Содержание
- Формы налоговых льгот
- Классификация налоговых льгот согласно НК РФ
- Налоговые освобождения
- Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки
- Налоговые кредиты
- Кто может использовать налоговые льготы
- Запрет на индивидуальный характер налоговых льгот
- Можно ли не использовать льготы по налогам и сборам
- Уровни применения налоговых льгот
- Какие нормативные правовые акты устанавливают налоговые льготы
- Порядок отмены налоговых льгот
- Итоги
УДК 323.2:331.28
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И СОЦИАЛЬНЫЙ ПАКЕТ ОРГАНИЗАЦИИ COMPANY SOCIAL POLICY AND PACKAGE
Н.Н. Абакумова N.N. Abakumova
Новосибирский государственный университет экономики и управления
В статье рассматривается практика реализации социального пакета в рамках социальной политики предприятий. Представлено определение социального пакета, причины внимания к нему организаций, структура льгот работникам, источники и размеры финансирования социальных выплат. В конце статьи показана практика использования социального пакета на новосибирских предприятиях.
Ключевые слова: социальный пакет, социальные льготы и гарантии, человек социальный, человек экономический.
Keywords: a social package, social privileges and guarantees, the person social, the person economic.
Одним из факторов стабильного и эффективного функционирования организации становится в последние годы повышение качества трудовой жизни персонала, усиление его заинтересованности в достижении максимально высоких результатов труда и реализация творческого потенциала работников. Этому в значительной мере способствует организация оплаты труда. Помимо традиционных элементов организации заработной платы — нормирование труда, тарифная система, формы и системы оплаты труда — в заработную плату стали включать такой рыночный ее элемент, как социальные выплаты .
Данное явление связано с тем, что происходит переориентация в системе стимулирования с «человека экономического» на «человека социального», более соответствующая современному этапу развития экономики. При ориентации на «человека социального» организации наряду с государством и другими общественными структурами участвуют в решении социальных проблем работника и тем самым стимулируют персонал своей организации к более эффективному труду. При устройстве на работу работники все больше обращают внимание не только на размер заработной платы, но и на социальную политику предприятия, предоставляемый социальный пакет. Поэтому с развитием рыночных отношений повышается значимость социальных выплат и льгот, доля которых постоянно растет в совокупном доходе работника. Дальнейшее развитие концепции «человека социального» получает свое
развитие в теории человеческих ресурсов -новейшего подхода к мотивации и стимулированию. Преимущества данного подхода в том, что делается ставка на участие работников в прибылях, в капитале, в управлении бизнесом. Согласно этому подходу, организация выступает в качестве гаранта, обеспечивающего выполнение ряда социальных обязательств перед собственным персоналом за его социальное благосостояние.
В действующей в России системе социальных гарантий, льгот и выплат существует нечеткое разграничение этих понятий. Так, «право» и «гарантия» употребляются в значительной мере как однопорядковые. Но «право» — это узаконенная государством возможность, а «гарантия» — это обеспечение, активная деятельность по реализации того или иного права. «Льгота» — стремление благоприятствовать отдельным категориям граждан, предоставляя им какие-либо преимущества, частичное освобождение от выполнения установленных правил. «Компенсации» — это возмещение убытков, вызванных причинами, ответственность за которые принимает на себя субъект .
Гарантированные государством льготы и гарантии обязательны для предприятий всех форм собственности. Они выполняют роль социальных гарантий и социальной защиты трудоспособных членов общества, имеющих работу. К таким льготам относятся: ежегодно оплачиваемый отпуск, оплачиваемый больничный лист, отчисления по единому социальному налогу, компенсационные выплаты при выпол-
нении трудовых функций, зафиксированные в Трудовом кодексе РФ. Например, следующие разделы кодекса: 4 — «рабочее время», 5 — «время отдыха», 6 — «оплата и нормирование труда», 7 — «гарантии и компенсации» и др.
Обычно совокупность социальных льгот и выплат объединяют в понятие «социальный пакет». Понятие социального пакета законодательством не закреплено. Поэтому очень часто в него включают весь комплекс социальной защиты и льгот работникам, независимо от того, обязательны они или добровольны со стороны организаций. Большинство авторов, рассматривающих данную проблему, считают, что будет правильно разделять определенные законодательством льготы, которые являются обязательными для всех работодателей, и льготы, которые предоставляются на конкретном предприятии свыше обязательных. Последние и являются социальным пакетом организации, ее преимуществом перед другими на рынке труда. Другими словами, это система льгот и компенсаций материального и нематериального характера, предоставляемая компанией сотрудникам на различных условиях помимо заработной платы. «Социальным пакетом правильнее называть блага, предоставляемые работникам сверх законодательно установленных» .
В организациях социальные льготы и выплаты — это социальные расходы на персонал, осуществляемые на уровне организации из специальных социальных фондов и фондов потребления. Организация, предоставляя своим сотрудникам льготы сверх льгот, предусмотренных законом, решает ряд задач. Это делается для привлечения на предприятие новых работников, снижения текучести и закрепления квалифицированных кадров. В организациях, где существует развитая система выплат и льгот, ниже показатели текучести кадров, работники более лояльны к администрации, стремясь удержаться на своем рабочем месте. Особенно это относится к высококвалифицированным работникам. Так, пенсионное обеспечение, предусматривающее длительный стаж работы, подразумевает создание высококвалифицированной рабочей силы с большим стажем по определенным профессиям, что отвечает интересу организации.
Помимо этого, предоставляя социальные льготы, работодатели преследуют и такую цель, как снижение профсоюзной активности, предотвращение забастовок. Для работников социальные льготы являются особой формой участия сотрудника в экономическом успехе предприятия, повышение его социальной защищенности.
Таким образом, предоставление социальных льгот обусловлено следующими причинами.
1. Заработная плата через некоторое время перестает удовлетворять человека. Предоставляя социальные льготы, компания показывает, что старается решить конкретные проблемы работников, тем самым повысить уровень жизни и комфорта.
2. Социальные выплаты и льготы — инструмент стимулирования высокопроизводительного труда, если их предоставление увязано с результатами работы.
3. Предоставление социальных льгот привлекает в компанию много новых сотрудников, благодаря чему компания может их отбирать по наиболее подходящим признакам, особенно при наборе квалифицированных специалистов.
4. Это способ компании конкурировать с другими в вопросах удержания сотрудников: когда объемы денежных выплат на рынке балансируют на каком-то уровне, конкуренция осуществляется за счет дополнительных льгот.
5. Социальные льготы призваны повысить лояльность сотрудников по отношению к компании, выделяя их по сравнению с людьми, работающими в других компаниях.
6. В целом система социальных выплат и льгот формирует благоприятный социальнопсихологический климат, общение работников организации.
7. Формируя систему льгот, организация тем самым и воспитывает работников: формирует и поддерживает их интерес к своему здоровью, к спорту, к культуре, к рациональному и познавательному отдыху, к повышению своего образовательного уровня и в целом потенциала.
Поэтому программа социальных выплат -это не просто затраты средств со стороны компании, но и формирование личности работника. Выбирая систему льгот и предлагая их различным категориям, можно формировать и соответствующую ориентацию личности, тип работника. Можно сказать, что социальный пакет в настоящее время воспринимается как обязательный элемент системы мотивации работников и элемент корпоративного престижа.
Однако не следует забывать, что основной задачей при разработке социального пакета (социальных льгот и выплат) является сочетание интересов организации и работников. Социальный пакет (социальные льготы) в управлении персоналом выполняет функцию соответствия целей и потребностей сотрудников с целями организации. Именно это и может обес-
печить повышение производительности труда, эффективность и качество труда. Часто для работников наличие социального пакета в организации и его содержание является не менее важным, чем уровень заработной платы.
Следует отметить, что существует несколько подходов к содержанию социального пакета и классификации социальных льгот.
С точки зрения их материального содержания выделяют: социальные льготы в денежном выражении, обеспечение сотрудников дополнительной пенсией по старости, предоставление сотрудникам право пользования учреж-
дениями социальной сферы предприятия, социальная помощь семье и организация досуга работников и членов их семей.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Некоторые авторы выделяют в социальном пакете три блока: забота о здоровье сотрудников, развитие корпоративной культуры, отдых и развлечения .
Т.О. Соломанидина подразделяет весь перечень льгот на льготы, требующие инвестиций, и льготы, не требующие инвестиций, а также льготы, которые предоставляются всем или адресно (отдельным категориям работников, по отдельным критериям) .
Таблица 1
Классификация льгот
Льготы, требующие инвестиций
А (распределяются независимо от трудового вклада и должности):
организация питания сотрудников за счет компании;
медицинская страховка и медицинское обслуживание;
оплата больничных, отпусков, соцстраховских путевок;
оплата единых проездных или компенсация на бензин;
программы гибких графиков работы; программы спортивных, культурных туристских мероприятий;
программы развития карьеры, профессионального и квалификационного роста (обучение, наставничество, консультирование)
Б (зависящие от трудового вклада и должности): программы кредитования, субсидий, скидок, гибких социальных скидок и льгот;
предоставление персонального кабинета, мобильного телефона, автомобиля, секретаря, охраны; учеба за счет компании (второе высшее, МВА); продажа амортизированного ценного оборудования по льготным ценам;
индивидуальные программы страхования работника и
членов его семьи;
обучение смежным профессиям;
опционы на акции компании;
программы помощи работникам (алкоголизм, СПИД, инвалидность по проф. заболеванию, ветераны); программы участия в успехе;
для топ-менеджеров система 3-5 годичных контрактов с выплатой значительных бонусов в конце срока________
Льготы, которые не требуют инвестиций, нематериальные включают в себя: признание заслуг в виде похвалы, благодарности; поздравление со знаменательными датами; организация торжественной процедуры знакомства с компанией; витрина успехов — витрина почета; присвоение званий «лучший менеджер», «лучший по профессии»; вручение значков, показывающих уровень достижений.
Таким образом, единства в определении структуры социального пакета пока нет. Имеет смысл выделять элементы социального пакета, требующие вложений, элементы, направленные на решение различных социальных задач: на здоровье работников, материальную поддержку, на развитие и отдых работников и другие направления.
Кроме того, существуют проблемы с источниками финансирования расходов в рамках социального пакета. Это может быть и себестоимость, и прибыль. В этом случае встает
вопрос о различии налогообложения источников социального пакета, что в значительной мере будет влиять на его формирование. Поэтому дальнейшее развитие социальной политики на предприятиях во многом будет зависеть от государственной политики в области налогообложения.
Еще один вопрос, связанный с социальным пакетом — его величина по отношению к фонду заработной платы или к заработной плате работника. Есть точка зрения, «что минимальный бюджет социальных расходов за год должен равняться фонду оплаты труда за месяц. Но, если у работодателя есть возможности, то он может увеличить эту сумму вплоть до годового фонда оплаты труда. И сегодня есть такие компании, которые тратят на социальный пакет почти столько же, сколько платят сотрудникам в виде заработной платы» .
Н. Холина указывает, что материальные выплаты по социальному пакету могут состав-
лять от трети до половины величины заработка . На Западе до 50 % стоимости социального пакета приходится на различные виды страхования, в основном медицинское. В России доля страхования еще выше (75 %), что связано с неразвитостью системы социального па-
кета. При этом доля льгот к общему объему компенсаций в США равна 40 %, в России в среднем не превышает 10-15 % .
Некоторый обзор выплат по социальному пакету по предприятиям Новосибирска показал следующее (таблица 2).
Таблица 2
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Разброс величины социальных выплат по предприятиям г. Новосибирска в 2005-2006 гг.
№ п/п Отрасль Социальные выплаты в % к ФЗП Социальные выплаты в руб. на 1 работника в год Рейтинг отрасли
1 Промышленность (5 предприятий) От 0,1 до 13 от 295 до 2034 4
2 Торговля и обслуживание (4 организации) От 0,1 до 2,4 От 80 до 3000 3
3 Банки (3 банка) От 4,5 до 7 От 314 до 13 000 1
4 Строительство (3 организации) От 1,7 до 27 От 3251 до 6150 2
5 Сельское хозяйство АПК (2 предприятия) До 0,2 До 177 6
6 Связь (1 предприятие) 0,3 514 5
Примечание: полагаем, что по ряду организаций данные по выплатам и заработной плате могут быть занижены.
Анализ социальных выплат по 18 организациям показал, что наибольший процент выплат существует в строительстве и промышленности, максимально до 27 и 13 % соответственно, что соответствует и достаточно большим выплатам в рублях по сравнению с другими организациями. В то же время в банках при меньшем проценте выплат к заработной плате их абсолютная величина стоит на первом месте. Самые низкие выплаты по проценту и по сумме в рублях — на предприятиях АПК. Эти данные сопоставимы со средней заработной платой по указанным отраслям. Таким об-
разом, размеры социальных выплат достаточно сильно различаются. Это связано как с размерами предприятий, отраслями, так и экономическим положением каждого предприятия, организации. Количество работающих не связано с размерами выплат, основное число работающих на рассмотренных предприятиях составляло от 100 до 500 человек.
Что касается распространенности тех или видов социальных выплат по рассмотренным предприятиям, то ситуацию можно представить в таблице 3.
Таблица 3
Распространенность отдельных видов социальных выплат
№ п/п Виды социальных выплат Распространенность на обследуемых предприятиях, %
1 Организация питания за счет предприятия 33
2 Добровольное медицинское страхование и медицинское обслуживание, медпункты 28
3 Подарки и поздравления к профессиональным праздникам, юбилеям 28
4 Компенсация обучения персонала 22
5 Материальная помощь 17
6 Оплата санаторно-курортных путевок (полностью или частично) 11
7 Компенсация затрат на транспорт 11
8 Спецодежда для работников 11
9 Аренда спортзала, сауны для работников 11
10 Единовременное пособие на рождение ребенка 5
11 Продажа товаров по оптовым ценам 5
Наиболее распространена организация питания работников (полная или частичная), каждая третья организация. На втором месте медицинское обслуживание в разных формах: ДМС, медицинское обслуживание в организации, оплата лечения (полная или частичная), наличие медпункта, и поздравления к праздникам и юбилеям. Достаточно распространена компенсация обучения работника (полная или частичная), материальная помощь. Значительно реже используется компенсация на транспорт и спецодежда, что может быть связано с отраслевыми особенностями. В меньшей степени существует оплата путевок, что связано с затратностью данного направления. Негативным моментом является то, что забота о физическом развитии и оздоровлении работников характерна пока для небольшого числа организаций.
Таким образом, в целом ситуация с применением социальных выплат по новосибирским предприятиям особо не отличается от сложившейся российской практики. Но величина выплат пока в массе своей невелика, различается как по отраслям, так и по отдельным предприятиям. И еще, ситуация с социальными выплатами нестабильна, рассмотрение выплат за 2003-2006 гг. показало, что они посто-
янно меняются как по размерам, так и по фактическому состоянию выплат.
Главное, что социальная политика становится составной частью механизма повышения качества рабочей силы, условием его эффективной реализации. При этом объектом воздействия социальной политики на российских предприятиях становятся не только занятые работники, но бывшие работники предприятия, в том числе вышедшие на пенсию. Это повышает значимость вопросов социальной политики не только для предприятий, но должно найти отражение в социально-экономической политике государства.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
1. Жуков А.Л. Порядок организации оплаты труда на предприятии // Справочник кадровика. — 2003. — № 10.
2. Соломанидина Т.О., Соломанидин В.Г. Мотивация трудовой деятельности персонала // Управление персоналом. — 2005.
3. Социально-трудовые отношения в трансформируемой России. — Воронеж, 2000.
4. Холина Н. Социальный пакет в контексте регулирования социально-трудовых отношений // Человек и труд. — 2007. — № 9.
Налоговый кредит — это сумма, на которую плательщик НДС имеет право уменьшить налоговое обязательство отчетного (налогового) периода, определенная согласно р. V НКУ (пп. 14.1.181 НКУ). Поэтому контролеры уделяют ему очень много внимания. Из-за этого плательщикам НДС нужно быть готовыми и хорошо знать правила признания налогового кредита. Итак, в данном материале мы рассмотрим основные из них
Как только лицо становится плательщиком НДС, оно начинает начислять налоговые обязательства и налоговый кредит по НДС. При этом признание налогового кредита начинается с поставок/приобретений, дата признания налогового кредита по которым наступает после регистрации плательщиком НДС. Об этом сообщила и ГФС в подкатегории 101.14 системы «ЗІР». Процитируем:
«Лицо, которое регистрируется как налогоплательщик <…>, имеет право включить в состав налогового кредита уплаченную (начисленную) сумму НДС только по тем операциям, первое событие по которым (оплата услуг или дата получения налоговой накладной) произошло после его регистрации плательщиком НДС <…>» (Выделено авт. — А.П.).
И хотя право на налоговый кредит не всегда возникает на дату «первого события», мы считаем, что данное разъяснение подходит и для других случаев. Ведь, как и в любом другом случае, дата «первого события» является датой возникновения налогового кредита. И если дата возникновения налогового кредита, определенная согласно п. 198.2 НКУ, наступает после НДСной регистрации, то плательщик НДС имеет право признавать налоговый кредит по соответствующей операции.
Операции для признания налогового кредита
В п. 198.1 НКУ определены операции, по которым плательщик НДС может признавать налоговый кредит, а именно:
- приобретение или изготовление товаров и услуг;
- приобретение (строительство, сооружение, создание) необоротных активов (в т.ч. в связи с приобретением и/или ввозом данных активов как взнос в уставный фонд и/или при передаче таких активов на баланс плательщика НДС, уполномоченного вести учет результатов совместной деятельности);
- получение услуг, предоставленных нерезидентом на таможенной территории Украины, и в случае получения услуг, местом поставки которых является таможенная территория Украины;
- ввоз необоротных активов на таможенную территорию Украины по договорам оперативного или финансового лизинга;
- ввоз товаров и/или необоротных активов на таможенную территорию Украины.
Вместе с тем п. 198.3 НКУ определяет базу для начисления налогового кредита. Так, налоговый кредит определяется исходя из договорной (контрактной) стоимости товаров/услуг и состоит из сумм налогов, начисленных (уплаченных) плательщиком НДС по ставке, установленной п. 193.1 НКУ, в течение такого отчетного периода в связи с:
- приобретением или изготовлением товаров и предоставлением услуг;
- приобретением (строительством, сооружением) основных фондов (основных средств, в т.ч. прочих необоротных материальных активов и незавершенных капитальных инвестиций в необоротные капитальные активы);
- ввозом товаров и/или необоротных активов на таможенную территорию Украины.
Право на налоговый кредит
Согласно нормам п. 198.3 НКУ, начисление налогового кредита осуществляется независимо от того, начали ли приобретенные товары/услуги и основные фонды использоваться в налогооблагаемых операциях в пределах хоздеятельности плательщика НДС в течение отчетного налогового периода. А также независимо от того, осуществлял ли плательщик НДС налогооблагаемые операции в течение соответствующего отчетного налогового периода.
То есть налоговый кредит признают по всем покупкам независимо от направления их использования.
Впрочем, здесь все равно существуют ограничения. Так, препятствием для признания налогового кредита будет отсутствие надлежащим образом оформленных подтверждающих документов — п. 198.6 НКУ. К данным документам относятся:
- зарегистрированные в ЕРНН налоговые накладные/расчеты корректировки;
- таможенные декларации;
- другие документы, предусмотренные п. 201.11 НКУ.
Но это не значит, что весь «входной» НДС, так и останется в составе налогового кредита. Ведь согласно п. 198.5 НКУ плательщик НДС должен начислить компенсационные налоговые обязательства, составить и зарегистрировать в ЕРНН сводную налоговую накладную, в случае если товары/услуги/необоротные активы предназначены для их использования или начинают использоваться:
- в операциях, которые не являются объектом налогообложения в соответствии со ст. 196 НКУ (кроме случаев осуществления операций, предусмотренных пп. 196.1.7 НКУ) или место поставки которых находится за пределами таможенной территории Украины;
- в операциях, освобожденных от налогообложения в соответствии со ст. 197, подразделом 2 р. XX НКУ, международными договорами (соглашениями) (кроме случаев, прописанных пп. 197.1.28 и п. 197.11 НКУ);
- в операциях, осуществляемых плательщиком НДС в пределах баланса плательщика НДС, в т.ч. передача для непроизводственного использования, перевод производственных необоротных активов в состав непроизводственных необоротных активов;
- в операциях, не являющихся хозяйственной деятельностью налогоплательщика (кроме случаев, предусмотренных п. 189.9 НКУ).
Заметим
Прописанное правило действует для товаров/услуг, необоротных активов, во время приобретения или изготовления которых суммы «входного» НДС были включены в состав налогового кредита. То есть если налоговый кредит не признавали — компенсационных налоговых обязательств по НДС также не будет. С этим соглашаются и налоговики, указывая, что нормы п. 198.5 НКУ работают только для приобретений с НДС. Тогда как по товарам/услугам, купленным без НДС как до 01.07.2015 г., так и после этой даты, компенсирующие налоговые обязательства по НДС не начисляются (см. письма ГФСУ от 07.08.2015 г. № 29163/7/99-99 -19-03-02-17 и от 09.06.2016 г. № 12798/6/99-99-15-03-02-15).
В свою очередь, следует учесть замечания в письме ГФСУ от 12.01.2017 г. № 408/6/99-99-15-03-02-15, где сказано:
«…обязанность относительно начисления налоговых обязательств по НДС в соответствии с пунктом 198.5 статьи 198 НКУ возникает у налогоплательщика в случае, если приобретенные товары/услуги предназначаются для использования или начинают использоваться в необлагаемых операциях или не в хозяйственной деятельности данного налогоплательщика, независимо от того, при приобретении таких товаров/услуг суммы НДС включались в состав налогового кредита или нет (за исключением товаров/услуг, приобретенных до 1 июля 2015 года)» (Выделено авт. — А.П.).
Аналогичное разъяснение есть и в подкатегории 101.06 системы «ЗІР».
Отсюда напрашивается следующий вывод: даже если из-за некоторых причинам плательщик НДС не включил входной НДС в налоговый кредит (хотя формально имел такое право), то все же он должен начислить налоговые обязательства по НДС в соответствии с п. 198.5 НКУ.
Подробнее тему необлагаемого и нехоздеятельного использования товаров/услуг/необоротных активов мы рассмотрим в отдельном материале в рамках темы недели «Налоговый кредит».
Документы для признания налогового кредита
Чтобы признать налоговый кредит по купле товаров/услуг/необоротных активов, плательщик НДС должен иметь правильно оформленные подтверждающие документы. Их перечень и требования к ним приведены в таблице 1.
Таблица 1
Документы, на основании которых признают налоговый кредит
№ |
Название документа |
Требования к документу |
Налоговая накладная |
1. Наличие всех обязательных реквизитов, определенных п. 201.1 НКУ, заполненных без ошибок. 2. Наличие регистрации в ЕРНН. Подробнее — в материалах «Налоговая накладная – 2017: порядок заполнения» газеты № 63/2017 и «Новая налоговая накладная в образцах» газеты № 64/2017 |
|
Таможенная декларация |
Таможенная декларация на бумажном носителе должна иметь на всех ее листах оттиск личной номерной печати должностного лица таможенного органа, завершившего таможенное оформление. Электронная таможенная декларация должна иметь отметку об окончании таможенного оформления и быть заверена электронной цифровой подписью должностного лица таможенного органа, завершившего таможенное оформление (п. 16 Положения о таможенных декларациях, утвержденного постановлением КМУ от 21.05.2012 г. № 450) |
|
Кассовый чек |
Должен содержать:
При использовании плательщиками для расчетов с потребителями РРО кассовый чек должен содержать данные об общей сумме средств, подлежащих уплате покупателем с учетом НДС, и сумму данного НДС, уплачиваемого в составе общей суммы. При этом с целью начисления налогового кредита общая сумма полученных товаров/услуг не может превышать 200 грн в день (без учета НДС). То есть с учетом данного налога — 240 грн. Подробнее — в материале «Кассовый чек для подтверждения налогового кредита по НДС: вы спрашиваете — мы отвечаем» газеты № 151/2016 |
|
Транспортный билет |
Должен содержать:
Подробнее — в материале «Налоговый кредит по транспортному билету: когда и как отразить в НДСном учете» газеты № 87/2015 |
|
Гостиничный счет |
Здесь нужно соблюдать следующие обязательные условия:
|
|
Счет за услуги связи |
||
Счет за другие услуги, стоимость который определяется по показаниям приборов учета |
||
Бухгалтерская справка* |
Должна иметь все обязательные реквизиты с ч. 2 ст. 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 г. № 996-XIV и п. 2.4 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Минфина Украины от 24.05.1995 г. № 88. Подробнее — в материале «Бухгалтерская справка: форма и случаи оформления» газеты № 244/2016 |
* Основанием для начисления сумм НДС, которые включаются в налоговый кредит (без налоговой накладной), может быть бухгалтерская справка, составленная в соответствии с п. 36 подраздела 2 р. ХХ НКУ (пп. «в» п. 201.11 НКУ).
Дата признания налогового кредита
Дата признания налогового кредита определяется по определенному событию, в зависимости от того, какая операция осуществляется. Данный момент урегулирован п. 198.2 НКУ.
Порядок определения даты возникновения налогового кредита приведен в таблице 2.
Таблица 2
Дата признания налогового кредита
№ |
Случаи |
Дата возникновения НК |
Замечания |
Общий |
Дата «первого события»:
или
(п. 198.2 НКУ) |
Правило «первого события» действует для большинства операций (в т.ч. по договорам комиссии — п. 189.4 НКУ). Что считать получением товара? По мнению ГФС, в письмах от 09.06.2015 г. № 11999/6/99-99-19-01-01-15 и от 19.04.2016 г. № 8809/6/99-99-19-03-02-15, реализовать право на формирование налогового кредита покупатель — плательщик НДС может только после составления налоговой накладной поставщиком — плательщиком НДС, в частности, в момент отгрузки товаров и регистрации этой налоговой накладной в ЕРНН, но не ранее получения права собственности на данный товар. Впрочем, такой совет налоговиков без проблем можно применить только в ситуации, когда право собственности переходит одновременно с физическим получением товара. К примеру, когда продавец доставляет товар покупателю, и право собственности на него переходит в момент вручения товаров (ч. 2 ст. 334 ГКУ). По нашему убеждению, налоговый кредит следует отражать на дату фактического (физического) получения товаров/услуг. Ведь в п. 198.2 НКУ ничего не сказано о праве собственности |
|
Кассовый |
Дата списания средств с банковского счета (выдачи из кассы) плательщика НДС или дата предоставления других видов компенсаций стоимости поставленных (или подлежащих поставке) ему товаров/услуг (пп. 14.1.266 НКУ) |
Условия применения кассового метода признания налоговых обязательств и налогового кредита урегулированы пп. 14.1.266, п. 187.1, п. 187.10, п. 44 подраздела 2 р. ХХ НКУ. При применении кассового метода сумма «входного» НДС может быть отнесена в состав налогового кредита, если выполняются одновременно 2 условия:
Поэтому кассовикам важно успеть оплатить товары/услуги в течение 365 к.дн. с даты составления налоговой накладной (п. 198.6 НКУ). Иначе кассовик не сможет признать налоговый кредит, даже если налоговая накладная будет зарегистрирована в ЕРНН. Ведь не выполняется условие касательно оплаты. (см. разъяснение в подкатегории 101.13 системы «ЗІР») |
|
Импорт |
Дата уплаты НДС по налоговым обязательствам согласно п. 187.8 НКУ, что подтверждено таможенной декларацией (п. 198.2 и п. 201.12 НКУ) |
Подробнее — в материале «Импорт товаров: бухгалтерский и налоговый учет» газеты № 46/2016. Заметим: налоговики не одобряют отражение налогового кредита на основании временных таможенных деклараций (см., например, письмо ГФС от 28.10.2016 г. № 23462/6/99-99-15-03-02-15 и разъяснение в подкатегории 101.13 системы «ЗІР»). Кроме того, учтите, что плательщик НДС может включить сумму «импортного» НДС в налоговый кредит только в том отчетном периоде, в котором была оформлена таможенная декларация, — см. письмо ГФСУ от 28.10.2015 г. № 22718/6/99-99-19-03-02-15 |
|
Услуги от нерезидента |
Дата составления получателем данных услуг (плательщиком НДС) налоговой накладной, при условии ее регистрации в ЕРНН (п. 198.2 НКУ) |
В случае получения от нерезидента услуг, место поставки которых по ст. 186 НКУ — таможенная территория Украины, плательщик НДС — получатель начисляет налоговые обязательства по правилу первого события (п. 187.8 НКУ). То есть — на дату первого из событий:
На дату возникновения налоговых обязательств получатель услуг — резидент (плательщик НДС) составляет и регистрирует в ЕРНН налоговую накладную (п. 208.2 НКУ). Такая налоговая накладная дает право получателю нерезидентских услуг показать налоговый кредит на дату ее составления |
|
Финансовый лизинг |
Дата фактического получения объекта финлизинга арендатором (п. 198.2 НКУ) |
Операции по передаче имущества в финансовый лизинг являются объектом обложения НДС (пп. «б» пп. 14.1.97 и п. 185.1 НКУ). При этом не облагаются НДС:
|
|
Долгосрочные договоры |
Дата фактического получения заказчиком результатов работ, оформленных актами выполненных работ (п. 198.2 НКУ) |
Долгосрочный договор (контракт) — это какой-либо договор на изготовление товаров, выполнение работ, предоставление услуг с длительным (свыше года) технологическим циклом производства и если договорами, которые заключены на производство таких товаров, выполнение работ, предоставление услуг, не предусмотрена поэтапная их сдача (п. 187.9 НКУ) |
|
Под отчет |
Дата представления авансового отчета (см. разъяснение в подкатегории 101.13 системы «ЗІР») |
В этом случае налоговый кредит, как правило, формируют на основании документов с п. 201.11 НКУ, которые подают вместе с авансовым отчетом. Заметим: 365-дневный срок для признания налогового кредита по таким подтверждающим документам не действует. Поэтому если, например, по кассовому чеку ошибочно не был отражен налоговый кредит в отчетном периоде, когда возникло данное право, увеличить налоговый кредит в следующих периодах (в течение 365 дней) уже не удастся |
Однако одного события для признания налогового кредита маловато. Ведь необходимо учитывать еще следующие требования:
- наличие подтверждающих документов (налоговых накладных, таможенных деклараций и других документов п. 201.11 НКУ);
- наличие регистрации в ЕРНН налоговой накладной/расчета корректировки — если право на налоговый кредит подтверждает налоговая накладная/расчет корректировки (п. 198.6 НКУ).
Для регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН п. 201.10 НКУ отведен определенный срок, а в ст. 1201 НКУ прописаны штрафы за его нарушение. Подробно о нем — в материалах «Предельные сроки регистрации в ЕРНН налоговых накладных и штрафы за их нарушение: изменения в НКУ – 2017» газеты № 6/2017 и «Антивирусный» закон: последствия освобождения от штрафов» газеты № 142/2017.
От своевременности регистрации в ЕРНН налоговой накладной/расчета корректировки также зависит период декларирования налогового кредита, а именно:
- если налоговая накладная/расчет корректировки вовремя зарегистрированы в ЕРНН, то налоговый кредит по ним признают в период их составления;
- если налоговая накладная/расчет корректировки своевременно не зарегистрированы в ЕРНН, то налоговый кредит по ним признают в период их регистрации.
Такой совет от налоговиков опубликован в подкатегории 101.13 системы «ЗІР».
Несмотря на это, для отражения налогового кредита п. 198.6 НКУ отведено 365 к.дн., следующих за датой составления налоговой накладной/расчета корректировки. Главным условием для этого является наличие регистрации в ЕРНН. Например, предельным сроком декларирования для налоговой накладной, составленной 7 августа 2017 года и зарегистрированной в ЕРНН, будет август 2018 года.
Если же в течение 365 дней налоговый кредит по зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной не был отражен, то можно еще подать уточняющий расчет к НДС-декларации с учетом 1095-дневного срока (п. 50.1 НКУ). Не против этого и налоговики — см. разъяснение в подкатегории 101.13 системы «ЗІР». Однако они настаивают, чтобы уточняющий расчет представлялся следующим образом:
- для своевременно зарегистрированных налоговых накладных — за период составления налоговой накладной;
- для НЕсвоевременно зарегистрированных налоговых накладных — за период регистрации налоговой накладной в ЕРНН.
Регистрационный лимит для налоговых накладных
По формуле, определенной п. 2001.3 НКУ, «входной» НДС, но только по всем зарегистрированным в ЕРНН налоговым накладным/расчетам корректировки, (ΣНаклОтр) увеличит регистрационный лимит для налоговых накладных/расчетов корректировки.
Кроме того, регистрационный лимит увеличит и сумму «импортного» НДС, уплаченного при таможенном оформлении (ΣМитн), которую плательщик НДС может включить в налоговый кредит на основании надлежащим образом оформленной таможенной декларации.
Не повлияют на регистрационный лимит только суммы налогового кредита, отраженные по кассовым чекам, транспортным билетам, гостиничным счетам и другим счетам на оплату услуг. Ведь они не регистрируются в ЕРНН. Это может привести к разногласиям между данными НДСной декларации и данными ЕРНН. А именно это может быть основанием для проведения контролирующими органами документальной внеплановой выездной проверки — п. 201.10 НКУ.
Алевтина ПОЛИЩУК,
бухгалтер-эксперт
газеты «Интерактивная бухгалтерия»
Льготы по налогам и сборам – это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Можно сказать, что налоговые льготы – это система скидок при налогообложении, которые предоставляются физическим и юридическим лицам для стимулирования развития бизнеса или уменьшения налоговой нагрузки.
Льготы позволяют снизить объем налогов, которые уплачивают юридические лица или ИП, отсрочить обязательный платеж или предоставить рассрочку на него. При этом следует иметь в виду, что налоговые льготы предоставляются налогоплательщикам в силу указаний действующего законодательства, а не согласно решениям налоговых органов.
Формы налоговых льгот
Предоставляться такие преимущества могут в различных формах. Например:
-
налоговые вычеты;
-
пониженные ставки налогов. Например, по основным продовольственным, детским и медицинским товарам применяется льготная ставка НДС 10%;
-
освобождение от уплаты налога отдельных категорий лиц. К примеру, реализация продуктов питания, произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций, освобождается от обложения НДС;
-
уменьшения суммы налога к уплате. Например, владельцы грузовых автомобилей – плательщики транспортного налога могут уменьшить сумму транспортного налога на сумму платежей, уплаченных в систему Платон;
-
иные формы.
Классификация налоговых льгот согласно НК РФ
НК РФ не содержит закрытого перечня и классификации льгот по налогам, но можно сказать, что предоставление налоговых льгот заключается в:
-
освобождении от налога;
-
уменьшении налоговой базы;
-
предоставлении налогового кредита.
Налоговые освобождения
Налоговые освобождения включают следующие виды налоговых льгот:
-
налоговые каникулы – освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период. Так, ИП, применяющие «упрощенку» или патент, при соблюдении определенных условий могут получить данную льготу на два налоговых периода;
-
налоговая амнистия – погашение налогоплательщиком просроченной задолженности без применения к нему санкций за просрочку;
-
полное освобождение от уплаты налога – может предоставляться некоторым категориям на определенный срок или бессрочно (пенсионерам, ветеранам войны, общественным организациям и т.п.).
-
изъятие – исключение из налоговой базы ее частей, например, освобождение от налогообложения некоторых видов имущества фармацевтических, религиозных и других организаций (ст. 381 НК РФ);
-
пониженная ставка налога – позволяет некоторым категориям налогоплательщиков уплачивать налог по процентным ставкам более низким, чем общеустановленные ставки. По некоторым налогам льготные ставки могут снижаться до 0%.
Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки
Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки:
-
налоговые вычеты – исключение из налогооблагаемой базы определенной ее части, например, стандартные, социальные и имущественные вычеты по НДФЛ;
-
необлагаемый минимум – минимальная сумма, не подлежащая налогообложению.
Налоговые кредиты
Инвестиционный налоговый кредит – возможность организации уменьшать свои платежи по налогу на прибыль, региональным и местным налогам в течение определенного периода с последующей уплатой кредита и процентов по нему (ст. 66 НК РФ). Срок кредита от года до 5 лет при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ.
Кто может использовать налоговые льготы
Поскольку налоговая льгота представляет собой преимущество перед другими плательщиками, то и получать ее могут исключительно резиденты РФ.
Запрет на индивидуальный характер налоговых льгот
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. То есть льгота по налогам и сборам не может быть предоставлена одной конкретной организации или одному физическому лицу. Это должна быть определенная категория плательщиков, которые соответствуют установленным критериям (пункт 1 статьи 56 НК РФ).
Можно ли не использовать льготы по налогам и сборам
Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. То есть использование льготы по налогам и сборам не является обязательным к применению для налогоплательщиков.
Таким образом, налогоплательщик, который имеет полное право применять налоговую льготу, может отказаться от этой льготы или приостановить использование льготы по налогам и сборам на определенное время, равное одному или нескольким налоговым периодам (пункт 2 статьи 56 НК РФ).
Уровни применения налоговых льгот
На практике различают льготы по уровню действия. То есть льготы действуют в отношении федеральных, региональных и местных налогов.
Какие нормативные правовые акты устанавливают налоговые льготы
Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) региональными законами (законами субъектов Российской Федерации о налогах). Льготы по местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (пункт 2 статья 56 Налогового Кодекса РФ).
Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, применяются на всей территории РФ и дублировать их в нормативных актах субъекта РФ либо муниципального образования нет необходимости (см. Определение ВС РФ от 05.07.2006 N 74-Г06-11).
Порядок отмены налоговых льгот
Отменять налоговые льготы могут те же субъекты, которые вправе их устанавливать.
Таким образом, льготы по федеральным налогам и сборам отменяются Налоговым кодексом РФ; льготы по региональным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах; льготы по местным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (статья 56 Налогового Кодекса РФ).
Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, не могут быть изменены или отменены нормативным актом регионального или местного уровня (см. Письмо Минфина России от 17.10.2012 N 03-02-08/92).
Итоги
Налоговые льготы – одна из важнейших составляющих здоровой экономики государства. Скидки на налогообложение помогают в развитии различных отраслей производства и служат стимулом к развитию бизнеса.
Власти применяют разные виды налоговых льгот с целью регулирования социально-экономических отношений.