Смена рабочей одежды медицинского персонала лечебных отделов

Санитарно — эпидемиологические требования к условиям труда медицинского персонала.

В соответствии с СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность щ на рабочих местах медицинского и другого персонала должно быть обеспечено соблюдение соответствующих гигиенических нормативов (параметры микроклимата, уровни освещенности, ионизирующих и неионизирующих излучений, чистоты воздуха рабочей зоны, а также шума, ультразвука, вибрации, электромагнитных полей, ультрафиолетового, лазерного излучения).

Гигиенические нормативы изложены в приложениях к СанПиН 2.1.3.2630-10:

— приложение 3 «Класс чистоты, реко­мендуемый воздухообмен, допустимая и рас­четная температура»;

— приложение 4 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) и классы опасности ле­карственных средств в воздухе помещений лечебных организаций»;

— приложение 5 «Нормируемые показате­ли естественного, искусственного и совме­щенного освещения основных помещений медицинских организаций»;

— приложение 8 «Предельно допустимые уровни (ПДУ) электромагнитных излучений на рабочих местах медицинского персонала»;

— приложение 9 «Допустимые уровни зву­ка медицинской техники в помещениях ле­чебно-профилактических организаций»;

— приложение 10 «Предельно допустимые уровни звука и эквивалентные уровни звука на рабочих местах для трудовой деятельности разных категорий тяжести и напряженности, Дба»;

— приложение 11 «Предельно допустимые уровни воздушного ультразвука на рабочих местах».

Гигиенические требования к условиям труда медицинских работников, выполняю­щих ультразвуковые исследования, содер­жатся в одноименном Руководстве (Р2.2.4/2.2.9.2266-07), утв. 10.08.2007 Главным государственным санитарным врачом РФ.

Гигиенические требования к условиям труда персонала отделений лучевой терапии, рентгеновских отделений и отделений радионуклидной диагностики содержатся в СанПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические тре­бования к устройству и эксплуатации рентге­новских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований»2, Нормах радиационной безопасности (НРБ-99/2009)3, СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безо­пасности (ОСПОРБ-99/2010)»4. Более по­дробно о требования к условиям труда персо­нала рентгеновских отделений, отделений лучевой терапии и отделений радионуклидной диагностики см. одноименную главу.

При использовании компьютерной тех­ники должны соблюдаться требования Сан­ПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические тре­бования к персональным электронно-вычис­лительным машинам и организации работы» (ред. от 03.09.2010).

Условия труда медицинских работников, выполняющих работы на лазерных установ­ках, должны соответствовать требованиям действующих санитарных норм и правил уст­ройства и эксплуатации лазеров.

Не допускается использование медицин­ского оборудования, в том числе наркозного, являющегося источником выделения вред­ных веществ, без отводящих шлангов (воздухоотсосов) или поглощающих фильтров. Ра­бота с вредными химическими веществами (цитостатики, психотропные средства, хими­ческие реактивы) в процедурных, аэрозольно-ингаляционных кабинетах, лаборант­ских, зуботехнических лабораториях и других аналогичных помещениях предусматри­вается при условии использования местных вытяжных устройств.

Для предотвращения вредного влияния биологического фактора на здоровье меди­цинского персонала в действующих ЛПУ в перевязочных для гнойных и ожоговых боль­ных при недостаточной эффективности ра­боты механической приточно-вытяжной вентиляции следует предусматривать устрой­ство обеззараживания воздуха рециркуляци­онного типа.

В целях профилактики гемоконтактных инфекций перчатки необходимо надевать перед любыми парентеральными манипуля­циями у пациента. После снятия перчаток проводят гигиеническую обработку рук. Персонал обеспечивается средствами ин­дивидуальной защиты в необходимом коли­честве и соответствующих размеров (перчат­ками, масками, щитками, респираторами, фартуками и пр.) в зависимости от профиля отделения и характера проводимой работы.

В соответствии с разделом 15 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Требования к условиям труда медицинского персонала» для персонала ста­ционаров предусматривается устройство гар­деробных с душем и туалетом. Количество шкафов в гардеробных следует принимать равным 100% списочного состава медицин­ского и технического персонала; гардероб­ные должны быть обеспечены двухсекцион­ными закрывающимися шкафами, обеспе­чивающими раздельное хранение домашней и рабочей одежды. Площадь гардеробных уличной одежды следует принимать из расчета не менее 0,08 м2 на 1 вешалку (крючок) гардеробной. Пло­щадь гардеробных для личной и рабочей одежды персонала следует принимать из рас­чета не менее 0,5 м2 на 1 шкаф.

Количество душевых кабин в стационарах принимается из расчета: не менее 1 душевой кабины на 10 человек, работающих в отделе­ниях инфекционного и туберкулезного про­филей; в других отделениях — не менее 1 ду­шевой кабины на 15 человек, работающих в наибольшей смене. При меньшем числе пер­сонала следует предусматривать не менее 1 душевой кабины.

В составе подразделения следует предус­матривать санузлы для персонала. Один са­нузел для мужчин и женщин допускается предусматривать при численности работаю­щих в смену не более 15 чел.

ВЛПУ по заданию на проектирование, в зависимости от мощности предусматривают­ся столовые, буфетные или комнаты приема пищи для персонала. В каждом структурном подразделении выделяются комнаты для персонала, в которых должны быть предус­мотрены условия для приема пищи.

Медицинский персонал должен быть обеспечен комплектами сменной одежды: халатами, шапочками, сменной обувью в со­ответствии с табелем оснащения, но не менее 3 комплектов спецодежды на одного работа­ющего. В операционном блоке врачи и другие лица, участвующие в операции, должны работать в стерильных халатах, перчатках и масках. Сменная обувь должна быть из нетканого ма­териала.

Стирка одежды персонала должна осуще­ствляться централизованно и раздельно от белья больных. Смена одежды в подразделе­ниях хирургического и акушерского профи­ля осуществляется ежедневно и по мере за­грязнения. В учреждениях терапевтического профиля — 2 раза в неделю и по мере загряз­нения. Сменная обувь персонала, работаю­щего в помещениях с асептическим режи­мом, должна быть из нетканого материала, доступного для дезинфекции. Сменная одежда и обувь должна быть предусмотрена также и для медицинского персонала других подразделений, оказывающего консульта­тивную и другую помощь, а также для инже­нерно-технических работников.

В ходе проведения манипуляций пациен­ту персонал не должен вести записи, прика­саться к телефонной трубке и тому подобное.

Прием пищи персоналом проводится в специально отведенных помещениях, на ра­бочем месте принимать пишу запрещено.

Нахождение в медицинской одежде и обу­ви за пределами ЛПУ не допускается.

Профилактические мероприятия при за­грязнении кожи и слизистых работника кровью или другими биологическими жидкостями, а также при уколах и порезах (в соответствии с СанПиН 2Л.3.2630-10)

1. При загрязнении кожи рук выделения­ми, кровью и т.п. необходимо вымыть руки мылом и водой; тщательно высушить руки одноразовым полотенцем; дважды обрабо­тать антисептиком.

2. Руки в перчатках обработать салфеткой, смоченной дезинфектантом, затем вымыть проточной водой, снять перчатки, руки вы­мыть и обрабатывать кожным антисептиком.

3. При попадании биологической жидкос­ти пациента на слизистые ротоглотки немед­ленно рот и горло прополоскать 70% спиртом или 0,05% раствором марганцовокислого ка­лия.

4. При попадании биологических жидкос­тей в глаза промыть их раствором марганцо­вокислого калия в воде в соотношении 1:10000.

5. При уколах и порезах вымыть руки, не снимая перчаток, проточной водой с мылом, снять перчатки, выдавить из ранки кровь, вымыть руки с мылом и обработать ранку 5% спиртовой настойкой йода. При наличии на руках микротравм, царапин, ссадин заклеить поврежденные места лейкопластырем.

6. По показаниям проводится экстренная профилактика гепатита В и ВИЧ-инфекции в соответствии с приложением 12 СанПиН 2.1.3.2630-10 (см. Приложение).

7. При получении травм, в том числе мик­ротравм (уколы, порезы), опасных в плане инфицирования, ответственный за профи­лактику парентеральных инфекций в ЛПУ организует регистрацию в журнале учета травм и составляет акт в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации.

Для ухода за кожей рук используются смягчающие и защитные кремы, обеспечива­ющие эластичность и прочность кожи.

Приложение

Экстренная профилактика парентеральных вирусных гепатитов

и ВИЧ-инфекции

Во избежание заражения парентеральны­ми вирусными гепатитами, ВИЧ-инфекцией следует соблюдать правила работы с колю­щим и режущим инструментарием.

В случае порезов и уколов немедленно об­работать и снять перчатки, выдавить кровь из ранки, вымыть руки с мылом под проточной водой, обработать руки 70%-м спиртом, сма­зать ранку 5%-м раствором йода.

При попадании крови или других биоло­гических жидкостей на кожные покровы это место обрабатывают 70%-м спиртом, обмы­вают водой с мылом и повторно обрабатыва­ют 70%-м спиртом.

Если кровь попала на слизистые оболочки глаз, их сразу же промывают водой или 1%-м раствором борной кислоты; при попадании на слизистую оболочку носа — обрабатывают 1%-м раствором протаргола; на слизистую оболочку рта — полоскать 70%-м раствором спирта или 0,05%-м раствором марганцево-кислого калия или 1%-м раствором борной кислоты.

Слизистые оболочки носа, губ, конъюнк­тивы обрабатывают также раствором марганцевокислого калия в разведении 1:10000 (раствор готовится extempore).

С целью экстренной профилактики ВИЧ-инфекции назначаются азидотимидин в те­чение 1 месяца. Сочетание азидотимидина (ретровир) и ламивудина (эливир) усиливает антиретровирусную активность и преодоле­вает формирование резистентных штаммов. При высоком риске заражения ВИЧ-инфек­цией (глубокий порез, попадание видимой крови на поврежденную кожу и слизистые от пациентов, инфицированных ВИЧ) для на­значения химиопрофилактики следует обра­щаться в территориальные Центры по борьбе и профилактике СПИД.

Лица, подвергшиеся угрозе заражения ВИЧ-инфекцией, находятся под наблюдени­ем врача-инфекциониста в течение 1 года с обязательным обследованием на наличие маркера ВИЧ-инфекции.

Персоналу, у которого произошел кон­такт с материалом, инфицированным виру­сом гепатита В, вводится одновременно спе­цифический иммуноглобулин (не позднее 48 ч.) и вакцина против гепатита В в разные уча­стки тела по схеме 0-1-2-6 мес. с последу­ющим контролем за маркерами гепатита (не ранее 3-4 мес. после введения иммуноглобу­лина). Если контакт произошел у ранее вак­цинированного медработника, целесообраз­но определить уровень анти-HBsв сыворотке крови. При наличии концентрации антител в титре 10 МЕ/л и выше вакцинопрофилактика не проводится, при отсутствии антител -целесообразно одновременное введение 1 дозы иммуноглобулина и бустерной дозы вакцины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *