Спецодежда за счет ФСС условия компенсации

Содержание

Дорогие друзья, на дворе XXI век, и со всех сторон на нас сыпется огромное количество предложений различных товаров и услуг. Интернет и СМИ наполнены информацией о том, что та или иная компания предлагает лучший сервис и самый качественный товар. Среди прочих аргументов фигурирует уже привычный для нашего уха и глаза «кэшбек», который может называться как угодно, но суть от этого не меняется.

Оплачивая при помощи банковской карты продукты питания, используя на автозаправке карту клиента – да везде, где мелькают деньги, есть программы лояльности – и, как следствие, «кэшбек», часть стоимости покупки, которая вернётся на ваш счёт.

Интересно? Конечно! Реальная экономия без каких-либо усилий и вложений.

20% от ФСС

Причем тут средства индивидуальной защиты? А знаете ли вы, что наше государство также предлагает работодателям «кэшбек» до 20%, посредством Фонда социального страхования, на секундочку!

А теперь подробнее:

Основным действующим актом, регулирующими деятельность Фонда социального страхования (ФСС) при приобретении средств индивидуальной защиты (СИЗ) является Приказ № 580н от 10 декабря 2012 года. К этому приказу вышла серия изменений.

  • приказ Минтруда России № 201н от 29 апреля 2016 года
  • приказ Минтруда России № 353н от 14 июля 2016 года
  • приказ Минтруда России № 764н от 31 октября 2017 года вступил в силу с 06.01.2018

С 2017 года, компании, которые регулярно выплачивают предусмотренные законом взносы в ФСС, могут рассчитывать на получение компенсации за приобретенные средства индивидуальной защиты для работников. Но при этом вся приобретаемая спецодежда должна быть выпущена в России из отечественных материалов.

Приказ Министерства труда от 31.10.2017 №764н вносит изменения в принятую норму в части финансового обеспечения выполнения предупредительных мероприятий, направленных на уменьшение случаев травматизма на производстве и снижение риска возникновения профессиональных заболеваний работников. Они предусматривают право предприятий и организаций на компенсацию затрат на СИЗ, приобретенных для работников, занятых во вредных или опасных условиях труда. Важно учитывать, при этом увеличен перечень документов, которые необходимо представить в фонд социального страхования для получения финансового обеспечения.

Теперь только «сделано в РФ»

Введение новшеств связано с изменениями в правилах ФСС, который с начала 2018 года компенсирует затраты на приобретение средств индивидуальной защиты, изготовленных только на территории РФ.

Руководителям предприятий, рассчитывающим на компенсационные выплаты в следующем году, необходимо выполнить следующие требования:

  • приобрести спецодежду, спецобувь и СИЗ, изготовленные на территории России (норма вступила в силу 01.01.2017);
  • все изделия специального назначения должны быть выполнены из материалов российского производства (правило действует с 01.08.2017).

Как это работает

Работодатель ежемесячно отчислят в ФСС средства за всех сотрудников, традиционно до 15 числа каждого месяца.

Работодатель обязан обеспечивать сотрудников спецодеждой и СИЗ.

ФСС может компенсировать работодателю до 20% от суммы отчислений за предыдущий год.

Какие расходы подлежат финансированию за счет сумм страховых взносов?

Средства должны быть направлены на финансирование предупредительных мер:

  • проведение специальной оценки условий труда;
  • приведение уровня вредных факторов в соответствие с требованиями нормативно-технической документации и с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  • обучение охране труда и/или обучение сотрудников безопасному проведению работ;
  • приобретение работникам специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи, в том числе на основании результатов проведения специальной оценки условий труда;
  • санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и/или опасными производственными факторами.

Какие документы необходимо предоставить для возмещения средств в ФСС?

Важным условием получения финансирования за счет ФСС является грамотное оформление документации. В соответствии с требованиями нового приказа список документов был заметно расширен.

Для получения выплат каждый работодатель обязан предоставить:

1. Перечень приобретаемых СИЗ с указанием профессий (должностей) работников, норм выдачи СИЗ со ссылкой на соответствующий пункт типовых норм, а также количества, стоимости, даты изготовления и срока годности* приобретаемых СИЗ

(приказ №353н от 14.07.206)

2. Перечень СИЗ, приобретаемых с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда, с указанием профессий (должностей) работников, норм выдачи СИЗ, а также количества, даты изготовления и срока годности* приобретаемых СИЗ

(приказ №353н от 14.07.206)

Срок годности – период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению (закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей»
Дата изготовления и гарантийный срок хранения указаны на маркировке изделия!

3. Копии сертификатов (деклараций соответствия СИЗ, произведенных на территории РФ техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности средств индивидуально защиты» (ТР ТС 0911/2011)

Страну происхождения СИЗ подтверждает сертификат или декларация соответствия, а именно графа «изготовитель».

На сертификате справа (рис. выше) страной-изготовителем является Китай, ФСС откажет в возмещении средств при наличии такого сертификата.

4. Копии сертификатов (деклараций) соответствия тканей, трикотажных полотен и нетканых материалов, использованных для изготовления специальной одежды и произведенных на территории РФ техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (ТР ТС 017/2011).

Как подтверждается российское происхождение тканей, когда речь идет про спецодежду?

И здесь возникают тонкости. Согласно закону подтверждение соответствие СИЗ происходит в соответствие с ТР ТС 017/2011, но данный регламент не предъявляет требований к тканям специального назначения.

Если ткань узкоспециализированная, и в бытовом назначение применяться не может, производители могут оформить добровольный сертификат соответствия.

В ФСС понимают нелепость ситуации и принимают такие сертификаты, но в этом случае возможны варианты.

Если доказать невозможность производства некоего средства индивидуальной защиты на территории РФ, то теоретически можно рассчитывать на финансирование от ФСС и в этом случае. Но доказательная база «невозможности производства» должна быть очень серьезной.

Порядок взаимодействия работодателя с ФСС

  1. Приобретение СИЗ согласно типовым нормам за счет средств работодателя.
  2. Сбор необходимых, согласно Приказу 580н, документов и подача заявления в ФСС о возмещении средств на обеспечение работников.
  3. Рассмотрение заявления ФСС. Получение приказа на возмещение средств страхователю.
  4. Отчет в ФСС о целевом расходовании средств.

Рассмотрим на примере:

Компания за 2016 год отчислила в ФСС 5 млн рублей.

В 2017 году она может получить примерно 500 тысяч рублей из ФСС.

Откуда такая сумма, ведь возмещают до 20%?

Дело в том, что в эти 20% входят оплаты больничных, декретов и травм на производстве. Поэтому все 20% получить практически невозможно.

Интересный момент: можно получать всю сумму возмещение за приобретение одного, соответствующего требованиям ФСС, средства защиты, например, перчаток. А спецодежду – закупать без учета требований ФСС.

При учете роста объемов рынка спецодежды и средств индивидуальной защиты, а также увеличения объемов финансирования предупредительный мер ФСС, вопрос возврата средств из ФСС становится весьма актуальным и знание нюансов российского законодательства — уже необходимость.

Источник: Гетсиз.ру

Е.В. Акилова, консультант по налогам
ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

При проведении строительных работ необходимо соблюдать законодательно установленные требования по охране труда. Как должна быть организована служба охраны труда в организации? Каков порядок учета данных затрат? Ответы — в нашей статье.

Расходы на охрану труда

Согласно статье 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

В связи с их выполнением организация осуществляет определенные затраты.

…НА ОТДЕЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

Если в штате строительной компании более 50 человек, то в соответствии со статьей 217 Трудового кодекса РФ необходимо создать службу охраны труда. Вместо создания отдельной службы может быть введена должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Кроме того, руководитель организации имеет право самостоятельно осуществлять охрану труда или привлекать для этого сторонние специализированные организации. Последние обязательно должны иметь аккредитацию.

При создании службы охраны труда следует руководствоваться Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации. Служба охраны труда, как правило, находится в непосредственном подчинении у руководителя организации и выполняет следующие функции:

— контролирует выполнение работниками требований охраны труда и соблюдение законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда;

— организует профилактические работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и обусловленных производственными факторами заболеваний;

— проводит мероприятия по улучшению условий труда и др.

Обратите внимание: на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда должно отчисляться не менее 0,2 процента от суммы затрат на производство продукции (ст. 226 Трудового кодекса РФ).

Затраты на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством, включаются в состав прочих расходов (подп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). К таким расходам, в частности, относятся затраты, связанные «с направлением принимаемых на работу рабочих на прохождение инструктажа по охране труда и обучение безопасным методам и приемам работы» (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 8 октября 2007 г. № Ф04-6915/2007(38865-А27-40)).

… НА ДРУГИЕ ВИДЫ РАСХОДОВ

К таким расходам можно отнести затраты:

— связанные с обеспечением работников спецодеждой, спецобувью и прочими средствами индивидуальной защиты;

— на проведение периодических медицинских осмотров;

— компенсационного характера, связанные с возмещением вреда пострадавшим в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями;

— связанные с приобретением мыла, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с нормами;

— на приобретение молока и других равноценных продуктов.

Строительная организация в зависимости от вида произведенных затрат может включить их в состав расходов на оплату, материальных расходов труда и прочих расходов. Рассмотрим порядок учета отдельных видов расходов подробнее.

Индивидуальная защита

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ, затраты на приобретение спецодежды и других средств индивидуальной защиты относятся к материальным расходам.

Работодатель с учетом своего финансово-экономического положения может самостоятельно устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты. При этом необходимо учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

Установленные нормы должны улучшать защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнений по сравнению с типовыми нормами.

Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты для строителей утверждены приказом Минздравсоцразвития от 16 июля 2007 г. № 477*.

Расходы, связанные с приобретением спецодежды, могут быть учтены в налоговом учете в составе материальных расходов в полной сумме по мере передачи ее в пользование работникам

в соответствии с нормами бесплатной выдачи спецодежды, установленными в организации (см. письмо Минфина России от 23 апреля 2007 г. № 03-04-06-01/128).

Можно ли учесть расходы на воду?

Статьями 163, 212 Трудового кодекса РФ установлено, что работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки, обеспечить безопасные условия и охрану труда.

В то же время Налоговым кодексом РФ не установлен перечень затрат, которые относятся к обеспечению нормальных условий труда. К примеру, можно ли к таким затратам отнести расходы на приобретение питьевой воды для своих сотрудников?

По данному вопросу существует несколько мнений.

МИНФИН ПРОТИВ

В письме от 2 декабря 2005 г. № 03-03-04/1/408 на частный вопрос налогоплательщика Минфин России указал, что расходы на приобретение питьевой воды и аренду кулера могут приниматься в уменьшение суммы доходов при налогообложении прибыли только в случае, если по заключению санитарно-эпидемиологической службы вода в водопроводе не пригодна для питья. Аналогичная позиция изложена в письме ФНС России от 10 марта 2005 г. № 02-01-08/46@.

Кроме того, в письме от 26 января 2007 г. № 03-11-04/2/19 специалисты Минфина России отметили, что расходы, связанные с приобретением питьевой воды и приобретением обогревателей для административного здания, статьей 346.16 Налогового кодекса РФ не предусмотрены. Поэтому они не могут учитываться при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

СУДЬИ ЗА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Отметим, что положения главы 25 Налогового кодекса РФ не предусматривают наличия заключения санитарно-эпидемиологической службы при учете затрат на приобретение питьевой воды.

Кроме того, на работодателя возложена обязанность обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей (ст. 22 Трудового кодекса РФ). Поэтому судьи при рассмотрении данного вопроса встают на сторону налогоплательщика.

В частности, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 8 июня 2007 г. № А66-10574/2006 указано, что обеспечение работников организации бутилированной водой предусмотрено правилами внутреннего трудового распорядка организации. Следовательно, такие затраты являются экономически оправданными. Аналогичный вывод сделан и в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 29 октября 2007 г. № А29-1926/2007.

Если условия труда признаны вредными…

Некоторые виды строительных работ связаны с применением вредных химических веществ. Статьей 222 Трудового кодекса РФ определено: на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты.

Выдача данных продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов. Правда при условии, что это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.

Замена выдачи молока денежной компенсацией по желанию работника стала возможна после внесения изменений Федеральным законом от 1 октября 2007 г. № 224-ФЗ в статью 222 Трудового кодекса РФ.

Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, установлены постановлением Минтруда России от 31 марта 2003 г. № 13.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

В целях налогообложения прибыли затраты в виде суммы выданной компенсации могут быть учтены при соблюдении двух условий.

Во-первых, если эта сумма определена исходя из норм количества молока.

Во-вторых, если она соответствует рыночной цене, действовавшей в период выплаты денежной компенсации.

Указанные затраты должны соответствовать требованиям статьи 252 Налогового кодекса РФ. Они должны быть обоснованы и документально подтверждены.

Все начисления компенсирующего характера, связанные с работой в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, относятся к расходам на оплату труда (п. 3 ст. 255 Налогового кодекса РФ).

«ЗАРПЛАТНЫЕ» НАЛОГИ

При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы работника, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, а также доходы в виде материальной выгоды.

При этом, согласно пункту 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ, не подлежат налогообложению все виды законодательно установленных компенсационных выплат (в пределах норм). Следовательно, выплаты денежной компенсации взамен молока в пользу работников, занятых на работах с вредными условиями труда, не подлежат обложению НДФЛ.

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ такие выплаты не облагаются ЕСН (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29 января 2007 г. № Ф04-4385/2006 (30286-А27-37)).

С данных выплат не придется платить и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 10 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС).

Бухгалтерский учет расходов

Расходы на оплату услуг, связанных с охраной труда, в бухгалтерском учете являются расходами по обычным видам деятельности. Они признаются на дату подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг (п. 5, 7, 16 ПБУ 10/99). Данные расходы отражают по дебету счета 25 (26) в корреспонденции с кредитом счета 60. Предъявленная сумма НДС отражается по дебету счета 19 в корреспонденции с кредитом счета 60. Данную сумму НДС организация имеет право зачесть после принятия на учет оказанных ей услуг при наличии счета-фактуры контрагента (ст. 171, 172 Налогового кодекса РФ).

Ответственность за нарушение законодательства…

Ответственность за формирование системы охраны труда и ее функционирование несет работодатель. Сотрудники же подразделения по охране труда несут ответственность только в рамках выполнения своих должностных обязанностей. Эти обязанности должны быть установлены должностными инструкциями и положением о службе охраны труда.

…АДМИНИСТРАТИВНАЯ

На основании статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение законодательства о труде и об охране труда на виновное должностное лицо (руководителя организации) может быть наложен штраф от 500 до 5000 руб. Организации же грозит штраф от 30 000 до 50 000 руб. либо приостановление ее работы на срок до 90 суток (по решению суда).

Кроме того, за нарушение законодательства о труде и об охране труда к должностному лицу, ранее подвергнутому административному наказанию за аналогичное правонарушение, применяется дисквалификация на срок от одного года до трех лет.

…УГОЛОВНАЯ

За нарушение правил охраны труда предусмотрена и уголовная ответственность. Так, согласно статье 143 Уголовного кодекса РФ, нарушение правил охраны труда, совершенное лицом, на которое возложена обязанность по соблюдению этих правил, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается:

— штрафом в сумме до 200 000 руб. или в размере заработной платы осужденного за период до 18 месяцев;

— исправительными работами на срок до двух лет;

— лишением свободы на срок до года.

ОХРАНА ТРУДА…

…это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 Трудового кодекса РФ).

ООО получило от ФСС РФ разрешение направить на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в счет начисляемых в 2017 году страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве в размере 645 тыс. руб. Все денежные средства были израсходованы на финансирование предупредительных мер.
В пределах исчисленных страховых взносов на обязательное социальное страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний организация произвела расходы на финансирование предупредительных мер в IV квартале 2017 года.
Как ООО должно учитывать в налоговом и бухгалтерском учете доходы и расходы при возмещении затрат предприятия за счет финансирования ФСС РФ? Отражаются ли такие суммы в доходах и расходах в целях налогообложения прибыли?

9 февраля 2018

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В сложившейся ситуации финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, производимое в счет уплаты страховых взносов, не учитывается в целях налогообложения, как в составе доходов, так и расходов.
В бухгалтерском учете лимит средств, направленных на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма, отражается с использованием счета 86 «Целевое финансирование».
По мере фактического осуществления расходов сумма использованных средств, направленных на финансирование, отражается в составе прочих доходов.

Обоснование позиции:
Законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее — НСП и ПЗ), помимо прочего, предусмотрено проведение мероприятий, предупреждающих наступление страховых случаев на производстве и развитие профессиональных заболеваний работников (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», далее — Закон N 125-ФЗ).
В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 18 Закона N 125-ФЗ Фонд социального страхования (ФСС РФ) имеет право принимать решение о направлении страхователями в размере, определяемом ежегодно федеральным законом о бюджете ФСС РФ на очередной финансовый год, части сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (далее — предупредительные меры) осуществляется страхователями в соответствии с Правилами, утвержденными приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н (далее — Правила).
Подпунктом «г» п. 3 Правил предусмотрено финансовое обеспечение за счет сумм страховых взносов, в том числе расходов страхователя на приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ) в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ (далее — типовые нормы) и (или) на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств.
Обратите внимание, что с 1 августа 2017 года расходы страхователя на приобретение специальной одежды подлежат финансовому обеспечению, если указанная специальная одежда изготовлена на территории РФ из тканей, трикотажных полотен, нетканых материалов, страной происхождения которых является РФ (п. 4 приказа Минтруда России от 29.04.2016 N 201н).
Страхователь (организация) ведет в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представляет в территориальный орган ФСС РФ отчет об их использовании. После завершения запланированных мероприятий страхователь представляет в территориальный орган ФСС РФ документы, подтверждающие произведенные расходы (п. 12 Правил, письма ФСС РФ от 20.02.2017 N 02-09-11/16-05-3685, от 02.07.2015 N 02-09-11/16-10779).
Рекомендуемая форма отчета по использованию сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников направлена письмом ФСС РФ от 20.02.2017 N 02-09-11/16-05-3685 (приложение 1).

Налог на прибыль организаций

Пунктом 1 ст. 248 НК РФ установлено, что в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль организации признают доходы от реализации и внереализационные доходы (определяемые в порядке, установленном, соответственно, ст.ст. 249 и 250 НК РФ).
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, приведены в ст. 251 НК РФ. Доходы в виде сумм возмещения ФСС РФ налогоплательщику (страхователю) затрат на предупредительные меры в данной статье не поименованы.
В этой связи можно сделать вывод, что рассматриваемые суммы финансирования должны учитываться в составе внереализационных доходов, поскольку их перечень является открытым. При этом произведенные организацией затраты, связанные с финансируемыми ФСС РФ предупредительными мерами, могут быть учтены в составе расходов в порядке, установленном главой 25 НК РФ.
Аналогичный подход (правда, в отношении иных субсидируемых программ и мероприятий) применен специалистами Минфина России в письмах от 24.03.2010 N 03-03-06/4/31, от 19.03.2010 N 03-03-06/1/157, от 09.03.2010 N 03-03-06/1/122, от 27.10.2009 N 03-03-06/1/694, от 30.05.2007 N 07-05-06/141.
По нашему мнению, такой подход справедлив, когда ФСС РФ возмещает расходы, произведенные организацией в целях обеспечения предупредительных мер, до согласования и (или) получения средств из ФСС РФ.
В данной ситуации организация (страхователь) получила разрешение использовать исчисленные страховые взносы на НСП и ПЗ в пределах установленного ФСС РФ лимита.
По мнению представителей финансового ведомства, финансовое обеспечение предупредительных мер, осуществляемое в счет уплаты страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в ФСС РФ в текущем календарном году, не влияет на состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (смотрите письма Минфина России от 15.02.2011 N 03-03-06/2/33, от 14.08.2007 N 03-03-06/1/568).
Суды придерживаются аналогичной позиции.
Например, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 30.12.2013 N Ф04-8071/13 был отклонен довод инспекции о том, что к внереализационным доходам относится безвозмездное получение имущества, так как никакого имущества ФСС РФ обществу не предоставлялось, как и не причислялось денежных средств. Кроме того, поскольку финансирование заключается в том, что сумма расходов, осуществляемых обществом на приобретение спецодежды, засчитывается ФСС РФ в счет уплаты страховых взносов, а в НК РФ отсутствует норма, которая бы квалифицировала такое финансирование в качестве дохода, учитываемого при налогообложении прибыли, суды обоснованно отклонили ссылку налогового органа на п. 8 ст. 250 НК РФ.
Смотрите также постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.03.2013 N Ф04-569/13.
Таким образом, считаем, что указанные в вопросе суммы не учитываются в составе доходов организации в целях налогообложения прибыли.
При этом расходы, понесенные организацией за счет средств финансового обеспечения (в счет уплаты взносов на НСП и ПЗ), также не учитываются для целей налогообложения (смотрите письмо Минфина России от 24.09.2010 N 03-03-06/1/615, постановление Седьмого ААС от 27.03.2013 N 07АП-10817/12 (оставлено без изменений постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 09.07.2013 N Ф04-3020/13, определением ВАС РФ от 05.11.2013 N ВАС-14985/13 в передаче дела для пересмотра в порядке надзора отказано).

Бухгалтерский учет

Средства государственных внебюджетных фондов являются составной частью бюджетной системы РФ (абзацы второй, третий ст. 10, ст. 13 БК РФ, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.08.2010 по делу N А38-5798/2009).
Поэтому средства финансового обеспечения, в том числе в форме уменьшения обязательств по уплате взносов на соответствующий вид страхования, в бухгалтерском учете следует отразить как государственную помощь (п.п. 1, 4 и 15 ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» (далее — ПБУ 13/2000)).
Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее — Инструкция), для обобщения информации о движении бюджетных средств предназначен счет 86 «Целевое финансирование». Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
С учетом п.п. 5 и 7 ПБУ 13/2000 на дату вынесения ФСС РФ решения о соответствующем финансировании в учете организации производится запись по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 86 «Целевое финансирование».
Учитывая, что в данной ситуации получение разрешения ФСС РФ на целевое финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма предшествовало осуществлению организацией расходов, операции отражаются следующими записями:
Дебет 76 Кредит 86
— 645000 руб. — получено разрешение на финансирование предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов;
Дебет 69, субсчет «Расчеты с ФСС РФ по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний» Кредит 76
— уменьшена задолженность перед ФСС РФ по взносам на сумму фактически произведенных расходов.
Согласно п. 8 ПБУ 13/2000 бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации. Эти суммы отражаются в составе прочих доходов как активы, полученные безвозмездно (п. 21 ПБУ 13/2000).
В соответствии с п. 9 ПБУ 13/2000 суммы бюджетных средств на финансирование текущих расходов должны списываться со счета 86 в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены.
При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов (счет 98 «Доходы будущих периодов») в момент принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера с последующим отнесением на доходы отчетного периода при отпуске материально-производственных запасов в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера (смотрите также положения Инструкции о применении счетов 86 и 98).
На наш взгляд, в данной ситуации, когда организация осуществила расходы на предупредительные меры в текущем отчетном периоде применять счет 98 не нужно.
В таких случаях использование целевого финансирования отражается одновременно с признанием прочего дохода:
Дебет 86 Кредит 91, субсчет «Прочие доходы»
— использованные средства целевого финансирования списаны в прочие доходы.

Рекомендуем ознакомиться со следующим материалом:
— Энциклопедия решений. Осуществление за счет средств ФСС РФ расходов, направленных на обеспечение предупредительных мер по сокращению травматизма.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

Возмещение затрат на мероприятия по охране труда из ФСС

ФСС может возместить часть расходов на мероприятия по охране труда в рамках программы софинансирования предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний.
Для получения возмещения организациям — страхователям необходимо руководствоваться Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (Приложение к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.12.2012 N 580н).
Разъяснения как применять Правила см.:
— Письмо ФСС России от 11.04.2019 N 02-09-05/13-05-8728;
— Письмо Минтруда России от 15.03.2019 N 15-3/В-695;
— Письмо Минтруда России от 25.03.2019 N 15-3/В-794;
— Письмо Минтруда России от 21.03.2019 N 15-3/10/ФС-340;
— Письмо Минтруда России от 15.03.2019 N 15-3/В-691;
— Письмо Минтруда России от 18.12.2018 N 21-2/10/П-9349;
— Письмо Минтруда России от 14.03.2019 N 15-3/ООГ-532;
— Письмо ФСС России от 14.03.2018 N 02-09-11/14-05-5136.
Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденный приказом ФСС России от 07.05.2019 N 237.

Размер возмещения (софинансирования) мероприятий по охране труда

В соответствии с п.2 Правил, максимальный объем средств, по которым страхователь может подать заявление в ФСС на возмещение (софинансирование) рассчитывается по формуле:

Объем средств, направляемых на указанные цели, может быть увеличен до 30 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, при условии направления страхователем дополнительного объема средств на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством.
В случае если страхователь с численностью работающих до 100 человек не осуществлял два последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер, объем средств, направляемых таким страхователем на финансовое обеспечение указанных мер, рассчитывается исходя из отчетных данных за три последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году, и не может превышать сумму страховых взносов, подлежащих перечислению им в территориальный орган Фонда в текущем финансовом году.

Куда и когда обращаться?

Страхователь обращается с заявлением в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации.
Срок обращения — до 1 августа текущего календарного года.
В 2020 году, в соответствии с Приказом Минтруда России от 23.06.2020 N 365н, работодатель может обратиться с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган ФСС России по месту своей регистрации в срок до 1 октября 2020 года (п. 2 Приказа).
Заявление с прилагаемыми к нему документами (копиями документов) и сведениями представляется страхователем либо лицом, представляющим его интересы, на бумажном носителе либо в форме электронного документа (п.4. Правил).

По каким мероприятиям можно претендовать на софинансирование?

Перечень мероприятий, по которым организация может претендовать на возмещение части затрат четко ограничен в п.3 Правил.

а) проведение специальной оценки условий труда
(перечень документов для представления в ФСС см. >>>)
б) реализация мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда
(перечень документов для представления в ФСС см.>>>)
в) обучение по охране труда определенных категорий работников (включая отдельные категории работников опасных производственных объектов):
(перечень документов для представления в ФСС см.>>>)
— руководителей организаций малого предпринимательства;
— работников организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек), на которых возложены обязанности специалистов по охране труда;
— руководителей (в том числе руководителей структурных подразделений) государственных (муниципальных) учреждений;
— руководителей и специалистов служб охраны труда организаций;
— членов комитетов (комиссий) по охране труда;
— уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;
— отдельные категории работников организаций, отнесенных в соответствии с действующим законодательством к опасным производственным объектам, подлежащих обязательному обучению по охране труда в установленном подпунктом 2.3.2 Порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций или обучению по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте (в случае, если обучение проводится с отрывом от производства в организации, осуществляющей образовательную деятельность);
г) приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (пп.»г» п.3 Правил):
— средств индивидуальной защиты, изготовленных на территории государств — членов ЕАЭС, в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды;
— специальной обуви;
— других средств индивидуальной защиты (далее соответственно — СИЗ, типовые нормы) и (или) на основании результатов проведения специальной оценки условий труда
— смывающих и (или) обезвреживающих средств.

(перечень документов для представления в ФСС см.>>>)

д) санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами
(перечень документов для представления в ФСС см.>>>)

За счет взносов на травматизм можно оплатить отпуск на период санаторно-курортного лечения работника
Компания вправе зачесть в счет взносов на травматизм сумму дополнительного отпуска за период санаторно-курортного лечения работника (п.7 ст.15 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ). Такой отпуск положен работникам, получившим травму или профессиональное заболевание на производстве. Но на практике возникают споры, если компания зачла оплату за дни отпуска, выпавшие на нерабочие праздничные дни. Например, на 12 июня. По мнению ФСС, это запрещено, так как праздники не включаются в число дней отпуска (ст.120 ТК РФ). И фонд может исключить праздник из числа оплачиваемых дней и суммы не возместит.
В то же время по закону надо оплатить дни отпуска за весь период санаторно-курортного лечения работника (подп.10 п.2 ст.17 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ). И не имеет значения, что на эти дни выпали праздники. Значит, и ФСС должен возместить оплату полностью. Поэтому компании могут добиться в суде зачета оплаченного отпуска в счет взносов (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.08.2013 N А27-19609/2012).

е) проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
(перечень документов для представления в ФСС см.>>>)
ж) обеспечение лечебно-профилактическим питанием (далее — ЛПП) работников, для которых указанное питание предусмотрено Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 года N 46н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 апреля 2009 года N 13796) (далее — Перечень);
(перечень документов для представления в ФСС см.>>>)
з) приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные и (или) предрейсовые медицинские осмотры, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры или алкометры);
(перечень документов для представления в ФСС см.>>>)
и) приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов);
(перечень документов для представления в ФСС см.>>>)
к) приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи.
(перечень документов для представления в ФСС см.>>>)
л) приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно предназначенных для обеспечения безопасности работников и (или) контроля за безопасным ведением работ в рамках технологических процессов, в том числе на подземных работах;
(перечень документов для представления в ФСС см.>>>)
м) приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно обеспечивающих проведение обучения по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте и (или) дистанционную видео- и аудио фиксацию инструктажей, обучения и иных форм подготовки работников по безопасному производству работ, а также хранение результатов такой фиксации.
(перечень документов для представления в ФСС см.>>>)

н) санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством.
(перечень документов для представления в ФСС см.>>>)
Также можно возместить за счет взносов на травматизм расходы на покупку аптечек. Возмещают расходы на медицинские изделия, которые обязательно входят в состав аптечек (приказ Минздравсоцразвития России от 5 марта 2011 года N 169н).
В 2020 году можно возместить за счет сумм страховых взносов расходы на мероприятия по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (п.3.1 Правил):

а) приобретение средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок и (или) средств индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующего типа — респираторов и (или) многоразовых тканых масок), а также щитков лицевых, бахил, перчаток, противочумных костюмов 1 типа, одноразовых халатов (далее — средства защиты);
(перечень документов для представления в ФСС см. >>>)
б) приобретение дезинфицирующих салфеток и (или) дезинфицирующих кожных антисептиков для обработки рук работников (далее — дезинфицирующие средства) и дозирующих устройств (оборудования) для обработки рук указанными антисептиками (далее — дозирующие устройства);
(перечень документов для представления в ФСС см. >>>)

в) приобретение устройств (оборудования), в том числе рециркуляторов воздуха, и (или) дезинфицирующих средств вирулицидного действия для комплексной обработки транспортных средств, транспортной упаковки материалов, оборудования, продуктов, служебных помещений, контактных поверхностей;
(перечень документов для представления в ФСС см. >>>)

г) приобретение устройств (оборудования) для бесконтактного контроля температуры тела работника и (или) термометров;
(перечень документов для представления в ФСС см. >>>)

д) проведение лабораторного обследования работников на COVID-19
(перечень документов для представления в ФСС см. >>>)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *