Система нормирования труда

Нормирование труда

Практика показывает, что наиболее динамичными, т.е. способ­ными к сокращению видами ресурсов, являются затраты труда. Как правило, уменьшение их одновременно обеспечивает снижение затрат на единицу продукции и других видов производственных ресурсов (затрат на основные фонды, топливо, энергоносители). В результате существенно снижается себестоимость производства даже при не­высокой доле расходов, связанных с оплатой труда. Кроме того, пред­приятия, сократившие трудовые затраты, могут получить дополни­тельный доход за счет увеличения объема выпуска продукции при не­изменной технической базе и производственных площадях.

С учетом этой тесной взаимосвязи между эффективностью ис­пользования труда и общими экономическими результатами дея­тельности предприятий весьма актуально проведение системати­ческой работы по снижению удельных трудовых затрат. Именно по­этому возрастают роль и значение действующих на предприятиях служб, занятых нормированием труда.

Нормирование труда необходимо для выявления и реа­лизации резервов снижения затрат на производство про­дукции на основе изучения и планирования затрат труда.

Нормирование труда как область экономической, инженерной и социальной деятельности на предприятии — это система средств и ме­тодов установления меры труда, необходимой для объективной оцен­ки его эффективности и адекватного уровня его оплаты.

Боле упрощенно это определение можно сформулировать следующим образом.

Нормирование труда – это процесс уста­новления нормативно обоснованных затрат времени на выполнение единицы конкретной работы.

Нормирование труда позволяет определить трудоемкость намечаемого выпуска продукции; рас­считать ожидаемые издержки производства; устано­вить необходимую численность и профессионально-квалификационную структуру персонала предприятия.

Средства нормирования труда:

— централизованно разрабатыва­емые нормативные материалы;

— средства измерения и анализа трудо­вых процессов;

— компьютерная техника.

Методы норми­рования труда — это технологии установ­ления и применения норм труда.

Целью нормирования труда на предприятии является обеспечение эффективного использования его производственного и трудового по­тенциала, конкурентоспособности выпускаемой продукции на основе целенаправленных усилий по снижению трудовых затрат в результате внедрения достижений науки и передового опыта, своевременного их отражения в нормах.

На сегодняшний в российской экономике сложилась ситуация, когда расширились права предприятий в области нормирования труда: все вопросы здесь теперь полностью стали их прерогативой. Предприятия имеют право устанавливать тарифные ставки, решать другие вопросы оплаты труда (размеры премиальных выплат, доплат за неблагоприятные условия труда и др.). С одной стороны, это значительно расширило возможности использования трудовых норм в управлении не только производством, но и другими сферами деятельности пред­приятия при решении вопросов загрузки оборудования, разделе­ния труда и кооперации. С другой, увеличило требования к нормиро­ванию и нормам, повы­шению качества нормирования, воздействия его на эффективность производства и труда.

Требования к нормированию труда:

  1. Максимально возможное расширение сферы нормирования труда при всех видах деятельности и работ.

  2. Высокое качество устанавливаемых норм труда.

  3. Научная обоснованность норм труда на базе пол­ного учета организационно-технических, экономиче­ских, психофизиологических и социальных факторов.

4. Гуманизация норм труда.

Этапы нормирования труда:

  1. Выявление наличия нормативных материалов по труду по всем категориям персонала предприятия.

  2. Разработка норм труда для тех категорий работников, для которых они не установлены, но могут быть установлены.

  1. Проверка прогрессивности установленных норм труда.

  1. Выявление и замена устаревших и ошибочно установленных норм труда.

  2. Проведение систематического анализа состоя­ния норм труда на предприятии.

6. Совершенствование нормирования труда.

Нормирование труда на предприятии должно уста­навливаться на основе следующих принципов:

1. эффективности, т.е. необходимости установления норм труда, при которых необходимые производ­ственные результаты достигаются с минимальными суммарными затратами трудовых, материальных, энергетических и информационных ресурсов;

2. комплексности, выражающей необходимость учета взаимосвязи технических, экономических, психоло­гических, социальных и правовых факторов, влияю­щих на нормы труда;

3. системности, означающей, что организация и нормы тру­да должны соответствовать конечным результатам про­изводства и учитывать зависимости между затратами ресурсов на всех этапах производственного процесса;

3. объективности, т.е. необходимости создания для всех работников предприятия равных возможностей для выполнения норм;

4. конкретности, означающей, что организация и нор­мы труда должны соответствовать параметрам из­готовляемой продукции, предметов и средств тру­да, его условиям, типу производства и другим объективным характеристикам, влияющим при дан­ной точности расчетов на величину необходимых затрат труда и других ресурсов;

5. динамичности, выражающей объективную необхо­димость изменения организации и норм труда при существенном для данной точности расчетов изменении производственных условий;

6. легитимности, выражающей необходимость стро­гого соблюдения законов и других правовых актов при нормировании труда;

7. положительного отношения работников к пред­приятию, означающего необходимость создания та­кой системы организации, нормирования и оплаты труда, при которой обеспечивается общее положи­тельное отношение работающих к выполняемым функ­циям, социальной среде и предприятию в целом.

Нормирование труда в государственных (муниципальных) учреждениях

Министерство труда РФ издало Приказ от 30.09.2013 N 504, которым утвердило Методические рекомендации по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях (далее — Рекомендации). В статье подробно рассмотрим данные Рекомендации. Они позволят ответить на ряд вопросов. Кто должен заниматься разработкой системы нормирования труда в учреждении? Как разрабатывается система нормирования труда? Как устанавливать нормы труда в учреждении? Необходимо ли ознакомить сотрудников с нормами труда? Могут ли пересматриваться нормы труда?

Эти Рекомендации были разработаны в соответствии с п. 10 Приложения 2 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р.

Основными целями системы нормирования труда в учреждении являются:

  • создание условий, необходимых для внедрения рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшения организации труда;
  • обеспечение нормального уровня напряженности (интенсивности) труда при выполнении работ (оказании государственных (муниципальных) услуг);
  • повышение эффективности обслуживания потребителей государственных (муниципальных) услуг.

Также отметим, что при разработке (определении) системы нормирования труда в государственном (муниципальном) учреждении формируется комплекс решений, установленных в локальных нормативных актах учреждения или коллективном договоре, определяющий:

  • применяющиеся в учреждении нормы труда по видам работ и рабочим местам при выполнении тех или иных видов работ (функций) (далее — нормы труда), а также методы и способы их установления;
  • порядок и условия введения норм труда применительно к конкретным производственным условиям, рабочему месту;
  • порядок и условия замены и пересмотра норм труда по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования;
  • меры, направленные на соблюдение установленных норм труда.

Обратите внимание! Ответственность за состояние нормирования труда в учреждении несет работодатель. Организация работы, связанной с нормированием труда, включая проведение организационно-технических мероприятий, внедрение рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшение организации труда, может осуществляться непосредственно руководителем учреждения или в установленном порядке может быть поручена руководителем одному из его заместителей (п. 5 Рекомендаций).

Как разрабатывается система нормирования труда?

При разработке системы нормирования труда необходимо помнить следующее:

  • нормы труда определяются применительно к технологическим (трудовым) процессам и организационно-техническим условиям их выполнения в учреждении. При этом учитываются используемые технологии, методики, стандарты выполнения работ (оказания услуг), параметры работы и обслуживания применяемого оборудования, условия труда на рабочих местах, формы организации труда, режимы труда и отдыха и другие параметры, в том числе регламентированные перерывы, характеристики выполняемых работ, рациональное разделение и кооперация труда (п. 7 Рекомендаций);
  • проводится анализ имеющихся типовых (межотраслевых, отраслевых, профессиональных и иных) норм труда, утвержденных федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Постановлением N 804 <1>, и соотнесение их с фактическими организационно-техническими условиями выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении (п. 8 Рекомендаций).

<1> Постановление Правительства РФ от 11.11.2002 N 804 «О правилах разработки и утверждения типовых норм труда».

Далее на основе типовых норм труда могут быть определены для применения в учреждении:

  • нормы времени (затраты рабочего времени на выполнение единицы работы (функции) или оказание услуги одним или группой работников соответствующей квалификации);
  • нормы обслуживания (количество объектов (рабочих мест, оборудования, площадей и т.п.), которые работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени);
  • нормы численности (установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объемов работ).

К сведению. В случае отсутствия типовых норм труда по отдельным видам работ и рабочим местам соответствующие нормы труда разрабатываются в учреждении с учетом рекомендаций организации, осуществляющей функции и полномочия учредителя, либо с привлечением соответствующих специалистов в установленном порядке (п. 16 Рекомендаций).

Отметим, что нормы труда могут определяться на отдельный вид работ, взаимосвязанную группу работ (укрупненная норма труда) и законченный комплекс работ (комплексная норма труда). Степень укрупнения норм труда определяется конкретными условиями организации производства и труда. Кроме этого, они могут служить для установления нормированного задания (установленного объема работ, который работник или группа работников выполняет за рабочую смену или в иную единицу рабочего времени).

Типовые нормы труда рекомендуется применять:

  • при совпадении с ними организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении (п. 13 Рекомендаций);
  • если имеющиеся различия организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов не могут существенно повлиять на норму труда. Решение о значимости данных различий принимается с учетом мнения представительного органа работников (п. 13);
  • для учреждений, где организационно-технические условия ниже уровня, на который рассчитаны типовые нормы (п. 15 Рекомендаций);
  • при исследовании затрат рабочего времени и анализе потерь рабочего времени (п. 15).

К сведению. После принятия мер по изменению организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов нормы труда в учреждении могут быть пересмотрены в установленном законодательством порядке.

Некоторые нюансы, связанные с разработкой системы нормирования труда:

  • при создании более прогрессивных организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов или их несоответствии типовым нормам труда рекомендуется использовать типовые нормы труда в качестве базы при определении и обосновании норм труда путем их корректировки с учетом фактических организационно-технологических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении (п. 14 Рекомендаций);

К сведению. Примеры (алгоритмы) расчета норм труда путем коррекции типовых норм труда с учетом организационно-технологических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении приведены в Приложении 2 к Рекомендациям.

  • при закупке в установленном порядке нового оборудования учреждениям рекомендуется проводить сравнительный расчет влияния на норму труда внедрения закупаемого оборудования. При этом необходимо сравнить характеристики закупаемого оборудования с характеристиками оборудования, использованного при разработке типовых норм труда (при отсутствии типовых норм труда — с оборудованием, применяемым в учреждении) (п. 18 Рекомендаций).

Может ли учреждение установить временные нормы труда? Согласно п. 19 Рекомендаций в учреждениях кроме норм труда, установленных на неопределенный срок, могут применяться временные и разовые нормы труда. При этом временные нормы труда устанавливаются на период освоения тех или иных работ при отсутствии утвержденных нормативных материалов для нормирования труда. Срок действия временных норм труда, определяемых учреждением, рекомендуется длительностью не более трех месяцев. Что касается разовых норм труда, они определяются работодателем по отдельным работам, носящим единичный характер (внеплановым, аварийным).

Методика определения нормы времени, нормы обслуживания и нормы численности

Методики приводятся в Приложении 1 к Рекомендациям.

Итак, норма численности на основе типовых норм времени определяется по формуле:

Нч = (То / Фп) x Кн, (1)

где Нч — норма численности работников определенной квалификации, необходимых для выполнения работ, по которым определены нормы времени;

Фп — плановый нормативный фонд рабочего времени одного работника за год. Определяется по производственному календарю на текущий год. При этом фонд рабочего времени по производственному календарю уменьшается с учетом установленной продолжительности оплачиваемых отпусков работников (как основного, так и дополнительного) и сокращенной продолжительности рабочего времени по отдельным должностям служащих (профессиям рабочих), а также в зависимости от условий труда;

Кн — коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время неоплачиваемого отпуска, болезни и т.п., определяемый по формуле:

Кн = 1 + Вр / (Фсум x Чср), (2)

где Вр — суммарное время, не отработанное из-за невыходов работников учреждения за расчетный период времени;

Фсум — нормативный фонд рабочего времени одного работника за расчетный период времени;

Чср — среднесписочная численность всех работников учреждения (включая работников, занимающих должности служащих, для которых в ходе данного расчета актуализируются нормы численности) за расчетный период времени (расчетный период рекомендуется выбирать не менее двух лет, предшествующих месяцу проведения расчета);

То — общие затраты времени за год на объем работ, выполняемых работниками (часы). Определяются по формуле:

где Тр — затраты времени на соответствующий вид работ, по которым определены нормы времени;

суммируются значения по всем видам выполняемых работ;

Кр — коэффициент, учитывающий трудозатраты на работы, носящие разовый характер, по которым не определены нормы времени.

Затраты времени на соответствующий вид нормируемых работ рассчитываются по формуле:

где Нв — типовая норма времени на работу i-того вида (часы);

Оi — объем работы i-го вида, выполняемый в течение года.

Определение нормы численности на основе типовых норм обслуживания: определяется расчетная норма времени на обслуживание одной единицы оборудования, одного рабочего места, одного обслуживаемого гражданина и т.п. Формула:

Нрн = Твр / Ноб, (5)

где Нрн — расчетная норма времени на обслуживание одной единицы оборудования, одного рабочего места, одного обслуживаемого гражданина и т.п.;

Ноб — типовая норма обслуживания;

Твр — единица рабочего времени, для которого была рассчитана норма обслуживания (часы).

Норма численности на основе расчетных норм времени определяется по формуле:

Нч = (То / Фп) x Кн, (6)

где Нч — норма численности работников определенной квалификации, необходимых для выполнения работ, по которым определены нормы обслуживания;

Фп — плановый нормативный фонд рабочего времени одного работника за год. Определяется по производственному календарю на текущий год. При этом фонд рабочего времени по производственному календарю уменьшается с учетом установленной продолжительности оплачиваемых отпусков работника (как основного, так и дополнительного) и сокращенной продолжительности рабочего времени по отдельным должностям служащих (профессиям рабочих), а также в зависимости от условий труда;

Кн — коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время неоплачиваемого отпуска, болезни и т.п., определяемый по формуле:

Кн = 1 + Вр / (Фсум x Чср), (7)

где Вр — суммарное время, не отработанное из-за невыходов работников учреждения за расчетный период времени;

Фсум — нормативный фонд рабочего времени одного работника за расчетный период времени;

Чср — среднесписочная численность всех работников учреждения (включая работников, занимающих должности служащих, для которых в ходе данного расчета актуализируются нормы численности) за расчетный период времени (расчетный период рекомендуется выбирать не менее двух лет, предшествующих месяцу проведения расчета);

То — общие затраты времени за год на объем работ, выполняемых работниками (часы), определяются по формуле:

где Тр — затраты времени на соответствующий вид работ, по которым определены расчетные нормы времени;

суммируются значения по всем видам выполняемых работ;

Кр — коэффициент, учитывающий трудозатраты на работы, носящие разовый характер, по которым не определены нормы времени.

Затраты времени на соответствующий вид нормируемых работ рассчитываются по формуле:

где Нрн — расчетная норма времени на обслуживание одной единицы оборудования, одного рабочего места, одного обслуживаемого гражданина и т.п. (часы);

Оi — объем работы i-го вида, выполняемый в течение года.

Норма обслуживания на основе типовых норм времени определяется по формуле:

Нобр = Фрв / Нв, (10)

где Нобр — норма обслуживания;

Фрв — фонд рабочего времени за период, для которого определяется норма обслуживания (смена, неделя, месяц и др.);

Нв — типовая норма времени (часы).

Как устанавливать нормы труда в учреждении?

Согласно п. 20 Рекомендаций систему нормирования труда в учреждении необходимо устанавливать в положении о системе нормирования труда учреждения, которое либо утверждается локальным нормативным актом учреждения с учетом мнения представительного органа работников, либо включается в качестве отдельного раздела в коллективный договор. Как сказано в п. 22 Рекомендаций, в этом положении должны быть следующие разделы:

а) «Применяемые в учреждении нормы труда». В приложении к данному разделу необходимо указать:

  • ссылки на типовые нормы труда, использованные при определении норм труда;
  • примененные методики определения нормы численности на основе типовой нормы времени, нормы численности на основе типовой нормы обслуживания и нормы обслуживания на основе типовой нормы времени (если проводились расчеты);
  • расчет коррекции типовых норм труда с учетом организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении (если проводилась коррекция);
  • методы и способы установления норм труда по отдельным должностям (профессиям рабочих), видам работ (функциям), по которым отсутствуют типовые нормы труда;

б) «Порядок внедрения норм труда»;

в) «Порядок организации замены и пересмотра норм труда»;

г) «Меры, направленные на соблюдение установленных норм труда».

Необходимо ли ознакомить сотрудников с нормами труда?

При заключении трудового договора с работником рекомендуется ознакомить его с нормами труда. Кроме этого, в случае установления работнику норм времени на выполнение работ (оказание услуг) или норм обслуживания рекомендуется в трудовом договоре указать, что их выполнение осуществляется в пределах установленной продолжительности рабочего времени (п. 23 Рекомендаций).

Кроме этого, в п. 24 Рекомендаций сказано, что о внедрении новых норм труда необходимо известить работников не позднее чем за два месяца. Форму извещения о внедрении новых норм труда учреждение определяет самостоятельно. В извещении необходимо указать ранее действовавшие нормы труда, новые нормы труда, факторы, послужившие основанием для введения новых норм труда или их корректировки (п. 25 Рекомендаций).

В срок, указанный в п. 24 Рекомендаций, необходимо также уведомить работников в случае корректировки ошибочных норм труда. Ошибочными считаются нормы труда, при установлении которых были неправильно учтены организационно-технические условия выполнения технологических (трудовых) процессов или допущены неточности в применении нормативных материалов либо в проведении расчетов. Обратите внимание на то, что с учетом мнения представительного органа работников о снижении ошибочных норм труда может потребоваться уведомить работников в более короткий срок.

Перед введением новых норм труда рекомендуется провести инструктаж работников по применению наиболее эффективных приемов и методов выполнения работ. При этом могут быть использованы как индивидуальные, так и групповые формы инструктажа (п. 26 Рекомендаций). Если с введением новой техники и технологии работникам необходимы новые теоретические и практические знания, желательно проводить обучение работников (п. 27 Рекомендаций).

При освоении новых видов работ (стандартов оказания государственных (муниципальных) услуг или несоответствии фактических организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов запроектированным во вновь вводимых нормах труда нужно применять поправочные коэффициенты.

Могут ли пересматриваться нормы труда?

В п. 28 Рекомендаций сказано, что необходимо предусмотреть срок пересмотра норм труда не реже чем один раз в пять лет. По итогам анализа может быть принято решение о сохранении установленных норм труда или о разработке новых. Что касается внедрения новых норм труда, их рекомендуется вводить одновременно с внедрением новых стандартов оказания услуг, новой техники, технологии, видов продукции (услуг).

Обратите внимание! До введения новых норм труда продолжают применяться ранее установленные.

Кроме этого, нормы труда могут быть пересмотрены:

  • по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда;
  • в случае использования физически и морально устаревшего оборудования.

К сведению. Иные основания пересмотра норм труда не установлены трудовым законодательством. Перевыполнение норм труда отдельными работниками, в том числе за счет высокого уровня личных профессиональных качеств, применения по их инициативе новых приемов труда и совершенствования рабочих мест, не может рассматриваться в качестве основания для пересмотра установленных в учреждении норм труда.

Пересмотр ошибочных норм труда осуществляется по мере их выявления с учетом мнения представительного органа работников.

В заключение отметим, что работодатель должен обеспечить нормальные условия труда для выполнения работниками норм труда. К таким условиям, в частности, относятся:

  • исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования;
  • своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией;
  • надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику;
  • условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.

М.Н.Волкова

Эксперт журнала

«Отдел кадров государственного

(муниципального) учреждения»

Подготовлены методические рекомендации по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях 

Приказ Минтруда России от 30.09.2013 N 504 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях»

Методические рекомендации разработаны в целях оказания методической помощи государственным и муниципальным учреждениям при разработке (определении) систем нормирования труда с учетом организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждениях (используемое оборудование и материалы, технологии и методики выполнения работ, другие организационно-технические факторы, которые могут существенно повлиять на величину нормы труда).

При определении норм труда рекомендуется проводить анализ имеющихся типовых (межотраслевых, отраслевых, профессиональных и иных) норм труда и соотнесение их с фактическими организационно-техническими условиями выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении.

На основе типовых норм труда могут быть определены для применения в учреждении:

нормы времени (затраты рабочего времени на выполнение единицы работы (функции) или оказание услуги одним или группой работников соответствующей квалификации);

нормы обслуживания (количество объектов (рабочих мест, оборудования, площадей и т.п.), которые работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени);

нормы численности (установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объемов работ).

Нормы труда могут служить для установления нормированного задания (установленного объема работ, который работник или группа работников выполняет за рабочую смену или в иную единицу рабочего времени).

Рекомендуемые методики определения нормы численности на основе типовых норм времени и типовых норм обслуживания, определения нормы обслуживания на основе типовых норм времени приведены в приложении к Методическим рекомендациям.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *