Социальные гарантии военнослужащих и порядок их реализации

Военнослужащие контрактной службы и члены их семей пользуются установленными Конституцией и российским законодательством правами и свободами наравне с другими гражданами Российской Федерации. Их право на социальное обеспечение закреплено в статье 39 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение.

Правовая защита военнослужащих контрактной службы и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативно-правовых актах прав, льгот, гарантий и компенсаций указанным лицам и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения социальной защиты военнослужащих в России разработаны и приняты нормативно-правовые акты об их социальном обеспечении, правах и льготах. Основными являются федеральные законы: «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Вместе с тем специфика возможностей их реализации в условиях Вооруженных Сил, других государственных военных организаций влечет за собой некоторые установленные законами ограничения военнослужащих в общегражданских правах и свободах. Так, свобода передвижения и право на выбор места жительства реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия военнослужащих к месту службы.

Среди юридических гарантий прав и свобод следует четко различать условия, которые обеспечивают их правомерную реализацию (гарантии реализации прав) и условия их защиты (гарантии защиты прав).

Правовые гарантии непосредственно связаны с применением правовых норм и выражаются в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и самих военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей предусматривает:

  • реализацию прав, льгот, гарантий и компенсаций военнослужащих органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления;
  • совершенствование механизмов и институтов социальной защиты военнослужащих;
  • охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

Законом «О статусе военнослужащих» установлен широкий спектр социальных льгот для военнослужащих, которые должны компенсировать им моральные и физические нагрузки, обусловленные исполнением служебных обязанностей.

В Законе «О статусе военнослужащих» приводится перечень лиц, на которых распространяются льготы, гарантии и компенсации в части и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. К таким лицам закон относит:

  • военнослужащих и членов их семей;
  • граждан, уволенных с военной службы в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Сил государств — участников СНГ, и членов их семей;
  • граждан, уволенных с военной службы в Вооруженных Силах СССР, Пограничных, Внутренних и Железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях СССР, и членов их семей.

В системе органов законодательной власти решением проблем социальной защиты военнослужащих занимаются комитеты

Государственной Думы по обороне, безопасности; делам ветеранов и социальной политике.

Наиболее заметную роль в решении этих вопросов играет Комитет Государственной Думы по обороне. Ему принадлежит основная роль в создании законодательной базы социальной защиты военнослужащих.

В Совете Федерации этими вопросами в той или иной степени занимаются Комитет по вопросам социальной политики и Комитет по вопросам безопасности и обороны.

В системе исполнительной власти общее руководство деятельностью по осуществлению социальной защиты военнослужащих возложено на Правительство РФ.

Согласно статье 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров и начальников.

Законодательство устанавливает, что государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, увеличение количества льгот, гарантий и размера компенсаций в соответствии с полученной квалификацией и сроком военной службы, который рассчитывается с учетом общей продолжительности военной службы в календарном исчислении или общей продолжительности военной службы в льготном исчислении.

Центральное место в системе социально-правовой защиты военнослужащих занимает их денежное довольствие. Законодательство закрепляет дополнительные денежные выплаты и надбавки, установленные подзаконными актами (постановлениями Правительства РФ и приказами министра обороны РФ).

Время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, время нахождения граждан на военной службе по призыву — один день военной службы за два дня работы.

При переезде военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на новое место военной службы в другой населенный пункт, в том числе на территорию или с территории иностранного государства в связи с назначением на воинскую должность, зачислением в военное образовательное учреждение профессионального образования, срок обучения в котором более одного года, или в связи с передислокацией воинской части им производятся выплаты:

• подъемного пособия в размере двух окладов денежного содержания на военнослужащего, одного оклада денежного содержания на супруга (супругу) и половины оклада денежного содержания на каждого члена семьи военнослужащего, переехавшего на новое место военной службы военнослужащего или в близлежащие от указанного места населенные пункты, либо (из-за отсутствия жилой площади) в другие населенные пункты. В размере твердой ставки (суточных), установленной (установленных) Правительством Российской Федерации для командированных работников, за каждый день нахождения в пути на военнослужащего и каждого члена семьи военнослужащего, переезжающего с ним.

Члены семьи военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, имеют право на основаниях, установленных для военнослужащих, на бесплатный проезд:

• от места жительства к месту военной службы военнослужащего в связи с его переводом на новое место военной службы;

• один раз в год — к месту проведения отпуска и обратно;

• на лечение в лечебные учреждения по заключению военно-врачебной комиссии и обратно;

• при увольнении военнослужащего с военной службы, а также в случае гибели (смерти) военнослужащего — к избранному месту жительства.

Страхование жизни и здоровья военнослужащих — один из основных видов социального обеспечения военнослужащих, представляющий собой государственную систему их материального обеспечения в случае временной или постоянной утраты трудоспособности, в целях охраны жизни и здоровья.

Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих определены в Законах РФ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» и «О статусе военнослужащих».

Вторым основным видом социального обеспечения военнослужащих является исчисление и выплата пенсий.

Пенсия — это денежное обеспечение, получаемое военнослужащими по достижении соответствующего пенсионного возраста или выслуги лет, при наступлении инвалидности, а также нетрудоспособным членам семьи кормильца по случаю его смерти.

Она представляет собой такую государственную выплату, которая служит основным, постоянным источником средств для тех лиц, которым назначена. В соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» существуют следующие виды пенсий:

  1. За выслугу лет.
  2. По инвалидности.
  3. По случаю потери кормильца.

Необходимо обратить внимание на то, что лицам, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. А пенсии по инвалидности им и пенсии по случаю потери кормильца их семьям назначаются независимо от продолжительности службы.

Таким образом, рассмотренные виды социального обеспечения предоставляют военнослужащим и членам их семей возможность для реализации своих основных прав и использования льгот в вопросах обязательного государственного страхования жизни, здоровья и пенсионного обеспечения.

В связи с выполнением воинских обязанностей некоторые военнослужащие имеют право на льготы.

Конкретное содержание льгот определяется органами государственной власти путем издания соответствующих законодательных актов.

Льготы военнослужащим, членам их семей, другим гражданам, установленные в связи с выполнением воинских обязанностей, по своему содержанию весьма разнообразны. К ним относятся: жилищные льготы; льготы в области здравоохранения; льготы в области образования и культуры; льготы по перевозкам и т.д.

Жилищные льготы заключаются в сохранении жилплощади (жилых помещений) и праве на нее; в сохранении права на дополнительную жилплощадь; в содействии индивидуальному жилищному строительству.

Льготы в области здравоохранения состоят в бесплатном отпуске лекарств или их продаже по пониженным ценам.

Наряду с полицией Организации Объединенных Наций и гражданскими коллегами мы проводим работу по обеспечению стабильности, безопасности и мира; мы охраняем персонал и имущество; мы проводим работу с местными общинами, а силы безопасности содействуют установлению прочного мира.

Во многих миссиях главным элементом нашего мандата является защита гражданского населения. «Голубые каски» защищают население от угроз и способствуют созданию обстановки безопасности.

Крайне важно то, что мы увеличиваем число женщин-военнослужащих в операциях Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

Глобальный вклад во имя мира во всем мире

Весь военный персонал в «голубых касках» — это прежде всего военнослужащие национальных армий, которые направлены на работу под командованием и контролем со стороны Организации Объединенных Наций.

Военный персонал ООН насчитывает более 100 000 военнослужащих, направленных более чем 120 странами. Они прибыли из больших и малых, богатых и бедных государств. Они привнесли с собой разные культурные традиции и опыт работы, но они едины в своей решимости отстоять мир. В настоящее время большинство военнослужащих прибывают из стран Африки и Азии, при этом возрастает и вклад западных стран.

Какие задачи выполняет военный персонал ООН

Организация Объединенных Наций развертывает военный персонал в рамках миротворческих операций с 1948 года, когда Совет Безопасности санкционировал развертывание военных наблюдателей ООН на Ближнем Востоке для контроля за соблюдением Соглашения о перемирии между Израилем и соседними арабскими странами.

Военный персонал ООН может привлекаться для:

  • защиты гражданского населения и персонала ООН;
  • ведения наблюдения за спорным участком границы;
  • наблюдения за мирными процессами в постконфликтных зонах и обеспечения их соблюдения;
  • обеспечения безопасности во всей зоне конфликта;
  • обеспечения безопасности во время проведения выборов;
  • оказания помощи в обучении и поддержке национальных военнослужащих;
  • оказания помощи бывшим комбатантам в соблюдении мирных соглашений, подписанных ими.

Одним из самых масштабных изменений, которые произошли в миротворческой деятельности ООН за 70 лет ее существования, является все более комплексный характер операций ООН по поддержанию мира. Военные миротворцы ООН часто вынуждены действовать в недружелюбной и опасной обстановке в отдаленных районах, где они сталкиваются с беспрецедентным масштабом проблем, особенно при защите гражданского населения, подвергаясь асимметричным угрозам. Более подробная информация о том, как меняется миротворческая деятельность ООН в целях решения этих современных проблем, содержится в данном разделе.

Привлечение к работе

Управление Организации Объединенных Наций по военным вопросам ведет поиск высококвалифицированных военнослужащих из государств — членов ООН для направления их на службу в миссии по поддержанию мира во всех уголках планеты в качестве либо отдельных штабных офицеров, либо военных наблюдателей, либо в составе сформированного подразделения той или иной предоставляющей войска страны. В штабных офицерах нуждаются и Центральные учреждения ООН, откуда поддерживаются все аспекты работы, связанной с развертыванием войск на местах. К концу сентября 2016 года женщины составляли 4 процента от общей численности военного персонала ООН. Одна из первоочередных задач миротворческой деятельности ООН заключается в увеличении числа женщин-военнослужащих, задействованных в миротворческих операциях, включая увеличение доли женщин среди штабных офицеров до 15 процентов к концу 2017 года.

«Голубые каски» как военнослужащие своих национальных армий направляются на работу в ООН на срок, который обычно составляет один год службы непосредственно на месте дислокации или до двух лет службы в Центральных учреждениях ООН. Со всеми вопросами относительно работы в военных структурах ООН потенциальным кандидатам следует обращаться в первую очередь в соответствующие инстанции своих стран.

Какие «голубые каски» нужны?

В число миротворцев ООН входят главным образом солдаты-пехотинцы. Однако мы все больше нуждаемся в военнослужащих-специалистах, которых мы называем «вспомогательными силами». К таким военнослужащим-специалистам относятся инженеры, которые, например, смогли оказать помощь в процессе восстановления на Гаити после землетрясения или в строительстве новых дорог в Южном Судане. Нам также требуются вертолеты с членами экипажей, которые позволяют нам расширить сферу влияния и сделать наше присутствие более значимым. В число других вспомогательных сил входят транспортные компании, связисты и медицинские работники.

Современные миротворческие операции часто бывают очень сложными, и поэтому к действующему персоналу предъявляются высокие требования. Сотрудники должны пройти серьезную подготовку до направления на место, и ООН работает в тесном контакте со странами, предоставляющими войска, стремясь оказывать максимально возможную помощь и консультативные услуги. Военнослужащие должны знать, как им следует поступить, если они, например, попадут в засаду, и должны быть в состоянии реагировать надлежащим образом.

Имеет ли ООН постоянные резервные силы?

Для развертывания войск необходимо значительное время, и нас часто спрашивают, почему мы не имеем постоянного резерва.

ООН может развертывать военный персонал лишь в том случае, если имеется резолюция Совета Безопасности ООН, санкционирующая такое развертывание. Совет Безопасности решает, сколько военнослужащих потребуется, после чего Центральные учреждения ООН связываются с государствами-членами на предмет предоставления персонала и его развертывания. Для того чтобы обеспечить наличие боевых частей и оборудования, потребуется время, нередко более шести месяцев с даты принятия резолюции.

Как заявил бывший Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, Организация Объединенных Наций — это «единственная пожарная команда в мире, которая вынуждена ждать, пока разгорится огонь, прежде чем она сможет получить пожарную машину». Идея создания постоянного резерва представляется логичной, однако крайне затратно держать в постоянной готовности силы в составе нескольких тысяч человек. Хотя на развертывание уходит много времени, гораздо практичнее мобилизовать военный персонал, как только будет получено разрешение. Это также позволяет нам обеспечить набор персонала, располагающего необходимым опытом, подготовкой и знанием соответствующих языков, которые потребуются ему в месте дислокации.

Учитывая эти ограничения, ООН вместе с государствами-членами с 2015 года занимается разработкой нового механизма под названием «Система обеспечения готовности миротворческого потенциала» (СГМП). На основе СГМП государства-члены могут взять на себя обязательство иметь специальные подразделения, готовые к участию в миротворческой деятельности ООН. Задолго до возможного развертывания Секретариат ООН проведет оценку степени готовности персонала, уровня его подготовки и наличия оборудования у этих подразделений. Они могут также взять на себя обязательство иметь отдельные подразделения для уровня быстрого развертывания СГМП, которые будут предоставлены в течение 60 дней после соответствующей просьбы Генерального секретаря ООН. Когда в 2018 году эта система будет полностью введена в действие, она поможет сократить сроки развертывания вооруженных сил для будущих новых миссий.

Увеличение числа женщин-миротворцев

Значительное увеличение числа женщин в составе миротворческих операций способствует достижению устойчивого мира и улучшению положения женщин и девочек в регионах, затронутых конфликтами.

В своей резолюции 1325 Совет Безопасности подчеркнул важность равноправного участия женщин во всех усилиях по поддержанию мира, включая военные. Необходимость в этом также подтверждается в директивном документе Департамента миротворческих операций и Департамента оперативной поддержки, касающемся политики по вопросам равенства мужчин и женщин, а также в руководстве по внедрению гендерной перспективы в работу военного персонала ООН (2010 год).

Роль женщин-военнослужащих в операциях по поддержанию мира

Женщины-военнослужащие способны не только выполнять те же функции и служебные обязанности, что и их коллеги-мужчины, начиная с командиров и заканчивая рядовыми, но и повысить эффективность проведения военных операций. Женщины-военнослужащие привносят новые идеи при планировании операций и принятии ключевых решений, особенно тех, которые затрагивают гражданское население, в частности женщин и девочек. Это соображение крайне важно для деятельности миротворческой миссии, поскольку оно обеспечивает комплексный подход к выполнению ее мандата в современных сложных и меняющихся условиях проведения миротворческих операций.

Женщины-военнослужащие также служат образцом для подражания в местных условиях, побуждая женщин в принимающих странах задуматься о выборе профессии в сфере обеспечения безопасности.

Женщины-военнослужащие обладают уникальными тактическими преимуществами в этой области, в частности возможностью проводить досмотр гражданских лиц женского пола или домашние обыски в тех местах, куда согласно традициям не могут войти мужчины. Часто местное население в принимающих странах охотнее идет на контакт и предоставляет информацию военному персоналу, который состоит не только из мужчин, но и из женщин. Получив более подробную информацию, мы можем более эффективно защищать эти общины.

Ознакомьтесь с более подробной информацией об участии женщин в миротворческой деятельности, в том числе с последними статистическими данными об их представленности в операциях по поддержанию мира.

Профессиональная сеть женщин-военнослужащих, участвующих в операциях по поддержанию мира

Профессиональная сеть женщин-военнослужащих, участвующих в операциях по поддержанию мира, была создана в апреле 2015 года, и на данный момент к ней присоединились около 100 женщин-военнослужащих, участвовавших или продолжающих участвовать в миротворческих операциях. Сеть была создана по инициативе Управления по военным вопросам в целях объединить женщин, которые служат или служили в составе операций ООН по поддержанию мира.

Сеть занимается распространением информации о женщинах-военнослужащих, участвующих в миротворческих операциях ООН, укреплением и отстаиванием их авторитета, а также служит площадкой для взаимопомощи, наставничества, обучения и защиты прав женщин, входящих в состав военного персонала Организации Объединенных Наций. Она позволяет женщинам обмениваться опытом и способствует участию женщин-военнослужащих всех рангов в операциях ООН по поддержанию мира. Вы можете присоединиться к нашей группе в Facebook UN Female Military Peacekeepers Network или связаться с местной группой сети в вашей миссии.

Премия «Пропагандист года по гендерной проблематике»

Премия Организации Объединенных Наций «Военный пропагандист года по гендерной проблематике» присуждается за самоотверженное стремление отдельного миротворца отстаивать принципы, закрепленные в резолюции 1325 Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. Резолюция содержит три положения, называемые сокращенно ПЗУ. «П» означает предотвращение конфликтов, «З» — защиту женщин и их прав во время и после конфликта. «У» означает участие и указывает на рост числа женщин во всех механизмах по предотвращению и урегулированию конфликтов.

Крайне важно, чтобы миротворцы, участвующие в нынешних операциях по поддержанию мира, осознавали, насколько различным является воздействие конфликта на женщин и мужчин. Резолюция призывает всех действующих лиц применять подход, основанный на учете гендерных аспектов, с тем чтобы обеспечить более глубокое понимание особых потребностей женщин и девочек и их участие, а также защиту от сексуального насилия и его предотвращение в условиях конфликта.

Премия «Военный пропагандист года по гендерной проблематике» присуждается отдельным миротворцам, кандидатуры которых выдвигаются командующими силами и главами миротворческих миссий, за самоотверженное стремление отстаивать принципы, закрепленные в резолюции 1325 Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, в военных условиях. Премия также повышает значимость учета гендерной проблематики при проведении операций по поддержанию мира в военных условиях и уровень осведомленности о сути этой деятельности.

Лауреаты премии

2018 год: лейтенант-коммандер Марсиа Андраде Брага из Бразилии за службу в МИНУСКА

2017 год: майор Сейтебатсо Перл Блок из Южной Африки за службу в МООНСДРК

2016 год: капитан Айшату Усман Иссака из Нигера за службу в МИНУСМА

Стандарты исполнения обязанностей «голубых касок»

Для выполнения возложенных на них задач наши войска должны пройти надлежащую подготовку, иногда начинающуюся задолго до развертывания. Эта подготовка охватывает все аспекты миротворческой деятельности ООН, в частности обеспечение наличия необходимого и пригодного оборудования. Крайне важно также, чтобы миротворцы были хорошо обучены, в числе прочего, в области защиты гражданского населения и применения силы, в том числе вооруженной силы. Кроме того, одним из главных аспектов подготовки является глубокое понимание требований в отношении поведения и дисциплины.

  • Требования в области готовности, исполнения обязанностей, командования и контроля.
  • В Руководящих принципах по защите гражданского населения (ЗГН), предназначенных для воинского компонента миссий по поддержанию мира (февраль 2015 года), поставлена ясная цель для военного компонента, выполняющего задачу по ЗГН.
  • Правила применения вооруженной силы. В этом документе предусмотрено право на применение силы и разъясняется политика, принципы, процедуры и ответственность в связи с применением силы. Для каждой миссии составляются конкретные правила применения вооруженной силы.
  • Наши войска на местах должны выполнять свой мандат с высочайшим профессионализмом, преданностью делу и достоинством, нередко проявляя самопожертвование. К сожалению, «голубые каски» обвинялись в неправомерных поступках, в том числе в сексуальной эксплуатации и злоупотреблениях. Такие предосудительные действия несовместимы с ценностями защиты, которых придерживается ООН в своей миротворческой деятельности. Все неправомерные поступки являются недопустимыми и запрещаются. См. Кодекс поведения Организации Объединенных Наций.

Система обеспечения готовности миротворческого потенциала

Система обеспечения готовности миротворческого потенциала ООН (СГМП) предназначена для того, чтобы установить более предсказуемый и динамичный процесс взаимодействия между Центральными учреждениями ООН и государствами-членами в области повышения готовности и своевременного развертывания миротворческого потенциала с обеспечением надлежащего качества.

В СГМП предусмотрены четыре уровня готовности:

  • Уровень 1. Страна, предоставляющая войска, официально обязуется предоставить подразделение и передает перечень основного оборудования и имущества для самообеспечения, а также свидетельство о завершении базовой подготовки и проверки на предмет соблюдения прав человека. Государствам-членам рекомендуется указать сроки доставки и продолжительность развертывания для каждого компонента всех обещанных средств и сил.
  • Уровень 2. В связи с оперативными потребностями ООН взятые обязательства на уровне 1 могут быть повышены до уровня 2 после проведения оценки и посещения страны консультативной группой из Центральных учреждений ООН.
  • Уровень 3. После удовлетворительной оценки подразделения, достигшие разумной степени готовности, переходят на уровень 3.
  • Уровень быстрого развертывания (УБР). Достигнув уровня 3, предоставляющая войска страна может взять на себя обязательство по развертыванию в течение 60 дней после получения соответствующей просьбы от Центральных учреждений ООН.

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ И ЧЛЕНАМИ ИХ СЕМЕЙ

А.А. Кузина
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

Содержание, формы и методы социальной работы с военнослужащими и членами их семей различаются в зависимости от характера и глубины их социальных проблем, что в значительной степени определяется принадлежностью к призывному или контрактному контингенту, определенному составу военнослужащих, длительностью их пребывания на военной службе. В.М. Корягин в своём исследовании раскрывает, содержание социальной работы с военнослужащими и членами их семей исходя из социальной политики, как деятельности, направленной на управление социальным развитием общества, на обеспечение удовлетворения материальных и культурных потребностей его членов и на регулирование процессов социальной дифференциации общества. Важнейшей составной частью социальной политики любого государства является деятельность по упорядочению социальных отношений внутри особого государственного института – военной организации (военная организация государства– это совокупность вооруженных, а также военно-политических, военно-экономических, военно-научных и других органов,

организаций и учреждений государства, занимающихся военной деятельностью).

Соответственно военно-социальной политика – это базирующаяся на совокупности специализированных нормативных правовых актов относительно самостоятельная составная часть социальной политики государства и его военной политики, направленная на управление социальным развитием военной организации государства, на удовлетворение материальных и культурных потребностей военнослужащих и членов их семей и обеспечение на этой основе воспроизводства их морально-психологического и физиологического потенциала, поддержание внутренней устойчивости, стабильности и боеспособности военной организации

Недостаточная социальная защищенность превращает армию в институт повышенного социального риска, что отражается на общем фоне психологического настроя военнослужащих. Исходя из этого, осуществление

социальной и правовой защиты военнослужащих, членов их семей все более выдвигается сегодня на первый план в деятельности органов военного управления по поддержанию боевой готовности и боеспособности войск. Прежде чем требовать от людей добросовестного выполнения своих обязанностей, надо обеспечить их всем необходимым для жизни и службы, оградить от произвола и беззакония. Именно эта идея определяет суть и содержание военно-социальной работы. Главное содержание социальной работы составляют вопросы создания достойных условий жизнедеятельности людей, прежде всего в области материально-бытовой, а также правовой и нравственной Этими вопросами занимается военно-социальная политика и решает их так:

— совершенствует систему денежного довольствия (обеспечить военнослужащим и их семьям необходимые средства к существованию, является основным источником удовлетворения материальных потребностей

военнослужащих и их семей, а с другой – служит средством стимулирования добросовестного воинского труда, который связан со значительными трудностями, тяготами и лишениями);

— регулирует систему социальных льгот и компенсаций (обеспечить военнослужащим и их семьям правовой стабильности, достигаемой за счет разработки и принятия новых нормативных правовых актов и внесения необходимых изменений в действующую нормативную базу предоставления социальных пособий и льгот);

— обеспечение жильём (военнослужащие относятся к той категории граждан, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений, в том числе и после увольнения с военной службы);

— медицинское обеспечение (право на обеспечение безопасных для здоровья условий жизнедеятельности, оказание военнослужащим бесплатной медицинской помощи в военно-лечебных учреждениях, льготное обеспечение санаторно-курортным лечением и медикаментами) .

Определенные льготы предусмотрены законодательством и для членов семей военнослужащих срочной службы. Например, пособие на ребенка военнослужащего срочной службы, которое составляет 1,5 минимальных зарплаты. Такие льготы призваны облегчить их существования вплоть до возвращения из армии кормильца. К сожалению, поскольку здесь задействованы средства местных бюджетов, эти пособия зачастую выплачиваются нерегулярно .

В этом случае семье военнослужащего срочной службы может быть оказана адресная социальная помощь, а также срочная социальная помощь в виде денежных выплат или в натуральной форме (продукты, одежда, топливо и т.д.). Такая семья может рассматриваться как временно неполная семья, в связи с чем, социальные работники при необходимости должны оказывать жене военнослужащего содействие в ее трудоустройстве, устройстве ребенка в детское дошкольное учреждение, психологическую поддержку.

Для смягчения напряженности в семьях военнослужащих, предотвращения конфликтов или кризисных ситуаций большое значение имеет развитие специальной системы семейного консультирования и семейной терапии. В случаях проживания вдали от больших городов наличие такой службы будет единственной возможностью для семей военнослужащих получить профессиональную помощь в стабилизации семьи.

Что касается социальной работы с военнослужащими, несущими службу по контракту, то для этого контингента особую важность имеет социальное и юридическое консультирование по всем вопросам, связанным с их правами и возможностями до и после увольнения, правами членов их семей, защита их интересов перед командованием части, вышестоящими инстанциями, органами местной власти.

Социальная работа с военнослужащими и членами их семей осуществляется посредством определенных методов .

Организационные методы – это приемы и способы деятельности, используемые для решения организационных задач в области социальной работы, – подразделяются на: организационно-распорядительные; организационно-координационные; организационно-инструктивные; организационно-технические и др. Эти методы помогают специалисту адекватно организовать социальную помощь и поддержку военнослужащим и их семьям, проинформировать их о полномочиях и обязанностях различных звеньев управления, органов социальной защиты и социальных служб.

Педагогические методы – это методы, направленные на оказание социальной помощи человеку как отдельно взятому индивиду и как члену социума, в котором происходит процесс социализации и социальной ориентированности. Выделяют три группы методов: методы формирования сознания личности (понятий, суждений, убеждений, оценок); методы организации познавательной, практической деятельности и поведения (поручения, задания, упражнения, создание специальных воспитывающих ситуаций); методы стимулирования деятельности и поведения индивида (оценка, поощрение, порицание и др.). Они помогают специалисту решать проблемы развития личности военнослужащих и членов их семей в общественно полезном русле, обеспечивать должный процесс их социализации, влияя тем самым на сознание, деятельность и поведение.

Социально-психологические методы – это методы, условно разделяемые на несколько групп. Методы психологического исследования: наблюдение – систематическое и целеустремленное восприятие психических явлений с целью изучения их смысла и специфических изменений в определенных условиях; эксперимент – активное соучастие в социальной ситуации со стороны исследователя, регистрирующего сопутствующие изменения в поведении или состоянии изучаемого объекта. Эти методы позволят социальному работнику выявить психологические отклонения сознания военнослужащих и их семей и помочь им осознать свои болезни, наставить их «на путь истинный», который приведёт к урегулированию конфликтов.

Социально-экономические методы – это способы, с помощью которых осуществляются действия, учитывающие социальные интересы и потребности людей, определяются пути их удовлетворения: натуральная и денежная помощь, установление льгот и единовременных пособий, патронажное и бытовое обслуживание, санкции и др. В социальной работе используются методы: статистические; математические; анализ целенаправленных действий и объективная сравнительная оценка возможных результатов действий (метод принятия оптимальных решений); балансовый; индексный; выборочный; технологический анализ рядов динамики и др. Методы помогут социальному работнику сформировать оптимальные социальные нормативы военнослужащим, создать эффективную систему их социальной защиты, повысить социальную мобильность, а так же результативность работы государственной социальной службы.

В социальной работе используется и другая типология методов профессиональной деятельности. Так, авторы разделяют их на метод индивидуальной социальной работы, метод социальной работы с группой и общинный метод .

Метод индивидуальной социальной работы подразумевает непосредственную помощь субъекту путем личного взаимодействия в процессе его адаптации к новым условиям жизни. Метод социальной работы с группой предлагает работу как в целом с группой военнослужащих и членами их семей, так и в группе – с каждым по отдельности. А социальная работа в общине есть профессиональная помощь индивиду, группе, коллективу военнослужащих и членов их семей, проживающих на одной территории и имеющих общие проблемы .

В военном социуме важен психо-социальный компонент социальной работы. Ведь для военнослужащих, находящихся в условиях постоянного и вынужденного общения с другими людьми, необходимы стимуляция положительных психологических реакций и подавление или сглаживание негативных реакций. Нужно учить людей смягчать отрицательные черты своего характера, практиковать аттрактивное (привлекающее) общение, которое нейтрализует возможную агрессию со стороны окружающих, разрешать проблемы на доконфликтной стадии .

Для этого используются различные техники и технологии: психологический тренинг, психотерапия и психокоррекция, аутотренинк. Например, при помощи аутотренинга военнослужащие могут научиться управлять своими эмоциями, сам восстанавливаться после больших нервных нагрузок. Приведение такой работы возможно также в форме групповой терапии, т.е. в форме создания групп самопомощи и взаимоподдержки.

Для смягчения напряженности в семьях военнослужащих, предотвращения конфликтов или кризисных ситуаций большое значение имеет развитие специальной системы семейного консультирования и семейной терапии. В случаях проживания вдали от больших городов наличие такой службы будет единственной возможностью для семей военнослужащих получить профессиональную помощь в стабилизации семьи.

При этом огромный воспитывающий потенциал имеют детские военно-спортивные лагеря, кружки и клубы. Они способствуют укреплению у подростков представления о престиже и высоком социальном статусе военной службы, уважения к труду своих родителей. Если в городах, в которых функционируют центры помощи семье и детям, создание особых учреждений для семей военнослужащих нецелесообразно по экономическим или иным соображениям, специалистам центров необходимо получить дополнительную подготовку с целью оказания военнослужащим и их семьям квалифицированной помощи .

Таким образом содержание, формы и методы социальной работы с военнослужащими и членами их семей различаются в зависимости от характера и глубины их социальных проблем, что в значительной степени определяется принадлежностью к призывному или контрактному контингенту, определенному составу военнослужащих, длительностью их пребывания на военной службе.

Литература

Тезисы выступления на Республиканском уроке мужества перед школьниками и молодежью:

«Вооружённые Силы Республики Беларусь: история и современность», приуроченная к 100-летнему юбилею Вооруженных Сил Республики Беларусь».

Вы знаете, что Республика Беларусь – независимое суверенное государство, в котором обеспечены величайшие ценности, — мир и стабильность. Благодаря этому мы можем учиться, трудиться, строить жизненные планы и реализовывать их, создавать семьи, воспитывать детей. Но для того, чтобы эти ценности сохранять и защищать, в нашей стране создан надежный гарант безопасности – эффективные, высоко подготовленные, оснащенные современным вооружением и военной техникой Вооруженные Силы, которые признаны одними из самых боеспособных в регионе Восточной Европы и Азии.

В 2018 году Вооруженные Силы Республики Беларусь отметят 100-летний юбилей.

Современная белорусская армия ведет отсчет своей истории от Минского военного округа, образованного 28 ноября 1918 года, который в свою очередь 12 декабря 1918 года был переименован в Западный военный округ, а 2 октября 1926 года стал Белорусским военным округом.

За годы существования он еще не раз менял свое название. Довелось ему быть и Белорусским особым военным, и 3ападным особым военным, и Белорусским фронтом, и Белорусско-Литовским военным округом. Но как бы он не назывался, какие бы территории не включал в себя, он, созданный в тяжелейший для страны период – годы гражданской войны, с первых лет своего существования стал играть ведущую роль в деле укрепления оборонной мощи Советского государства.

Начиная с 20-х годов, несмотря на трудности послевоенного периода, бойцы и командиры округа (на тот момент Белорусского фронта) настойчиво учились военному делу. Главное внимание уделялось огневой и тактической подготовке, полевой выучке пехотных и кавалерийских подразделений. Первые маневры с участием войск прошли уже в 1922 году, а, начиная с 1925 года, они стали ежегодными.

В этот же период на территории округа были созданы первые военные учебные заведения.

В сентябре — ноябре 1939 года войска Белорусского фронта участвовали в освободительном походе Красной Армии в 3ападную Белоруссию, в результате которого всего за 12 дней Белорусской СССР были возвращены территории нынешних Брестской, Гродненской и части Минской областей, и белорусский народ был объединен в едином государстве.

Тяжелейшим испытанием для округа, как и для всей страны, стала Великая Отечественная война.

Бойцы округа первыми приняли на себя удар фашистских захватчиков: сражались до последней капли крови, умирали, но не сдавались защитники Брестской крепости, насмерть стояли у берегов Днепра защитники Могилева, в течение 23 дней сковывая колоссальные силы противника. А после кровопролитной стратегической оборонительной операции в Белоруссии летом 1941 г. войска Западного фронта участвовали в различных сражениях и операциях (Смоленском сражении, Московской битве, Ржевско-Вяземской и Ржевско-Сычёвской операциях, Орловской и Смоленской стратегических операциях) с честью выполняя воинский долг, ценой своих жизней приближая Великую Победу. Величайший подвиг воинов Белорусского военного округа и всего белорусского народа, внесшего весомый вклад в разгром фашистской Германии, признан международным сообществом. В 1946 году Белорусская ССР стала одним из учредителей ООН.

Стремительно развивался Белорусский военный округ в послевоенный период.

На полигонах округа проходили испытания новейших образцов вооружения и техники. Долгие годы воины Белорусского военного округа участвовали в обеспечении ядерного паритета на планете, что сохраняло мирное небо над Беларусью.

За большой вклад в дело укрепления оборонной мощи Советского государства и его вооруженной защиты, успехи в боевой и политической подготовке и в связи с 50-летием Советских Вооруженных Сил Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1968 г. Белорусский военный округ был награжден орденом Красного Знамени.

Настоящим испытанием для округа стало участие личного состава воинских частей, по сути дела, в первой в современной истории антитеррористической операции – войне в Афганистане. Одними из первых на территорию этого государства вошли воины 103 воздушно-десантной дивизии (г. Витебск). Неувядаемой славой покрыли себя разведчики 334 отдельного отряда специального назначения, сформированного на базе 5 бригады специального назначения. Сегодня эти соединения входят в состав сил специальных операций Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Еще одной трагической, но в то же время героической страницей в истории округа стало участие военнослужащих в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

С образованием в 1992 г. суверенного независимого государства – Республики Беларусь – на базе Белорусского военного округа были образованы Вооруженные Силы Республики Беларусь.

Сегодня Вооруженные Силы Беларуси составляют основу военной организации государства и предназначены для обеспечения военной безопасности и вооруженной защиты Республики Беларусь, ее суверенитета, независимости и территориальной целостности.

Они состоят из центральных органов военного управления Вооруженных Сил (Министерства обороны и Генерального штаба), двух видов Вооруженных Сил (Сухопутные войска, Военно-воздушные силы и войска противовоздушной обороны), родов войск, специальных войск, вооружения Вооруженных Сил, тыла Вооруженных Сил, военных учебных заведений, военных комиссариатов и организаций Вооруженных Сил.

Оснащенные самым современным вооружением и техникой (ежегодно на вооружение принимается в среднем 25 новейших образцов), ведущие интенсивную боевую подготовку, осуществляющие свое планомерное строительство и развитие, Вооруженные Силы Беларуси полностью соответствуют вызовам, рискам и потенциальным угрозам военной безопасности государства.

Сегодня мы с уверенностью можем сказать – нам есть чем и кем гордиться!

Ведь именно белорусскими военными летчиками установлено 15 мировых рекордов на модернизированных отечественными предприятиями самолетах МИГ-29.

Именно нашими военными пилотами первыми на постсоветском пространстве выполнена посадка различных типов самолетов на автомобильный участок дороги, в том числе в темное время суток.

Именно наши дивизионы зенитных ракетных комплексов С-300 и «ТОР»-М2 зенитных ракетных бригад ВВС и войск ПВО, личный состав которых включает в том числе и солдат срочной службы, ежегодно исключительно на оценки «хорошо» и «отлично» выполняют стрельбы на полигоне Российской Федерации «Ашулук» по сложнейшим мишеням, имитирующим крылатые ракеты, и неизменно входят в число лучших на учении стран ОДКБ «Боевое содружество».

Именно наши военнослужащие сил специальных операций вместе с российскими коллегами дважды совершили десантирование на дрейфующую льдину на Северном Полюсе.

Именно наши военные, демонстрируя свой профессионализм, получают высокие оценки в ходе многонациональных учений государств-членов ОДКБ.

Неизменно высокие результаты демонстрируют белорусские команды и в ходе Армейских международных игр.

Не стали исключением и недавно завершившиеся «Армейские международные игры-2017».

На протяжении двух недель в профессиональном мастерстве в различных дисциплинах состязались 150 команд.

В общекомандном зачете сборная Вооруженных Сил Беларуси заняла четвертое место, оставив позади армейские сборные из 24 стран мира.

Команды белорусских военных, состязавшиеся в 13 из 28 конкурсов, достойно боролись с представителями сильнейших многомиллионных армий мира – Российской Федерации, Китайской Народной Республики, Индии, Ирана, заняв 11 призовых мест.

Первое место сборной Вооруженных Сил Беларуси принесла блестящая победа в конкурсе «Воин Содружества».

Вторыми мы стали в конкурсах «Мастера артиллерийского огня», «Инженерная формула» и «Безопасный маршрут» (состязание команд инженерных войск), «Ключи от неба», «Чистое небо» (состязания команд ВВС и войск ПВО) «Полевая кухня», «Верный друг» (состязание кинологов).

Третьими (из 17 стран-участниц!) мы стали в конкурсе «Снайперский рубеж». Еще два третьих места мы заняли в конкурсах «Военно-медицинская эстафета» и «Безопасная среда».

Четвертое место среди 19 команд-участниц завоевано белорусами в конкурсе «Танковый биатлон», где Беларусь лидировала вплоть до финала, уступив в итоге бронзовым призерам лишь 40 секунд.

Четвертой из 7 стран-участниц Беларусь стала и в конкурсе «Отличники войсковой разведки».

Примечательно, что в отличие от команд других стран наша почти на 50% состояла из военнослужащих срочной военной службы, которые в сложнейшей борьбе показали высокий уровень подготовки, не уступающий военнослужащим контрактной службы иных государств.

Это еще раз подтвердило, что такие высокие результаты зависят не от количественного состава Вооруженных Сил, а от уровня их обученности, профессионализма, слаженности, воли к победе, которые в свою очередь достигаются качественной и интенсивной боевой подготовкой военнослужащих.

Именно они – солдаты, прапорщики, офицеры белорусской армии, зачастую рискуя собственной жизнью, обеспечивают безопасность нашей страны, жизнь простых граждан, их мирный сон, труд, учебу. Это они очищают нашу землю от опасного наследия Великой Отечественной, разминируя ежегодно по несколько десятков тысяч взрывоопасных предметов. Это они, ценой жизни, готовы прийти на помощь каждому, кто в ней нуждается.

Именно в нашей стране не только сохранен, но и активно развивается оборонно-промышленный комплекс, способный производить продукцию двойного назначения на уровне лучших мировых стандартов. Это и автоматизированные системы управления оружием и войсками, и автоматизированные информационные системы, оптоэлектронные системы, спутниковая навигационная аппаратура, элементы радиолокации и радиолокационные станции, лазерно-оптические системы и технологии нового поколения интегральной элементной базы – то есть те разработки, которые определяют технический прогресс ХХI века.

Так, например, созданные у нас автоматизированные системы управления для ВВС и войск ПВО не имеют аналогов в мире.

Более того, нашими предприятиями практически с нуля освоено производство ракетного оружия. И сегодня мы имеем комплекс реактивной системы залпового огня «Полонез», способный наносить удар с дальностью до 200 км с идеальной точностью. А это уже остужает «горячие головы» от разговора с нашей Родиной с позиции силы.

Именно у нас созданы тренажеры для обучения летчиков, позволяющие отрабатывать такие задачи, которые в реальном полете отработать невозможно, учитывая меры безопасности. Но ведь возникновение опасных ситуаций исключить нельзя. Поэтому их имитируют тренажеры, которые позволили повысить эффективность обучения в несколько раз, значительно экономя при этом финансовые средства.

Наконец, именно у нас, в Беларуси, бригады ПВО вооружены новейшими зенитными ракетными комплексами «Тор»-М2, которым в своем классе по существу нет равных в мире.

В настоящее время в войска продолжают поступать самые современные образцы вооружения, военной и специальной техники. Так, на вооружение ВВС и войск ПВО поставлены учебно-боевые самолеты Як-130, на которых в 2016 году, впервые в истории нашей авиации, было отработано применение высокоточного оружия – корректируемых авиационных бомб. То есть, имея возможности современного боевого самолета, ЯК-130 расходует в несколько раз меньше топлива.

Также на вооружение поступили транспортно-боевые вертолеты Ми-8МТВ-5, способные осуществлять полный комплекс ударных действий, а также транспортировать целые воинские подразделения.

В целях дальнейшего оснащения ВВС и войск ПВО современными вооружением и техникой, в настоящее время подписан контракт на закупку самолетов Су-30СМ, будет продолжена также модернизация танка Т-72Б.

Таким образом, мы с уверенностью можем сказать, что белорусская армия соответствует самым современным требованиям, предъявляемым к вооруженным силам в нынешних условиях, и процесс ее совершенствования, строительства и развития продолжается постоянно.

Но для того, чтобы умело управлять всей этой современной техникой,научиться умело защищать свою Родину, себя, свою семью, свой дом, родных и близких, не стать, в случае возникновения военной опасности, мишенью, – нужны соответствующие знания, умения и навыки, которые дает армия. Ведь наша армия – это возможность, созданная самим народом для того, что бы научиться себя защищать.

Для этого в Беларуси существует срочная военная служба, которая предназначена, в первую очередь, для подготовки военно-обученного резерва, имеющего военно-учетную специальность, готового, в случае возрастания военной опасности, встать на защиту Отечества и позволяющего белорусской армии развернуться с 50 тысяч человек в мирное время до численности в несколько раз больше.

Получить военно-учетную специальность можно и проходя службу в резерве. Это относительно новый вид воинской службы. В ходе службы в резерве в течение двух или трех лет (в зависимости от уровня образования) молодой человек дважды в год проходит сборы в среднем по месяцу или полтора, занимаясь только боевой учебой. Причем в этом случае служба проходит без отрыва от основной работы.

В дальнейшем военнослужащие, уволенные в запас, привлекаются на сборы для продолжения своего военного обучения, в том числе в ходе учений.

Без военно-обученного резерва говорить о безопасности государства бессмысленно.

Военно-учетную специальность получают также на военных факультетах и военных кафедрах гражданских ВУЗов студенты, обучающиеся по программам подготовки младших специалистов. В этом случае они проходят срочную военную службу всего полгода.

Тем же, кто решил связать с армией свою жизнь, став профессиональным военным, предстоит сложный выбор: на сегодняшний день в нашей стране подготовка офицеров для Вооруженных Сил Республики Беларусь ведется в Военной академии Республики Беларусь, а также на семи военных факультетах высших гражданских учебных заведений. Еще пять военных кафедр осуществляют подготовку офицеров запаса.

Однако ведущим военным учебным заведением в Республике Беларусь по-прежнему остается Военная академия. Именно в этом вузе сосредоточены лучшие военные специалисты, ключевые военно-научные школы и костяк научных работников высшей квалификации (в настоящее время в ней работают свыше 600 высококвалифицированных преподавателей, более 400 из которых имеют ученые степени и звания.

В ее стенах обучаются более двух с половиной тысяч курсантов и около 500 слушателей, адъюнктов и магистрантов. Ежегодно академию оканчивают около 600 курсантов и слушателей.

В штатной структуре вуза – 11 факультетов, обеспечивающих подготовку офицерских кадров по более чем 60-ти военно-учетным специальностям для Вооруженных Сил, Внутренних войск МВД, органов пограничной службы. Это — общевойсковой факультет (готовит специалистов общевойскового профиля: командиров танковых, мотострелковых и мобильных подразделений, войсковых психологов, специалистов тыла, инженеров по эксплуатации бронетанковой техники); факультет связи и автоматизированных систем управления; факультет ракетных войск и артиллерии и артиллерийского вооружения; факультет противовоздушной обороны; авиационный факультет; военно-дипломатический факультет; факультет внутренних войск; факультет военной разведки.

На военных факультетах в учреждениях высшего образования подготовка офицерских кадров ведется более чем по 20 специальностям, специализациям и направлениям специальностей:

на военном факультете Белорусского государственного университета – осуществляется подготовка военных юристов и специалистов по применению геоинформационных систем военного назначения, а также радиационной, химической и биологической защиты;

на военно-техническом факультете в Белорусском национальном техническом университете – осуществляется подготовка специалистов автомобильных войск, финансовой службы, промышленного и гражданского строительства, инженерных войск и бронетанковой службы;

на военном факультете в учреждении образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» – осуществляется подготовка специалистов войск связи, а также для Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны;

на военно-медицинском факультете в учреждении образования «Белорусский государственный медицинский университет» – осуществляется подготовка военно-медицинских специалистов;

на военно-транспортном факультете в учреждении образования «Белорусский государственный университет транспорта» – осуществляется подготовка специалистов для транспортных войск;

на военном факультете в учреждении образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» – осуществляется подготовка специалистов тылового профиля (вещевое и продовольственное обеспечение войск), а также по физической подготовке военнослужащих;

на военном факультете в учреждении образования «Белорусская государственная академия авиации» – осуществляется подготовка специалистов в интересах Военно-воздушных сил.

В военные учебные заведения осуществляется прием граждан Республики Беларусь на конкурсной основе, имеющих общее среднее или профессионально-техническое образование с общим средним образованием, либо средним специальным образованием в возрасте:

от 17 до 21 года (из числа гражданской молодежи;

прошедшие (проходящие) срочную военную службу, службу в резерве, а также прошедшие военную службу по контракту, – в возрасте не старше 23 лет;

проходящие военную службу по контракту, – в возрасте не старше 25 лет.

Желающие поступить в военные учебные заведения:

1. До 1 апреля должны подать заявление в военный комиссариат района (города) по месту жительства (абитуриенты из числа гражданской молодежи).

2. Пройти в порядке, установленном законодательством, профессиональный отбор, который включает в себя:

профессионально-психологический отбор на предмет соответствия избранной специальности обучения;

медицинское освидетельствование;

проверку уровня физической подготовленности (по упражнениям: бег на 100 м (min – 15,1 с), бег на 1500 м (min – 6 мин. 16 с), подтягивание на перекладине (min – 8 раз) (нормативы для абитуриентов из числа гражданской молодежи).

Развиваясь, белорусская армия активно использует самые современные достижения в области коммуникации.

Самую достоверную и исчерпывающую информацию о белорусской армии вы можете получить благодаря военным средствам массовой информации – газете «Белорусская военная газета «Во славу Родины» и журналу «Армия», а также и телевизионной продукции телекомпании «ВоенТВ», которая регулярно готовит к эфиру три телевизионные программы. Так, в эфире телеканала «Беларусь 1» в воскресенье в 9.10 транслируется еженедельная телепрограмма «Арсенал». Телепрограмма «Анфас» выходит в эфир по субботам в 7.30 на телеканале СТВ. «Военное обозрение» – по вторникам и четвергам на телеканале ОНТ в рамках программы «Наше утро».

Постоянно обновляются многочисленные разделы официального Интернет-портала Министерства обороны Республики Беларусь (www.mil.by). Функционирует сайт «Детям об армии».

Кроме того, в настоящее время специалисты телекомпании «ВоенТВ» и агентства «Ваяр» работают над созданием новых проектов: интернет-телевидения Министерства обороны и армейской радиостанции.

Также военное ведомство Беларуси является инициатором реализации ряда Интернет-проектов, в том числе одним из организаторов состязаний в рамках игры «Мир танков».

Вы спросите: «А что может армия численностью мирного времени всего в 50 тысяч человек, у которой нет ядерного оружия, на фоне многомиллионных армий некоторых государств?»

Да, у нас нет ядерного оружия, но оно не является фактором сдерживания от всех видов войн.

В США было ядерное оружие и несопоставимо совершенные технологии, чем, например, во Вьетнаме, но американцы были вынуждены уйти из Вьетнама. В СССР было ядерное оружие – оно и осталось, но самого государства нет.

История свидетельствует, что армии могут выиграть сражения, но войны выигрываются только народами. Пример тому наша Великая Победа, героическое сопротивление захватчикам на белорусской земле в годы Великой Отечественной войны. Ведь историческая правда заключается в том, что такого размаха народного партизанского движения, как на нашей земле, история не знала никогда прежде. Это пример борьбы за свободу непокоренного белорусского народа. И без этого не было бы Великой Победы в 1945 году!

Статья 57 Конституции Республики Беларусь гласит: «Защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь».

В этих словах содержится суть обеспечения военной безопасности Республики Беларусь в современных условиях. Именно единство народа в решении самых трудных задач, в том числе обеспечении военной безопасности государства, является залогом победы.

Таким образом, дело не в ядерном оружии, а в высочайшем моральном духе народа, всенародном характере защиты Отечества, понимании каждым своей роли в созданной системе обеспечения безопасности страны, без которых говорить о безопасности государства в современных условиях просто бессмысленно.

Поэтому мы с уверенностью можем сказать, что защитников Отечества у нас не 50 тысяч человек, а почти 10 миллионов. Ведь обеспечение военной безопасности – дело каждого гражданина и всего народа в целом.

Именно ЭТО вы должны понимать и помнить. Всегда и везде защищать нашу Родину, национальные интересы Республики Беларусь, проявляя интеллект, мужество и твердость. Защищать так, как защищали нашу Родину воины Красной Армии, весь белорусский народ в годы Великой Отечественной, как защищает наши национальные интересы Президент страны Александр Григорьевич Лукашенко, обеспечивая мир, стабильность и безопасность на белорусской земле.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *