Специально страховой стаж

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Земцова О.Б. Дело № 33-4145/2019

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Ульяновск 22 октября 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.,

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-928/19 по апелляционной жалобе представителя Казакова Сергея Михайловича – Казакова Михаила Филипповича на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 4 июня 2019 года, по которому постановлено:

в удовлетворении исковых требований Казакова Сергея Михайловича к Государственному учреждению — Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонному) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости, взыскании судебных расходов, отказать.

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителя истца Казакова С.М. – Казакова М.Ф., настаивавшего на удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Казаков С.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению — Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города Ульяновска Ульяновской области (межрайонному) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости, взыскании судебных расходов.

Требования обосновал тем, что 28.09.2018 он в возрасте 54 лет обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.6 ч.1ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» и предоставил необходимые документы. Решением от 11.02.2019 ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе города Ульяновска (межрайонное) ему было отказано в назначении указанной пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа.

В специальный трудовой стаж для назначения пенсии не был засчитан следующий период его трудовой деятельности: с 05.08.1980 по 05.07.1994 (13 лет 11 месяцев 1 день), а именно: период прохождения действительной военной службы в вооруженных силах.

С данным решением ответчика он не согласен, поскольку в спорный период времени согласно справке военного комиссариата от 01.04.2019 истец проходил военную службу в рядах вооруженных Сил СССР: с 03.09.1984 по 15.05.1991 в должности начальника службы ГСМ (с 28.08.1984 по 13.01.1992 находился в отдаленной местности п. Л***). С 15.05.1991 по 05.07.1994 в должности начальника службы ГСМ (с 10.02.1992 по 05.07.1994 находился в отдаленной местности – г. З***). Указанные территории согласно Постановлению Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029, применявшемуся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31.12.2001, входят в перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

Казаков С.М. просил обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе города Ульяновска (межрайонное) включить в его специальный стаж периоды службы в вооруженных силах РФ, как в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях: с 03.09.1984 по 05.07.1994. Признать за ним право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 01.10.2018. Обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в связи с работой в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях с 01.10.2018, взыскать расходы по оплате государственной пошлины и расходы по оплате услуг представителя.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области».

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель Казакова С.М. – Казаков М.Ф. просит отменить решение суда, принять новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объёме.

Судом по делу были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применены нормы материального права.

Так, 06.03.2019 Федеральным законом РФ № 25-ФЗ были внесены изменения в статью 1 ФЗ № 126-ФЗ от 04.06.2011 «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», что, по мнению автора жалобы, дает дополнительные основания для удовлетворения требований Казакова С.М. Законодатель фактически признал, что не только работа, но военная служба включается в специальный трудовой стаж, являющийся основанием для установления досрочной страховой пенсии по старости.

Согласно ч. 3, 4 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» периоды работы, имевшие место до дня вступления названного Федерального закона в силу, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы.

Считает, что поскольку в период службы Казакова С.М. в вооруженных силах РФ действовал Закон РСФСР от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях», то в соответствие со ст.14, 88, 90 указанного закона, спорные периоды должны быть включены в его трудовой стаж.

В отзыве на апелляционную жалобу ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствии истца Казакова С.М., представителя ответчика ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе города Ульяновска (межрайонное), представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области», извещенных о месте и времени судебного разбирательства своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», следует, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет ( в редакции, действовавшей до 01.01.2019).

Подпунктом 6 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Согласно ч.2 ст. 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 — 10 и 16 — 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Из материалов дела следует, что 28.09.2018 Казаков С.М., *** года рождения, обратился в Государственное учреждение — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе города Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Из представленных документов, в том числе трудовой книжки, военного билета, послужного списка и т.д. следует, что Казаков С.М. проходил действительную военную службу с 05.08.1980 по 05.07.1994 в вооруженных силах.

Согласно справке от 01 апреля 2019 г. № 160, выданной военным комиссариатом Железнодорожного и Ленинского районов г. Ульяновска Ульяновской области, Казаков С.М. проходил действительную военную службу в Вооруженных Силах с 05 августа 1980 г. по 05 июля 1994 г., в том числе: с 03 сентября 1984 г. по 15 мая 1991 г. – на должности начальника службы ГСМ (с 28 августа 1984 г. по 13 января 1992 г. находился в отдаленной местности – п. Л***); с 15 мая 1991 г. по 05 июля 1994 г. – на должности начальника службы ГСМ, (с 10 февраля 1992 г. по 05 июля 1994 г. находился в отдаленной местности – г. З***).

В периоды с 21.05.2007 по 31.12.2017 и с 01.01.2018 по 27.09.2018 истец работал в качестве частного охранника в отделе охраны региональных объектов в *** в г. Мончегорске Мурманской области.

Решением от 11.02.2019 № 62 Государственного учреждения — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) Казакову С.М. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии из-за отсутствия необходимого специального стажа работы. По подсчету пенсионного органа специальный стаж истца в связи с работой в районах Крайнего Севера по состоянию на 01.10.2018 составил 11 лет 4 месяца 08 дней. При этом, в специальный стаж не включен период прохождения истцом действительной военной службы в вооруженных силах с 03.09.1984 по 05.07.1994.

Не соглашаясь с данным решением, Казаков С.М. оспорил его в судебном порядке.

Суд, разрешив исковые требования по существу и отказав в удовлетворении иска, верно определил юридически значимые обстоятельства, дал правильную правовую оценку представленным доказательствам и обоснованно применил закон, подлежащий применению.

Согласно ч.3 и 4 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 555, урегулирован порядок определения стажа.

В Правилах исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 г., среди периодов работы, суммируемых при назначении гражданам трудовой пенсии по старости, указана работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2). При этом в данных нормах не предусмотрен зачет в специальный стаж военной службы.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 7 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Таким образом, законодатель дифференцировал порядок включения срока военной службы в льготный стаж, предусмотрев право на зачет этого срока при прохождении действительной срочной службы (службы по призыву), а прохождение действительной военной службы, сверхсрочной службы (военной службы по контракту) предусмотрел для включения в общий страховой стаж.

Поскольку как нормами действующего пенсионного законодательства, так и нормами пенсионного законодательства, действовавшего в спорный период, предусмотрено включение времени военной службы только в страховой (общий трудовой) стаж, возможность зачета указанного времени в льготный (специальный) стаж не предусмотрена, суд правильно отказал Казакову С.М. в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж (стаж работы в районах Крайнего Севера) периода прохождения им действительной военной службы в вооруженных силах с 03.09.1984 по 05.07.1994.

В связи с тем, что специальный стаж Казакова С.М. в районах Крайнего Севера на дату обращения составил 11 лет 4 месяца 8 дней, возраст истца – 55 лет, соответственно суд правомерно пришел к выводу об отсутствии у истца права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, отказав в удовлетворении требований об обязании ответчика назначить истцу пенсию с 01.10.2018.

При этом, обжалуемое судебное решение в целом, в том числе и его резолютивная часть соответствуют требованиям, изложенным в ст. 198 ГПК РФ.

Ссылка представителя истца в апелляционной жалобе на положения Федерального закона РФ № 25-ФЗ от 06.03.2019, которым были внесены изменения в статью 1 ФЗ № 126-ФЗ от 04.06.2011 «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» без основательна, поскольку из текста указанного закона следует, что какие-либо изменения в нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок включения в специальный стаж работу в районах Крайнего Севера, в том числе и периоды прохождения действительной военной службы в районах Крайнего Севера, данным законом внесены не были.

В остальной части доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым решением суда, основаны на неверном толковании закона, а потому не влекут отмену судебного решения.

Военная служба является особым видом государственной службы. Исходя из специфики службы и особого правового статуса военнослужащих условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры отличаются от аналогичных параметров трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсии осуществляется за счет средств федерального бюджета. При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению), установил правило о включении в страховой стаж периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы, если им предшествовала или за ними следовади периоды работы.

Решение законодателя не включать периоды прохождения указанной службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17.10.2006 № 380-О, от 29.09.2011 № 10040-О-О, от 25.01.2012 № 19-О-О, от 24.09.2012 № 1505-О и т.д.).

Согласно постановлению Совета Министров СССР от 25 марта 1968 г. № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» солдатам, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г., если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Таким образом, военная служба по призыву до 01.01.1992 может быть включена в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при наличии одновременно следующих условий: военная служба являлась службой по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов, старшин и военных строителей; военная служба проходила в районах, относящихся в период ее прохождения к районам Крайнего Севера или приравненных к ним местностям; перерыв между увольнением с военной службы (начиная с 1968 года) и работой составляет не более 3 месяцев; на дату зачисления на работу после окончания военной службы территория, где осуществлялась работа, также относилась к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям; поступление на вышеуказанную работу состоялось до 01.01.1992.

В связи с тем, что вышеуказанные условия не соблюдены оснований для включения оспариваемого периода прохождения истцом действительной военной службы в вооруженных силах в специальный стаж не имеется.

Не основаны на материалах дела доводы апелляционной жалобы в части того, что суд безосновательно не принял к производству уточненные исковые требования.

Так, уточненные исковые требования были приобщены к материалам дела (л.д. 32) и рассмотрены судом, что подтверждено как протоколом судебного заседания, так и принятым судом решением.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

Специальный трудовой стаж – в законодательстве РФ это суммарная продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительности перерывов в ней) в определенных отраслях народного хозяйства, в определенных профессиях, должностях и в определенных местностях, а также некоторые виды общественно-полезной деятельности. Такое определение содержал утративший силу Закон РФ от 20.11.1990 г. №340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

В настоящее время существует понятие специальный страховой стаж. Это учитываемая при определении права на досрочную страховую пенсию суммарная продолжительность периодов определенной работы, как правило, в особых условиях труда, в течение которых уплачивались страховые взносы (а для ряда работ также дополнительные «профессиональные» страховые взносы) в Пенсионный фонд РФ.

В отличие от общего страхового стажа, в спец. страховой стаж включается только работа, причем не любая, а в определенных профессиях, должностях, условиях труда, указанных в соответствующих нормативных правовых актах.

Спец. страховой стаж дает право на получение досрочной пенсии по старости, а также на получение данной пенсии в более высоком размере, в связи с уплатой дополнительных «профессиональных» страховых взносов.

Правила определения спец. страхового стажа предусмотрены в статьях 30, 31, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях». В соответствии с этими статьями в него включаются периоды работы:

  • подземной, с вредными условиями труда и в горячих цехах; с тяжелыми условиями труда;
  • в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене и другие.

Указанные периоды включаются в спец. страховой стаж на основании Списков вредных профессий, утверждаемых Правительством РФ, в которых предусмотрены условия их включения в данный вид стажа (конкретные наименования должностей, требования наличия работы на условиях полного рабочего дня и т.д.).

Ю.Б. Корсаненкова

ЗНАЧЕНИЕ СТРАХОВОГО СТАЖА В ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья посвящена анализу действующего пенсионного законодательства, регулирующего понятие, содержание и юридическое значение основного вида трудового стажа — страхового стажа, от наличия которого зависит сегодня право граждан Российской Федерации на определенный вид трудовой пенсии.

Ключевые слова: трудовой стаж, страховой стаж, взносы на обязательное пенсионное страхование, пенсия, пенсионные права людей.

В условиях реформы российского пенсионного обеспечения 2002 г. изменяется содержание трудового стажа, его значение, появляются новые виды трудового стажа, например страховой стаж.

Закон РФ от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в РФ»1 (далее -Закон о пенсиях 1990 г.) выделял два вида трудового стажа: общий трудовой и специальный трудовой стаж, — раскрывал их содержание и указывал их юридическое значение. Общий трудовой стаж — это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности. С его учетом устанавливалась пенсия по старости, а в соответствующих случаях — пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца.

Специальный трудовой стаж — это суммарная продолжительность определенной трудовой деятельности (службы), с его учетом устанавливалась пенсия по старости в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере, а также пенсия за выслугу лет.

Действующее пенсионное законодательство — Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ»2 (далее — За-

© Корсаненкова Ю.Б., 2013

кон о трудовых пенсиях) — предусматривает следующие виды стажа: страховой стаж, общий трудовой стаж, специальный трудовой стаж. Но общий трудовой стаж существенно отличается от общего трудового стажа, существовавшего до 1 января 2002 г., по своему содержанию и юридическому значению. По новому закону он имеет значение только для определения размера пенсии гражданам, работавшим до 1 января 2002 г.

В настоящее время происходит замена института общего трудового стажа институтом страхового стажа.

С 1 января 2002 г. назначение трудовых пенсий связано именно со страховым стажем. Наличие страхового стажа — это обязательное условие назначения трудовых (страховых) пенсий: пенсии по старости, по инвалидности и пенсии по случаю потери кормильца. В случае назначения трудовой пенсии по старости требуется определенная продолжительность страхового стажа — не менее пяти лет. Таким образом, право на трудовую пенсию связано с наличием страхового стажа, а в некоторых случаях — с наличием определенной продолжительности страхового стажа. В этом и состоит юридическое значение страхового стажа.

Содержание понятия страхового стажа раскрывается в ст. 2 Закона о трудовых пенсиях. Страховой стаж — это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Из определения страхового стажа можно выделить две группы периодов. Первую группу составляют страховые периоды, т. е. периоды работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Вторую группу составляют периоды, не являющиеся страховыми, но в силу социальной значимости засчитываемые в страховой стаж.

Страховой стаж, с учетом которого с 1 января 2002 г. определяется право на пенсию, учитывает периоды до 1 января 2002 г. и периоды после этой даты и включает в себя две названные группы периодов: страховые и нестраховые.

Страховыми являются периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся на территории Российской Федерации при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. К уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога и еди-

ного налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Иными словами, в страховой стаж включается любая работа и иная деятельность, выполняя которую на территорию России работник подлежал обязательному пенсионному страхованию.

Суть обязательного пенсионного страхования состоит в том, что работодатель обязан уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ за своих работников, денежные средства которого расходуются на выплату трудовых пенсий при наступлении соответствующего страхового случая: достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потери кормильца.

Статья 10 Закона о трудовых пенсиях предусматривает включение в страховой стаж периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, в случаях: предусмотренных законодательством РФ; предусмотренных международными договорами РФ; в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд в соответствии со ст. 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»3.

Статья 29 предусматривает добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию граждан РФ, работающих за пределами РФ и осуществляющих уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ (ПФР) за себя. Также данная статья предусматривает возможность добровольной уплаты страховых взносов в ПФР одним физическим лицом за другое. Однако следует отметить, что в данном случае периоды уплаты страховых взносов не связаны с периодами работы этих застрахованных лиц, и в силу этого, по смыслу ст. 2 Закона о трудовых пенсиях, они не образуют страхового стажа4. Например, если супруг добровольно вступает в отношения по обязательному пенсионному страхованию в качестве страхователя своей неработающей супруги и в течение пяти лет уплачивает за нее страховые взносы в ПФР, то на жену будет открыт индивидуальный лицевой счет, где образуется ее расчетный пенсионный капитал, однако по достижении 55 лет она не приобретет права на трудовую пенсию, поскольку у нее нет периодов работы или иной деятельности, образующих страховой стаж.

Вторая группа периодов — нестраховые, т. е. они не связаны с уплатой страховых взносов в ПФР, но законодатель позволяет их засчитывать в страховой стаж в силу социальной значимости или некоторых других обстоятельств. Эти периоды перечисляются в ст. 11 Закона о трудовых пенсиях. К ним относятся:

1) период прохождения военной и приравненной к ней службы. Виды службы, приравненной к военной, указываются в Законе РФ от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»5;

2) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. Речь идет о получении таких страховых пособий, как пособие по беременности и родам (право на которое возникает у женщины на основании больничного листа) и пособия по временной нетрудоспособности6;

3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности. Период ухода за ребенком может иметь место как в отношении работающего родителя и находящегося в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, так и неработающего родителя.

Право на отпуск по уходу за ребенком до полутора лет предусмотрено Трудовым кодексом РФ. В соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» этот отпуск может использоваться не только матерью, но и отцом, а также родственниками, фактически осуществляющими уход за ребенком. Этот период связан с получением ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Но следует иметь в виду, что в страховой стаж засчитывается только период ухода, осуществляемого одним из родителей. При наличии нескольких детей в страховой стаж засчитываются периоды ухода за каждым ребенком, если только они не совпадают по времени.

Ранее согласно Закону о пенсиях 1990 г. в общий трудовой стаж засчитывался период ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности. Как видно, сравнение норм прежнего и ныне действующего пенсионного закона, сократившего в два раз период ухода одного из родителей за каждым ребенком, свидетельствует об умалении пенсионных прав граждан, имеющих детей. Данная норма существенно ухудшает положение многодетных матерей (женщин, родивших и воспитавших пять и более детей до восьмилетнего возраста), а также одного из родителей инвалидов с детства, воспитавшего его до восьми лет, которым согласно ст. 28 Закона о трудовых пенсиях может быть установлена досрочная трудовая пенсия по достижении возраста 55 лет

и наличии страхового стажа не менее 15 лет. В прежнем Законе о пенсиях 1990 г. данные категории женщин также имели право на пенсию по старости на льготных основаниях, т. е. при достижении 55 лет, однако вместо страхового стажа им необходимо было иметь не менее 15 лет общего трудового стажа, в который, в частности, включались обучение по дневной форме обучения, уход за каждым ребенком (в общей сложности — девять лет). Нынешнее пенсионное законодательство делает практически недостижимым для рассматриваемой категории женщин получение досрочных пенсий по старости, так как период учебы в страховой стаж не включается, а время ухода за детьми ограничено всего тремя годами (к тому же для включения его в страховой стаж необходимо, чтобы до или после этого нестрахового периода у женщины был хотя бы один день работы);

4) в отношении безработных граждан в страховой стаж включается период получения ими пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах, период переезда по направлению Государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства. Следует заметить, что период нахождения на учете в службе занятости и период получения пособия по безработице могут не совпадать во времени. Период получения пособия по безработице ограничивается во времени и различается в зависимости от категории безработных граждан и причин их увольнения с работы;

5) следующий период, засчитываемый в страховой стаж, касается двух категорий граждан: лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, и необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных лиц. В страховой стаж включаются периоды содержания таких лиц под стражей и отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке. Засчитывая эти периоды в страховой стаж, законодатель, по-видимому, пытается компенсировать перенесенные этими лицами не по своей вине страдания;

6) в страховой стаж засчитывается период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет. Понятие трудоспособного лица не раскрывается в этой статье. При определении трудоспособных лиц следует, по-видимому, обратиться к ст. 9 ФЗ «О трудовых пенсиях», которая определяет круг нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца при назначении им пенсии по случаю потери кормильца. Нетрудоспособность граждан опре-

деляется с точки зрения возраста, состояния здоровья и некоторых других обстоятельств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С точки зрения возраста к нетрудоспособным гражданам относятся еще нетрудоспособные, т. е. дети (граждане, не достигшие 18 лет) или уже нетрудоспособные — граждане, достигшие 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины). К нетрудоспособным гражданам также относятся дети, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы (за исключением дополнительного образования) до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.

С точки зрения здоровья к нетрудоспособным относятся инвалиды любой группы. Таким образом, периоды ухода, осуществляемого нетрудоспособными лицами, по смыслу п. 6 не включаются в страховой стаж;

7) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности. Ранее в общий трудовой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости по Закону о пенсиях 1990 г., включался аналогичный период, но период вынужденной безработицы у супругов военнослужащих связывался с отсутствием у них возможности трудиться именно по имеющейся специальности. Следует также отметить, что он не ограничивался максимальным размером;

8) период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности. Все эти нестраховые периоды засчитываются в страховой стаж при условии, если им предшествовали или за ними следовали страховые периоды, т. е. если до или после них был хотя бы один день

работы. Данное условие — новелла Закона о трудовых пенсиях 2001 г. — носит дискриминационный характер.

Таким образом, в настоящее время в страховой стаж не включается целый ряд периодов, которые ранее по Закону о пенсиях 1990 г. включались в общий трудовой стаж: период обучения; период нахождения на инвалидности I или II группы, если ее причиной явилась производственная травма или профессиональное заболевание; периоды, связанные с Великой Отечественной войной.

Примечания

Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 27. Ст. 351.

Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4920. Собрание законодательства РФ. 2001. № 51. Ст. 4832.

3.2. Специальный трудовой стаж

Специальный трудовой стаж является одним из видов трудового стажа наряду со страховым и непрерывным стажем.

Специальный трудовой стаж учитывается для назначения досрочной трудовой или государственной пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста для некоторых категорий граждан, работавших в особых условиях, профессиях и местностях.

Специальный трудовой стаж – суммарная продолжительность определенного периода работы (службы), в который включаются очень ограниченные виды общественно полезной деятельности.

Порядок включения периодов работы в специальный трудовой стаж устанавливается нормативными документами, предусматривающими порядок исчисления выслуги лет тем или иным категориям граждан.

Специальный трудовой стаж учитывается при установлении:

• пенсии по старости на льготных основаниях в связи с особыми условиями труда, а также в связи с работой на Крайнем Севере;

• пенсии за выслугу лет.

Досрочная пенсия по старости в связи с особыми условиями труда назначается, как правило, при условии, если выполняемая работа (профессия, должность) предусмотрена специальными Списками, утверждаемыми в порядке, определяемом Правительством РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ.

Если работник на протяжении всей своей трудовой деятельности работал на работах с различными особыми условиями труда, допускается суммирование таких работ для определения права на пенсионные льготы, но только если правила такого суммирования прямо предусмотрены пенсионным законодательством.

При установлении пенсии по старости в специальный трудовой стаж включается не только время инвалидности вследствие увечья, связанного с производством, но и профессионального заболевания, полученного на работе с особыми условиями труда.

Особый порядок определения специального трудового стажа для досрочного назначения пенсии по старости в связи особыми условиями труда сохранен для лиц, трудившихся:

• на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах. При выработке на перечисленных работах не менее половины установленного специального стажа и при наличии требуемой продолжительности страхового стажа трудовая пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на один год за каждый календарный год такой работы;

• на работах с тяжелыми условиями труда. При выработке на перечисленных работах не менее половины специального стажа и при наличии требуемой продолжительности страхового стажа общеустановленный пенсионный возраст снижается на один год для мужчин – за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы, а для женщин – за каждые 2 года.

В этой связи Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 537 утверждены Списки производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости.

По общему правилу та или иная трудовая деятельность включается в специальный трудовой стаж в том случае, если конкретное производство, работа, профессия или должность предусмотрены соответствующим списком.

В специальный трудовой стаж для назначения пенсии по старости в связи с особыми условиями труда включаются:

• время инвалидности I и II групп вследствие трудового увечья или профессионального заболевания;

• время содержания под стражей в местах лишения свободы сверх срока, назначенного при пересмотре дела.

При определении права на пенсию по старости в связи с работой на Крайнем Севере пенсионные льготы зависят от того, протекала ли работа непосредственно в районах Крайнего Севера или в местностях, приравненных к этим районам. При смешанном трудовом стаже для определения права на пенсию каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, засчитывается за 9 месяцев работы в районах Крайнего Севера. К работе на Крайнем Севере приравнивается трудовая деятельность, дающая право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда.

Специальный трудовой стаж исчисляется календарно и подразумевает любую работу в этих районах. При досрочном назначении трудовой пенсии учитывается общий (страховой) и специальный трудовой стаж, поскольку момент назначения пенсии и ее размер всецело зависят от продолжительности этих видов стажа.

Как раньше подсчитывался специальный трудовой стаж? В календарном порядке и в льготном порядке. В настоящее время он подсчитывается лишь в календарном порядке, льготное исчисление специального стажа практически отменено полностью. Это относится к исчислению стажа за период работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к таким районам. До 1 января 2002 г. специальный трудовой стаж исчислялся за период работы в указанных районах и местностях в льготном порядке – в полуторном размере. Ныне подсчитывается по фактической продолжительности.

Ко второй категория граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, относятся педагогические, медицинские и творческие работники. Ранее им устанавливалась только пенсия за выслугу лет. Для этой категории граждан Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых трудовая деятельность засчитывается в специальный стаж, утверждены Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781.

Выслуга лет является особым видом специального трудового стажа. Виды деятельности, включаемые при исчислении выслуги лет, определяются непосредственно в Законе, а также специальными нормативными актами по каждой категории граждан, имеющих право на пенсию за выслугу лет:

• федеральным государственным служащим, гражданам из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

• военнослужащим по контракту в соответствии с Федеральным законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Роль специального трудового стажа (стажа на соответствующих видах работ) в решении вопросов пенсионного обеспечения достаточна велика. От продолжительности специального трудового стажа и правильного подсчета напрямую зависит возможность досрочного назначения трудовой пенсии, а в отдельных случаях и размер будущей пенсии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *