Содержание служебных собак МВД

Что такое служебная собака, объяснять, наверное, никому не надо. Фильмы про Джульбарса, Мухтара, комиссара Рекса давно полюбились зрителям. А профессионалы — пограничники, спасатели, полицейские — вообще не мыслят свою работу без четвероногих помощников, приходящих на помощь в самых трудных ситуациях. Ведь пока не придумали аппарат, способный заменить уникальный нос пса, да ещё проявить беззаветную преданность хозяину, всегда готовый заслонить собой любимого человека.

Однако на бюрократическом языке собака, приписанная к тому или иному ведомству, является всего-навсего движимым имуществом наподобие автомобиля, а то и вовсе канцелярского стола. И на неё распространяются те же правила приобретения, содержания, списания…

Откуда берутся собачьи дети

Все аспекты жизни и деятельности лающей братии в МВД России чётко регламентированы. Так положено по закону. Но сложности начинаются уже с момента приобретения щенков для будущей работы.

Поскольку, как мы уже выяснили, собака является движимым имуществом, а в полиции, кроме того, ещё и спецсредством, поступить в МВД России она может только путём приобретения в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Однако в нашей стране на сегодняшний день нет ни одного поставщика — юридического лица, которое бы целенаправленно занималось производством, выращиванием и поставкой четверолапых заинтересованным ведомствам, в том числе МВД. Разнообразные клубы собаководов — всего лишь общественные организации. А у них, как и у физических лиц, госор­ганы не имеют права ничего покупать. К тому же их основная работа — проведение выставок и иных мероприятий — в конечном счёте нацелена на получение прибыли, их больше заботит внешний вид собачки, нежели её способности. У полиции же, как мы понимаем, несколько иные задачи. И, как утверждают специалисты, из десяти победителей даже самых престижных собачьих состязаний девять к применению в оперативно-служебной деятельности непригодны. Отсюда и особые требования, предъявляемые к приобретению такого «спецсредства».

— Существует большое количество методических рекомендаций по отбору собак для нужд территориальных органов МВД России, определения их годности к дрессировке и тренировке для последующего использования в служебной деятельности, — говорит начальник ФКУ «Центр кинологического обеспечения МВД России» полковник полиции Сергей Качкин. — Мы их опробовали в течение нескольких лет, провели немало учебных сборов. За основу взято всего три критерия. В первую очередь это соответствие стандарту породы. Второе — состояние здоровья, что особенно важно. Здесь следует учесть: срок продуктивной работы животного недолог. Так, лишь к двум годам оно становится взрослым, готовым выполнять свои задачи. К восьми же наступает предельный возраст для применения служебной собаки в оперативно-служебной деятельности. И третье — индивидуальные психо-физиологические данные, то есть её реакция на происходящее, желание подчиняться человеку, идти с ним на контакт и многое другое. Одним словом, способность животного после обучения эффективно работать. Можно сказать, что мы научились приобретать именно нужных особей. Другой вопрос — где и у кого?

Где скрывается заводчик?

Ежегодно на закупку будущих комиссаров Рексов выделяются денежные средства. Они распределяются по регионам в зависимости от потребностей. Где-то, скажем, необходимо купить 30 щенков. Как положено, объявляется аукцион, но он вскоре может быть признан несостоявшимся, поскольку не найдётся ни одного хозяйства, способного едино­временно поставить такое количество живого товара. Когда-то, если помните, в ДОСААФ существовала отлаженная система подготовки служебных собак. Всё разрушено, остались лишь клубы любителей да частные заводчики, главное для которых, как уже говорилось, — выгодно продать помёт.

Так откуда же берутся служебные собаки?

— Конечно, аукционы на закупку четвероногих проводятся, — продолжает Сергей Качкин, — но здесь мы упираемся в серьёзные проблемы. Есть возможность в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ осуществить закупку у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей. В этом случае покупаем определённых собак, соответствующих нашим требованиям, но их количество, исходя из возможной суммы контракта, не всегда может удовлетворить потребности территориального органа.

Существует ещё один преду­смотренный нормативными правовыми актами способ комплектования подразделений служебными собаками — их поступление из казны Российской Федерации (то есть подаренными), а также полученными в ходе внутриведомственной передачи территориальными органами МВД России. Но и этот путь не слишком эффективен: кто же за просто так отдаст ценного пса?

Позвольте, а как же личные собаки полицейских? Ведь сколько раз нам показывали в кино, как на границу или в органы внутренних дел приходит новобранец со своим воспитанником и вскоре они сообща совершают подвиг.

— Это кино, — улыбается Сергей Анатольевич. — Сотрудник же на основании закона не может применять на службе личное имущество, тем более в качестве спецсредства. Хотя по опыту знаю, что домашний питомец совсем по-другому относится к своему хозяину, как, собственно, и он к четвероногому другу. Соответственно, и результаты их совместной работы более высокие. Но — нельзя.

На службу — с домашним питомцем

Тем не менее при поддержке первого заместителя министра внутренних дел Александра Горового выход нашли. В Наставление по организации деятельности кинологических подразделений органов внутренних дел Российской Федерации внесены изменения, согласно которым подразделения могут комплектоваться на основании договоров безвозмездного пользования годными для применения в служебной деятельности собаками, принадлежащими специалистам-кинологам. То есть работать в тандеме с личным псом возможно, если он поставлен на баланс (содержание, ветеринарное обслуживание и т.д.) территориального органа, при этом собственником остаётся специалист-кинолог.

Конечно же, это большое подспорье в решении вопросов комплектования.

Однако получается, что вновь ищем какие-то исключения вместо того, чтобы кардинальным образом поменять сами правила. А тем временем, к примеру, в Германии обязательным требованием для кандидата в полицейские кинологи является как раз наличие условий для содержания собаки в собственном жилище. В России же стопроцентно перенять немецкий опыт не получится — не каждый в силу различных обстоятельств может взять подопечного домой. Но при желании человека и возможности, наверное, подобное было бы полезным. Как утверждает полковник Качкин, так пёс развивается более гармонично, быстрее познаёт окружающий мир, привыкает к его многоликости.

Смотрю статистику. В прошлом году для нужд кинологических подразделений территориальных органов МВД России закуплены 1094 служебные собаки. А ещё 665 щенков родились в ведомственных питомниках. Вот, казалось бы, выход из положения — самим разводить будущих помощников.

— Полностью обеспечить воспроизводство просто нереально, — остудил мой пыл полковник полиции Качкин. — И далеко не факт, что все родившиеся у нас щенки окажутся годными для применения в оперативно-служебной деятельности. В результате тщательного тестирования особей в помёте, полученном даже от самых лучших родителей, проводится разделение на лучших, средних и худших. Разумеется, для дальнейшего отбора проходят только лучшие. Далее начинается процесс выращивания, когда проявляются способности щенков. Ещё раз тестируем. В итоге из шести-семи братьев и сестёр не всегда удаётся хотя бы одного подготовить к реальной работе.

Таким образом, из всех способов пополнения поголовья наиболее реальным является один — приобретение собак для нужд территориальных органов, когда закупаются годные для применения в оперативно-служебной деятельности животные. Но, как мы ранее говорили, этот способ не может удовлетворить всех потребностей из-за отсутствия на рынке соответствующих поставщиков.

Закон нуждается в поправках

Как же на практике осуществляется закупка столь особенного спецсредства полиции, как служебные собаки? Наиболее распространёнными методами, с помощью которых территориальные органы МВД России пополняют свои питомники, являются электронные аукционы; запросы котировок; покупка у единственного поставщика. Последнее считаться конкурентным способом не может, так как не отвечает требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Кроме того, здесь необходимо учитывать, что через указанные процедуры возможно приобрести лишь небольшое количество животных, поскольку у поставщиков, как правило, отсутствуют предложения в нужном количестве, либо представленные щенки не соответствуют необходимым критериям отбора, принятым в органах внутренних дел.

Также следует отметить, что собака не может быть оценена при отборе и закупке по таким же параметрам, как другие домашние питомцы, продуктивность которых определяется возможностью получения прибыли (молока, мяса, шерсти и т.д.). В данном случае необходим индивидуальный и дифференцированный подход.

Всё это порождает существенные проблемы в пополнении поголовья, поскольку закупка конкурентным способом в нашей стране осложняется отсутствием сформированного рынка продаж собак. Заводчики, в связи со значительными затратами на кормление, содержание и воспитание, заинтересованы в реализации молодняка в возрасте двух-трёх месяцев, что приводит к ограниченному выбору животных с требуемыми рабочими качествами. Для МВД же, по утверждению специалистов, наиболее приемлемый возраст определения рабочих качеств будущих «четвероногих полицейских» составляет от шести месяцев до года.

Кроме того, при проведении конкурентного способа закупки победителем признаётся продавец, установивший наименьшую цену. Однако для кинологических подразделений решающую роль играют не деньги, а индивидуальные рабочие качества приобретаемых животных, которые проверяются комиссией в ходе поставки. Выявленные при тестировании недостатки бывают приобретёнными или врождёнными. Как правило, устранить их невозможно, что приводит к расторжению контракта.

В настоящее время в Российской Федерации нет ни одного юридического лица, которое бы целенаправленно занималось разведением, выращиванием и продажей собак, годных для дальнейшей подготовки и применения в оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел.

Справедливости ради следует отметить, что аналогичные проблемы возникают и в кинологических подразделениях других федеральных органов исполнительной власти. Но нужно учитывать, что потребность МВД России в восполнении поголовья служебных собак в разы больше, нежели у коллег. Соответственно, и вопрос стоит гораздо острее.

Из всего сказанного можно сделать главный вывод: все конкурентные способы закупки щенков на площадке рынка продаж малоэффективны, за исключением наиболее доступного — приобретения животных у единственного поставщика.

Поэтому кинологи подразделений Министерства внутренних дел России единодушно полагают: в связи с отсутствием нормального рынка собак, соответствующих требованиям силовых ведомств, целесообразно дополнить ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ пунктом, предусматривающим осуществление закупки в интересах федеральных органов исполнительной власти у единственного поставщика.

…Всё сказанное начальником ФКУ «Центр кинологического обеспечения МВД России» полковником полиции Сергеем Качкиным трудно поставить под сомнение. В своём деле он непререкаемый авторитет: всю жизнь занимается собаками, работал в самых крупных питомниках, писал диссертацию по этой теме. Однако не все готовы прислушаться к его словам. Хотя справедливости ради следует сказать, что понемногу картина меняется к лучшему. Пример тому — те же поправки в Наставление по организации деятельности кинологических подразделений. Руководство МВД России в поддержке не отказывает.

Получается, что главной препоной остаётся пресловутый Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Касается он не только и не столько собак, сколько людей. Хотя и пёсиков жаль. Может, наконец, и законодатели проникнутся серьёзностью ситуации?

Андрей ШАБАРШОВ
Фото Павла ГЕРАСИМОВА
и Ольги ЧУМАЧЕНКО

Специалисты-кинологи со служебными собаками принимали участие в осмотрах мест происшествия более 124 тыс. раз.

С их помощью раскрыто около 40 тыс. преступлений. (2017 г.)

***

С применением служебных собак осуществ­лён 352 531 конвой, сопровождено свыше 1,2 млн подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Побегов из‑под стражи не допущено. (2017 г.)

***

При участии кинологов со служебными собаками обнаружено и изъято из незаконного оборота более 206 кг взрывчатых веществ, 1084 ед. взрывных устройств, 634 ед. огнестрельного оружия, 70 172 ед. боеприпасов, свыше 973 кг наркотиков растительного происхождения и порядка 200 кг «синтетики». (2017 г.)

***

Принято участие в проведении 532 300 профилактических мероприятий, в ходе которых задержано 86 572 правонарушителя. (2017 г.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *