Содержание
Расходы будущих периодов – 97 счет
Если фирма производит затраты в отчетном периоде, но относятся они к последующим периодам, то их учитывают в составе расходов будущих периодов. Такими расходами, в частности, могут быть:
затраты право использования результата интеллектуальной деятельности (например, компьютерной программы) по договору с определенным сроком действия;
расходы, связанные с подготовкой и подписанием договора строительного подряда, понесенные до его подписания;
стоимость материалов, израсходованных на пусковые и подготовительные работы;
и другие расходы будущих периодов.
Как пример, можно назвать расходы, связанные с горно-подготовительными работами, расходы по подготовительным работам к производству с сезонным характером, освоение новых производств.
В бухгалтерской отчетности с 2011 года исключена статья «Расходы будущих периодов. Поэтому правила учета таких расходов указаны в конкретных нормативно правовых актах.
В расходах будущих периодов учитываются активы, которые принесут доход в дальнейшем. Не относится к таким расходам перечисление средств в качестве предварительной оплаты денег или аванса.
Расходы учитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов», аналитика ведется по видам расходов.
Что относится к расходам будущих периодов
Традиционно под расходами предстоящих периодов на предприятиях понимают подготовительные затраты, которые придется понести организации в целях получения доходов в будущем времени. Согласно принципам существующего законодательства, по дебету могут фигурировать следующие расходные направления:
- право на пользование продуктами, относящимися к интеллектуальной собственности;
- подготовительные мероприятия и работы, например, сезонные, горные и пусковые труды;
- обслуживание кредитных обязательств;
- издержки на разработку и изготовление новых типов продукции;
- освоение новых фирм и предприятий, которые нуждаются в совершенствовании коммерческой деятельности;
- единовременные расходы, связанные с массовым набором сотрудников;
- капитальные ремонтные работы;
- арендная плата;
- процентные выплаты, начисление которых произведено на вексельную величину.
В качестве базы для отражения сумм в рамках расходного состава выступает первичный документ, который и является своеобразным подтверждением факта получения доходных поступлений в последующем времени. Это могут быть договорные обязательства, счета-фактуры, накладные и прочие идентичные бумаги.
Счет 97 в рамках бухгалтерского учета подразумевает использование отдельных подпунктов, рассмотрим их расшифровку более подробно:
- 97-1 – расходы, понесенные на оплатные мероприятия по труду будущих периодов;
- 92-2 – затраты предстоящих временных периодов на добровольное страхование сотрудников;
- 97-21 – издержки на прочие направления, которые появятся в рамках предстоящих периодов.
Как списать
По традиции списание расходных направлений, относящихся к предстоящим периодам, должно происходить в рамках одного учетного года. Исключением являются крупные затраты, которые понесены на подготовку производства, незавершенные работы, мероприятия по капитальному ремонту сооружений. Вдобавок к этому, списание затрат ни в коем случае не должно противоречить отдельным нормам и актам законодательства.
Если до закрытия и подписания бумаг бухгалтерии остается все меньший и меньший временной период, необходимо задуматься о списании этих направлений без допущения грубых ошибок.
Сделать это можно только в том случае, если соблюдать нормы действующего законодательства и грамотно выбрать методику списания ПБУ. Для этого следует обратить внимание на пример из практики.
В марте отчетного периода компания ООО «Актив» взяла право на применение прогрессивной компьютерной программы. В рамках лицензионного соглашения имеется установление о том, что программное обеспечение подлежит применению на протяжении трехлетнего периода.
Расходы на оплату права применения программы составили 21000 рублей в форме единовременного платежа. Рассмотрим несколько практических проводок, которые должен составить бухгалтер при оформлении данной операции:
- Дт 60 Кт 51 – внесение платежа в рамках лицензионного договора.
- Дт 97 Кт 60 – на сумму 21000 руб, означает фиксированный платеж за пользование ПО, который учтен в рамках состава РБП.
- Дт 20 (26, 44) Кт 97 – списание части фиксированной суммы платежа за год, она будет составлять 7000 руб.
Нормативная база
В качестве элементов нормативной базы по учетным операциям можно выделить несколько направлений. Компании при ведении бухгалтерского учета традиционно опираются на правительственные постановления, акты, нормативы, стандарты и законы. В Налоговом кодексе РФ определено, что признание расходов осуществляется в рамках того же периода, в котором они возникают на основании условий сделки.
Говоря простыми словами, в целях определения периода списания расходов налогоплательщик обязуется руководствоваться условностями документации, которая участвует в процессе оформления сделки. Если в документах указано, что расходные направления имеют отношение к нескольким отчетным годам, то осуществлять их учет при налогообложении прибыли следует на протяжении всего этого времени. Если срок не может быть определен на базе документов, компания должна заняться его определением в самостоятельном порядке.
С 2011 года как такового понятия не существует, однако счет по учету финансово-хозяйственных операций все еще имеется. В итоге получается своеобразная бухгалтерская законодательная загадка. В рамках Приказа Минфина России №186н от 24.12.2010 произошло внесение в этот счет определенных изменений. Они подразумевают классификацию по двум основным направлениям:
- В ББ больше не имеется отдельной строчки для РБП.
- Нынче списание этих расходов осуществляется по аналогии со стоимостью активов данного типа.
Согласно законодательству, данный пункт в настоящее время звучит как «расходы, понесенные организацией в рамках отчетного года, но имеющие отношение к последующим временным интервалам», и их отражение происходит согласно условиям признания активов, установленным нормативными правовыми актами. Опять же, в соответствии с действующими нормами законодательства, списание осуществляется в том порядке, который установлен для списания стоимости активов данного типа.
Ввод счета 97 в 1С — на видео.
Основные проводки
Если вести речь о расходных направлениях, связанных с ремонтными работами в отношении основных средств и активов, можно записать следующий набор проводок:
- Дт 97 Кт 25 (26) – доля общепроизводственных расходов в процессе ремонтных мероприятий;
- Дт 97 Кт 70 (69) – величина заработной платы и социальных сумм сотрудников, которые заняты в ремонтной сфере;
- Дт 97 Кт 20 (23) – эта проводка отображает долю вспомогательной производственной деятельности в процессе ремонта.
Если речь идет о списании некоторых элементов на расходы предстоящих периодов, можно сделать следующие записи:
- Дт 97 Кт 10 – материалы, находящиеся в составе расходных направлений будущих периодов;
- Дт 97 Кт 41 – товарные элементы, относящиеся к составу расходов будущих периодов;
- Дт 97 Кт 43 – готовые продуктовые единицы в рамках состава РБП.
Если рассматривать бухгалтерские записи по кредиту, можно выделить несколько основополагающих направленностей:
- Дт 08 Кт 97 – данная операция свидетельствует о том, что активы, находящиеся вне оборота, включены в стартовую стоимость;
- Дт 10 Кт 97 – запись говорит о том, что материалы, возвращенные из производственной деятельности, были приняты к учету;
- Дт 20 Кт 97 – признается направление затрат, связанное с ремонтом ОС, в рамках производственной себестоимости;
- Дт 23 Кт 97 – включается в себестоимость продукции расходная составляющая по расходам предстоящих периодов;
- Дт 29 Кт 97 – запись гласит о том, что в себестоимости признаются затраты по ремонтным мероприятиям;
- Дт 44 Кт 97 – в расходы на реализацию относятся издержки в будущих периодах, которые приходятся на текущий временной интервал;
- Дт 91 Кт 97 – списание части расходов по государственной регистрации за счет собственных активов;
- Дт 96 Кт 97 – произошло списание ремонтных затратных направлений.
Данный перечень проводок характеризует основные производственные мероприятия и операции, которые подлежат обязательному учету. В их рамках необходимо учесть все счета, чтобы отразить действия бухгалтерских специалистов и прочих сотрудников фирмы более подробно.