Социальная норма на электроэнергию

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства рассмотрел письмо Региональной энергетической комиссии — Департамента Цен и тарифов Краснодарского края от 22 марта 2017 г. № 57-1810/17-13 (вх. Минстроя России от 27 марта 2017 г. № 28463/МС) по вопросу о применении повышающих коэффициентов и в рамках своей компетенции сообщает следующее.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещении в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354 (далее — Правила № 354).

В случаях, установленных Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 № 124 (далее — Правила № 124), с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 г. № 1498, стоимость поставленного ресурсоснабжающей организацией в многоквартирный дом коммунального ресурса определяется с применением повышающего коэффициента.

Пунктами 42, 43, 60, 60(1), 62, 81(11), 85(3) Правил № 354 предусмотрены случаи применения повышающего коэффициента к размеру платы за соответствующие коммунальные услуги.

Повышающий коэффициент не увеличивает объем реализованных коммунальных услуг. Применение повышающего коэффициента при расчете объема коммунальных услуг представляет собой меры, направленные на стимулирование потребителей коммунальных услуг на установку, своевременный ремонт и замену приборов учета, используемых при расчетах за коммунальные услуги (часть 2 статьи 13 Федерального закона).

Таким образом в случае, если исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация, то средства от продажи коммунальных ресурсов с учетом применения повышающих коэффициентов формируют доходы ресурсоснабжающих организаций, используемые последними в целях осуществления расходов по регулируемой деятельности. Полученные доходы от применения повышающих коэффициентов не учитываются при корректировке тарифов, утверждаемых на очередной год. Такой доход ресурсоснабжающей организации не может быть предусмотрен на долгосрочный период регулирования.

В случае, если исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация, то средства от продажи коммунальных ресурсов с учетом применения повышающих коэффициентов формируют доходы управляющей организации, которые в том числе могут быть направлены на реализацию мероприятий по энергосбережению.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 года № 232 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» внесены изменения в Правила № 354, которыми отменено применение повышающего коэффициента к размеру платы за отопление, также исключены формулы 2(2) и 2.3 Приложения № 2 Правил № 354.

Согласно подпункту «е» пункта 22 Правил №°124 при наличии обязанности и технической возможности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии стоимость тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом, не оборудованный таким прибором учета, а также поставленной в многоквартирный дом по истечении 3 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (по истечении срока его эксплуатации), а также стоимость поставленной тепловой энергии при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раза представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяются исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме с применением повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,1. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета коммунальных ресурсов, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.

Таким образом, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в случае наличия технической возможности его установки, ресурсоснабжающей организацией применяется повышающий коэффициент 1,1 к размеру платы за отопление выставляемой управляющей организации. Применение повышающего коэффициента к размеру платы за отопление потребителям коммунальных услуг не предусмотрено.

В соответствии с пунктом 42(1) Правил № 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения № 2 к Правилам № 354 исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 2 Постановления № 603 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право принять решение в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года).

В случае, если многоквартирный дом оборудован общедомовым (коллективным) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые помещения не оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, то начисление платы за отопление в нежилом помещении исходя из фактического объема потребления тепловой энергии индивидуального прибора учета тепловой энергией осуществляться не может.

Вместе с тем, положениями частей 7 и 8 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» законодатель установил обязанности лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома, в части разработки и информирования о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме. Комментируемые обязанности входят в состав правового механизма энергосбережения и повышения энергетической эффективности в многоквартирном доме, обозначенного в настоящей статье, и включают в себя:

— предмет обязанностей (предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности);

— 2 этапа исполнения обязанностей (разработка предложений и доведение их до сведения собственников помещений в доме);

— хронологические требования (разработка и доведение предложений не реже чем один раз в год);

— обязательное содержание предложений (расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, объем ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и срок окупаемости предлагаемых мероприятий.

Таким образом, в целях исключения расходов управляющих организаций по оплате стоимости тепловой энергии с применением повышающего коэффициента рекомендуется доводить до собственников помещений в многоквартирном доме информацию об их обязанности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в рамках вышеуказанных мероприятий.

И.о. заместителя директора Департамента
жилищно-коммунального хозяйства
О.А. Олейникова

Государственным комитетом по тарифам РБ постановлением № 487 от 29 ноября 2019 года «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Республике Башкортостан на 2020 год» утверждены тарифы на электроэнергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей на 2020 год.

Согласно Постановлению Государственного комитета по тарифам РБ №487 от 29 ноября 2019 года на 2020 год установлены следующие тарифы:

1. Тарифы на электроэнергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, не оборудованных стационарными электроплитами с учетом НДС:

Показатель группы потребителей с разбивкой тарифа по ставкам и дифференциацией по зонам суток

1 полугодие 2020 год

2 полугодие 2020 год

Цена, руб. за 1 кВт*ч

Одноставочный тариф

3,17

3,33

Двуставочный тариф

Дневная зона

3,65

3,83

Ночная зона

2,54

2,66

Трехставочный тариф

Пиковая зона

4,12

4,33

Полупиковая зона

3,17

3,33

Ночная зона

2,54

2,66

2. Тарифы на электроэнергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками и для сельского населения с учетом НДС

* Применен коэффициент 0,7 в соответствии с пунктом 3 Постановления Государственного комитета Республики по тарифам № 487 от 29 ноября 2019г.

Показатель группы потребителей с разбивкой тарифа по ставкам и дифференциацией по зонам суток

1 полугодие 2020 год

2 полугодие 2020 год

Цена, руб. за 1 кВт*ч

Одноставочный тариф

2,22

2,33

Двуставочный тариф

Дневная зона

2,55

2,68

Ночная зона

1,78

1,86

Трехставочный тариф

Пиковая зона

2,89

3,03

Полупиковая зона

2,22

2,33

Ночная зона

1,78

1,86

3. Тарифы на электроэнергию для потребителей, приравненных к населению (с учётом НДС).

* Перечень потребителей, которые приравнены к населению, утверждены постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике»

Показатель группы потребителей с разбивкой тарифа по ставкам и дифференциацией по зонам суток

1 полугодие 2020 год

2 полугодие 2020 год

Цена, руб. за 1 кВт*ч

— Население, проживающее в сельских населенных пунктах и приравненные к ним

— Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан — некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

— Гарантирующие поставщики, энергосбытовые, энергоснабжающие организации, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях дальнейшей продажи приравненным к населению категориям потребителей, указанным в данном пункте

Одноставочный тариф

2,22

2,33

Двуставочный тариф

Дневная зона

2,55

2,68

Ночная зона

1,78

1,86

Трехставочный тариф

Пиковая зона

2,89

3,03

Полупиковая зона

2,22

2,33

Ночная зона

1,78

1,86

— Юридические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления осужденными в помещениях для их содержания при условии наличия раздельного учета электрической энергии для указанных помещений.

— Содержащиеся за счет прихожан религиозные организации.

— Объединения граждан, приобретающих электрическую энергию (мощность) для использования в принадлежащих им хозяйственных постройках (погреба, сараи).

— Некоммерческие объединения граждан (гаражно-строительные, гаражные кооперативы) и граждане, владеющие отдельно стоящими гаражами, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды и не используемую для осуществления коммерческой деятельности.

— Гарантирующие поставщики, энергосбытовые, энергоснабжающие организации, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях дальнейшей продажи приравненным к населению категориям потребителей, указанным в данном пункте

Одноставочный тариф

3,17

3,33

Двуставочный тариф

Дневная зона

3,65

3,83

Ночная зона

2,54

2,66

Трехставочный тариф

Пиковая зона

4,12

4,33

Полупиковая зона

3,17

3,33

Ночная зона

2,54

2,66

Постановление Государственного комитета Республики Башкортостан № 487 вступило в силу с 1 января 2020 года.

Правительство вернулось к обсуждению введения социальной нормы на электроэнергию в сентябре прошлого года. Тогда соответствующие предложения на совещании у Дмитрия Козака озвучил представитель Минэкономразвития. К 15 января министерство должно было подготовить предложения для правительства. Они почти не изменились с сентября: министерство предложило сохранить базовый тариф при потреблении домохозяйствами до 300 кВт·​ч в месяц. Потребление сверх этой нормы будет оплачиваться по повышенному тарифу, а если счетчик покажет свыше 500 кВт·​ч в месяц, потребители заплатят за электроэнергию по еще более дорогому «экономически обоснованному тарифу». Об этом сообщил «Коммерсантъ» и подтвердил РБК источник в правительстве. Для некоторых регионов границы соцнормы и повышенного тарифа могут быть увеличены до 500 и 700 кВт·​ч, а для домохозяйств, которые не подключены к сетям теплоснабжения и используют электроэнергию для отопления, соцнорма может быть установлена на уровне 3300 кВт·​ч, а повышенный тариф будет вводиться от 3500 кВт·​ч​ (для некоторых регионов эти планки предложено увеличить до 3500 и 3700 кВт·​ч​). Насколько должны были вырасти тарифы для тех, кто не укладывается в соцнорму, не сообщалось.

Зачем нужна тарифная реформа

Правительство уже пыталось ввести соцнорму потребления, но в 2014 году реформа была отложена из-за риска роста социальной напряженности. Реформа должна была помочь снизить перекрестное субсидирование в электроэнергетике: сейчас население платит по заниженным сетевым тарифам, а промышленные потребители — по более высоким, позволяя таким образом госхолдингу «Россети» содержать и строить новые сетевые объекты. Летом, по данным «Коммерсанта», Минэнерго оценивало объем переплаты за население в 368 млрд руб. в 2017 году, к 2022 году эта цифра ​может вырасти до 417 млрд руб.

Почему отложили введение соцнормы?

Минэнерго всегда поддерживало введение соцнормы, это правильное начинание: нужно постепенно снижать перекрестное субсидирование, сказал РБК федеральный чиновник. Но в декабре замминистра энергетики Алексей Текслер попросил Минэкономразвития направить в правительство доклад о том, что введение соцнормы в России преждевременно (копия письма Текслера от 17 декабря есть у РБК). С октября 2018 года Минэнерго получило более 120 обращений граждан, которые считают реформу опасной. Инициаторы обращений сетовали на резкий рост расходов граждан, которые используют электроплиты (льготы на электроэнергию в рамках соцнормы для них предполагается постепенно убрать. Предложение Минэкономразвития практически не имеет смысла: в 300 кВт·​ч​ укладывается почти все население, то есть эффекта для электроэнергетики не будет, зато протестная реакция населения и шум гарантированы, рассуждает источник РБК.

Это подтверждает источник в правительстве: «Перекрестку соцнорма не спасет, а народ возмутит». Кроме того, по его словам, реальной оценки эффекта от изменения тарифов до сих пор нет. Еще одна проблема — в диспетчеризации дифференцированных тарифов, говорит один из собеседников РБК. Не факт, что существующие приборы учета смогут фиксировать разницу потребления, а цифровизация займет много времени и дорого обойдется, добавляет он.

Для реформы тарифов на электричество, которая приведет к их росту, сейчас не лучшее время, говорит политолог Алексей Макаркин. Слишком близко пенсионная реформа, недовольство которой стихло, но никуда не делось, с января вырос НДС, рейтинги власти снижаются, напоминает он. По словам Макаркина, теоретически проведение подобной реформы возможно после парламентских выборов в 2021 году.

Источник: Журнал «Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение»

Что такое социальная норма (далее – СН)? Для кого ее применение обязательно? Как она определяется? Что нужно иметь в виду исполнителям и потребителям коммунальных услуг в связи с ее утверждением? Внимание к этим вопросам привлекло недавнее решение Правительства РФ, отложившего введение СН потребления электроэнергии на два года.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» СН потребления электрической энергии (мощности) – определенное количество (объем) электрической энергии (мощности), потребляемой населением и приравненными к нему категориями потребителей, в пределах которого и сверх которого поставки электрической энергии (мощности) осуществляются по различным регулируемым ценам (тарифам). Положение об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) утверждено Постановлением Правительства РФ от 22.07.2013 № 614 (далее – Положение, Постановление № 614). С 01.09.2013 в шести регионах, перечисленных в приложении 2 к Положению, начался эксперимент по применению СН потребления электроэнергии. Планировалось, что с 01.07.2014 СН будет введена по всей стране, однако Постановлением Правительства РФ от 25.02.2014 № 136 (далее – Постановление № 136) не только был отодвинут этот срок, но и были скорректированы некоторые правила установления и применения СН. Эта мера была продиктована результатами введения СН в «пилотных» регионах. В статье будем рассматривать нормативные акты в актуальной редакции.

📌 Реклама

Здесь необходимо добавить, что в некоторых субъектах РФ СН потребления электроэнергии применялась и до принятия Положения. Правовое основание – Постановление Правительства РФ от 07.12.1998 № 1444 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением», утратившее силу в связи с изданием Постановления № 614. Причем п. 5 Постановления № 614 допускал возможность не пересматривать СН, если ее величина составляла менее 10 кВт·ч на одного человека в месяц. Таким образом, для жителей некоторых «пилотных» регионов с 01.09.2013 не произошло вообще никаких изменений.

О порядке и сроках введения СН

Согласно действующей редакции п. 3 Постановления № 614 высшее должностное лицо субъекта РФ принимает решение о применении СН при определении платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставляемую населению, и стоимости электрической энергии, потребляемой приравненными к населению категориями потребителей, в срок до 01.03.2016. В решении должна быть указана дата начала осуществления расчетов с применением СН (с 1-го числа месяца). Решение должно быть принято не позднее чем за четыре месяца до указанной даты. Величина самой СН устанавливается до 01.04.2016, но не позднее чем за три месяца до даты начала расчета размера платы за услугу по электроснабжению с применением СН. 📌 Реклама

Единственным исключением по решению того же высшего должностного лица субъекта РФ могут стать территории, включенные в перечень технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем и соответствующих субъектов оперативно-диспетчерского управления (см. Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 854), а также территории, технологически не связанные с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением субъектов РФ, не имеющих административных границ с другими субъектами РФ и не относящихся к территориям островов (п. 3 Постановления № 614).

В течение месяца после принятия решения об установлении величины СН, но не позднее чем за два месяца до даты начала применения СН для расчетов с потребителями органы исполнительной власти субъектов РФ принимают решения об установлении (пересмотре) цен (тарифов) на электроэнергию, поставляемую населению, отдельно в отношении электроэнергии, потребляемой населением в пределах СН и сверх нее, а также сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и иных тарифов, перечисленных в п. 7.1 Постановления № 614.

📌 Реклама

В «пилотных» регионах соответствующие тарифы могут быть пересмотрены в срок до 01.05.2014. Их следует применять с 01.07.2014.

О размерах тарифов

В новой редакции Постановления № 614 (п. 7.3) установлены ограничения размеров тарифов на электроэнергию, потребляемую в пределах и сверх СН, при переходе к расчетам с применением СН. Так, предельный минимальный уровень тарифов на электроэнергию, поставляемую населению в пределах СН, в среднем по субъекту РФ – это уменьшенный на 10% предельный минимальный уровень тарифов, установленный ФСТ на месяц соответствующего периода регулирования, предшествующий месяцу начала осуществления расчета платы за коммунальную услугу с применением СН. В свою очередь, предельный максимальный уровень тарифов на электроэнергию, поставляемую в пределах СН, – уменьшенный на 3% соответствующий предельный максимальный уровень тарифов за указанный выше месяц. Предельным минимальным уровнем тарифов на электроэнергию, поставляемую сверх СН, является увеличенный на 40% предельный минимальный уровень тарифов на электроэнергию, поставляемую в пределах СН. Аналогичным образом на 40% отличается и максимальный уровень тарифов на электроэнергию, поставляемую сверх СН. 📌 Реклама

В пункте 7.4 Постановления № 614 закреплено, что во всех субъектах РФ, кроме «пилотных», тарифы на электроэнергию, поставляемую населению сверх СН, в первых двух периодах регулирования с момента принятия решения о применении СН не должны превышать более чем на 40% тарифы на электроэнергию, установленные для ее потребления в пределах СН.

О величине социальной нормы

Согласно Положению базой для расчета СН является информация об объемах годового потребления населением электроэнергии, в том числе на общедомовые нужды (ОДН). Величина СН рассчитывается по методике, приведенной в приложении 4 к Положению. Первоначально определяется базовая величина СН, которая корректируется для различных потребителей (групп домохозяйств с конкретными условиями потребления электроэнергии). Не имеет смысла вдаваться в подробности в части расчета СН для каждой категории населения. Отметим лишь некоторые моменты, которые подверглись корректировке Постановлением № 136. 📌 Реклама

Во-первых, если первоначально отнесение жилфонда к аварийному или ветхому давало право на увеличение СН в 1,5 раза, только если степень износа превышала 90% (при степени износа от 70 до 90% коэффициент составлял 1,2), то теперь СН потребления электроэнергии для домохозяйств аварийного и ветхого жилфонда со степенью износа 70% и более должна быть увеличена в 1,5 раза.

Во-вторых, для домохозяйств с численностью два человека и более СН ранее увеличивалась так: плюс 50 кВт·ч в месяц на одного человека для второго проживающего и 20 кВт·ч в месяц на одного человека для третьего, четвертого и пятого проживающих. Теперь эти показатели увеличены: 60 и 40 кВт·ч в месяц на одного человека соответственно.

В-третьих, скорректированы величины, характеризующие потребление электрической энергии на приготовление пищи с использованием стационарных электрических плит и на отопление в жилых помещениях, оборудованных в установленном порядке электро­отопительными и электронагревательными установками.

📌 Реклама

В-четвертых, расширен перечень домохозяйств, для которых СН, рассчитанная в соответствии с Положением, применяется с коэффициентом 1,5. Первоначально таковыми являлись одиноко проживающие пенсионеры и их домохозяйства (см. п. 14 Положения). Теперь к ним добавлены (см. п. 14.1 Положения):

  • многодетные семьи;
  • семьи, имеющие в своем составе инвалидов;
  • семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов;
  • семьи, отнесенные к категории замещающих семей, имеющие в своем составе детей, оставшихся без попечения родителей.

Причем все перечисленные льготные категории потребителей в первом году применения СН оплачивают весь объем потребленной электроэнергии по тарифу, установленному для населения в пределах СН (п. 14.2 Положения).

В-пятых, если ранее устанавливался лишь нижний предел объема электроэнергии, которая должна быть оплачена в пределах СН (70% от общего объема электроэнергии, поставленной населению), то теперь есть и верхний предел: СН должна быть установлена таким образом, чтобы совокупный объем поставки электроэнергии населению в пределах СН в субъекте РФ составлял долю не менее 70%, но не более 85% объема поставки электроэнергии населению (п. 16 Положения). При этом превышение доли более 85% является основанием для обязательного пересмотра СН в порядке, пре­дусмотренном в п. 16.1 Положения.

📌 Реклама

Об обмене информацией

Установление и применение СН при расчетах платы за электроснабжение предполагают необходимость обмена информацией заинтересованными лицами: органами исполнительной власти субъектов РФ, отделениями ПФР, органами социальной защиты населения, РСО, исполнителями коммунальных услуг, комиссиями, оценивающими жилфонд, органами регистрационного учета. Пунктом 10 Положения предусмотрено, что уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ утверждает регламент обмена информацией. Мы заострим внимание лишь на потоках информации, касающейся исполнителя коммунальных услуг и прямо названной в Положении.

Исполнитель коммунальных услуг обязан предоставить гарантирующему поставщику информацию о годовом объеме потребления населением электроэнергии в домах, находящихся в его управлении и попавших в выборку в целях определения СН (п. 6 Положения).

📌 Реклама

Комиссия, созданная в установленном порядке для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ, по запросу исполнителя коммунальных услуг безвозмездно предоставляет ему информацию о потребителях, жилые помещения которых отнесены к аварийному или ветхому жилому фонду со степенью износа 70% и более (п. 15 Положения). В свою очередь, исполнитель предоставляет такую информацию поставщику электрической энергии в соответствии с договором ресурсоснабжения.

Уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ, которые формируют (актуализируют) единую базу данных о численном составе домохозяйств в жилых помещениях с указанием их адресов, направляют исполнителям коммунальных услуг в отношении обслуживаемых ими потребителей выписки из единой базы данных не позднее 1 июля очередного года начиная с даты начала осуществления расчетов за коммунальную услугу по электроснабжению с применением СН (п. 23 Положения).

📌 Реклама

При применении СН в первый год информацию об отнесении потребителя к категории одиноко проживающих пенсионеров или их домохозяйств исполнители коммунальных услуг получают в органах социальной защиты населения и (или) территориальных органах ПФР, органах регистрационного учета (п. 37 Положения).

При несоответствии реальности информации о категории и численности домохозяйства, имеющейся у исполнителя, либо возникновении оснований для отнесения его к иной (в том числе льготной) категории домохозяйств потребитель направляет исполнителю письменное уведомление с приложением подтверждающих документов. Если этого не будет сделано и соответствующую информацию исполнитель получит от третьих лиц (согласно указанному выше регламенту), он произведет перерасчет платы за электроэнергию (см. п. 38, 39, 42 Положения).

📌 Реклама

О расчете платы за коммунальную услугу по электроснабжению

Общий порядок расчета платы за коммунальные услуги преду­смотрен Новыми правилами предоставления коммунальных услуг. В связи с применением СН ключевым становится вопрос: каким образом и в каких случаях определять объемы электроэнергии, подлежащие оплате по тарифам в пределах СН и сверх нее (п. 25 Положения)? Рассмотрим возможные варианты.

При наличии ИПУ

Если в жилом помещении установлен ИПУ, плата за электроэнергию рассчитывается так:

  • если объем потребленной электроэнергии не превысил СН, ко всему объему применяется тариф в пределах СН;
  • если объем потребленной электроэнергии превысил СН, к объему, равному СН, применяется тариф в пределах СН, а к оставшейся части – тариф сверх СН.

Если установленный в жилом помещении ИПУ позволяет определить объемы потребленной электроэнергии дифференцированно по времени суток, в общем случае к объему потребления в каждом времени суток применяется соответствующий дифференцированный тариф. Особенности учета СН при расчете платы в таком случае описаны в п. 31 Положения и п. 1 – 4 приложения 6 к нему. При этом СН для каждого времени суток определяется пропорционально объемам потребления в жилом помещении в соответствующее время суток. 📌 Реклама

Пример

Для рассматриваемого домохозяйства величина СН утверждена в размере 100 кВт·ч в месяц. Согласно показаниям ИПУ объем потребления электроэнергии в ночное время составил 80 кВт·ч, в дневное время – 120 кВт·ч. Тарифы на электроэнергию для населения утверждены в следующих размерах:

СН, определяемая для дневного времени суток, составит 60 кВт·ч (100 х 120 / (120 + 80)), соответственно, для ночной зоны – 40 кВт·ч. Плата за электроснабжение в жилом помещении будет складываться из четырех составляющих: Итого – 640,2 руб. 📌 Реклама

Поскольку величина СН устанавливается применительно к общему объему потребления электроэнергии домохозяйствами, в том числе на ОДН, она может быть применена и к коммунальной услуге по электроснабжению на ОДН, естественно, при условии что объем потребленной в жилом помещении электроэнергии не превысил СН (п. 32 Положения).

При отсутствии ИПУ

Если помещение не оборудовано ИПУ электроэнергии, плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления, причем с 2015 года к нормативам будут применяться повышающие коэффициенты при наличии технической возможности установки ИПУ. Наличие или отсутствие технической возможности установки ИПУ также играет роль при применении СН. Так, если счетчика нет и отсутствует техническая возможность его установки (это должно быть подтверждено представленным потребителем актом обследования по установленной форме), ко всему объему электрической энергии, рассчитанному исходя из нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению, применяется тариф, установленный для населения в пределах СН. Об этом сказано в п. 33 Положения, но не уточнено, по какому тарифу рассчитывать плату за электроснабжение на ОДН. Представляется, что по тарифу сверх СН, поскольку здесь обсуждается все-таки отсутствие ИПУ, а не ОПУ. 📌 Реклама

Если же потребитель не представил акт обследования, подтверждающий отсутствие технической возможности установки ИПУ в жилом помещении, мало того что норматив потребления будет увеличен с помощью повышающего коэффициента, также будет уменьшена СН с помощью понижающего коэффициента «К». О его значении скажем чуть позже.

Если установленный ранее ИПУ вышел из строя или был утрачен, в силу пп. «а» п. 59 Новых правил предоставления коммунальных услуг плата рассчитывается исходя из среднемесячного объема потребления за последние шесть месяцев. Такой расчет применяется в течение не более трех расчетных периодов подряд. Далее используются нормативы потребления. Если в регионе утверждена СН, к указанным объемам потребления она применяется только в течение двух месяцев (п. 33 Положения). Исполнитель коммунальных услуг уведомляет потребителя в платежном документе, направляемом ему по истечении первого расчетного периода, о том, что при неустранении потребителем указанных обстоятельств в течение последующих периодов расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению будет осуществляться с применением СН с учетом понижающего коэффициента «К». Коэффициент «К» применяется к величине СН, если по истечении двух месяцев потребитель не выполнил обязанность по установке ИПУ (за исключением случаев, когда необходимые для ввода счетчика в эксплуатацию действия не были совершены исполнителем). При этом в первые шесть месяцев коэффициент равен 0,9, в следующие шесть месяцев снижается до 0,8, в дальнейшем составляет 0,7 и больше не понижается.

📌 Реклама

Иных рекомендаций по применению понижающего коэффициента «К» в Положении нет. Поэтому не совсем понятно, как именно применять его в ситуации, когда ИПУ изначально не был установлен при наличии технической возможности. Если принять, что коэффициент равен 0,9 и остается неизменным, получится, что потребители, которые вообще не озаботились монтажом ИПУ, находятся в более выгодном положении по сравнению с теми, у кого ИПУ вышел из строя уже после начала применения СН. Вместе с тем есть риск нарушить права потребителей, если уменьшить коэффициент до 0,7 в случае, который прямо не прописан в Положении. Таким образом, считаем соответствующим закону и более безопасным для исполнителя при отсутствии в жилом помещении ИПУ применять к СН неизменный коэффициент 0,9.

Заметим, что это не единственный пробел в Положении. Эксперты уже обратили внимание на то, что Положение никак не освещает вопрос применения СН в ситуации, когда потребитель не передает исполнителю показания ИПУ. Представляется, что исполнитель вправе по аналогии применять понижающий коэффициент «К» с последующим перерасчетом платы с учетом показаний ИПУ и полных величин СН.

📌 Реклама

Исходя из п. 1 приложения 4 к Положению, величина СН исчисляется без учета объема электроэнергии, использованной при производстве и предоставлении коммунальных услуг по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения). При этом в п. 27 Положения предусмотрено, что стоимость всего объема электроэнергии, использованной в данных целях, который рассчитывается в соответствии с п. 54 Новых правил предоставления коммунальных услуг, определяется с учетом тарифа в пределах СН.

Если исполнитель выявил несанкционированное подключение, плата за потребленную электроэнергию доначисляется по тарифу сверх СН. Точно так же начисляется плата, если в жилом помещении ни одно лицо не зарегистрировано по постоянному месту жительства или временно (п. 40 Положения).

📌 Реклама

Перерасчет

Отдельно следует сказать о перерасчете платы в связи с применением СН. Как упоминалось выше, некоторые категории потребителей (пенсионеры, многодетные семьи и пр.) имеют льготы при применении СН: в первый год они оплачивают по тарифам в пределах СН весь объем потребленной электроэнергии, в дальнейшем СН для них увеличивается в 1,5 раза. В пунктах 38 и 39 Положения говорится о последствиях неправомерного использования либо неиспользования указанных льгот, но только в отношении одиноких пенсионеров и их домохозяйств. С учетом расширения перечня льготных категорий домохозяйств полагаем, что предписания этих пунктов применимы и к ним. Итак, если потребитель имел право на оплату электроэнергии с указанными особенностями, но у исполнителя коммунальных услуг не было соответствующей информации, потребитель направляет исполнителю письменное заявление с копиями подтверждающих документов. В течение 10 рабочих дней исполнитель пересчитывает плату с учетом иных тарифов и (или) другой величины СН за расчетные периоды с начала возникновения у потребителя соответствующего основания, но не более чем за один год. Аналогичным образом при необоснованном отнесении потребителя к льготной категории исполнитель пересчитывает плату с указанием причины также за период не более одного года. 📌 Реклама

В пункте 42 Положения сказано об уточнении и изменении состава домохозяйства и перерасчете платы в связи с этими обстоятельствами. Под уточнением состава домохозяйства понимается уведомление исполнителя о несоответствии указанной в платежном документе группы домохозяйства фактическому числу лиц, зарегистрированных в жилом помещении (от их числа зависит величина СН). Изменение состава домохозяйства происходит в связи с регистрацией (в том числе временной) граждан в жилом помещении и снятием с регистрации. Именно потребитель обязан уведомить исполнителя об уточнении или изменении состава домохозяйства. В месяце, следующем за месяцем получения уведомления об изменении состава домохозяйства, исполнитель производит расчет платы согласно новой информации и, если это необходимо, перерасчет не более чем за три предшествующих месяца. В случае уточнения состава домохозяйства производится перерасчет также не более чем за три предшествующих расчетных периода (п. 43 Положения).

📌 Реклама

Также исполнитель коммунальных услуг получает информацию о численном составе домохозяйств от органов регистрационного учета. Если такая информация указывает на необоснованное применение СН в завышенном размере (в том числе из-за неуведомления потребителя), исполнитель производит перерасчет, но опять же за период не более трех месяцев (п. 44 Положения).

Расчеты с РСО

Согласно п. 47 Положения исполнители коммунальных услуг обязаны вести раздельный учет объемов электроэнергии, поставляемой каждому домохозяйству в пределах и сверх СН, и указывать такие объемы раздельно в составе объема покупки электрической энергии, приобретаемой по договорам ресурсоснабжения (см. также пп. «ж» п. 21 Правил заключения договоров ресурсоснабжения). Информация о потреблении электроэнергии в пределах и сверх нормы в жилых помещениях за расчетный период предоставляется поставщику по форме согласно приложению 7 к Положению в сроки, предусмотренные договором ресурсоснабжения, но не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным. 📌 Реклама

В договоре ресурсоснабжения также предусматриваются обязательства сторон по передаче информации, установленной нормативными правовыми актами, регулирующими порядок определения и применения СН, по форме и в сроки, которые установлены такими актами, – в случае если в субъекте РФ приняты решения об установлении СН (пп. «з.1» п. 18 Правил заключения договоров ресурсоснабжения).

Наконец, стоимость электроэнергии в отношении объема, подлежащего оплате собственниками и нанимателями жилых помещений и включающего объем электрической энергии, предоставленной на ОДН, рассчитывается с использованием тарифов, установленных для населения в пределах и сверх СН, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения СН. Такое дополнение было внесено Постановлением № 614 в пп. «а» п. 22 Правил заключения договоров ресурсоснабжения. Оно означает, что исполнитель рассчитывается с РСО по тем же тарифам, которые он использует при расчетах с потребителями в жилых помещениях в связи с применением СН. Вместе с тем с 07.03.2014 (дата вступления в силу Постановления № 136) в этой же норме есть еще одно правило, устраняющее данный пробел: если согласно п. 44 Новых правил предоставления коммунальных услуг исполнитель за свой счет оплачивает объем электроэнергии на ОДН (в силу превышения потребления по данным ОПУ над «нормативным» объемом), делать это надо с учетом тарифа для населения сверх СН. Очевидно, что в случае, когда по решению общего собрания собственники помещений оплачивают электроэнергию на ОДН в полном объеме, плата за нее рассчитывается в общем порядке (с учетом СН, если она превышает объем потребления электроэнергии в жилом помещении).

📌 Реклама

* * *

В настоящее время СН предусмотрена только для потребления электроэнергии, ввести СН потребления других видов коммунальных ресурсов пока только в планах Правительства РФ. СН оказывает влияние на стоимость потребленной пользователями жилых помещений электроэнергии, поскольку применяются разные тарифы для электроэнергии в пределах СН и сверх нее. Сейчас СН обязательна лишь на территории шести субъектов РФ, однако к 01.07.2016 она будет установлена повсеместно. Применение СН в «пилотных» регионах привело к необходимости некоторых нововведений: увеличено число категорий потребителей, имеющих право на повышенные СН, одновременно ограничен верхний предел размера СН относительно общего объема потребления электроэнергии населением и т. д. УК и ТСЖ следует иметь в виду некоторые особенности расчета платы за электроснабжение в связи с применением СН, которые были упомянуты в настоящей статье.

  • Утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124.
  • Подробно об этом рассказывалось в статье С. Н. Козыревой «Поправки к Новым правилам предоставления коммунальных услуг» (№ 5, 2013).

Объявление: о наличных расчетах потребителей — юридических лиц

С учетом требований Указания Центрального Банка Российской Федерации от 07.10.2013 N 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов» наличные расчеты между юридическим лицами, индивидуальными предпринимателями при исполнении гражданско-правовых обязательств, предусмотренных договором, заключенным между участниками наличных расчетов, и (или) вытекающих из него и исполняемых как в период действия договора, так и после окончания срока действия договора, производятся в размере, не превышающем предельный размер наличных расчетов 100 000 рублей (сто тысяч рублей).

Глава 4 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442 (открыть на сайте Consultant.ru) устанавливает порядок расчетов за потребленную электрическую энергию потребителей ПАО «ДЭК».

ПОТРЕБИТЕЛЬ оплачивает приобретаемый объем электрической энергии (мощности) в следующем порядке:
— 30 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца;
— 40 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25-го числа этого месяца;
стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.

В случае если размер предварительной оплаты превысит стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, излишне уплаченная сумма заcчитывается в счет платежа за месяц, следующий за месяцем, в котором была осуществлена такая оплата.

Для определения размера платежей, которые должны быть произведены ПАО «ДЭК» потребителем (покупателем) в течение месяца, в котором осуществляется потребление электрической энергии (мощности), стоимость электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки определяется исходя из регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для категорий потребителей, по которым осуществляется дифференциация тарифов.

Подлежащий оплате объем покупки электрической энергии (мощности) для применения данного порядка расчета принимается равным определяемому в соответствии с разделом X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии объему потребления электрической энергии (мощности) за предшествующий расчетный период. В случае отсутствия указанных данных подлежащий оплате объем покупки электрической энергии (мощности) рассчитывается исходя из отношения максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя, определяемой в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее — максимальная мощность), и коэффициента оплаты мощности, равного 0,002824.

ПАО «ДЭК» предлагает потребителям к заключению договоры энергоснабжения (купли – продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) со следующими условиями оплаты:

По потребителям – юридическим лицам:
«ПОКУПАТЕЛЬ оплачивает приобретаемый объем электрической энергии (мощности) в следующем порядке:
— до 10 числа расчетного месяца — 30 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата;
— до 25-го числа расчетного месяца — 40 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата;
— до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата — оплачивается стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем (покупателем) в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца.
При получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок электрической энергии (мощности) Гарантирующий поставщик выставляет счета-фактуры в порядке и сроки, предусмотренные законодательством РФ».

По потребителям – энергосбытовым организациям:
«ПОКУПАТЕЛЬ оплачивает приобретаемый объем электрической энергии (мощности) в следующем порядке:
— 50 процентов стоимости договорного объема потребления электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до 1 числа этого месяца;
— 50 процентов стоимости договорного объема потребления электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до 29-го числа этого месяца;
— фактически потребленная в истекшем месяце электрическая энергия (мощность) с учетом средств, ранее внесенных потребителями в качестве оплаты за электрическую энергию (мощность) в расчетном периоде, оплачивается в срок до 20-го числа месяца, в расчетном периоде электрическую энергию (мощность).
Обязательство по оплате считается исполненным в день поступления денежных средств на расчетный счет ГАРАНТИРУЮЩЕГО ПОСТАВЩИКА».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *