СМР в бухгалтерском учете

Бухучет в строительстве

Основными документами, которые оформляются при проведении строительных работ подрядным способом, являются:

  • форма № КС-2 «Акт о приемке выполненных работ»;
  • форма № КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат» (Постановление Госкомстата РФ от 11.11.1999 № 100).

Акт по форме № КС-2 составляется при приемке выполненных подрядных СМР. На его основании составляется Справка по форме № КС-3, которая служит основанием для расчетов между заказчиком и подрядчиком.

Для учета затрат по строительству основных средств используется счет 08 «Вложения во внеоборотные активы». Заказчик на основании актов по форме № КС-2 по Дебету счета 08, субсчет 3 «Строительство объектов основных средств» учитывает затраты по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования и другие расходы, предусмотренными сметами, с Кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

НДС, предъявленный подрядчиком, отражается по Дебету счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» с Кредита счета 60.

Законченные строительством объекты приходуются по дебету счета 01 «Основные средства» с Кредита счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в сумме сформированных на счете 08 затрат.

При этом если право собственности на объект недвижимости не зарегистрировано, то в момент его принятия к учету оно отражается на отдельном субсчете к счету 01 (п. 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств).

Принимая объект строительства на учет, организация-заказчик оформляет Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (форма № ОС-1а).

Амортизация в целях бухгалтерского учета начинает начисляться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта основных средств к учету (п. 21 ПБУ 6/01).

Международная товарно-транспортная накладная CMR – расшифровка аббревиатуры и назначение документа

CMR (ЦМР) – аббревиатура, произошедшая от французского полного названия Конвенции о международных перевозках грузов с помощью автотранспорта.

Транспортная накладная CMR — это международный документ, чрезвычайно значимый для осуществления автоперевозок международного значения. Это итоговый документ, отражающий основные сведения.

Благодаря ЦМР можно понять следующую информацию:

  • Сколько было товара,
  • Кто именно его перевез,
  • По какому маршруту перевозил,
  • Согласно каким документам осуществлялась перевозка,
  • Кто адресат, а кто отправлял товар,
  • Сколько времени заняла доставка.

В ней же указывается на то, что за товар поступил на таможню, в каком виде, в какой день и время, когда именно его принял отправитель и в каком состоянии на момент приема был товар.

Участники автоперевозки должны иметь свои собственные дубликаты ЦМР.
В данном случае речь идёт о Перевозчике, который непосредственно доставляет товар из пункта «А» в пункт «Б», Адресате, получающем товар и, собственно, Отправителе, который груз отправил.

В каких случаях нужна ЦМР

ЦМР необходима, когда выполняется несколько условий:

  1. Вознаграждение за перевозку предусмотрено;
  2. Места погрузки и выгрузки расположены в разных государствах;
  3. Конвенция КДПГ подписана хотя бы одним из государств, резиденты которых являются участниками сделки;
  4. Транспортировка груза осуществляется с помощью автомобильного транспорта.

Важно понимать, что количество ЦМР накладных должно соответствовать количеству единиц транспорта.

Если груз опасен, то отправитель непременно указывает в накладной эту опасность и описывает её характер и меры предосторожности для безопасной транспортировки данного груза.

ЦМР по своей сути является фактическим подтверждением осуществления трёхстороннего договора, который заключён между тремя сторонами, непосредственными участниками транспортировки товара на условиях конвенции КДПГ. Да и в случае судебных тяжб, именно CMR и является доказательством своевременного исполнения условий договора (или же неисполнения).

Вся основная информация из транспортных и товарно-сопроводительных документов объединена в ТТН CMR. И главный момент состоит в том, что данные из других документов и информация в ЦМР должны совпадать.

А вот случаи, когда в ЦМР и упаковочном листе, или же в ЦМР и инвойсе, в ЦМР и ТИРе данные разняться, принесут Вам массу сложностей и проблем. Особенно много неприятностей такие несовпадения способны принести тому, кто осуществляет перевозки. Поэтому, ЦМР необходимо тщательно сверять и проверять, так как в противном случае невнимательность может обойтись очень дорого.

ЦМР содержит две категории сведений:

  1. Первая категория — это информация, записанная в специальных графах накладной и содержащая базовые сведения о перевозке.
  2. Другая категория не менее важна. Она включает в себя печати и отметки, а также рукописные замечания о перевозке и её ходе.

Кроме того, существуют такое обязательное требование к форме CMR, как наличие номера.

Если груз не указан ТТН ЦМР, то он считается контрабандой.

Бланк CMR — правила заполнения

Первые разделы, которые необходимо заполнить после номера, это графы с названием «Отправитель» и «Получатель». Их можно приравнять к синонимичным терминам «продавец» и «покупатель», поэтому берём все необходимые сведения из инвойса.

В графы под номерами три и четыре мы вписываем адрес места, где груз будут получать, и, соответственно, место, откуда груз забрали. За своевременную отправку и получение товара отвечают фактический отправитель и получатель, их определяют с помощью печатей в двадцать второй строке, где пишется, кто груз отправлял, и в двадцать четвёртой, где пишется, кто именно принял груз.

Нередко, в двадцать второй графе ставится печать фирмы, продавшей товар. В таком случае графа «Отправитель» (он же продавец) и двадцать вторая графа совпадут. В случае, когда фактическим отправителем является не продавец, а сторонняя организация, вносить изменения в данные не стоит, их лишь необходимо дополнить записью по чьему поручению осуществляется перевозка.

Кроме того, ТИР и инвойс нередко дополняются так называемым грузовым манифестом. При ситуации, когда вместить всю информацию в ТИР не представляется возможным, составляется этот грузовой манифест, где всё расписывается подробно.

Графы ТТН с седьмой по одиннадцатую включительно являются одним блоком, где все они взаимосвязаны друг с другом. Для всех пяти граф существует одно правило – каждому товару присваивается свой код ТН ВЭД, вписывается брутто-вес и количество грузовых мест. Да, для каждого товара — свой.

В строку под ними мы должны вписать суммарный итог по весу и количеству грузовых мест. Непременно необходимо подать и электронную декларацию.

Если в ЦМР подробная разбивка товара отсутствует, то помните, что из инвойсов и пакингов вы данную информацию получить не сможете, посему требуйте, чтобы вам эти сведения предоставили дополнительно.

Кроме того, оформление CMR должно быть выполнено на том же языке, что инвойсы и пакинги.

Одна из ключевых граф ЦМР – графа тринадцать, таможня назначения или склад временного хранения (СВХ). Эти данные нужно указывать именно здесь. Кроме ЦМР, такие сведения больше нигде не содержаться. А ошибка может стоить слишком дорого. Перевозчик и заказчик должны заранее оговорить и занести эту информацию в заявку. Также, в 13 графу вносится стоимость перевозимых товаров в валюте инвойса.

А в пятнадцатую графу вносятся условия перевозки.

Существует несколько обязательных печатей, которые должны быть внесены в ЦМР. Это, прежде всего, печать получателя, ставящаяся в конце транспортировки груза.

Помимо того, на таможне Вам необходимо поставить печать на границе и при растаможке, в месте, где она будет осуществляться.

Эти печати свидетельствуют о том, что товар поступал на таможню и что его выпуск с таможни разрешён. Также предусмотрено место для печати контроля доставки, при прохождении нескольких таможен, они служат для установки срока прибытия грузов на пост.

Любой бизнесмен, по возможности и не в ущерб делу, старается сэкономить на перевозке товара из одной страны в другую. Для этого нужно знать, как рассчитывается ставка фрахта при том или ином виде грузоперевозок.
Когда необходим знак негабаритный груз и другие требования к доставке крупногабаритного и тяжеловесного груза.

Особенности оформления CMR и других транспортных документов на видео

Предлагаем вам потратить полчаса своего времени и прослушать и посмотреть советы по заполнению международной ТТН. Этот ролик содержит очень полезную информацию.

CMR страхование, его плюсы и минусы

Речь идёт о популярной разновидности страхования гражданской ответственности перевозчика для организации грузоперевозки международного значения с помощью автотранспорта в рамках КДПГ.

Такой вид страхования обезопасит экспедитора в случае нанесения вреда грузу при его перевозке. Ведь согласно международным конвенциям перевозчик обязан возмещать ущерб. Ответственность наступает в случае порчи или же потери груза перевозчиком, а также при финансовых убытках, связанных с простоем или срывом доставки, также при возникновении других затрат.

Если же имеется страховой полис ЦМР стандарта, то ущерб может быть возмещён как за счёт перевозчика, так и за счёт страховой, в случае подачи необходимых документов в страховую компанию.

Если у перевозчика имеется страховой ЦМР полис, то он получает такие преимущества:

  • Финансовые гарантии в случае потери груза или его порчи по вине перевозчика.
    Возмещение актуально при сотрудничестве с такими экспедиторами, стоимость уставного капитала и недвижимости которых в разы меньше возможных убытков.
  • Наличие страхового полиса – гарантия реальности компании, ее честности и дееспособности.

Форма CMR заполняется на том же языке, что и инвойс.

Но есть и несколько недостатков:

  • Отказ в возмещении убытков, если груз пострадал из-за постороннего лица, например, в ДТП.
  • Длительный процесс подготовки необходимых для получения компенсации документов.
  • Ограничение ответственности перевозчика с помощью применения лимитов и особенностей законодательства и конвенций международного значения.

Подведём итоги. Внимательность необходима не только при оформлении CMR, но прочих транспортных документов. Так как ошибки, допущенные при заполнении сопроводительных бумаг, плавно переносятся в ТТН, а о неприятных последствиях этих оплошностей, мы уже писали выше. Поэтому, во избежание лишних «головных болей», будьте компетентны и педантичны.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Транспортные документы».

Бесплатная консультация по телефону:

Москва и Московская область: +7 (499) 703-48-81 (звонок бесплатен)

Санкт-Петербург и Лен.область: +7 (812) 309-93-24

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.

>4. Бухгалтерский учет строительно-монтажных работ у подрядчика

4.1. Особенности технологического и организационного аспектов строительного производства, влияющие на организацию учета подрядчика

Подрядчик в цепочке взаимоотношений «инвестор – заказчик – подрядчик» является непосредственным производителем строительно-монтажных работ на объекте строительства в соответствии с договором строительного подряда.

Организация строительно-монтажных работ и выполнение по договору строительного подряда, который относится к наиболее сложным видам договоров, так как охватывает широкий круг вопросов, касающихся поставки материалов; установки технологического оборудования; условия и графика сдачи и оплаты различных этапов работ; устранения недостатков, обнаруженных после сдачи объекта, существенно влияет на постановку системы бухгалтерского учета и выявления финансового результата.

Подрядные строительные организации осуществляют свою деятельность в виде генподрядчика и субподрядчика. Генподрядная организация может не проводить никаких строительных работ, а содержание ее деятельности сводится к посредничеству; сбору и анализу экономической, управленческой или другой информации, связанной со строительством; организации ведения строительных работ и руководству процессом строительства.

Генподрядчик выступает работодателем для субподрядной организации.

Субподрядные организации — непосредственные исполнители строительных работ, как правило, имеющие узкую специализацию видам работ.

В качестве генподрядчика или субподрядчика может быть только, хозяйствующий субъект, имеющий специальную лицензию (лицензия отменяется в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с 01.01.2010г).

Если договором строительного подряда прямо не запрещено выполнение отдельных работ или всего объема работ третьей стороной,генподрядная организация может привлекать подрядные, подрядная — субподрядную, субподрядная — субсубподрядную организацию.

По такому принципу могут образоваться довольно сложные хозяйственные отношения участников процесса строительства.

Генеральный подряд может быть организован как комплексный, на строительство объекта заключается договор с генподрядчиком, который при необходимости привлекает субподрядные организации, и долевой подряд, т.е. на строительство объекта заключается несколько подрядных договоров по осуществлению каких-либо строительных работ (рис.4.1).

Путем проведения тендерных торгов привлекает на строительство объекта на условиях

Комплексного подряда – генподрядчика, привлекающего

Долевого подряда — подрядчиков

Заказчик

Субподрядчика, привлекающего

Субподрядчика

Субсубподрядчика

Рис. 4.1.Формы реализации договора строительного подряда, влияющие на организацию учета подрядчика

Как видно из рис.4.1, в целях качественного выполнения строительно-монтажных работ и обоснованной на них договорной цене заказчик вправе проводить тендерные торги по привлечению подрядных организаций. В отечественной практике главным критерием отбораявляется цена, которая не подтверждается проектно-сметной документацией и не учитывает качественного выполнения работ.

Система торгов строительно-монтажных работ каждым заказчикомтрактуется по-своему, а именно: предусматривается большое количествопредставляемых на торги документов, состав которых варьируется. Заказчики, желая максимально сократить сроки торгов, не проводят квалификационного отбора, который предусматривается положением о торгах на выполнение строительно-монтажных работ для государственных нужд.

Однако в условиях рыночной экономики возросла роль качественнойстроительной продукции, что обусловливает проведение классификации-рейтинга только среди сертифицированных подрядных организацийс учетом технического состояния производства, его материальной базы,квалификации исполнителей, замечаний, полученных по работампредыдущих лет.

Рейтинг должен определяться по каждому лицензируемому виду деятельности: проектированию, содержанию, ремонту, реконструкции и строительству. В каждом виде деятельности подрядные организациираспределяются на три категории:

— генподрядчики, сюда включаются подрядчики, работающие несколько десятков лет, в компетентности которых нет сомнений, и имеющих преимущественное право на торгах выступать в качестве генподрядчика при проведении работ;

— подрядчики, в которую включаются подрядчики, имеющие солидную репутацию, но по определенным критериям: малый опыт ра­боты, невысокая квалификация, не попавшие в первую категорию;

— субподрядчики, все желающие работать на строительных объек­тах, но в качестве субподрядчиков или субсубподрядчиков.

Для присуждения категории подрядчикам с целью их перевода в более высокую или наоборот ежегодно следует проводить эксперт­ную оценку работе организаций, действующих на рынке строительно­го подряда.

В строительстве при проведении торгов применяется балльная система определения победителя, которая дает возможность более де­тально проанализировать возможности подрядных организаций и их предложения.

Размещение заказов на строительно-монтажные работы осуществ­ляется путем:открытых торгов,открытых торгов с квалификационным отбором,закрытых торгов,закупки у единственного источника,запроса котировок.

Победитель торгов определяется на заседании конкурсной комис­сии, на основании представляемых каждым участником конкурсных предложений (заявок) по установленной форме. Победитель опреде­ляется в соответствии с критериями оценки конкурсных заявок указанными в информационных картах конкурсной документации.

Помимо проведения торгов строительно-монтажных работ особое внимание следует уделять заключению договора строительного подряда, поскольку его условия существенно влияют на стоимость строительной продукции и ее качество.

Практическая реализация договора строительного подряда по схеме заказчик — генподрядчик — субподрядчик зависит от конкретных условий, задач и целей, стоящих перед участниками договора строительного подряда. Кроме того, разграничение функций между участниками процесса строительства, степень детализации обязательств и требова­ний по их выполнению могут быть определены самими сторонами дого­вора или основаны только на существующих нормативно-правовых актах общего назначения.

На практике важнейшее значение имеют условия, закрепленные договором строительного подряда, касающиеся сдачи и приемки стро­ительных работ, поскольку они оказывают существенное влияние на организацию бухгалтерского учета. В зависимости от момента сдачи и приемки строительных работ и подписания соответствующих актов переходит право собственности на объект или его часть от подрядчика к заказчику. Момент перехода права собственности на объект строительства влияет, в частности, на определение ответственности за со­хранность объекта или его части; выявление налоговой базы; момент истечения гарантийного срока качества; срок исковой давности; воз­никновение кредиторской задолженности заказчика.

Подрядчики при исполнении договоров на строительство объек­тов руководствуются ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», согласно которомубухгалтерский учет доходов, расходов и финансовых результатов ведется отдельно по каждому исполняемому договору. В случае, когда одним договором предусмотрено строительство комплекса объектов для одного или нескольких заказчиков по единому проекту, для целей бухгалтерского учета строительство каждого объекта должно рассматриваться как отдельный договор при соблюдении одновременно следующих условий:

а) на строительство каждого объекта имеется техническая документация;

б) по каждому объекту могут быть достоверно определены доходы и расходы.

Два и более договоров, заключенных организацией с одним или несколькими заказчиками, должны рассматриваться для целей бухгалтерского учета как один договор при соблюдении одновременно следующих условий:

а) в силу взаимосвязи отдельные договоры фактически относятся к единому проекту с нормой прибыли, определенной в целом по договорам;

б) договоры исполняются одновременно или последовательно (непрерывно следуя один за другим).

В случае, когда при исполнении договора в техническую документацию вносится дополнительный объект строительства (дополнительные работы), для целей бухгалтерского учета строительство дополнительного объекта (выполнение дополнительных работ) должно рассматриваться как отдельный договор при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:

а) дополнительный объект (дополнительные работы) по конструкционным, технологическим или функциональным характеристикам существенно отличается от объектов, предусмотренных договором;

б) цена строительства дополнительного объекта (дополнительных работ) определена на основе согласованной сторонами дополнительной сметы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *