).

Социальная система может быть представлена в трех аспектах. Первый аспект — как множество индивидов, в основе взаимодействия которых лежат те или иные общие обстоятельства (город, деревня и т.д.); второй — как иерархия социальных позиций (статусов), которые занимают личности, и социальных функций (ролей), которые они выполняют на основе данных социальных позиций; третий — как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание поведения элементов данной системы.

Первый аспект связан с понятием социальной организации, второй— с понятием социальной организации, третий — с понятием культуры.

Социальная система, таким образом, выступает как органическое единство трех элементов — социальной общности, социальной организации и культуры. В социологии под системой понимается определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. В частности, любая социальная группа представляет собой сложную систему, не говоря уже об обществе и т.п.

Общество – это объединение людей для удовлетворения социальных потребностей и осуществления социального контроля за членами данного общества. Социальными потребностями, т.к. физиологические потребности человек может удовлетворить и в малой группе или даже оставаясь в одиночестве, например, на необитаемом острове. А вот удовлетворение социальных потребностей, сущность которых можно выразить в двух словах как потребность самореализации личности, вне общества удовлетворить невозможно. Кроме того, именно в ходе реализации социальных потребностей раскрывается индивидуальность каждой личности.

Социальный контроль – это целенаправленное воздействие на личность со стороны общества с целью достижения общепринятого порядка.

Общество как естественноисторическая целостная система представляет собой органическое единство четырех сфер общественной жизни — экономической, социальной, политической и идеологической. Каждая из сфер общественной жизни выполняет определенные функции: экономическая — функцию материального производства, социальная — социализации, политическая — социального управления, идеологическая — духовного производства. Каждая общественная система (общественная формация) отличается от предшествующей характером своих систем образующих элементов и способом их связи между собой.

Социальная система представляет собой явление или процесс, состоящий из качественно определенной совокупности элементов, находящихся во взаимных связях и отношениях и образующих единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру. Социальная структура — это сложное взаиморасположение устойчиво связанных элементов в социальной системе.

Существенными чертами любой системы являются целостность и взаимосвязанность (интеграция) всех элементов ее структуры. Элементами социальной системы являются люди и их деятельность, которую они осуществляют не изолированно, а в процессе взаимодействия с другими людьми, объединенными в различные сообщности в условиях данной социальной среды. В процессе этого взаимодействия люди и социальная среда оказывают систематическое воздействие на данного индивида, равно как и он оказывает воздействие на других индивидов и среду. В результате данная общность становится системой, целостностью с качествами, которых нет ни в одной из включенных в нее элементов в отдельности. Социальная жизнь предстает как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных социальных систем, в основе которых в конечном счете лежит материальное производство, но которые не сводимы к нему одному.

Структура, выступая как единство совокупности элементов, управляется своими законами и закономерностями. Существование, функционирование и изменение структуры носит характер саморегуляции, поддерживающей в определенных условиях равновесие и стабильность элементов внутри структуры.

Самой большой системой является общество в целом. Его важнейшими подсистемами являются экономическая, социальная, политическая и идеологическая. Другие подсистемы — классы, этнические, демографические, территориальные и профессиональные группы, семья, индивид и т.д. Каждая из названных подсистем включает в себя множество других подсистем. Одни и те же индивиды могут быть элементами различных систем.

В основе классификации социальных систем может лежать тип социальных связей. В этом случае выделяются социальные группы (социальные отношения), социальные институты (институциональные связи), система социального контроля (связи социального контроля), социальные организации (организационные связи).

Если судить об обществе с точки зрения взаимосвязей и отношений между индивидуумами, то, как правило, совокупность таких связей накладывается на государственно-территориальные единицы.

Первым признаком общества является территория, на которой происходит консолидация социальных связей. Территория — это основа социального пространства, в котором складываются, развиваются отношения и взаимодействия между индивидами.

Второй отличительной чертой общества является его способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних взаимосвязей. Устойчивость — это важнейшая характеристика общества. Но нельзя смотреть на социальные структуры, как на нечто раз и навсегда данное. Структуры выполняют свою роль поддержания стабильности общества только при условии их легитимности, т.е. при условии признания их целесообразности большинством населения.

Третья отличительная черта общества — его автономность и высокий уровень саморегуляции. Автономность общества достигается его многофункциональностью, т.е. способностью создавать необходимые для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов условия.

Четвертая черта — большая интегрирующая сила. Общество социализирует каждое новое поколение людей, включая его в сложившуюся систему отношений, подчиняет общепринятым нормам и правилам.

Итак, общество — это универсальный способ организации социальных связей и социального взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей людей.

Несколько другое определение дает Марш, определяя следующие условия, при которых социальное объединение следует считать обществом:

* постоянная территория;

* пополнение общества, главным образом, благодаря деторождению, хотя иммиграция также играет некоторую роль в этом;

* развитая культура — модели культуры могут быть достаточно многообразными, чтобы удовлетворить все потребности общественной жизни;

* политическая независимость — общество не является субсистемой (элементом) какой-либо другой системы, это допустимо лишь в очень небольшой мере.

Рассмотрение общества как системы различается в работах разных социологов. Главная причина — в неоднозначности методологических позиций авторов. Исследование системы может быть начато с изучения ее основных структурных компонентов, механизмов их функционирования и взаимодействия. В этом случае многое определяется выбором основного систематизирующего элемента, т.е. того кирпичика, который лежит в основе теоретической конструкции.

Например, О. Конт, которого называют отцом социологии, первичной ячейкой общества считал не человека, а семью. Американский социолог Н. Смелзер рассматривает сначала статусы и роли человека, затем на основе статусов и ролей дает понятие социальных институтов (суд, медицина, образование, семья и т.д.), социальных групп, формальных организаций, общин и общественных классов, а затем — общества, объединяющего все это.

Кроме того, существует множество способов классификации обществ. Согласно марксистской традиции, тип общества определяется способом производства, т.е. тем как используются и контролируются экономические ресурсы, которыми оно владеет. (В связи с этим различаются, например, феодальное, капиталистическое, социалистическое, коммунистическое общества).

Классификация обществ может быть составлена также на основе господствующих в них религий (например, мусульманское общество) или языка (франкоязычное общество).

Г. Ленски и Дж. Ленски составили следующую классификацию обществ в соответствии с присущими им основными способами добывания средств к существованию: общество охотников и собирателей, садоводческое, аграрное и промышленное.

Г. Спенсер сравнивал общества с биологическими организмами, а отдельные части общества (образование, государство и др.) — с частями организма (сердцем, нервной системой и т.д.), каждая из которых влияет на функционирование целого. Г.Спенсер считал, что, подобно биологическим организмам, общества развиваются от простейших форм к более сложным. В ходе этого процесса они непрерывно вынуждены приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды. Дольше выживают наиболее приспособленные.

Таким образом, считал Г.Спенсер,»естественный отбор» происходит в человеческом обществе так же, как и среди животных, способствуя выживанию самых приспособленных. В то же время процесс адаптации способствует дальнейшему усложнению общественного устройства, так как его части становятся более специализированными (например, общества стали значительно сложнее в период промышленной революции и в результате усугубляющегося разделения труда и развития таких специализированных институтов, как фабрики, банки и фондовые биржи).

Наличие разных подходов объясняется сложностью самого феномена общества и его изучения. Каждый из компонентов общества (социальные связи и отношения, социальные организации, ценности, нормы, социальные роли) привносит в социальную жизнь организующее начало и может быть рассмотрен как начальное звено в логических построениях. Каждый элемент выполняет в обществе определенную функцию, служит удовлетворению определенной группы потребностей индивидов. Функциональная зависимость — это то, что придает системе такие свойства, которыми не обладают элементы.

В современной социологии наиболее полную теорию общества как социальной системы разработал американский социолог Т. Парсонс. Он попытался анализ социальной системы начать не с выявления структурных элементов, а с определения основных функциональных требований, без которых система не может существовать. Он считает, что система может функционировать только при выполнении следующих функций:

* должна обладать способностью к адаптации, т.е. приспосабливаться к меняющимся условиям и возрастающим материальным потребностям людей, уметь рационально организовывать и распределять внутренние ресурсы (экономика);

* должна быть способной к постановке основных целей и задач и к поддержанию процесса их достижения (политика);

* должна сохранять устойчивость на основе общих норм и ценностей, усваиваемых индивидами, и снимающих напряжение в системе (родство);

* должна обладать способностью к интеграции, к включению в систему новых поколений (культура).

Определив основные функции, Т.Парсонс ищет реальных исполнителей этих функций в обществе. В начале он выделяет 4 подсистемы (экономика, политика, культура, родство), ответственные за выполнение каждой функции. Далее указывает те социальные институты, которые в рамках подсистемы осуществляют регулирование (заводы, банки, партии, государственный аппарат, церковь, школа, семья и др.).

Чем последовательнее осуществляется функциональное разделение деятельности на уровне институтов и социальных ролей, тем стабильнее сама система. И напротив, выполнение каким-либо институтом несвойственных ему функций порождает хаос, усиливает внутреннюю напряженность системы. Социальный порядок, под которым понимается упорядоченность и организация социальных связей и взаимодействий, свидетельствует о взаимной согласованности и предсказуемости действий людей.

Любая социальная система, и прежде всего общество, должны обладать достаточным уровнем внутренней упорядоченности, которая достигается главным образом за счет функциональной целесообразности действий индивидов и социальных институтов.

В отечественной социологии принято выделять экономическую подсистему, обеспечивающую производство товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей индивидов; духовно-культурную, позволяющую человеку реализовать свои духовные потребности и способствующую нормативному регулированию общества в целом; социальную, регламентирующую потребление и распределение всех благ; и политическую, осуществляющую общее руководство и управление обществом.

К.Маркс отдавал предпочтение экономической системе как определяющей. Согласно его взглядам, именно способ производства обуславливает социальные, политические и духовные процессы жизни вообще. Однако революция 1917 года стала не итогом, а началом изменения экономического базиса в России. Воздействие политики на социальную жизнь было настолько сильным, что вскоре все сферы общества оказались под ее тотальным контролем.

Сторонники технологического детерминализма склонны видеть определяющий фактор общественной жизни в материальном производстве. Характер труда, техника, технология, по их мнению, определяют не только количество и качество материальных благ, но и культурные запросы людей. Сравнивая примитивные в техническом отношении общества с высокоразвитыми, они отмечают принципиально иные потребности, устремления, ценности людей, иную культуру поведения, межличностного общения, иные формы самовыражения.

Сторонники культурного детерминализма считают, что остов общества составляют общепринятые ценности и нормы, соблюдение которых обеспечивает устойчивость и неповторимость самого общества. Различия культур предопределяют различия в поступках и действиях людей, в организации ими материального производства, в выборе форм политической организации.

При всех различиях в подходах социологов ясно, что общество может нормально функционировать при последовательном выполнении каждой подсистемой своей функции.

Отмечая устойчивость как важнейшую характеристику ее основополагающих причин, Э. Дюркгейм видел первооснову устойчивости в единстве общества в «коллективном сознании», в наличии общей воли, препятствующей развитию губительной силы человеческого эгоизма.

Р. Мертон считал, что общество сохраняется благодаря «фундаментальным ценностям», усваиваемым большинством норм населения и ориентирующим каждого индивида на соблюдение норм совместной жизнедеятельности.

Э. Шилз убежден, что общество как таковое существует только под воздействием «общей власти», обеспечивающей контроль над всей территорией и насаждающей общую культуру.

На ранних этапах человеческой истории она достигалась прежде всего за счет межличностного взаимодействия. Людей связывали узы родства и соседства, строящиеся на эмоциональной, полуинстинктивной основе, на взаимном влечении, на привычке, на страхе лишиться помощи. Ф. Теннис назвал общество, базирующееся на таких принципах, общиной.

Однако по мере роста населения устойчивость связей не могла больше поддерживаться только системой межличностного взаимодействия. Главным стабилизирующим фактором становятся социальные структуры.

Не смотря на то, что в современной социологии пока не определены однозначно факторы устойчивости общества, большинство социологов склонны считать наиболее удачной теорию современных функционалистов — Т. Парсонса, Р. Мертона и К. Девиса, которые выступают последователями Г.Спенсера и Э.Дюркгейма. Их основной подход состоит в определении частей общества, выявлении их положительных и отрицательных функций, в таком их объединении, которое складывается в картину общества как органического целого.

Пять пунктов составляют теоретические рамки современного функционализма.

1. Общество — это система частей, объединенных в единое целое.

2. Общественные системы сохраняют устойчивость, поскольку в них существуют такие внутренние механизмы контроля, как правоохранительные органы и суд.

3. Дисфункции, конечно, существуют, но они преодолеваются или укореняются в обществе. Например, радикалы и хиппи 60-х годов внесли много перемен в общество: новый подход к проблемам окружающей среды, недоверие к высшей власти, более раскованный стиль одежды и поведения, однако сегодня, спустя время, радикалов и хиппи поглотила среда истеблишмента, в которую они вошли, став юристами, учителями, даже биржевыми маклерами.

4. Нормальным считается, если изменения имеют постепенный, а не революционный характер.

5. Социальная интеграция или ощущение, что общество является крепкой тканью, сотканной из различных нитей, формируется на основе согласия большинства граждан страны следовать единой системе ценностей. Например, англичане согласны с необходимостью монархии; в США принцип равных возможностей присущ мировоззрению большинства американцев.

Эта система ценностей представляет собой наиболее устойчивый остов общественной системы.

У исследователей нет единства по вопросу о том, какие сферы общественной жизни следует выделять. Некоторые подразделяют общество всего на две сферы — материальную и духовную; к первой относят экономику и производство, ко второй — науку и культуру. Наибольшее распространение получило выделение экономической, духовной, социальной и политической сфер жизни общества. Попытки отдельных авторов дополнить этот ряд семейно-бытовой сферой вызывают возражения: при всей значимости этой области жизни она выражает более конкретный срез общества в сравнении с другими подсистемами, отражающими фундаментальную структуру общества.

Каждая из сфер охватывает определенный круг общественных отношений и социальных институтов, соответствует тем или иным функциям, которые приходится выполнять обществу.

Экономическая сфера охватывает отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ. Важнейшая функция здесь — взаимодействие общества как системы с внешней природной средой: приспособление к ней (адаптация) и ее преобразование.

Социальная сфера включает отношения между различными социальными общностями и группами. Она призвана объединять, интегрировать общество на основе соотнесения и учета интересов различных групп.

Политическую сферу образуют отношения гражданского общества, политических партий и государства. Назначение сферы политики — осуществлять руководство и управление.

Духовная сфера охватывает отношения, складывающиеся в процессе создания, распространения, сохранения и освоения духовных ценностей. Через нее осуществляется такая важная функция общества, как поддержание определенных ценностей, норм человеческого общежития.

Сферы жизни общества как части единой системы неразрывно связаны между собой, изменения в одной влекут, как правило, изменения в другой.

Рассмотрим взаимовлияние общественных сфер на отдельных примерах. Обратимся к явлению, получившему столь широкое распространение в современном мире, — массовой культуре. С ее продуктами — рекламой, поп-музыкой, развлекательными передачами на телевидении и т. п. — знаком сегодня практически каждый. Но было время, когда общество не знало массовой культуры. Должны были произойти изменения в различных сферах жизни, включая саму культуру, чтобы на рубеже XIX — XX вв. этот феномен появился. В экономической сфере — переход к массовому производству, его стандартизация; повышение платежеспособного спроса рабочих и служащих; в дальнейшем — появление технических средств, позволяющих тиражировать произведения искусства. В социальной — стремительный рост городского населения, появление досуга у значительной части работников. В собственно культурной сфере индустриально развитые страны делают важные шаги, направленные на развитие образования, прежде всего начального. Так, в 70-е гг. XIX в. в Великобритании вводится обязательное обучение детей в возрасте 5—12 лет, в конце столетия отменяется плата за обучение в начальной школе. На появление у «низших» классов досуга, некоторых средств, сверх минимально необходимого, на рост числа грамотных, на желание расслабиться, отдохнуть после монотонного труда рынок ответил соответствующим предложением «типового» культурного продукта: книгами, фильмами, граммофонными пластинками и т. д.

Есть ли среди сфер жизни общества определяющая, дающая своего рода первотолчок последующим трансформациям? Этот вопрос остается дискуссионным. Наиболее обстоятельная разработка идеи о приоритете экономики, производственных отношений в общественном развитии принадлежит К. Марксу. Как вы уже знаете, согласно созданному им учению, изменения в производстве, отношениях собственности вызывают крупные сдвиги в других областях жизни: «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни общества».

Во многом этот тезис справедлив. Уже на примере зарождения массовой культуры мы видели, что изменения в материальном производстве, технические достижения, да и сам характер рыночных отношений в обществе существенным образом повлияли на этот процесс. Вместе с тем данный пример показывает нам и роль других факторов: социальных, духовных, политических (образовательная политика властей).

Поэтому большинство исследователей сегодня считают, что при рассмотрении общественных явлений в расчет нужно принимать целый ряд факторов, и решающим среди них не всегда будет экономический. В свою очередь, экономические процессы не могут не испытывать политических, социальных и духовных сдвигов в обществе, что хорошо показал немецкий социолог начала прошлого века М. Вебер. Исследуя зарождение капитализма как экономической системы, он обратил внимание на ту роль, которую сыграло изменение духовных ценностей определенной части общества — людей, перешедших на позиции протестантизма. По его мнению, именно протестантизм, давший нравственное оправдание богатству, деловому успеху, открыл возможность для широкого развития предпринимательской деятельности — «мотора» капиталистической экономики.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Типология общества может быть определена по самым различным основаниям. Например, в социально-гуманитарных науках нередко выделяют типы общества, соответствующие его делению на длительные исторические периоды – общественно-экономические формации:

1) первобытное общество, которое отличается социальной однородностью и относительно справедливым распределением материальных благ (первобытный коммунизм);

2) рабовладельческое общество – в нем формируются два противоположные классы: рабовладельцы и рабы;

3) феодальное общество – представлено помещиками (феодалами) и зависимыми от них крепостными крестьянами;

4) капиталистическое общество – имеет сложную социально-классо-вую структуру, в которой лидирующее место занимает класс капиталистов и зависимый от него рабочий класс (пролетариат);

5) социалистическое общество – характеризуется постепенным переходом к бесклассовым, социально однородным отношениям; считается первой фазой коммунистической общественно-экономической формации;

Однако такую схему деления общества по социально-экономическим признакам трудно применить к характеристике современного общества. Ему присуща сложная социальная структура, связанная с многообразием форм собственности, а также высоким уровнем социальной мобильности, позволяющая индивидам свободно перемещаться по социальной лестнице.

В социологической науке применяются и другие классификации общества. Например, в зависимости от уровня взаимодействия с государственными политическими институтами общество подразделяют на виды:

1) негражданское общество – характерно для народов, не имеющих своей государственности;

2) догражданское общество – имеет государство, но оно подавляет самостоятельность граждан во всех основных сферах их жизни;

3) гражданское общество – связано с развитой негосударственной сферой жизнедеятельности людей, то есть, предполагает возможность граждан строить свои отношения, включая экономические, без постоянного вмешательства государственных органов власти.

Нередко в социологическом анализе классификации общества по уровню его научно-технического, социокультурного и политического развития:

1) доиндустриальное (традиционное, архаическое, предындустриальное) – общество; в его основе лежит семья, церковь, традиции, аграрно-ремесленное производство;

2) индустриальное (промышленное) общество – характеризуется бурным экономическим ростом на базе развития промышленного производства в условиях рыночной экономики;

3) постиндустриальное (информационное общество), отличается переходом от товаропроизводящей экономики к развитию сферы услуг и информационных технологий, в результате чего классовое деление общества как бы уступает свое место профессиональному.

Не лишен интереса нижеследующий вариант разделения общества на отдельные виды:

1. Охотники и собиратели плодов. Небольшое по численности общество. Поддерживают жизнь за счет охоты, рыболовства и сбора диких плодов. Период существования – от 50 тысяч лет тому назад до наших дней.

2. Аграрное общество. В основе – сельскохозяйственный труд, характерно некоторое социальное неравенство. Управляется вождями. Существует – от 12 тысяч лет тому назад до наших дней.

3. Пасторальное общество. Главный тип жизнедеятельности в этом обществе – выращивание домашних животных (скотоводство). Размеры таких обществ варьируются от нескольких сотен до нескольких тысяч человек. Здесь существует значительное неравенство его членов. Управляется также вождями. Существует столько же, сколько и аграрное общество.

4. Традиционное общество (неиндустриальная цивилизация). Сельское хозяйство в этом обществе продолжает оставаться основой экономики. Города превращаются в центры торговли. Присутствует существенное неравенство между различными классами. Период существования с ХVШ века до наших дней.

5. Общество современного мира (индустриальное общество). Характеризуя это общество, иногда его подразделяют на «три мира» (страны первого мира, второго и третьего), в зависимости от уровня развития промышленного производства и типа политического режима.

Такой подход к оценке современного общества, видимо, устарел. Тем не менее, средства массовой информации до сих пор используют в политических комментариях выражение «страны третьего мира», относящееся к развивающимся государствам.

В обществе современного типа, как структурно сложной социальной системы, можно выделить различные его стороны или, иначе, сферы жизнедеятельности людей. Их можно рассматривать как подсистемы общества, отражающие многообразные функции общественной жизни:

1. Социальная сфера – состоит из всевозможных социальных общностей, содержит в своем составе в качестве объектов, наиболее часто исследуемых социологической наукой, следующие виды:

● социально-демографические группы;

● этнические образования;

● территориальные и другие подобные им социальные общности.

Также в социальную сферу входит система взаимодействий между этими общностями и обществом в целом.

2. Экономическая сфера – содержит самые разные элементы, связанные с экономической деятельностью людей:

● производственные отношения, включая распределение и потребление товаров и услуг;

● профессиональные группы, составляющих основу трудовой деятельности людей;

● организации и учреждения, обеспечивающие эту деятельность;

● стимулы производительного и качественного труда.

3. Политическая сфера – представлена широким комплексом составляющих элементов: государство, политические партии и движения, политические нормы и ценности, общественное мнение, политические процессы, политическая деятельность, идеология и многие другие компоненты.

4. Социокультурная сфера – включает науку, образование, искусство, мораль, религию, философию и другие элементы, характеризующие духовное содержание общества.

5. Семейно-бытовая сфера – связана с семейно-брачными отношениями, рождением и воспитанием детей, совместным ведением хозяйства.

6. Социально-психологическая сфера – формируется на уровне межличностных отношений.

7. Индивидуальная сфера – ограничена внутренним миром каждой отдельной личности.

Выше перечислены не все возможные сферы общественной жизни. Однако именно эти, в определенных соотношениях, чаще изучаются социологической наукой. То есть, объектом социологического исследования выступает не только социальная сфера в узком смысле этого слова, но также взаимодействующие с ней экономика, политика, культура, семья и другие стороны общественной жизни.

Ф ИЗ ПОЛИТОЛОГИИ И ИСТОРИИ

Г.В. Полунина,

зав. кафедрой политологии

ПОЛИТИКА ИЛИ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА?

ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕДМЕТОМ ПОЛИТОЛОГИИ?

К а к показывает опыт, в жизни общества тесно взаимодействуют две

его крупнейшие системы — экономическая и политическая. Нет сомнения в том, что в хозяйственной жизни современной России (как и других государств) все сферы экономики (финансы, банковское дело, страхование, налогообложение, аудиторские услуги, рынок ценных бумаг и т.д.) прямо или косвенно испытывают воздействие политических процессов. Многие общественные явления можно осмыслить только на основе понимания сути взаимодействия экономики и политики. Глубокое понимание этой взаимосвязи особенно важно для выпускников финансово-экономических вузов, которым предстоит работать в экономической сфере общества, а для этого необходимо глубокое изучение не только комплекса экономических дисциплин, но и науки о политике (политологии).

Политология в нашей стране совсем недавно вошла в число изучаемых общественных дисциплин. Первые учебные материалы появились не более пяти лет назад, поэтому не удивительно, что их отличает многообразие точек зрения по одним и тем же вопросам. Задача данной статьи — рассмотреть различные точки зрения на содержание предмета политологии (т.е. вопроса о том, что она призвана изучать) и привести аргументы в обоснование того, что в качестве такового следует рассматривать политическую сферу общества.

Итак, современная политология относится к числу высокодискуссионных общественных наук: практически по каждой рассматриваемой в ней теме, проблеме и даже отдельному вопросу имеется несколько (порой прямо противоположных) точек зрения. Во многом это проистекает из того, что и по «стартовому” для любой науки вопросу — о ее предмете — нет единства мнений.

О политологии говорят как о науке, изучающей мир политического , ее рассматривают как науку о политической власти (француз-

ский политолог М. Дюверже), как науку, изучающую «особенности движения и функционирования различных политических систем” . Известны и другие точки зрения, но наиболее часто в качестве предмета политологии рассматривают политику .

Однако в связи с такой трактовкой предмета политологии перед исследователями встают как минимум два нелегких вопроса: во-первых, что такое политика и, во-вторых, каковы границы этой сферы жизнедеятельности общества. Оба вопроса вызывают большие трудности. В частности, в учебнике «Основы науки о политике” политика однозначно рассматривается как предмет политологии, но при этом справедливо отмечается: «Указать предмет политологии нетрудно. Трудность заключается в определении самой политики” . Очевидно, поэтому большинство учебных пособий начинается с выяснения содержания этого понятия.

К сожалению, конечные выводы о содержательной стороне данного понятия существенно отличаются. Во-первых, всеобщее признание, что политика есть целенаправленная деятельность, не проясняет, а усложняет понимание данной категории, поскольку в конкретизированном виде эта деятельность понимается политологами по-разному: как борьба за власть, как управление обществом, как разрешение общественных конфликтов и т.д. Во-вторых, достаточно открыть любое учебное издание по политологии, чтобы понять, что далеко не все структурные элементы этой науки можно классифицировать как деятельность (политическая система, государство как политический институт, гражданское общество, политический режим, политические партии и общественно-политические движения, политическая элита, политический лидер, политическая культура, политический процесс и др.).

Отмеченное несоответствие не могло остаться незамеченным. В последние годы появляется все больше публикаций по политологии, в которых дается более широкое толкование предмета политологии, т.е. он уже не сводится только к политике. В частности, в учебном пособии по политологии под редакцией профессора Б. И. Краснова отмечается: «Политология как наука изучает политическую жизнь общества, его политическую систему, проблемы внутренней политики и международных отношений, занимается исследованиями способов принятия общественно значимых решений” . Из этого определения следует, что предмет политологии — это не только политика, что он гораздо шире.

Есть определения предмета политологии, в которых политика не только не единственная его составляющая, но даже и не первостепенная. Например, в учебном пособии по политологии под редакцией профессора Д.С. Клементьева подчеркивается, что «политология в собственном смысле слова — это наука об общих принципах и закономерностях политической жизни общества и их специфическом проявлении, о путях, формах и методах их реализации в деятельности субъектов политики” .

Нельзя не отметить примеры весьма широкой трактовки понятия «политика”. В этом отношении показательным является следующее: «Политика — многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентаций, взглядов и коммуникативных связей между людьми по поводу власти и управления обществом: основными факторами политики выступают социальные (этнические) группы, выражающие их интересы политические организации, институты, движения, лидеры” .

Из всего вышесказанного следует, что научному определению предмета политологии дважды не повезло. Во-первых, современную учебную литературу по политологии отличает многообразие точек зрения в определении предмета политологии, что никак не способствует формированию уверенности в изложении учебного курса. Во-вторых, приняв какую-либо позицию в отношении предмета (например, что таковым является политика), авторы затем трактуют его каждый по-своему. Это относится и к политике, и к политической власти, и к «общим принципам и закономерностям политической жизни общества”.

Однако, как это ни парадоксально, но по-разному истолковывая предмет политологии, вышедшие в последние годы учебные пособия включают, по существу, один и тот же тематический комплекс. Это — политическая власть и ее носители, политические элиты, политическое лидерство, политический режим, гражданское общество, политические институты (государство как политический институт, партии и партийные системы), политические процессы, политическая культура, мировая политическая система и др. Уже этот перечень рассматриваемых в учебной литературе по политологии вопросов далеко выходит за рамки того, что включает в себя политика. По существу, он отражает политические отношения, политические процессы и политические институты, объединяемые понятием «политическая сфера общества”. Вряд ли кто-нибудь будет отрицать ее существование. Это одна из крупнейших сфер жизни общества наряду с экономиче-

ской, социальной, культурной и др. Ее главное предназначение — организация общества и управление им на всех уровнях. Если бы не было политической сферы, то жизнь общества уподобилась бы броуновскому движению. Оно просто не могло бы существовать.

Данная сфера — объективная реальность: она существует, действует, развивается. Именно здесь лежат корни практически всех видов государственной политики. Здесь инициируется большинство политических процессов, здесь функционируют все властные структуры. Здесь принимаются важные для всего общества решения. Поэтому неудивительно, что политическая сфера вызывает интерес представителей разных общественных наук — права, социологии, психологии, экономической теории и других. Однако все перечисленные науки имеют свой предмет исследования, и политическая сфера интересует их лишь в той мере, в какой интересы этих наук пересекаются с политической жизнью общества.

И лишь одна наука изучает политическую сферу общества специально и комплексно, в составе всех ее слагаемых. Речь идет о политологии. Повторим, что хотя и другие науки принимают участие в изучении политической сферы общества, но, заимствуя понятие из категориального аппарата экономической теории, можно сказать, что «контрольный пакет акций” в ее исследовании принадлежит политологии. Такой вывод основывается, как уже было отмечено, на сопоставлении содержания, структуры и функций политической сферы общества с тем комплексом вопросов, проблем и процессов, которые изучаются политологией и, соответственно, составляют содержание учебников и учебных пособий по данной дисциплине.

В условиях демократии политическая сфера (как и другие, в частности экономическая) функционирует как система в известной мере самоорганизующаяся, самонастраивающаяся, саморегулирующаяся. Как и любая система она имеет «ядро” («эпицентр”) — системообразующее отношение, которое определяет содержание, направление и динамику развития всех других отношений, всей системы. Таким системообразующим «ядром” в политической сфере общества является политическая власть. Она дает ключ к пониманию сущности и предназначения данной сферы. Все другие ее элементы (лидерство, элита, партии, избирательные системы, политические процессы, политические режимы и т.д.) так или иначе связаны с политической властью. Вся жизнь политической сферы общества организуется вокруг центрального отношения — политической власти.

Взаимосвязь этого центрального звена и других элементов системы можно проследить по следующим ключевым направлениям ее функционирования:

> реализация власти (политическое лидерство, политическая элита, бюрократия, политические процессы);

> организация власти (государство как политический институт, формы правления, политические режимы);

> формирование власти (политические партии и движения, избирательные системы);

> инфраструктура политической власти (политическая культура, политическая идеология, политическая социализация, общественное мнение).

Будучи одной из крупнейших систем в жизнедеятельности общества, политическая сфера имеет свои подсистемы, составляющие ее структуру. Структурно политическая сфера общества включает следующие основные подсистемы.

© Подсистема политических институтов (институциональная подсистема). Это несущие конструкции политической сферы общества, ее «каркас”. Здесь берут свое начало судьбоносные политические процессы. В этой подсистеме создается нормативно-правовая база, определяющая условия, возможности и границы функционирования всей системы. Здесь разрабатывается политика, обеспечивающая экономическую и политическую стабильность общества. Структурно эта подсистема включает форму правления, политический режим, органы законодательной, исполнительной и судебной власти, политические партии и движения, многочисленные общественные организации, избирательную систему.

© Коммуникативная подсистема. Это совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования политической сферы общества. Главным образом, это отношения, связанные с управлением обществом. Это также отношения, отражающие борьбу за политическую власть (ее достижение, укрепление, реализация). Субъектами этих отношений являются политические лидеры, представители политической элиты, политические институты и организации и, конечно, граждане.

Ф Регулирующая подсистема. Ее предназначение — регулировать функционирование политической сферы общества в целом, формирование и деятельность ее политических институтов на базе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

принятых политико-правовых норм, отраженных в конституции страны и других законодательных документах.

© Политико-идеологическая подсистема. Она включает политические концепции, теории, взгляды, которые лежат в основе совершенствования политической сферы общества в целом, создания и развития политических институтов и политико-правовых норм.

Такая структура (четыре подсистемы) прослеживается в политической сфере любого государства. При этом конкретизированное содержание каждой из данных подсистем изменяется не только от страны к стране, но и в пределах одной страны в разные временные периоды ее развития. Многое зависит от формы правления, политического режима, а также от положения страны (экономического, политического, духовного и т.д.).

В этой связи важно подчеркнуть, что политология изучает и общие для различных стран характеристики политической сферы общества, и формы их проявления в конкретных условиях той или иной страны. Следовательно, политология исследует структуру политической системы общества во всем многообразии ее форм.

Приведенная характеристика политической сферы общества дает основание сопоставить данное понятие (его содержание, структуру, функции) с понятием «политика”. Каково соотношение этих понятий? Первая — одна из крупнейших сфер жизнедеятельности общества, функционирующая как система. Она включает всю политическую жизнь, весь мир политического, тесно взаимодействуя с другими общественными сферами. Политика же — это определенный вид целенаправленной деятельности — сложный, важный, необходимый. Она связана главным образом с политической властью: ее достижением, упрочением, реализацией тех целей, которые она ставит. Политику невозможно понять и осмыслить вне политической сферы общества. Здесь ее корни, ее истоки. В определенной мере политика есть средство и механизм функционирования политической системы. Политику можно понять только в контексте всей политической сферы общества. Поэтому есть основания для вывода о том, что политическая сфера общества (в составе всех ее слагаемых) и политика соотносятся как целое и часть. Поэтому сводить предмет политологии только к политике означает обеднение реального комплекса тем, вопросов и проблем, которые изучаются российскими и зарубежными политологами.

Как вид определенной целенаправленной деятельности политика не вмещает многого из того, что изучается политологией. Как, например, можно отнести к политике такие реальности политической жизни общества, как политическая культура, политические партии, институты государственной власти, политическую элиту. Все они имеют отношение к политике, но они не сама политика. Изучить и понять их можно в границах политической сферы общества, а не в границах политики.

Таким образом, еще раз подчеркнем, сводить предмет политологии к политике — значит обеднять реальное его содержание. И также следует подчеркнуть, что такая категория, как политика, заслуживает специального изучения в рамках комплексного анализа и осмысления политической сферы общества. Здесь множество аспектов и направлений научного поиска, в частности: политика как общественное явление, политика и экономика, социальная политика, национальная политика, политика и религия, военная политика, внешняя политика, современная геополитика, а также политика как «многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентаций, взглядов и коммуникационных связей между людьми по поводу управления обществом” .

В заключение следует отметить, что рассмотрение в качестве предмета политологии политической сферы общества дает ряд преимуществ для плодотворного изучения политической жизни общества. Такой подход позволяет:

♦ анализировать политическую жизнь общества на основе системного подхода. А это значит: видеть ее место в общей сфере человеческой жизни, ее место и роль среди других крупных общественных систем, а также вычленить и изучить ее подсистемы. Это позволяет видеть в политической сфере главное, системообразующее отношение и связанные с ним элементы;

♦ четко видеть структуру и логику политологии как учебной дисциплины, круг вопросов и проблем, изучаемых этой наукой;

♦ сравнивать политические сферы различных стран, что дает возможность изучать особенности их развития, определять причины социальных кризисов и политических конфликтов, изучать опыт их урегулирования;

♦ изучать различия между политической и другими сферами общественной жизни, а также формы их взаимодействия;

♦ более отчетливо понимать соотношение используемых в политологии понятий.

В методическом плане рассмотрение политической сферы общества в качестве предмета политологии дает возможность использовать опыт изучения других общественных сфер (в частности, экономической), где результаты научных изысканий дали достаточно высокие результаты.

Литература

1. См., например, Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1994. С. 5.

2. Матвеев Р.Ф. Теоретическая и практическая политология. М., 1993. С. 10.

4. Краснов Ю.К., Кривогуз И.М., Неминущий В.П. Указ. соч. Ч. I. С. 10.

5. Политология: Учебное пособие / Под ред. проф. Б. И. Краснова. М., 1995. С. 5.

6. Политология: Учебное пособие / Под ред. проф.

Д.С. Клементьева. М., 1997.

7. Ирхин Ю.В. Указ. соч. С. 11.

8. Там же.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *